Мозговой штурм и его разновидности

Мозговой штурм и его разновидности как эффективные инструменты решения управленческих  проблем

С.Л. Марков

Аннотация. В статье рассматриваются сущность, принципы и основные вариации мозгового штурма. Предлагается классификация основных разновидностей  мозгового штурма, их преимущества и ограничения, а также оптимальные условия их эффективного применения. Подчеркивается роль лидера, как основного резерва совершенствования техники мозгового штурма.
Ключевые слова: Мозговой штурм, разновидности мозгового штурма, лидер-фасилитатор, условия эффективности, преимущества и ограничения мозгового штурма.

Постановка проблемы
Мозговой штурм является одним из наиболее широко используемых и эффективных  методов создания разнообразных идей и принятия управленческих решений. Этот метод был разработан в 1939 -1941 годах А. Осборном, а 1953 году основные правила и процедуры метода были окончательно определены и изложены в его книге «Прикладное воображение» [11].
В последнее время было разработано большое количество различных вариантов мозгового штурма, которые, широко применяются для решения разнообразных, в том числе и управленческих проблем [3; 5; 6; 10; 12; 15 ].
В то же время ряд таких авторитетных исследователей, как  Т. Бушар, Т. Рикардс и Д. Фридман, Э. Льюис, Т. Садоски и Т. Кораолли подвергли процедуру мозгового штурма глубокому критическому анализу, выявив ряд серьезных ограничений и даже недостатков данного метода [4; 9; 14].
Несмотря на наличие объективных ограничений, мозговой штурм продолжает активно применяться в самых разнообразных формах при принятии бизнес решений, в менеджменте, образовании и государственном управлении. При этом он часто комбинируется с другими известными методами активизации творчества и по-прежнему доказывает свою практичность и эффективность.  В связи с этим создание новых разновидностей мозгового штурма продолжается и в наше время. Так среди наиболее известных новых вариантов данной методики можно выделить «Мозговой штурм Делюкс», «Брейнлайнинг» или Электронный мозговой штурм, а также «Калейдоскопический мозговой штурм» [6; 8].
Возросшее, и продолжающее возрастать, количество вариаций мозгового штурма  требует разработки различных процедур и способов  их классификаций, а также исследования внутренних и внешних условий эффективности их применения.

Результаты теоретического анализа проблемы
Классический “мозговой штурм” представляет собой преимущественно вербальный метод генерации идей и решения практических проблем, который проводится в небольших, специально организованных группах равноправных и отличающихся друг от друга участников (3-12 человек). Он предполагает наличие хорошо подготовленного лидера – фасилитатора, секретаря, четко определенной проблемы, двух разделенных во времени этапов генерации идей и их оценки, общая продолжительность которых составляет от 1 до 1,5 часов.
Методологическими и теоретическими основаниями мозгового штурма являются следующие универсальные положения:
1. Понимание творчества как процесса самоорганизации, как спонтанного возникновения порядка из кажущегося беспорядка.
Сознательное принятие неопределенности ведет к достижению творческой свободы и открытию новых возможностей, а направленное упорядочивание беспорядка приводит к спонтанной генерации способов решения проблем. В этом смысле ключевой метафорой мозгового штурма является процесс порождения и усмирения творческого хаоса.
2. Существует аналогия между творчеством и процессом эволюции в природе. В соответствии с этим подходом, творчество представляет собой дарвиновский процесс, или “процесс слепых-вариаций и селективного сохранения” (Д. Кэмбелл, 1960). Именно богатство и разнообразие форм жизни являются основой изменений, развития и творческого порождения новых форм.
Мозговой штурм основывается на двух основополагающих принципах: «количество порождает качество» и «отсроченная оценка идей» и регулируется четырьмя основными правилами: 1. Запрещается всякая критика 2. Приветствуются самые необычные и фантастические идеи 3. Количество идей важнее качества 4. Идеи комбинируются и улучшаются.
