Социально-психологические механизмы творческого взаимодействия с миром

Социально-психологические механизмы творческого взаимодействия с миром

С.Л. Марков

Современные исследования творческой деятельности человека постепенно рассеивают мистический туман вокруг этой проблемы, лишают творческую одаренность и гениальность ореола таинственности и исключительности. При этом все больше утверждается мнение, что универсальные творческие способности присущи каждому человеку и , что каждый имеет право и в то же время “обречен” на творчество.
Важнейшей задачей современной психологии становится поиск путей и методов раскрытия тайно-глубинных пластов человеческого существа, активизации его высшего “Я”, приближение человека к его истинной сущности. При этом основная проблема – как узнать человека, закономерно трансформируется в проблему – как сделать человека счастливым, как наполнить его жизнь смыслом и насытить высшими ценностями, как помочь ему выйти за пределы себя и постигнуть новые горизонты.
В различных культурах эта задача традиционно решалась с помощью медитативной практики, основной целью которой было
восстановление утраченного связи с Абсолютом, соединение и слияние с ним и, тем самым, пробуждение своего истинного, высшего «Я».
В то же время цель человека состоит не только в познании Абсолюта и в растворении в нем своего “Я”, но и во вмещении его в себя, в присвоении его атрибутов и свойств творца. Собственно способность к творчеству и является подлинной сущностью человека, которая проявляется в каждом индивиде в виде ядра универсальных творческих способностей, его идеального “Я”, что дает право и в то же время приобщает к творчеству.
Сложность, фундаментальность и многоаспектность феномена творчества приводит к существованию его многочисленных определений, которые можно условно сгруппировать по таким существенным признакам, как результативность, процессуальность и субъектность.
При этом творчество соответственно рассматривается:
– Как продуктивная деятельность, направленная на создание принципиально новых и оригинальных продуктов, в которых гармонично воплощаются критерии истины, красоты и пользы;
– Как процесс постановки и решения проблем;
– Как самоактуализация, свободное самовыражение и самоутверждение  своего подлинного “Я”.
В то же время творчество рассматривается как фундаментальная философская категория, как взаимодействие и универсальная форма развития. “Все это, – пишет Я.А. Пономарев, – способствует утверждению нового понимания творчества как развивающегося взаимодействия” [6, с.10].
По мнению А.В. Анисимова [2] творчество представляет собой сложную рекурсивную систему, проявляющуюся в создании неограниченного количества копий, которые, вмещая с свернутом виде целое, взаимодействуют между собой, подчиняясь определенным базовым принципам.
Таким образом творчество в наиболее общем виде можно понимать как взаимодействие личности с миром, которое превращается в диалог самостоятельных, равноценных, уникальных и качественно своеобразных структур. При этом свободный, активный субъект познает неумолимость и естественность универсальность процессов Вселенной, открывает ее активность и субъектность. Процесс творчества имманентно содержит в себе как гипертрофированное и экспрессивное утверждения своего “Я”, что проявляется в абсолютной свободе воли, игнорировании причинности и времени, так и самоотречение, слияние с миром, безусловное подчинение его законам.
При этом диалог имеет полициклический характер и представляет собой попеременную активизацию каждого из полюсов взаимодействия. Ускорение, свертывание и автоматизация процессов приводит к слиянию, взаимопроникновению субъектов взаимодействия, к одновременному существованию двух планов субъектности, каждый из которых, актуализируясь, включает в себя противоположный. Так творческая личность свободно вмещает в себя внеличностное, космическое, позволяет ему спонтанно проявляться, закрепляться, трансформироваться во внутреннее и интимно-личностное.
Рекурсивная структура творческого диалога имеет инвариантный характер и проявляется на всех уровнях сложности. При этом творчество рассматривается как взаимодействие логического и интуитивного [6], и как диалог между полушариями мозга [7], или как взаимодействие между сознанием и сверхсознанием.
В то же время сами творческие процессы в подсознании рассматриваются как свободное и спонтанное взаимодействие идей, образов и моделей, как тиражирование многочисленного количества их копий, которые существуют одновременно, перемешиваются и вызывают друг друга. При этом наиболее продуктивными и полезными оказываются комбинации между противоположными структурами, а также те, которые достраиваются в направлении целостности, просеиваясь через сито критериев истины, пользы и красоты.
