Единая теория творчества

0
22
Запись 4 из 8 в теме Теории творчества

Единая (интегративная, системная, многофакторная, синтетическая, общая) теория творчества

Построение всеобщей теории творчества основывается на следующих методологических предпосылках:

  1. Рассмотрение творчества как комплексного, интегративного, многофакторного и полисферного феномена,  выявление его отдельных компонентов и способов их взаимодействия.
    2.  Определение единого, универсального, базового основания, обуславливающего и пронизывающего все формы проявления творчества.
    3.   Выявление и построение системы единых, инвариантных и универсальных механизмов творчества.

История создания единой, всеобщей теории творчества

1. Единая теория творчества построенная на закономерностях художественного творчества и законе Р. Авенариуса, Э. Маха «Экономии сил в мышлении» (А.А. Потебня, 1862;  А.Н. Веселовский, 1904; Д.Н. Овсянико-Куликовский, 1909).
2. Предположение о единстве психологических механизмов поэтического творчества, детской игры, сновидений и остроумия («Творческий писатель и грезы», (З. Фрейд, 1908).
3. Всеобщая теория творчества, основанная на закономерностях художественного и технического творчества, созданная группой авторов (И.О.Белецкий, И.Лапшин, А.Л. Погодин, В. Харциев, Т. Райнов и др.) и изложенная  в 8-ми томном труде “Вопросы теории и психологии творчества”, выпущенного в 1907-1923 годах в Харькове под редакцией Б.А. Лезина.
4. Создание единой теории творчества “эврилогии”, объединяющей  техническое, научное и художественное творчество. Связь природы творчества с универсальными законами Вселенной и общей эволюцией природы (П.К. Энгельмейер,1910; М.А. Блох, 1920).
5. Вариант самостоятельной теории творчества, основывающейся на универсальных методологических принципах и обладающей своим собственным специфическим методом (С.О. Грузенберг, 1923).
6. Визионерское творчество как проявление коллективного бессознательного, образов космоса и универсальных архетипов (К. Юнг,1930).
7. Творчество как реализация врожденных структур и механизмов: Мифологическое мышление (К. Леви — Стросс, 1931); Врожденные структуры языка (Н.  Хомский, 1955);  Архаическое мышление (М. Элиаде, 1963); «Бессознательное структурируется как язык» (Ж. Лакан, 1979); Скрытые, бессознательные механизмы и закономерности человеческого познания (М. Фуко, 1966), Примитивное,  “премордиальное» мышление  (С. Martindale, 1976,1990).
8. Универсальная модель построения теории творчества, в основе которой лежат 4 фундаментальные условия существования человека, “логика жизни” (R. Mooney,1957,1962).
9. Целостная модель творчества — 4 Ps, представляющая собой  взаимодействие 4-х факторов: процесса, продукта, личности и среды (process, product, person, press) (J. М. Rhodes,1961);  4Рs (process, product, person, place) (R. Mooney,1962; S.E. Golann, 1963).
10. Гипотеза о единстве механизмов художественного, изобретательского творчества и остроумия. Выделение универсального механизма “биссоциации”, лежащего в основе всех форм творческой активности личности ( А. Костлер,1964).
11. Эволюционная эпистемология: представление о единых, врожденных  структурах и механизмах эволюционного развития природы, языка, познания и творчества ( К. Поппер,1972; С.Тулмин, 1972; Д. Кэмпбелл, 1974, Ч. Ламсден,  Э.Уилсон,1981; Э. Ойзер, 1984; C.S. Findlay, C.J. Lumsden 1988, Ф. Вукетич, 1990).
12. Объединение и слияние художественного, научного и технического творчества при усилении специфики каждого (Б.С. Мейлах, 1972).
13.Определение методологических и ценностных оснований творчества (Б.Г. Ярошевский, 1972).
14. Выделение  универсальных механизмов творческой деятельности (Я.А. Пономарев, 1976).
15. Социальная, контекстная теория творчества, представляющего многофакторное пространство взаимодействия личности с миром  (S. Arieti, 1976; D.K. Simonton, 1975, 1990; T. Amabile, 1983; М.Чиксентмихайи, 1988, 1993, P. Goldfarb, S.C. Brackfield, 1990;  R.W. Woodman, L. F. Schoenfeldt, 1989, 1990);  Д. Харрингтон, 1990;  Г. Гарднер,1993).
