Дин Кит Саймонтон: эксперт по творчеству и гениальности

Дин Кит Саймонтон

родился 27 января 1948 года, Глендейл, Калифорния; столичный округ Лос-Анджелес, США
Гражданство: США
Категория: Ученые
Род занятий: Психолог, профессор, автор, эксперт по творчеству и гениальности.
Спецификация: Занимается изучением гениальности, психологии творчества, величия, лидерства, истории психологии и психологии науки, уделяя особое внимание историометрическому анализу выдающихся личностей.
Уникальное отличие: Саймонтон известен своими междисциплинарными и историометрическими подходами к пониманию человеческой креативности, гениальности и лидерства, а также обширными исследованиями выдающихся личностей в различных дисциплинах.
Оказали влияние: К. Кокс, Ч. Дарвин, Ф. Гальтон.
Пол: Мужской

Достижения и вклады:

Общественное и профессиональное положение: Дин Кит Саймонтон – заслуженный профессор психологии Калифорнийского университета в Дэвисе, бывший президент Международной ассоциации эмпирической эстетики и Общества психологии эстетики, творчества и искусства.
Основной вклад (наиболее известен): Саймонтон наиболее известен своими новаторскими и обширными исследованиями в области психологии творчества, гениальности, лидерства и эстетики. Наибольшее признание он получил за разработку историометрического, кросс-культурного, трансисторического и биографического подхода в изучении творчества и гениальности, за исследование творческой гениальности на личностном социокультурном уровне и модель «Слепая вариация и избирательное удержание» (BVSR), которая описывает процессы, лежащие в основе творческого мышления и инноваций.
Симонтон исследует историю психологии, уделяя особое внимание психологии науки, в частности психологии выдающихся ученых и выдающихся психологов.

Основной вклад в психологию и культуру, выдающиеся идеи

1. Историометрический метод

Саймонтон использует историометрическую методологию, которая позволяет анализировать жизнь и творчество выдающихся личностей в различных областях.
Историометрический метод, разработанный и усовершенствованный Саймонтоном, сочетает в себе элементы историографии (изучение исторической письменности) и психометрики (наука об измерении умственных способностей и процессов).
Он использует методы анализа архивных данных, включая кросс-культурные, трансисторические, биографические и контент-аналитические меры. В своих историометрических анализах он широко использует различные статистические методы, в том числе: множественный регрессионный анализ, факторный анализ, анализ временных рядов, мета-анализ.
В основе историометрического метода лежит идея о том, что, количественно оценивая и анализируя большие объемы исторических данных, исследователи могут выявить закономерности и взаимосвязи, которые могут быть неочевидны при традиционном качественном историческом анализе.
Используя историометрический метод, Саймонтон изучил различные аспекты творчества и гениальности, в том числе:
– Продуктивность (например, количество созданных произведений).
– Влияние (например, частота цитирования или упоминания).
– Возрастные тенденции в творческой отдаче.
– Факторы окружающей среды, влияющие на творчество.
– Черты личности, связанные с гениальностью.

2. Теории креативности

В своих работах Саймонтон определяет конструкцию креативности по трем основным и ориентированным на продукт критериям: новизна (продукт или идея должны быть новыми, оригинальными или даже шокирующими), адаптивность или уместность и завершенность. по трем основным и ориентированным на продукт критериям: новизна (продукт или идея должны быть новыми, оригинальными или даже шокирующими), адаптивность или уместность и завершенность.
2.1. Дарвиновская теория креативности
 Саймонтон применил эволюционные принципы для объяснения творческого процесса и создания продукта.
– Теория случайных конфигураций. Саймонтон использовал этот термин в конце 1980-х годов, чтобы описать свою версию теории Дональда Кэмпбелла (1960) о слепой вариации и избирательном удержании творческого процесса. Это означает, что идеи подвергаются квазислучайным комбинациям до тех пор, пока не возникнет стабильная «конфигурация».
Модель слепой вариации и селективного удержания (BVSR) утверждает, что творчество возникает в процессе, похожем на биологическую эволюцию. Он включает в себя два этапа: слепое варьирование, когда генерируются случайные идеи, и селективное удержание, когда сохраняются и развиваются наиболее полезные или эффективные идеи. Эта модель подчеркивает, что творчество – не просто продукт индивидуальной гениальности, но и систематический процесс, на который влияют экологические и социальные факторы.
В более поздних работах он отказался от этой терминологии, поскольку она вызывала всевозможные искажения фундаментальной природы теории.
BVSR была радикально переформулирована применительно к решению творческих задач. Переформулировка началась с определения (а) потенциальных наборов решений, состоящих из k возможных решений, каждое из которых описывается соответствующими значениями вероятности и полезности, (б) метрики видимости набора, которая оценивает степень соответствия вероятностей полезностям, и (в) индекса креативности решения, основанного на совместной невероятности и полезности каждого решения. Критически важно, что было формально продемонстрировано, что наиболее креативные решения должны возникать из наборов решений, которые имеют крайне низкие оценки по показателю «очевидности» (2012).
– Творческая деятельность и приобретение опыта: Саймонтон рассматривает взаимосвязь между опытом и творческими результатами, полученными в результате стохастического процесса, включающего случайные комбинации уже существующих идей, которые затем избирательно сохраняются на основе их полезности и эффективности.
– Роль случайности в творчестве: Он подчеркивал важность хаотичности и случайности в творческих достижениях.
– Теория множественных открытий: в этой теории объясняется, как научные открытия и изобретения часто совершаются одновременно несколькими людьми.
– Правило равных шансов: Это правило предполагает, что вероятность создания шедевра пропорциональна общему количеству созданных произведений. Кроме того, оно продемонстрировало, что соотношение высококачественных и низкокачественных творческих работ остается постоянным на протяжении всей карьеры автора.

