Работы авторов Дзогчен: Основа

Дзогчен: Основа

2
3
Chenrezig Mandala
Запись 2 из 5 в теме Дзогчен

Основа как единый изначально совершенный фундамент человека и Вселенной

  1. Основа. Понятие чистой Основы всего сущего кунжи (kun gzhi), как пространства и тела изначально самосовершенного состояния человека и Вселенной, напрямую связано с первым, проникающим в самую суть, заветом Гараба Дордже. «Главный смысл этого наставления, — писал — Патрул Ринпоче, — состоит в том, что именно прямое подлинное Осознание, видимое как основа, на самом деле и есть сама Дхармакая». В данном определении сразу подчеркиваются уникальное отличие Дзогчена от других школ, в котором основа тождественна плоду и изначально выражает реализацию высшего тела Будды Дхармакаи, как предельную и универсальную духовную сущность мироздания.

«Основа, — писал Намкай Норбу, — по-тибетски жи, — это термин, обозначающий фундамент бытия, как на вселенском уровне, так и на уровне отдельного человека, причем эти два уровня в сущности — одно и то же: понять один значит понять другой. Если вы постигли себя, вы постигли природу вселенной».
Основа всего сущего предстает как изначальное состояние бытия и человека, которое вне времени и пространства, вне созидания и разрушения, как присущая всем живым существам природа будды, проявляющаяся в различных обличьях как чистое состояние абсолютной реальности Дхармакая Чоку (chos sku), просветленный ум Бодхичитта Чжанг чуб сэм (byang chub sems), исконная мудрость Йеше (ye shes) , как непосредственное подлинное Осознание или чистое недвойственное состояние присутствия Ригпа (rigpa).
Таким образом, Основа в Дзогчен представляет собой пустотное, нераздельное, изначально просветленное, наполненное блаженством и пронизанное исконной мудростью и обнаженным осознанием пространство, понимаемое как самовозникшее совершенное состояние Будды, в котором все просветлённые качества уже полностью раскрыты.

«Это состояние, — писал Намкай Норбу, — называется Основой потому, что оно существует изначально, оно чисто, самосовершенно и никем не создано. Оно присутствует в каждом существе и не может быть уничтожено, хотя его переживание утрачивается, когда существо впадает в двойственность».
Основа является не какой-то изолированной внешней субстанцией, существующей отдельно от человека, но их общим, глубинным, недвойственным состоянием. Являясь изначально чистой, она спонтанно порождается в просветленном чистом видении и, в то же время, в повседневном, кармическом существовании, в котором она скрывается под покрывалом страстей и неведения. Представляя собой не материальный субстрат, но состояние, она напрямую зависит от своего модуса: в пробужденном состоянии чистого присутствия она проявлена, в обыденном, замутненном страстями, сконструированными мыслями и суетными действиями –скрыта. При этом, понятие Основы в Дзогчене обладает рядом отличительных особенностей.

