Защитные механизмы и творчество

Защитные механизмы как исходные паттерны творческого решения проблем

С.Л. Марков

Аннотация. В статье рассматриваются основные теории, сущность и функции механизмов психологической защиты. Выделяются негативные и позитивные функции механизмов защиты. Автор раскрывает и подчеркивает позитивный, творческий потенциал механизмов защиты, а также определяет условия их трансформации в приемы творческого решения проблем.

Постановка проблемы
Рост динамизма, непредсказуемости и сложности проблем современного общества ставит перед психологической наукой задачу все более глубокого изучения адаптивных социально-психологических процессов личности, ее поведения в различных фрустрирующих и конфликтных ситуациях. При этом особую значимость приобретает раскрытие сущности и потенциала развития защитных механизмов личности, а также путей их трансформации в эффективные приемы решения внутренних и внешних проблем.

Анализ последних исследований и публикаций
В наиболее общем смысле к психологическим механизмам защиты относят большую группу психических процессов, схем психических действий и устойчивых паттернов и стратегий, с помощью которых личность удовлетворяет свои потребности, адаптируется к действительности, справляется с внутренними и внешними конфликтами. Механизмы защиты рассматриваются как специфические средства решения универсальных проблем адаптации, а также экзистенциальных личностных проблем.
В узком смысле механизмы психической защиты понимаются как неосознанные психические операции, с помощью которых личность преодолевает фрустрирующие ситуации, смягчает травмирующие воздействия, защищает свое Я и поддерживает необходимый уровень самоуважения. Иначе говоря, в этом смысле защитные механизмы выступают как способы, с помощью которых Эго пытается защитить себя от тревоги.
Открытие и описание защитных механизмов было осуществлено З. Фрейдом, который в своей работе «Защитные нейропсихозы» (1894) впервые выделил особые средства, которые использует Эго при одновременной адаптации к внутренним возбуждениям, идущим со стороны подсознания, а также к внешним возбуждениям, которые обусловлены требованиями окружающей реальности.
Данная концепция механизмов защиты была развита А. Фрейд в ее работе “Психология Я и защитные механизмы» (1936), в которой утверждалось, что защитные механизмы основываются на двух типах реакций:
1. Блокировании выражения импульсов в сознательном поведении.
2. Искажения их настолько, чтобы их исходная интенсивность заметно снизилась [1].
Представители психоаналитического направления, как правило, подчеркивали отрицательные, фрустрирующие функции защитных механизмов, которые препятствуют успешной адаптации и развития личности. Общей и определяющей чертой механизмов защиты был определен отказ личности от сознательной, целенаправленной деятельности, ориентированной на продуктивное разрешение ситуаций или решения проблем.
Так, Р. Д. Лэнг считал, что сущностью защитных механизмов является блокирование прямого выражения потребностей и, что именно усиление защиты уменьшает способность личности к адаптации [2]. К. Хорни рассматривала защитные механизмы, как невротические способы решения проблем, то есть как решение конфликтов путем простого исключения противоречий из сознания. Ф. Перлз отождествлял механизмы защиты и невроза и рассматривал их как препятствия личностному росту [3].
Усложнение структуры и содержания социо-культурной среды требует применения целой системы механизмов, а следовательно, их сознательной регуляции и выборочной активизации. Отсутствие рефлексивного анализа в процессе функционирования защитных механизмов приводит к игнорированию объективных закономерностей среды и специфического содержания конфликтных ситуаций. Подсознание не способно выстраивать иерархическую систему механизмов и поддерживать их целостность и регуляцию. На любое обострение конфликта оно реагирует энергетизацией и повышением активности “закрепленного”, “привычного” ему механизма. При этом фиксация одного или двух механизмов, вырванных из целостной системы, их чрезмерная активность приводит к обострению нерешенных объективных конфликтов и проблем и к превращению их во внутриличностные.
Актуализация защитных механизмов приводит к временному иллюзорному облегчению, что достигается за счет бегства как от реальной ситуации, так и от своего истинного «Я». Страх перед встречей с истиной, которая часто сопровождается негативными переживаниями и недостаток мужества прямо взглянуть в лицо реальности, ведет к капсулированию и блокировке творческого «Я», которое конституируется истиной и разворачивается по сущностным траекториям в сущностных пространствах.
Психологическая защита, понимаемая как забвение бытия, как бегство от сущностей и реальности, приводит к истощению творческого »Я», а каждый акт реализации механизмов защиты осуществляется путем «поедания» тела творческой самости, равно как и мифические герои, летающие на гигантских птицах, кормили их своим собственным мясом.
Творческие, по своей генетической структуре, защитные механизмы, при исключении их из целостного контекста, становятся не способными реагировать на объективные характеристики ситуации, теряют свою эффективность и приобретают невротический, патологический характер.