2.2. Социокультурный контекст творчества
Творчество понимается как нечто большее, чем просто индивидуальный феномен. Это не просто интересный психологический феномен, но и социально и личностно оцениваемое поведение.
За пределами межличностных и дисциплинарных взаимодействий существует более широкое внешнее окружение. Творчество – это не просто творчество, оно возникает в определенном социальном контексте – культурной, политической, военной и экономической среде.
С точки зрения социокультурной перспективы, творчество часто признается символом культурной жизнеспособности.
Культурное разнообразие, этническая маргинальность, двуязычие и даже подверженность идеологическому или поведенческому инакомыслию могут способствовать творчеству. Культурное разнообразие, этническая маргинальность, двуязычие и даже подверженность идеологическому или поведенческому инакомыслию могут способствовать творчеству. В конечном итоге все большее число людей сможет демонстрировать оптимальное функционирование через творчество.

2.3. Интеграция творчества и лидерства
Саймонтон исследует связь между креативностью и эффективным лидерством, утверждая, что многие успешные лидеры демонстрируют высокий уровень креативности в процессе принятия решений. Его исследования показывают, что творческое мышление необходимо для инновационного лидерства, что позволяет лидерам справляться со сложными задачами и вдохновлять свои команды.
Саймонтон исследовал креативность политических лидеров и влияние их личностных характеристик на стиль руководства и исторические результаты.

2.4. Когнитивные и личностные факторы и креативность
 Саймонтон исследовал взаимосвязь между личностными характеристиками и творческими достижениями в различных областях.
Его исследования подчеркивают взаимосвязь между когнитивными способностями, личностными особенностями и личным опытом в формировании творческих результатов. Например, он определил конкретные когнитивные стили, такие как открытость опыту и дивергентное мышление, как критические компоненты творческого мышления. Кроме того, он исследует, как личное происхождение, мотивация, социальные и культурные факторы влияют на творческий потенциал человека, его выдающиеся способности и появление гениальности.

2.5. Творчество и интеллект
«Мой взгляд на интеллект в основном дарвинистский. Он основан на старом понятии функционализма, восходящем к Фрэнсису Гальтону, которое гласит, что существует определенный набор когнитивных способностей, позволяющих человеку адаптироваться и процветать в любой среде, в которой он оказывается, и эти когнитивные способности включают такие вещи, как память и поиск информации, решение проблем и так далее. Существует целый кластер когнитивных способностей, которые приводят к успешной адаптации к широкому спектру сред».
Индивидуальные различия в интеллекте и личности. Благодаря вкладу Саймонтона можно получить полное представление о том, как индивидуальные различия в интеллекте, когнитивных способностях и личности определяют не только личные достижения, но и более широкие общественные результаты. Хотя умеренно высокий IQ имеет большое значение для достижения выдающегося положения, статистический анализ показывает, что интеллект вносит вклад лишь в 4-5 процентов культурных достижений и выдающегося положения. Гораздо большее значение имеют факторы развития, мотивации и личности.
Уровень интеллекта влияет на повседневную креативность, например, на решение проблем, но люди с очень высоким интеллектом не обязательно демонстрируют тот тип креативности, который произведет впечатление на общество в целом (1999).
В 2006 году он опубликовал работу, в которой проранжировал IQ, открытость, интеллектуальную гениальность и лидерство всех 42 президентов США последних лет.

