Формирование творческого видения личности как универсальный метод активизации творчества

0
32
Запись 12 из 19 в теме Психология творчества

Марков С.Л. Формирование творческого видения личности как универсальный метод активизации творчества

В статье рассматриваются и классифицируются основные классические и современные методы активизации творчества. Предлагается новая интегрированная модель  творчества  4Ps / S (process, product, person, place, sense — процесс, продукт, личность, среда, смысл), в которой творческое видение и смыслотворчество понимаются как высшая форма творчества. Предлагается универсальный метод формирования творческого видения, который может выступать в виде творческого тренинга и способа творческого решения проблем.

Ключевые слова: методы активизации творчества, модель творчества, творческое видение, универсальный метод, формирование творческого видения.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
В современном мире, который характеризуется динамизмом, сложностью и неожиданностью проблем, творчество становится ключевым фактором социально-экономического развития общества, а проблема активизации творческого потенциала личности приобретает особо высокую значимость и актуальность.
В настоящее время, в практике управления и инновационной деятельности активно используется целый ряд эффективных методов стимуляции творческой активности и приемов творческого решения проблем. При этом многие существующие методы построены на основе выделения определенных процессов и механизмов творчества и направлены на их пробуждение и активизацию. Каждый из этих методов имеет свои преимущества и может быть эффективно использован в определенных уникальных условиях и при решении специфических видов задач.
Сегодня существует необходимость создания целостного метода пробуждения, активизации и развития творческого потенциала личности, который позволил бы объединить, наиболее эффективные классические и современные методы активизации творчества в многоуровневую, полиэтапную, взаимосогласованную систему. Данный метод должен отличаться предельной универсальностью и широтой подхода к динамичноой и непредсказуемой среде, а также прагматичностью, эффективностью и направленностью на идеальный результат.
Цель статьи — критический анализ существующих методов и приемов активизации творческого потенциала личности и разработка на их основе интегральнои системы формирования творческого видения, как универсального метода активизации творчества.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОБЛЕМЫ
Создание универсального метода активизации творчества требует решения двух взаимосвязанных задач: сведение всех существующих методов активизации в единую, взаимосогласованную и гибкую систему, позволяющую выборочно использовать в реальной практической деятельности их сильные признаки и преимущества, а также определение базовой, наиболее обобщенной модели творчества, некоторой интегрированной формы творческой активности, которая бы и служила объектом активизации.
Одним из вариантов общей классификации, которая бы свободно вмещала все существующие методы активизации творческой активности, является сведение их к определенной трехкомпонентной структуре, которая содержит: 1. Базовые методы («три кита активизации творчества»). 2. Классические методы активизации творчества. 3. Специальные и современные методы активизации творчества и творческого решения проблем.
При этом базовые методы активизации творчества включают: «Мозговой штурм» (А. Осборн, 1939), «Морфологический анализ» (Ф. Цвикки, 1942) и «Синектику» (У. Дж. Гордон, 1952). В свою очередь классические методы включают такие известные методические системы как «Метод интеллектуальных карт», или «Майнд мэппинг» (Т. Бьюзен), «Латеральное мышление» и «Метод 6-ти мыслящих шляп» (Э. де Боно), «Метод фокальных объектов» (Ч. Вайтинг) и «Метод каталогов» (Ф. Кунце). Отдельно можно выделить группу методов, связанных с искусством генерирования эвристических вопросов: методы Д. Пойя, Т. Эйлоарта, Р. Кроуфорда, Д. Пирсона, А. Осборна и «Метод Киплинга (5Ws / H)». Целый ряд методов активизации базируется на понимании творчества как процесса генерации и отбора образов и ассоциаций: «Метод гирлянд случайностей и ассоциаций (Г. Буш), «Метод свободных ассоциаций», «Метод аналогий и метафор», «Метафорическое мышление» (Г. Морган). «Визуальное мышление (P. MакКим) [2,7,9].