Основные характеристики Основы

1. Всеохватность и предельная полнота Основы, изначальная единая сущность Сансары и Нирваны, Бытия и человека.
1.1. Беспредельная полнота Мироздания и сокровищница Бытия.
Недвойственная основа всего- кун жи (kun gzhi), соответствует санскритскому понятию Дхармадхату или всеобъемлющей порождающей среде, пространству всех миров, дхарм и явлений, которые могут быть восприняты как чистым, так и кармическим видением. В традиции Бон основа предстает как «единый праотец всех будд» или «изначальная праматерь», которые порождают все и служат основой как сансары так и нирваны. Сама основа выступает как «драгоценная сокровищница Дхармадхату», как всеохватывающее пространство, субстрат всего универсума, включающий Дхармату или обнаженную истину, чистую природу реальности и проявленного существования.
По сути Дхармата, как подлинная, необусловленную реальность и истинная природа действительности, является порождающим ядром Основы или предельно чистого, пустотного, изначально пробужденного и насыщенного возможностями пространства Дхармадхату Чос кьи дбьингс (chos kyi dbyings ). Так, Намкай Норбу писал: «Мать Дхармата (Чонидма: chos nyid ma) символизирует истинное состояние бытия как оно есть, и от нее возникают все феномены (дхармы; чо: chos), как от матери рождаются дети. В Тантре говорится, что все появляется из шуньяты, или пустоты: так, например, сначала возникает элемент «ветер», или ваюмандала, за которым поочередно следуют все остальные элементы. Таким образом, шуньята, или пустота, — это состояние вещей как таковых, и мы называем его кадаг (ka dag): «чистое с самого начала». Поскольку все возникает из дхарматы, то ее называют матерью».
В свою очередь предельно высшим и абсолютным проявлением всех манифестаций Дхармата, является чистое сияние основы, Дхармакайи, которая представляет собой истинную природу ума, «основную пробужденность», обнаженное осознание или сознание Будды.
Д. Рейнольдс в своем комментарии к тексту Патрула Ринпоче писал: «Ясный Свет Основы (Дхармакая) — это источник, или матрица, из которой проистекают все наши мысли и эмоции как проявление присущей ей творческой энергии».
Еще сам великий учитель Лонгченпа разграничивал понятия всеосновы и беспрепятственного осознавания, представляющего собой реализацию абсолютной неконцептуальной Дхармакаи.
По словам учителя исходная Всеоснова (кун гжи) представляет собой нейтральное и неконцептуальное состояние, лишённое реализации обнажённого осознавания. «Сущность всеосновы, — утверждал Лонгченпа, — является резервуаром для кармических тенденций. Этимология слова состоит в том, что всеоснова считается «основой» «всех» явлений самсары».
В то же время нагое, пробужденное осознавание не покидает Основы бытия, проявляя свою энергию в виде таких равных между собой манифестаций Основы как сансара и нирвана. Как писал Лонгченпа «Совершенство в одном, совершенство во всём, -пространство, включающее все вещи, содержится в изначальном течении естественно ясного состояния великого спонтанного присутствия».

Согьял Ринпоче считал, что Основа вмещает «весь диапазон всех возможных внешних форм и все возможные явления во всех различных реальностях, безразлично, сансара это или нирвана, все они, без исключения, как всегда были, так и всегда будут совершенны и полны, внутри огромного и безграничного простора природы ума. Но даже хотя сущность всего пуста и «чиста с самого начала», ее природа богата благородными качествами, несет в себе все возможности и является безграничным, непрестанно и динамически творящим полем, которое всегда непосредственно совершенно».
Как говорил Намкай Норбу : «Все, что проявляется внешне (чир нанг: phyir snang), все наше внешнее видение, есть не что иное, как истинное состояние бытия (дхармата; чонид: chos nyid), а внутреннее состояние чистого присутствия (нанг риг: nang rig) есть сама исконная мудрость (йеше: ye shes).
Хотя необходимо отметить, что в Дзогчен понятия внешнего и внутреннего являются вспомогательными, объяснительными терминами в своей глубине не имеют никакого смысла. Согласно ключевому наставлению учении, необходимо просто находится в чистом, обнаженном, непоколебимом и главное недвойственном состоянии изначальной коренной осознанности, в котором не существует даже намека на разделение на сансару и нирвану, на истинно-сущий и феноменальный мир, на внутреннее и внешнее, причину и следствие, добро и зло, воспринимающего и воспринимаемое.
В качестве Основы в Дзогчен выступает Дхармадхату — универсальное тело и сознание Будды, единое пространство, из которого возникают все дхармы как сансары, так и нирваны, которая на индивидуальном уровне предстает как ригпа -изначальный ум ясного света, порождающий все феномены, предстающие как проявления его светимости.