Можно выделить такие основные функции мозгового штурма:
1. Мозговой штурм является мощным инструментом творческого решения проблем. Данный метод помогает порождать новые продуктивные идеи и создавать эффективные управленческие решения.
2. Мозговой штурм мотивирует и развивает командное взаимодействие, активизирует коллективную работу и дискуссии. В свою очередь групповое взаимодействие создает широкий спектр альтернатив и разнообразие точек зрения.
Сила этого метода в создании синергетического эффекта, в порождении творческой и дивергентной энергии, в конструировании нового творческого пространства, в котором каждый усиливает и стимулирует другого, в котором новые идеи вырастают из других идей.
Сущностью метода мозгового штурма является дивергентное мышление, а именно: порождение большого количества различных идей и генерация разнообразия. Кроме того большое количество идей служит плодородной почвой, на которой вырастают эффективные практические решения проблем. Более того именно генерация необычных, диких и глупых идей часто приводит к наиболее полезным и сильным решениям.
Сущностными критерием эффективности мозгового штурма является количество генерируемых идей. Вот почему основной целью этого метода является преодоление внутренних и социальных барьеров, разрушение когнитивных шаблонов, привычек, стереотипов и инерции мышления. Одновременно важнейшей задачей лидера является создание творческой, дружеской атмосферы комфорта и доверия, особого творческое пространства, в котором участники свободно, спонтанно и с удовольствием выдвигают новые идеи.
В настоящее время существует большое количество различных вариантов классического мозгового штурма, построенных на его основных принципах.
Современные разновидности мозгового штурма включают дополнительные методы, процедуры, игры, инструменты, оборудование и технологии, которые используются для организации и стимулирования участников. Изобилие методов и приемов мозгового штурма требует от лидера способности выбора лучшей, оптимальной в данных условиях техники. При этом должны учитываться следующие факторы, определяющие специфику ситуации:
1. Основные характеристики проблемы: сложность, уровень неопределенности и новизны, нечеткость определения, неоднородность, динамика.
2. Особенности группы: размер, неоднородность, уровень развития и квалификации, статус, возраст и актуальное состояние членов группы.
3. Ситуация мозгового штурма: характеристики помещения, наличие необходимого оборудования, специальных бланков, карточек, постов, ручек, листов бумаги на флип чартах или программного обеспечения.
В свою В свою очередь,, наличие многочисленных разновидностей традиционного мозгового штурма с необходимостью порождает проблему их классификации. С целью максимального охвата всех существующих вариаций мозгового штурма можно условно объединить их в три большие группы:
1. Вариации созданные на основе изменения структуры или процедуры классического мозгового штурма.
2. Вариации акцентирующие групповой характер генерации идей, использующие синергетический эффект взаимодействия между участниками.
3. Модификации построенные на основе интеграции мозгового штурма с другими известными методами активизации творчества.

I. Структурные и процедурные различия. К данной группе в первую В свою очередь, можно отнести обратный (негативный) мозговой штурм.  В этом случае необходимо выделить две различные техники выполнения данного метода, которые в литературе часто называются одним именем. Так обратный мозговой штурм, представляет собой  сочетание мозгового штурма и техники реверсивности. Реверсивный метод состоит в получении ответов на прямо противоположный вопрос, заданному первоначально и в последующем применении полученных результатов для решения основной проблемы.
В свою В свою очередь, негативный мозговой штурм представляет собой обычный мозговой штурм, в котором внимание направляется на анализ потенциальных проблем, определение недостатков ситуации и реально существующих объектов, продуктов или услуг. Целью обратного мозгового штурма является составление наиболее полного списка противоречий, дефектов,  недостатков, пробелов и ограничений реально существующих объектов или идей.