Специальные и современные методы активизации творчества включают методики, направленные на творческий анализ проблем: «Метод инверсии проблемы» (Ч. Томпсон), «Метод множественных переформулировок (Т. Рикардс), «Матрица рефрейминга» (М. Морган), «Алгоритм отношений» (Г. Кровиц), «Метод разборных матриц»(Г. Саймон), «Принудительные аналогии» (Р. Олсон) и «Принудительные сравнения» (Дж. Викофф), «Метод усиления различий» (Д. Брейбрук, Ч. Линдблум). Отдельную подгруппу методов составляют техники, направленные на активизацию работы подсознания: «Работа со снами и образами» (Д. Глауберман), Метод «3В», «Непрямые стратегии» (Б. Анно, П. Шмидт), Метод «Случайных стимулов», Метод «Чередования активности левого-правого полушария». Наконец, существует группа методов, основанная на действенном, операционном, манипулятивном компоненте творческой активности: «Метод Эдисона», «Метод проб и ошибок», «Метод манипулятивных глаголов», «Scamper» (Б. Эберль), «Transform» (Д. Айян, Д. Берг).
Среди целостных систем активизации творческого потенциала можно выделить: «Творческую стратегию Диснея» (Р. Дилтс),  методы «Универсальный странник» (Д. Коберг, Дж. Багнал), «Игровое восприятие» (Г. Лефт), «ТРИЗ» — Теория решения изобретательских задач (Классический вариант (Г. С. Альтшуллер) и современные модификации  М.И.Меерович и др.) и методическую систему «КАРУС» (комбинирование, аналогизирование, реконструкция, универсальные стратегии, стратегия случайных подстановок) В.А. Моляко [1, 2, 4, 5, 9].

В качестве универсального способа активизации творческого потенциала личности, который бы сочетал предельно широкий подход к неожиданным вызовам реальности и максимальную практичность и эффективность, может выступать метод формирования творческого видения личности. В настоящее время в западной психологии широкой популярностью пользуется обобщенная модель творчества, 4 Ps (process, product, person, place), которая объединяет четыре области или измерения творчества — процесс, продукт, личность и среду (М. Rhodes (1961), R. Mooney (1962), SE Golann (1963) [8].
Теория 4Ps построена путем обобщения эмпирического опыта, в точном соответствии с научными критериями и принципами очевидности и рациональности. В то же время исследование такого сложного онтологического феномена как творчество, требует рассмотрения его в более широком контексте жизненного мира личности и даже в некоторой конфигурации контекстов феноменологических миров. Максимально возможная полнота описания достигается путем построения определенного топологического конструкта — пентабазиса, который объединяет предметный и символический, внутренний и социальный миры, а также культуру, как центр их интеграции.
Именно основные закономерности функционирования мира культуры определяют высшую форму творчества — творческое видение, которое гармонично включает в себя и интегрирует все другие формы творчества.
Так в предметном мире оно проявляется как производительная творческая деятельность, в символическом как творческое решение проблем, в социальном, как творческий диалог, а во внутреннем-как творческая самореализация. Одновременно центральными, динамическими компонентами творческого видения выступают смислотворчество и осмысление реальности. В связи с этим, для раскрытия глубинной сущности творчества целесообразно ввести пятый элемент, некоторое ключевое измерение реальности — смысл (sense), что позволит представить классическую модель творчества в виде — 4Ps / S (process, product, person, place, sense).
Таким образом, в качестве наиболее обобщенной и высшей формы творческой активности, целесообразно выбрать творческое видение личностью мира, которое представляет собой сложную иерархическую систему, включающую мировоззренческие и ценностные установки, эмоциональное отношение к миру, а также действенный творческий метод, являющийся многоуровневой системой приемов преобразования и совершенствования действительности.
Одновременно творческое видение конституируется структурированным потоком определенных мыслительных действий и операций, преодолевающих мнимые шаблоны и стереотипы и предоставляющих возможность видеть все богатство связей окружающего мира, голографическую глубину смыслов и истинные сущности вещей.
