Методы активизации творчества и творческого решения управленческих проблем

Методы активизации творчества и творческого решения управленческих проблем


С.Л. Марков , А.И. Захаров 

Аннотация. В статье рассматриваются классические и современные методы активизации творчества и творческого решения проблем. Предлагается способ классификации, позволяющий объединить все известные методы активизации творчества в единую систему. Анализируются преимущества и ограничения трех фундаментальных методов активизации творчества: мозгового штурма, синектики и морфологического анализа.
Ключевые слова: методы активизации творчества, классификация методов, мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, преимущества и недостатки методов.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Сегодня мир переходит от информационной к концептуальной или креатологической эпохе, сущностью и основным источником развития которой становится творчество. Креативность приобретает статус сущностного критерия, движущей силы и целевой функции экономического развития современного общества. Дж. Хокинс в своей книге “Креативная экономика” (2001) раскрыл решающее влияние творческих идей, патентов, авторских прав, торговых марок и оригинальных разработок на рост современной экономики, на развитие самых успешных компаний мира.
Соответственно Р. Флорида выдвинул идею о том,  что креативная экономика рождает новый класс независимых профессионалов или «креативный класс», который сегодня становится главным ресурсом и фактором производства и начинает определять не только развитие отдельных компаний, рост и процветание городов, но и мощь государств, конкурирующих в мировом геополитическом пространстве [2].
В связи с этим в настоящее время чрезвычайную актуальность приобретает проблема активизации творческого потенциала всех участников производства, как управленческого персонала и научно-технических работников, так и рядовых сотрудников компании.

АНАЛИЗ ПОСЛЕДНИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУБЛИКАЦИЙ
В настоящее время в теории и практике активизации творческого потенциала и стимуляции творческой активности накоплен достаточно большой материал, использование которого позволяет существенно повышать качество генерации новых идей и принятия управленческих решений. Среди отечественных авторов значительный вклад в разработку методов активизации творчества сделали Г. С. Альтшуллер, Г.Я. Буш, В.О. Моляко, И.Л. Викентьев, М. И. Меерович и др. [1].
Среди зарубежных авторов, работы которых рассматриваются как классические, можно выделить таких исследователей как А. Осборн «Мозговой штурм» (1939), Ф. Цвикки «Морфологический анализ» (1942), У. Дж. Гордон «Синектика» (1952), Ф . Кунце “Метод каталога” и М Вайтинг «Метод фокальных объектов». Наиболее известными современными авторами методов активизации творчества являются Эдвард де Боно, Т. Бюзен, Х. Гешко, А. Б. Ванганди и др. [3; 4; 7; 8; 9].

НЕРЕШЕННЫЕ РАНЕЕ ЧАСТИ ОБЩЕЙ ПРОБЛЕМЫ
Область знаний, относящаяся к исследованию методов активизации творчества сегодня начинает достигать состояния информационной перенасыщенности, терминологической пестроты и в определенном смысле состояния «постмодернистского хаоса».
Многие авторы эмпирически открывают новые творческие приемы и инструменты творчества, описывают их как самостоятельные методы активизации творчества, создают их новые модификации и улучшают уже существующие. Новые вариации методов предлагаются на основе субъективных предпочтений, личного опыта решения специфических проблем  с различными группами и в своеобразных условиях. Современный  уровень развития теории и практики активизации творческого потенциала личности требует упорядочения и классификации существующих методов творчества, сведение их в единую целостную систему.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ СТАТЬИ
Целью статьи является анализ существующих методов активизации творчества, раскрытия преимуществ и ограничений наиболее известных методических систем творческого решения проблем. Одной из задач является поиск и нахождение такого способа классификации существующих методов, который бы позволил свести их в целостную, гармоничную и взаимосогласованную систему.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА ИССЛЕДОВАНИЯ
Многочисленность, разноплановость, разнообразие и даже определенная избыточность существующих  методов развития творчества и их модификаций,  позволяет проводить их классификацию по самым различным основаниям. При этом лучшей классификацией является та, которая в большей мере способствует реализации поставленной исследовательской и практической цели. В то же время стремление создать целостную систему методов, вмещающую все существующие методы, и одновременно открытую для новых систем и технологий,  предполагает использование нескольких с конституирующих оснований. Хронологическая система классификации методов может быть дополнена классификациями по содержательным, процедурным организационным основаниям. Так в качестве трех больших групп методов активизации творчества могут быть выбраны: 1. Базовые методы (три столпа активизации творчеста). 2. Классические методы активизации творчества. 3. Специальные и современные методы активизации творчества.
