- Лучшие методы активизации творчества
- Классический мозговой штурм
- Синектика
- Морфологический анализ
- Метод фокальных объектов
- Метод Латерального Мышления
- Инструменты латерального мышления (1992)
- Метод ПМИ «Плюс, Минус, Интересно»
- Метод «Шесть шляп мышления»
- Майнд-мэппинг (Интеллект-карты) – сущность, правила и этапы
- Творческие интеллект-карты или Майнд-мэппинг
- Метод ассоциаций
- Метод гирлянд ассоциаций
- Метод бисоциаций
- Метод аналогий
- Метафора как средство творческого решения проблем
- Метод принудительных связей
- Метод случайного слова
- Метод контрольных вопросов – техника активизации творчества
- Список контрольных вопросов А. Осборна
- Список контрольных вопросов Т. Эйлоарта
- Список контрольных вопросов Д. Пойя
- SCAMPER – метод активизации творчества
- Контрольный список вопросов «Феникс»
- Метод Киплинга (5W1H)
- Метод «Пять Почему»
- Желающее мышление – креативная техника для прорывных инноваций
- ТРИЗ – Метод активизации творчества и генерации прорывных инноваций
- Метод инверсии или обращения как метод творческого решения проблем
- Приемы разрешения противоречий в ТРИЗ
- Универсальный путешественник: Путеводитель по творчеству
- Метод распускающегося лотоса
- Метод вымышленных персонажей как техника творческого решения проблем
- “А что если ?”- Мощная техника творчества и возможностного мышления
- Свободное письмо (Фрирайтинг) – творческая техника подсознания
- Тест “16 ассоциаций” К. Юнга как метод решения проблем
- Журнал сновидений как метод поиска творческих решений
- Дизайн-мышление — новый способ видения и творческого решения проблем
- Геймификация: Метод активизации творчества и творческого решения проблем
Дизайн-мышление – современный образ мышления и мощная техника творчества
Дизайн-мышление – это творческий метод решения проблем и техника креативности, которая используется отдельными людьми и командами для разработки инновационных и практических решений в любой отрасли и для любой проблемы. Это творческий подход к решению проблем, направленный
преимущественно на решения, а не на проблемы.
Дизайн-мышление – это не только инструментарий и техника решения проблем, но новый способ видения, идеология, отношение к миру, инновационный образ мышления, основанный на системе универсальных творческих механизмов.
Это человеко-ориентированный, структурированный и итеративный подход, сфокусированный на понимании и сопереживании потребностям, желаниям и опыту пользователя для создания инновационных и практичных решений, которые можно прототипировать и протестировать.
1. Авторы метода:
Рольф Фаст, впервые формализовавший дизайн-мышление в 1980-х годах, Дэвид Келли разработавший концепцию, и Тим Браун, который улучшил, доработал и популяризировал метод в начале 2000-х годов.
2. История метода:
Дизайн-мышление – это концепция, которая существует уже несколько десятилетий.
Впервые дизайн-мышление, в наиболее общем виде было представлено профессором Стэндфордского инженерного факультета Джоном Е. Арнольдом в его работе “Творческая инженерия” (1959). В ней он очертил новые тенденции в дизайн образовании и предложил проблемно-ориентированный подход к обучению с элементами постановки вопросов, сопереживания и фантазии.
Герберт Саймон, Виктор Папанек и Хорст Риттель заложили теоретическую основу концепции дизайн-мышления.
Лауреат Нобелевской премии Герберт А. Саймон в своей книге 1969 года “Наука об искусственном” первым упомянул дизайн как науку или образ мышления, предложил концепцию моделирования или прототипирования выдвинутых решений. “Чтобы понять их, – писал Г. Саймон, – системы должны быть построены, а их поведение – наблюдаться”.
Виктор Папанек в своей книге “Дизайн для реального мира: экология человека и социальные изменения” (1972) ввел понятие устойчивого дизайна и призвал изучать не только мимолетные желания и стремления, но и подлинные потребности человека.
Хорст Риттель ввел понятие “коварных проблем” (wicked problems) в дизайне, которые были определены как уникальные, неоднозначные проблемы, не имеющие однозначного решения и требующие творческого подхода.
В 1973 году профессор Роберт Х. Макким в своей книге «Опыт визуального мышления», посвященной использованию творчества и визуализации в решении проблем, описал, в том числе, продуктивность их использования в области дизайна. Идеи, обсуждаемые в книге, лежат в основе методологии Design Thinking.
В 1975 году Уильям Ханнон основал Институт управления дизайном, в котором начались исследования по созданию методов объединеняющих дизайн, бизнес и культуру.