Обобщая многочисленные работы, в которых акцентируются негативные функции защитных механизмов, можно выделить их следующие характеристики:
1. Неосознанность. Защитные механизмы действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана.
2. Неуправляемость. Механизмы проявляются как навязчивые, неуправляемые влечения.
3. Пространственно-временная и содержательно-ценностная ограниченность.
– Узость, отсутствие целостности, полноты, гибкости, ригидность и фиксированность механизмов защиты;
– Временность, отсутствие временной перспективы, направленность на обеспечение актуального психологического комфорта.
– Ситуативность, подчинения актуальной ситуации, отсутствие ценностно-содержательной и личностной насыщенности, «вырванность» из социо-культурного контекста.
4. Самоотчужденность. Автоматичность, механистичность, обособленность от сущностного Я. Фрустрирование саморазвертывания целостного, творческого «Я». Отсутствие мужества, страх перед чистым и острым осознанием бытия, своего истинного «Я», своей творческой сущности. При этом выбирая легкие, паллиативные решения проблемных ситуаций, личность жертвует пробуждением и развитием своего подлинного, творческого Я.
5. Остановка в развитии, регрессия и дезинтеграция поведения. Закрепление, фиксированность механизма, использование его как единственного способа решения проблем, приводит к неэффективности и отклонениям в развитии личности.
6. Искажение реальности и объективной картины мира. Механизмы искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, ведут к сокрытию, искажению и самообману.
7. Неэтичность и инструментальная направленность. Узость пространственно-временных рамок и ограниченность содержательно-смысловой насыщенности актуально действующего механизма защиты, игнорирование интересов окружения, направленность на реализацию узкоэгоистических интересов и достижение собственных интересов любой ценой.
8. Вторичная конфликтизация. Применение защитных механизмов ведет к «вторичной конфликтизации», вызванной сохранением объективных причин проблемной ситуации, а также обострением межличностных конфликтов с окружающими, для которых, ситуации манипуляций и игр становятся содержательно прозрачными.

Нерешенные ранее части общей проблемы
В настоящее время в современной теории защитных механизмов существует ряд нерешенных проблем. Среди них проблема многообразия, существования многочисленных, на первый взгляд, ничем не связанных, различных процессов, операций и действий, которые определяются как механизмы защиты. Данная проблема может быть решена путем нахождения надежной структурной основы, объединяющей и нтегрирующей разносферные и разноуровневые механизмы защиты в целостную систему.
Другой проблемой является отсутствие стройной системы отношений между механизмами, а также неясность хронологической последовательности их возникновения и развития.
Еще одной важной проблемой остается выяснение содержательной, качественной оценки и функциональной значимости механизмов защиты, их роли в жизнедеятельности и развитии личности.

