- Congregative theory of Genius
- Charismatic Theory of Genius
- Основные теории гениальности
- Атрибутивные теории гениальности
- Структурно-функциональные теории гениальности
- Процессуально-динамические теории гениальности
- Генетические теории гениальности
- Теории транснормальности
- Эволюционные теории гениальности
- Эссенциальные теории гениальности
- Мирогенные теории гениальности
- Персонологическая теория гениальности
- Харизматическая теория гениальности
- Трансформативная и формотворческая теория гениальности
- Деятельностная теория гениальности
- Культурно-творческая теория гениальности
- Универсные теории гениальности
- Героическая теория гениальности
- Метапотенциалистская теория гениальности
- Теория универсальности гения
- Конгрегативная теория гениальности
- Универсно-персоналистская теория гениальности
- Императивно-субстанциональная теория гениальности
- Трансперсональная теория гениальности
- Визионистская теория гениальности
- Теория творческого видения
Эволюционные теории
Эволюционные (от лат. evulutio — развертывание) теории раскрывают закономерности и механизмы становления гениальности, как результата объективного процесса развития природы и культуры. Эволюционные теории творчества и гениальности строятся на убеждении, что человеческая роль в создании нового не отличается от роли природы, а проблема творчества – это специфический случай проблемы возникновения нового в процессе эволюции. Гениальность при этом рассматривается как закономерный результат, «вершина» культурной эволюции.
Эволюционная теория утверждает, что гениальность является результатом развития природной и культурной эволюции, коренится в природе человека, социума и культуры и определяется тем, решающим вкладом, который она вносит в прогрессивное развитие человечества. Основные принципы эволюционного подхода, которые были предложены Ч. Дарвином, были применены Г. Спенсером по отношению к социологии, этике и философии, с целью естественнонаучного обоснования процесса развития всех сфер человеческого существования. При этом в современных теориях, разрыв между “миром природы” и “миром культуры”, между органической и культурной эволюцией преодолевается путем применения разнообразных теоретико-информационных моделей развития.
1. Дарвиновский подход к происхождению гения (Д. Саймонтон). Теория опиралась на классическую модель Д. Кембелла которая, опираясь на классическую концепцию Ч. Дарвина, рассматривала творческий процесс, как единство трех этапов: вариации, выбора и сохранения наиболее удачных комбинаций.
Д. Саймонтон утверждает, что культурная эволюция и влияния окружающей среды стимулируют появление гения. Он подчеркивает, что эволюция и естественный отбор сам по себе является адекватной моделью для понимания гения и утверждает, что деятельность творческого гения лучше всего понимается как дарвиновский процесс изменения и отбора. Д. Саймонтон говорит”, даже гений не может избежать дарвиновской реальности и сама творческая жизнь состоит из удач и промахов”.
2. Творческая эволюция как самоорганизация. В то же время процесс эволюции и связывается с универсальным процессом самоорганизации, в контекте которого творчество и гениальность предстают как преодоление хаоса, как участие в вселенском процессе создания качественно новых паттернов (Ф. Баррон, Д. Фелдман, Г. Гарднер, Д. Саймонтон, Р. Мэй).
3. Культурно – экологическая теория творчества и гениальности утверждает, что там, где концентрировалась информация: Афины, Флоренция, Париж и пересекались различные культуры всегда расцветало творчество и рождались гении (М. Чиксентмихайи).
Сама среда и культурно-исторический контекст не только способствовали и облегчали выражение индивидуального творчества, она инициировали его, превращаясь в сущностный компонент творческого процесса.
Необыкновенный расцвет творчества в период Возрождения, М. Чиксентмихайи объясняет тем, что оно проявилось как переоткрытие, доработка, совершенствование античного искусства, путем введения его в новый контекст более развитых и богатых социально-экономических отношений.
По мнению М. Чиксзентмихайи именно творчество является эквивалентом культурной эволюции и если механизмом биологической эволюции является изменение генов, то в основе культурной эволюции лежат изменения мемов, некоторых сгустков информации. Именно в изменении мемов и улучшении к которым можно отнести законы, песни и ценности и состоит сущность творчества.
4. Теория совпадения и случайности. Cогласно теории совпадения, культуру делают не великие люди, а те, чьи характеры и способности совпадают с объективными, назревшими требованиями эпохи. Гениев преимущественно порождает творческий резонанс их произведений с актуальным этапом, развивающейся по своим объективным законам культурной среды, соответствие их творчества вызовам и потребностям эпохи.