Дизайн-мышление было впервые формализовано Рольфом Фастом, профессором дизайна в Стэнфордском университете в 1980-х годах. Однако только в 1990-х годах этот метод был признан и принят бизнесом как способ улучшения своих продуктов и услуг. Можно сказать, что инструменты дизайн-мышления возникли как ответ на растущую сложность проблем дизайна и потребность в систематическом подходе к решению новых, непредсказуемых проблем.
В 1995 году Роджер Мартин декан Школы менеджмента при Университете города Торонто, выпустил книгу «Дизайн бизнеса: Почему дизайн-мышление является конкурентным преимуществом будущего», в которой описал преимущества дизайн-мышления.
Сам метод был детально разработан Дэвидом Келли, который в 1991 году основал в Калифорнии знаменитую дизайнерскую компанию IDEO, занимавшуюся дизайном и инновациями, а позже, начале 2000-х годов, Тим Браун, ведущий консультант по дизайну и генеральный директор IDEO, популяризировал и усовершенствовал эту концепцию.
Дизайн-мышление также ассоциируется со Стэнфордским университетом и Институтом дизайна Хассо Платтнера (d.school) при Стэнфордском университете, основанном Д.Келли в 2005 году, где он и Т.Браун читали курс по дизайн-мышлению.
В 2015 году Тим Огилви, CEO компании Peer Insight и Жанна Лидтка, профессор менеджмента в Виргинском университете, издали книгу «Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров», в которой представили конкретные примеры того, как творчество и дизайн мышление могут изменить мир.
С годами дизайн-мышление превратилось в универсальную и адаптируемую методику, которая может применяться в различных областях и отраслях, таких как бизнес, образование и здравоохранение.
“Дизайн-мышление задействует способности, которые есть у каждого из нас, но которые упускаются из виду более традиционными методами решения проблем. Оно не только ориентировано на человека, оно само по себе глубоко человечно. Дизайн-мышление опирается на нашу способность быть интуитивными, распознавать закономерности, создавать идеи, которые имеют эмоциональное значение и функциональность, а также выражать себя не только словами или символами. Никто не хочет вести бизнес, основанный на чувствах, интуиции и вдохновении, но чрезмерная зависимость от рационального и аналитического может быть не менее опасной. Интегрированный подход, лежащий в основе процесса проектирования, предлагает нам “третий путь”.
Тим Браун, «Дизайн-мышление в бизнесе: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей» (Change by Design, How Design Thinking Transforms Organizations and Inspires Innovation, 2009).
3. Описание:
Дизайн-мышление – это человеко-ориентированный и итеративный подход к решению проблем и инновациям, который включает в себя развитие эмпатии к целевой аудитории, определение проблемы, мозговой штурм возможных идей, создание прототипов и тестирование потенциальных решений.
Он ориентирован на создание практических решений реальных проблем, решений, которые не только функциональны, но и удобны для пользователя, эстетически приятны, инклюзивны и вызывают эмоциональный резонанс.
Дизайн-мышление используется не только в дизайне, но и широко применяется в различных областях и сферах, включая бизнес, инженерию, образование, здравоохранение, социальные науки, литературу, искусство, музыку, науку и личную жизнь.
4. Основные функции:
1. Дизайн-мышление используется как эффективный инструмент создания для неординарных, инновационных и эффективных решений.
2. Это мощный метод, который можно использовать для создания инклюзивных продуктов и услуг, применяя эмпатию как инструмент понимания потребностей различных пользователей.
3. Он помогает улучшить продукты, услуги и процессы, анализируя и понимая, как пользователи взаимодействуют с этими продуктами.
4. Метод позволяет командам подходить к решению задач со свежими взглядами, выявлять и опровергать предположения и предубеждения, а также тестировать и итерировать решения.
5. Он помогает разработать новые структурированные творческие подходы и инновационные способы мышления, которые сочетают научный и художественный подходы к проблеме, уравновешивают аналитическое и интуитивное мышление.
6. Помогает активизировать творческие способности и навыки решения проблем, развивает творческие способности и эмпатию, умение играть и экспериментировать.
7. Дизайн мышление может служить хорошим методом улучшения сотрудничества и сплоченности команд.
5. Суть метода:
Суть дизайн-мышления заключается в его направленности на творчество, эмпатию, латеральное мышление, любопытство и экспериментирование.
Это метод, ориентированный на человека, который фокусируется на понимании и сопереживании потребностям и желаниям пользователя.
Дизайн-мышление – это нелинейный и итеративный процесс, который позволяет отдельным людям и командам подходить к проблемам с разных сторон и создавать прорывные продукты путем постоянного экспериментирования, создания прототипов, тестирования и испытания новых концепций и идей.
6. Методологические и теоретические основы:
Дизайн-мышление имеет глубокие корни в области дизайна, но оно также опирается на другие отрасли, такие как антропология, этнография, психология и инженерия, чтобы создать целостный и междисциплинарный подход к решению проблем.
