Формирование креатогенного общества

Основные условия и закономерности формирования креатогенного общества

С.Л. Марков (Черновцы)
Аннотация. В статье рассматриваются основные характеристики нового креатогенного общества, формирующегося внутри информационного пространства. Творческая личность воспринимается как центральный и значимый фактор такого общества. Рассматриваются основные положения социологической концепции гениальности. Исследуются социальные и культурно-исторические детерминанты возникновения “кластеров гениев”.  Предлагаются условия и пути формирования креатогенного общества.
На пороге нового тысячелетия в мире  быстрыми темпами формируется качественно новое постиндустриальное или информационное общество, в котором развитие и успех определяются не материальными ресурсами, а  обладанием наибольшим количеством информации и способностью к ее быстрой обработке.
Именно налаженная система аккумуляции наиболее свежих и перспективных научных открытий и изобретений послужило одним из факторов “японского феномена, вызова или чуда”. С начала 50-х годов Япония начинала активно скупать новейшие зарубежные технологические достижения, извлекая из этого  огромные прибыли. Японцы со страстью и настойчивостью впитывали полезную информацию, усваивали необходимый опыт во время поездок в другие страны, вычерпывали идеи из журналов и полученных сборников. На японских фирмах  создавались специальные научно-исследовательские подразделения, которые были нацелены на поиск информации, определение социально-экономических трендов и прогнозирование перемен.
Развитие информационного компонента любой сложной организации предполагает  открытость и активное  впитывание идей, знаний и научных открытий, обладание самими передовыми и системами связи, а также способность пропускать через себя огромные потоки информации. В то же время аналитические отделы фирмы должны обладать способностью обнаруживать скрытые тенденции развития, сущностные причины изменений,  видеть истинные характеристики объектов и событий.
Характерной особенностью современного мира является стремительный рост сложности, динамизма и новизны разноплановых проблем и конфликтов.
При этом стремительность всех социально-экономических процессов, неожиданность и непредсказуемость изменений приводят к так называемому “футуршоку”.
Он заключается в том, что общество и конкретная личность не успевают вовремя менять и трансформировать свои структуры, и становятся не способными адаптироваться к лавинообразным изменениям и качественно новому, незнакомому узору реалий.
Постоянное возрастание уровня сложности современных социальных систем приводит к тому, что владение информацией и способностью к ее быстрой обработке оказывается недостаточным для их эффективного функционирования и развития.
Ключевым критерием и условием успеха и роста, а иногда и просто выживания сложной организации, становится способность к предвидению новых тенденций и перемен, к повышению наукоёмкости и степени креативности материального и идеального продукта.
Темпы социально-экономических изменений настолько стремительны, что в недрах еще не до конца сформированного информационного общества вызревает новая, высшая креатогенная формация, отличительной чертой и критерием которой, выступает распознавание и производство новизны, умение эффективно решать сложные проблемы, генерировать новые открытия и идеи, а также решительно внедрять их в практику.
При этом чрезвычайную значимость приобретает умение видеть и создавать новое, быстро принимать и адаптироваться к нему.
Именно важность процессов обнаружения, аккумуляции нового и прогнозирования изменений среды, привела к созданию специальной науки о нововведениях – инноватики. Поиск и накопление информации о самых новых подходах, тенденциях, изменениях, научных открытиях и изобретениях может быть целью не только отдельного новатора или специального отдела фирмы, но превратится в составляющую экономической стратегии целой страны.
При  этом  в креатогенном обществе кардинально меняются сами функции  производства, управления и образования. Так, наиболее прибыльным товаром становятся не материальные продукты, а оригинальные идеи, управление уже представляет собой не столько побуждение к деятельности и даже не распределение потоков информации, а генерирование, поиск и внедрение новых идей.
Сегодня творческий потенциал “японского феномена” заключается не только в искусстве аккумуляции информации, но и в создании эффективной системы стимулирования творчества. Если в начальный период бурного экономического роста наиболее оптимальной  стратегией было творческое использование зарубежного передового опыта, то на этапе расцвета промышленного потенциала страны наиболее выгодным становится ставка на экспорт передовых технологий и идей.