І.   Три базових метода или «три столпа» активизации творчества включают: 1. Классический мозговой штурм  (Алекс Осборн). 2. Синектику (Уильям Гордон) 3. Морфологический анализ (Фриц Цвикки)
ІІ. Классические методы активизации творчества (приемы творческого решения проблем) содержат такие методы как:  Метод каталогов (Ф.Кунце).  Метод фокальных объектов (Ч.Вайтинг). Принудительные аналогии (Р. Олсон). Принудительный перенос и принудительные сравнения (Дж. Викофф).  Метод эвристических вопросов. Метод Киплинга (5Ws/H). Модификации метода вопросов (Д. Пойя, Т. Эйлоарт, Р. Кроуфорд,  Д. Пирсон А. Осборн и др.). Метод ассоциаций, метод гирлянд случайностей и ассоциаций  (Г. Буш)  Метод свободных ассоциаций: “Поток сознания”. Метод аналогий и метафор. Метафорическое мышление (Г. Морган). Визуальное мышление (P. MакКим). Управляемая визуализация. Метод реверсирования. Метод инверсии проблемы (Ч.Томпсон). Метод интеллектуальных карт или «Майнд Мэппинг»  (Т.Бюзен). Латеральное мышление (Э.Де Боно). Метод  6-ти мыслящих шляп (Э.Де Боно). Модель веера, метод провокаций (Э.Де Боно). ТРИЗ – теория решения изобретательских задач (Классичесий вариант  (Г. С. Альтшуллер) и современные модификации –М.И.Меерович и др.) [1;2;4;7;4;8].
ІІІ. Специальные и современные методы активизации творчества включают такие методики: Жаждущее (желающее) мышление (А. Ван Ганди). Метод прогрессивной абстракции (Х. Гешке). Метод множественных переформулировок (Т. Рикардс). Матрица рефрейминга (М.Морган). Алгоритм отношений (Г. Кровиц). Метод разборных матриц (Г.Саймон). Метод усиления различий (Д. Брейбрук, Ч. Линдблум). Метод «Фокус групп»  (Р.Мертон, Е. Дихтер). Метод анализа силового поля (К.Левин). Метод исследования границ. Список дефектов. Моделирование. Метод распускающегося лотоса. DO IT (Р. Олсен). Восемь правил решения проблем,  Simplex ( M. Басдур). Модель решения проблем Осборна-Парнса. Творческая стратегия Диснея (Р.Дилтс). Решение проблем с помощью подсознания. Работа со снами и образами ( Д. Глауберман).  Метод «3В».  «Выуживание идей».  «Косвенные стратегии» (Б. Анно, П. Шмидт). Метод «Случайных стимулов». «Другие сенсорные языки» (Д.Адамс). Метод «Всплывающих предположений». Метод «Чередования активности Левого-Правого полушария». Метод «Вхождения в умиротворенное пространство». Метод «А что если…?», (Als ob). Игровой и юмористический подход. Метод Эдисона.  Метод «Проб и ошибок». Метод манипулятивных глаголов.  “Scamper” (Б. Эберль).  “Transform” (Д.Айян,  Д.Берг).  Метод мудрых советчиков (С. Парнз).  Создание личного Зала славы (М. Михалко). «Супергерой» или метод Наполеона.  Метод «Точки зрения других». Система «Универсальный странник» (Д.Коберг, Дж.Багнал). Система «Игровое восприятие» (Г. Лефт) и др. методы. [3; 4; 7; 8; 9].

Особого внимания заслуживают такие три фундаментальных метода, как «Мозговой штурм», «Синектика»  и «Морфологический анализ», основные принципы, цели, техники и процедуры которых и легли в основу создания многочисленных и разнообразных современных методов активизации творчества.