Дизайн-мышление основано на философии инноваций, ориентированных на человека, на принципах человеко-ориентированного дизайна и системного мышления, а также на убеждении, что творческое решение проблем требует глубокого понимания человеческих потребностей и мотиваций.
Кроме того, для получения информации о потребностях пользователей в Дизайн мышлении используются такие методы исследования, как наблюдение, интервью и опросы.
Общая цель дизайн-мышления – выявить альтернативные стратегии и решения, которые не очевидны сразу при первоначальном уровне понимания. 6.
7. Основополагающие принципы:
Метод опирается на следующие принципы для создания решений, отвечающих потребностям и желаниям пользователя:
– дизайн, ориентированный на человека,
– эмпатия по отношению к пользователю,
– итерации для совершенствования решений,
– творческий подход, генерирующий широкий спектр идей и решений,
– готовность оспаривать предположения,
– любопытство и умение задавать вопросы,
– междисциплинарное сотрудничество,
– сотрудничество и совместное творчество, работа с другими людьми,
– создание прототипов потенциальных решений,
– экспериментирование и опробование новых идей,
– упрощение и разумный минимализм,
– тестирование лучших решений с пользователями для получения обратной связи,
– направленность на быстрые практические действия,
– визуализация, гибкость и непрерывное обучение.
I. Роль эмпатии в дизайн-мышлении.
1. Эмпатия играет важнейшую роль в дизайн-мышлении, поскольку она помогает дизайнерам глубоко понять точку зрения и истинные желания клиентов и использовать эти знания для создания продуктов или услуг, удовлетворяющих его потребности.
2. Эмпатия подразумевает умение поставить себя на место другого человека и увидеть мир с его точки зрения.
3. В дизайн-мышлении эмпатия – это не только понимание чувств пользователя, но и полное погружение в их опыт, выявление ключевых проблем в процессе пользования продукта и разработка решений, которые устраняют эти проблемы.
4. Используя эмпатию в качестве инструмента, дизайнеры могут создавать продукты или услуги, которые не только удовлетворяют функциональные потребности пользователя, но и обеспечивают эмоциональную связь.
2. Прототипирование и итерации как важная часть процесса дизайн-мышления.
1.Прототипирование позволяет быстро получить обратную связь и внести изменения, прежде чем инвестировать слишком много времени или денег в конкретное решение.
2. Прототипирование позволяет легче определить, что не работает и что нуждается в улучшении.
3. Итерации также очень важны, потому что они позволяют совершенствовать ваши идеи до тех пор, пока они не станут именно тем, что вам нужно для эффективного решения проблемы.
3. Направленность на быстрые практические действия
Дизайн-мышление – это исключительно практический подход к решению проблем, ориентированный на оперативные, действенные меры. Цель этого метода – как можно быстрее превратить выдвинутые идеи в осязаемые, тестируемые продукты или процессы.
Вместо того чтобы полагаться исключительно на опыт и анализ, дизайн-мышление объединяет различные точки зрения и поощряет эмпатию, творчество, эксперименты и создание прототипов для проверки и доработки потенциальных решений.
8. Правила:
В дизайн-мышлении нет строгих правил. Правила дизайн-мышления гибкие, предписывающие сохранять непредвзятость, приостанавливать суждения, быть готовым к экспериментам, пробовать новое и принимать неудачу как часть процесса обучения.
Существуют некоторые мягкие рекомендации, которые могут помочь обеспечить эффективность метода. К этим рекомендациям относятся:
– фокусирование на пользователе и постоянное внимание к потребностям целевой аудитории на протяжении всего процесса,
– привлечение различных точек зрения,
– оспаривание предположений,
– принятие неоднозначности,
– переосмысление проблем,
– генерирование множества идей,
– поощрение диких идей,
– раннее и частое создание прототипов,
– тестирование с пользователями,
– поощрение сотрудничества и командной работы,
– создание открытой, игровой атмосферы,
– творческое отношение,
– скорость и эффективность,
– уделять равное время исследованиям, дизайну и обратной связи.
9. Процедура:
Дизайн-мышление – это нелинейный, итеративный процесс, состоящий из 5 этапов: эмпатия, определение, идеация, прототипирование и тестирование.
Эти этапы являются итеративными и могут повторяться по мере того, как команды тестируют, дорабатывают и совершенствуют свои решения. При этом не обязательно следовать данным этапам по порядку.
Эти этапы не всегда последовательны, и команды могут выполнять их параллельно, повторять их и возвращаться к предыдущему этапу в любой точке процесса.
10. 5 этапов процесса дизайн-мышления
Следование каждому этапу процесса представляет собой еще одну возможность сопереживать своим клиентам и получить более глубокое понимание проблем.