При этом идеальные фирмы чутко улавливают и учитывают в своей деятельности современную тенденцию гуманизации бизнеса. Они безусловно принимают такие универсальные ценности как порядочность,  надежность, солидарность, творчество. Эффективные организации  глубоко осознают тот факт, что в современном прозрачном информативном пространстве наибольшую и перспективную прибыль приносит честный бизнес и безукоризненная репутация.
Одной из наиболее глобальных и первоочередных целей образцовых организаций является создание собственной философии компании, ее истории, культуры, ее особого духа. Данная задача осуществляется путем формирование традиций и правил, культивирования особых верований, мифов, символов,  девизов и лозунгов, построения и внедрения стройной и простой системы ценностей, ведущую роль в которой играют: творчество, новаторство, приверженность к нововведениям, стремление к совершенству и идеалу.
При этом каждый работник современной, эффективной фирмы знает, что он должен быть новатором, и каждое его рационализаторское предложение, каждая новая идея, каждое творческое усилие будут замечены и вознаграждены.
В свою очередь, в креатогенном обществе кардинально меняется содержание и задачи системы образования. Сегодняшние учащиеся и студенты будут  жить в качественно новом обществе, сталкиваться с проблемами, которые современная система образования не может предусмотреть.
В связи  с этим первоочередным заданием современного образования становится не трансляция знания,  а пробуждение и формирование творческого потенциала,  воспитание профессионала способного разрешать разноплановые жизненные проблемы и конфликты, совершать правильный выбор и принимать ответственные решения, специалиста, который умеет  генерировать  и внедрять смелые и оригинальные  идеи.
Наиболее передовые ученые современности сходятся во мнении, что только те индивиды, организации и нации способны достигнуть успеха и даже выжить, которые свободно используют неисчерпаемый потенциал творчества. При этом выявление и развитие творческих личностей является проблемой общенационального  значения,  а те государства, которые создают условия для этого, будут обладать в будущем большими преимуществами.
Проблема  пробуждения, активизации и формирования творческого потенциала каждого человека особенно актуальна в наше время, главным признаком которого является возрастание сложности, динамизма и многозначности  разноплановых проблем и конфликтов. Именно их успешное, красивое и продуктивное разрешение и составляет сущность экономического, политического и духовного прогресса общества. Сегодня именно целостная творческая личность, детерминируемая присвоенными высшими ценностями и идеалами, способная к созданию новых оригинальных идей, гипотез и способов решения сложных жизненных проблем и является подлинным богатством нации.
Творчество является неотъемлемым атрибутом, подлинной сущностью человека, служит источником духовного и психического здоровья, гармонизирует внутренний мир личности, придает смысл существованию, повышает самооценку и укрепляет веру в себя. Каждый человек попросту “обречен” на творчество, на пробуждение и реализацию своей творческой  сущности, на выполнение своей творческой миссии и предназначения. Только в творчестве человек может вновь обрести себя, слиться со своим подлинным “Я”, найти оправдание своего существования.
Вместе с тем в творчестве человек не только обретает высшую степень  личностной интеграции, но и идентифицируется, переживает и присваивает высшие ценности, которые становятся внутренними детерминантами его поведения. Именно творчество интегрирует личные и общественные цели, сплавляет личный интерес с социальной значимостью и пользой.
В связи с этим с необходимостью приобретает актуальность и обостряется проблема “ресакрализации” творчества, возвращения ему утраченной  социальной значимости и безусловной ценности.
Выполнение этой задачи возможно при раскрытии и создании социально-экономических условий стимулирующих процесс формирования и развития инициативной, творческой личности. Данная проблема нашла свое частичное разрешение в рамках социогенная теории гениальности, утверждающей, что гении появляются только тогда, когда общество и эпоха испытывают в них острую потребность.
При этом гениальную личность порождает Дух времени (нем. Zeitgeist), специфические ценности и потребности общества, своеобразная творческая, пресыщенная идеями атмосфера, а также возможность общения с великими талантливыми людьми.
Попытки осмыслить феномен “кластеров”, созвездий гениев,  были  предприняты уже в самом начале нашей эры римским историком Веллеем Патеркулом (Valleius Paterculus) (19 до н.э. – 30 н.э). Он обратил внимание, что все великие греческие трагедии были написаны почти одновременно  Эсхилом, Софоклом и Эврипидом. В то же время расцвет греческой философии связывается с именами Сократа, Платона и Аристотеля, которые в одно  и то же время жили в Афинах.
