Будда – Основатель буддизма

Будда

Сиддхартха Гаутама Будда,  Будда (Просветленный),
Будда Шакьямуни (Пробуждённый мудрец из рода Шакья),  Татхагатха (Так пришедший)
(563 г. до н.э., Лумбини близ Капилавасту (сейчас Непал) – 483 г. до н. э., Кушинагар, Индия)
Гражданство: Индия
Категория: Служители духа
Род деятельности:  Духовные учителя
Спецификация:  Буддизм
Уникальное отличие: Будда является основателем буддизма и создателем устоев этого учения и религии.
Пол: Мужской

Цитаты: 1. Жизнь с ее явлениями можно уподобить сновидению, фантому, пузырю, тени, блеску росы или вспышке молнии и представлять ее следует именно такой.
2. Любовь, освободительница ума, вмещает в себе всё, сияя, сверкая и излучая. 3. Тот может, кто думает, что может.
4. То, что мы есть сегодня,— это следствие наших вчерашних мыслей, а сегодняшние мысли создают завтрашнюю жизнь. Жизнь — это порождение нашего разума.
5. Сколько бы мудрых слов ты ни прочел, сколько бы ни произнес, какой тебе от них толк, коль ты не применяешь их на деле?
6. Каждое утро мы рождаемся вновь. И то, что мы сделаем сегодня, и будет иметь наибольшую важность.
7. Вы сами, как никто другой во всей вселенной, заслуживаете своей любви и преданности.
8. Тысячи свечей можно зажечь от единственной свечи, и жизнь ее не станет короче. Счастья не становится меньше, когда им делишься.
Видео: Будда

Достижения и вклады:


Социальная позиция: Будда был индийским духовным учителем и историческим основателем буддизма.
Основной вклад (чем известен): Будда является ключевой фигурой и основателем буддизма.
Вклады: Будда – индийский духовный учитель,  основатель и ключевая фигура буддизма. Исторически он рассматривается как реально существующий  философ и как  всезнающее активное божество.

Учение Будды

Так в Буддизме  Тхеравады (Хинаяне) Будда выступает как простой человек, который подвергся глубокой духовной трансформации. Напротив, в Махаяне Будда рассматривается  как космическое существо, которое время от времени проявляет себя в человеческой форме. Имя Будда значит (просветленный или пробужденный) происходит от санскритского корня ‘budh”, что означает пробудиться.
Слово Будда является эпитетом тех, кто достиг просветления (бодхи) – основной цели буддийской религиозной жизни. После того как Будда пережил просветление (бодхи), он заявил, что достиг полного Пробуждения, осознал причину страдания и открыл путь его устранения.
Его первая проповедь – “Первый Поворот Колеса Дхармы”, содержала основные доктрины буддизма: Четыре Благородные  истины и Восьмеричный Путь.
Четыре Благородные Истины:
1. Страдание является неотъемлемой частью существования.
2. Причиной страданий является страстное желание чувственных удовольствий.
3. Привязанности и страсти могут быть преодолены через «успокоение,   прекращение, отказ, отъединение, освобождение с отдалением от самого страстного желания».
4. Следование Благородному Восьмеричному Пути приведет к преодолению привязанностей и страстей и, следовательно страданий.
Благородный Восьмеричный Путь включает:
Правильное понимание, правильную мысль, правильную речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильную внимательность и правильное сосредоточение.
Будда говорил, что Нирвана или спасение не могут быть достигнуты с помощью самоистязания. Он открыл Срединный Путь – путь умеренности, отказывающийся как от крайностей удовлетворения чувственных желаний, так  и от умерщвления плоти.
Существуют две основные школы буддизма: Тхеравада и Махаяна.