3. Гениальность и  выдающиеся способности

Саймонтон внес огромный вклад в изучение черт характера и социокультурных факторов, способствующих высоким уровням достижений и гениальности. Он провел обширное исследование психологических профилей выдающихся личностей, дающее представление о когнитивных и личностных чертах, характерных для творческих гениев.
Гениальность часто понимается как абсолютный пик человеческой производительности в определенной области. Наличие и количество гениев в тот или иной исторический период позволяет определить и степень известности каждого золотого периода.
3.1. Психологические профили гениев
Гении должны обладать несколькими ключевыми характеристиками, которые отличают их от обычных творцов.
1. Уникальность. Гений – это тот, кто обладает уникальными или характерными творческими идеями или поведением – понятие, которое мы обозначим как уникальность.
2. Социальное влияние личности. Мысли, идеи или продукты гения оказывают огромное влияние на социальную среду, начиная с других представителей его сферы деятельности и заканчивая обществом в целом.
3. Качество интеллектуальной силы – важнейший ингредиент, который включает в себя силу значимости и важность поступка.
«В целом, творческий гений – это индивид, который создает продукты, обладающие неоспоримой новизной, приспособленностью к конкретным проблемам области и завершенностью. Кроме того, эти творческие продукты несут на себе неизгладимую печать, связанную с уникальным стилем мышления и бытия каждого гения, который часто пронизывает все аспекты его или ее жизни. Продукты гения также влияют на других людей, изменяя их мышление, поведение и жизненный опыт, и служат свидетельством огромной интеллектуальной мощи гения. Творческий гений, по определению, способен оказать огромное и неизгладимое влияние на бесчисленное множество жизней» (Cassandro, Simonton, 2002).
Благодаря своим историометрическим исследованиям Саймонтон разработал психологические профили таких известных исторических личностей, как Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон и Альберт Эйнштейн и Эти профили выявляют общие черты личности, когнитивные стили и жизненный опыт, характерные для творческих гениев, что позволяет получить ценные сведения о природе гениальности как таковой.

3.2.”Чеклист гениев”, который определяет черты и факторы, характерные для исторических гениев.
Саймонтон считал, что для появления гениев высшего порядка необходимо особое стечение событий и обстоятельств, а также две различные комбинации сил. Первая включает в себя общий набор факторов, характерных для всех гениев, – их интеллект, воображение, мотивацию, целеустремленность. Вторая связана со специфическим набором факторов, которые делают каждого отдельного гения уникальным – поистине sui generis.
Попытки измерить и идентифицировать творческий гений обычно делятся на шесть в определенной степени связанных между собой категорий:
1. Творческий продукт. Использование продуктивности для выявления творческого гения продолжает плодотворно применяться к самым разным областям. Однако подход, ориентированный на продуктивность, ограничен содержанием, которое сложно оценить количественно.
2. Известность (т. е. выдающееся или высокое положение) как основной критерий. Стратегии, в которых подчеркивается известность, выбирают людей, которые создали отличную и устойчивую репутацию в определенной области.
3. Интеллект. Необходимо учитывать, что качества, измеряемые тестами IQ, без требуемых уровней креативности и мотивации, неудовлетворительны в своей способности отражать творческий гений.
4. Когнитивный стиль. Концепция дивергентного мышления может быть концептуализирована как когнитивная ориентация индивидуума на производство нескольких решений для данной проблемы.
5. Личность и биография. Основное преимущество личностных опросников заключается в том, что они постоянно демонстрируют высокую надежность.

Лучшим подходом к концептуализации и измерению творческой гениальности может стать стратегия множественных измерений в виде комбинации ранее упомянутых факторов, например, совокупность показателей личности, интеллекта и продуктивности.

3.3. Гипотеза «безумного гения»
 Саймонтон исследует связь между креативностью и психическими заболеваниями. Он утверждает, что наиболее важным процессом, лежащим в основе озарений творческих гениев, является когнитивное растормаживание – тенденция обращать внимание на вещи, которые обычно должны игнорироваться или отсеиваться вниманием, потому что они кажутся неважными. Когнитивная расторможенность оказывается полезной как в искусстве, так и в науке. И это качество положительно связано с психопатологией. как в искусстве, так и в науке.
Он также обнаружил, что творцы склонны демонстрировать более высокие показатели психопатологии, чем лидеры, а художники – более высокие, чем ученые. Художники, работающие в экспрессивном, субъективном или романтическом стилях, демонстрируют больше психопатологии, чем те, кто работает в классическом или академическом стилях.
Ученые, работающие в парадигматических дисциплинах, таких как физика, как правило, демонстрируют более низкий уровень психопатологии, чем те, кто работает в непарадигматических дисциплин, таких как психология. В целом, чем больше ограничений для гения в определенной области, тем ниже уровень психопатологии.

3.4. Исследование творческой одаренности на социокультурном уровне
Конечной целью большинства научных, в том числе психологических, исследований является выявление универсальных моделей поведения и, таким образом, предсказание творческого поведения во времени и пространстве. Основное преимущество кросс-культурных и трансисторических исследований креативности заключается в их обобщающем характере.
Кросс-культурные исследования фокусируются на творческом гении как на величине, характерной для определенной культуры или географического региона. Они опираются на концепцию Ortgeist, или «дух места», и подчеркивают культурные факторы, которые связаны с показателями креативности и гениальности.
Трансисторическое исследование творческого гения опирается на концепцию Zeitgeist, или «дух времени», и использует исторический период в качестве единицы анализа.
Однако универсальные законы, выявленные в ходе исследования креативности и гениальности, должны быть оговорены в связи с соображениями адекватности данных.

