- Гении и знаменитости о творчестве
- Философы о творчестве
- Художники и скульпторы о творчестве
- Писатели и поэты о творчестве
- Композиторы о творчестве
- Ученые о науке и творчестве
- Цитаты психологов и психиатров о творчестве
- Цитаты теоретиков творчества
- Эксперты по развитию творчества
- Современные авторы о творчестве
- Альтернативные мыслители о творчестве
- Лидеры о творчестве
- Актеры и режиссеры о творчестве
- Знаменитости о творчестве
- Спортсмены и тренеры о творчестве
- Музыканты и певцы о творчестве
Авторы методов активизации творчества
Каждый из нас обладает лампой Аладдина, которую психологи называют творческим воображением.
Алекс Осборн (24 мая 1888 – 5 мая 1966), эксперт в области творчества, автор метода «Мозговой штурм»
Принципиальная ценность мозгового штурма в том, что правильно проведенная сессия может принести намного больше хороших идей, чем обычное совещание. Причем за меньшее время.
Алекс Осборн
Творческие идеи содержатся в сознании людей, но они попадают в ловушку страха или отвержения. Создайте свободную для суждений среду и вы породите поток творчества.
Алекс Осборн
Количество, количество и ещё раз количество! Вот девиз дня.
Алекс Осборн
Чем больше попыток, тем больше вероятность попадания в цель.
Алекс Осборн
Можно считать аксиомой тот факт, что количество идей переходит в качество. Логика и математика подтверждают, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. Причём лучшие идеи приходят в голову не сразу.
Алекс Осборн
Окончательные решения проблем рациональны, процесс их нахождения – нет.
Уильям Дж. Гордон (9 сентября 1919 – 30 июня 2003), американский изобретатель и психолог, создатель “Синектики”
Я нахожусь прямо внутри этой проблемы. Мои уши, глаза и руки – ее элементы.
Уильям Дж. Гордон
Основой творчества всегда были новые связи. Создание новой связи с помощью слов может занять несколько часов. Ваше подсознание должно использовать образы.
Уильям Дж. Гордон
Совершенствуя дилижанс, можно создать совершенный дилижанс; но первоклассный автомобиль — едва ли.
Эдвард де Боно (род. 19 мая 1933), британский, мальтийский психолог, эксперт в области творческого мышления
Творческое мышление – с точки зрения идеи творчества – это не мистический талант. Это навык, который можно использовать и развивать.
Эдвард де Боно
Творчество предполагает выход из установленных закономерностей для того, чтобы взглянуть на вещи по-другому.
Эдвард де Боно
… университеты должны учить искусствам – искусству владения информацией, искусству мышления, искусству общения, искусству менеджмента и т. д.
Эдвард де Боно
Мы продолжаем поступать определенным образом просто потому, что не хотим задуматься об этом. Нам никогда не приходит в голову поискать лучший способ. Почему нам не приходит в голову поискать лучший способ?
Эдвард де Боно
Не стоит пускаться в плавание, если не веришь в успех.
Эдвард де Боно
Необработанные алмазы не слишком красивы. Искусство гранильщика превращает их в драгоценность. Ценность идеи также может выявить лишь тот, кто приложит к ней свой труд и упорство.
Эдвард де Боно
Без нестандартного мышления и новых концепций движение вперед невозможно.
Эдвард де Боно
Творчество предоставляет возможность достижений для всех.
Эдвард де Боно
Творчество предполагает разрушение укоренившихся паттернов для того, чтобы взглянуть на вещи по-другому.
Эдвард де Боно
Творчество делает жизнь веселее и интереснее.
Эдвард де Боно
Юмор является на сегодняшний день наиболее значимой активностью человеческого мозга.
Эдвард де Боно
Обучение тому как учиться является самым самым важным жизненным навыком.
Тони Бюзан (род. 2 июня 1942), английский консультант по вопросам образования и творчества, автор книги “Mind Mapping”
Мы обучаем ментальной грамотности и радиантному мышлению; революции в человеческой мысли.
Тони Бюзан
Наилучшие результаты достигаются при использовании нужного количества усилий, в нужном месте и в нужное время. И их нужное количество, как правило, меньше, чем мы предполагаем заранее.
Тони Бюзан
Измените свой взгляд на вещи и вещи, на которые вы смотрите, изменятся.
Майкл Михалко, американский эксперт творческого мышления и автор «Игрушки мышления» (Thinkertoys)
Восприятие несомненно является активным, а не пассивным процессом; оно создает, а не регистрирует реальность.
Майкл Михалко
Благодаря иному углу зрения можно расширить свои возмож¬ности и увидеть то, чего прежде не замечали.
Майкл Михалко
Научившись обращать внимание на происходящее вокруг, вы разовьете в себе потрясающую способность видеть чудеса, смотря на обычные мирские вещи.
Майкл Михалко
Вы стремитесь стать более живым и креативным в своей личной и деловой жизни. Это чувство — наиболее простое, которое только может быть у человека.
Майкл Михалко
Восприятие предполагает понимание, также как и осознание.