1.Эмпатия (Empathize):
Отбросьте собственные предубеждения и оценочные суждения и погрузитесь в потребности, желания, опыт и точки зрения ваших клиентов.
Этот этап помогает дизайнерам получить глубокое понимание поведения пользователей и развить чувство эмпатии по отношению к ним. Кроме того, одной из важных составляющих эмпатии является выявление эмоциональной связи ваших клиентов с вашей компанией. Этот этап также включает в себя понимание потребностей, желаний, опыта, поведения и болевых точек пользователей с помощью наблюдения, интервью и других методов исследования.
2. Определение (Define):
Переформулируйте проблему, определив четкую и конкретную постановку задачи, которая учитывает потребности пользователя, его болевые точки и понимание, полученное на этапе эмпатии. На этом этапе команда пытается сформулировать проблему таким образом, чтобы она могла направлять идеи и генерировать решения.
При этом сочетание обратной связи от пользователей и интерпретации на основе данных компании помогает сформулировать ключевую проблему.
3. Идеация (Ideate):
Генерировать различные идеи и возможные решения сформулированной проблемы. Для стимулирования творчества и генерации большого количества инновационных решений используются сессии мозгового штурма и другие методы создания идей. На этом этапе приветствуются любые идеи и стремление к экспериментам – независимо от их практической целесообразности. Вы можете начать “мыслить нестандартно”, смело и свободно искать альтернативные взгляды на проблему.
4. Прототипирование (Prototype):
Создайте материальное представление сгенерированных идей и доработайте решение, основываясь на отзывах пользователей. Быстро изготовьте физические или цифровые прототипы или макеты потенциальных решений, используя различные материалы и методы для воплощения концепций в жизнь. При этом можно сконструировать несколько недорогих, уменьшенных версий продукта или конкретных функций, обнаруженных в продукте.
Лучший способ создания прототипа – привлечь всех участников, включая клиентов и вашу внутреннюю команду. Это запускает повторный диалог с клиентами после того, как вы уже учли их потребности и проблемы.
5. Тестирование:
Протестируйте прототипы с пользователями, чтобы получить обратную связь и доработать решения до полного удовлетворения их потребностей и желаний.
Позвольте самим пользователям испытать прототип и проведите дополнительные опросы о том, что им подходит, а что нет.
Этот итерационный процесс продолжается до тех пор, пока не будет разработано окончательное решение, которое будет отвечать потребностям пользователей и в то же время может быть реализовано с технической или деловой точки зрения.
12. Варианты моделей Дизайн мышления:
Сегодня в мире существует множество разнообразных концепций дизайн-мышления. Большинство из них имеют схожую структуру, а логика процесса примерно одинакова. Основные различия заключаются в том, как названы и сгруппированы этапы.
Можно выделить различные варианты данного метода, каждый из которых, как правило, содержит от трех до семи этапов.
1.Так, Б. Дэвис (2010) в своей модели представил семь этапов: выявление проблемы, разработка формулировки, идеация, оценка, визуализация, анализ и окончательное направление концепции.
2. Институт дизайна Хассо Платтнера (2011) предложил модель, которая состоит из шести основных фаз: понимание, наблюдение, точка зрения, идеация, прототипирование и тестирование. The Design Thinking Playbook Майкла Льюрика, Патрика Линка и Ларри Дж. Лейфера (2018)
3. Институт дизайна Хассо Платтнера в Стэнфорде (также известный как Стэнфордская d.school) представляет одну из самых популярных версий метода, которая включает 5 этапов, а именно: эмпатирование, определение, идеация, прототипирование и тестирование.
4. Модель IDEO/ Deloitte/ Deepdive (2001) включает 5 этапов:
Понимание и наблюдение; Синтез; Визуализация; Прототипирование, оценка и доработка; Реализация.
5. Онлайн-курс “Дизайн-мышление и инновации”, Гарвардская школа бизнеса использует 4 этапа: Прояснить, Придумать, Разработать и Реализовать (Clarify, Ideate, Develop, and Implement).
• Прояснить. Этап прояснения включает непредвзятое наблюдение и формулирование выводов. Необходимо идентифицироваться с пользователем и сопереживать ему. Человек должен видеть всю картину целиком, уточнять, оформлять и переформулировать наблюдения по мере получения дополнительных сведений.
• Придумать. Провести мозговой штурм, свободно генерировать идеи, которые могут дать положительные результаты. На этом этапе можно использовать любые методы идеации.
• Разработать. На этом этапе необходимо развивать идеи, полученные на стадии идеации, тестировать, корректировать, создавать прототипы и экспериментировать.
• Реализовать. Продолжать тестировать и совершенствовать идеи и прототипы, пока не будет найдено и внедрено успешное решение.