3.5. Выдающиеся способности в разных областях
В работе Саймонтона подчеркивается, что креативность по-разному проявляется в различных областях, таких как наука, искусство и литература, и подчеркивается уникальный вклад отдельных людей в каждой области. Он исследует, как специфические факторы, включая культурный контекст и дисциплинарные нормы, влияют на проявление креативности.
Такая перспектива позволяет более полно понять, как различные области культивируют и признают творческий вклад.
Он также обнаружил, что, хотя слишком большой опыт может навредить шансам на величие, негативные последствия чрезмерного обучения в одной области могут быть сглажены приобретением опыта в различных областях.
Научный гений: Изучение природы научного гения и социальных и психологических факторов, способствующих его появлению. Научный гений имеет две общие характеристики: интеллект и стремление. То есть интеллект и мотивация имеют решающее значение для успеха почти во всех областях исключительных достижений, будь то творчество или лидерство.
Однако творческий гений в науке отличается от гения в искусстве двумя особенностями:
(а) воображение в большей степени сдерживается логикой и фактами и
(б) драйв немного менее личный и идиосинкразический, в большей степени подчиняющийся социальным условностям.

3.6. Творческая продуктивность и влияние
 Саймонтон анализирует закономерности творческой продуктивности в течение жизни и факторы, которые на нее влияют. Он утверждает, что единственным наиболее важным предиктором долгосрочного влияния творца является его или ее общая производительность в течение жизни. Общая производительность ученого предсказывает, будет ли он занесен в крупную энциклопедию или нет. В большинстве своих исследований он измерял креативность в терминах продуктивности – считая либо общее количество работ, либо работы с высоким эффектом.

3.7. Развитие в течение жизни
Саймонтон утверждает, что одной из уникальных особенностей историометрических исследований является возможность изучать жизнь и карьеру выдающихся людей от рождения до смерти и на каждом возрастном этапе
Он отмечает, что его обширная работа по изучению карьерных траекторий – связи между возрастом и исключительными достижениями – получила наибольшее признание, а его статья в журнале (1997), посвященная этой теме, является самой цитируемой.
Саймонтон также разработал математическую модель развития талантов (1999), мета-аналитическую интеграцию поведенческих генетических и психометрических исследований (2008) и предложил модель структурных уравнений, которая пытается объединить природу и воспитание (2014).

3.8. Возрастные и развивающие антецеденты креативности
 Он исследовал взаимосвязь между возрастом и творческой продукцией и изучал, как ранний жизненный опыт влияет на творческий потенциал. «Если табулировать производительность по времени в последовательных возрастных периодах, то получится одновершинная кривая. Производительность быстро растет до пика, а затем постепенно снижается. Детали этого пика зависят от конкретной области творчества. Иногда пик наступает раньше, иногда позже. Иногда спад бывает резким, иногда – нет. А вот величие – совсем другое дело. Оно имеет тенденцию возрастать со временем», – отмечает Саймонтон.

3.9. Одаренность, креативность и гениальность
 По мнению Саймонтона, три понятия – креативность, гениальность и одаренность – различны, но в то же время тесно связаны между собой. Образование и обучение чаще всего направлены на то, чтобы научить человека отсеивать несущественное, а творчество требует рассмотрения поверхностно несущественного – пресловутого «нестандартного мышления». Следовательно, по определению, креативность нельзя привить, ее можно только поощрять.

Награды и премии:
– Книжная премия имени Уильяма Джеймса от Американской психологической ассоциации (APA). Отделение 1 (1991)
– Книжная премия Уильяма Джеймса за книгу «Истоки гениальности» (1999)
– Премия за выдающиеся исследования от Фонда Менса (несколько лет: 1986, 2009, 2011)
– Премия имени сэра Фрэнсиса Гальтона за выдающийся вклад в изучение творчества от Международной ассоциации эмпирической эстетики (2002)
– Премия APA за выдающийся научный вклад (2018)
– Премия за жизненные достижения от Фонда Менса (2019)
Награды за исследования
– Премия Эрнеста Р. Хилгарда за жизненные достижения, Отдел 1 – Общество общей психологии, APA (2023)
– Премия Рудольфа Арнхейма за выдающиеся достижения в области психологии и искусства, Отдел 10 – Общество психологии эстетики, творчества и искусства, APA (1997)
– Премия имени сэра Фрэнсиса Гальтона за выдающийся вклад в изучение творчества, Международная ассоциация эмпирической эстетики (IAEA, 1996)
– Премия Генри А. Мюррея за выдающийся вклад в изучение индивидуальных жизней и цельных личностей, Ассоциация исследований личности и Общество персонологии (2014)
– Премия Джозефа Б. Гиттлера за самый научный вклад в философские основы психологического знания, Американский психологический фонд (2013).
– Премия Э. Пола Торренса, Сеть креативности, Национальная ассоциация одаренных детей (NAGC, 2010)
– Премия за выдающийся научный вклад в медиапсихологию, Отдел 46 – Общество медиапсихологии и технологий, APA (2013)
– Премия Mensa Lifetime Achievement Award, Фонд Mensa (2019)

Награды за научные публикации
– Книжная премия имени Уильяма Джеймса, отдел 1 – Общество общей психологии, APA (2000)
– Премия Джорджа А. Миллера за выдающуюся статью, Отдел 1 – Общество общей психологии, APA (1997)
– Премия за теоретические инновации, отдел 8 – Общество психологии личности и социальной психологии, APA (2004)
– Премия Менса за выдающиеся исследования, Фонд образования и исследований Менса (1986, 2009, 2011)
– Почетное упоминание Отто Клайнберга в области межкультурных и международных отношений, отдел 9 – Общество психологического изучения социальных проблем, APA (1997).

