- Лучшие методы активизации творчества
- Классический мозговой штурм
- Синектика
- Морфологический анализ
- Метод фокальных объектов
- Метод Латерального Мышления
- Инструменты латерального мышления (1992)
- Метод ПМИ «Плюс, Минус, Интересно»
- Метод «Шесть шляп мышления»
- Майнд-мэппинг (Интеллект-карты) – сущность, правила и этапы
- Творческие интеллект-карты или Майнд-мэппинг
- Метод ассоциаций
- Метод гирлянд ассоциаций
- Метод бисоциаций
- Метод аналогий
- Метафора как средство творческого решения проблем
- Метод принудительных связей
- Метод случайного слова
- Метод контрольных вопросов – техника активизации творчества
- Список контрольных вопросов А. Осборна
- Список контрольных вопросов Т. Эйлоарта
- Список контрольных вопросов Д. Пойя
- SCAMPER – метод активизации творчества
- Контрольный список вопросов «Феникс»
- Метод Киплинга (5W1H)
- Метод «Пять Почему»
- Желающее мышление – креативная техника для прорывных инноваций
- ТРИЗ: Метод активизации творчества и генерации прорывных инноваций
- Метод инверсии или обращения как метод творческого решения проблем
- Приемы разрешения противоречий в ТРИЗ
- Универсальный путешественник: Путеводитель по творчеству
- Метод распускающегося лотоса
- Метод вымышленных персонажей как техника творческого решения проблем
- “А что если ?”- Мощная техника творчества и возможностного мышления
- Свободное письмо (Фрирайтинг) – творческая техника подсознания
- Тест “16 ассоциаций” К. Юнга как метод решения проблем
- Журнал сновидений как метод поиска творческих решений
- Дизайн-мышление — новый способ видения и творческого решения проблем
- Геймификация: Метод активизации творчества и творческого решения проблем
Геймификация в бизнесе, образовании и реальной жизни
Геймификация — это творческий метод, который предполагает включение игровых элементов, игровых принципов и механизмов в неигровые ситуации, что делает любую деятельность и, в частности, процесс решения проблем и генерации идей более увлекательным, приятным, интерактивным и эффективным.
Этот метод приводит к повышению вовлеченности, мотивации и развитию инновационного мышления. Он использует психологические стимулы и соревновательные аспекты игр для развития желаемого поведения и креативности в различных областях, включая бизнес, образование и личностный рост.
Автор метода
Хотя у геймификации как концепции нет единого автора, термин был введен Ником Пеллингом, британским компьютерным программистом и изобретателем, в 2002 году. Однако только в середине 2010-х годов геймификация начала широко применяться в различных областях. С тех пор этот метод получил широкое распространение в различных отраслях, включая образование, игровой дизайн, психологию, здравоохранение и бизнес.
Описание метода
Геймификация подразумевает разработку и внедрение психологических мотиваторов, игровых элементов в реальную деятельность, чтобы сделать ее более вовлекающей, интерактивной, соревновательной и увлекательной. Это может включать в себя создание задач, постановку целей и обеспечение механизмов обратной связи для поощрения участников и их достижений.
Главной целью является создание приятной и продуктивной среды, способствующей развитию креативности, критического мышления и навыков решения проблем.
Геймификация также может способствовать формированию игрового и позитивного отношения к работе, что позволяет стимулировать любопытство, исследования и эксперименты. Кроме того, геймификация способствует развитию сотрудничества, разнообразия и социального обучения. При структурированном мозговом штурме, направленном на выработку новых идей, игры-идеи помогают участникам генерировать больше и лучше идей.
Геймификация предполагает применение таких элементов гейм-дизайна, как:
1. Системы баллов.
2. Таблицы лидеров.
3. Значки или достижения.
4. Уровни или системы продвижения.
5. Задачи и квесты.
6. Награды и поощрения.
7. Повествовательные или сюжетные элементы.
8. Петли обратной связи.
9. Социальное взаимодействие и соревнование.