По мнению Веллея Патеркула данное явление объясняется творческим состязанием между творцами. Один из гениев задает тон и  выступает как образец. Остальные хотят превзойти его и когда достигается совершенство и вычерпываются все актуальные возможности, развитие направляется по другим каналам.
Данную теорию развил А. Кребер (1944), который считал, что  итальянская литература родилась вместе с творчеством трех гигантов – Данте, Петрарки и Боккаччо.  Изучив динамику появления гениев в самых разнообразных сферах культуры, ученый пришел к выводу, что гениальные люди репрезентуют реализацию когерентных паттернов роста культурных ценностей.
Ученый считал, что культуру создают не великие люди, а те, чьи характеры и способности совпадают с требованиями эпохи. По мнению А. Кребера, чередование “золотых” и “темных” периодов истории, характеризующихся различной концентрацией гениев, зависит от собственной логики и законов развития культуры.
Так, многие гении и таланты были подавлены актуальными ценностями, существующими в обществе, то есть они родились раньше или позже необходимой для их реализации эпохи.
Сочетание относительно взаимосвязанных закономерностей социально-экономического роста и культурного развития создает условия для доминирования определенных видов творчества и рождения гения, проявляющего свой потенциал в соответствующих сферах действительности: военном деле, политике, технике, искусстве, науке. На определенном этапе развития общества происходит своеобразный резонанс между специфическими культурно-историческими условиями и определенными индивидуальными особенностями и способностями конкретных личностей.
Так, некоторые биографы утверждают, что только Великая французская революция создала из Наполеона выдающегося полководца и не будь ее, он так бы и остался посредственным артиллерийским офицером.
По мнению Р. Эмерсона,- Наполеон сумел впитать в себя энергию – чувства огромных масс людей. Он стал не просто выразителем, но властителем умов. “Я был создан обстоятельствами”,- говорил о себе полководец. Или же, по еще более образному выражению М. Нордау, если бы Декарт и Ньютон жили в племенах индейцев, они бы расценивались , как самые бесполезные и ненужные члены племени.
Э. Боринг (1964), вместо введенного Гердером и Гете понятия ” Zeitgeist”, предложил термин “психосоциальная матрица”, которая представляет собой общую сцену научного действия.
По мнению автора, именно своеобразие определенного “контекста”, интеллектуального климата” и “ культурной атмосферы” определяют движение научной мысли и порождают великие открытия. При этом выдающиеся люди являются “рабами истории”, а их имена служат ярлыками различных школ и направлений.
Тем не менее, все последователи социогенной теории гениальности, сходились во мнении, что сама логика развития общества и культуры не только создает специфический “заказ” на гения определенного типа, но и обуславливает существование исторических периодов, характеризующихся необыкновенной творческой активностью и большой плотностью гениальных личностей.
Первое созвездие гениев, основателей целых философско-религиозных течений, в которое вошли Заратустра, Будда, Лао Цзы, Конфуций, Пифагор, вспыхнуло на переломе VII и VI веков до нашей эры. Необыкновенной концентрацией гениев отличались философские школы Древних Афин и Рима, “золотой век” китайского искусства в VII веке нашей эры, эпоха арабского возрождения в VIII-XI столетиях, время титанов европейского Возрождения, эпоха Просвещения.
В этом контексте особый интерес представляет Франция 30-40 годов XIX века, сконцентрировавшая в одном месте и в одно время таких знаменитостей, как Гюго, Бальзак, Стендаль, Гейне, Вагнер, Шопен, Мендельсон, Делакруа, а также блестящие содружества великих художников, писателей и композиторов конца XIX века и научных школ XX века возникших в других странах.
Вслед за Веллеем Патеркулом и А. Кребером, можно продолжить список “великих троек” и в каждом периоде расцвета культуры выделить трех гениев, неожиданным и удивительным образом появляющихся в одно время, в одной специфической области культуры.
К таким “триумвиратам гениев” можно отнести: Микеланджело, Рафаэля, Леонардо – живопись; Баха, Генделя, Вивальди,  а также Моцарта, Гайдна, Бетховена – музыка; Толстого, Чехова, Достоевского – литература;  Джеймса, Фрейда, Юнга – психология.