Избран членом Американской ассоциации содействия развитию науки (AAAS), а также в члены Американской академии искусств и наук.

Основные работы

Саймонтон опубликовал более 550 статей, глав и книг, внеся значительный вклад в области творчества, гениальности и лидерства. На его счету более 550 публикаций, в том числе 14 книг.

Books:
1. Simonton, D. K. (1984). Genius, creativity, and leadership: Historiometric inquiries. Cambridge, MA: Harvard University Press.
2. Simonton, D. K. (1987). Why presidents succeed: A political psychology of leadership.
3. Simonton, D. K. (1988). Scientific genius: A psychology of science. Cambridge: Cambridge University Press.
4. Simonton, D. K. (1990). Psychology, science, and history: An introduction to historiometry. New Haven, CT: Yale University Press.
5. Simonton, D. K. (1994). Greatness: Who makes history and why. New York: Guilford Press.
6. Simonton, D. K. (1997). Genius and creativity: Selected papers. Greenwich, CT: Ablex.
7. Simonton, D. K. (1999). Origins of genius: Darwinian perspectives on creativity. New York: Oxford University Press.
8. Simonton, D. K. (2002). Great psychologists and their times: Scientific insights into psychology’s history. Washington, DC: American Psychological Association.
9. Simonton, D. K. (2004). Creativity in science: Chance, logic, genius, and zeitgeist. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
10. Simonton, D. K. (2009). Genius 101. New York: Springer Publishing.
11. Simonton, D. K. (2011). Great flicks: Scientific studies of cinematic creativity and aesthetics. New York: Oxford University Press.
12. Kaufman, J. C., & Simonton, D. K. (Eds.). (2014a). The social science of cinema. New York: Oxford University Press.
13. Simonton, D. K. (Ed.). (2014). The Wiley handbook of genius. Oxford, UK: Wiley.
14. Simonton, D. K. (2018). The genius checklist: Nine paradoxical tips on how you can become a creative genius. Cambridge, MA: MIT Press.