1. Классический мозговой штурм является одним из наиболее широко используемых и эффективных  методов создания разнообразных идей. Классический “мозговой штурм” представляет собой преимущественно вербальный метод решения проблем и генерации идей и проводится в небольших, специально организованных группах равноправных участников (3-12 человек). Эффективное проведение метода предполагает наличие хорошо подготовленного лидера – фасилитатора, секретаря, четко определенной проблемы и двух отдельных этапов процесса (генерации идей и их оценки).
Мозговой штурм основан на двух основополагающих принципах:
1. Количество порождает качество. 2. Отсроченная оценка идей.
Он такжерегулируется четырьмя основными правилами: 1. Запрещается всякая критика 2. Приветствуются самые необычные и фантастические идеи 3. Количество идей важнее качества 4. Идеи комбинируются и улучшаются [6].
В настоящее время существует большое количество  вариантов классического мозгового штурма, построенных на его основных принципах.
С целью максимального охвата всех существующих вариаций метода можно условно объединить их в три большие группы: а) вариации созданные на основе изменения структуры или процедуры классического мозгового штурма; б) вариации, подчеркивающие групповой характер генерации идей; в). вариации построены на основе интеграции мозгового штурма с другими известными методами активизации творчества.
Вариации построены на структурных и процедурных различиях включают: Реверсивный (отрицательный) мозговой штурм. Комбинированный мозговой штурм. Челночный мозговой штурм (Shuttle Brainstorming). «Генерация вопросов» (Question Brainstorming). Мозговой штурм с остановками (Stop-And-Go Brainstorming). Метод Гордона (Техника последовательного раскрытия). Дидактический мозговой штурм (Didactic Brainstorming). Мозговой штурм Роулинсона (Дж. Г. Роулинсон, 1970). Калейдоскопический мозговой штурм или «Конференция множественных интеллектов» (Мурти). «Метод Безумных идей» (Wildest Idea Technique). Брейнрайтинг (Brainwriting) или «Письменный мозговой штурм» [7, 9].
Групповые методы мозгового штурма содержат: Метод группового Брейнрайтинга (Group Brainwriting Technique). Брейнрайтинг с общим фондом (Brainwriting Pool). Метод Галереи (The Gallery Method). Брейнволкинг (Brainwalking) или «Мозговой штурм в движении». 6-3-5 Брейнрайтинг (6-3-5 метод, метод 635). Круговой мозговой штурм и метод круглого стола (Round-Robin And Roundtable Brainstorming) С. Каган (1992). Метод группового обмена (Group Passing Technique). Метод номинальных групп (А. Дельбек, Э. Ван де Вен, 1971). Массовый мозговой штурм (The Buzz Session) (Дж. Дональд Филлипс, 1948). Метод Филлипса 66. Метод голубых листков (Blue Slips Technique) K. Кроуфорд (1920). Метод Пин-карт (The Pin Card Technique). Игровой мозговой штурм (Brainwriting Game). Ролевой мозговой штурм (Rolestorming Technique) созданный Р. E. Григгсом (1985) и описанный А. Б. Ванганди (1988). Метод вращающихся ролей, (Rotating roles).
Техники мозгового штурма комбинированные с другими известными методами содержат: Командный майнд мэппинг (Team Idea Mapping). Кластерный Мозговой Штурм (Пузырьковый метод). The Сlassic Сluster Brainstorming Method (The Bubble Method). Метод “Кей Джи” (KJ) или “Диаграмма родового сходства». Триггерный метод (Trigger Method) (J. Е. Bujake, 1969). Мозговой Штурм с воображением (Imaginary Brainstorming). Авиа Клише (Артур Б. Ванганди). Баттелли -Билдмэппинг-Брейнрайтинг был разработан исследователями из Института во Франкфурте, Германия. (Дж. Уорфилд, Х. Гешко и Р. Гамильтон 1975). Метод Визуального мозгового штурма (Visual Brainstorming). Правополушарный штурм (Rightbraining). Брейндровинг (Braindrawing) или Мозговой штурм с рисунками. Брейнскетчинг (Brain Sketch) или Мозговой штурм с эскизами (Артур Б. Ванганди, 1988). Военная Версия Мозгового Штурма (The Military Brainstorming Version) как часть “Оценки процесса”, была разработана в армиях Великобритании и Австралии (Г. Клейн, М. Себелл и др.). Направленный мозговой штурм (Directed Brainstorming). Мозговой штурм с заданными переменными (Variable Brainstorming). Ценностный мозговой штурм (Value Brainstorming). Мозговой штурм Делюкс (Brainstorming Deluxe) (Грег Бахман, 2000). Электронный мозговой штурм, мозговой штурм он-лайн или Брейнлайнинг (Питер Ллойд) [4, 7, 8, 9].