1.2. Единый Ум, чистое осознавание, изначальная, неотъемлемая природа и естественное состояние каждого существа.
Основа всего кун жи или Дхармадхату проявляется как единое сознание или единый ум во всей совокупности и полноте его содержания. Еще в текстах Падмасабхвы было написано: «Все явленное бытие – и сансара , и нирвана – есть единственно лишь природа ума, явленная себе же и зрящая себя же. Когда поток сознания изменяется в своем движении, то соответственно этим изменениям пред умом предстают явления, воспринимаемые как внешние. Таким образом, все есть не что иное, как ум, зрящий собственное явление».
В качестве изначально чистой и лучезарной основы в Дзогчене выступает всеобъемлющая и единая, неотъемлемая природа каждого существа и ее непосредственное подлинное Осознание, коренное изначальное знание, внутренне присуще Единому уму или сознанию.
Д. Рейнольдс подчеркивал, что основа в учении проявляется и понимается как истинная природа ума: «Когда в учении Дзогчен мы встречаем упоминания об изначальном состоянии, или Основе (yegzhi), речь идет именно о природе ума, пребывающего в состоянии бытия-как-такового . Это состояние превыше любой обусловленности; оно превосходит сам ум, а также разделение мира на сансару и нирвану».
Дуджом Ринпоче и Согьял Ринпоче сопоставляли фундаментальную триаду Основу, Путь, Плод с сущностными этапами практики, представляющими Вид, Медитацию и Действие. Дуджом Ринпоче, отождествляя Основу и Вид, подчеркивал ее полноту и всеохватность: «Вид — это разумение нагого осознания, внутри которого содержится все: чувственные восприятия и явное существование, сансара и нирвана. Это осознание имеет две стороны: «пустоту», как абсолютную, и внешние формы, или восприятия, как относительную». Согьял Ринпоче понимал Основу и Вид как: «видение действительного состояния всего сущего таким, какое оно есть; это знание, что истинная природа ума является истинной природой всего; и это осознание, что истинная природа нашего ума и есть абсолютная истина».
Таким образом, изначальное истинное состоянии бытия, представляет собой неотъемлемую подлинную природу каждого существа, наше собственное естественное состояние или природу нашего ума. Намкай Норбу говорил о «изначальном состоянии, которое человек переживает в недвойственном созерцании, и именно в этом состоянии он обретает переживание тождества с Основой. Это состояние называется Основой потому, что оно существует изначально, оно чисто, самосовершенно и никем не создано… Оно присутствует в каждом существе и не может быть уничтожено, хотя его переживание утрачивается, когда существо впадает в двойственность».
При этом в Дзогчене изначальное состояние чистого, обнаженного осознавания, чистое недвойственное состояние присутствия и пробужденная ясная мудрость Дхармакаи понимается как Ригпа. Как писал Тендзин Вангьян Ринпоче: «…ригпа основы, — это всепроникающее исходное осознавание основы (кябриг). Таким осознаванием обладают все наделенные умом живые создания — и будды, и сансарные существа, — поскольку именно из этого осознавания происходят все виды ума». При этом, по мнению учителя сама ригпа возникает из основы и «… присутствует всегда: изначальное ригпа основы есть присутствие, а не возникновение или прекращение, — сознаем мы это или нет».
Как писал Патрул Ринпоче: «Это состояние непосредственного подлинного Осознания (Ригпа) — несотворенное и самосущее, то есть форма его бытия представляет собой сущность изначальной Основы всего. Его внешнее самопроявление, где бы оно ни возникало в виде разнообразных явлений, ненрерываемо».

Содержательная сторона данного состояния была выражена Лонгченпой, который утверждал, что находясь в естественном состоянии нагого осознавания, человек непрерывно находится в пробуждённости трёх тел Будды. «Сущность осознавания, которая не может быть установлена никаким образом, является пробуждённостью Дхармакаи, ибо естественно присутствует в пустотном виде. Её аспект беспрепятственной ясности является пробуждённостью Самбхогакаи. Реализация осознавания как непрерывной основы проявлений представляет собой пробуждённость Нирманакаи». В этом смысле состояние пробужденной осознанности выступает как реализация Дхармакаи и поэтому отличается от всеосновы кун жи.
«Ключевой пункт, — писал Лонгченпа, — состоит в том, что необходимо всегда оставлять беспрепятственное осознавание в его наготе. Если оно не оставлено в неприкрытом состоянии, то невозможно освободиться от сознаний, присущих трём мирам, и выбраться из самсары. По этой причине необходимо отличать всеоснову от Дхармакаи».
В то же время Лонгченпа подчеркивал существование ключевых различий между обычным умом и пробуждённой осознанностью. Если в первом случае ум представляет собой концептуальное, различающее и заблуждающееся мышление отдельного индивида., то во втором речь ведется о пробужденном сознании, о изначальной мудрости о знании всего таким, как оно есть на самом деле, о видении всего возникающего как проявления самосуществующей пробуждённости. В этом смысле самосуществующее внутреннее знание — Ригпа, в котором нет разделения на истину и ложь в своей недвойственности изначально превосходит концептуальный ум.
Таким образом, по мнению великого учителя: «Различение между всеосновой и Дхармакаей, а также между обычным умом и пробуждённостью является наиважнейшим принципом в учении Ньингтик Великого Совершенства» .