Функции геймификации
Основная функция этого метода – повышение креативности и стимулирование нестандартного и инновационного мышления, развитие способностей к решению проблем, стимулирование идей, инноваций и решения задач.
Основные функции этого метода включают:
1. Повышение вовлеченности, участия, мотивации и поощрение
активного включения в процесс.
2. Создание чувства достижения и прогресса.
3. Поощрение желаемого поведения.
4. Сделать рутинные задачи более приятными и стимулировать здоровую конкуренцию.
5. Предоставление немедленной и конструктивной обратной связи и признание прогресса и достижений.
6. Повышение эффективности обучения, развитие навыков и сохранение знаний благодаря интерактивному опыту
7. Содействие социальному взаимодействию и сотрудничеству между людьми.
Суть метода
Геймификация использует естественную человеческую склонность к игре и соревнованию, а также присущее человеку стремление к достижениям, статусу, наградам и признанию.
Используя эти факторы, она стимулирует творчество, решение проблем и активное сотрудничество.
Это создает динамичную и интерактивную среду, которая часто приводит к повышению уровня креативности, поскольку участники становятся более заинтересованными в поиске новых решений и готовы идти на риск или исследовать нестандартные идеи.
Методологические и теоретические основы
Игра — это онтологическое основание и один из ключевых феноменов человеческого существования, основанный на открытости миру возможного и свободном проявлении творческой сущности человека. В своей высшей и наиболее совершенной форме развития игра сливается с творчеством.
Результатом игры и творчества является саморазвитие и самореализация личности, выход за пределы актуальной ситуации и самого себя, продуктивное соединение законов реальности и фантазии, создание идеальных миров и свободное манипулирование ими.
Игра и творчество — это не свойство человека и мира, а их бытие и сущность, они онтологически первичны, и любая деятельность и взаимодействие потенциально содержат их, хотя ими и не являются.
Геймификация опирается на целый ряд теоретических и методологических оснований, среди которых:
1. Теория игр. Принципы игрового дизайна, такие как обратная связь, вознаграждение и вызов, которые, как было показано, способствуют вовлечению и мотивации в играх.
2. Теории мотивации. Теория самоопределения, которая подчеркивает важность внутренней мотивации и автономии в управлении поведением. Фокусируется на внутренней мотивации и потребностях в автономии и компетентности.
3. Теория потока. Данная концепция описывает творческое игровое состояние – состояние оптимального опыта, когда уровни сложности и мастерства сбалансированы. (М. Чиксентмихайи).
4. Бихевиоризм. Формирование поведения: Игры часто разбивают сложные задачи на более мелкие, достижимые шаги. Это позволяет пользователям чаще испытывать успех, подкрепляя желаемое поведение. Концепция оперантного обусловливания (Б.Ф. Скиннер) предусматривает использование поощрения (положительного подкрепления) и обратной связи для стимулирования желаемых действий.
Основополагающие принципы и правила
Для успешного внедрения геймификации необходимо следовать определенным принципам, правилам и процедурам.
Правила геймификации зависят от контекста и могут меняться в зависимости от желаемых результатов и целевой аудитории
1. Четкие цели и задачи: Предоставьте участникам четко определенные цели, к которым они должны стремиться. Установите конкретные, измеримые, достижимые, актуальные и ограниченные по времени (SMART) цели.
2. Постепенное усложнение: постепенно повышайте сложность, чтобы поддерживать вовлеченность и избежать разочарования.
3. Немедленная обратная связь: Предлагайте ответы на действия в реальном времени, чтобы усилить обучение и мотивацию.
4. Добровольное участие: Убедитесь, что участие добровольное и участники понимают правила и цели.
5. Несколько путей к успеху: Предусмотрите различные стратегии и подходы к достижению целей.
6. Социальное взаимодействие: Включите элементы сотрудничества и/или соревнования, чтобы повысить вовлеченность.
7. Видимый статус: Используйте значки, уровни или другие индикаторы для демонстрации прогресса и достижений.