Комбинированный мозговой штурм представляет собой различные сочетания классической и негативной техники мозгового штурма и включает в себя несколько разновидностей. Так в двойном мозговом штурме после классической сессии, участники делают перерыв на 2-3 дня, а затем повторяют ее снова. В перерыве – подсознание участников активизируется и генерирует новые неожиданные и фундаментальные идеи. При этом возможны самые различные комбинации, среди которых существует и такие:
а). Негативный – классический – негативный мозговой штурм. б).  Челночный мозговой штурм (Shuttle Brainstorming), во время которого формируются две группы участников, обладающих различными способностями – генерирования и критики идей, причем эти группы участников поочередно работают в разных комнатах.
Своеобразной  техникой мозгового штурма является  «Генерация вопросов» (Question  Brainstorming), которая состоит в генерировании вопросов, связанных с проблемой  и в приостановке попыток представления  немедленных ответов и краткосрочных решений. На втором этапе участники генерируют ответы на вопросы, которые служат основой для построения будущих планов действий. Мозговой штурм с остановками (Stop-And-Go Brainstorming)  разделен на определенные этапы. Идеи генерируются в течение трех-пяти минут, а затем группа хранит молчание, что  позволяет участникам собраться с мыслями и сосредоточиться на идеях, которые были выдвинуты до этого момента. После этого идеи вновь генерируются в течение дополнительных  трех – пяти минут.
Качественно новый подход реализуется в  Методе Гордона (Технике Последовательного   Раскрытия). Этот метод был предложен У. Гордоном, когда он в 1950-х годах работал для Arthur D. Little Invention Design Unit и поэтому был назван А. Ванганди – Gordon-Little Variation, 1981) [3; 5;10].
Гордон заметил, что участники мозгового штурма часто ищут идеальное или очевидное решение и их быстрое нахождение приостанавливает реальный творческий процесс. Он предложил процедуру, которая помогала избегать быстрого нахождения решения проблемы, тенденциозности процесса генерирования идей и его преждевременного прекращения. Участники изначально не знают, в чем состоит реальная проблема, которая  первоначально представляется в предельно широкой, обобщенной и теоретической форме, а более специфические подробности и детали  раскрываются постепенно шаг за шагом.
Аналогичный подход реализуется в Дидактическом мозговом штурме (Didactic Brainstorming), который  применяется для исследования более глубоких методологических и теоретических оснований практических проблем. Данный метод начинается с абстрактного представления проблемы, например: Что такое красота? Участники на протяжении определенного времени  обсуждают проблему, и генерируют различные варианты ответов. Только после этого раскрывается  истинное определение реальной  проблемы. Такой подход эффективен в группе с философски настроенными участниками. В  Мозговом штурме Роулинсона (Дж. Г. Роулинсон, 1970) групповое взаимодействие не имеет особого значения. Его проведение особенно эффективно в неподготовленных группах, в которых взаимодействие между членами группы ослаблено, а все мысли участников направлены на фасилитатора и секретаря [5; 6;10].
Калейдоскопический  Мозговой Штурм  или «Конференция множественных интеллектов»  (Мурти) представляет собой новый подход к мозговому штурму, в котором в качестве инструментов эффективно используются различные степени и режимы молчания и общения. Отличительная особенность данной техники состоит в том, что все члены группы поощряются к эмпатии, к проникновению в сознание других участников, к умению “поставить себя на место другого”.  В процессе обсуждения каждый участник может также комментировать догадки других участников,  подтверждать и  уточнять их. В этом смысле данная активность помогает открыть глубинные области сознания, что, в свою очередь, способствует лучшему пониманию и налаживанию отношений, связей, коллективной работы и сотрудничества. Сознания участников действуют как зеркала, создающие множественные  отражения друг от друга,  как несколько маленьких стеклышек внутри калейдоскопа, создающего прекрасные паттерны и узоры [8].
Основное назначение  метода «Безумных идей» (Wildest Idea Technique) заключается в выявлении революционных идей улучшения процесса, продукта или услуги. Эта техника  стимулирует участников проводить мозговой штурм  «out-of-the box», с целью генерации действительно безумных, дерзких  и диких идей. Каждая фантастическая идея подвергается процедуре мозгового штурма, пока не переводится в реалистическое решение. Безумные идеи сами по себе не являются продуктивными, но они могут стимулировать других к нахождению более практических идей.