Среди основных преимущества мозгового штурма можно выделить:
1. Организационные. а) простота овладения и использования. Это недорогой, простой метод, который требует небольших материальных ресурсов, а его правила легко понять, освоить и использовать; б) незначительность затрат времени, необходимого для проведения «мозгового штурма»; в) возможность использования всех имеющихся в аппарате управления специалистов.
2. Содержательные. а). наличие правил и структурированной про¬цедуры способствует его высокой эффективности; б). множество идей может быть создано в короткое время, причем каждая новая идея может порождать другие идеи; в) преодолевается лень, рутинное мышление, рационализм, внутренние и внешние барьеры, стереотипы и инертность мышления. Происходит выход за пределы стандартного мышления;  г) чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются; д) метод стимулирует творческое мышление,  активизирует интуицию и воображение;  е) мозговой штурм развивает творческие способности и творческое мышление членов группы; и) универсальность метода создает возможность его комбинирования  с другими методами.
3). Командные. а). создает дух сотрудничества и предоставляет возможность для широкого участия и вовлечения каждого участника; б) активизируется работа всех участников процесса. Они глубоко вовлечены в ход генерирования идей и их обсуждения; в) интерактивное взаимодействие порождает синергический эффект  г) он является демократическим, в котором каждый участник равноправен и каждая идея принимается; д) уравнивает всех членов группы, так как авторитарность руководства в процессе его применения недопустима; е) доброжелательный психологический микроклимат создает условия для раскованности, активизирует интуицию и воображение; ж) генерирование идей происходит в условиях и комфортной творческой атмосферы;  з) метод приводит к совершенствованию социально-психологических внутригрупповых процессов.
В то же время мозговой штурм обладает определенными недостатками и ограничениями: 1. Организационные. а). эффективность его проведения зависит от опыта, способностей и личности  фасилитатора, специальной подготовки, высокого мастерства, способностей к импровизации, чувства юмора; б) при утрате управления процес может стать хаотическим и неуправляемым,    при этом поток генерации идей может прерываться, а критика и негативное оценивание активизироваться; в). большое количество выдвинутых идей  создает трудности в выборе наиболее практических решений, которые можно перевести в конкретные действия; г) трудность  трансформации фантастических и безумных идей в рациональные и продуктивные решения. 2. Содержательные. а). Отсутствие гарантий получения качественного результата; б) метод не содержит  надежных критериев, которые определяют качественные, эффективные  решения и которые определяют направления «продуцирования» творческих идей; в) мозговой штурм исключает управление творческим процессом генерирования идей изнутри; г) отсутствие трансформативной новизны выдвигаемых идей, трудность получения  качественных, революционных идей; д) в процессе мозгового штурма генерируются решения направленные на удешевление изделий, улучшение конструкции, а не на выдвижение принципиально новых изделий; е). метод в большей степени применим для решения организационных и  технических задач и несложных задач имеющих единственное решение; ж). метод неприменим при решении проблемы, требующей предварительной разработке и  расчетов; з) метод не гарантирует тщательную разработку предлагаемой идеи. 3.   Командные. а) отдельные участники могут испытывать трудности с выдвижением своих «безумных» идей; б) некоторые участники стремятся стать лидерами творческого процесса за счет тех, кто менее развит и подготовлен; в) отдельные участники могут настаивать на своем авторстве обсуждаемых идей.
2. Вторым «китом» процесса активизации творческого потенциала и решения творческих проблем является «Синектика».  Базовые положения метода синектики были предложены В. Гордоном и Д. Принцем в 1950 годах. Однако в настоящее время авторство синектики, приписывается В. Гордону, который разработал основные принципы и процедуры метода и опубликовал их в своей книге [5].
Синектика представляет собой метод групповой творческой активности, основанный на сознательном управлении подсознательной активностью и на целенаправленном использовании интуитивно-образного и метафорического мышления участников.