В основе целостного творческого видения лежит творческое взаимодействие с миром, которое имеет сложный, многоуровневый характер, отражающий универсальную структуру всех целостных объектов. Эта фундаментальная, сквозная структура находит свое отражение в творческой позиции личности, которая включает аксиологический, когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты, где первый компонент является не уровнем структуры, но ее основным системообразующим фактором, ядром и центром организации. Каждый из этих компонентов проявляется с помощью соответствующих пар противоположных, взаимодополняющих механизмов творчества. Так аксиологическийкомпонент творческой позиции, реализуется с помощью комплементарной пары механизмов идеализации — проблематизации, когнитивный: децентрации — симплизации, эмоциональный: идентификации — медитации, аповеденческий: самореализации — персонификации.
Идеализация понимается как видение, поиск и раскрытие идеальной сущности объекта, как мысленное конструирование его идеального образа, в котором гармонично сочетаются высшие ценности, продуктивно решаются ключевые и наиболее назревшие противоречия. Данный механизм проявляется как формирование и реализация идеального плана и сверхзадачи, создания смелых гипотез и реализация идеального конечного результата. Проблематизация представляет собой выявление и обострение ключевых противоречий объекта, процесс поиска и определения проблем. Механизм проявляется как расщепление целостного объекта, нахождение его противоположных качеств и оппозиций, а также как восприятие и поиск его недостатков пробелов, дисгармоний, асимметрий и несовершенств.
Децентрация понимается как процесс создания различных подходов к объекту, как изменение установок и принятие во внимание различных точек зрения. Этот механизм представляет собой процесс мысленного замены привычных связей на необычные, отклонение от традиционных моделей мышления, разрушение традиционных представлений, преодоление инертности мышления и стереотипов, создание различных нестандартных идей и необычных образов. Симплизацияпроявляется как устранение всего сложного, несущественного, запутанного и незначительного, как достижение ясности и элегантности формы и в то же время глубины и точности содержания.
Идентификация осуществляется с помощью активного вживания и воплощения в объекты и их обстоятельства, слияния и переживания эмоционального резонанса с ними. С помощью этого механизма, личность погружается в объекты живой и неживой природы, перевоплощается в них и осознает их внутренние импульсы, обстоятельства и логику развития. Медитация проявляется как отстранение и чувственная изоляция от внешнего и внутреннего мира, как дистанцирование от объектов взаимодействия, бесстрастное и свежее восприятие их сущностей, связей, красоты и симметрии. Это видение мира и себя в новом свете, с помощью приема «остранения», который позволяет воспринимать привычные вещи и явления как незнакомые.
Самоактуализация понимается как процесс наиболее полного раскрытия и развития потенциала личности, как продуктивная и целостная самореализация ее творческих возможностей. Механизм самоактуализации отражает не только свободное и спонтанное самовыражение субъекта, но и его внутреннюю активность, способность прилагать усилия, направленные на самомобилизацию и продуктивную реализацию собственного творческого потенциала. Целостная самореализация предполагает реализацию идеальных проектов, планов и моделей, спонтанное самовыражение, самоопределение и самоутверждение. Персонификация представляет собой оживление и одухотворение объектов, наделение их человеческими и субьектными свойствами, признание их автономности, права на самоопределение и саморазвитие. Кроме того, этот механизм проявляется в создании самостоятельных структур, способных к саморазвитию и самостоятельному движению к идеальной цели, в построении целостных, сбалансированных систем, способных к самостоятельному поиску и продуктивному разрешению противоречий.

