Метапотенциалистская теория гениальности

Гений как творец новых возможностей

2. Метапотенциалистская теория (от греч. meta – после, через, от лат. potentia – сила, возможность) – видит сущность гения в его стремлении и  даре к открытию новых содержательных пространств и расширению жизненных горизонтов, в способности к  построению новых миров и целостностей, к созданию новых смысловых измерений и распахиванию границ возможностей.
Согласно данной теории гений предстает как первооткрыватель новых миров, систем и сущностей, как демиург и творец  реальностей принципиально нового типа, как создатель новых картин мира, парадигм и творческих методов, как основоположник принципиально новых дисциплин концепций в науке,  оригинальных направлений и стилей в искусстве, как основатель империй, городов, новых научных школ, движений и партий.
Гений – первооткрыватель прорывается в новые, ранее неисследованные сферы, выходит за пределы наличного бытия, смело взлетает над привычным и обыденным. Он  не просто совершенствует актуальную реальность,  но создает новые миры, не просто эффективно решает проблемы, но ищет и формулирует новые, не просто реализует наличные цели, но видит и определяет те, о которых еще никто не догадывался.  Его отличает фундаментальная новизна идей, революционность открытий и исторический масштаб свершений, которые приводят к переворотам в науке и искусстве, к открытию новых эпох и распахиванию пространств и горизонтов.
В основе творческих достижений гения-первооткрывателя лежит мучительное переживание им ограниченности и незавершенности актуальных и знаемых миров, головокружительное осознание смысловой бесконечности,  изобилия и динамической  неисчерпаемости Универсума. При этом его существование наполняется зовом таинственных пределов и вычерчивается манящими линиями новых горизонтов. Гений мысленно создает гармоничное целое, а затем его заполняет, пробуждая в нем новые свойства, скрытые потенции и возможности, смело раздвигает рамки и дает свободу своим действиям, закладывает фундамент и потом  выстраивает здание, распознает в  глыбе мрамора прекрасную девушку, а затем отсекает все лишнее. Гении открыватели, – пишет А.В. Шувалов, – изменяют границы своей психической реальности, выходят за рамки существующей культуры, обогащая её, тем самым расширяют опыт человечества.
Метапотенциалистская теория утверждает, что сущность гениальности состоит не  столько  в предельно полной реализации всех внутренних и внешних возможностей, сколько  в поиске и создании качественно новых, невидимых с позиции актуального деятеля, возможностей. При этом гений владеет искусством «овозможнивания» реальности, а его взаимодействие с миром развертывается по пути возрастания степеней возможного по отношению к наличному бытию (М. Эпштейн)
В. Франкл подчеркивал ограниченность «потенциалистского» подхода, предполагающего развертывание, актуализацию врожденного потенциала личности. Если личность делает самореализацию своим намерением, она теряет себя – писал  В. Франкл, – «дело не в осуществлении каких-либо возможностей, а, напротив, в осуществлении необходимости-того единственного, что нужно в данный момент. Дело в том, чтобы стремиться всякий раз не к возможному, а к должному». Истинное существование возможно только в процессе преодоления самого себя, в выходе в мир существенно большего и богатого  человеческого бытия.
При этом А.Н. Леонтьев отмечал эволюцию  «потенциалистской» парадигмы гуманистической психологии, основывающейся на   актуализации врожденного потенциала, в сторону  экзистенциальной теории рассматривающей само существование человек как “трансцендентальную возможность” (Н. Аббаньяно) и проект собственных возможностей ( М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр).
Так, А. Маслоу в своих последних работах в качестве центрального признака самоактуализирующейся личности выдвигал понятие миссии личности, посвящения себя какому-то значимому и стоящему делу, к которому человек ощущает призвание. Возможно, в других культурах существуют и другие пути, но в западной культуре этот путь единственный. «Все счастливые люди, которых я знал, были люди, хорошо работавшие над чем-то, что они считали важным».
Н. Аббаньяно вслед за М. Хайдеггером рассматривал возможность как важнейший экзистенциал бытия. В то же время он считал, что сами возможности неравнозначны, а подлинной является та, которая постоянно упрочивается в своем бытии, то есть  возможность самой возможности или “трансцендентальная возможность”. Возможность –это всегда открытость будущему, она выступает не как потенциальность, которая неизбежно должна реализоваться, но как метод поиска.
Принципиальное различие между «потенциалистской» и метапотенциалистской» теориями гениальности состоит в  позиции, в расположении центра видения и понимания, который может находится как в сфере актуальности, проблемности и дефицита, так и в пространстве успешных результатов, идеальных возможностей и изобилия.  Сущность категории возможность может быть понята только в более широкой потенциалистской парадигме, в которой онтологизируется сама категоря возможности, а все бытие, вся реальность сосредоточивается в возможном.
Испытывая непреодолимое стремление и жажду обретения новых возможностей гении пионеры, первооткрыватели, родоначальники, основоположники и основатели реализуют свои желания и внутренние императивы  несколькими  путями:
1. Ищет и открывает новые земли, континенты и пресыщенные качественно новыми возможностями пространства.
2. Создает новые целостные системы, модели, концепции и сферы реальности, самостоятельные миры, самодостаточные, органические структуры, способные к самодостраиванию, саморазвитию и порождению новых возможностей.
3. Создает виртуальные, игровые, вымышленные реальности, новые возможные миры и вычерпывает, свободно использует их принципиально новые, неожиданные и самораскрывающиеся возможности.
4. Потенциирует, «овозможнивает» актуальные миры и реальные объекты, выискивает, открывает их бесконечные, скрытые возможности, наделяет их новыми потенциями путем изменения позиций восприятия и  творческой, игровой манипуляции их качествами и формами. В то же время он не только способен видеть актуальное в каком-то новом свете, но и различать и интуитивно схватывать нечто глубинное и принципиально новое.