Основные положения учения Тхеравады:

Тхеравада “учение старейшин” является более консервативным и интеллектуальным учением. Эта доктрина утверждает, что понимание должно достигаться посредством личных переживаний  и рассуждений, а не в следствии слепой веры. Достижение полного пробуждения основывалась не на божественных откровениях, а на  понимании истинной природы ума.
Аничча – Все вещи являются непостоянными.
Дуккха: Все существа страдают во всех ситуациях, в связи с неясностью ума.
Анатта: Ощущение постоянного “я”, является иллюзией.
Камма
(карма) (намеренное действие): закон причинно-следственных связей, в соответствии с которым добродетельные действия создают в будущем радость, а  безнравственные  действия страдания.
Нирвана: Это состояние высшего освобождения, совершенного состояния ума, свободного от страстей, гнева и других страдательных состояний. Конечной целью буддийской практики является достижение нирваны, выход из Сансары и избавление от страданий. Сансара: Колесо жизни, круг перерождений рассматривается в качестве пространства страдания.
Целью буддизма тхеравады является достижение состояния  Архата, человека, который свободен от страданий. Будда  учил избавлению от привязанностей и говорил, что мудрец смотрит на все объективным, независимым взглядом. По учению тхеравады, человек сам ответствен за свое спасение и не зависим в этом от воли высших сил (богов). Будда говорил: “Никто не спасает нас кроме нас самих. Никто не сможет и никто не будет. Мы сами должны пройти этот путь”.

Учение Махаяны

В основе Махаяны (”Большая колесница”) лежит сострадание к близким и стремление к самоусовершенствованию.  Махаяна носит более этический, социальный и мистический характер. Здесь Будда – высший принцип единства всего сущего, он везде, всегда и во всем, в том числе в каждом из бесчисленных существ. Моральным образцом в Махаяне является жизнь Будды, который после просветления отправился в мир для совершения добрых дел. Человек, решил найти  путь освобождения от страданий и показать этот путь другим, называется бодхисаттвой.
Человек, который нашел этот путь, прошел его до конца, и поделился опытом со всем миром, являются  Буддой.
Этические принципы Махаяны включают понятия:
 – сострадания (Каруна),
 – любви (Майтри),
 – ненанесения вреда (Ахимса) для живых существ,
а также подчеркивают принятие обязательства содействовать развитию дружбы и согласия.
Учение Будды гуманистично, демократично и наполнено оптимизмом. Он считает, что каждый человек, независимо от его социального положения и прошлой жизни способен своими силами получить власть над собой, своими идеями, страстями и своей судьбой. Блаженство пробужденного состояния – нирвана,  согласно буддизму, доступно всем существам.
С точки зрения буддийской доктрины, буддой является любой, открывший дхарму и достигший просветления посредством накопления достаточного количества положительной кармы, через правильные мысли, слова и поступки.
Основные труды: На протяжении жизни, сам Будда, ничего не записывал. Его мысли и высказывания были собраны его учениками в книгах под названием сутры. Они содержатся в собрании Трипитака и в таких влиятельных текстах Махаяны, как сутра Праджняпарамита, Аватамсака Сутра, Сутра сердца, Алмазная Сутра, Сутра Лотоса.

Служение и личная жизнь:


Происхождение: Он родился в 563 г. до н. э. в Лумбини. Он был царевичем, сыном Шуддходхана, царя племени Шакья и царицы Майи или Майядеви. Имя его семьи – Гаутама, а его клана Шакья, что  дало ему еще одно имя Шакьямуни (Мудрец из Шакья).
Образование: В возрасте семи лет Принц Сиддхартха начал свое обучение в области литературы, живописи, истории и военного искусства.

Основные этапы служения:

Странствования. Будучи глубоко пораженный увиденным, пережив и осознав «четыре знамения», он решился все оставить и начать  вести жизнь подвижника. Он отказался от своего богатства и комфорта, покинул свою жену и маленького сына и  стал странствующим монахом.
Вначале Сиддхартха изучал йогическую медитацию и после освоения ее техники, осознал, что она не может привести  к вершинам самореализации. Он отправился на  юг и в течении шести лет искал истину в практиках жесткого самоограничения, самоистязания и умерщвления плоти. Но после шести лет непродуктивных аскетических упражнений, он отказался от пути аскезы.
После длительного периода странствий и поста, приведших его в состоянии полного истощения, он взял из рук миловидной крестьянской девушки Суджаты молочную рисовую кашу, которая укрепила его дух. Восстановив свои силы, он пришел к выводу, что умерщвление плоти, не является путем к освобождению от страданий.
Просветление. Однажды, сидя под деревом – смоковницей, сейчас известного как дерево Бодхи у городка Бодх Гая в Индии, он поклялся  не вставать с места, пока не найдет Истину и достигнет высшего просветления.
Большое сражение с Марой. Демон, чье имя Мара означает «разрушение», напал на Гаутаму, посылая на него ветер, дождь, горячие угли и пепел, грязь и мрак. Затем он послал своих трех прекрасных дочерей – Вожделение, Страсть и Неудовлетворенность  – соблазнить принца,  но Гаутама оставался сильным и бесстрастным. В конце концов Мара и его демоны бежали.
Вдруг светло зеленная утренняя звезда сверкнула в небе и  вызвала в нем чувство совершенной ясности понимания.
После 49 дней медитации, в ночь майского полнолуния, он достиг Просветления и стал Буддой в возрасте до 35 лет. В это  же мгновение Будда понял свое предназначение: донести это откровение любви и истины до всех людей.
Основание буддизма. После своего духовного пробуждения он привлек группу последователей и основал монашеский орден.
Поэтому далее известный как Будда, он посвятил свою жизнь утверждению своего учения. Последние  45 лет своей жизни, он путешествовал и проповедовал свою доктрину преподавая при этом самым разным людям, в том числе сторонникам различных религий. Его учение было открыто для всех рас, этнических групп, классов и отрицало кастовую структуру.

Личная жизнь:

Он родился в Лумбини (город, расположенный в местности, находящейся в настоящее время в Непале, недалеко от границы с Индией), и вырос в маленьком царстве или княжества Капилвасту. Его имя данное при рождении было Сиддхартха.
При рождении ему было предсказано, что он станет либо великим правителем, либо учителем Вселенной.
Поэтому его отец, который хотел видеть Сиддхартху в качестве своего преемника и правителя  страны, пытался оградить его от всех жизненных проблем. Он построил специальный дворец, в котором окружил его  предметами роскоши. Принц рос в атмосфере заботы и любви, уважении и радости. В 16 лет Сиддхартха женился на Ясодхаре и она родила сына Рахула.
В возрасте 29 лет он решился выйти за пределы дворца и и там он увидел: «четыре знамения: старика, больного человека, труп  и нищего монаха. Первые  три знака открыли ему неизбежность страданий, болезней  и смерти, а в безмятежности монаха он увидел свою судьбу. Тогда он понял, что жизнь человека является не более чем страданием.
Последователями Будды стали его жена Яходшара и  сын Рахула. Буддизм Махаяны признает существования множества Будд и Бодхисаттв.
Будда был красив, приятен на вид, с черными, как уголь волосами и золотисто-коричневым цветом лица. Он был хорошо сложен и имел  рост около 184 см (6 футов).
В возрасте 80, Будда объявил, что вскоре он достигнет Паринирваны или окончательного бессмертного состояния и отказа от земного тела.  Его миссия была выполнена, Будда умер после, нескольких месяцев болезни и  избежав цикла перерождения.
Последними словами Будды были: «…Всё составное подвержено исчезновению. Усердно старайтесь!».
Он был кремирован и его останки распределены между 8 группами учеников, которые поместили их в храмах в основании специально воздвигнутых ступ.
Изюминка: Согласно некоторым буддийским легендам, его годами жизни были  (8 апреля, 1029 г. до н.э.- 15 февраля 949 г. до н.э.). Согласно некоторым буддистским традициям. – (623-543 до н.э.), (ок. 560-480 до н.э.), (ок.485-405 до н.э.) (448-368 до н.э.).
Согласно легендам, рождению Сиддхартхи предшествовал сон, в котором его мать увидела белого слона входящего в ее утробу. В течение семи дней после родов царица Майя умерла. Двоюродный брат Будды, Девадатта, послал дикого слона растоптать Будду, но слон остановился перед ним, стал на колени и поклонился в ноги Будды. “Мир рождается внутри, – говорил Будда. – Не ищите его вовне”.