8. Быстрые циклы: Используйте короткие циклы обратной связи для поддержания интереса и частого вознаграждения.
9. Значимый выбор: Предлагайте решения, которые оказывают значительное влияние на результат.
10. Интеграция повествования: По возможности встраивайте задания в захватывающую историю или контекст.
11. Динамичная среда: Создайте динамичную и интерактивную среду, позволяющую постоянно совершенствоваться и обучаться.
Процедура и организация – подготовка
Продолжительность: Геймификация может применяться как для краткосрочных проектов (1-2 часа), так и для долгосрочных инициатив (дни, недели, месяцы или постоянно).
Пространство: Переговорная комната или виртуальное пространство с проектором или экраном. Может быть реализована в физических пространствах (офисах, аудиториях) или цифровых средах (приложениях, веб-сайтах, виртуальных мирах).
Материалы: Компьютер или планшет с программой для создания презентаций, доска или флипчарт, маркеры. Наглядные пособия (доски лидеров, диаграммы прогресса). Физические жетоны или значки (если применимо).
Количество участников: 5-20 участников, но может быть рассчитана на отдельных людей, небольшие команды или большие группы.
Рекомендации
Понимая и применяя принципы геймификации, люди и организации могут создать увлекательную и эффективную среду, которая повысит креативность, решение проблем и общую производительность.
Для фасилитатора:
– Подготовьте четкий план геймифицированного мероприятия. Четко определите цели и желаемые результаты, прежде чем разрабатывать геймифицированную систему.
– Убедитесь, что все участники понимают правила и цели.
– Ориентируйтесь на внутреннюю мотивацию, а не полагайтесь только на внешние поощрения.
– Обеспечьте конструктивную обратную связь и поощрение на протяжении всей деятельности.
Для участников:
– Примите дух игры и экспериментов. Будьте открыты для новых идей и подходов.
– Активно и полноценно участвуйте.
– Поощряйте и поддерживайте своих товарищей. Сотрудничайте с другими, когда это возможно, чтобы повысить эффективность обучения и творческого потенциала.
Основные этапы и шаги
1. Определить проблему: четко сформулируйте проблему или задачу, которую необходимо решить. Определите цели и желаемые результаты. Определите целевую аудиторию и ее мотивы.
2. Разработать игру: Создайте игру, включающую элементы решения проблемы. Разработайте задачи и уровни прохождения. Разработайте систему вознаграждения и обратной связи.
3. Играть в игру: Участвуйте в игровой деятельности, применяя навыки решения проблем. Отслеживайте прогресс и вовлеченность. Обеспечьте обратную связь и признание.
4. Оценить результаты: Мониторьте и оценивайте эффективность. Анализируйте результаты и определяйте лучшие решения. Корректируйте игровой опыт по мере необходимости.
Примеры использования на практике и в реальной жизни. Кейсы
Вот несколько ярких, понятных и интересных примеров практического применения этой техники
Кейс 1: Сочетание геймификации с другими креативными техниками для повышения эффективности генерации идей и инноваций.
Продуманно сочетая геймификацию с другими техниками креативности, такими как мозговой штурм, дизайн-мышление, «Что если?» или ролевые игры, организации могут способствовать формированию культуры инноваций, поощрять дивергентное мышление и ускорять разработку новых решений.
Сочетание геймификации с мозговым штурмом. Геймификация процесса мозгового штурма может помочь генерировать более разнообразные и креативные идеи. Например, можно создать игру, в которой участникам предлагается проблема, и они должны придумать как можно больше решений за определенное время. Очки могут начисляться за оригинальность, реалистичность или другие критерии. Соревновательный и ограниченный по времени характер игры побуждает участников мыслить нестандартно и развивать идеи друг друга.
Геймификация дизайн-мышления (прототипирования и тестирования). Геймификация также может быть использована для того, чтобы сделать этапы создания прототипов и тестирования более увлекательными и итеративными. Дизайнеры могут создать игру, в которой они будут быстро создавать и тестировать прототипы, зарабатывая очки за такие характеристики, как отзывы пользователей, экономическая эффективность или соответствие целям дизайна. Такой геймифицированный процесс поощряет эксперименты, быструю итерацию и фокус на потребностях пользователей.