Методологической основой данного метода являются принципы единства мира, всеобщей связи и аналогии и теоретическое предположение, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны между собой, физически, психологически или символически.
В этом смысле синектика понимается как процесс открытия или создания новых связей, как синтез новых творческих идей и решений.  Сущность синектики состоит в том, чтобы сделать незнакомое знакомым, а привычное новым и незнакомым.  При этом превращение давно знакомого в не¬знакомое осуществляется  путем разрыва уже существующих смысловых связей и создания нового, “свежего” контекста. Для облегчения, алгоритмизации данного процесса в синектике используются два вида механизмов, приемов или операторов:
1. Неоперационные механизмы, которые объединяют такие психические процессы как интуиция, вдохновение, абстрагирование, свободное размышление, использование отдаленных ассоциаций, применение неожиданных метафор.
2. Операционные механизмы включают такие сознательно применяемые приемы как: 1. Прямая аналогия;  2. Личная аналогия (эмпатия);  3. Символическая аналогия. 4. Фантастическая аналогия.
Среди преимуществ синектики  можно выделить следующие: а) метод представляет собой внутренне управляемую, направленную и алгоритмизированную процедуру получения качественных решений; б) метод позволяет  отыскать наиболее оригинальные идеи и решения;  в) метод способствует активизации и развитию творческого воображения и способностей участников, формирует у них особый вид мышления и видения;  г)  синектика легко комбинируется с другими методами активизации творчества.
Соответственно недостатками и ограничениями синектики являются :
а) применение метода синектики требует высокого мастерства руководителей творческих групп, а их подготовка требует большого количества времени и связана со значительными материальными затратами; б) синектика не включает предварительного анализа проблемы или задачи; в) метод  основан на принципе взаимосвязи и аналогии между объектами и явлениями и не учитывает другие универсальные принципы развития сложных систем и закономерности творческого мышления.
3. Третьим китом активизации творчества является  морфологический анализ или метод многомерных матриц,  предложенный в 1942 году Ф. Цвики [8].  Методологической основой метода является принцип системного анализа новых связей и отношений,  процессов и явлений. Исходная идея метода многомерных матриц состоит в понимании нового, как неожиданной комбинации известных элементов, процессов, идей  или комбинации известного с неизвестным. При этом матричный метод позволяет это сделать не путем проб и ошибок, а целенаправленно и системно.
Данная модель основывается на понимании творческого процесса  как последовательности двух этапов: комбинирования элементов знания и последующего отбора полезных комбинаций. А. Пуанкаре. В то же время необходимо отметить, что по мнению А.Пуанкаре генерирование и отбор полезных комбинаций происходит на подсознательном уровне, а многочисленные варианты идей,  проходя через фильтры, которые пропускают наиболее красивые и гармонически устроенные комбинации, попадают в сознание.
Сущность морфологического анализа заключается в стремлении упорядочить процесс рассмотрения различных вариантов решения и систематически охватить все главнейшие варианты структуры совершенствуемого объекта.
Систематическое комбинирование различных альтернатив  позволяет обнаружить варианты, которые ранее не рассматривались. Практическая цель морфологического анализа состоит в создании максимального числа альтернативных идей и комбинаций и составлении наиболее полного списка возможных вариантов решения.  Творческим механизмом метода является систематическое создание и выбор наиболее оптимальной комбинаций элементов.
Алгоритм морфологического анализа представляет собой построение многомерных таблиц, в которых вертикальной осью  являются основные  параметры, характеристики, переменные или факторы объекта, процесса или проблемы, а на горизонтальной оси указывается возможно большее число известных вариантов реализации этих параметров. На заключительном этапе выписывается как можно большее число  комбинаций альтернативных вариантов и выбор наиболее эффективных и функционально ценных.
В свою очередь на основе «Морфологического анализа» сегодня разработано ряд таких эффективных методов как: Списки атрибутов. Метод ассоциаций атрибутов (Р. Кроуфорд, A. Ван Ганди). Система SCIMITAR (Д. Карсон). Метод детализации компонентов (Вэйкин). Модификационная матрица последовательности действий. «Морфологические принудительные связи» (Д. Коберг и Д. Багналл) [4;8;9].