Для раскрытия сущности творческой активности, а также для создания эффективных методов ее стимуляции, особенно важное значение имеет определение ее основных механизмов. Именно их раскрытие и закрепление открывает возможность разработки целостной системы правил, приемов и методов, применение которых позволит наполнить творческими элементами все виды деятельности.
Все современные концепции творчества условно делятся на «неодионисийские», акцентирующие внимание на подсознательных, интуитивистских процессах, и «неоаполлонистские», последователи которых отстаивают рациональные принципы творческой деятельности.
Поклонники первой точки зрения особое внимание уделяют процессу воображения, в основе которого лежит ряд простых механизмов: агглютинация, аналогия, типизация, трансформация, гиперболизация и акцентирование.
Кроме этого, в иррационалистических концепциях огромное значение придается интуиции которая, с одной стороны, понимается как мгновенное, непосредственное видение истины и наглядное постижение сущности вещей, а с другой, как вживание, проникновение в глубину предмета, слияние с его уникальной сущностью. Интуиция традиционно связывается с активностью подсознания, с правополушарных процессами мозга, основными механизмами функционирования которых выступают: конденсация – слияние отличных представлений в одно целое; смещение – сдвиг акцента с главного к второстепенному, символическая трансформация – замещение сложного содержания символом.
В рамках рационалистической концепции творчество понимается как процесс реализации определенных эвристических планов, как сознательное применение приемов, правил и норм творческой деятельности При этом предметом научного анализа выступает сама деятельность, ее наиболее эффективные и успешные операции, которые закрепляются в виде определенных методов и приемов.
В современной литературе выделяются такие психологические механизмы творческой деятельности, как:
• компарация – регулирование творческого процесса с помощью обратной связи с эталоном;
• анаксиоматизация – обесценивание информации, значений, приемов и средств решений, гипераксиоматизация – завышенная оценка информации приемов и результатов (Розет И.М.,1977);
• рефлексия – осмысливание и организация деятельности и содержания индивидуального сознания (Семенов И.Н.,1976);
• “анализ через синтез” – выявление новых свойств объекта через установление его взаимосвязей с другими объектами (Рубинштейн С.Л., 1958);
• эмпатия – отождествление себя с объектом, активное вживание в него, переживания его состояний и чувств (Басин Е.Я., 1987 );
• создание ассоциаций, метафор, символов.
Кроме этого в качестве универсальных механизмов творчества рассматриваются: взаимодействие логического и интуитивного уровней познания мира (Пономарев Я.А., 1976), разрешение противоречий, генерация гипотез и их проверка (Шумилин А.Т., 1989).
Современные методы стимуляции творческого потенциала личности базируются как на фиксации и обобщении наиболее эффективных и успешных операций, так и на познании, высвобождении и активизации механизмов подсознания.
В то же время левое полушарие не только обучает правое, упорядочивая и структурируя его энергию, но и само учится у него, познавая и осознавая наиболее фундаментальные законы строения и развития мира. В связи с этим пирамида приемов и правил, построенная индуктивным методом, должна быть естественно дополнена инвертированной пирамидой, созданной с помощью дедуктивных умозаключений. При этом при построении этой пирамиды необходимо опираться на ряд простых, ясных и универсальных принципов строения и развития мира.
Само взаимодействие личности с миром имеет сложный, многоступенчатый характер, отражающий некоторую инвариантную, трехкомпонентную структуру, которая “пронизывает” все целостные объекты. В свою очередь эта универсальная, “сквозная” структура определяет строение творческой позиции личности, которая включает аксиологический, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, причем первый предстает не отдельным, не уровнем структуры, а ее основой, системообразующим фактором, центром организации.
Данные компоненты проявляются и развертываются с помощью соответствующих социально-психологических механизмов творчества: идеализации, децентрации, идентификации и самоактуализации. При этом каждый из них реализуется с помощью соответствующих психологических механизмов творчества, которые, в свою очередь, конкретизируются с реальной деятельности в виде определенных средств, методов, правил и приемов.
Идеализация представляет собой видение идеальной сущности объекта, мысленное конструирование его идеального образа, в котором отражается совершенство, полнота и богатство связей объекта, гармонично переплетаются критерии его социальной значимости, истины, добра и красоты, решаются существенные и самые актуальные противоречия.
