Генетические теории гениальности

Генетические теории

Генетические (от лат. genesis – рождение, происхождение) теории направлены на изучение происхождения гениальности, на раскрытие условий и причин ее возникновения, а также  на определение основных детерминант,  законов и условий ее возникновения, формирования и развития.
При этом основное внимание исследователей сфокусировано на определении единой причины лежащей в основании гениальности, выявлении исходной матрицы, качественно своеобразного ядра остающегося тождественным на различных этапах ее развития.
Так, можно говорить о некоторой единой генетической концепции гениальности, которая представляет  собой целостную систему самостоятельных объяснительных принципов и теорий. В этом смысле особую эвристическую силу приобретает  генетический подход к исследованию гениальности, который раскрывает глубинные закономерности ее развития как живого, самодвижущегося целого.
В то же время реализация частных вариантов и модификаций генетического похода приводит к созданию отдельных теорий гениальности, в основе которых лежат соответствующие объяснительные принципы.
Пробуждение и становление гениальности осуществляется и развертывается в пространстве взаимовложенных, но автономных и сохраняющих свое качественное своеобразие  миров: предметного, символического, социального, внутреннего и интегрирующего их мира культуры. В связи с этим генетические теории и гениальности можно сгруппировать и вписать в Пентабазис феноменологических миров.

Таблица 4. Генетические теории гениальности

Символический мир
Импрессинга
теория
Социальный мир
Социогенная
Воспитания
  Культура
Культурогенная
теория
Предметный мир
Аккумулятивная
Самовоспитания
Внутренний мир
Наследственная
теория


1. Наследственная теория

Наследственная теория основывается на генетической обусловленности и врожденности гениальности, на ее прямой связи с факторами наследственности, а также на  предположении, “что гениальность передается наследству, накапливаясь, словно некая таинственная энергия, из поколения в поколение” (В. Пекелис).
Эти идеи выдвигали такие великие представители человечества как Платон и Гете, однако  впервые они были концептуально оформлены Ф. Гальтоном в его знаменитой книге ”Наследственный гений” (1869) и поддержаны Л. Терменом и Г. Холлингвортом. Современные последователи данной теории утверждают, что не существует одного-единственного гена гениальности, а есть комбинация целого ряда генов и генетических программ.
Сторонники наследственной теории в доказательство ее неопровержимости приводят факты появления целой плеяды гениев в одной и той же семье в разных поколениях. Так наследование разнообразных талантов по прямой линии наблюдалось в семьях  музыкантов Бах, Штраус, Моцарт, Скарлатти, Беллини, Дюссек, Мендельсон, Мейербер;
художников: Тициан, Ван-Дейка, Кореджо, Веронезе, Тинторетто, Рафаэль;
поэтов и писателей: Эсхил, Софокл, Аристофан, Корнель, Расин, Свифт, Кольридж, Тассо;
учёных: Аристотель, Бэкон, Бернулли, Т. Эдисон Гершель, Дарвин, Лейбниц, Эйлер, Гук, Кюри.
В то же время Шиллеp, Гельдеpлин, Шеллинг, Гегель, Планк состояли в pодстве и имели общего пpедка  Иогана Ванта.
Родственниками были Ф. Гальтон и Ч. Дарвин, Г. Гейне и К. Маpкс, а также А.С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф.И. Тютчев, П.Я. Чаадаев, семья Бестужевых,  К.Н. Леонтьев и А. Н. Толстой.

Кроме этого теорию врожденной гениальности подтверждает относительно раннее развитие способностей, а также достижение высоких творческих результатов в детские годы.
Среди выдающихся вундеркиндов выделяются:
Музыканты: Моцарт, Гайдн, Лист, Шопен, Мендельсон,  Прокофьев, Шостакович, Гендель, Шуберт;
художники: Рафаэль Джотто, Ван Дейк, Микеланджело, Дюрер;
поэты: Лопе де Вега, Тассо, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Бродский;
математики:  Гаусс, Лейбниц, Виноградов, Боголюбов;
ученые: Паскаль, Ампер, Д.С.Миль, К. Витте, Винер.