Майкл Михалко
Творческие люди радостны и уверены в себе. Они смотрят на то, «что есть» и «что может быть», а не на то, «чего нет». Вместо исключения возможностей творцы допускают все возможности, и реальные, и предполагаемые. Они хотят интерпретировать свой собственный мир, а не полагаться на интерпретации других. И что самое важное, творцы креативны, потому что они считают себя креативными.
Майкл Михалко
Творческий потенциал человека и его успехи в избранной сфере деятельности во многом зависят от отношения к жизни.
Майкл Михалко
Чтобы выдвигать оригинальные идеи, необходимо не просто видеть то, что видят остальные, но уметь организовать ту или иную информацию по-новому.
Майкл Михалко
Манипуляция является сестрой творчества … Помните, что все новое это просто прибавление или изменение того, что уже существовало.
Майкл Михалко
Придумывая различные комбинации вариаций параметров, вы создаете новую идею.
Майкл Михалко
Для того чтобы решить проблему, вы должны верить, что ответ уже находится в вашем подсознании.
Майкл Михалко
Большая часть творческой гениальности зависит от готовности творчески наблюдать то, что казалось бы не имеет значения и находить в этом скрытый потенциал.
Майкл Михалко
Чтобы быть креативным, вы должны думать и действовать, как будто вы креативны.
Майкл Михалко
Можно привести себя в такое состояние — характеризующееся определенной химической реакцией в головном мозге, — при котором мышление станет более позитивным.
Майкл Михалко
Для того чтобы выйти за пределы привычных границ, надо начать мыслить активно, нужно по-новому организовать информацию. Именно формирование и использование новых схем дает толчок для выработки новаторских идей.
Майкл Михалко
Привычки, стереотипы мышления и подпрограммы, с которыми мы подходим к жизни постепенно накапливаются и начинают значительно уменьшать нашу осведомленность о новых возможностях.
Майкл Михалко
Все изобретения и открытия пронизаны стремлением думать о немыслимом.
Майкл Михалко
Идеи не являются решениями; они являются сырьем для решений.
Артур Ванганди (24 мая 1946 – 5 мая 2009), американский психолог, эксперт по творческому мышлению
Придумать новые идеи легко; самым сложным является отказаться от того, что работало для вас два года назад, но уже в скором времени устареет.
Роджер фон Oйх (род. 16 февраля 1948), американский консультант по творчеству и изобретатель
Жизнь подобна бублику. Он вкусен, пока свеженький и тепленький, но нередко бывает слишком черствым. Дырка посередине — величайшая тайна, и к тому же без нее не было бы самого бублика.
Роджер фон Oйх
Существует тесная связь между “ха-ха” в юморе и “ага!”- реакцией во время открытия.
Роджер фон Oйх
Каждый человек обладает “мускулом риска». Необходимо держать его в тонусе, постоянно пробуя новые вещи. Если этого не делать, он атрофируется. Есть смысл использовать его по крайней мере один раз в день.
Роджер фон Oйх
Чем труднее изобретательская задача, тем больше вариантов приходится перебрать, чтобы найти решение. А раз так, то прежде всего надо повысить количество вариантов, выдвигаемых в единицу времени. Понятно также, что для обнаружения сильного решения нужно иметь среди рассматриваемых идей побольше оригинальных, смелых, неожиданных.
Генрих Саулович Альтшуллер (15 октября 1926- 24 сентября 1998), изобретатель, писатель, автор ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач)
Идеи направлены по «вектору психологической инерции» – в сторону, где меньше всего можно ожидать сильных решений. Психологическая инерция обусловлена самыми различными факторами: тут и боязнь вторгнуться в чужую область, и опасение выдвинуть идею, которая может показаться смешной, и незнание элементарных приемов генерирования «диких» идей. Методы активизации поиска помогают преодолевать эти барьеры.
Генрих Саулович Альтшуллер
Вся проблема в том, чтобы уметь быстро сужать поисковое поле, превращая «трудную» задачу в «легкую».
Генрих Саулович Альтшуллер
В физических противоречиях столкновение конфликтующих требований предельно обострено. Поэтому на первый взгляд ФП кажутся абсурдными, заведомо неразрешимыми.
Генрих Саулович Альтшуллер
…нужны приемы, позволяющие выявлять и устранять физические противоречия, содержащиеся в изобретательских задачах. Эти приемы позволяют резко сократить поисковое поле и без «поштучной» проверки отбросить множество «пустых» вариантов.
Генрих Саулович Альтшуллер
…нужно уметь правильно выявлять противоречия, а также задать, когда и какой прием использовать, нужно располагать критериями для оценки полученных результатов. А для этого необходимо знать законы развития технических систем.
Генрих Саулович Альтшуллер
…зная законы развития технических систем, можно уверенно отобрать наиболее эффективные приемы устранения противоречий и построить программу решения изобретательских задач.
Генрих Саулович Альтшуллер
Внешне АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) представляет собой программу последовательной обработки изобретательских задач. Законы развития технических систем заложены в самой структуре программы или выступают в «рабочей одежде» – в виде конкретных операторов.
