Michelangelo. Theories of Genius
Michelangelo. The Separation of Land and Water. Sistine Chapel, Vatican City

Эссенциальные теории

V. Эссенциальные (от лат. essentia – сущность) теории  раскрывают сущность и основные универсальные измерения гениальности, а также фундаментальные, глубинные детерминанты ее проявления.

1. Мирогенные теории гениальности

Мир-центрированный  подход раскрывает сущностные критерии гениальности исходя из качественно специфических закономерностей и особенностей ее проявления в относительно самостоятельных феноменологических мирах, уникальных, автономных сферах  реальности.
1.  Персонологическая (от лат. persona – личность, лицо) теория гениальности определяет гения, как вершину эволюции и венец творения, как самобытную, уникальную индивидуальность, как самодостаточную целостную личность, характеризующуюся экстраординарным развитием и особым сочетанием таких интегральных компонентов как интеллект, черты,  мотивация и продуктивность.
2. Харизматическая теория  (от греч. charisma – милость, дар, благодать)  утверждает, что сущностной характеристикой гения является его магический дар влияния, духовное обаяние, гипнотическая властная сила, способность  внушать, заражать, увлекать  и вести за собой людей.
3. Формообразующая, трансформативная теория – видит сущность гениальности в формообразующей мощи и в формотворческой воле гения, в его способности усмирять хаос, создавать новые символические системы, искусственные языки, художественные средства и приемы, а также свободно оперировать и играть символами,  придавать форму сырому материалу и трансформировать имеющееся содержание в более совершенное.
3.1. Игровая теория гениальности – представляет творчество гения как свободную от уз обыденности, смелую, спонтанную и  приносящую наслаждение  игру с формами, символами  и смыслами. В ее основе лежит символическое представление реальности, которое  открывает возможность осуществления особого, принципиально творческого, игрового взаимодействия с миром.
4. Деятельностная теория  рассматривает сущность гениальность с точки зрения произведенного гением творческого продукта, его объема, значительности, влияния на современников и потомков, а также  вклада в социокультурную эволюцию человечества. Согласно определению автора деятельностной (behavioral) теории  Р. Элберта (R. Albert), гений это: “Человек, который на протяжении длительного периода времени выполняет огромную работу, оказывающую существенное влияние на других людей в течение многих лет”.
5. Культуро-творческая теория напрямую связывает проявление гениальности с творчеством, которое представляет собой глубинную истинную природу гения, субстанциональный способ его существования и осуществления. В свою очередь творчество составляет саму сущность, саму ткань гениальности, в которой оно и достигает своего наивысшего и совершенного уровня проявления.
5.1. Теория универсального творческого метода утверждает, что сущностным действенным ядром гениальности служит целостная, динамичная система приемов, построенная на основе осознания универсальных пар противоположных, но взаимодополняющих друг друга механизмов творчества, которые, в свою очередь, отражают наиболее глубинные структуры, законы и тенденции существования и развития мира.