Эвристичность и конструктивность механизма идеализации проявляется в введении идеальных связей, отношений и качеств объекта в его реальное существование. В процессе любой творческой деятельности этот механизм проявляется посредством интуиции, антиципации и типизации, а также конкретизируется в виде приема “предварительного действия”, который заключается в моделировании будущей идеальной ситуации и создании реальных условий ее оптимального осуществления.
Децентрация проявляется в способности генерировать различные подходы к объекту взаимодействия, в умении изменять свою познавательную позицию, учитывать точки зрения других людей.
Децентрация представляет собой процесс мысленной замены устоявшихся связей на необычные, расшатывание и разрушение традиционных представлений и стереотипов, преодоление инерции мышления, шаблонов и функциональных фиксированностей. Реализация этого механизма помогает создавать объемное, полифоническое видение объекта, воспринимать все его признаки и тенденции, с том числе и взаимоисключающие в мгновенном срезе времени.
В реальной творческой деятельности децентрация проявляется с помощью таких психологических механизмов и приемов, как: «анализ через синтез», который заключается во включении объектов в новые связи и отношения, что приводит к раскрытию его новых признаков и свойств, “инверсии”, которая включает поворачивание вспять потока времени, поиски антиобъекта и его антифункции, а также реализацию стратегий – “сделать все наоборот”, “превратить вред в пользу”.
Идентификация заключается в отождествление себя с другими людьми и объектами окружающего мира, в активном вживании в них, в переживании своих связей и отношений с ними.
С помощью механизма идентификации личность погружается в объекты живой и неживой природы, переносит себя в их время, пространство и причинность, переживает, познает их внутренние импульсы, обстоятельства и логику развития.
На социальном уровне взаимодействия идентификация проявляется как эмпатия, которая отражает аффективную связь с окружающими людьми и заключается во вживании во внутренний мир другого, в способности воспринимать и переживать состояния другого. Благодаря идентификации со сверхличностными ценностями и богатствами культуры человек преодолевает свою атомарность, присваивает и одухотворяет окружающие его предметы, переживает свою причастность к миру и истории.
В реальной творческой жизнедеятельности механизм идентификации конкретизируется с помощью таких приемов как “структурирование и периодичность действий”, “достижение резонанса”, которые заключаются в видении временной специфики объектов, в восприятии их уникальных внутренних ритмов, что позволяет выстраивать оптимальную систему взаимодействий, выделять приоритеты , определять порядок и периодичность актов, производить на объект своевременные и эффективные воздействия.
В то же время идентификация реализуется с помощью механизмов “имитации” – подражания действиям и внешним проявлениям объектов, “проекции” – воображаемого переноса себя в ситуации объекта, и “интроекции” – внесение воображаемого объекта в свою актуальную ситуацию и реальные обстоятельства.
Самоактуализация понимается как стремление к наиболее полной и непрерывной реализации своих личностных возможностей, как вера в свои силы и умение быть самим собой, как спонтанное и искреннее самовыражение.
Механизм самоактуализации отражает не только свободное и спонтанное самовыражение субъекта, но и его внутреннюю активность, способность к усилию, инициативность, направленную на самомобилизацию и максимальное раскрытие своих уникальных творческих потенций.  Самоактуализация включает открытие собственного “идеального” “Я, самоуважение, чувство независимости, снятие внутренних барьеров понимания и безусловное принятие своих реальных, настоящих переживаний и их спонтанное и искреннее выражение.
Одним из приемов реализации механизма самоактуализации выступает «концентрация на текущем моменте” которая заключается в “сжатии” субъективного времени, в полном погружении в настоящее время, в искусственном завышении его значения, в сознательном разрыве с прошлым и будущим,  в “очищении” актуальности, в возвращении ей подлинной ценности и своеобразия. Концентрация на моменте, переживание его уникальности и неповторимости приводят к энергетизации и мобилизации творческих способностей личности, к спонтанному и экспрессивному раскрытию ее сущности.
В то же время самораскрытие и самоутверждение своего уникального “Я” предполагает стремление к манипулированию формами и сущностями мира, к увлекательной игре с ним, изменением его реальных отношений и пропорций. В реальном творческом взаимодействии с миром это стремление реализуется с помощью таких психологических механизмов воображения как трансформация, гиперболизация и мультипликация.