2. Трансцендентность, изначальная чистота, спонтанная способность к порождению и проявлению Сансары и Нирваны.
Д. Рейнольдс подчеркивает изначальную чистоту Основы и ее трансцендентную запредельность как сансаре, так и нирване. «Основа (gzhi) — это Изначальное Состояние (kun bzang dgongs-pa), являющееся источником и основой как всех ординарных переживаний, так и состояния просветления Будды. Оно является изначально чистым, поскольку находится за пределами времени и условий; никогда не вступает в сансару и не смешивается с ней».

При этом сам ригпа или коренная осознанность не только изначально чиста, но и принципиально не может быть запятнана сансарными феноменами, как бесчисленные отражения не могут загрязнить поверхность зеркала. Оно выступает как чистое видение способное проявлять, воспринимать, переживать, отражать и выражать все возможные формы, как чистое зеркало без искажений отражает все проявленные феномены.

«В вас действительно есть это ригпа, — писал Дуджом Ринпоче. — Оно — ясная, обнаженная мудрость дхармакаи… Все видимости сансары и нирваны — не что иное, как проявление вашего собственного ригпа. Опирайтесь на него одно. Как волны, которые поднимаются из океана и возвращаются в него же, все появляющиеся мысли возвращаются в ригпа.»

Таким образом, состояние коренного осознавания, являющееся обнаженным сиянием Дхармакайи, спонтанно и беспричинно:
1. Проявляет и порождает все явления сансары и нирваны, служит источником как всех возникающих пустотных феноменов, так и истинной реальности, как заблуждающегося ума так и пробужденной осознанности Ригпа.
2. Трансцендирует, превосходит, объемлет и преодолевает разделение на сансару и нирвану, спонтанно проявляя и развертывая их в самом себе.
3. Пронизывает сансару и нирвану, которые являются его проявлениями, непрерывно присутствует своей просветленностью во всех существах, вещах и феноменах.

Трансцедентальная позиция недвойственного и безоценочного видения основывается на сущностной сокровенной свободе, на «изначальной освобожденности» йе дрол (уе grol) Естественного Состояния находящегося за пределами всех сложностей, заблуждений ограничений, всех проявленных феноменов, а также мыслей, представлений и эмоций.

Отличие истинной и относительной реальности, чистых и нечистых феноменов, зависит от глубины осознания и видения, от состояния сознания и всего существа, от эгоистического или недвойственного созерцания, от изумленного открытия или помраченного незнания своего изначально совершенной просветленной природы. При этом здесь отсутствует демаркационная линия между реальностями, этапы, стадии и уровни , которые необходимо преодолевать в пространстве и времени.
«Заблуждающийся ум, — писал Лонгченпа, — наделённый корнем неведения, погружён в эгоцентричное восприятие объектов и не может стоять на одном месте без вмешательства во внешние объекты. Не трогайте его! Используйте в практике неконцептуальную пробуждённость, свободную от рассудка с его эгоистическим мышлением. Как писал Джамьянг Кхьенце: «Если убрать то, что заслоняет, естественно, засияет мудрость собственной Ригпы человека». При этом различия между сансарой и нирваной не существует, сама Сансара, страсти и концептуальные мысли не страшны, проблема состоит в привязанности и зависимости от них. Кумараджа говорил своему ученику Лонгченпе: «Наличие или отсутствие реализации естественного состояния познаётся по свободе от цепляний». Об этом же писал и Дуджом Ринпоче говорит: «Ваши самые страшные враги, те, что держали вас привязанными к сансаре в течение бесчисленных жизней, с безначальных времен и доныне, это стремление цепляться за что-либо и то, за что вы уцепились».
Ригпа представляет собой коренную осознанность, изначальное непосредственное и подлинное знание об Основе или Едином Уме. В то же время, если Единый Ум изначально содержит как истинное, так и феноменальное бытие, то ригпа представляет ее трансцендентную, запредельную и чистую самоприсутствующую сущность.

