- Congregative theory of Genius
- Charismatic Theory of Genius
- Основные теории гениальности
- Атрибутивные теории гениальности
- Структурно-функциональные теории гениальности
- Процессуально-динамические теории гениальности
- Генетические теории гениальности
- Теории транснормальности
- Эволюционные теории гениальности
- Эссенциальные теории гениальности
- Мирогенные теории гениальности
- Персонологическая теория гениальности
- Харизматическая теория гениальности
- Трансформативная и формотворческая теория гениальности
- Деятельностная теория гениальности
- Культурно-творческая теория гениальности
- Универсные теории гениальности
- Героическая теория гениальности
- Метапотенциалистская теория гениальности
- Теория универсальности гения
- Конгрегативная теория гениальности
- Универсно-персоналистская теория гениальности
- Императивно-субстанциональная теория гениальности
- Трансперсональная теория гениальности
- Визионистская теория гениальности
- Теория творческого видения
Гениальность как великий труд и продуктивность
Деятельностная теория рассматривает сущность гениальность с точки зрения произведенного гением творческого продукта, его объема, значительности, влияния на современников и потомков, а также вклада в социокультурную эволюцию человечества.
Согласно определению автора деятельностной (behavioral) теории Р. Элберта (R. Albert), гений это: “Человек, который на протяжении длительного периода времени выполняет огромную работу, оказывающую существенное влияние на других людей в течение многих лет”. Деятельностный подход к гениальности, -пишет автор,- сосредотачивает свое внимание на изучении высших достижений гениев, что позволяет операционализировать такой всеобщий, на первый взгляд таинственный, драматический и необъяснимый феномен как гениальность.
Р. Элберт предлагает несколько взаимосвязанных, существенных характериситк или черт гения:
1. Продуктивность. Гения отличает огромный объем проделанной им работы и гигантское наследие. Так И. С. Бах оставил после себя 46 томов сочинений, А. Бине – 227 публикаций, Ч. Дарвин -119, -А. Эйнштейн -248, З. Фрейд -330, Ф. Гальтон -227, А. Пуанкаре – 500 статей и 30 книг, В. Джеймс -307 и А. Маслоу – 165 работ. Можно добавить, что Веймарское издание произведений И.В. Гете включает 143 тома, И.К. Айвазовский написал за свою жизнь более 5 тысяч картин, а И.Н. Крамской создал более 3 тысяч портретов. При этом гениев отличало исключительное творческое долголетие: З. Фрейд создавал свои работы на протяжении 45 –лет, П. Пикассо творил более 75 лет, Ч. Дарвин-51 и А. Эйнштейн -53 года. Этот список дополняет пример Микеланджело, который творил около 70-ти лет.
2. Величие трудов и их влияние на человечество. Отличительной чертой великих людей является высокая значимость их трудов, насыщеность большим количеством идей, и направленность на раскрытие самых насущных проблем. Их произведения оказывали решительное влияние на современников и потомков и служили импульсом к дальнейшим нововведениям и открытиям.
3. Долговечность произведений. Работы гениев, по мнению Р. Элберта, – отличает трансактивность (transacive), понимаемая как свойство сохранять значимость и развиваться во времени. Именно это свойство позволяет гению привлекать многочисленных сторонников и последователей. Самыми существенными качествами гения, -заключает Р. Элберт,- кроме восприимчивости, являются последовательность, выносливость, продуктивность и влиятельность.
Деяния гениев измеряются величием воздействия на современников и потомков, пользой человечеству, вкладом в его прогрессивное развитие. Еще И.В. Гете, рассуждая о сущности и величии гения, говорил: «Все сводится к тому, жива ли его мысль, деяние и дарована ли им долгая жизнь». «В них заложена животворящая сила, она переходит из поколения в поколение, и ее никак не исчерпать, не изничтожить”. Эта же мысль была выражена Т. Манро, который утверждал, что гении – это творцы, внесшие в мировую культуру ценности “которые могут получить высокую оценку знатоков в более позднее время и в других странах”.
Деятельностная теория раскрывает сущность гениальности с точки зрения объективных, действенных и, в определенном смысле, измеряемых критериев. Отмечая данное обстоятельство, как позитивный вклад в теорию гениальности, Д.Саймонтон и В.Кассандро подчеркивают ограниченность количественного подхода, который не может измерить сущность гениальности, так же как и определить числом чувство юмора.
В связи с этим количественные анализ необходимо дополнить раскрытием
качественных характеристик продукта, определением меры универсности и уникального своеобразия артефактов и шедевров, созданных гениями.
Качественное своеобразие творческого Продукта
Гений создает насыщенные общечеловеческими ценностями и свернутыми универсными смыслами шедевры, которые оказывают значительное влияние на развитие культуры и человечества, причем это влияние с о временем становится все сильнее и ощутимее. Творческий продукт существует в контексте истории культуры и внутри потока взаимодействия с современниками и потомками, что ведет к игре и порождению вечно новых глубинных смыслов.