Компоненты и этапы творческого видения. Творческое взаимодействие с миром имеет не только иерархическую содержательную, но и временную структуру, включающую ряд последовательных этапов: восприятие и переживание объектов действительности, их анализ и осмысление, манипулирование и оперирование ими. Последовательная, и в то же время симультанная реализация этих этапов и составляет действенную основу творческого видения.
Творческое восприятие действительности начинается с освобождения от традиционных представлений, стереотипов и фиксированностей, с возвращения в первоначальное незнание, в «ничто», в тишину и начало мира. Сознательное отключение от внешних и внутренних импульсов, безмолвие разума и чувств, создают условия свободного развертывания внутренних глубинно-творческих структур, а также проявления собственной активности внешних объектов.
При этом с помощью направленных и систематических творческих усилий снижается порог ощущений и повышается их интенсивность, акцентируется и обостряется каждое из них, а также вызывается их симультанная активность, что приводит к созданию яркого синкретического целостного образа объекта.
Творческое переживание. Восприятие действительности имманентно насыщенное переживанием, наслаждением от игры красок, звуков и линий окружающего мира.
Особым видом трансперсональных переживаний является слияние с объектами восприятия, вживание и погружение в них, интуитивное понимание их уникальной сущности. Полное, насыщенное пиковыми переживаниями, «растворение» в объекте закономерно сменяется когнитивным отстранением, бесстрастным созерцанием его структуры, гармонии и красоты.
Отчужденность и дистанцированность от объекта активизирует подсознательные процессы, ведет к разрушению стереотипов и спонтанному переструктурированию имеющегося опыта, к установлению новых связей, сближению различных, часто противоположных признаков.
Творческий анализ. Если творческое восприятие начинается с избавления от перцептивных установок и стереотипов, то творческий анализ — с тотального сомнения, с избавления из плена здравого смысла и отрицания имеющихся теоретических концепций. Важнейшим свойством творческого мышления является проницательность, способность схватить самую сущность объекта, умение разложить его на признаки и выделить среди них сильные, противоположные, а также скрытые, но полезные.
Творческий анализ объектов окружающей действительности предусматривает свободный переход к их над-и подсистемам, видение причин и последствий их проявления, развертывания временных структур и определения траекторий развития. Объемное, полифоническое видение объектов достигается путем генерации различных подходов и объединением различных позиций и точек зрения. Творческий анализ предполагает выявление всех противоречий системы, выделение и обострение главного, ключевого, которое определяет истинную причину и траекторию развития системы. Творческий анализ объектов включает понимание их основных тенденций развития, предвидение и прогнозирование их будущих состояний, мысленное конструирование их идеальных признаков, свойств и обстоятельств.
Творческое осмысление объекта предполагает его ресакрализацию, принятие его безусловной ценности, понимание его как необходимого звена творческой эволюции, видение в нем сгустков человеческого духа, творческой работы и переживаний, распознавание в нем структуры и сущности абсолюта.
Творческое оперирование и манипулирование образами и моделями объектов. Творческое взаимодействие с миром включает не только отражение и познание его идеальной сущности, но и спонтанное и экспрессивное самораскрытие, стремление поиграть сущностями и формами мира, почувствовать его податливость и пластичность, разорвать привычные связи, преодолеть время, пространство и причинность. При этом стремление к творческому манипулирования объектами окружающего мира основывается на осознании того, что реальная действительность уже имплицитно содержит в себе свое будущее, что в природе уже все есть, только в предельно увеличенном или уменьшенном, развернутом или свернутом виде, что все уже связано со всем и только естественная эволюция или произвольное экспериментирование с реальностью позволяют пробуждать и создавать новые связи, смыслы, сущности и формы.
Творческое отношение к миру всегда предусматривает игру, риск и юмор, обретение «сказочного всевластия», способности свободно манипулировать его объектами, идеями и законами. Творческая личность сознательно вносит в свое отношение к Миру интригу, тайну и парадоксы, насыщает его проблемностью, обостряет конфликты, наделяет объекты субъектностью и свободно определяет правила игры. Она оживляет объекты, усиливает и концентрирует их сущности, насыщает их признаками и свойствами идеала, включает их в необычные парадоксальные обстоятельства, свободно манипулирует их свойствами, состояниями, формами и временем, раскладывает их на многочисленные признаки и создает из них новые и полезные сочетания и узоры.
При этом сложное, разноуровневое и полифоническое взаимодействие личности с миром, обобщается и структурируется с помощью специального метода, который включает в себя ряд последовательных операций и направленных мыслительных усилий.