3. Изначальное спонтанное совершенство: все уже есть и есть «здесь и сейчас».
В учении Дзогчен, в отличие от других школ тибетского буддизма, настойчиво подчеркивается не только потенциальное, но актуальное изначальное спонтанное совершенство, которое присутствует в основе и в самом начале пути. В Дзогчене Трикая, как триединая сущность Будды, понимается как единство основы, пути и плода. То есть Плод уже изначально присутствует в Основе, которая разворачивается как три способа бытия Будды и, в первую очередь, как Дхармакая, высшее из трёх тел, абсолютное проявление духовной сущности, постижимое только посредством высшего просветления.

Это уникальное качество учения отмечал еще сам Падмасатхва: «Каков бы ни был плод, нет нужды добиваться его. Не подвластное культивации (хорошего) и избавлению (от плохого), надежде (на нирвану) и страху (сансары), сиюминутное осознание естественно ясно и самосовершенно. Три Тела совершенны в тебе самом – пойми! Изначальный Будда – а разве есть иной плод».
В основополагающей тантре Дзогчен Сэмдэ «Кунджед Гьялпо» (Кun byed rgyalpo) говорится: «Неисправленное истинное состояние — это реальность всего, и помимо этой реальности нет никакого просветления. «Просветление» — это просто имя, указующее на то, что зовут «естественным состоянием», на собственный ум: сам этот ум неисправленный, и есть дхармакая. То. что никогда не исправлялось, это также то, что никогда не рождалось, а воистину «нерождённое» не обрести посредством усилий. То, что превыше действия, не достичь стремлением и трудами».
Так, Бодхичитта (byang chub sems — просветленный ум), считающаяся в учении Сутр венцом и высшим результатом пути, в Дзогчене тождественно изначально пробужденному исконно первозданному состоянию присутствия Ригпа. Эта коренная осознанность, чистая природа подлинного осознавания Ригпа является изначально присущей каждому живому существу, являясь для него естественным состоянием. Так Лонгченпа считал Бодхичитту или изначально пробужденное сознание, «корнем всех дхарм» и основой проявления всех феноменов. По мнению учителя: «В ней раскрывается, что самосуществующая пробуждённость, то есть природа пробуждённого ума не покидает своего непосредственного состояния, и поэтому нет нужды усердствовать в чём-то другом. Она уже присутствует в вас, — не ищите её в другом месте! Это та самая реальность, которая подобна плазме солнца. Я утверждаю, что она естественно присутствует в непоколебимой светоносности».

