Механизмы творчества в дзэн-буддизме

Специфика реализации механизмов творчества в дзэн-буддизме

Можно условно упорядочить живые потоки дзэнской практики и искусства с помощью системы комплементарных связок универсальных механизмов творчества: идеализации–проблематизации, децентрации-симплизации, идентификации-медитации, самоактуализациии –персонификации.
Качественное отличие проявления творческих механизмов заключается в том, что каждому из них соответствует не только противоположный комплементарный, но и единый с ним дихотомический. Именно единство механизмов А и не-А, проявляется как их попеременная реализация, пульсация и живое дыхание сущностей, вещей и процессов.

 Таблица 4. Генеративная матрица универсальных механизмов творчества в креатологии

Идеализация – поиск, видение и раскрытие идеальной сущности объекта,  мысленное конструирование его совершенного образа Проблематизация – поиск и определение ключевых противоречий объекта, восприятие его недостатков, пробелов, дисгармоний и несовершенств
Децентрация – изменение подходов, точек зрения на объект, процесс мысленной замены привычных связей, преодоление инерции, стереотипов, шаблонов и функциональных фиксированностей, продуцирование нестандартных идей и неожиданных решений Симплизация – предельное упрощение и прояснение сущности объекта, избавление от всего запутанного, временного, несущественного,  достижение легкости, ясности и прозрачности формы и в то же время  глубины, сжатости  и точности содержания
Идентификация –  отождествление себя с другими людьми и объектами окружающего мира,  активное вживание в них,  погружение в объекты живой  и неживой природы, перенесение себя в их   время, пространство и причинность, а также  переживание своих связей и отношений с ними Медитация –отрешенность и чувственная изоляция от внешнего и  внутреннего мира,  отстранение и дистанцирование от объектов взаимодействия,  бесстрастное и свежее восприятие  их сущностей, связей, красоты и симметрии; достижение состояния углубленной сосредоточенности
Самоактуализация наиболее полная и свободная реализация личностью своих внутренних возможностей и творческих резервов, целостное самоосуществление, искреннее, спонтанное самовыражение,  свободное проявление и утверждение своего истинного Я Персонификация сознательное наделение объектов внешнего мира субъектностью, самостоятельностью и активностью, предоставление им права на свободную активность, самозабвенное подчинение миру, пробуждение объектов, использование их энергии и возможностей