При этом можно выделить следующие качества идеального творческого продукта:
1. Смысловая неисчерпаемость и насыщенность высшими ценностями. Произведение гения – это прирост бытия, новая реальность, представляющая собой сплав наиболее универсальных, объективных характеристик внешнего мира и предельно своеобразных, уникальных свойств творческой индивидуальности. Каждый шедевр отличается образцовостью, непревзойденностью, совершенством и, в то же время, смысловой незаконченностью, недосказанностью, таинственностью, распахнутостью вовне и устремленностью в будущее, предназначенностью для воссоздания, сотворчества и порождения новых смыслов.
Произведение гения -представляет собой голограмму, отражающую наиболее фундаментальные законы строения и развития Универсума. В.С. Библер писал, что произведение культуры это: «Застывшая форма бытия, в которой создается заново “форма понимания бытия, космоса, вещей “как если бы” они были произведением”.
Произведение гения представляет собой органическое целое, оживленную, одухотворенную сущность, порождающую матрицу, содержащую неисчерпаемое богатство вечных, непреходящих, общечеловеческих смыслов, развертывающихся новыми гранями в бесконечно новых личностных и социокультурных контекстах.
«Показателем подлинности всякого произведения культуры, – писал Г. С. Батищев, является его многократное возрождение в обновляющих толкованиях… Лучшее и самое глубокое из того, что ему было присуще подспудно, нередко находят в нем и актуализируют лишь иные умы в иные времена, с иной духовной атмосферой”.
Жан Поль Сартр писал: «Мы отказываемся, например, понимать под гениальностью в том смысле, в котором говорят, что Пруст “обладал гениальностью” или что он “был гением”, особую способность создавать произведения, которая не исчерпывалась бы их созданием. Гениальность Пруста – это не его произведение само по себе и не субъективная способность его создания…. Гений Пруста, даже если свести его к созданным им произведениям, тем не менее равен бесконечному числу возможных точек зрения на его творчество, что и назовут “неисчерпаемостью” прустовского наследия».
Произведение гения всегда всегда шире, глубже и богаче самого автора. Гейне писал, что Сервантес хотел написать только сатиру на рыцарские времена, даже не предполагая глубины и общечеловечности вложенных в роман смыслов.
Произведения гениев содержат, преимущественно в неявном, скрытом, свернутом виде такие универсные, культурные общечеловеческие ценности как Вера, Красота, Истина, Добро и Любовь. Эти аксиологические универсалии в сверконцентрированном виде содержат сущностную информацию о мире и, обладая имманентной внутренней активностью, порождают у реципиентов произведений радость от созерцания красоты, любовь к миру, желание творить добро, наслаждение истиной и веру в существование некоторой непостижимой, неисчерпаемой, справедливой и действенной силы.
2. Глобальная и принципиальная новизна продукта –как открытие и основание новых направлений и стилей в искусстве и парадигм в науке, новых путей развития человечества. Величие личности – в свершении великих дел, создании шедевров, совершении эпохальных открытий. П. Сорокин, говорил, что выдающиеся личности совершают великие дела, которые можно охарактеризовать как « достижение», «создание», «открытие», преобразование», «изобретение», «модификация», «выдающиеся деяние». Еще Г. Жоли писал, что гений: “Это тот кто прославился научно-философской системой, содержащей в себе больше истины, или произведением искусства, обнаруживающим больше красоты, или, наконец, делами…оказывающимим … большее влияние на жизнь современников и потомства…”.
Трансформативное новое –удовлетворяет универсальным тенденциям Творческой эволюции, глубинным нуждам космогенеза и социокультурного развития человечества. Таким образом, гениальное открытие – такое, которое за счет своей новизны, значимости (полезности) и мастерства исполнения приводит к появлению качественно нового видения картины мира, новых возможностей и тенденций развития культуры.
3. Универсная красота и идеальность. Произведения гения – научные теории, изобретения, великие свершения и шедевры искусства, обладают внутренней красотой, сложными симметриями, гармоничностью, пропорциональностью и совершенной целесообразностью формы. Они вызывают духовную радость, наслаждение от восприятия, пробуждают чувство красоты и становятся образцами для подражания.
4. Действенность шедевров и их влияние на современников и потомков. При этом великие научные теории и концепции, отличаются высоким уровнем прагматичности, практической применимости и действенности. Так основные положения и принципы концепций Гиппократа и Фрейда, были известны и до них, однако усилие гения заключалось к привязке этих положений к практике, к обращению к самым насущным и глубинным потребностям человека. Прогресс в науке всегда сопровождался радикальным переходом от теории к методу, от теоретических знаний к их применению на практике, от практики к человеку.
Шедевры, высшие достижения гения отличает скрытая, внутренняя мощь, магическая сила, способность озарять, возносить, окрылять и укреплять дух, развивать, расширять и углублять осознание, пробуждать творческие силы и побуждать к сотворчеству, способность оказывать влияние и генерировать изменения во всех сферах культуры.