Персонологическая теория гениальности

Гений как уникальная индивидуальность и вершина эволюции

Персонологическая теория гениальности определяет гения, как вершину эволюции и венец творения, как самобытную, уникальную индивидуальность, как самодостаточную целостную личность, характеризующуюся экстраординарным развитием и особым сочетанием таких интегральных компонентов как интеллект, черты,  мотивация и продуктивность.
1. Имманентность и демократичность гениальности.  Гений–это высший акт проявления, утверждения и развертывания врожденных, потенциальных свойств творческой индивидуальности. Гениальность изначально свернута в сущностном, творческом Я каждого человека и при определенных внешних и внутренних условиях, она  получает возможность свободного развертывания и утверждения. По словам Марка Аврелия «…если что-нибудь возможно для человека и собственно ему, то считай, что оно доступно и тебе». Эту же мысль утверждал Гегель:” Талант является специфической, а гений всеобщей способностью”.
В свою очередь, Отто Вейниггер писал: Гений самым совершенным образом раскрывает идею человека. Он возвещает на вечные времена, что есть человек: субьект, объектом которого является вся вселенная…Ибо гениальность есть не что иное, как полное осуществление идеи человека, т. е. то, чем должен быть человек и чем он принципиально в состоянии стать”.

2. Качества творческой личности и гения.  Личность творческого гения, – считают Д. Саймонтон и В. Кассандро, – представляет собой сложный многомерный конструкт, включающий такие интегральные компоненты как личностные черты, интеллект и продуктивность. Творческие личности обладают рядом таких отличительных особенностей, как способность проявлять стойкость при преодолении препятствий, как открытость миру и наличие широких интересов, любопытство, поглащенность целью  и высокий уровень внутренней мотивации (Т. Тардифф и Р. Стернберг). В свою очередь Э. Торренс и Л. Холл утверждали, что основными характеристиками  гениальных личностей являются:
1) способность творить чудеса;
2) высокая степень эмпатии – способности проникновения в нужды и потребности других людей;
3) ореол исключительности;
4) способность разрешать конфликты;
5) наличие чувства грядущего;
6) способность к трансцендентальной медитации;
7) способность приходить в восторг при знакомстве с новым методом решения проблемы;
8) интерес ко всему новому и необычному.

К. Тэйлор указывает на такие черты высокоодаренной личности:

  • стремление всегда быть на переднем крае;
  • независимость и самостоятельность;
  • склонность к риску;
  • неудовлетворенность существующим (традициями, методами);
  • не просто отрицание, а стремление изменить существующее;
  • нестандартность мышления;
  • готовность принимать решения;
  • дар общения;
  • талант предвидения.

В свою очередь Г.  Портер считает, что гению присущи такие качества,  как:
1) уверенность в неисчерпаемости мира и изобилии возможностей;
2) умение сложить все преимущества и обстоятельства в единый порождающий узор;
3) умение находиться в нужный момент в нужном месте;
4) умение представлять идеальную ситуацию;
5) голографическое мышление, которое не требует расхода умственной энергии;
6) использование целостного мышления, двухполушарного мышления: контролируемая созидательность, точная мечтательность, логическая музыка;
7) способность к импровизации;
8) чувство власти над Вселенной и ее пространством. Необходимо отметить такое отличительное качество гения, как совмещение рефлексивности и спонтанности, как способность полностью погружаться в процесс и одновременно быть над ним.
3. Уникальность. Одной из сущностных характеристик гения является его самобытность, уникальность, неповторимая оригинальность.  Гении достигают той высшей точки индивидуальности в которой она сливается с универсальностью.
4. Мотивация. Гения отличает своя мощная, внутренняя, собственная мотивация – мотивация творчеством. Гениев отличает непостижимая жертвенность. Гении творят потому, что не могут не творить. Они  не удовлетворяются ни славой, ни властью, ни роскошью.
Так, Ван Гог днями и ночами напролет писал свои картины, забывая об обеде и сне. Т. Эдисон утверждал, что ему чужды «утехи богачей: лошади и яхты», а  для полного счастья ему нужна была всего лишь мастерская и возможность проводить опыты. Главным мотивом жизни Бонапарта была  жажда деятельности.
Эдвард Бульвер-Литтон утверждал: “Гений делает то, что должен, талант – то, что может”.
Эта формула, – писал  В.П. Эфроимсон, – подразумевает подвластность гения той задаче, которую ставит перед ним его внутренняя сущность, его подчиненность своему творчеству, неизбежность напряжения им всех своих сил для достижения поставленной цели, для решения поставленной задачи. Подлинной мотивацией гения является его призвание, неукротимая любовь к идее и потребность реализовать ее, преодолевая любые преграды.