В этом заключается парадоксальная логика буддизма, утверждающая, что А есть А и А есть не-А, что только исчезая можно стать собой, отказываясь от малого я, можно обрести истинное Я, отрекаясь от мира, можно проникнуть в мир, что только растворившись в Ничто, можно обрести истинное Бытие, стать единым с Целым и что подлинное «вовлечение» возможно на основе истинного «не-нахождения».
Идеализация. Так как каждый механизм в дзэне проявляется в единстве со своим дихотомическим проявлением, то идеализация и не-идеализация выступают как единый разворачивающийся изнутри поток, как высшее качество единой динамичной реальности. Дзэн принципиально противится абсолютизации, гипераксиоматизации и завышению ценности объектов, созданию непререкаемых авторитетов и кумиров. С другой стороны он основывается на внутренней идеализации, то есть на видении и открытию идеальных сущностей, изначального просветления и природы Будды во всех вещах и явлениях окружающего мира.
Говоря о теории кёдзицу-химaку рон, согласно которой истинное выражение обыденных вещей возможно только при придaнии им хaрaктера небытийных Хисaмaцу писал, что кёдзицу ознaчает “избегaть досконaльности. Если действительным вещaм придaть хaрaктер небытийных, можно достичь идеaлa прекрaсного». Именно в нераздельности реального и идеального, – продолжал автор, заключается своеобразие японского искусства.
Проблематизация в дзэне понимается как мгновенное схватывание предельно противоположных дихотомических сущностей, которое выражается универсальным определением: «Форма есть пустота и пустота есть форма». Данная формула, – по мнению Д.Т.Судзуки, – вызывает поток сознания. В свою очередь достижение новой ступени «форма есть форма и пустота есть пустота», вызывает остановку этого потока. «Остановить поток своего сознания не значит прекратить действие сознания. Это означает, что поток сознания пронизывает всё ваше тело. Сознание следует за дыханием». Обратная сторона проблематизации, предстоящая как «не-проблематизация» проявляется как решение проблемы путем избавления от ума, который и создает эти проблемы, а впоследствии и отрицании самого «я», как носителя ума. При этом осуществляется решение сущностной проблемы, которое ведет к элиминации множества второстепенных, ложных и искусственно созданных проблем. При этом как в Махаяне Нагаруджи, так и в учении патриарха чань-буддизма Хуайнэна разрешение всех противоположностей и противоречий совершается в Пустоте и при помощи пустоты.
Децентрация предстает как радикальное разрушение всех шаблонов и стереотипов, выход за пределы видимостей и конвенций, уничтожение иллюзий и ловушек ума, как решительное очищение места для проявления истинной природы. Ошо сравнивал дзэн с львиным рыком, преодолением и бунтом. «Это единственный бунт против ума, против личности, единственный бунт, сметающий все ограничения, которые держат вас в тюрьме, и дающий квантовый скачок в ничто». При этом одновременно реализуется дихотомический механизм «не-децентрации», который проявляется как проявление и достижение неподвижного центра, как возвращение к своей истинной природе, к состоянию отстраненного всепроникающего свидетельствования и принятия внешнего и внутреннего мира такими как они есть.
Симплизация или реализация принципа простоты является основополагающим эстетическим принципом, ведущим жизненным правилом и эстетическим идеалом дзэн. Художник и теоретик искусства Тоса Мицуоки утверждал: “Во всех типах живописи – цветной или монохромной – простоту делай руководящим принципом. Рисунок лучше оставлять незавершённым. Эффективнее заполнять предметами одну треть фона. Если имеешь дело с поэтическим сюжетом, не раскрывай его подробно, лучше оставь его значение не высказанным до конца. Белая поверхность – тоже часть изображения. Оставляй белое пространство и заполняй его значительным молчанием….”. В то же время видимая простота скрывает в своей глубине все богатство, творческую силу и полноту совершенства каждой вещи и сущности. Основной чертой дальневосточного искусства, -пишет Е.Е. Малинина, является: «лаконизм, предельная простота, максимально сжатая форма в сочетании с глубиной заложенного в ней смысла, богатстве скрытого в ней философского содержания».
Идентификация или отождествление себя с внешним миром, слияние с природой и самозабвенное проникновение в душу вещей, является онтологической основой и условием всех видов восточного и западного искусства и творчества. “Если предмет и я существуем раздельно, истинной поэзии не получится”, – писал Мацуо Басё. «Учись сосне у сосны,-продолжал поэт, бамбуку – у бамбука. Истину не узнаешь, если будешь следовать за собой. Учиться – значит проникать в сердце вещи; открой ее душу, сопереживай, тогда и родятся стихи».
Об этом же говорил и Д.Т.Судзуки: «Стать бамбуком и забыть, что ты с ним одно, когда рисуешь, – это дзэн бамбука, это движение вслед за “ритмическим движением духа”, который живет в бамбуке так же, как и в самом художнике… Дзэн фактически выразил эту мысль в следующих словах: “Единый во Всем, и Все в Едином”. Когда это понимается до конца, рождается творческий гений».
Механизм идентификации, эмпатии, сопереживания, вживание в роль и перевоплощение в образ всегда лежал в основе актерского искусства. Драматург и теоретик театра Дзэами Мотокиё (Сэами) усовершенствовал и наполнил новыми смыслами имеющий многовековую традицию принцип «мономанэ» – «подражание вещам». Так он писал: «Такие вещи, как элегантность или мужество, не существуют сами по себе, они существуют лишь в вещах и потому, чтобы показать стойкость сосны, нужно стать сосной». Искусство подражания и вхождения в роль, он описывал помощью понятия нарииру («вхождение, обращение»). При этом Дзэами говорил, что необходимо «сначала — стать (нарииру) предметом изображения, затем — походить на него в действии». В то же время именно в данном слиянии, растворении с природой пробуждается подлинная внутренняя природа художника, рождается его высшее творческое «Я».
Кроме этого социальное творчество в буддизме основывается на взаимодополняющих противоположных механизмах, один из полюсов которых выражается группой: мета (любящая доброта), сострадание, сочувственная радость, а другой –беспристрастностью.
Медитация как механизм противоположный идентификации проявляется как отстранение от всех феноменальных миров и, в первую очередь от внутреннего мира и собственного эгоистичного «я». Медитация как один из механизмов творчества проявляется как дистанцирование не только от внешнего мира, но и от своего тела, эмоций и ума, что позволяет обрести отстраненное, беспристрастное и предельно рецептивное состояния свидетеля. Как писал Ошо: «Это свобода от всех социальных структур. Это свобода даже от самого себя. Это чистая свобода. В этой свободе возникает все созидательное. Все прекрасное распускается… все значительное». При этом само отстранение и освобождение от феноменальных миров, является условием подлинного вовлечения в существование целого, гармоничного созвучия с абсолютной реальностью.
Самоактуализация. Творчество в дзэне представляет собой чистую спонтанность, искреннюю самоотдачу, полное погружение в действие и свободную импровизацию. “Создание стихотворения должно происходить мгновенно, как дровосек валит могучее дерево или как воин кидается на опасного противника…”, – писал Басё. При этом самоактуализация понимается как реализация эмоционально-смыслового ядра творчества, которое представляет единство с духом природы, переживаемое в состоянии сатори. В этом смысле она проявляется как спонтанное непринужденное выражение внутреннего духа, глубинного переживания и эмоционального отклика на многообразные влияния истинных сущностей вещей и событий. В то же время спонтанность в дзэн-буддизме проявляет свою творческую сущность в единстве с «не-спонтанностью», которая понимается как нуменозное переживание воздействия внешней силы, духа вещей и природы.
Персонификация понимается как предоставление всему права на собственное уникальное существование, как тотальное отпускание мира и самого себя, позволение всему просто быть и быть самим собой. Персонификация состоит в видении всех окружающих объектов как живых существ имеющих душу, в признании их самобытности и собственных, независимых путей осуществления. В то же время это предоставление свободы и отпускание собственного ума, освобождение потока мыслей, переживаний и впечатлений, отказ от попыток уцепиться и удержаться за них. По мнению Д.Т. Судзуки необходимо позволить своим мыслям приходить и уходить, смотреть на них, как если бы они принадлежали кому-то другому. Автор прямо провозглашал: «не старайся достичь просветления, а просто отпускай всё происходящее».
Важнейшими мировозренческими и художественными принципами японского искусства является ненарушение естественного хода событий, отказ от любых трансформатвных устремлений, насильственных модификаций внутренних, природных форм вещей явлений, бережное сохранение и раскрытие их естественности и природной первозданности. При этом оригинальность и неповторимость художника проявляется не в передаче и утверждении своих субъективных оценок, мнений и переживаний, а в раскрытии своей внутренней первозданной уникальности, которая едина с первичной безыскуственной сущностью вещей.
Реализация дихотомического механизма «не-персонификации» возвращает художника к исходному буддистскому принципу взаимозависимого возникновения лишающего вещи их неизменной сущности, ведет к пониманию творчества как бессубъектному, взаимному порождению вещей.