Индивидуальный мозговой штурм проводится самостоятельно, с помощью таких техник, как  «свободное письмо», «свободное говорение», свободные  словесные  ассоциации и мозговая паутина. Индивидуальный мозговой штурм, в некоторых случаях является более эффективным, чем традиционный мозговой штурм.
В группах, в которых изначально не развито групповое взаимодействие, целесообразно проводить такую технику, как Брейнрайтинг (Brainwriting) или  «Письменный мозговой штурм», который  был изначально создан в Германии  в 70-х годах и развит Артуром Ванганди. В данном методе каждый участник записывает свои идеи  на карточках, самоклеящихся листках или бумаге, центрируя по смыслу слова, фразы, детали, примеры и мысли а также углубляя и развивая любые интересные моменты. При этом при  индивидуальном брейнрайтинге, участники  записывают свои идеи в уединенном, тихом месте, и позже делятся ими с другими.
II. Групповые методы мозгового штурма – целесообразно применять в группах с высоким уровнем межличностного взаимодействия или же когда формирование команды является одной из целей тренинга. Метод  Групповой Брейнрайтинг (Group Brainwriting  Technique) применяется в группах, которые предпочитают  выдвигать и обсуждать идеи в письменной форме. В этой версии записанные индивидуально идеи передаются другим участникам, которые развивают их или используют их как стимулы для выдвижения новых идей.
Данный метод можно легко использовать работая с большими группами, при этом не существует  никаких реальных ограничений на размер группы. Преимуществом этого метода является то, что все идеи записываются на бумаге и легко могут быть прочитаны и использованы для выдвижения новых идей. Групповой брейнврайтинг существенно ускоряет процесс решения, так как все участники работают и выдвигают идей на протяжении всей сессии. Брейнрайтинг  с общим фондом (Brainwriting Pool) был разработан в Институте Баттелле, Франкфурт, Германия.  В данном методе новые идеи стимулируются записанными на бумаге, а не произнесенными вслух идеями участников.
В этом же ряду находится Метод Галереи (The Gallery Method), в котором не идеи движутся по кругу участников, а напротив участники, как в картинной галерее движутся мимо идей, записанных на флип чартах.  Участники прогуливаются по комнате и читают идеи других участников и придумывают другие, связанные с ними идеи, которые они добавляют в список. Близким по технике  является Брейнволкинг (Brainwalking) или «Мозговой штурм в движении». В этом случае, участники пишут свои идеи на больших листах бумаги, размещенных на стене. Каждый лист бумаги имеет тему, связанную с главной проблемой, и участники могут прогуливаться  и добавлять комментарии на листах.
6-3-5 Брейнрайтинг (6-3-5 метод, метод 635) – является групповым методом творчества, первоначально разработанный Берндом Рорбахом (1968). Название брейнрайтинг 6-3-5 происходит  из схемы процесса мозгового штурма, включающего группу из 6 участников, которые должны записывать по  3 идеи на отдельные карточки каждые 5 минут. Участникам предлагается для вдохновения и стимулирования  творческого процесса использовать идеи других членов группы. После 6 раундов за 30 минут члены группы создают в общей сложности до 108 идей [5;6;12].
Круговой мозговой штурм и метод круглого стола (Round-Robin  And Roundtable Brainstorming) С. Каган (1992), предполагает установление очередности ответов, которые  даются по кругу, по принципу «один ответ за один раз».  Этот метод предоставляя всем равные шансы для внесения своего вклада, обеспечивает активное включение в процесс каждого участника, поощряет более сдержанных членов команды и ограничивает активность более доминантных участников.  Данный метод, в свою очередь имеет вербальную и письменную версии. Так Круговой мозговой штурм (Roundrobin) (вербальная версия) состоит в том, что фасилитатор просит участников по очереди и по кругу, высказывать свои идеи, которые затем записываются на флип-чарт. Метод круглого Стола (Письменная Версия) осуществляется путем техник: «Один лист бумаги», при которой участники по очереди записывают свои идеи на одном листе бумаги и версии «Стопки карточек», предполагающей записи идей на отдельных карточках.