Необходимым условием взаимодействия с миром выступает реализация целостной системы взаимосвязанных механизмов, которые взаимопроникают, усиливают, вызывают друг друга и проявляются одновременно, создавая определенные конфигурации, адекватные специфическому “Узору” конкретных обстоятельств.
В то же время каждый из этих механизмов имеет внутреннюю диалогическую структуру и включает в себя, как неотъемлемую часть, соответствующий антимеханизм.
В качестве таких взаимосвязанных механизмов, каждый из которых имеет-смысл только в единстве с противоположным, вступают такие диалектические пары: идеализация – проблематизация, децентрация – симплизация, идентификация – медитация, самоактуализация – персонализация.
I. Идеализация – проблематизация.
Проблематизация – заключается в выявлении и сознательном обострении основных противоречий объекта, в восприятии и поиске его недостатков, пробелов и дисгармоний. В психологическом плане проблематизации соответствует такой механизм воображения как агглютинация, который представляет собой необычное объединение несовместимых, часто противоположных, частей и признаков объектов.
2. Децентрация – симплизация.
Симплизация проявляется как максимальное упрощение объекта и избавление от всего второстепенного, наносного, мгновенного и запутанного, как стремление к легкости, простоте, ясности, как способность к концентрации на сущности объекта, как умение просто, точно и красиво выразить его содержание, не теряя при этом всего его богатства и сложности.  Симплизация реализуется на психологическом уровне с помощью
таких механизмов воображения и подсознания, как акцентирование – обострение подчеркивание отдельной детали, определенного признака, через который «просвечивает» целое и смещение – сдвига внимания на часть, которая опять же представляет целое.
3. Идентификация – медитация.
Медитация проявляется как способность к временной чувственной изоляции от внешнего и внутреннего мира, как избавление от собственной субъективности, как беспристрастное и свежее восприятие сущностей и связей объектов, как проникновение в их гармонию, красоту и симметрию.
4. Самоактуализация – персонификация.
Персонификация состоит в придании объектам внешнего мира субъектности, самостоятельности и активности, в наделении их человеческими чертами и свойствами, в приписывании им способности к саморазвитию и саморазвертыванию, предоставлении им возможности самостоятельной актуализации новых, иногда несущественных и слабых, но необходимых свойств.
Творческое взаимодействие человека с миром имеет не только содержательную, иерархическую, но и временную структуру, которая содержит ряд последовательных этапов: восприятие и переживание объектов действительности, их анализ и осмысление, манипулирование и оперирование ними. Последовательная и вместе с тем симультанная реализация этих этапов во всей их иерархический сложности и составляет то, что мы называем творческим отношением к действительности, ее творческим видением.
Творческое отношение к действительности – это всегда полная открытость миру, стремление к раскрытию всех его конфликтов и противоречий, готовность идти им на встречу, способность находить их красивые, изящные и эффективные решения. В то же время творческое видение мира требует преодоления имманентной схематичности, алгоритмичности и  бездуховности отдельных приемов и механизмов, насыщения их творческим смыслом и высшими ценностями.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – М.: Сов.радио, 1979. -. 175 с.
2. Анисимов А.В. Информатика. Творчество. Рекурсия. – Киев: Наук. думка, 1988. – 244 с.
3. Калошина И.П. Структура и механизмн творческой цеятельности. -М.: Изд-во МГУ,  1983. – 168 с.
4. Каптен Ю.Л. Основа медитации. – Санкт-Петербург: Андреев и сыновья, 1991. – 332 с.
5. Моляко В.А. Психология решения школьниками творческих задач. К.: Рад.школа,  1983. – 94 с.
6. Психология творчества. /Под рад. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1990. — 224 с.
7. Ротенберг В.С. Две сторони одного мозга и творчество // Интуиция,  логика, творчество. – М.: Наука. – 1986.- С.36-54.

Марков С.Л. Соціально-психологічні механізми творчої взаємодії зі світом/С.Л.Марков // Актуальні проблеми психології: традиції і сучасність. Міжнародні наукові Костюківські читання: зб. праць за матеріалами конференції. Т.ІІ. –К: Інститут психології АПН України, 1993. – С. 173-180.