Паскаль в 10 лет создал теорию акустики, а в 15 написал трактат о конических сечениях.  Д. Россини создал оперу  “Сивильский цирюльник” в 24-летнем возрасте, С. Рахманинов в 18 лет закончил консерваторию, а в 19 написал оперу “Алеко”.
З. Фрейд и Д. Менделеев опубликовали свои первые статьи в 21 год, а Ч. Дарвин, Б. Паскаль, А. Эйнштейн в 22 года,  Ж. Пиаже опубликовал несколько научных работ до окончания школы, а к 20 годам он стал признанным малакологом (специалистом по молюскам).
В свою очередь А. Пушкин в 20 лет  завершил поэму “Руслан и Людмила”, Н. Гоголь в 22 года написал “Вечера на хуторе близ  Диканьки”, а М. Шолохов в 23 года закончил  первую книгу романа “Тихий Дон”.
В то же время с оккультической точки зрения наличие в человеке различных творческих сил, в совокупности называемых гениальностью, обусловлено не слепым случаем и не внутренними особенностями, передающимися по наследству, но накоплением индивидуальных опытов личностью в ее предшествующей жизни, или жизнях (Елена Блаватская).

 2. Социогенная теория

Социогенная теория утверждает, что гениальную личность  порождают специфические потребности и ценности общества, своеобразные семейные отношения и условия воспитания,  творческая, пресыщенная идеями профессиональная атмосфера, а также возможность общения с великими талантливыми людьми.
При этом гении в специфических сферах деятельности появляются только тогда, когда общество испытывает в них острую потребность.
В. Ланге-Эйхбаум говорил об “аккорде гениальности”, когда присутствует комплекс конкретных психологических и социальных факторов, а в каждой отдельной группе гениев (учёные, полководцы, художники и т.д.) доминируют вполне определённые “звуки аккорда”.
Гений всегда находится в гуще событий и его сердце бьется в унисон со временем и страной. Он впитывает в себя дух и знания, а его самобытность – это самобытность его народа и времени (Р. Эмерсон).
Чем больше людей человек вмещает в своем понимании, тем он гениальнее, и следует прибавить, что тем отчетливее, интенсивнее отражены в нем эти люди (О. Вайнингер). Гений, всегда может лучше выражать дух народа, чем масса (Н. Бердяев).