Похожей, но отдельной техникой является Метод группового обмена (Group Passing Technique). При выполнении данной техники участники размещаются по кругу или за столом, и предлагают свои идеи в быстром темпе. Такой способ высказывания идей не позволяет участникам долго и упорно размышлять на идеями, как это может иметь место при добровольных ответах. Эта методика также имеет также три версии: «Одна идея на одном листке», «Много идей на одном листе» и «Книга идей».
Наибольшей известностью пользуется  Метод номинальных групп (А. Л. Дельбек, Э. Г. Ван де Вен, 1971). В данном методе группа, состоящая из 10 участников и опытного фасилитатора или же 3-4 группы до 10 человек, с представителем каждой группы и одного общего фасилитатора,  молча генерируют  идей в письменной форме. Каждая идея произносится вслух и записывается на флип-чарте, с последующим обсуждением и оценкой. Полученные идеи голосуются, ранжируются и на их основе разрабатывается решение проблемы.
В больших аудиториях эффективным инструментом является Массовый мозговой штурм (The Buzz Session ) (Дж. Дональд Филлипс, 1948). При этом большая группы разбивается на малые группы, которые обсуждают конкретные аспекты главной темы. Малая группа может решать отдельные части общей проблемы или заниматься решением конкретных подзадач. В качестве вариации используется Метод  Филлипса 66, при котором аудитория делится на подгруппы из шести человек, которые генерируют идеи в течение шести минут.
Для работы с большими группами также эффективен Метод голубых Листков (Blue Slips Technique)  разработанный  K. Кроуфордом (1920).
Это организованный процесс применяющийся для сбора идей в больших группах  от 50 до 200, а иногда и больше участников. Он был использован для сбора стратегической информации, генерирования творческих идей повышения качества услуг, проведения стратегических сессий планирования и практики поддержки управления. При этом стопки голубых листков раздаются участникам для записи новых идей. Метод может использоваться, когда нет времени или возможности для обсуждения идей, и необходимо просто собрать мысли участников.
Метод Пин-Карт (The Pin Card Technique) был разработан Институтом Баттелле (Х. Гешке и др., 1981). Отличительной особенностью данного метода, является то, что каждый участник, получает карточки определенного цвета, которые после заполнения  немедленно передаются соседу справа, создавая их движение вокруг стола.  Метод обеспечивает поочередность ответов и учитывает индивидуальный вклад каждого участника, так как не является анонимным. Впоследствии идеи на разноцветных карточках   закрепляются на доске для групповой экспертизы.
Существуют более свободные и открытые вариации мозгового штурма, среди которых можно выделить игровой и ролевой мозговой штурм.  Так Игровой Мозговой Штурм (Brainwriting Game) проводится в  форме игры – соревнования. В то же время в данной игре атмосфера веселья преобладает над духом конкуренции, а фасилитатор гарантирует, что в ней не может быть проигравших. Формат игры может быть особенно полезен  в учебных программах.
Ролевой мозговой штурм (Rolestorming Technique) был  создан Р.E.Григгсом (1985) и описан Aртуром Б. Ванганди (1988). В данном методе участники отождествляются с другой личностью и рассматривают проблемы и решения с различных точек зрения. Данная техника, может применяться в форме Метода вращающихся ролей (Rotating roles), при котором роли поочередно предлагаются участникам написанными на табличках [5;6;12].
III. Техники мозгового штурм комбинированные с другими известными методами, являются наиболее эффективными вариациями мозгового штурма, так как наполняют свободный поток генерируемых идей качественным содержанием и творческой направленностью специальных методов активизации творчества.