6.Британский совет по дизайну в 2004 году представил “Двойной бриллиант”, который состоит из 4 этапов: Британский совет по дизайну в 2004 году представил модель Double Diamond или 4 Ds., которая состоит из 4 этапов: Discover, Define, Develop и Deliver.
• Открытие (понимание проблемы): Этот этап характеризуется дивергентным мышлением, открытием пространства решений и исследованием широкого спектра идей и возможностей. Задаются вопросы, исследуются гипотезы и определяется постановка проблемы.
• Определение (выявление области, на которой необходимо сосредоточиться): На этом этапе происходит оценка и отбор идей. Результаты этапа обнаружения анализируются, развиваются и детализируются, а идеи решений становятся прототипами.
Этап определения характеризуется конвергентным мышлением. На этом этапе комбинация идей или направлений, выявленных на этапе открытия, анализируется и обобщается в виде короткого плана, включающего все мероприятия по разработке нового продукта или услуги.
• Разработка (потенциальные решения): На этапе разработки проект утверждается для дальнейшей разработки, и одна или несколько концепций получают дальнейшее развитие. Методы проектирования, применяемые на этом этапе, включают мозговой штурм, визуализацию, создание прототипов, тестирование и разработку сценариев.
• Производство (решения, которые работают): На этапе реализации модели “Двойной алмаз” процесс вращается вокруг окончательной концепции, заключительного тестирования, производства и запуска продукта. Важными действиями на этом этапе являются окончательное тестирование, утверждение, запуск и оценка.
Существует несколько моделей, которые также состоят из таких четырех этапов:
• исследовать, создавать, размышлять и внедрять. (M. Stickdorn, J. Schneider, 2011).
• обнаружить, определить, создать и оценить. (M.G. Luchs, S.Scott, 2016).
7. Google’s The 3 E’s for design thinking имеет 3 принципа или этапа: эмпатия, экспансивное мышление и экспериментирование.
• Эмпатия. Начинайте каждое упражнение по созданию идеи с изучения людей, которые будут пользоваться вашим продуктом или услугой. Если возможно, поговорите с этими людьми напрямую.
• Экспансивное мышление, также известное как мозговой штурм, заключается в создании множества способов решения проблемы или улучшения ситуации.
• Экспериментирование. На этом этапе вы начинаете экспериментировать, создавать прототипы или ранние версии вашей идеи и тестировать ее на небольшой группе или примере.Вы можете провести внутреннее тестирование продукта и собрать данные, чтобы решить, имеет ли смысл продвигать вашу идею дальше, отказаться или завершить ее.
8. Процесс дизайн-мышления IDEO включает в себя 3 этапа, а именно: вдохновение, идею и реализацию (inspiration, ideation, and implementation).
• Вдохновение включает в себя исследование и понимание рассматриваемой проблемы. Это помогает выявить слабые места среди целевой аудитории и глубже понять ее потребности.
• Идеация представляет собой мозговой штурм, создание эскизов и прототипов для выработки инновационных решений, которые могут быть проверены и подтверждены реальными пользователями.
• Реализация включает в себя вывод идеи на рынок. Этот процесс должен быть итеративным, позволяющим постоянно экспериментировать и тестировать прототипы, пока не будет найдено жизнеспособное решение.
9. Бизнес-модель D.school Paris (2011) также состоит из 3 этапов:
• Вдохновение (Понимание, наблюдение, POV);
• Идея (Идеация, Прототипирование, Тестирование);
• Реализация (Создание историй, Пилотный проект).
Кроме того, существует несколько дополнительных популярных вариантов и разновидностей дизайн-мышления, которые включают: Lean UX, Agile UX, Service Design Thinking, Design Sprint, Lean Startup и Human-Centered Design, каждый из них имеет свой собственный уникальный подход, инструменты и техники.
Эти методы разделяют многие из тех же принципов и инструментов, что и дизайн-мышление, но могут быть адаптированы к конкретным условиям или задачам. Некоторые организации также разработали свои собственные вариации дизайн-мышления, чтобы лучше соответствовать их конкретным потребностям и условиям.
1. Внедрение проектного мышления в командной среде
Дизайн-мышление может быть эффективным подходом к решению проблем, когда оно применяется в командной среде.
– Соберите правильную команду: Создайте разнообразную команду с различными взглядами и наборами навыков.
– Определите проблему, которую необходимо решить: Убедитесь, что все члены команды понимают проблему и ее контекст.
– Мозговой штурм идей: Поощряйте всех членов команды проводить мозговой штурм идей без осуждения или критики.
– Сузьте круг идей: После генерирования длинного списка идей, сузьте их, выбрав те, которые наиболее осуществимы и эффективно решат проблему.