1. Гении – пионеры и первооткрыватели.
К гениям первооткрывателям новых земель и континентов, к отважным исследователям расширившим границы вселенной относятся Лейф Эриксон, норвежский мореплаватель и правитель, который первым из европейцев, примерно в 1000 году, посетил Северную Америку, Марко Поло – венецианский путешественник первым из европейцев исследовавший в 1271—1295 годах Внутреннюю Азию, Христофор Колумб, открывший в 1492 году Америку (Новый свет), Васко да Гама португальский исследователь, первый европеец, который в 1497-1499 годах совершил морское путешествие в Азию, Америго Веспуччи – итальянец, именем которого была названа Америка (имя было предложено в 1507 в книге, описывающей его путешествия и упомянуто на всеобщей географической карте в 1520 г.), Фернан Магеллан, совершившей первое известное кругосветное путешествие (1520-1522), Джеймс Кук, который возглавлял три кругосветные экспедиции по исследованию мирового океана в 1768 -1779 годах.
При этом внутренним источником движения гениев первооткрывателей к новым землям, как это хорошо видно на примере Колумба, был скорее не инстинкт свободы или стремление к преодолению границ, но, в большей мере, поиск новых возможностей и часто, вполне реальных материальных богатств и ресурсов.

2. Родоначальники самостоятельных сфер культуры, принципиально новых научных дисциплин, направлений и стилей в искусстве, основоположники религий, концепций и институций.
К генииям родоначальникам, относят тех великих личностей, которые положили начало развитию новых содержательных пространств, важнейших сфер культуры, которые послужили основоположниками мировой и национальных литератур, музыкальных и живописных школ и направлений.