О изначальной Бодхичитте, содержащей в себе в потенциальной форме все возможности и феномены, писал и Намкай Норбу: «Итак, изначальная Бодхичитта — это состояние индивидуума, с самого начала свободное от препятствий, совершенное, включающее в качестве своей потенциальности все разнообразные проявления энергии. Это состояние вне времени, вне двойственности, чистое и совершенное, как природа зеркала. Однако, если вы о нем ничего не знаете, оно не проявляется, и появляется необходимость устранить временные препятствия, затемняющие его».
Важным моментом существования изначального спонтанного совершенства является не постепенное достижение посредством практики, но решительное, мужественное и мгновенное узнавание. «Великое Совершенство, — писал Шакья Шри Джянана, — не нуждается в анализе или культивации. Скорее, это просто вопрос узнавания как своей собственной природы этого самого пробуждения естественного знания, самовозникающего и спонтанно присутствующего везде в самсаре и нирване».
Д. Рейнольдс писал, что: «в системах Сутры и Тантры Трикая, или Три Тела Будды представляют собой плод, или окончательную цель пути духовного развития. Но с точки зрения учения Дзогчен все они изначально соприсутствуют в основе изначального состояния как его сущность, природа и энергия». По мнению автора, состояние будды изначально присуще нашему уму как его основа и она полностью реализована и явлена в каждый момент нашего бытия как изначально совершенная природа ума. «Здесь некуда стремить¬ся, — отмечал Д. Рейнольдс, -поскольку мы уже находимся в конечной точке нашего путешествия еще до того, как отправились в дорогу. Это подобно тому, как если бы человек всю жизнь искал сокровище по всему миру, и в конце концов обнаружил, что оно находится у него дома».

4. Целостность и триединство  Сущности, Природы и Энергии
Основа гжи (gzhi) или изначальное состояние нганг (ngang) в Дзогчен представляет собой нераздельную триединую целостность и с самого начала целиком и полностью проявляется в трех аспектах чосум (chos gsum): сущности нгобо (ngo-bo), природе рангжин (rang-bzhin) и энергии тугже (thugs-rje) (сострадании), которые являются тремя изначальными мудростями о бнаженного осознавания Ригпа. При этом а) сущность Основы или Ума– пуста, прозрачна и изначально чиста кадаг (ka-dag),; б) природа основы — ясность, спонтанно совершенна лхундруб (lhun-drub); в) единение изначально чистой сущности и спонтанно совершенной природы являет собой свободный, беспрепятственный и непрерывнй гагмэд (`gag med) поток энергии или неомраченной деятельности чампа (‘byams pa) сострадания.
При этом традиционно для Дзогчен сущность основы отождествляется с изначально чистым небом, природа со светоносным, чистым, ничем не заслоненным и самопроизвольно присутствующим солнцем, а энергия с всепроникающими солнечными лучами сострадания.
В то же время в Дзогчен совершенную ясность чистого видения изначального состояния Ригпа представляют с помощью метафоры зеркала. При этом его трем взаимосвязанным аспектам могут быть сопоставлены: Сущности – чистота зеркала, Природе – его способность отражать, а Энергии –возникающие в нем отражения. «Ведь чистота и ясность зеркала, -отмечал Намкай Норбу, — его способность отражать и сами возникающие в нем отражения — все это неотъемлемые условия существования зеркала».

5. Три способа проявления и видоизменения энергии
Динамическая сущность и природа Основы раскрываются с помощью ее «третьей мудрости» – энергии. Именно процессы эманации и концентрации энергии позволяет объяснить динамику отношений Основы и с феноменальным миром. При этом существует три способа проявления и видоизменения энергии:

1. Цел (rtsal) – проявление излучения изначального состояния, проекции которого предстают в виде обособленного и кажущегося внешнего мира. В то же время при понимании данных проекций как чего-то отличного, внешнего по отношению к самому себе проявляется кармическое восприятие, а в случае переживания внешних проявлений, как продолжения своей внутренней природы, реализуется чистое видение или измерение Нирманакайи. При этом внутреннее состояние представляется как хрусталь, а преломленные лучи солнечного света как различные проекции этого состояния.
2. Ролпа (rol-ba) является внутренней энергией изначального состояния и проявляется как свечение естественных самосовершенных качеств внутри своей собственной природы, которая проявляться как воспринимаемый и создаваемый умом образ. Примером данного вида энергии служит изображение внешнего предмета внутри шара и многократное отражение цветных лучей внутри его различных поверхностей. «Именно на этом уровне, — писал Намкай Норбу, — действует тот, кто практикует путь преображения, силой сосредоточения превращая свое нечистое видение в чистое. Существо, постигшее свою собственную природу, воспринимает этот уровень как Самбхогакайю, или «Тело Богатства»».
3.  Данг (gDangs) это чистое проявление самодостаточной изначальной природы, внутреннего состояния, самой энергии как она есть на самом деле, независимо от форм ее внешнего проявления. При этом бесконечная и не имеющая формы энергия человека, на уровне данг может внешне изменяться но внутренне оставаться изначально чистой, проявляясь как измерение Дхармакайи. В данном случае акцент делается на неизменной, чистой и прозрачной форме самого хрусталя, которая как зеркало может отражать разноцветные лучи, но при этом не меняется и оставаться независимой от разнообразных внешних излучений.