Игры-идеи, основанные на повествовании. Включение элементов повествования и рассказа в игры-идеи может стимулировать более творческое мышление. Участникам может быть предложено разработать инновационные продукты или решения для персонажей в вымышленном мире или сценарии.
Шаги по использованию геймификации для стимулирования генерации идей и инноваций
1. Определите проблему или задачу, которую вы хотите решить с помощью геймификации.
2. Определите ключевые навыки, модели поведения или результаты, которые вы хотите стимулировать, например, генерацию идей, принятие риска или ориентированность на пользователя.
3. Разработайте игру, включающую такие игровые механики, как очки, уровни, обратная связь и соревнование, чтобы мотивировать желаемое поведение.
Включите игру в процесс разработки идей или инноваций, будь то мозговой штурм, дизайн мышление, создание прототипа или тестирование, ролевые игры и др.
4. Собирайте отзывы и повторяйте дизайн игры, чтобы оптимизировать ее эффективность в решении творческих задач и внедрении инноваций.
Кейс 2: Геймификация в бизнесе и корпоративной среде
Игра может стать мощным инструментом мотивации и вдохновения сотрудников на более творческий и инновационный подход к выполнению задач и проектов. Это способствует сотрудничеству, творчеству и решению проблем, что ведет к повышению производительности, лояльности и удовлетворенности работой.
Кроме того, геймификация может стимулировать сотрудников генерировать лучшие идеи, решения или продукты, отвечающие потребностям клиентов. Использование геймификации для развития креативности может иметь ряд преимуществ как для сотрудников, так и для организаций,
Компания использует геймификацию для повышения вовлеченности сотрудников. Они создают таблицу лидеров, чтобы сотрудники могли отслеживать свой прогресс в различных проектах. Использование системы баллов для мотивации сотрудников к достижению целей продаж, использование таблицы лидеров для стимулирования участия.
Геймификация, игровое мышление и игровые инструменты могут быть использованы в программах обучения сотрудников. Моделируемые сценарии, викторины и бейджи могут сделать процесс обучения более приятным и запоминающимся, что приведет к лучшему закреплению знаний и развитию навыков.
Система обучения Trailhead :
Ведущая CRM-платформа Salesforce, создала Trailhead, геймифицированную систему обучения для своих пользователей и сотрудников. Учащиеся зарабатывают значки и баллы, выполняя модули и реальные проекты.
Trailhead охватывает темы и концепции для всех, кто ее использует, от администраторов до разработчиков, а также для всего отдела продаж и бизнес-пользователей. Пользователи могут рассчитывать на приобретение важных навыков межличностного общения и ведения бизнеса, таких как грамотность в работе с данными и эмоциональный интеллект.
Такой подход к геймификации значительно повысил вовлеченность в обучение Salesforce: более 2 миллионов пользователей заработали более 35 миллионов значков.
Кейс 3: обучение в образовательных учреждениях
Геймификация может применяться в учебных классах, чтобы сделать обучение более увлекательным и интерактивным. Школы и другие образовательные учреждения используют геймификацию для повышения результативности обучения. Они создают виртуальный мир, в котором ученики могут изучать различные предметы. Включение игрового интерфейса в образовательное приложение повышает вовлеченность учащихся в процесс обучения и способствует их усвоению материала.
Изучение языков в Duolingo:
Duolingo придает изучению языка геймифицированный характер, используя баллы, уровни и ежедневные показатели. Пользователи зарабатывают очки опыта за прохождение уроков, продвигаются по уровням и поддерживают ежедневную полосу для постоянной практики. Такая геймификация помогла Duolingo стать одной из самых популярных платформ для изучения языков, насчитывающей более 500 миллионов пользователей по всему миру.