2.1. Демиурги и культурные герои. При этом термин родоначальник имеет более фундаментальные смысловые коннотации и соотносится с демиургами (от греч. dnmioyrgos – ремесленник, мастер, созидатель), мифологическими культурными героями и общими предками.
Е.М. Милетинский, в большей мере основываясь на философии неоплатоников и гностиков, считал, что демиурги выступают в образах богов –созидателей, творящих мир двумя способами : путем изготовления –как египетский бог Хнум , который создавал мир и людей на гончарном круге и посредством идеальных магических превращений – как египетский Птах, создающий мир “языком и сердцем” или словесным называнием.
Демиург, – считает Е.М. Милетинский, изготавливают ранее не существовавшие объекты, и в этом смысле он сопоставим с культурным героем, выступающим, как правило, помощником верховного божества, открывающим и добывающим то, что уже существует, но удалено и скрыто. Культурный герой – это мифический или реальный персонаж, наделенный магической силой великий созидатель и исследователь, действующий по инициативе высших сил. Культурные герои смелы, отважны и изобретательны, обладают сверхъестественной созидательной силой, но, в то же время они не сакрализованы и живут в реальных мирах и эпохах. Их миссией является изобретение, создание и добывание для людей таких благ культуры, как огонь, орудия труда, язык и письменность, а также формирование социальных организаций и обучение людей ремеслам и искусствам. К культурным героям относятся и выдающиеся исторические личности, жизнь и творчество которых стали легендарными, мифологизировались и были превращены в культ. К таким гениям можно отнести Моисея, Фалеса, Александра Македонского, Чингисхана, Пифагора, Леонардо, Микеланджело, Шекспира, Гете, Наполеона, Канта, Неру, мать Терезу, Грету Гарбо, Элвиса Престли.
Культурный герой может также играть роль первопредка, дающего начало роду. Так в иранской мифологии Гайомарта, считают родоначальником человечества, а в мифах древних греков – Девкалиона, сына Прометея прародителем всех людей, а Бел (Belus) – родоначальником героев. При этом реальных культурных героев называют родоначальниками и «отцами» открытых, изобретенных и созданных ими принципиально новых систем, концепций и направлений. Так Эсхила считают отцом трагедии, а Аристофана – комедии, Аристотеля –отцом логики, Гиппократа – отцом медицины, Джордж Вашингтона, Бенджамина Франклина, Томаса Джефферсона и Александра Гамильтона называют отцами основателями США, Макса Планка и Нильса Бора называют отцами квантовой механики, а Тима Бернерса-Ли, Пола Бэрана и Винта Серфа – отцами интернета.

2.2. Основоположники национальных литератур. Отдельно можно выделить яркую плеяду гениев родоначальников и создателей, послужившими основоположниками национальных литератур.
Так Гомер был родоначальником греческой и всей европейской литературы, Данте – новой итальянской, Рабле – французской, Дж. Чосер и Шекспир – английской, Йост ван ден Фондел – голландской, Вашингтон Ирвинг – северо-американской, Михай Эминеску – румынской, метрополит Варлаам – молдавской, Шандор Петёфи и Кальман Миксат –венгерской, Шолом-Алейхем – еврейской на языке идиш.
Готхольд Лессинг считается основоположником немецкой классической литературы, Иоганн Гете —родоначальником немецкой литературы Нового времени, а Игнац Франц Кастелли является одним из основоположников литературы на австрийской разновидности немецкого языка. У истоков испанской поэзии стоял Гонсальво де Берсео, основоположником испанской прозы принято считать короля Кастилии Леона Альфонса Х Мудрого, а родоначальником классической литературы М. Сервантеса.
Основоположниками шведской литературы называют Улоф Далина, Эсайса Тегнера и Юхана Аагуста Стриндберга, датской литературы Кристьеран Педерсена, Андерса Кристенсена Арребо и Людвига Хольберга считающегося также одним из основоположников норвежской литературы.
Среди основоположников национальных литератур, которые впервые перевели Библию на родной язык были Микаэль Агрикола – родоначальник финской литературы, Кристьерн Педерсен основоположник датского литературного языка, Мартинас Мажвидас один из основоположников литовского языка, Николаус Рамм основопопложник латышской литературы. При этом Алексис Киви считается основоположником финской реалистической литературы, а Фриидрих Рейнгольд Крейцвальд основателем эстонской литературы.
Родоначальником русской литературы был Александр Пушкин, украинской – Иван Котляревский и Тарас Шевченко, польской – Адам Мицкевич, сербской – св. Савва, болгарской – Петко Рачев Славейков, а чешской – Франтишек Ладислав Челаковский и Я.Колар.
Родоначальниками арабской литературы были Башшар ибн Бурд и Абдал- лах ибн аль-Мукаффа, персидско-таджикской – Рудаки, узбекской – Алишер Навои, турецкой – Ибрахим Шинаси, Намык Кемаль, казахской – Аба́й Кунанба́ев, азербаджанской – Гасаноглы Иззеддин, грузинской – Шота Руставели. Месроп Маштоц был создателем армянского алфавита, Абовян Хачатур родоначальником новой армянской литературы.
Родоначальниками индийской литературы являются поэтесса Андаль и поэт Маниккавасахар, творившие на тамильском языке, Чанд Бардаи, писавший на древнем языке дингале, Видьяпати (Биддепоти), который писал на майтхили и на санскрите, Кабир и Кешавдас творившие на хинди, Сурдас, который писал на брадже (диалекте западного хинди), поэтесса Мира Баи, которая писала на брадже, раджастхани и гуджаратском языках, Сенапати Факирмохан, считающийся основоположником орийской литературы и Бханубхакта Ачарья -литературы на языке непали.
Родоначальником японской литературы считается китайский монах И-шань И-нин, а Сайкаку, Ки-но Цураюки и Цубоути Сёё основоположниками классической , а Натсумэ Сосеки и Акутагава – родоначальниками современной японской литературы. Лу Синь является основоположником современной китайской литературы, а Марко Картодикромо – современной индонезийской литературы.