Влияние семьи

а). Влияние семьи. Огромное влияние на становление гениальности оказывают ранние влияние, семья, родители. При этом с самых ранних этапов развития огромное значение приобретают возможности, разнообразие и богатство окружающей стимульной среды, позволяющей впитывать полезную информацию, усваивать новые смыслы и переживать яркие впечатления.
Различные исследователи предлагают самые разнообразные характеристики семейных отношений порождающих гениальность. Среди них выделяются:
Материнская  забота.   На становление гения самое благотворное влияние оказывают развивающие воздействия  матери, которая создает для ребенка  полный теплоты и доверия мир развития. Материнской любовью были окружены в детстве Гете, Шиллер, Гайдн,  Лист и Гейне,  которые с необыкновенной теплотой и благодарностью  вспоминали своих матерей на протяжении всей своей жизни.
Кант говорил: «Я никогда не забуду своей матери, потому что она посадила и вырастила во мне первый зародыш добра. Она открыла моё сердце впечатлениям природы, она пробудила мои представления и и расширяла мои горизонты и ее наставления имели постоянное, благотворное влияние на мою жизнь».
Мать Дж. Вашингтона окружила его в детстве нежной заботливостью и дала ему  отличное воспитание. «Моя мама, -писал он, – была самой красивой женщиной, которую я знал. Тем, кем я стал, я обязан своей матери. Все мои успехи в этой жизни, моральное интеллектуальное и физическое воспитание я ставлю в заслуги маме».
Мать Т. Эдисона обучала его дома в теплой семейной обстановке. Позже он подчеркивал, что образование, полученное дома было отличным трамплином для его будущих  успехов.
Мать Пикассо постоянно твердила сыну: «Если ты пойдешь в солдаты, станешь генералом, а если в монахи – то папой». Когда родители гениальных спортсменов Л. Армстронга и А. Родригеса развелись, их матери посвятили себя своим детям и тяжело работали, чтобы свести концы с концами. Решимость, преданность делу и самоотверженность  матерей оказали огромное долгосрочное влияние на  будущих великих спортсменов.
Cемейные условия. Некоторые авторы утверждали, что будущие гении были в основном первенцами,  в большинстве случаев – старшими детьми в семье, а часто –  единственными сыновьями, например:  Джон Стюарт Милль, Карл Гаусс,  Норберт  Винер.
Большая часть президентов США и более половины «замечательных новаторов, творцов, лидеров и других деятелей двадцатого века» были первенцами (Д. Саймонтон) и М. Гоертцел, T. Гоертцел и В. Гоертцел, на основе проведенных ими исследований, утверждали, что 30 % гениев были первенцы, а 16 % – единственными детьми в семье.
Другие исследователи напротив, считали, что гении были поздними детьми в семье – В. А. Моцарт, П. Чайковский или младшими детьми в семье – Коперник, И. Ньютон, Ч. Дарвин, Д. Менделеев, З. Фрейд Так Д. Менделеев был четырнадцатым  ребенком в семье,  Л. ван Бетховен – седьмым. М. де Сервантес – четвертым, А. Чехов – третьим.
В то же время Ф. Саллоуэй  объединил эти теории, утверждая, что дети первенцы, как правило становились гениями с консервативными взглядами -Луи Агасси и Джон Гершель, а поздние дети были склонны к радикальным и нетрадиционным взглядам –Эммануил Кант, Чарльз Дарвин, Эрнст Геккель.
Среди семейных условий формирования гениев выделялись:
наличие старых отцов и очень юных матерей (так, отцы Микеланджело, Петра I, Екатерины II, Гете, Паганини были на 25 лет старше матери); благосостояние родителей (Д. Саймонтон,  В. Гоертцел, М. Гоертцел), негармонические отношения между и несходство родителями (Д. Манфилд  Р. Алберт, М. Ранко),  развод и  ранняя потеря одного из родителей (Дж. Айзенштадт).

Теория воспитания

б). Теория воспитания. Согласно данной теории гениальность преимущественно определяется содержанием и качеством воспитания  и  обучения, системой специальных педагогических воздействий, направленных на пробуждение и развитие творческих способностей. Еще в XVIII веке Гельвеций утверждал, что талант и его высшая форма-гениальность – никоим образом не зависят от наследственности: все, чем человек становится, определяется воспитанием и обучением, которое он получает в процессе жизни в обществе .
Благоприятные средовые факторы и специально организованные воспитательные воздействия, осуществляемые с самого раннего возраста, могут  способствовать формированию уникальных способностей и достижению творческих успехов в будущей творческой деятельности.
Среди таких благоприятных, креатогенных условий можно выделить: формирование позитивных ценностей, воспитание высокой самооценки и уверенности в себе, позитивного индивидуализма и самостоятельности, способности преодолевать трудности, поощрения свободолюбия, автономии, независимости мысли и действий, открытости к опыту и гибкости, повышенное внимание к способностям  и стимулирование интересов ребенка, определение таланта, как высшей ценности и организующего начала в семье, высокие ожидания по отношению к ребенку, наличие идеального образца для подражания, творческая направленность и уровень образования родителей, создание богатой стимульной и минимально регламентированной среды,  социальное подкрепление и частое переживание успеха (Д. Саймонтон, М. Чиксентмихайи, Й. Рензулли, Пресси).
В.П. Эфроимсон считал, что для становления гения необходимо создание оптимальных условий для развития индивидуальных  дарований, наличие благоприятных социальных условий для самореализации: общественной потребности, социального заказа и спроса на выдающиеся достижения, становление в детско-подростково-юношеском периоде твердых ценностных установок (импрессинг),  раннее признание, поощрение и предоставление свободы творческого самовыражения.