2. Универсные теории гениальности

Универсный подход к гениальности предполагает, что в ее основании лежат универсальные порождающие и смыслообразующие первосущности, которые являются метатеоретическими и сверхкультурными экспликациями Абсолюта.
1. Героическая теория гениальности рассматривает гения как героя, обладающего духовным величием, магическим даром, безграничным мужеством и бесстрашием ума, демоническим могуществом и абсолютной, ничем и никем обусловленной,  свободой  воли.
1.1. Демоническая (от др.греч. daimon – божество)  теория гениальности представляет гения как  бунтаря,  разрушителя, ниспровержителя  концепций,  ценностей, основ и устоев. Абсолютизация идей необусловленной свободы, самодовлеющей активности, борьбы и силы привела к трансформации гения-героя в гения-бунтаря и великого разрушителя.
2. Метапотенциалистская теория  (от греч. meta -после, через; от лат. potentia – сила, возможность) – видит сущность гения в его стремлении,  даре и способности  к расширению горизонтов и завоеванию новых содержательных пространств, в способности к  построению новых миров и целостностей, созданию новых концепций, парадигм и направлений в искусстве, к открытию новых смысловых измерений и распахиванию границ возможностей.
3. Теория универсальности (от лат. universalis всеобщий, всемирный, относящийся к универсуму) утверждает, что гений отличается уникальным сплавом творческих дарований, своеобразной душевной организацией, в которой отражается инвариантная структура Вселенной.  При этом сущностной особенностью гения является его универсальность, которая состоит в широте кругозора, многогранности таланта, разнообразии интересов, необыкновенной эрудиции и в способности достигать выдающихся результатов в самых различных видах деятельности.
4. Конгрегативная (от лат. congregatio – объединение) теория гениальности  предполагает, что сущность гения проявляется в его стремлении и универсальной способности к объединению различных пластов и сфер реальности, в связывании,  сближении и собирании миров, в продуктивном совмещении различных направлений, форм и жанров в искусстве.
5. Универсно-персоналистская теория (от лат. Universum – единая Вселенная ( лат. unio – единство, versum – по направлению к… или verso – крутить, вращать) и от лат. persona – личность, лицо)  гениальности утверждает, что гений обладает универсальным даром  улавливать, переживать, транслировать и воплощать в своем творчестве дух Универсума и Вечности, наполнить свои произведения, высшими общечеловеческими ценностями и предельными смыслами, а также способностью достигать состояния творческого сознания,  обретать видение реальности с точки зрения Абсолюта, воплощать это видение в реальность и передавать его другим людям.
Теория воплощения и персонификации Абсолюта и сотворчества с универсной эволюцией представляет гения как воплощение Абсолюта, персонологическое проявление сверхсознания и высшего разума, подчиняющегося категорическому императиву творчества и порождающего новые смыслы.
5.1. Императивно – субстанциональная – (от лат.  imperatum – приказ, повеление, предписание  и от лат. substantialis  -существенный, обладающий самостоятельным существованием) теория  гениальности утверждает, что гений детерминирован универсно-персоналистскими детерминантами,  которые представляют собой устойчивое резонансное взаимодействие пробужденных  внутренних творческих структур с  изоморфными созидательными планами Вселенной, слияние и застывание энергии творческого инстинкта и интериоризованного социо-культурного креатологического императива. При этом  само развертывание внутренних универсальных креативных структур, представляющее собой реализацию творческого влечения, приносит глубокое внутреннее наслаждение и подлинную высшую радость.
5.2.  Трансперсональная теория (от лат. trans сквозь, через и рersоna – личность) утверждает, что условием  гениальности является переживание тождества с «космическим разумом» и «мировой душой», способность достигать и  удерживать состояние надличностного, трансперсонального сознания, творческого  озарения и экстаза, самадхи, сатори или их психологического коррелята –высшего творческого вдохновенья.
Гениальность проявляется как умение входить в новые творческие состояния, достигать сверхчувствительности к влиянию информационных и смысловых полей, пробуждать  в себе дремлющие творческие резервы и  предельно эффективно использовать внутренние и внешние возможности.
5.3. Визионистская теория (от лат. visio – зрение, видение, представление) теория утверждает, что в основе гениальности лежит способность к универсному, целостному, планетарному,  творческому видению мира, умение воспринимать реальность во всей ее новизне, свежести, непосредственной актуальности и бездонной неисчерпаемости, способность мысленно манипулировать ее формами, сущностями и временем  и, посредством внутреннего видения и дара предвидения, генерировать изнутри самодостаточную, безусловную и независимую от старого новизну.
5.3.1. Теория универсного видения утверждает, что гениальность понимается как реализация универсного спектрального, многоуровневого, комплексного видения, основанного на комбинации различных видов видения, генерируемых универсальными первосущностями.
Оно представляет собой целостный спектр неперемешивающихся, качественно своеобразных видений, мощный ламинарный поток, включающий абсолютное, духовно-преобразующее,  эйдетическое, освобождающее, потенцирующее, холическое и  иммедиативное, а также  собственное, самобытное, индивидуальное, единственное в истории и в самом Универсуме, видение реальности.  При этом данное многомерное, тотальное, вычерпывающее все содержание бытия, видение мира, состоит в  симультанной активизации всех видов видения, а также гибкое переключение между ними, реализация каждого уровня поочередно или создание узоров лучей восприятия, в зависимости от замысла, цели или особенностей ситуации.
5.3.2. Теория творческого видения утверждает, что фундаментальным основанием гениальности, ее источником и телом является творческое видение, которое может быть легко и естественно обретено каждым человеком путем  занятия, соотнесенной с Абсолютом Творческой позиции,  достижением высшего Творческого состояния и реализацией  универсального Творческого метода. При этом гений понимается как человек, обладающий универсальным творческим видением, которое  проявляется не только как беспристрастное свидетельствование и парение над бытием и даже не как эйдетическое, сердечное, духовное  созерцание, но и как спонтанное, мощное, рассыпающееся на множество разноуровневых тонких усилий и гибких умственных действий,  как направленное манипулирование и свободная игра с образами и моделями действительности. Творческое видение гения представляет собой синтез высшего творческого состояния и творческого метода, представляющего собой целостную, изоморфную универсной порождающей матрице, систему творческих приемов.
Становление и творчество гения определяется не одним, а скорее целой системой факторов, которые интегрируются центральной историко-культурной и духовно-смысловой детерминантой – активным творческим “Я”, центром осознания, опыта и воли, субъектом самостоятельных решений и выборов на всех этапах существования и развития.