2.3. Литературные направления. Кроме этого можно выделить ряд гениев, которые послужили основоположниками отдельных литературных направлений и жанров, среди которых – братья Ж. и Э. Гонкур родоначальники психологического имперессионизма, Марсель Пруст один из основоположников европейского литературного модернизма, Фрнц Кафка –родоначальник литературы абсурда, Эдгар По и Артур Конан Дойл родоначальники современного детектива, а Жюль Верн и Герберт Джордж Уэллс – жанра научной фантастики.

2.4. Направления в живописи. Среди художников, можно выделить Джотто, который революционно ввел в живопись третье измерение, Питера Пауэла Рубенса основоположника фламандской школы живописи барокко, Жорж Пьер Сёра основателя неоимпрессионизма, Эдвард Мунка родоначальника немецкого экспрессионизма, В.В. Кандинского одного из основоположников абстрактного искусства.

2.5. Основоположники в музыке. В музыке можно выделить Л. Бетховена – родоначальника нового симфонического жанра и героического стиля исполнения, Й. Гайдна – родоначильника венской классической симфонии и струнного квартета, Глинку родоначальника русской классической музыки, К. Дебюсси – родоначальника импрессионизма в музыке и Сэма Кука – родоначальника музыки соул.

2.6. Основоположники в науке. Фалеса считают родоначальником античной, а следовательно и всей западной философии и науки, Гераклита – родоначальником диалектики, Лао-цзы основоположником даосизма, а Аммония – неоплатонизма, Ф. Бэкона основоположником эмпиризма и Декарта – рационализма, И. Канта родоначальником немецкой классической философии, Готлиба Баумгартена, родоначальником эстетики, а С. Кьеркегора – экзистенциализма.
В области науки Гиппократа считают родоначальником искусства медицины, Г. Менделя – генетики, Вильгельма Гумбольдта современной лингвистики, О. Конта -позитивизма и социологии. Ф. Пинеля – научной психиатрии, З. Фрейда – психоанализа, К.Э. Циолко́вского – современной космонавтики, Макса Планка – квантовой теории, а Германа Хакена – синергетики.
Братья Огюст и Луи Люмьер являются родоначальниками кино, В. К. Зворыкин – телевидения, а Тим Бернерс-Ли, Пол Бэрэн,  Винт Серф и Роберт Канн – основоположниками Интернета.