Изложение основного материала статьи
Современные исследования проблемы защитных механизмов отличаются последовательным расширением содержательного поля анализа, а также их включением в персоналогический и социальный контекст. Если методологической основой психоаналитических теорий механизмов защиты, является принцип гомеостаза и экономии энергии, то современные теории противостоят гомеостатическим представлениям и базируются на принципах развития и самоактуализации личности.
Так Ф.В. Бассин подчеркивал позитивную функцию психологических защит и рассматривал их как важнейшую форму реагирования сознания индивида на психическую травму [4]. В свою очередь Б.Д. Карвасарский понимал психологическую защиту как систему адаптивных реакций личности, направленную на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений, с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я – концепцию.
Ю.С. Савенко, вводит понятие психологических компенсаторных механизмов, которые определяются как система психологических приемов и механизмов личности, обеспечивающих относительно успешное осуществление самоактуализации в условиях различных, усложняющих этот процесс, обстоятельств и затруднений [5].
Теория психологических защит преодолевает акцентирование на динамических аспектах механизмов защиты, обращая все более пристальное внимание на их содержательно-смысловую сторону. Так, такие представители гуманистической и экзистенциальной психологии, как А. Маслоу, Р. Мэй, Д. Бьюдженталь, И. Ялом вводят механизмы защиты в ценностно-смысловой и экзистенциальный контекст и рассматривают их как способы бегства от своей свободы и ответственности, от своего подлинного Я, от возможности прожить свою собственную, а не чужую жизнь.
Современная теория защитного поведения личности существенно расширяется введением понятия “coping” (от англ. “сope”-преодолевать). В свою очередь С.К. Нартова-Бочавер, анализируя применение этого термина в отечественной литературе, указывает, что он понимается как адаптивное, совладающее поведение или психологическое преодоление.

Сoping, или преодолевающее поведение, включает все виды взаимодействия субъекта с проблемами внешнего или внутреннего характера и проявляется как попытка овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации. Автор выделяет три существующие подходы к проблеме, при которых coping понимается как:
1. Способ психологической защиты, используемый для ослабления напряжения (N. Нааn).
2. Относительно постоянная склонность личности отвечать на стрессовые события определенным образом (R.H. Moos).
3. Динамический процесс, специфика которого определяется не только ситуацией, но и стадией развития конфликта и столкновения субъекта с внешним миром (R. Lazarus) [6].
Понятие преодолевающего поведения выходит за рамки инстинктивных, привычных и рутинных способов адаптации к внешней среде и приближает данный вид защитного поведения к творчеству, которое понимается как решение проблем и изменение собственных стратегий и установок относительно ситуации.
Э. Бибринг (Bibring, 1943) и Д. Лагаш (Lagache, 1956), работая в парадигме психоаналитической теории, ввели понятие механизмов отработки, которые
противопоставлялись механизмам защиты. При этом, если целью последних считалось срочное ослабление внутренних напряжений, связанных с принципом удовольствия, то целью механизмов отработки – реализация имеющихся возможностей, хотя бы и ценой еще большего напряжения [7].
В то же время сами механизмы защиты различают по их степени развития и качественному уровню на:
1. Примитивные – непроизводительные, осуществляемые на более низком уровне.
2. Предельные – малопродуктивные, представляющие скорее мнимые решения и полу решения.
3. Полноценные – успешные решения, вплоть до творческих [8].
Дальнейшее развитие теории защитных механизмов должно осуществляться по пути расширения и усложнения средового контекста, повышения качественного уровня активности личности до процессов смыслообразования и творчества. Сам анализ защитных механизмов должен углубляться путем введения их в систему социо-культурных и творческих детерминант, а также их пониманием как динамических паттернов свободного самовыражения личности, как универсальных схем поведения, насыщенных ценностными и творческими элементами.
Креатологический подход к теории психологических механизмов защиты направлен на рассмотрение их с точки зрения некоторой идеальной динамической модели, структурными компонентами которой будут механизмы, находящиеся на своем высшем уровне развития и в своем наиболее совершенном и конструктивном проявлении. При этом реально действующие, актуальные механизмы защиты должны пониматься как «структурно исходные», «зародышевые», еще не достигшие своего высшего уровня развития, механизмы творчества. Каждый механизм должен рассматриваются во взаимодействии со всеми другими механизмами, а также внутри поля всех своих возможных, в том числе и самых совершенных состояний. В то же время функционирование защитных механизмов необходимо рассматривать в контексте жизнедеятельности творческой индивидуальности, которая свободно самоосуществляется и творит в неразрывном единстве со всей совокупностью своих базовых, взаимовложенных миров и, в первую очередь, с интегрирующим их высшие сферы – миром культуры.
При данном подходе психологические механизмы защиты могут быть определены как активность ограниченного, «сдавленного», неразвитого творческого «я», как первичные, примитивные, структурно изоморфны, но еще ценностно и содержательно ненасыщенные, не поддающиеся индивидуально-смысловой регуляции, механизмы творчества.
Большинство психологических механизмов проходит в своем развитии три стадии: сначала они проявляется как защитные механизмы, потом как механизмы социализации и, на высшей стадии, как механизмы творчества.
Критерием уровня развития механизма является его осознанность, регулируемость, включенность во внутреннее и внешнее целое, его ценностно-смысловой потенциал, качество и модальность эмоциональной окрашенности, а также целевая направленность и ожидаемый результат применения.
Глубинная причина возникновения защитных механизмов может пониматься как фрустрация базисной потребности в творчестве, которая проявляется внутри спектра качественно определенных бытийных потребностей, в том числе и потребностей в игре, свободе, любви, красоте и гармонии, в познании таинственной сущности вещей, в служении Высшему и овладении миром, в спонтанном самодостаточном самовыражении и проявлении своего настоящего, творческого Я, в потребности жить в соответствии со своей собственной природой.