Влияние Учителя

в). Влияние Учителя. Наличие образца для подражания –творческой личности учителя, его прямое и косвенное влияние  играют клшючевую роль в становлении будущего гения.  Продуктивный творческий диалог с реальным или отдаленным веками Учителем, часто способствовал пробуждению и становлению таланта многих выдающихся людей. При этом роль учителя сводится не столько к формированию и оттачиванию мастерства, сколько к пробуждению творческого “Я”, к рождению у ученика мечты и великой жизненной цели.
Практически у каждого гениального творца был свой Учитель – человек, который с особой силой повлиял на их личностный и творческий рост, человек, чья жизнь послужила образцом, идеалом для их движения вперед. У многих великих личностей были великие учителя – менторы, главной функцией которых были отеческая забота, принципиальная критика, сопереживание, наставничество, развитие таланта и передача мастерства.
По мнению К. А. Эрикссона, наставники-менторы играют важнейшую роль в достижении мастерства гениев, так как многие из их навыков являются имплицитными,  неявными, то есть гениям трудно объяснить словами и выразить как они делают то, что они делают. У Алексадра Великого ментором был Аристотель, у Леонардо –Андреа Верроккьо, у Баха– Дитрих Букстехуде, Бетховена – Йозеф Гайдн, Гогена и Сезана – Камилло Писарро.

Наличие школы и ее лидера

г). Наличие школы и ее лидера. История культуры содержит явные доказательства исключительно благоприятного влияния научных, художественных, спортивных школ на становление гения. Так,  Э. Резеpфоpд являлся учителем  таких великих ученых, в том числе и лауреатов Нобелевских премий, как Г. Мозли, Дж. Чедвик, Дж. Д. Кокрофт, М. Олифант, В. Гейтлер, О. Ган, П. Л. Капица, Ю. Б. Харитон, Г. А. Гамов. «Первое условие для получения Нобелевской премии – наличие хорошего учителя», – говорил П. Самуэльсон. Наличие творческого лидера, играет большую роль и в искусстве – так,  пятеро актрис и актеров  завоевали шесть наград Академии – Оскаров за свою игру в фильмах  Вуди Аллена.

Ближайшее профессиональное окружение

д). Ближайшее профессиональное окружение. Секрет существования целых созвездий гениев, которые концентрировались и рождались в Афинах, Багдате, Риме, Париже, Санкт-Петербурге заключался именно в особой, креатогенной, стимулирующей среде, созданной тесным общением гениев,  возможностью свободных дискуссий, общими интересами, обменом дарованиями,  взаимостимулированием, взаимоусилением и взаимообагощением талантов.
При этом, основными факторами формирования гениальности является «концентрация и конкуренция талантов» (А.Рейбмаер), существующие культурно-творческие ценности общества, востребованность творчества и тот резонанс, который встречают произведения гения в социальной среде.

