Харизматическая теория гениальности

Харизматический гений

Харизматическая теория  гениальности утверждает, что сущностной характеристикой гения является его магический дар влияния, духовное обаяние, гипнотическая властная сила, способность  внушать, заражать, увлекать  и вести за собой людей.
В традиционном смысле слова харизма (др.-греч. χάρισμα — дар от Бога) понимается как уникальный небесный дар, божественная сила, ниспосланная человеку. В христианстве харизма обозначает «дар Бога», благодать, «милость» (grace), в которой Бог являет себя человеку, как откровение, сверхъестественное проявление Святого Духа в человеке, благодаря чему, он становится пророком, сохраняющим связь с Небом и оказвающим огромное влияние на людей.
С другой стороны данное понятие связано с древнегреческими богинями красоты, грации и изящества – харитами (др.-греч. от χάρις, «изящество, красота, прелесть»), с тремя божествами воплощающими радостное и вечно юное начало жизни. Три прекрасне богини Аглая (Красота), Ефросина (радость) и Талия (Изобилие), даровали людям творческое вдохновение и обладали магическим даром притягивать к себе внимание. В этом случае акцент делался именно на особых качествах и сверхъестественной притягательности и магической силе мифических персонажей.

В связи с существованием двух трактовок понятия харизмы, можно выделить и два способа понимания харизматической теории гениальности:
1. Гениальность как дар небес. Гениальность понимается как небесный, божественный дар, обладание магической силой и уникальными способностями, а гении предстают как избранники высших сил, посланники богов. При этом, если Бог является творцом всего сущего, то и гении наделяется сверхестественными творческими способностями.
Само понятие харизмы, впервые было разработано и введено в область социологии, политики и культуры М. Вебером. Он называл харизму качеством, дарованным Богом. «Харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается, как одарённая сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям. Она рассматривается как посланная богом или как образец».
2. Гениальность как магическая сила, сверхестественная способность влияния на людей и окружающий мир.  Наиболее ярко выраженным свойством харизматической личности, рассматриваемым в социальном плане является необыкновенное личное обаяние, способность воодушевлять, вдохновлять, заряжать энергией других людей, увлекать и вести их за собой. Так, по мнению Д. Саймонтона, сущностными характеристиками гения являются способность воздействовать на массы, способность мобилизовать людей и объединять нацию вокруг общих целей, возглавлять борьбу в критических ситуациях.
О особых «божественных качествах» выдающихся людей говорили еще Платон и Аристотель. Б. Спиноза называл эти качества  «божественной добродетелью», а Кант, Гегель и Фербах  видели их истоки в исторической деятельности, обусловленной внеличностными основаниями.
К харизматическим качествам М. Вебер относил магические способности, дар пророчества, исключительные волевые качества. способность воздействовать на людей с большой эмоциональной силой. Харизматическое лидерство, -считал он, – основано на преданности и исключительной святости, героизме, творческой революционной силе, признании личной миссии и “едином взгляде на мир, вытекающем из сознательно интегрированного осмысленного отношения к жизни”.
Н.О. Лосский утверждал  что сущность окружающей действительности составляют сверхвременные «идеальные личности», «субстанциональные деятели», связанные между собой, а также со сверхмировым началом, а Л.Н.Гумилев говорил о существовании особых пассионарных личностей, характеризующихся переизбытком живой энергии, вызывающей непреодолимое внутренне стремление к деятельности,  направленной на достижение счастья современников.
По мнению Д. Гранина, гении представляют собой «вспышки Природы», совершенно особую породу людей, обладающих врожденной способностью получать из внешней среды огромную энергию и направлять ее на изменения и творчество. В самой природе гениальности есть нечто мистическое, недоступное логике, какое-то исходящее из глубин подсознания чутье, закономерности которого неизвестны. Их стремление к творчеству определяет духовность, воодушевляющая их вера, умение подчинять себя служению высоким общественным идеалам.