Метод творческого диалога с миром. Реализация метода начинается с занятия творческой позиции, с осознания своего универсального, истинного Я, а также пластичности и прозрачности мира, всего богатства и неисчерпаемости его потенций, принципиальной возможности его совершенствования и сотворчества с ним.
І. Творческое ощущение и восприятие.
1. Избавление от привычных перцептивных установок, шаблонов и стереотипов восприятия: остановить время, разорвать все связи, окунуться в первоначальное незнание, в «ничто», в тишину и пустоту мира.
2. Яркое, острое, чистое ощущение и восприятие разномодальных признаков объекта.
2.1. Звуки: а) воспринимать только звуки, поглощать их и растворяться в них; б) выделять по очереди каждый звук, произвольно повышать его интенсивность; в) улавливать новые неизвестные звучания, тонкие вибрации космоса. 2.2. Цвета (а, б, в). 2.3. Запахи (а, б, в). 2.4. Вкус (а, б, в). 2.5. Тактильные ощущения (а, б, в). 2.6. Формы (а, б, в). 2.7. Движение (а, б, в). 2.8. Воспринимать все признаки объекта сразу. а) синтезировать все чувства, создать целостный, полифонический образ объекта; б) Преодолеть границу между собой и миром, открыться его ритмам, чувствовать себя его нераздельной частью.
2.9. Удивление и восхищение. Заново открыть мир, взглянуть на него как на незнакомый, новым и свежим взглядом. Видеть вещи такими как они есть.
3. Выделение и восприятие отдельных качеств объекта.
3.1. Видеть только новое. 3.2. Видеть только красивое и гармоничное. 3.3. Видеть тайну, загадку. 3.4. Видеть тонкости, детали, нюансы.
4. Оптическая децентрация.
4.1. Воспринимать объект: а) сверху; б) снизу; в) сбоку; г) изнутри …
4.2. Восприятие объекта с позиции: а) маленького насекомого; б) огромной горы; в) любого другого объекта и субъекта.
5. Временная децентрация: а) видеть объект в прошлом и будущем; б) видеть в объекте ростки будущего и следы прошлого.
6. Расширение видения. Видеть одновременно: a) все существующие вокруг объекты; б) все объекты и события, происходящие данный момент в городе, в стране, на Земле, во Вселенной; в) видеть на застывшем развернутом экране рождение, кульминацию и окончание функционирования объектов.
ІІ. Творческое переживание.
1. Переживание игры красок, звуков и линий, наслаждение красотой и гармонией объекта.
2. Эмоциональная децентрация. Относиться к объекту: а) с любовью; б) с ненавистью; в) с апатией; г) с иронией; д) со смехом; е) с точки зрения вечности. 3. Идентификация с объектом, вживание в него, переживание своей связи с ним, интуитивное предчувствие и постижение его таинственности, уникальности и неповторимости.
4. Когнитивное самоотсранение от объекта, целостное и одновременное восприятие всех связей объекта, его гармонии и симметрии.
5. Наслаждение от игры с объектом: манипуляция его качествами и восприятие его неожиданных проявлений.
6. Трансперсональное, пиковое переживание его изначальной, безусловной ценности.
ІІІ. Творческий анализ.
1. Подвергнуть все сомнению. Критически взглянуть на очевидное. Открыться новому опыту, избавиться от стереотипов.
2. Определение сущности объекта.
2.1. Определить какую функцию он выполняет. 2.2. Каковы его цели и потребности. 2.3. Определить что он производит . 2.4. Представить объект максимально просто, отбросить все несущественное, второстепенное, оставить чистую функцию, выразить его сущность одним: а) словом; б) символом; в) метафорой; г) формулой; д) схемой; е) рисунком; ж) цветом; з) звуком; и) запахом.
3. Разделить объект на признаки и выделить среди них: а) существенные; б) противоположные; в) слабые, но полезные.
4. Определение структуры объекта.
4.1. Выделить содержательную структуру: а) определить надсистему и ее цели; б) определить подсистемы и их цели (определить как система превращает материю, энергию, информацию); в) определить антисистему и ее цели. 4.2. Определить временную структуру: а) представить объект в прошлом, определить его цели в прошлом; б) представить объект в будущем, определить его цели; в) увидеть линию развития объекта и определить в какой точке траектории он находится.
5. Смысловая децентрация объекта.
5.1. Представить точку зрения на объект в философии, экономике, психологии, биологии, математике … 5.2. Соединить точки зрения на объект: а) гения; б) профессионала; в) дилетанта; г) ребенка; д) женщины; е). животных; ж). неживых объектов. 5.3. Ввести объект в парадоксальные, фантастические ситуации. 5.4. Содержательное «вращение» объекта с помощью различных списков вопросов.
6. Определить основные противоречия объекта: а). между идеалом и реальностью, б). между целями системы и надсистемы в). между целями системы и подсистемы г). между целями системы и антисистемы д). между целями подсистем, е). между актуальным состоянием, прошлым и будущим системы; есть). между наличием потенций и резервов и их использованием; же). между противоположными признаками.
IV. Творческое осмысление.
1. Видение идеальной сущности объекта, мысленное конструирование его идеального образа жизни и условий существования.
2. Ресакрализация объекта, принятие его безусловной ценности, распознавания в нем сгустка человеческого духа, труда и эмоций.
3. Понимание объекта как необходимого звена истории, видение в нем отражения Абсолюта.
V. Творческое самовыражение и манипулирование моделями объекта.
5.1. Свободное, глубокое и искреннее самовыражение, экспрессивное утверждения своей истинной сущности, переживание уникальности своего существования, наслаждение свободой творить, преодоление причинности и времени, усиление сущности объектов и приближение их к идеалу. Головокружительное осознание того, что «Все возможно» и «Все достижимо».
5.2. Свободное оперирование и манипулирование образами и моделями предусматривает осуществление творческих преобразований в пространственном, временном и содержательном измерениях.
Творческое манипулирования представляемыми моделями объекта происходит с помощью реализациии системы универсальных механизмов творчества: идеализации — проблематизации, децентрации — симплизации, идентификации — медитации, самоактуализации-персонификации.