3. Теория самовоспитания

Теория самовоспитания утверждает, что в основе гениальности лежит страсть к самообразованию, самовоспитанию и самосовершенствованию. Определяющее влияние на становление гения оказывают самостоятельно приобретенные знания, сформированные духовно-культурные ценности, творческие способности, творческая позиция и метод взаимодействия с миром. Гениальность, по определению С. Колриджа, это и есть “способность роста”.
Теория самовоспитания и повышения компетентности основывается на том факте, что в молодости многие гении исповедовали “культ саморазвития и духовного самосовершенствования”. Они тратили огромное количество  энергии и времени на самообразование, на постепенный и непрерывный прирост  знаний, на освоение самых выдающихся произведений культуры.
Гениальные личности упорно оттачивали свое мастерство, создавали свои собственные приемы самовыражения и приближения к истине. Кроме этого, особое место в самовоспитании и самообразовании гения играет его духовное совершенствование. При этом гений, «благодаря некоему таинственному процессу, становится все лучше приспособленным к восприятию и проявлению внутренней и божественной природы сверх-души человека» (Е. Блаватская).
Необыкновенная страсть к самообразованию и накоплению опыта сопровождает гения на протяжении всей его жизни В связи с этим,  теорию самовоспитания можно рассматривать как  составную часть более широкой, аккумулятивной теории гениальности.
а) Аккумулятивная концепция утверждает, что жизнедеятельность  гения предстает  как путь “собирания” знания и опыта человечества, как накопление и “синтез крупиц идеала” (Вл.Соловьев). В то же время отличительной чертой гения является организация  и подчинение всего богатства полученных знаний своей воле и цели.
Так Р.Мертон описал своеобразный, пронизывающий науку – “Эффект Матфея” “Всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется…” (Мф. 25:29),  состоящий в собирательстве, накоплении и поэтапном совершенствовании знания.
Сущность аккумулятивной  теории была хорошо выражена И.Ньютоном, который говорил: “Я видел так далеко, потому что стоял на плечах гигантов.” “Своими произведениями я обязан никак не собственной мудрости, но тысячам предметов, тысячам людей, которые ссужали меня материалом” (Гете). “Великие люди в большей мере отмечены масштабом своих свершений, нежели оригинальностью.
Величайший из гениев больше всего обязан другим. Любая оригинальность относительна, а каждый гений связан с прошлым и заимствует у прошлого (Р.Эмерсон).
Фалес и Пифагор перед тем как заложить основы западной философии посетили  Африку и Азию, Египет, Мемфис и Вавилон, изучили и впитали в себя  их философию и культуру. Д. Саймонтон также утверждал, что гении скорее направлены не в будущее, а в прошлое: они просто обобщают, синтезируют, сводят в единую систему труды предшественников. Аккумулятивные и перфекционистские стремления  присущи гению не только в  молодости, но и на протяжении всей его жизни.
Перед самой кончиной Гете писал «Я чувствую насущную нужду совершенствовать  в себе и по возможности концентрировать все то, что во мне еще сохранилось».
В то же время саморазвитие, сознательное повышение компетентности, проявляется в создании и формировании собственного творческого метода, в оттачивании и совершенствовании своего мастерства.
В связи с этим еще в XVII веке Ф. Бэкон утверждал, что именно правильный метод является величайшей преобразующей силой, многократно увеличивающей способности и власть человека над силами природы и, что именно эффективный метод является  кратчайшим путем к истине и наилучшим руководством на пути к будущим открытиям и изобретениям.

4. Теория   импрессинга

Теория   импрессинга (от. англ. impress –впечатлять, оставлять след)  объясняет пробуждение в человеке гения вследствие переживания в детстве или в более позднем возрасте яркого  впечатления, глубокого эмоционального потрясения, неожиданной встречи с чудом.
Термин – «импрессинг» ввел В.П.Эфроимсон, который понимал под ним, ранние, жизнеопределяющие впечатления детства, которые действуют в особо чувствительный период, оказываются очень стойкими, подсознательно действующими в последующей жизни и, которые  определяют характер и направление жизнедеятельности и творчества личности.
При этом результат социального воздействия в огромной мере зависит от возраста и избирательной восприимчивости личности к такому воздействию.  В этой связи решающую роль в становлении гениальности  играет детско-подростково-юношеский этап развития в который формируются ценностныые критерии, установки, устремленность и самомобилизация.
Нейропсихологической основой данного феномена выступает  механизм  импринтинга (от англ. imprint – запечатлевать), который, в своем высшем проявлении,  заключается в мгновенном преобразовании внутреннего  мира человека, тотальной трансформации  структуры личности, в открытии новых сложных каналов восприятия, в рождении мечты и идеала,  в пробуждении человека и в достроении его личностной структуры до целостности. Состояние импрессинга содержательно соотносится с экзистенциальными феноменами пограничной ситуации и пограничного состояния.
Пограничные ситуации возникают в период тяжёлых жизненных испытаний, в моменты глубочайших потрясений и особенно на грани между бытием и небытием, перед лицом смерти. Глубокое переживание пограничной ситуации позволяет личности вырваться из сферы обыденности и неподлинного бытия, просветить и сплавить  экзистенцию с трансценденцией.
Продуктивное и мужественное преодоление личностью пограничной ситуации приводит к тотальной трансформации ценностей, прозрению, духовному катарсису, обретению творческого смысла существования , раскрытию своей ее подлинной сущности и творческой свободы (К. Ясперс). В пограничном состоянии переживается “мужество отчаяния”, совершается онтологическое самоутверждение личности,  обретение подлинного Я и пробуждение у нее идеи Бога (П. Тиллих).
Гении, пережившие импрессинг, практически одними словами описывали состояние озарения, переживаемое ими как невыразимое, вечное счастье и океан радости, как внутреннее преображение, просветление, духовное пробуждение личности, как обретение нового планетарного, творческого видения мира.
Состояние импрессинга, яркого и глубокого эмоционального потрясения, пробудившего их высшее, гениальное Я и властно определившее их подвижническое, творческое жизнеосуществление, пережили Мухаммед, Жанна Дарк, Данте, Жан Поль, Ж. Ж. Руссо,  Рене Декарт, У. Уитмен,Ф. Достоевский.