Так  Командный майнд мэппинг (Team Idea Mapping) представляет собой составление коллективной интеллект-карты в живой, свободной атмосфере мозгового штурма, обеспечивающей участие всех членов группы. В свою очередь Кластерный  Мозговой Штурм  (Пузырьковый метод) The Сlassic Сluster Brainstorming Method (The Bubble Method) позволяет выявить самые различные аспекты актуальной проблемы. При этом вокруг записанного в центре листа бумаги и обведенного кружком слова, темы или проблемы, на протяжении  5-10 минут записываются  все слова, которые приходит на ум.   Процедура повторяется и для новых слов-идей.
Таким образом создается определенная кластерная структура, позволяющая прояснить исходную проблему.  Для более глубокого анализа проблемы, используется Метод KJ (Метод “Кей Джи”) или  «Диаграмма родового сходства», который был разработан  японскими антропологом Дзиро Кавакита в 1960-х годах и стал одним из семи методов управления и планирования современного японского менеджмента качества. В данном методе  идеи записываются на карточки, которые затем группируются, классифицируются, называются, подвергаются процедуре голосования и выбора. KJ-метод стремится уделять особое внимание  наиболее важным, поддающимся проверке и важным идеям.
В основе Триггерного Метода (Trigger Method) (J. Е. Bujake, 1969) лежит принцип повторения и  цепной реакции идей.  Одна идея служит триггером, стимулом  и вызывает новую идею, та в свою очередь еще одну, и так далее, пока не создается так много мыслей, насколько это возможно.
Воображаемый Мозговой Штурм (Imaginary Brainstorming)  состоит в формировании нового взгляда на проблему, путем изменения некоторых слов в определении проблемы. Переформулировка проблемы позволяет представить ее   в оригинальном  и необычном виде. Впоследствии участники применяют идеи, полученные во время  воображаемого мозгового штурма для решения реальной проблемы.
Оригинальной техникой генерации идеей является  Авиа Клише, предложенная Aртуром Б. Ванганди. Этот метод является сочетает атмосферу развлечения , структурированные процедуры мозгового штурма и брейрайтинг.  Данный метод помогает группам создавать идеи в игровой  атмосфере, которая стимулирует возникновение уникальных идей.
При этом для создания такой атмосферы и повышения степени взаимного обогащения идеями используются бумажные самолетики. Баттелле –Билдмэппинг –Брейнрайтинг (BBB) был разработан исследователями из института  во Франкфурте, Германия. (Дж. Уорфилд, Х. Гешке и Р. Гамильтон, 1975).
BBB подход начинается с классического мозгового штурма,  затем следует этап стимуляции идей  с помощью фотографий и заканчивается он вторым раундом генерации  идей.  Основное преимущество BBB метода заключается в том,  что создание, стимулированных просмотром фотографий идей, является хорошей техникой преодоления личных запретов часто встречающихся у участников мозгового штурма. Метод Визуального мозгового штурма (Visual Brainstorming) является техникой совместной графической генерации идей,  во время которой  члены группы рисуют эскизы  решения проблемы, которые впоследствии используются в качестве трамплинов для более глубоких решений. Вариацией  данного метода является построение модель текущего процесса с использованием таких материалов как цветная бумага ленты, игрушки, детали конструктора,  проволока и нитки  для представления связей. Ролевая импровизационная игра является одной из возможных форм визуального мозгового штурма. Хотя этот подход является вербальным,  основное внимание обращается на  движения, жесты и невербальные  сигналы. Применение этого метода эффективно, когда замедляется процесс классического мозгового штурма и поток идей иссякает. Быстрая зарисовка, импульсивных идей помогает избежать потери зарождающихся полезных мыслей. Моментальное реагирование на идею немедленной зарисовкой  эскиза создает импульс, предотвращающий любые критические мысли вмешивающиеся в процесс мышления.
Другой разновидностью визуального метода является  Правополушарный штурм (Rightbraining). В данном случае активизируется деятельность подсознания, а незавершенные образы полученные в результате спонтанной творческой активности, в свою очередь мотивируют к завершению их любым возможным способом.  Брейндровинг (Braindrawing) или мозговой штурм с рисунками  может быть использован, когда группа предпочитают невербальные методы творчества. Брейндровинг  реализуется  путем предоставления невербальных стимулов творческому  невербальному) правому полушарию мозга. Создание коллективно зарисованных эскизов (каракулей) гарантирует их случайный характер и наполненность различными элементами.