2.7. Общественная жизнь. В социально-политической сфере можно отметить Александра Македонского – создателя величайшей в мире империи, императора Дзимму легендарного основателя и первого императора Японии, Антония Печерского – родоначальника русского монашества и основателя Киево-Печерской лавры, Христиана Розенкрейца основателя Ордена розенкрейцеров, Лютера основоположника Реформации в Германии, Ганди духовного основателя независимой Индии. Сунь Ятсена основатель партии Гоминьдан, Константина – основателя Константинополя, Петра І – Петербурга и П. А. Дементьева, основателя города Сент-Питерсберга в штате Флорида США.
Необходимо отметить, что согласно метапотенциалистской теории гений отвергает старые парадигмы, теории и направления предельно позитивно, утвердительно, не путем отрицания, а посредством созидания и утверждения новых. Он совершает перевороты в культуре не вследствие своего бунтарского нрава, а потому, что чувствителен к невидимым, но властным влияниям новых возможностей.

3. Компьютерные гении – создатели виртуальных миров Интернета, глобальных поисковых систем, социальных сетей и Интернет – проектов.
Рождение Интернета явилось эпохальным событием в культурно-творческой и даже космической эволюции человечества. Создание самодостаточного, онтологически самостоятельного виртуального пространства привело к развертыванию нового, дополнительного измерения Вселенной, к спонтанному, взрывоподобному генерированию каждой точкой виртуального пространства новых, неожиданных возможностей.
Искусственно созданная новая, альтернативная реальность, одновременно воплощающая в себе условность и истинность, обладает также ресурностю и действеностю, способностью влиять, вызывать реальные ощущения, переживания и действия.
Среди компьютерных гениев, создателей Интернета, сумевших найти техническое воплощение великих гуманитарных идей – идеального общества и гипертекста, выделяются: Тим Бернерс-Ли и Роберт Кайо, которые изобрели технологию Всемирной паутины (World Wide Web), Пол Бэран, разработавший механизм передачи информации от компьютера к компьютеру, а также сеть ARPANET, Винт Серф и Роберт Канн, разработчики протокола TCP/IP, лежащего в основе обмена информацией между коппьютерами, Коэн Брэм, создавший протокол передачи файлов BitTirrent, Стив Джобс и Стив Возняк – создатели персонального компьютера, Билл Гейтс и Пол Аллен соучредители корпорации Микрософт и создатели программного обеспечения для персональных компьютеров.
Огромный вклад в развитие Интернета внесли создатели поисковых систем: Мэтью Грэем, разработавший в 1993 году первую поисковую систему «Wandex» и первого робота, который индексировал страницы Интернета, Джерри Янг и Девид Фило, создавшие в 1995 году поисковую систему Yahoo, Д.В. Кратков, создавший в 1996 году первую русскоязычную поисковую систему «Rambler», А. Ю. Волож, И. В. Сегалович, основавшие в 1997 году поисковую «Яндекс», Сергей Брин и Лэрри Пейдж, которые в 1998 году создали компанию Google, Робин Ли, основавший в 2000 году китайскую компанию и поисковик Baidu. Наиболее известными создателями социальных сетей, виртуальных пространств во вселенной Интернета, некоторых самостоятельных миров, которые обладают своей структурой, законами и правилами, являются : Рэнд Конрад – создатель первой социальной сети Classmates.com (1995), Брэд Фицпатрик создатель LiveJournal (1999), Джонатан Абрамс и Питер Чин основатели Friendster (2002), Брэд Гринспен, Крис ДеВульф, Джош Берман, Том Андерсон запустившие MySpace ( 2003), Марк Цукерберг, создавший Facebook (2004), Джек Дорси, Эван Уильямс учредители Twitter (2006), А.М. Попков, автор первой российской социальной сети «Одноклассники» (2006 ). Среди создателей наиболее популярных ипосещаемых сайтов выделяются : Джефф Безос, создатель проекта Amazon.com (1994), Пьер Омидьяр -основатель крупнейшего в мире Интернет-аукциона eBay (1995), Джимии Уэйлс – создатель Википедии (2001), Никлас Зеннстром и Янус Фрис – создатели Skype (2003), Чед Хёрли, Стив Чен и Джавед Карим, которые основали видеопортал YouTube (2005).

