Универсные теории гениальности

Универсные основания и измерения гениальности

Универсный подход к гениальности предполагает, что в ее основании лежат трансцедентные  порождающие и смыслообразующие первосущности, которые являются метатеоретическими и сверхкультурными экспликациями Абсолюта.
Творчество гения представляет собой не просто создание новых и полезных продуктов, не просто процесс эффективного решения проблем и творческую самореализацию. Оно с необходимостью включает и полагание новых смыслов, утверждение нового видения, открытие принципиально новых реальностей, совершение трансцедентных прорывов, духовных открытий и деяний вселенского масштаба.
Творчество гения определяется не только его социокультурной природой, но и его универсной, космической сущностью, проявляющейся в воплощении в реальность  предельных универсалий, безусловных исходных начал и высших, сконцентрированных смыслов бытия.
Н. А. Бердяев считал, что понятие культуры и ее важнейших сфер – науки и искусства, не может служить объяснительным принципом истинного, субстанционального творчества.  Творчество гения это скорее дерзновенный порыв, трансценденция, победа над тяжестью объективированного мира, в то время как продукт творчества в культуре это притяжение вниз, подчинение необходимости.
«Творчеством может быть названо лишь то, что порождено самобытной субстанцией, обладающей мощью прироста мощи в мире… И всякий творческий акт по существу своему есть творчество из ничего, т.е. создание новой силы, а не изменение и перераспределение старой. Во всяком творческом акте есть абсолютная прибыль, прирост».
«В творчестве «культуры» сказывается лишь трагическая двойственность человеческой природы, рвущейся из оков необходимости, но иное бытие не достигается. …Творчество в искусстве, в философии, в морали, в общественности переливается за границы своей сферы, не вмещается ни в какие классические нормы, обнаруживает порыв к трансцендентному. Тот же переход за границы искусства, – писал Н.А. Бердяев, – порыв к предельному и иному бытию был у великих русских писателей, у Гоголя, Достоевского, Толстого».
Гения из мастера, делает насыщенность  его жизни, творчества и произведений  высшими предельными смыслами, его  устремленность к абсолютным началам.  Еще Шеллинг утверждал, что основания гениальности находятся в сфере Абсолюта, а гений –это творец, в котором воплощено высшее духовное начало. Вследствие этого, творчество гения  привносит в конечное, реальное бытие элемент бесконечности, вечности, абсолютности.
Томас Манн писал: «Поэта рождает не дар творческого вымысла, а дар одухотворения». Творчество гения встроено в поток творческой эволюции, оно  представляет собой сотворчество с Универсумом и проявляется как способ существования Абсолюта или  как теургия « действие человека совместно с Богом, – богодейство, богочеловеческое творчество» (Н.А. Бердяев), «субстанциональное единство творчества», «цельное творчество», объединяющее  земное и небесное начало в сакральном творчестве (B.C. Соловьев). Без теургического устремления остается непонятной природа человеческого творчества (П.А. Флоренский).
Раскрытие универсной сущности гениальности происходит посредством процедуры смысловой, метафизической  локализации, состоящей в соотнесении ее с первосущностями и, самое главное, ее соотнесением с Абсолютом.
Трансцендентальные структуры и схемы, вычерченные картой сущностей, определяют границы различных сфер смысловой  реальности,  выявляют скрытую диалектику и взаимопереливы предельных сущностей, а также  определяют систему смысловых координат и горизонты жизнедеятельности и творчества.
Гармонизирующая, согласовывающая и структуризующая функция метафизической «карты сущностей» состоит в наложении вычерченных схем на реальную действительность, в определении просветов и пустых мест,  в высвечивании ее новых возможностей и тенденций ее развития.
Первосущности самодостаточны и автономны, они отражают различные онтологические и смысловые сферы  человеческого универсума, нерасторжимо связанные, но не перемешивающиеся в реальности. Данные первосущности, как предельные основания бытия, представляют собой  не самодовлеющие абсолюты, а конкретные содержательные моменты живой целостности.
Сами предельные сущности самопорождаются внутри турбулентных конденсаций смыслов, вызванных  двумя  встречными потоками: восходящего, представляющего  процесс творческой имагинативной трансформации предельно генерализированных философских категорий и  нисходящего, проявляющегося в  цепи откровений, интуитивных схватываний и усмотрений абсолютных смыслов,  предельных оснований и целей бытия.
Созданные актом чистого творчества, первосущности сами являются интенциональными матрицами и генераторами творчества. Конструируя гармоничный смысловой каркас бытия, они не вычерчивают непроходимые границы, а скорее  создают манящие, побуждающие к своему преодолению пределы, представляя собой особый, генерирующий свободу порядок.

Первосущности и исходные, абсолютные универсалии представляют собой:
1. Метафизическую архетектонику Бытия, его универсный каркас и “вселенские опоры”. Они содержат универсальные архетипы, вечные смыслы и истины,  являются “исходными координатами”, системой идеалов и мощных регулятивных принципов жизнедеятельности и творчества
2. Предельно живые схемы,  близкие, теплые, пульсирующие, дышащие  и интимно-переживаемые реальности.
3. Инструментальные, действенные универсалии, понимаемые как действенные, сверхэффективные приемы, задающие креативную матрицу действий.  Например: Свобода как прием и даже  Абсолют как прием.
Реальность первосущностей, порождающих, конституирующих, организующих и детерминирующих объекты и явления предстает как  гармоничная  структура невидимых сил, пронизывающих мироздание. Если в обыденной жизни можно видеть только их слабые отблески, то в гениальности эти силы  проявляются в всей своей очевидной яркости и достоверности.
Сама гениальность, понимаемая как деятельная, творческая,  развивающаяся субстанция, составляющая  сущностное содержание и движущую силу мирового процесса, может быть раскрыта и понята только с помощью системы первосущностей, которые являются наиболее мощными объяснительными и регулятивными принципами.
Гений  это самобытная индивидуальность и одновременно духовное поле, неповторимая аура, насыщенное высшими смыслами креатологическое пространство, структурированное невидимыми силовыми линиями первосущностей по законам предустановленной гармонии и запредельной красоты. Эти линии в определенном порядке высвечиваются в содержательном пространстве гениальности, так же как и магнитные силовые линии вычерчиваются рассыпанными на листе мелкими железными опилками, замыкаясь от полюса к полюсу.

По отношению к феномену гениальности, предельные основания и первосущности:
1. Определяют, конституируют  и структурируют универсную сущность гениальности.
2. Прявляются как регулятивные и предписывающие принципы, определяющие методологическую эффективность и даже рецептурность творческих действий и усилий гения.

Таблица 10. Эссенциальные теории гениальности
(универсный подход)

Целое

Теория универсальности
Возможность

Метапотенциалист-ская теория

  Абсолют


Универсно-персоналистская теория
Взаимодействие


Конгрегативная теория
Свобода

Героическая теория
Authors of the paintings:  Rafal Olbinski, Evelyn Taylor, Jim Warren

 

Универсные теории гениальности

1. Героическая теория гениальности
2.  Метапотенциалистская теория
3. Теория универсальности
4.  Конгрегативная теория
5.  Универсно-персоналистская теория
 – Императивно-субстанциональная теория
 Трансперсональная теория
 – Визионистская теория
 – Теория творческого видения