Основа в Дзогчене по своей сущности изначально пуста и чиста, ее природа — лучезарна и спонтанна, а способом ее самобытия выступает изначальная мудрость или состояние чистого присутствия (rig pa), которые, в зависимости от способа видения служат источником как истинной так и феноменальной реальности.
Намкай Норму напрямую связывает Основу и Способ Видения, что находит свое выражение в сущностном единстве реальной природы изначального состояния и бесконечного числа видимых вещей и явлений.
При этом учителем выделяются три типа видения: «кармическое, или нечистое видение обычного существа; видение, возникающее в опыте практикующего; и чистое видение реализовавших существ».
Недвойственная внутренняя природа неизменна, но в связи с наличием различных видов видения, она может проявляется в различных формах, как чистых, так и нечистых. «Эта природа есть Основа, наше коренное состояние, ясное, чистое и прозрачное, как способность зеркала отражать».
Изначальное состояние присутствия, находящееся за пределами двойственности, остается неизменным в процессе реализации любых типов видения, в результате которых возникают различные миры и внутренние переживания. Намкай Норбу писал о «трех видах переживаний: переживания блаженства, ясности и отсутствия мыслей, что соответствует трем аспектам человека: телу, речи и уму».
Практикующий может свободно испытывать любой опыт и переживания, но при этом не привязываться к ним и не смешивать с изначальным, недвойственным состоянием присутствия, которое всегда остается чистым и неизменным. Точно так, как из хрусталя, природа которого ясна и чиста, может возникать бесчисленные лучи радужного света, так и энергия изначального состояния проявляется в виде бесконечного множества явлений, которые воспринимаются как объекты внешнего мира. «Все, что представляется нам как измерение объектов, в действительности является аспектом нашего собственного изначального состояния, проявляющимся перед нами, а вовсе не чем-то объективно существующим, конкретным». При этом устойчиво находясь в состоянии изначального присутствия мы реализуем чистое видение сущностной пустоты и чистоты воспринимаемых объектов, ощущая при этом единый вкус и недвойственность внешней и внутренней реальности.

Говинда отождествлял основу пути творческого видения и достижения просветления с бутоном лотоса, который прорастает незапятнанным из темноты ила представляет собой символ духовного раскрытия, святости и чистоты. «Если бы тяга к свету не покоилась в зародыше, спрятанном в глубинах темной земли, то лотос никогда бы не повернулся к свету. Если бы тяга к высшему сознанию не пребывала спящей даже в самом диком невежестве, даже в состоянии полной бессознательности, Просветленные никогда бы не смогли выйти из темницы сансары».
В Дзогчене, в отличие от других традиций тибетского буддизма, основа понимается как уже распустившийся, но покрытый густым туманом неведения лотос, который обретает свою сияющую чистоту в ярких лучах чистого видения в момент подлинного осознавания нашего изначально совершенного истинного состояния.
Несмотря на то, что практикующий обретает состояние присутствие Ригпы уже в самой Основе, тем не менее, в связи с тем, что эта основа изначально чиста, но частично загрязнена, необходимы дальнейшие усилия для пребывания в состоянии Ригпа. Так, в тантре «Раскрывающая запредельное состояние Самантабхадры», написано: «Мир и живые существа, сансара и нирвана имеют единую Основу, но два Пути и два Плода в чуде знания и неведения».

Навигация по теме<< Предыдущая записьСледующая запись >>

2 КОММЕНТАРИЕВ

Twitter widget by Rimon Habib - BuddyPress Expert Developer