Кейс 4: Здоровье и Wellness (концепция здорового образа жизни)
Методы геймификации могут быть использованы в приложениях для здоровья и хорошего самочувствия, чтобы мотивировать людей регулярно заниматься спортом. Некоторые медицинские клиники используют геймификацию для пропаганды здоровых привычек. Они создают мобильное приложение, которое отслеживает физические нагрузки и рацион питания пациентов, выдавая награды и значки за достижение определенных рубежей.
Существует геймифицированное приложение для фитнеса, поощряющее пользователей достигать поставленных целей.
Nike+ Run Club:
Приложение для бега от Nike придает фитнесу игровой характер, позволяя пользователям зарабатывать достижения, соревноваться с друзьями и участвовать в конкурсах. Бегуны могут получать трофеи за пройденные этапы, участвовать в таблицах лидеров и получать виртуальную помощь тренера. В приложение также интегрированы социальные функции, позволяющие пользователям делиться своими пробежками и подбадривать друзей.
Варианты или опции. Модификации и усовершенствование метода
Геймификацию можно настраивать и адаптировать под различные контексты и цели. Существуют различные варианты методов Геймификации, такие как командные соревнования, виртуальная экономика, опыт, основанный на повествовании, и совместные геймифицированные платформы, квесты и задачи.
1. Задачи реальной жизни: Соотнесите игровые элементы со значимыми результатами в реальном мире или социальными целями. Используйте реальные задачи и сценарии, чтобы сделать геймифицированную деятельность более актуальной и увлекательной.
2. Ролевая геймификация: Дайте участникам возможность взять на себя различные роли или персонажей в рамках геймифицированной системы.
3. Повествовательная геймификация (Storytelling): Упор на элементы повествования для создания более захватывающего опыта. Включайте повествования для создания увлекательного опыта, чтобы сделать геймифицированную деятельность более захватывающей.
4. Социальная геймификация: Сосредоточьтесь на совместных задачах и командных соревнованиях. Дайте им возможность работать вместе, чтобы решить проблемы.
5. Геймификация дополненной реальности: Интегрируйте игровые элементы с реальным окружением с помощью технологии AR.
6. Адаптивная геймификация: Использование искусственного интеллекта для персонализации задач и вознаграждений на основе индивидуального поведения и предпочтений пользователя.
Преимущества
1. Повышение вовлеченности: Геймификация повышает вовлеченность и мотивацию участников. Повышает активность и заинтересованность.
2. Повышение креативности: Способствует творческому решению проблем, развитию критического мышления и инноваций.
3. Улучшение обучения: Улучшение результатов обучения, сохранение и развитие навыков.
4. Расширение сотрудничества и здоровой конкуренции: Это способствует сотрудничеству в команде и социализации.
5. Создает ощущение достижения и прогресса. Повышает уровень доверия и лояльности участников.
6. Обеспечивает немедленную и значимую обратную связь и подкрепление.
6. Создает возможность адаптации к различным условиям и потребностям.
Ограничения и недостатки
1. Чрезмерный акцент на вознаграждениях и конкуренции: Чрезмерный акцент на вознаграждениях может привести к тому, что в центре внимания окажется внешняя, а не внутренняя мотивация, а также к ориентации на краткосрочную выгоду, а не на долгосрочный рост.
2. Ресурсоемкость: внедрение геймификации может быть ресурсоемким, требующим значительных инвестиций в технологии и персонал. Эффективное внедрение может быть дорогостоящим и отнимать много времени.
3. Может быть привлекательной и эффективной не для всех типов личности, возрастных групп или контекстов.
4. Геймификация сама по себе может быть неспособна решать более глубокие структурные или системные проблемы. Она может упрощать сложные проблемы или процессы обучения.
Геймификация должна быть согласована с культурой, ценностями и целями организации, а также регулярно обновляться и оцениваться. Кроме того, геймификация не должна отвлекать или мешать выполнению основных рабочих задач, создавать ненужный стресс или конкуренцию. Она также должна быть инклюзивной и уважать разнообразие сотрудников, позволяя использовать различные стили и уровни творчества и признавая любой вклад.