4. Гении – конструкторы реальностей, фантасты, экспериментаторы, «игроки в бисер», модернисты, алхимики, волшебники и маги свободно использующие вымысел, имагинативную мощь и виртуальные построения для приближения к живой и подлинной «реальности реальностей». Построение множественных возможных миров, позволяет преодолеть границы невозможного и свободно исчерпывать возможности новых содержательных пространств и резервуаров новых потенций.
Созидательная и потенцирующая активность «гениев–волшебников» реализуется следующими путями:
– Создание виртуальных миров и пространств и использование их новых возможностей.
– Потенцирование, наделение новыми возможностями уже существующих миров.

4.1. Создание виртуальных миров. Одной из важнейших характеристик гения является способность к созданию и построению виртуальных миров, к конструированию новых целостностей из активных пустот. Его отличает стремление и умение умножать миры Вселенной и свободно использовать их новых, неожиданно мощных ресурсов.
Создание гением возможных миров в искусстве базируется на так называемой «вторичной условности”, которая , в отличие от «первичной условности», характеризующей образную природу искусства в целом, состоит в намеренном отступления от правдоподобия, в искажении видимой реальности и сознательном применении приемов фантазии и вымысла. Данные методологические установки и художественные принципы проявляются в таких литературных жанрах, как волшебная сказка у романтиков и символистов, в некоторых направлениях литературного модернизма, а также в мифологических романах (О. Уайльд, М. Метерлинк) и в философской прозе и притчах (Ф. Кафка, Т. Манн, Г. Гессе). «В поэзии Н. Гумилева, – писала Т. Скрябина, – акмеизм реализуется в тяге к открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам. Путь поэта в лирике Гумилева – путь воина, конквистадора, первооткрывателя». При этом путешествия в стихах поэта несли впечатления от его конкретных экспедиций к неведомым, но вполне реальным землям Африканского континента и, в то же время, перекликались с символическими странствиями в «мирах иных». Мысленное конструирование возможных миров с особой яркостью проявляется в произведениях представителей магического реализма, сознательно включающих магические элементы в реалистическую картину мира. Среди них, особо выделяются такие выдающиеся творцы как Николай Гоголь, Михаил Булгаков, Габриэль Гарсия Маркес, Карлос Кастанеда, Хорхе Луис Борхес, Хулио Кортасар, Милорад Павич.
Сознательное и искусное конструирование возможных миров, помогающих высвечивать новые возможности в актуальной реальности, характеризует таких представителей социально-философской и научной фантастики, как К. Чапек, А. Толстой, Ж. Верн, Г.Уэльс, А. Азимов, А. Кларк, К. Саймак, Р. Брэдбери , К. Булычёв.
Конструктивные потенции творческого сознания проявляются также в жанре фэнтези, в котором безграничность фантазии авторов организуется и оправдывается использованием мифологических и сказочных мотивов и архетипических сюжетов. При этом создаются вымышленные миры со своими сверхъестественными обитателями, жизненными нормами и правилами, со своей стройной системой законов, которые действуют с неотвратимостью законов природы, что и отличает этот жанр от волшебной сказки. Наиболее яркими представителями жанра фэнтези являются Р. Р. Толкин, Роберт Э. Говард, Р. Желязны.
Метапотенциалистская теория гениальности утверждает, что гения отличает чрезвычайно развитые способности к мысленному конструированию и внутреннему видению, к усмотрению заманчивых, возможностей, неизведанных, но полезных феноменов, сущностей и сил, а также развитая фантазия и дар потенцирования – способность наполнения мира и объектов бесконечно новыми возможностями.
При этом самостоятельной целью творца является проживание, переживание и использование не только новых возможностей реального мира, но и всех возможных, в том числе и ими же созданных вымышленных миров.
Гений выступает как демиург новых внутренних миров, первооткрыватель новых психических реальностей, как создатель и умножитель новых внутренних возможностей.
Гений способен создавать новые многомерные внутренние миры и проецировать их в пространство своей активности и, тем самым, создавать новые вселенные и эпохи в сфере своего творчества. Гении создают и живут в своих собственных мирах – мире музыки, мире математики или мире Интернета. Так А. Аствацатуров, анализируя творчество Вольфганга Амадея Моцарта, писал что мир стал для него музыкальной Вселенной, в центре которой был человек. При этом Моцарт создал и свой особенный внутренний мир и « творил, видел мир и строил свои отношения из центра своего музыкального мира».
Гений видит мир как бесконечную потенцию и неисчерпаемый ресурс, он с головокружительной ясностью осознает, что у него в распоряжении вся Вселенная, он обретает готовность использовать всё имеющееся, возможное и случайное, а также самостоятельно генерировать новые возможности. При исчерпании ресурсов и возможностей базовых феноменальных миров, гений смело создает новые возможные миры, и свободно использует их новые, приобретающие реальность резервы, возможности и силы. Он создает новые онтологии, новые пространства изобилия, новую реальность, построенную из возможностей, активных пустот и насыщенных чистой энергией мест. Гении создают виртуальный вечный двигатель, представляющий собой совокупность виртуальных миров пресыщенных «бесплатной» энергией, информацией и силой. В виртуальных мирах нарушаются законы обыденности, перестают действовать законы природы, а в силу вступают новые высшие законы, делающие возможным чудо и сказочную реализацию желаний.