Генрих Саулович Альтшуллер
В сущности, АРИЗ организует мышление изобретателя так, как будто в распоряжении одного человека имеется опыт всех (или очень многих) изобретателей.
Генрих Саулович Альтшуллер
В АРИЗ используются четыре механизма устранения технических противоречий:
1) переход от данной в модели задачи технической системы к идеальной системе путем формулирования идеального конечного результата (ИКР);
2) переход от ТП к ФП;
3) использование вепольных преобразований для устранения ФП;
4) применение системы операторов, в сконцентрированном виде отражающей информацию о наиболее эффективных способах преодоления ТП и ФП (списки типовых приемов, таблицы использования типовых приемов, таблицы и указатель применения физических эффектов).
Генрих Саулович Альтшуллер
Идеальное решение, по самому определению, наиболее сильное из всех мыслимых и немыслимых решений (для данной модели задачи). …ИКР формулируют по простой схеме: один из элементов конфликтующей пары сам устраняет вредное (ненужное, лишнее) действие, сохраняя способность осуществлять основное действие. Идеальность решения обеспечивается тем, что нужный эффект достигается «даром», без использования каких бы то ни было средств.
Генрих Саулович Альтшуллер
Отождествляя себя с той или иной машиной (или ее частью) и рассматривая ее возможные изменения, изобретатель невольно отбирает те, которые приемлемы для человека, и отбрасывает неприемлемые для человеческого организма, например разрезание, дробление, растворение в кислоте и т. д.
Генрих Саулович Альтшуллер
Недостатки эмпатии устранены в моделировании с помощью маленьких человечков (ММЧ) – методе, который применяется в АРИЗ. Суть его состоит в том, чтобы представить объект в виде множества («толпы») маленьких человечков.
Генрих Саулович Альтшуллер
В сущности, «полная экранная схема» показывает мышление гения в его звездные часы, весьма нечастые и в жизни великих мыслителей и художников. «Полная схема»-это ИКР, а приближение к этому идеалу – АРИЗ.
Генрих Саулович Альтшуллер
Приемы, используемые в АРИЗ, – это операторы преобразования исходной технической системы (устройства) или исходного технического процесса (способа). Причем не любых преобразований, а только таких, которые достаточно сильны, чтобы устранить технические противоречия при решении современных изобретательских задач.
Генрих Саулович Альтшуллер
Когда одну и ту же задачу решают два человека перебором вариантов и по ТРИЗ – это что-то вроде соревнования бегуна и автомобилиста.
Генрих Саулович Альтшуллер
Со времени создания первых примитивных каменных орудий изобретательская мысль никогда не успокаивалась. Выдающиеся изобретатели античного мира имели представление о методах технического творчества и обучали этим методам своих учеников.
Генрих Язепович Буш, латышский и советский исследователь технического и изобретательского творчества
Осознание факта, что область технического творчества доступна каждому, хотя уровень решения технических задач зависит от опорных знаний, психических качеств индивида и овладения методами и навыками творческой работы, есть первая предпосылка к изобретательству.
Генрих Язепович Буш
Гениальные изобретатели – это прежде всего люди, первыми осознавшие общественные потребности и смело поставившие задачи для их удовлетворения.
Генрих Язепович Буш
Творчество, творческая деятельность является одним из главных определителей человеческой сущности. Именно способность к творческой деятельности характеризует человека, подчеркивает превосходство и своеобразие его психики.
Валентин Алексеевич Моляко (род. 24 июля 1937), украинский психолог, исследователь технического и изобретательского творчества
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века».
Валентин Алексеевич Моляко
Можно без особого преувеличения сказать, что сего дня творчество становится необходимым инструментом профессионального и обыденного существования. Творчество нужно и для создания новых аппаратов, и для предвидения, и для планирования, и для наиболее успешного решения задач человеческого быта.
Валентин Алексеевич Моляко
Сам процесс формирования замысла включает такие этапы, как изучение и переформулирование исходного условия задачи, выделение в новой задаче конкретного звена, умственный эксперимент по поиску соответствующих структур и функций, перенос структурно-функциональных комплексов в новое условие, проверка их соответствия, определение в общих чертах пути достижения нужного эффекта, нужного механизма и т. п.
Валентин Алексеевич Моляко
Именно стратегиальная организация подсознания, которая предусматривает использование тенденций реализации аналогов, комбинаторики, реконструирования, задает направления в деятельности, которые далеко не всегда в полной или вообще в какой-то мере осознаются. Это то интуитивное чувство, которое «ведет» решение, «ведет» субъекта в выборе различных направлений, в его предпочтениях, которые подчас бывает трудно объяснить. Можно предположить, что отсюда возникают интуитивные догадки, предвосхищения, частичные или полные решения…
Валентин Алексеевич Моляко
Резюмируя, отметим, что техническая творческая одаренность характеризуется ярко выраженными умениями быстрого продуцирования технических образов, их комбинирования, установления аналогий между ними, пространственным оперированием ими, чувством их адекватности данным условиям по структурным, функциональным, технологическим, эргономическим, эксплуатационным и другим признакам. Все это неразрывно связано с объективным, логическим оцениванием технических качеств.
Валентин Алексеевич Моляко