C. Gray (1958, 1961, 1966) для объяснения периодичности возникновения “кластеров гениев”, предложил эпициклическую теорию.
История, согласно этой теории, представляет собой серию трех конкурирующих циклов: экономического, социального и политического, каждый из которых имеет четыре стадии – формирование, развитие, расцвет и упадок. В связи с различными скоростями циклов, наблюдается неравномерность их осуществления. При этом периоды совпадения стадии расцвета у всех трех циклов ведет к “вспышке” творчества, а период упадка – к его угасанию.
По мнению А. Вебера (1974) наиболее выдающиеся личности появляются в переломные эпохи для того, чтобы переосмыслить предыдущий исторический период и создать новые философско-религиозные движения и направления культуры. С. Ариети (1976) также писал, что социо-культурные факторы влияют на творческую деятельность в большей мере, чем биологические структуры. По его мнению, периоды античной культуры, Ренессанса, американской революции доказывают, что творчество возникает не случайно, а определяется факторами среды.
М. Чиксзентмихалый (1991), опираясь на свою культурно – экологическую теорию  творчества,  предположил, что творчество расцветало там, где :
1. Концентрировалась информация: Афины, Флоренция, Париж.
2. Пересекались  различные  культуры.
  Социальная среда, – пишет М. Чиксзентмихалый, – не только способствовала и облегчала выражение индивидуального творчества, она инициировала его, превращаясь в сущностный компонент творческого процесса. Кроме этого, системный взгляд на творчество, – писал  М. Чиксзентмихалый (1996) позволяет рассматривать его не как результат самовыражения, а как атрибут, приписываемый личности ценителями и экспертами.
Автор  пишет, что репутация Рафаэля, как художника была очень невысока среди современников, музыка Баха долгое время расценивалась как старомодная, а  открытия Г. Менделя приобрели известность и значение только вместе с возникновением генетики.
В его время они расценивались просто как остроумные эксперименты монаха-огородника с горохом. В свою очередь, необыкновенный расцвет творчества в период Возрождения автор объяснял тем, что оно проявилось как переоткрытие, доработка, совершенствование античного искусства, путем введения его в новый контекст более развитых и богатых социально-экономических отношений.

Анализ социогенной теории гениальности позволяет выделить следующие наиболее характерные черты и условия социальной системы, способствующей активизации и развитию творчества :

1. Высокая ценность творчества, престиж творческой деятельности, приоритетное развитие творческой личности.
2. Свобода действий, выбора, мысли.
3. Полнота, объективность и доступность информации.
4. Богатая и разнообразная культурная, стимульная среда.
5. Плюрализм культурных течений, мнений.
6. Наличие условий диалога с выдающимися, талантливыми  личностями.
7. Создание культурных, творческих центров, концентрирующих интеллект и таланты, объединяющих ярких творческих личностей, новаторов,   энтузиастов и специалистов различных специальностей. Обеспечение самых благоприятных условий для их работы.
8. Направленная на развитие творчества система семейного, дошкольного и среднего и высшего образования.  Наличие хороших учителей, менторов.
9. Создание стратегии и системы высокого и немедленного  награждения изобретательства, научного и художественного творчества, использование  широкого спектра материальных и моральных стимулов.
10. Обеспечение быстрой реализации идей и прямого вклада творческих достижений  в социо-экономическое развитие.
11. Развитие теории творчества, создание центров обучения и развития творчества.
Литература
1. Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. – М: Искусство. -1991. – 432 с.
2. Нордау М. Психо-физиолгия гения и таланта. – Киев Харьков. 1898.
3. Arieti S. The Magic Syntesis. Basic Book Inc. -1976. – 448 c.
4. Boring E. G. Eponim as Placebo //Proceeding XVII-th International Congress of Psychology. Amsterdam, 1964.
5. Csikszentmihalyi, M. Creativity. New York: Harper Perenial. -1996. – 456 p.
Марков С.Л. Основні умови та закономірності формування креатогенного суспільства // Транскордонне співробітництво у поліетнічних регіонах Східної та Південно-Східної Європи: Матеріали наукового симпозіуму/ Буковинський політологічний центр, Бюро зі співробітництва в Україні Фонду Ф.Еберта.- Чернівці: Золоті литаври, 1999. – С. 32-36