Преимущества морфологического анализа состоят в следующем: а) метод позволяет создавать наиболее полные списки вариантов решения проблемы; б)  метод позволяет находить новые, неожиданные и  оригинальные идеи; в) метод эффективен при решении прикладных проблем и конструкторских задач,  проектировании новых машин и поиске новых технологических и решений; г) простота формы и  эффективность метода; д) преимущество данного метода в том, что его может использовать каждый сотрудник индивидуально.
В то же время недостатки и ограничения метода включают следующие характеристики:  а) информационная избыточность морфологических матриц, наличие  большого числа вариантов решений; б) упрощенность подхода к анализу объекта и  отсутствие критериев выбора существенных параметров системы; в) данный метод не гарантирует, что будут учтены все параметры исследуемой системы; г) трудоемкость метода,  необходимость рассмотрения большого числа вариантов, затруднительность выбора оптимального решения; д) отсутствие критериев и процедур выбора решений из полученной совокупности вариантов; е)  морфологический анализ увеличивает вероятность получения эффективного  решения, но не гарантирует его.
В связи с этим резервом совершенствования данного метода, является проведение полного и глубокого  анализа поставленной  проблемы,  полный анализ систем, процессов и ресурсов. Наиболее важным путем совершенствования метода является разработка правил и критериев выбора  наиболее полезной комбинации из существенно избыточного числа вариантов и определение наиболее эффективного решения проблемы.

ВЫВОДЫ
В настоящее время творчество становится основным источником,  движущей силы и целевой функцией  экономического развития, а проблема активизации творческого потенциала персонала обретает высокую значимость и актуальность.
Большое разнообразие и разноплановость существующих методов активизации творчества и их модификаций требуют их упорядочивания, структуризации и различных форм классификации.
При этом стремление создать целостную систему методов, вмещающую все существующие методы, и одновременно открытую для новых систем и технологий  предполагает использование нескольких с конституирующих оснований, включающих временные,  процедурные и  организационные факторы.  Общими преимуществами фундаментальных методов активизации творчества является их направленность на преодоление лени, рутинного мышления, внутренних и внешних барьеров, стереотипов и инертности мышления. Они стимулируют творческое мышление,  активизирует интуицию и воображение, развивают творческие способности и творческое мышление членов группы.
Общие недостатки методов состоят в том, что их эффиктивность зависит от опыта, способностей,  высокого мастерства и личности  фасилитатора. Методы не содержат  надежных критериев, которые определяют качественные, эффективные  решения и которые определяют направления «продуцирования» творческих идей. Они  не включают предварительного анализа проблемы или задачи, не обеспечивают трансформативной новизны выдвигаемых идей и не гарантируют получения качественного творческого результата.
Сегодня существует необходимость разработки более интегральных, целостных методов творческого видения, которые бы включали наиболее эффективные существующие методы в качестве своих компонентов и этапов.

ЛИТЕРАТУРА
1. Дышлевый П.С., Яценко Л.В. Регуляция творческой деятельности /Философско-методические проблемы/. – Воронеж: Изд-во Ворон. ун-та , 1986. – 211с.
2. Флорида Р. Креативный класс: Люди, которые меняют будущее.  М.: Издательский дом «Классика XXI», 2005. – 430 с.
3. Цезерани Д. От мозгового штурма к большим идеям: NLP и синектика в инновационной деятельности. М: Гранд-Фаирю, 2005. –  224 с.
4. Creativity Techniques [Електронний ресурс]- Спосіб доступу: http://www.iturls.com/English/TechHotspot/TH_ct.asp
5. Gordon W.J.J. Sinectics: The Development of Creative Capacity – New York, 1961
6. Osborn A. F. Applied imagination -New-York, Sckibner’s Sons, 1953.
7. Proctor T. Creative Problem Solving for Managers. Developing skills for decision making and innovation. Second edition. Taylor Francis Croup London And New York. -2005. -320p.
8. Problem solving [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.absoluteastronomy.com/topics/Problem_solving
9. VanGundy A. Techniques of Structured Problem Solving. General Business & Business Ed. New York: Springer. -1988. -386 P.

Марков С.Л. Методи активізації творчості та творчого вирішення управлінських проблем/ О.І.Захаров // Правничий вісник Університету «КРОК» – 2010. – Вип. 6. – С.38-45