– Создайте прототипы или модели выбранных идей для тестирования и оценки.
– Тестируйте и оценивайте каждый прототип, собирайте отзывы, дорабатывайте свое решение и повторяйте по мере необходимости, пока не придете к оптимальному решению.
2. Советы по организации успешного семинара по дизайн-мышлению
– Создайте благоприятную обстановку: Убедитесь, что помещение, которое вы используете, удобное и привлекательное. Все участники должны чувствовать себя расслабленно и непринужденно, чтобы они могли свободно создавать и делиться своими идеями.
– Установите четкие ожидания: Сообщите участникам, какова цель семинара, какие задания будут выполняться и сколько времени займет каждое задание.
– Поощряйте участие: Поощряйте всех участников делиться своими мыслями и идеями, какими бы незначительными или нестандартными они ни казались.
– Используйте наглядные пособия: Визуальные средства, такие как доски, стикеры и эскизы, могут помочь донести сложные идеи в простой форме.
– Делайте перерывы: Семинары по дизайн-мышлению могут быть напряженными, поэтому важно время от времени делать перерывы.
13. Использование дизайн-мышления в самых разных областях и условиях
1. Образование: Дизайн-мышление применяется для перепроектирования систем образования, чтобы удовлетворить потребности учащихся в 21 веке и помочь подготовить студентов к будущей карьере, требующей навыков творческого решения проблем.
– Дизайн-мышление используется для создания решений, ориентированных на студентов, и перепроектирования учебных помещений, чтобы лучше способствовать сотрудничеству и творчеству.
– Оно используется для разработки новых методик преподавания и новых инструментов обучения, которые повышают вовлеченность студентов.
– Дизайн-мышление помогает студентам развивать навыки критического мышления, заставляя их мыслить нестандартно и изучать различные точки зрения.
– Дизайн-мышление может быть включено в учебные мероприятия, основанные на проектах, где от учащихся требуется придумать решения реальных проблем. В ходе этого процесса они учатся сопереживать целевой аудитории, определять проблему, проводить мозговой штурм идей, создавать прототипы, тестировать и дорабатывать свои решения.
– Это способствует развитию сотрудничества и командной работы среди учащихся, поскольку они вместе работают над достижением общей цели.
2. Здравоохранение: Дизайн-мышление используется для создания решений, ориентированных на пациента, для улучшения опыта пациентов, оптимизации больничных процессов и разработки новых медицинских технологий, например, для улучшения опыта пациентов в больницах или разработки оборудования, приспособленного для пациентов с ограниченными возможностями.
3. Социальные инновации: Дизайн-мышление используется для решения сложных социальных проблем и экологических задач, таких как бедность, неравенство и деградация окружающей среды.
Примеры практического применения дизайн-мышления включают:
1. Airbnb: Компания сосредоточилась на пользовательском опыте, что стало решающим фактором ее успеха. Она обратилась к дизайн-мышлению и провела обширное исследование потребностей и желаний своей целевой аудитории.
Компания переделала свой сайт и мобильное приложение, облегчив пользователям поиск уникального жилья и связь с хозяевами.
Это привело к экспоненциальному росту пользовательской базы Airbnb.
2. IBM: Эта компания является сторонником дизайн-мышления уже более десяти лет. IBM разработала свою систему корпоративного дизайн-мышления для того, чтобы “помочь многопрофильным командам объединиться вокруг реальных потребностей своих пользователей”. Компания использовала Design Thinking для разработки нового продукта под названием Watson, когнитивной вычислительной системы, которая может отвечать на вопросы на естественном языке.
3. Procter & Gamble (P&G): Ориентация P&G на дизайн, ориентированный на пользователя, помогла ей создать продукты, которые стали более привлекательными и полезными для потребителей. Компания использовала дизайн-мышление для создания новой зубной щетки, которая отвечает стремлению потребителей к простоте и удобству.
4. Apple: Разработка iPod от Apple, которая включала в себя глубокое понимание потребностей любителей музыки, фокус на простоте и элегантности дизайна, а также быстрые итерации прототипов, чтобы сделать продукт правильным.
5. Target: Применила дизайн-мышление в своей линии товаров для дома “Made by Design”, которая отличается минималистским дизайном по доступным ценам.
6. PepsiCo: Компания использовала дизайн-мышление для разработки новой упаковки для своего подразделения по производству снеков, что привело к увеличению продаж и повышению удовлетворенности клиентов.
7. MassMutual: Страховая компания MassMutual использовала метод дизайн-мышления для решения проблемы привлечения молодых людей к приобретению страхования жизни. В сотрудничестве с IDEO они в течение двух лет проводили обширные исследования пользователей. Конечным результатом стало “Общество взрослых” – набор цифровых инструментов, которые помогают обучать молодых людей делать разумный финансовый выбор.