Брейнскетчинг (Brain Sketch)  или Мозговой штурм с эскизами (Aртур Б. Ванганди, 1988) является методом генерации идей, основанном на брейнрайтинге и использующим  зарисовку эскизов в качестве основного средства записи идей.  Военная Версия Мозговой Штурма (The Military Brainstorming Version) как часть “Оценки процесса “, была разработана  в армиях  Великобритании и Австралии (Г. Клейн, М. Себелл и др.) для оперативного планирования и впоследствии была усовершенствована путем введения  человеческого фактора. Эта техника основана на модели направленного творчества и фокусируется на тщательной оценке всех аспектов проблемы перед принятием решения [5;12;15].
В Направленном Мозговом Штурме (Directed Brainstorming) пространство решения проблемы, которое включает в себя критерии и условия для оценки лучших идей, задается участникам до начала сессии.   В Мозговом штурме с заданными переменными (Variable Brainstorming) участников просят определить существенную переменную желаемого результата. Затем составляется список всех возможностей для данной переменной и определяются ее  различные вариации.
С помощью Ценностного Мозгового Штурма (Value Brainstorming) группа определяет глубинные, ценностные основания решаемой проблемы, что делает более вероятным нахождения качественного эффективного решения. Участники составляют список первичных вопросов , касающихся определения  проблемы, а затем  список  скрытых ценностей которые  лежат в основе этих первичных вопросов. Затем полученные ценности проясняются, ранжируются и на их основе группа  предлагает решение  и те действия, которые необходимо предпринять для его реализации.
Сущность мозгового штурма Делюкс (Brainstorming Deluxe) (Грег Бахман, 2000) состоит в последовательном  приращении ценности на отдельных этапах.  Сама процедура мозгового штурма Делюкс  разделяет сложный составной процесс генерации идей  на пять сегментов,  результатом каждого из которых является приращение ценности. Решения участников приносящие  для организации дополнительную ценность, передаются всем структурным подразделениям  организации и всем заинтересованных сторонам.
В настоящее время широкое применение получил “Электронный мозговой штурм”, “Мозговой штурм он-лайн” или “Брейнлайнинг” (Питер Ллойд).
Слово брейнлайнинг образуется сочетанием слов “брейнсторм” и “он-лайн”, а  сам процесс протекает как мозговой штурм в  сети Интернет в реальном времени. Данная техника позволяет сводить в единую виртуальную группу подключенных друг к другу участников из различных  стран  и регионов [5;6;15].
Преимуществом данного метода является возможность одновременного объединения большого количества творческих, отличающихся друг от друга участников, которые генерируют намного больше разнообразных идей, чем в  традиционном мозговом  штурме или брейнрайтинге. Наиболее важной особенностью и  преимуществом брейнлайнинга является«перекрестное опыление», то есть взаимообагащающий обмен идеями. Брейнлайнинг  позволяет авторам оставлять свои комментарии анонимно и вести себя более свободно, что помогает преодолевать социальные барьеры и внутренние стереотипы мышления. Важным преимуществом брейнлайнинга является возможность сохранения идей в электронном виде и использование их в  любое другое время для дальнейших размышлений и обсуждений.

Выводы
В настоящее время мозговой штурм продолжает оставаться одним из наиболее широко используемых и эффективных  методов создания разнообразных идей,  мощным инструментом творческого решения проблем и принятия управленческих решений.
Сущностью мозгового штурма является творческое, дивергентное мышление, позволяющее порождать большое количество различных идей и вариантов решения различных практических, в том числе и управленческих проблем.  Мозговой штурм развивает командное взаимодействие, активизирует коллективную работу, которая с одной стороны позволяет создавать разнообразие точек зрения, а с другой повышает групповую сплоченность.