16. Креатология, в основу которой положено создание креатологической матрицы, включающей проявление творчества на уровне культуры, организации, малых групп и личности, а также способности, процесс и продукт творчества (I. Magyary-Beck, 1977, 2011).
17. «Трехкольцевая» модель одаренности и творчества: творчество, интеллект, мотивация целью  (Дж. Рензулли, 1978, 1986).
18. Модель эволюционирующих систем (Evolving-systems model): знания, цели и аффективные состояния, взаимодействуют, развиваются во времени и меняют реакции человека и порождают творческий продукт (H. Gruber, 1981,2000; H. Gruber, S.N. Davis,1988; H.Gruber, D. Wallas,1999).
19. Целостные, многофакторные модели интеллекта, лежащего  в основе всего многообразия творческой активности: Общая теория интеллекта, Структура интеллекта (SI) (J.P. Guilford,1967, 1977);  Теория множественного интеллекта (H.Gardner, 1983,1999); «Триархическая»  теория интеллекта: аналитический, творческий или синтетический, практический  (Р.Стернберг,1985, 1988).
20. Комплексный подход к творчеству (S.G. Isaksen,  M.I. Stein,  D.A. Hills, S.S. Gryskiewicz,1984).
21. Мюнхенская модель одаренности (MMG) (K.A. Heller , E.A. Hany,1986; K.A. Heller, 2005).
22. Трансгрессивная теория творчества: творчество как пересечение, преодоление материальных, общественных и символичных границ (Ю. Козелецкий, 1987, 1997).
23. Компонентная модель творчества: специальные умения, творческие умения, внутренняя мотивация (Т. Amabile, 1983, 1989, 1996).
24. Синдром Творчества:  интеграция, применение и инновации (D.W. MacKinnon, 1960,1983; M.D. Mumford, S.B. Gustafson, 1988).
25. Многофакторный творческий комплекс, в который входят как личностные факторы (когнитивные, метакогнитивные, мотивационные, установочные, аффективные или психодинамические), так и социальные, и средовые (R.S.Albert, M.A. Runco, 1989, M.A.Runco, 1993, 1996; M.A. Runco, D. Kim, 2011).
26. Системная теория творчества, творчество как единство трех систем: области культуры (domain), сообщества ценителей (field), личности (person) (М.Чиксентмихайи (1988, 1993, 1999), Г. Гарднер, 1993; М.Чиксентмихайи, Д. Фелдман, Г. Гарднер, 1994).
27. Интеракционистская модель творчества: креативность как результат взаимодействия трех компонентов: антецентов, индивидуальных свойств и характеристик ситуации. (R. W. Woodman, L. F. Schoenfeldt, 1989, 1990).
28. Экологическая модель творчества, включающая 4 области и 4 измерения творчества (Р. Шульц, 1990).
29. Семантические пересечения, диалог и риторические приемы как универсальные механизмы смыслопорождения и творчества (Ю.Лотман, 1990, 1992).
30. Представление общей психологии как частного проявления единой теории творчества  (В.Т. Кудрявцев,1990).
31. Комплексный подход к творчеству  (T. Lubart,1991,1994,1999, R.W Wiesberg,1993).
32. Концептуальная модель и логическая структура творчества (G. Kaufmann, 1993).
33.Общая теория творчества (Центр по изучению творчества, Buffalo): 1.  Концептуальная модель творчества: Творчество как многофакторный конструкт, предсказывающий творческое поведение и являющийся результатом междисциплинарного подхода. (M. Murdock, S. Isaksen, S. Vosburg, D.  Lugo,1993).
2. Многофакторный междисциплинарный, трансдисциплинарный подход к творчеству, изучающий его как единое целое (S.Isaksen, M.Murdock, G.Pussio, 1993).
3. Экологический подход к творчеству, существенными  характеристиками которого является многообразие методов исследования, а также  их широкая контекстуальность (G.Puccio, D. Treffinger, S.Isaksen, M.Murdock, 1994).
34. Интеракционистская, многокомпонентная модель творчества в организационном контексте (R. W. Woodman; J. E. Sawyer; R. W. Griffin, 1993, 2007).
35. Эволюционный подход к творчеству: Принцип дарвиновской теории эволюции(D.Campbell, 1960; R. Dawkins, 1975; L.L. Cavalli-Sforza,  M. W. Feldman, 1981; G.Cziko, 1998; C. S. Spencer, 1997; D. Simonton, 1998, 1999; R. Aunger, 2000; A Mesoudi, A., Whiten, K. Laland, 2006).  Культуро-эволюционный подход к творчеству (M. Csikzentmihalyi 1993, 1999, L. Gabora, 1996, 2000; L. Gabora, S. B. Kaufman, 2010).