8. Фонд Acumen: Эта организация использовала дизайн-мышление для разработки устойчивых и масштабируемых бизнес-моделей, способных решать насущные глобальные проблемы.
Хорошими примерами являются редизайн системы общественного транспорта Сан-Франциско, автобусной системы Чикагского транзитного управления и системы общественного транспорта города Хельсинки, которые включали в себя совместный процесс, в котором участвовали как пассажиры, так и дизайнеры, инженеры и представители транзитных служб, что в конечном итоге привело к созданию более эффективных и удобных систем.
Такие технологические гиганты, как Google, Apple, Microsoft, SAP, Netflix и многие другие компании используют методы дизайн-мышления.
14. Современные тенденции в дизайн-мышлении
1.Удаленное сотрудничество
Семинары по дизайн-мышлению и сессии по разработке идей теперь можно проводить виртуально, что позволяет командам работать вместе из любой точки мира. Такие инструменты, как Miro, Figma и InVision, облегчают удаленную совместную работу команд.
2. Инклюзивный дизайн
Инклюзивный дизайн – это практика разработки продуктов и услуг, доступных для всех, включая людей с ограниченными возможностями. Инклюзивный дизайн гарантирует, что продукты и услуги будут удобными, функциональными и желанными для всех пользователей. Инклюзивный дизайн стал приоритетом для многих компаний, поскольку они признают важность создания продуктов, доступных для всех.
3. Устойчивость
Устойчивое развитие – это растущая тенденция в дизайн-мышлении. Компании признают важность создания продуктов и услуг, которые не наносят вреда окружающей среде. Теперь дизайнеры рассматривают весь жизненный цикл продукта, от производства до утилизации, чтобы уменьшить воздействие на окружающую среду.
4. Дизайн-спринты
Дизайн-спринты – популярный вариант дизайн-мышления. Это пятидневный процесс, который позволяет командам быстро создавать прототипы и тестировать идеи. Дизайн-спринты – это отличный способ быстро проверить идеи и получить обратную связь от пользователей. Это также отличный способ сплотить команды и заставить их работать над общей целью.
5. Семинары по совместному творчеству
Это совместные семинары, которые объединяют заинтересованные стороны, дизайнеров и пользователей для совместного создания решений. Семинары по совместному творчеству позволяют командам работать вместе для решения сложных проблем и создания инновационных решений. Это отличный способ вовлечь всех в процесс проектирования и убедиться, что окончательное решение отвечает потребностям всех заинтересованных сторон.
1. Использование дизайн-мышления для создания более инклюзивных продуктов и услуг
Использование ДТ для создания инклюзивных продуктов и услуг – это процесс, когда учитываются потребности каждого человека, а продукты и услуги становятся более удобными, интуитивно понятными и эффективными.
1. Одним из ключевых аспектов использования дизайн-мышления для обеспечения инклюзивности является вовлечение в процесс проектирования людей с разным уровнем подготовки. Это могут быть люди с ограниченными возможностями, представители разных культур, а также люди с разным уровнем образования или дохода.
2. Еще одним важным шагом в создании инклюзивных продуктов и услуг является их тестирование среди различных пользователей. Это позволяет дизайнерам выявить любые проблемы или трудности, которые могли быть упущены в процессе проектирования.
2. Примеры создания инклюзивных продуктов и услуг
1. Создание детских площадок. Дизайнеры, используя принципы проектного мышления, создали игровые площадки, доступные для детей с ограниченными возможностями, предоставляя им возможность играть вместе со своими сверстниками.
2. Разработка инклюзивных линий одежды. Сопереживая людям с различными типами телосложения или ограниченными возможностями, дизайнеры создали линии одежды, рассчитанные на более широкий круг людей.
3. Использование новых технологий в дизайн-мышлении
С развитием технологий в 21 веке дизайн-мышление приобрело новое измерение.
Интеграция следующих технологий в дизайн-мышление позволила создать более эффективные и действенные способы решения проблем.
– Виртуальная реальность (VR) может быть использована для создания симуляций, которые позволяют дизайнерам проверить свои идеи в симулированной среде. Эта технология позволяет дизайнерам увидеть, как их продукты или услуги будут работать в реальной жизни, прежде чем вкладывать в них ресурсы.
– Использование искусственного интеллекта (ИИ) позволило дизайнерам быстро и точно анализировать большие объемы данных.
– Инструменты совместной работы, такие как Zoom и Slack, сделали возможным эффективное сотрудничество команд, работающих удаленно. С помощью этих инструментов дизайнеры могут беспрепятственно работать вместе из разных уголков мира.
4. Стратегия использования дизайн-мышления в компании
1. Включите дизайн-мышление в процесс решения проблем в вашей компании.