Одним из вариантов классификации возросшего количества вариаций мозгового штурма  является разделение всего многообразия модификаций на три большие группы:   а) методы созданные на основе изменения структуры или процедуры классического мозгового штурма; б) методы, основанные на групповом характере генерации идей и использующие синергетический эффект взаимодействия между участниками; в) методы, созданные путем интеграции мозгового штурма с другими известными методами активизации творчества.
Одним из путей усовершенствования и повышения эффективности мозгового штурма  является сочетание брейнсторминга с другими методами стимуляции творческого мышления. В то же время основным резервом повышения эффективности мозгового штурма и всех его модификаций, является подготовка, выбор и сама деятельность лидера-фасилитатора, обладающего практическими навыками, коммуникативными способностями, эмпатией, харизмой, индивидуальным творческим потенциалом и умением пробуждать таорческий потенциал участников.
В этом смысле, основной задачей  лидера-фасилитатора является создание творческой, дружеской атмосферы, особого творческого пространства,  в котором  участники свободно, спонтанно выдвигают новые оригинальные и практические идеи. Лидер должен знать и свободно владеть всеми разновидностями мозгового штурма и в зависимости от качественной характеристики проблемы, особенностей и актуального состояния группы, топологических, временных и материальных ресурсов, выбирать наиболее эффективные методы и свободно и гибко применять их в данной уникальной ситуации, с целью нахождения оптимального и сильного решения проблемы.

Литература
1. Вербин С. Наука принятия решений. – СПб.: Питер, 2002.-160 с.
2. Дышлевый П.С., Яценко Л.В. Регуляция творческой деятельности – Воронеж: Изд-во Ворон. ун-та , 1986. – 211с.
3. Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений.-М.: Флинта: МПСИ, 2007. -320 с.
4. Bouchard T.J. Whatever happened to brainstorming. – J. of creative behavior, Buffalo (H.Y.), 1971, vol.5, NЗ, р.182-189.
5. Brainstorming. Generating many radical, creative ideas. [Электронный ресурс]-Режим доступа:http://www.mindtools.com/brainstm.html
6. Creativity Techniques [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.iturls.com/English/TechHotspot/TH_ct.asp
7. Geschke H. Introduction and use of idea-generating me¬thods. – Research management, N.Y., 1978, vol.21, N 3, p.25-28.
8. Kaleidoscope brainstorming process. [Электронный ресурс]-Режим доступа:http://www.businessballs.com/kaleidoscopebrainstorming.htm
9. Lewis A.C., Sadosky T.L., Coraolly T. The effectiveness of group brainstorming in engineering problem solving. -IEEE transactions on engineering management, N.Y.,1975, vol.KM-22, N 3, p.119-124.
10. Michalski  W. Six Sigma Tool Navigator. – New York:: The Master Guide for Teams Productivity Press,  2003 -640 p.
11. Osborn A. F. Applied imagination -New-York, Sckibner’s Sons, 1953.
12. Proctor T. Creative Problem Solving for Managers. Developing skills for decision making and innovation. Second edition. Taylor Francis Croup London And New York. -2005. -320p.
13. Rickards T. Stimulating innovation N.Y. St. Vfrtins Press. –1985. –221p.
14. Rickards T., Preeqman D. Procedures for managers in idea – deficient situations» An examination of brain¬storming approaches. – J. of management studies, Ox¬ford. 1978, vol.15, N 1, p.43-55.
15. VanGundy A. Techniques of Structured Problem Solving. General Business & Business Ed. New York: Springer. -1988. -386 P.

Марков С.Л. Мозковий штурм і його різновиди як ефективні інструменти вирішення управлінських проблем/ С.Л.Марков// Актуальні проблеми психології. – Том 1: Організаційна психологія. Економічна психологія. Соціальна психологія: зб.наук. праць /за ред.. С.Д. Максименка, Л.М. Карамушки. – К.: Вид-во «А.С.К.», 2010. – Ч.27. –С. 207-215.