Articles:
1. Simonton, D. K. (1975). Age and literary creativity: A cross-cultural and transhistorical survey. Journal of Cross-Cultural Psychology, 6, 259-277.
2. Simonton, D. K. (1975). Sociocultural context of individual creativity: A transhistorical time-series analysis. Journal of Personality and Social Psychology, 32, 1119-1133
3. Simonton, D. K. (1976). Philosophical eminence, beliefs, and zeitgeist: An individual-generational analysis. Journal of Personality and Social Psychology, 34, 630-640.
4. Simonton, D. K. (1976). Biographical determinants of achieved eminence: A multivariate approach to the Cox data. Journal of Personality and Social Psychology, 33, 218-226.
5. Simonton, D. K. (1980). Intuition and analysis: A predictive and explanatory model. Genetic Psychology Monographs, 102, 3-60.
6. Simonton, D. K. (1980). Thematic fame, melodic originality, and musical zeitgeist: A biographical and transhistorical content analysis. Journal of Personality and Social Psychology, 38, 972-983.
7. Simonton, D. K. (1985). Individual creativity and political leadership. In R. L. Merritt & A. J. Merritt (Eds.),
8. Innovation in the public sector (pp. 39-62). Beverly Hills, CA: Sage Publications.
9. Simonton, D. K. (1987). Developmental antecedents of achieved eminence. Annals of Child Development, 5, 131-169.
10. Simonton, D. K. (1990). History, chemistry, psychology, and genius: An intellectual autobiography of historiometry. In M. Runco & R. Albert (Eds.), Theories of creativity (pp. 92-115). Newbury Park, CA: Sage Publications.
11. Simonton, D. K. (1991). Emergence and realization of genius: The lives and works of 120 classical composers. Journal of Personality and Social Psychology, v 61, 829-840.
12. Simonton, D. K. (1997). Creative productivity: A predictive and explanatory model of career trajectories and landmarks. Psychological Review, 104, 66-89.
13. Simonton, D.K. (1997). Cognition, Creativity, Genius, and Truth in Advertising. [Review of the book Creativity and the mind: Discovering the genius within, T. B. Ward, R. A. Finke, & S. M. Smith]. Contemporary Psychology, 42, 902-904
14. Simonton, D. K. (1999). Talent and its development: An emergenic and epigenetic model. Psychological Review, 106, 435-457.
15. Simonton, D. K. (1999). Significant samples: The psychological study of eminent
16. individuals. Psychological Methods, 4, 425–451.
17. Simonton, D. K. (1998). Achieved eminence in minority and majority cultures: Convergence versus divergence in the assessments of 294 African Americans. Journal of Personally’ and Social Psychology, 74, 804- 817.
18. Simonton, D. K. (1999). Creativity and genius. In L. Pervin & O. John (Eds.), Handbook of personality theory and research (2nd ed., pp. 629- 652~. New York: Guilford Press.
19. Simonton, D. K. (1999). Talent and its development: An emergenic and epigenetic model. Psychological Review, 106, 435-457
20. Simonton, D. K. (2000). Creativity: Cognitive, developmental, personal, and social aspects. American Psychologist, 55, 151- 158
21. Simonton, D. K. (2000). Methodological and theoretical orientation and the long-term disciplinary impact of 54 eminent psychologists. Review of General Psychology, 4, 13-24
22. Simonton, D. K. (2002). Creativity. In D. J. Ekerdt (Ed.), Encyclopedia of aging (pp. 290-293). New Simonton, D. K. (1990). History, chemistry, psychology, and genius: An intellectual autobiography of historiometry. In M. Runco & R. Albert (Eds.), Theories of creativity (pp. 92-115). Newbury Park, CA: Sage Publications. : Macmillan Reference.
23. Cassandro, V. J., & Simonton, D. K. (2002). Creativity and genius. In C. L. M. Keyes & J. Haidt (Eds.), Flourishing: Positive psychology and the life well-lived (pp. 163-183). Washington, DC: American Psychological Association.
24. Simonton, D. K. (2003). Creativity assessment. In R. Fernández-Ballesteros (Ed.), Encyclopedia of psychological assessment (Vol. 1, pp. 276-280). London: Sage Publications,
25. Simonton, D. K. (2004). Creativity in science: Chance, logic, genius, and zeitgeist. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
26. Simonton, D. K. (2005). Genetics of giftedness: The implications of an emergenic-epigenetic model. In R. J. Sternberg & J. Davidson (Eds.), Conceptions of giftedness (2nd ed., pp. 312-326). New York: Cambridge University Press.
27. Simonton, D. K. (2006). Historiometric methods. In K. A. Ericsson, N. Charness, P. J. Feltovich, & R. R. Hoffman (Eds.), The Cambridge handbook of expertise and expert performance (pp. 319-335). New York: Cambridge University Press.
28. Simonton, D. K. (2008). Creative wisdom: Similarities, contrasts, integration, and application. In A. Craft, H. Gardner, & G. Claxton (Eds.), Creativity, wisdom, and trusteeship: Exploring the role of education (pp. 68-76). Thousand Oaks, CA: Corwin Press.
29. Simonton, D. K. (2008). Scientific talent, training, and performance: Intellect, personality, and genetic endowment. Review of General Psychology, 12, 28-46.
30. Simonton, D. K. (2008). Creativity and genius. In O. P. John, R. W. Robins, & L. A. Pervin (Eds.), Handbook of personality: Theory and research (3rd ed., pp. 679-698). New York: Guilford Press.
31. Simonton, D. K. (2009). The “other IQ”: Historiometric assessments of intelligence and related constructs. Review of General Psychology, 13, 315-326.
32. Simonton, D. K. (2010). Personality and leadership. In R. A. Couto (Ed.), Political and civic leadership (Vol. 2, 631-639). Thousand Oaks, CA: Sage Publications.
33. Simonton, D. K. (2011). Exceptional talent and genius. In T. Chamorro-Premuzic, S. Stumm, & A. Furnham (Eds.), The Wiley-Blackwell handbook of individual differences (pp. 635-655). New York: Wiley-Blackwell.
34. Simonton, D. K. (2012). Creativity, Problem Solving, and Solution Set Sightedness: Radically Reformulating BVSR. Journal of Creative Behavior, v.46 n1 48-65
35. Simonton, D. K. (2013). Creative genius in literature, music, and the visual arts. In V. Ginsburgh & D. Throsby (Eds.), Handbook of the economics of art and culture (Vol. 2, pp. 15-48). Amsterdam: Elsevier/North Holland.
36. Simonton, D. K. (2014). Historiometric studies of genius. In D. K. Simonton (Ed.), The Wiley handbook of genius (pp. 87- 106). Oxford: Wiley.
37. Simonton, D. K. (2014). The mad-genius paradox: Can creative people be more mentally healthy but highly creative people more mentally ill? Perspectives on Psychological Science, 9, 470-480.
38. Simonton, D. K. (2015). Historiometry. In J. Martin, J. Sugarman, & K. Slaney (Eds.), Wiley handbook of theoretical and philosophical psychology (pp. 183-199). Oxford, UK: Wiley.
39. Simonton, D. K. (2016). Scientific genius in Islamic civilization: Quantified time series from qualitative historical narratives. Journal of Genius and Eminence, 1, 4-13.
40. Simonton, D. K. (2017). Creative genius and psychopathology: Creativity as positive and negative personality. In G. J. Feist, R. Reiter-Palmon, & J. C. Kaufman (Eds.), Cambridge handbook of creativity and personality research (pp. 235-250). New York: Cambridge University Press.
41. Simonton, D. K. (2017). Creative geniuses, polymaths, child prodigies, and autistic savants: The ambivalent function of interests and obsessions. In P. A. O’Keefe & J. M. Harackiewicz (Eds.), The science of interests (pp. 175-185). New York: Springer.
42. Simonton, D. K. (2018). Creative genius as inherently relevant and beneficial: The view from Mount Olympus. Creativity: Theories – Research – Applications, 5, 138-141.
43. Simonton, D. K. (2019). Creativity and genius. In B. Wallace, D. A. Sisk, & J. Senior, The SAGE handbook of gifted and talented education (pp. 70–82).
44. Simonton, D. K. (2019). Talent development in the domain of academic psychology. In P. Olszewski-Kubilius, R. Subotnik, & F. Worrell (Eds.), The psychology of high performance: Developing human potential into domain-specific talent (pp. 201-218).
45. Simonton, D. K. (2019). Creativity in sociocultural systems: Cultures, nations, and civilizations. In P. B. Paulus & B. A. Nijstad (Eds.), The Oxford handbook of group creativity and innovation (pp. 271-284). New York: Oxford University Press.
46. Simonton, D. K. (2020) Genius. In V. P. Glăveanu (Ed.), The Palgrave encyclopedia of the possible. London: Palgrave Macmillan, Cham. Simonton, D. K. (2020g). Genius and greatness. In M. A. Runco & S. Pritzker (Eds.), Encyclopedia of creativity (3rd ed., pp. 539-545). Oxford: Elsevier.
47. Simonton, D. K. (2022). Creative productivity across the lifespan. In J. A. Plucker (Ed.), Creativity & innovation: Theory, research, and practice (2nd ed., pp. 155-168). Waco, TX: Prufrock Press.
48. Simonton, D. K. (2022). The development of creativity, expertise, talent, and giftedness: A bridge too far? In J. Van TasselBaska (Ed.), Talent development in gifted education: Theory, research and practice (pp. 25-40). New York: Routledge.
49. Simonton, D. K. (2022). Giftedness from the perspective of research on genius: Some precautionary implications. Gifted Education International, 38, 362-365.
50. Simonton, D. K. (2022). Historiometric methods. In M. Nadal & O. Vartanian (Eds.), The Oxford handbook of empirical aesthetics (pp. 105-218). New York: Oxford University Press.
51. Simonton, D. K. (2022). Serendipity and creativity in the arts and sciences: A combinatorial analysis. In W. Ross & S. Copeland (Eds.), The art of serendipity (pp. 293-320). London: Palgrave Macmillan
52. Simonton, D. K. (2023). The blind-variation and selective-retention theory of creativity: The development and current status of BVSR. Creativity Research Journal, 35, 304-323
53. Simonton, D. K. (2024). Historiometric approaches to assessment: Products, persons, and places. In M. Runco & S. Acar (Eds.), Handbook of creativity assessment (pp. 270-285). Cheltenham, UK: Edward Elgar.
54. Simonton, D. K. (2024). Transformational creative genius: Four wise considerations of three definitions. In R. J. Sternberg & S. Karami (Eds.), Transformational creativity: Learning for a better future (pp. 255-266). Switzerland: Springer Nature