36. Синергетическая теория творчества, как трансформация хаоса в порядок: Синергетический подход к творчеству  (Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, 1988, 1992; Д. Чернавский, 1990; И.С. Добронравова, 1991); Творчество как универсальный процесс самоорганизации (S.Kauffman, 1993, 2008); Творчество как взаимопроникновение диалектических тенденций к беспорядку и порядку (Ф. Баррон, 1995), Теория нелинейных динамических систем (D. Schuldberg, 1999).
37. Инвестиционная теория творчества («покупать дешево, продавать дорого» или разработка непризнанных, но потенциально богатых идей и их доступное предложение обществу). Наличие шести специфических, но взаимосвязанных ресурсов: интеллектуальных способностей, знаний, стилей мышления, личностных характеристик, мотивации и окружения (среды). (Р.Стернберг, Т. Любарт, 1995).
38. Интегративный подход к творчеству (J.F. Feldhusen, B.E. Goh, 1995).
39. Единая теория творчества: квантовая модель (A. Goswami, 1996).
40. Развивающая перспектива творчества (developmental perspective): раскрытие совокупности факторов (или измерений ) сложного, многогранного развития творческой одаренности (D. Feldman, 1999; D.Feldman, H.Gardner, 2003).
41. Cинтетическая теория творчества: творчество как аттитюды, процессы и творческие акты, которые выражают уникальность личности (B. Clark, 1997, 2002).
42. Четыре господствующие парадигмы творчества: функциональная,  интерпретационная, радикальный структурализм, и радикальный  гуманизм (T. Rickards, С. de Cock,1997).
43. Творчество как взаимодействие биологических, психологических и социальных факторов (J. S. Dacey,  K.H. Lennon, 1998).
44. Системная теория творчества (W.Cowington, 1998).
45. Трансцендентальные творческие системы (C. Bergquist, 1999).
46. Общая теория лингвистического творчества (Robert-Alain de Beaugrand, 2002).
47. Общая теория творчества, в основание которой положен универсальный трансмерный переход от дизъюнкции в конъюнкцию, от оппозиции в дополнительность и создание метасистемного целого (А.А. Кобляков,2003).
48. Модель WICK — Мудрость, Интеллект, Творческий Синтез (R. Sternberg 2003,2005).
49. Компонентная модель творчества: дивергентное мышление, общее мышление и базовые знания, специфические знания и способности, концентрация на цели, мотивация, открытость и терпимость к неопределенности (К.К.Урбан, 2003)
50. Общая теория творчества в рекламе (R.E.Smith, X. Yang, 2004; Lee Early, 2007).
51. Общая алгоритмическая (computational) теория творчества (E.A. Konijn,  J.F. Hoorn, 2005).
52. Общая теория творчества и инноваций (R.K. Sawyer, 2008).
53. Творчество как проявление целостной системы имплицитных аттитюдов, стереотипов, самооценки и Я-концепции (A. Greenwald, 2009).
54. Единая  теория и междисциплинарные исследования творчества (D. Ambrose, 1996, 2010).
55. Единая теория и коннекционистская модель творчества. Эксплицинтно-имплицинтная интеракционистская теория и компьютерная модель CLARION (S.Helie, R.Sun, 2010).
56. Системная аутопоэтическая теория творчества (Takashi Iba, 2010).
57. Системный подход к творчеству (A. Montuori, 2011).
58. Творчество как сущность эволюции природы, культуры и сознания (T. Lombardo, 2011).
59. Теория качественных уровней творчества: Теория «большого» творчества (Big — C)  L. Terman, 1924; J.N. Shurkin, 1992); Историческое (h-creativity) и персональное  (p-creativity) творчество (M. Boden, 1991, 2004); «Большое» и «малое» творчество (“Big C and Little C”) (H. Gardner,  1993); Теория повседневного творчества (N. Vandermark, 1991); Теория личного творчества ( M. Runco, 1996; 2004); Теория обыденного творчества (L.W Barsalou, J.J. Prinz, 1997); Теория «малого» (little-c), демократичного творчества  (A. Craft, 2001); Психологическая схожесть процессов малого и большого творчества  (R. J. Sternberg, 2003); Теория малого творчества (Little-C) (J.A.Plucker, R.A. Beghetto 2004); Теория 4 видов творчества (The four-c model) (J. C. Kaufman  R. A. Beghetto, 2009); Теории малого и большего творчества (a little-c/Big-C) (A. Kozbelt,; R. A. Beghetto, M. A. Runco, 2010).

С.Л.Марков

Навигация по теме<< Предыдущая записьСледующая запись >>