Отрицательное значение защитных механизмов определяется несоответствием их сложности и организованности, сложности и качественной определенности внешней среды. В связи с этим качественный уровень защитных механизмов напрямую зависит от уровня развития личности, ее активности и творческой направленности жизненной позиции. Наличие творческой позиции личности, а также внешнего креатологичного пространства служит условием трансформации механизмов защиты в изоморфные им, но осознанные, ценностно насыщенные механизмы развития и творчества. При этом сами механизмы защиты сохраняют свою структуру и специфику и приобретают эффективность в зависимости от уровня взаимодействия личности с реальностью.

Таким образом, перед творческой личностью стоит задача не устранения механизмов защиты, а их осознания, структурирования и динамизации, а также насыщения их творческими элементами и интеграции в самость. Само становление самости не устраняет функционирования психически механизмов, а делает их осознанными и прозрачными, наполняет новым содержанием, наделяет их креативным, развивающим смыслом. Рефлексивное осознание и управление механизмами защиты, выбор и активизация наиболее эффективного в каждой конкретной ситуации, по существу превращает механизмы защиты в механизмы творческого решения проблем.
Современные исследователи предлагают в своих теориях защиты многочисленные классификации, разнообразные списки, включающие десятки защитных механизмов [7-11].
Терминологическое богатство защитных механизмов, объясняется существующим разнообразием и даже расширением сфер их функционирования, их включенностью в различные качественные уровни жизнедеятельности и самоосуществления личности. В то же время можно утверждать, что рефлексивное или осуществляемое на основе опыта выделение новых защитных механизмов, а также нахождение их содержательных связей с механизмами творчества приведет к обогащению и порождению новых качественных содержаний сознания.
В свою очередь, среди широкого списка разноуровневых механизмов защиты, можно выделить ряд высших, наиболее развитых и совершенных механизмов, по своему содержанию близких к механизмам творчества:
1. Творчество как защитный механизм. В психоаналитическом направлении особое внимание уделяется юношескому творчеству, которое рассматривается как эффективная защита против конфликта внутренних побуждений. Самой распространенной формой выражений творческих усилий в это время являются дневники, содержащие исповеди, планы, а также такой вид активности, как поэтическое творчество.
В то же время творчество и в зрелом возрасте обладает несомненной интегрирующей и усиливающей личность функцией, которая ведет к повышению самоуважения и даже к физическому, психическому и духовному исцелению.
2. Фантазирование, мечты, или грезы проявляются как защитный механизм, состоящий в выработке идеализированных образов и иллюзий, в бегстве в мир фантазий, в котором происходит удовлетворение несбывшихся желаний. Если мечты имеют важную защитно-адаптивную функцию, то воображение представляет собой оперирование представлениями и поиск путей решения конкретных проблемных ситуаций.
Именно данное определение помогает адекватному пониманию защитно-адаптивных функций воображения. В фрустрирующих проблемных ситуациях, вследствие блокады целенаправленной активности личности, в сфере сознания происходит генерирование многочисленных образов: процессы осуществления мотивов переносятся во внутренний план и реализуются путем создания картин удовлетворения подавленных потребностей.
3. Сублимация рассматривается как наиболее конструктивный и высокоразвитый механизм защиты, проявляющийся в направлении энергии инстинктов в продуктивные каналы. В качестве основных форм сублимации Фрейд описывал художественное творчество и интеллектуальную деятельность. Данный механизм понимается как психический процесс, в котором наиболее конфликтные подсознательные импульсы трансформируются и выражаются в социально-одобряемой активности. При этом наиболее успешная сублимация проявляется как творческая активность.
4. Идеализация представляет собой психический процесс, с помощью которого позитивные качества и достоинства объекта преувеличиваются, а сам он трактуется как нечто совершенное. Самоотождествление с идеализированным объектом способствует образованию и развитию в личности такой идеальной инстанции, как Я – идеальное.
5. Идентификация является одним из базовых, сквозных психических механизмов, функционирующих в содержательном континууме патология-творчество. Как механизм защиты она появляется как подсознательный механизм, с помощью которого индивид представляет себя кем-то другим, отождествляет себя с другими персонами. Уподобление себя другому способствует установлению более тесных, человеческих взаимоотношений, эмпатийной близости, улучшению понимания и активизации творческого диалога.
6. Всемогущий контроль – ощущение своей способности влиять на мир, своего могущества и силы, это механизм, функционирование которого является необходимым условием самоуважения. Данный механизм берет начало в инфантильных и нереалистических, однако на определенной стадии развития, нормальных фантазиях всемогущества. Первым, кто вызвал интерес к «стадиям развития чувства реальности», был Ш. Ференци (1913). Он указывал, что на инфантильной стадии первичного всемогущества, или грандиозности, фантазия обладания контролем над миром нормальна [11].
7. Юмор. Ирония. Юмористическое отношение и осмысление сложной ситуации может рассматриваться как самостоятельный творческий защитный механизм. Занятие позиции отстраненного созерцания конфликтогенных обстоятельств, сознательное стремление представить их в смешном свете, позволяет сохранить самообладание, достоинство и самоконтроль, а также разрядить ситуацию, снизить значимость и элиминировать отрицательный потенциал конфликта.