5. Культурогенная теория

Культурогенная теория утверждает, что гения рождает Дух места (нем.Ortgeist  ) и  Дух времени (нем. Zeitgeist), своеобразие назревших потребностей и запросов определенного исторического этапа развития культуры, культурно-творческая атмосфера эпохи. При этом кросс-культурные стратегии опираются на концепцию Ortgeist и подчеркивают, культурные факторы, которые коррелируют с показателями творчества и гениальности.
Трансисторической изучение творческого гения опирается на концепцию Zeitgeist,и используют исторический период в качестве единицы анализа (Д. Саймонтон, В. Кассандро).
Культура, как высшая предельно распахнутая целостная система, вмещающая в себя предметный, социальный, символический и внутренний миры, определяет порождение и становление гениальности как воздействие на личность своеобразного культурно-творческого контекста, созданного актуальным состоянием развития и уровнем развития искусства, науки, общества и личности.
Согласно данной теории формирование и становление гениальности определяется не столько социально-экономическими, сколько культурно-историческими детерминантами, объективными историческими закономерностями развития культуры,  глубинными  тенденциями функционирования и становления научных и художественных систем, школ и направлений. Так, А. Кребер, изучив динамику появления гениев в самых разнообразных сферах культуры, пришел к выводу, что гениальные люди репрезентуют реализацию когерентных паттернов роста культурных ценностей.
Важнейшими характеристиками «креатогенных», порождающих гениев эпох являются: свободный доступ к средствам культуры и открытость различным культурным стимулам, широкий доступ и высокий уровень образования, развитие в обществе демократии и терпимости, разнообразие и взаимопроникновение культурных течений, взаимодействие творческих личностей, государственная стимуляция творчества, наличие системы наград и поощрений, наличие культурных образцов для подражания,  гармоничное слияние эмпиризма и анализа (С. Ариети, Д. Саймонтон, Дж. Гоуэн, М. Олсон).
А. Кребер писал, что творческие гении концентрируются в основном в периоды золотого и серебряного  века, а творчество расцветает и увядает в соответствии с ростом, насыщением и истощением культурных образцов. При этом чередование “золотых” и “темных” периодов истории, характеризующихся различной концентрацией гениев, зависит от собственной логики и законов развития культуры.
По мнению А. Вебера великие духовно-исторические гении, такие как Конфуций, Будда и Сократ рождаются в периоды «осевого времени», в переломные эпохи для того, чтобы переосмыслить предыдущий исторический период, создать новые философско-религиозные движения и направления культуры, дающие начало новому историческому витку развития.
Так, на рубеже культурно-исторических этапов творил Данте, который  был последним титаном Средневековья и первым гением Возрождения, в свою очередь, на переломе эпох Возрождения и Нового времени создавал свои научные концепции Ф. Бэкон.
С. Ариети  также писал, что социо-культурные факторы влияют на творческую деятельность в большей мере, чем биологические структуры. Так, периоды античной культуры, Ренессанса, американской революции доказывают, что творчество возникает не случайно, а определяется факторами культуры.
Группы и вспышки гениев, -считал  В.П. Эфроимсон, – формировались в одном месте в результате социальной преемственности и общения гениев друг с другом, благодаря тому, что их творчество встречало понимание и “спрос” не только в кругу ценителей, но и со стороны народа. Весь секрет, – писал автор,  заключался именно в стимулирующей среде.
А. Кребер, М. Чиксентмихайи, Д. Саймонтон, Дж. Гоуэн, М. Олсон считали, что «золотые» эпохи в истории человечества закономерно порождали целые «созвездия гениев». Попытки осмыслить феномен “кластеров”, созвездий гениев,  уже в самом начале нашей эры предпринял римский историк Гай Веллей Патеркул (19 до н.э. – 31 н.э.).
Он обратил внимание, что все великие греческие трагедии были написаны почти одновременно  Эсхилом, Софоклом и Эврипидом. В то же время расцвет греческой философии связывается с именами Сократа, Платона и Аристотеля, которые в одно  и то же время жили в Афинах.
По мнению римского историка данное явление объясняется творческим состязанием между творцами. Один из гениев задает тон и  выступает как образец. Остальные хотят превзойти его и когда достигается совершенство и вычерпываются все актуальные возможности, развитие направляется по другим каналам. В свою очередь и А. Кребер считал, что  итальянская литература родилась вместе с творчеством трех гигантов – Данте, Петрарки и Боккаччо.
Так, многие «несостоявшиеся» гении и таланты были подавлены актуальными ценностями, существующими в обществе, то есть они родились раньше или позже необходимой для их реализации эпохи.
Первые созвездия гениев, основателей целых философско-религиозных течений, в которые вошли Заратустра, Будда, Лао Цзы, Конфуций, Фалес, Пифагор, вспыхнули на переломе VII и VI веков до нашей эры.  Необыкновенной концентрацией гениев отличались:

  • «век Перикла, у которого за столом собирались гении мирового ранга: Анаксагор, Зенон, Протагор, Софокл, Сократ, Фидий» (В.П. Эфроимсон);
  • “золотой век” китайского искусства в VII веке нашей эры;
  • эпоха арабского возрождения в VIII-XI столетиях;
  • время титанов европейского Возрождения;
  • эпоха Просвещения;
  • блестящие содружества великих художников, писателей и композиторов во Франции в 30-40 года ХІХ века: Гюго, Бальзак, Стендаль, Гейне, Шопен, Мендельсон, Делакруа;
  • расцвет искусства в России и Франции в конце XIX столетия;
  • мощные научные школы XX века.

Вслед за  Гай Веллей Патеркулом и А. Кребером, можно продолжить список “великих троек” и в каждом периоде расцвета культуры выделить трех гениев, неожиданным и удивительным образом появившихся в одно время, в одной специфической области культуры.
К таким “триумвиратам гениев” можно отнести: Микеланджело, Рафаэля, Леонардо  – живопись; Баха, Генделя, Вивальди,  а также Моцарта, Гайдна, Бетховена – музыка; Гюго, Бальзака, Дюма и  Толстого, Чехова, Достоевского – литература;  Канта, Гегеля, Шеллинга – философия; Эйнштейна, Бора, Борна – физика, Джеймса, Фрейда, Юнга – психология.

Становление гения
– это путь, идеальная траектория, которая на каждом временном этапе вычерчивается  оптимальным взаимодействием личности с миром, родителями, учителями, ближайшим профессиональным окружением, со все возрастающей ролью в этом взаимодействии самой творческой личности.
Так же, как и культура органически включает в себя высшие проявления всех феноменальных миров, так и культурогенная теория впитывает в себя наиболее сущностные положения  всех генетических теорий и в первую очередь близкой ей–социогенной.
Так, в литературе часто объединяются влияния  самостоятельных систем в виде социо-культурной теории, в которой культурно-исторические детерминанты все же играют решающую роль  (Д.Саймонтон, М.Чиксентмихайи). В то же время наряду с социокультурным, можно выделить антропокультурный, символикокультурный (М.Чиксентмихайи) и предметнокультурный подходы к формированию и становлению.