Харизматическая личность это как правило, обаятельный, творческий, успешный и уверенный в себе человек, который  способен, вызывать преклонение и безусловную веру в свои возможности,  внушать чувство благоговения окружающим его людям и  оказывать на них глубокое и необычайное влияние. По мнению Дж. Конгера харизматические лидеры отличаются чувствительностью к среде и окружающим, высоким уровнем личного риска, а главное умением формулировать и сообщать свое видение, создавать атмосферу доверия и приверженности и добиваться совместного достижения этого видения. Они обладают способностью распостронять сложные идеи в виде доступных,  эмоциональных сообщений – притч, символов, аналогий и метафор.
Н. Тичи и М. Деванна выделили следующие черты трансформационных лидеров:
1) Они считают себя носителями перемен.
2) Они обладают смелостью и мужеством.
3) Они верят в людей.
4) Ими движут фундаментальные ценности.
5) Они всю жизнь учатся.
6) Они способны справляться со сложностями, неопределенностью и двусмысленностью.
7) Они обладают видением перспективы.

По мнению А. Сосланда харизматическая личность для осуществления своего влияния использует следующие стратегии:
1) Отличаться от других.
2) Пережить озарение.
3) Удивить сторонников.
4) Придумать ритуал.
5) Победить врагов.
6) Проявить самостоятельность.
7) Пробудить особые эмоции.

Ключевыми качествами харизматических гениев является жажда деятельности, прилив творческих сил, воодушевление, творческое вдохновение, склонность к душевным порывам, а также способность заряжать своей энергией других людей и вести их за собой.
Гения отличает осознание своей миссии, высокий творческий потенциал, проявляющийся в нестандартных, оригинальных, качественно новых решениях и действиях, а также мощное, планетарное, преобразующее и в тоже время убедительное и понятное  видение.
Харизматического гения отличает способность создавать видение, связанное с высшими ценностями и дар сообщать его другим, посредством эмпатии и вдохновляющей мотивации, а также реализовывать его, в синергетическом взаимодействии с другими людьми.
Появление и утверждение харизматических личностей определяется не только внутриличностными, но и социокультурными факторами. Гении  рождаются в ситуациях  социальные кризисов, в периоды обострения борьбы и назревания радикальных изменений в обществе, а также определяются наличием адептов и преданных последователей, которые разделяют их мировоззрение  и миссию.

Отличительной чертой харизматического гения является то обстоятельство, что он  использует свою  высокую потребность в лидерстве и власти, как средство  достижения высших целей, как инструмент преобразования окружающего мира.
Гений создает вокруг себя креатогенную атмосферу, вдохновляет окружающих, усиляет их способности самоотдачу, пробуждает творческий потенциал,  концентрирует энергию и силы и тем самым, самым продвигает окружающих и окружающие объекты к идеалу.  Обладая магической, духовной аурой, харизматический гений заражает окружающих своей верой и энергией, пробуждает их духовные силы, оставляя после себя множество сторонников и последователей.
Харизматические лидеры чаще всего рождаются в переломные эпохи, в экстремальных исторических условиях. Они совершают героические свершения и революционные преобразования, трансформируют устаревшие традиции и законы.
Творческие харизматические гении являются являются ключевыми фигурами эволюции культуры и орудиями прогресса, их отличает необыкновенная продуктивность, значимость свершений, их харизма поддерживается, растет и усиливается успехом историческими и судьбоносными результатами творчества.

Харизматические гении являются основоположниками новых религий, новых направлений в искусстве и научных школ.
Дополняя список харизматических личностей, данный Вебером, можно предположить,  что харизмой обладали основатели мировых религий и религиозных направлений (Моисей, Будда, ХристосМухаммед, Лютер, Кальвин), великие полководцы (Александр Македонский, Навуходоносор, Цезарь, Тамерлан, Чингисхан, Жанна Д’Арк, Наполеон) и выдающиеся политики (Авраам Линкольн, Петр Великий, Махатма Ганди, Уинстон Черчилль, Мартин Лютер Кинг, Джон Кеннеди, Фидель Кастро).
В то же время влияние гения на других людей может быть и опосредованным и осуществляться через его жизнеописания, биографии, дневники,  произведения, которые могут пробуждать творческие силы, вдохновлять и возвышать  человека. «Не может быть гения без длительно воздействующей продуктивной силы» – писал И.В. Гете.
«Если Наполеон увлекает за собой силой воли, – считал Ж. Гюйо, – то Корнель и Виктор Гюго увлекают не менее, но другим способом» . Среди художественных гениев, обладающих харизмой, можно выделить – Гете, Верди, Гюго, Толстого, Пикассо. Влияние гения на человечество не знает пространственно-временных границ и может даже усиливаться со временем.