Выводы

Таким образом, защитные механизмы могут рассматриваться как неразвитые, зачаточные творческие психические операции, которые модифицируют содержание сознания и восприятия и выступают средствами построения бессознательно сконструированных, желаемых и удобных моделей реальности.
Механизмы проявляются как приспособительные реакции, подсознательно сформированные паттерны, помогающие индивиду успешно решать экзистенциальные проблемы и конфликты, а также адаптироваться к условиям жизни. При этом бессознательная модификация конфликтных ситуаций, которая элиминирует их отрицательный аффективный потенциал, представляется наивным способом разрешения конфликтов.
Любой защитный механизм в зачаточном виде несет в себе конструктивный, творческий потенциал и может выступать успешным способом адаптации при условии его осознания, личностной регуляции, при его ценностно-смысловом насыщении и трансформации в эффективный прием творческого решения проблем.

Литература

1. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы.- Пер с англ.-М.: Педагогика, 1993-144 с
2. Лэнг Р. Д. Расколотое “Я”. – Пер. с англ. – СПБ.: Белый Кролик, 1995. – 352 с.
3. Перлз Ф. Практика гештальт-терапии М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005 – 480 с.
4. Бассин Ф. В. О “силе Я” и “психологической защите”. – Вопросы философии, 1969, № 2, с.118-125.
5. Савенко Ю. С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология // Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. -М.: Прогресс, 1974, С.95-112.
6. Нартова-Бочавер С.К. “Coping behavior” в системе понятий психологии личности психологический журнал. Том 18 № 5 1997, С. 20 – 30.
7. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996, -623 c.
8. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. (Формы, механизмы и стратегии). – Ереван, 1988. – 263 с.
9. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы защиты как специфические средства решения универсальных проблем адаптации Самосознание и защитные механизмы личности. – Самара: Изд. дом. Бахран. – 2000. – 656с. С.566 –593.
10. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности.- Алтай: Изд-во Алтайского государственного университета, 2000-123 с.
11. Макарова М. В Защитные механизмы психики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.topschools.ru

Марков С.Л. Захисні механізми як вихідні патерни творчого розв’язання проблем/С.Л.Марков // Вчені записки Університету економіки та права «КРОК»: зб. наук. праць. – Київ, 2009. – Т.3. – №30 – С.145-153