Фундаментальную объективность возникновения гениев подтверждают феномены преждевременных открытий, среди которых: открытие гелиоцентрической системы Аристархом Самосским в начале III в. до н. э., открытия Г. Менделя, которые приобрели известность и значение только вместе с возникновением генетики, открытие кислорода Лефербом, догадка о силе тяготения Ф. Бэкон, открытие беспорядочного движения пыльцы в воде (броуновского движения) – Р. Броуном, которые были незамеченны научным сообществом, а также преждевременные и неоцененные изобретения Леонардо да Винчи: вертолет, нарезное оружие, прокатный стан, гидравлический пресс и парашют. В то же время, как утверждает Т. Маколей: «Если бы Лютер родился в десятом веке, он бы не был инициатором Реформации».
Данную теорию подтверждает целый ряд одновременных и независимо совершенных повторных открытий в науке.
При этом одновременные открытия, представляют собой решения фундаментальных проблем, которые совершались несколькими учеными, работающих в разных странах и континентах, а повторные открытия понимаются как одинаковые открытия независимо совершенные на протяжении некоторого временного периода.
- Одновременное и независимое открытие теории исчисления бесконечно малых или дифференциального исчисления было совершено Г. Лейбницем, И. Ньютоном, И. Барроу;
- основателями теории вероятностей стали Б. Паскаль и П. Ферма;
- Р. Майер и Д. Джоуль одновременно сформулировали всеобщий закон сохранения энергии;
- многие законы Р. Гука и В. Кельвина были впоследствии переоткрыты другими учеными;
- неэвклидова геометрия была разработана Н.И. Лобачевским и К. Гауссом;
- кислород был открыт изобретателем подводной лодки К. Дреббелем (17 век), а затем К. В. Шееле (1772), Д. Пристли (1775) и А. Лавуазье (1775);
- Ч. Дарвин и А. Уоллес открыли теорию естественного отбора;
- М. Кюри и Г. Шмидт одновременно обнаружили радиоактивность у тория;
- бор был открыт Г. Деви и Ж. Гей-Люссаком;
- А. Л. Чижевский и В.И Анучин сформулировали теорию совпадения социальных кризисов с максимумами солнечной активности;
- теория ноосферы была предложена Э. Леруа, П.Т. де Шарденом и В.И. Вернадским;
- Р. Робертс и Ф. Шарп получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине «за открытие, независимо друг от друга, прерывистой структуры гена» (1993).
Данную теорию также подтверждают случаи повторных изобретений:
• В 1268 году Роджер Бэкон первый описал оптический прибор – подзорную трубу.
• В 1509 году Леонардо да Винчи сделал рисунок двухлинзовой подзорной трубы.
• В 1558 году, итальянский изобретатель Джамбаттиста делла Порта, в своей книге «Естественная магия» дал подробное описание различного использования линз.
• В 1604 году голландский мастер Захария Янссен построил подзорную трубу по модели, которая, по его словам, прибыла из Италии и на которой было написано: “Год 1590”.
Одновременно его соотечественник Яков Мециус, глядя на игравших с линзами детей, случайно подставив к трубе стекла изобрел зрительную трубу.
• 2 октября 1608 года еще один голландский очковый мастер Иоганн Липперсгей предоставил Генеральным Штатам Нидерландов «Инструмент для видения на расстоянии».
• В 1609 году Галилей услышав о достижениях одного из мастеров создал свою первую зрительную трубу с трёхкратным увеличением и запустил ее в производство.
В 2008 году во время празднования 400-летия изобретения телескопа в Нидерландах, честь его изобретения была поделена между З. Янсеном и И. Липперсгеем.
Существует также целый ряд изобретений, которые были сделаны практически одновременно:
• В 1870 году, Элиша Грей и Александр Белл независимо изобрели телефон – устройство, способное передавать речь с помощью электрических сигналов.
• Александр Попов и Гульельмо Маркони в 1895 году впервые, независимо друг от друга, осуществили передачу радиосигналов.
• Изобретение фотокамеры связано с именами Луи Дагерра (Франция) и Уильяма Фокс Тальбота (Англия), которые представили свои устройства в 1839 году. Однако в 1826 году французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс сделал первую в истории фотографию «Вид из окна».
Теория совпадения и случайности рассматривает гениальность как результат невероятного стечения обстоятельств, и феноменальной игры случая, а самих гениев как избранников природы, судьбы или богов.
Прямым подтверждением данной теории являются целый ряд, на первый взгляд, «случайных» открытий:
• Америки Х. Колумбом;
• рентгеновских лучей В. Рентгеном;
• радиактивности – А. Беккерелем;
• пенициллина – А. Флемингом;
• сахарина – К. Фальбергом;
• микроволновой печи – П. Спенсером.