В то же время,  в процессе мысленного оперирования моделями действительности осуществляется трансформация пространственных, временных и содержательных характеристик объектов с помощью соответствующих приемов:
1. Идеализация. Пространство: 1.Вложить части пространства друг в друга как матрешки. 2. Перейти в надсистему. 3. Перейти к высшему измерению.
Время: 1. Видеть процесс в целом: его начало, кульминацию, завершение. Приемы: а). «Предварительного действия». б). «Предварительно подложенной подушки». Содержание: 1. Представить, что все уже достигнуто, все противоречия разрешены. Начать с конца. 2. Наделить объект способностью самостоятельно разрешать противоречия, представить, что все осуществляется само собой, как в сказке. Приемы: а). «Создание идеального плана» б). «Универсального действия» — объект выполняет функции любых других объектов, может быть всем, чем угодно.
2. Проблематизация. Пространство: 1. Наделить структуру объекта асимметрией. 2. Перестроить структуру: целое — выполняет одну функцию, части — противоположную. Время: 1. Развести противоположности во времени: принцип периодического действия. Содержание: 1. Акцентировать и заострить различия. 2. Столкнуть два вредных фактора. 3. Реализовать принципы парадокса, «взрыва», инцидента, катарсиса.
3. Децентрация. Пространство: 1. Изменить размерность объекта. 2. Перевернуть объект. 3. Изменить размеры объекта и его частей от 0 до ∞. Время: 1. Взглянуть на объект из будущего и прошлого. 2. Повернуть время вспять. 3. Изменить время от 0 до ∞. 4. Содержание: 1. Поместить объект в самые неожиданные ситуации. 2. Использовать переходные состояния объекта. 3. Осуществить принцип частичного или чрезмерного действия. 4. Осуществить обратное действие, антифункцию. 5. Изменить значимость, стоимость и основную функцию объекта от 0 до ∞. Приемы: а). «Сделать наоборот» б). «Преобразовать вред в пользу», в). «Усилить вредный фактор и использовать энергию вреда» г). «Компенсировать один вредный фактор другим».
4. Симплизация. Пространство: 1. Избавиться от ненужных частей.
2. Реализовать принцип посредника — манипулирование копией объекта. Время: 1. Реализовать принцип «Замены дорогой долговечности на дешевую недолговечность». Содержание: 1. Избавиться от внутренних и внешних ограничений. 2. Избавиться от ложных предположений и избыточной информации. 3. Избавиться от привычной терминологии, создавать неологизмы.
5. Идентификация. Пространство: 1.Занять позицию объекта в пространстве. 2. Принять форму и размерность объекта. Время: 1. Чувствовать ритм, собственную частоту объекта, войти с ним в резонанс. Содержание: 1.Вжиться, перевоплотиться в объект. 2. Использовать принципы однородности, синхронизации и резонанса. Прием: а). «Личная аналогия», «Метод маленьких человечков» — представить себя компанией маленьких человечков, которые превращаются в части объекта.
6. Медитация. Пространство: 1. Удалиться от объекта в пространстве. Время: 1. Дистанцироваться от прошлого и будущего. Содержание: 1. Реализовать прием анаксиоматизации — временного обесценивания проблемы и привычных способов и приемов ее решения. 2. Когнитивное отстранение и отчуждение от своего субъективного «Я», от объекта и от своих отношений с ним. Разрешать проблемы путем их элиминации, отстранения и полного отказа от них.
7. Актуализация. Пространство: 1. Разложить объект на части и перемешать:
а) между собой; б) с частями других объектов. 2. Превратить форму одного объекта в форму другого. Время: 1. Разложить время на этапы и перемешать:
а) между собой; б) с этапами других объектов. 2. Превратить время одного объекта во время другого. Содержание: 1. Разложить объект на признаки, функции, свойства и перемешать: а) между собой; б) с признаками других объектов. 2. Превратить качества одного объекта в качества другого, видеть точки перехода.
8. Персонификация. Пространство: 1. Реализовать принцип минимизации интервенции и принцип невмешательства.Время: 1. Применить принцип динамизации сделать недвижимые объекты или их части подвижными. Содержание:1.Создать такую структуру, которая бы сама, самостоятельно разрешала возникающие противоречия. 2. Реализовать принцип «не-деяния». 3. Реализовать принципы самообслуживания, самокоррекции, самостоятельного использования ресурсов.