Карьера и личная жизнь:

Семейное положение: Дин Кит Саймонтон родился в Глендейле, штат Калифорния, городе недалеко от центра Лос-Анджелеса и Голливуда, но вырос в долине Сан-Фернандо. Он был сыном Дина Кларенса Саймонтона и Лаверн (Меркобрад) Уильямс.
Его отец начал работать на сборочном конвейере в аэрокосмической промышленности, а на пенсии стал дальнобойщиком.
Он писал о своей родословной: Шотландские, английские, сербские и франко-канадские (т.е. гайдлигские, западногерманские, южнославянские и галло-романские); примерно по одной четверти (например, дед по материнской линии родился в Сербии): четыре отдельные ветви индоевропейских языков!
Несмотря на то, что он рос в рабочем квартале, он очень рано начал проявлять высокие амбиции, которые подпитывались его всепоглощающим чтением. Его интерес к творчеству и человеческому интеллекту возник, в частности, благодаря юношескому увлечению классическими искусствами, науками и гуманитарными науками.
Он писал, что его семья купила комплект «Всемирной энциклопедии». Там были портреты выдающихся творцов или знаменитых лидеров, которые прославились благодаря каким-то исключительным достижениям. «Но только когда я стал изучать психологию, я понял, что исследователи действительно изучают
факторы, лежащие в основе креативности и лидерства. И только в аспирантуре я придумал научный подход – историометрию – для постижения гениев истории».
Этот живой интерес к природе и истокам гениальности привел его к плодотворной научной карьере.