4.2. Потенцирование реальности. Гении являются обладателями такого важнейшего качества, как способность к «потенцированию», к пробуждению в мирах и объектах новых свойств, качеств, потенций и возможностей. Их активность направляется не только на построение возможных миров, но на порождение новых возможностей в уже имеющихся феноменальных мирах, на построение самостоятельного мира Возможного.
М. Эпштейн и Г. Тульчинский определили потенциирование как поиск скрытых возможностей и потенций, как «овозможнивание» мира и потенциацию действительности. М. Эпштейн утверждал важность не возможных миров, а миров возможного, того конструктивного возможного, которое совместимо с нашим миром и постепенно его преобразует и потенцирует.
«Гениальные личности, – писал автор, -такие как  Моцарт, Гете, Пушкин, Лермонтов, Ницше…, потому и притягательно-загадочны, что они себя реализовали, но не полностью, в них с каждой реализацией открывался и нарастал избыток каких-то новых возможностей, которые остались за краем жизни и истории».
В рамках метапотенциалистской теории гениальности, важнейшими качествами гения выступают любознательность, жажда новизны, стремление к игре, почти детское любопытство и способность к удивлению. А. Эйнштейн утверждал, что достигнув искомого, он никогда не останавливался и продолжал искать все новые и все более глубокие проблемы. Гении, смысловым и детерминирующим центром внутреннего мира которых, является возможность, как правило задают себе сакраментальный вопрос «А что, если?», доверяются собственной интуиции и приступают к созданию новых теорий, концепций и парадигм. Их способность к внутреннему видению заключается в открытии, построении и обогащении внутренних миров, в путешествиях по «экзотическим внутренним пространствам» и смысловым континентам.
В то же время гения отличает способность к мистеризации действительности, проявляющейся в стремлении к неизвестному, загадочному, интригующему и чудесному, в видении и наделении объектов чертами таинственности, непостижимости, сокровенности, глубины и неисчерпаемости. Таинственность является важнейшим свойством реальности, она проявляется в таких характеристиках мира как неисчерпаемость, целостность и продуктивная напряженность. Таинственность по своей глубине и масштабности соизмерима с понятием гениальности. Тайна, сама по себе, обладает необыкновенной притягательной силой, в то же время обладание ею и ее суровое сохранение, порождает исключительную твердость духа.