Таким образом, творческое видение личности миром представляет собой многоуровневую и полиетапную систему, которая включает в себя восприятие, анализ, переживание, осмысление и действенное оперирование образами и моделями действительности. При этом каждый компонент данной системы рефлексируется и реализуется с помощью осознанных механизмов и приемов творчества.
Данный универсальный метод может свободно и естественно вмещать в себя не только такие наиболее эффективные системы активизации творчества как «ТРИЗ» Г.С. Альтшуллера, «Синектика» У. Гордона, «Метод контрольных вопросов» А. Осборна и Т. Эйлоарта, «КАРУС» В.А.Моляко, но и новые, возможные техники, методы и приемы.

ВЫВОДЫ
Интегральный, целостный метод формирования и развития творческого видения, свободно включает в себя наиболее эффективные существующие методы в качестве своих компонентов и этапов. Данный метод может рассматриваться как универсальный метод активизации творческого потенциала личности, как форма творческого тренинга и метод эффективного решения самых сложных, неожиданных и принципиально новых проблем. Данный метод представляет собой гибкую динамическую структуру, компоненты которой могут принимать любую конфигурацию, а последовательность, значение и время реализации этапов могут свободно варьироваться в зависимости от вида и целей деятельности, специфики ситуации и состояния личности.
Так процессы творческого восприятия и переживания мира могут доминировать при осуществлении, рекламной, дизайнерской и художественной деятельности, системный творческий анализ и осмысление, при создании стратегии, планировании, принятии управленческих решений, разрешении разнообразных конфликтов и решении практических проблем, творческое оперирование моделями может преобладать при инновационной и изобретательской деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука/ Г.С. Альтшуллер. –[2 изд., дополн.]. — Петрозаводск: Скандинавия, 2004. — 208 с.
2. Марков С.Л. Творческое видение мира [Электронный ресурс]/С.Л. Марков. — Режим доступа:http://geniusrevive.com/tvorcheskoe-videnie
3. Меерович М.И. Теории решения изобретательских задач /М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. — Минск: Харвест, 2003. — 430с.
4. Моляко В.А. Психологическая система тренинга конструктивного мышления/ В.А. Моляко // Вопросы психологии. — 2000. — №5. – C. 136-141.
5. Creativity Techniques [Электронный ресурс]-Режим доступа:http://www.iturls.com/English/TechHotspot/TH_ct.asp
6. Proctor T. Creative Problem Solving for Managers. Developing skills for decision making and innovation / T. Proctor.- [Second edition]. — London And New York: Taylor Francis Croup, 2005. — 320p.
7. Problem solving [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://www.absoluteastronomy.com/topics/Problem_solving
8. Rhodes M. An Analysis of Creatwity/ M. Rhodes.-„Phi Delta Kappan» 1961, t. 42, nr 7.
9. VanGundy A. Techniques of Structured Problem Solving/ A.. VanGundy.- [General Business & Business Ed.]. — New York: Springer, 1988. — 386 p.

Марков С.Л. Формування творчого бачення особистості як універсальний метод активізації творчості/ С.Л.  Марков //Актуальні проблеми психології. -Том 1: Організаційна психологія. Економічна психологія. Соціальна психологія: зб.наук.праць /за ред. С.Д. Максименка, Л.М. Карамушки. – К: Вид-во «А.С.К.», 2011. –Вип.32. –С.374-380.

Навигация по теме<< Предыдущая записьСледующая запись >>