Образование: Саймонтон начал свое обучение в колледже Оксидентал как химик. Но эта специальность преподавалась в гуманитарном колледже, который требовал, чтобы все студенты проходили двухлетний курс истории цивилизации. Затем на втором курсе он прошел вводный курс по психологии, хотя окончательно перешел на психологию только в конце третьего года.
Саймонтон получил степень бакалавра искусств по психологии в Оксидентал-колледже в 1970 году, окончив его с отличием и став членом Фи Бета Каппа и Пси Кай (1966-1970).
Он продолжил свое образование в Гарвардском университете, получив степень магистра искусств по социальной психологии в 1973 году, а затем докторскую степень по социальной психологии в 1975 году (1970-1975).
Тема его диссертации была : «Социальная психология творчества: Анализ архивных данных» (1974).
Во время учебы в Гарварде Саймонтон он получал стипендии от Национального научного фонда и Фонда Данфорта.

Основные моменты карьеры:

В 1969-1970 гг. был руководителем секции по истории цивилизации в Оксидентал-колледже, а в 1971-1973 гг. преподавал в Гарвардском университете.
Занимал должность доцента психологии в Университете Арканзаса, Файетвилль (1974-1976).
В период с 1975 по 2000 год он публиковал в среднем около 8 публикаций в год, а дважды за один год мог заявить о 18 публикациях. Среди этих публикаций – 8 книг и более 3 десятков публикаций в ведущих журналах. Эти публикации принесли Саймонтону широкое профессиональное признание.

Калифорнийский университет, Дэвис:
Ассистент профессора, факультет психологии, Калифорнийский университет, Дэвис; 1976-1980 гг.
Доцент, факультет психологии, Калифорнийский университет, Дэвис; 1980-1985 гг.
Приглашенный психолог-исследователь, Институт оценки и исследования личности, Калифорнийский университет в Беркли; 1985 г.
С 1985 по 2016 год Саймонтон занимал должность полного профессора, а с 2004 по 2016 год – звание заслуженного профессора на факультете психологии Калифорнийского университета в Дэвисе.
В 2013 году Саймонтон был удостоен звания заслуженного приглашенного профессора Иды Корделии Бим в Университете Айовы.
С 2016 года Саймонтон является почетным профессором факультета психологии Калифорнийского университета в Дэвисе.

Выборные должности:
Президент Общества общей психологии, подразделение 1 АПА (2011-12);
Президент Международной ассоциации эмпирической эстетики (1998-2000);
Президент Общества психологии эстетики, творчества и искусства, подразделение 10 АПА (1985-86);
Президент Общества истории психологии, Отдел 26 – APA (2023); член по совместительству Исполнительного комитета Отдела 10 APA (1980-82).
С 1993 по 1999 год был редактором журнала «Journal of Creative Behavior».

Он дал два вдохновляющих совета начинающим исследователям:
1. Найдите достаточно большой вопрос, чтобы он занимал вас всю жизнь.
2. Не позволяйте отказам и критике отклонить вас от этого личного предприятия.
Кроме того, для того чтобы внести значительный и существенный вклад в любую :
Кроме того, для того чтобы внести значительный и существенный вклад в любую область, необходимо:
a) требуется довольно специализированный опыт. Нужно изучать прошлые исследования и осваивать сложные техники, а также постоянно получать новые результаты и методы.
б) необходимо иметь широкие интересы, такие как художественные, литературные, музыкальные увлечения.

Изюминка, мелочи. Интересные факты:
Интерес Саймонтона к творчеству выходит за рамки академической деятельности. Он проявляет большой интерес к классическому искусству и гуманитарным наукам, что оказывает влияние на направленность его исследований.
Саймонтон увлекается классической музыкой и часто проводит параллели между музыкальной композицией и творческими процессами. Он обожает классику, особенно ББMГГ (Бетховен, Бах, Моцарт, Гайдн и Гендель). Также он любитель оперы, включая Вагнера, Пуччини, Моцарта, Рихарда Штрауса, Верди. Он рассказывал, как изучение жизни композиторов повлияло на его понимание творческой продуктивности.
Он любит все виды искусства, но особую симпатию питает к классической китайской живописи, Эль Греко, Гойе и Ван Гогу, а также практически ко всей современной живописи.
Его многолетнее увлечение математикой удивительным образом трансформировалось в глубокое любопытство к языкам мира.
В литературе его главной страстью является английская поэзия от Джеффри Чосера до Элизабет Бишоп, но особенно пьесы и сонеты Уильяма Шекспира. Ему также очень нравится испанская литература в оригинале. Больше всего его впечатлили Достоевский, Толстой, Ибсен, Басё и многие другие.
В его личной библиотеке более 5 000 книг, охватывающих различные темы – от психологии и истории до философии и искусства.
Ему нравятся исторические исследования и изучение биографий великих людей, которые дополняют его профессиональную деятельность.
Саймонтон был приглашенным докладчиком на многочисленных международных конференциях и выступал с лекциями о творчестве и гениальности перед различными аудиториями, включая руководителей предприятий и преподавателей.
Саймонтон – страстный путешественник, часто посещает исторические места и крупнейшие музеи мира, которые вдохновляют его на исследования. В свободное время он любит ходить в походы по заповедным местам Калифорнии, которые, по его мнению, способствуют творческому мышлению.

Ссылки:

Dean Keith Simonton,  Reflective_Conversation,  ucdavis.edu,  Prabook, intapi.sciendo