2. Проведите исследование, чтобы понять потребности и желания вашей целевой аудитории.
3. Переделайте свой веб-сайт и/или мобильное приложение, чтобы улучшить пользовательский опыт.
4. Разрабатывайте инновационные решения для сложных бизнес-проблем, используя принципы дизайн-мышления.
5. Создавайте новые продукты, которые отвечают стремлению потребителей к простоте и удобству.
6. Внедрять дизайн-мышление в дизайн упаковки для повышения продаж и удовлетворенности клиентов.
7. Используйте дизайн-мышление, чтобы выделить свою компанию среди конкурентов.
8. Обучить сотрудников принципам дизайн-мышления.
15. Преимущества метода
1. Дизайн, ориентированный на человека: Дизайн-мышление фокусируется на понимании потребностей и желаний конечных пользователей, в результате чего создаются продукты и услуги, удовлетворяющие потребности клиентов.
Благодаря сопереживанию пользователям и вовлечению их в процесс проектирования, решения с большей вероятностью будут эффективно отвечать их реальным проблемам.
2. Сотрудничество и междисциплинарные команды: Дизайн-мышление поощряет сотрудничество и командную работу между междисциплинарными группами, что приводит к разнообразным взглядам и инновационным решениям.
Такой междисциплинарный подход объединяет различные точки зрения, способствует развитию креативности и приводит к лучшим и более целостным решениям.
3. Итеративность и гибкость: Итеративность Дизайн-мышления позволяет постоянно улучшать, адаптировать и дорабатывать идеи. Это поощряет раннее и частое тестирование и создание прототипов, обеспечивая быструю обратную связь и снижая риск инвестирования в несовершенное решение.
4. Креативность, инновации и творческое решение проблем: Дизайн-мышление обеспечивает структурированную основу для мышления за пределами общепринятых границ и генерирования творческих идей. Метод способствует развитию нестандартного мышления, поощряет любопытство, поиски и эксперименты, что приводит к разработке уникальных и инновационных решений.
5. Расширение возможностей: Дизайн-мышление дает возможность отдельным людям и командам взять на себя ответственность за процесс решения проблем и поощряет принятие риска.
6. Принятие неудач как обучения: Дизайн-мышление рассматривает неудачу как возможность для обучения и итераций, что способствует устойчивости и постоянному совершенствованию.
7. Масштабируемость и применимость: Дизайн-мышление можно применять к широкому кругу проблем и отраслей, что делает его универсальным методом решения проблем.
8. Метод демонстрирует особую эффективность при решении нечетко определенных или неизвестных проблем.
9. Применение метода приводит к улучшению пользовательского опыта и удовлетворенности, повышению лояльности и стоимости бренда.
11. Экономическая эффективность: Дизайн-мышление подчеркивает быструю итерацию и создание прототипов, что экономит время и деньги, и предотвращает дорогостоящие ошибки.
16. Недостатки метода:
1. Затраты времени и ресурсов: Дизайн-мышление может отнимать много времени, особенно при решении сложных проблем или в организациях с ограниченными ресурсами, что может привести к увеличению сроков реализации проекта и повышению затрат.
2. Отсутствие количественных данных: Дизайн-мышление в основном фокусируется на качественных суждениях, которые могут не полностью отражать сложность некоторых проблем, что ограничивает возможность объективного измерения и оценки решений.
3. Субъективность и предвзятость: Дизайн-мышление преимущественно опирается на субъективный опыт и интерпретации. На результаты может повлиять точка зрения дизайнера или его предвзятость, что может внести субъективность и предвзятость в процесс, потенциально ограничивая объективность.
4. Ограниченный опыт: Командам, работающим по методу дизайн-мышления, может не хватать специальных знаний в критических областях, что препятствует разработке осуществимых и технически обоснованных решений.
5. Сопротивление изменениям: Внедрение дизайн-мышления может столкнуться с сопротивлением заинтересованных сторон, привыкших к традиционным методам решения проблем, особенно в иерархической среде или среде, избегающей риска.
6. Неполная валидация решения: Итеративный характер дизайн-мышления может привести к запуску решений, которые не прошли тщательную проверку, что может привести к неоптимальным результатам.
7. Ограниченное применение: Дизайн-мышление может не подходить для всех типов проблем или отраслей, лучше всего оно работает для сложных, неоднозначных и открытых задач.
8. Трудности в измерении эффективности: Измерение эффективности проектов с применением дизайн-мышления может быть затруднено, что затрудняет оценку влияния подхода.
9. Зависимость от квалифицированных координаторов: Для эффективного внедрения Дизайн-мышления могут потребоваться квалифицированные координаторы, что затрудняет его применение при отсутствии необходимых знаний.