- Статьи по психологии творчества
- Механизмы творческого диалога с миром
- Творческое управление и управление творчеством в новейшей креатологической формации
- Квинтологический подход к построению единой теории творчества
- Смыслотворчество в структуре процессов смысловой динамики
- Личностные механизмы смыслотворчества
- Основные принципы творческого опережающего образования
- Психологические особенности становления и развития творческого стиля управленческой деятельности
- Основные механизмы и приемы творческого делового общения
- Диалог как универсальная категория творчества
- Творческий подход к управлению безопасностью
- Методы активизации творчества и творческого решения управленческих проблем
- Формирование творческого видения личности как универсальный метод активизации творчества
- Творческое отношение к конфликтам и основные приемы их разрешения
- Мозговой штурм и его разновидности
- Механизмы и приемы творческого освоения времени
- Социально-психологические механизмы творческого взаимодействия с миром
- Генетический подход к природе гениальности
- Защитные механизмы и творчество
- Индивидуально-психологические особенности и способности творческой личности
- Творчество в структуре современной научной картины мира
- Формирование креатогенного общества
- Остроумие, творчество и духовность
- Методы активизации творческих способностей детей дошкольного возраста
Генетический подход к природе гениальности
С.Л. Марков
В статье рассматриваются основные характеристики, этапы и модификации генетического подхода. Исследуются особенности применения генетического подхода в исследовании феномена гениальности. Изучаются условия, причины и основные детерминанты происхождения гениальности, закономерности ее возникновения, формирования и развития. Предлагается и анализируется целостная генетическая концепция гениальности, которая представляет систему самостоятельных объяснительных принципов и теорий.
Ключевые слова: генетический подход, гений, гениальность, генетические теории гениальности.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Гений представляет собой явление планетарного масштаба и разгадка его тайны сравнима с выявлением наиболее фундаментальных принципов и универсальных законов строения и развития мира. Гений персонифицирует универсальные закономерности творческой природной и социокультурной эволюции, отражает суть своей эпохи и выражает в своем творчестве Zeitgeist (Дух времени). “В гении, – писал П.К. Энгельмейер, – природа говорит свое последнее слово. Эволюция природы начинается с химических элементов и оканчивается в душе гения” [10, с.161].
Гений переосмысливает и пропускает через себя достижения предыдущих эпох и создает новые самобытные произведения и смыслы. В этом понимании критерием гениальности является величина проекции творчества личности на траекторию культурно-творческой эволюции, которая показывает насколько вклад гения продвинул и приблизил человечество, культуру и сам мир к идеалу. При этом гений понимается как человек, который своей жизнью и творчеством повлиял на ход истории, утвердил новое видение мира и раскрыл его новые смыслы, создал новые парадигмы, концепции и направления в науке и искусстве.
В то же время любое приближение к раскрытию сущности гениальности, которая является высшим уровнем развития человека, позволяет найти ответы на ряд ключевых вопросов, возникающих при исследовании личности и творчества. Универсальность и неисчерпаемость гения служит причиной существования многочисленных теорий, которые обречены на освещение только отдельных его сторон и проявлений. Адекватное раскрытие и понимания сущности, структуры и основных закономерностей возникновения, становления и саморазвертывания такого сложного универсального феномена как гениальность требует реализации системно-генетического подхода к ее рассмотрению. При этом особую объяснительную и эвристическую силу приобретает генетический подход к исследованию гениальности, который раскрывает глубинные закономерности ее развития как живого, самодвижущегося целого.
Целью статьи является исследование особенностей применения генетического подхода к гениальности и построения на этой основе ее целостной генетической концепции.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОБЛЕМЫ
В наиболее широком смысле генетический подход понимается как способ исследования развивающихся объектов и явлений, как метод объяснения, интерпретации и понимания процесса их возникновения, роста, становления, расцвета и трансформации. При этом генетический подход к изучаемым объектам включает в себя ряд последовательных этапов:
1. Определение начальных условий возникновения и причин происхождения явления.
2. Выявление исходной единицы, ядра, «клеточки», некоторой исходной матрицы, которая изначально содержит все свойства, лежит в основе и остается тождественной на протяжении качественно различных этапов развития.
3. Определение основных этапов и стадий, качественных уровней и циклов развития, выявление точек перехода и связей изучаемых явлений во времени.
4. Раскрытие основных условий и законов функционирования и развития объектов, выявление своеобразия проявления этих законов на каждом этапе развития, изучение характера изменения самих законов, раскрытие механизмов перехода от низших форм к высшим, а также определение основных тенденций и перспектив их движения.
В узком смысле генетический анализ предполагает рассмотрение объекта исследования с точки зрения его происхождения и прошлого развития. В данном случае внимание исследователей направляется на причины и условия возникновения и порождения объекта, на выявление его генезиса. При этом предпочтение отдается детерминистскому, каузальному, а не телеологическому объяснению процесса развития.
В широком понимании генетический подход рассматривается как реализация одного из основных принципов психологии, а именно принципа развития, который был творчески применен в исследованиях психологической реальности в работах П.П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Г.С. Костюка, Л.И. Анцыферовой, С. Д. Максименко [1, 4, 5, 6]. В данном случае генетический подход, наряду с каузальным, включает и телеологический (целевой) объяснительный принцип и проявляется как фундаментальный способ изучения развивающихся систем. Современное понимание генетического подхода характеризуется преобладанием телеологических, ценностных принципов объяснения и понимания развития личности, целостным рассмотрением всего ее жизненного пути, приоритетным учетом процессов «детерминации будущим» и подчеркиванием факторов самодвижения, саморазвития и самореализации личности. Данный подход реализуется в генетико-моделирующих методе С.Д. Максименко, в котором особое внимание уделяется процессам прогнозирования жизненного пути личности, проектированию и активному моделированию развития, изначальной креативности и глубинным факторам самовозникновения, самоутверждения и самоосуществления личности [5, 6].
В то же время генетический подход выступает как самостоятельное методологическое направление, как способ видения и исследования объекта, который реализуется в виде таких частичных проявлениях и модификациях:
1. Эволюционный подход, рассматривающий психику и сознание, как результат адаптации к требованиям окружающей среды в условиях взаимодействия человека с миром.
2. Филогенетический подход, который реализуется в исследованиях развития психики от ее начальных проявлений в животном мире до сознания человека.
3. Онтогенетический подход, представляющий собой изучение отдельных этапов и возрастных периодов развития психики и сознания.
4. Психогенетический подход, который исследует генезис индивидуальных психических особенностей, а также наследственные и врожденные индивидуальные свойства нервной системы, как факторы возникновения и развития психики.
5. Социогенетический подход, который исследует процесс формирования психики, сознания и личности под влиянием социальной среды и воспитания.
6. Персоногенетический подход, при котором психическое развитие понимается как результат самодвижения и спонтанного стремления к самоактуализации, а также свободного и сознательного выбора.
7. Исторический подход, который исследует условия, факторы и законы развития и особенности проявления психики и сознания в различных общественно-экономических формациях.
Реализация генетического подхода при исследовании феномена гениальности проявляется в построении системы самостоятельных теорий, понимаемых как отдельных объяснительных систем, объединенных в рамках интегральной генетической концепции гениальности. При этом генетические теории направлены на изучение происхождения гениальности, на раскрытие условий, причин, детерминант и законов ее возникновения, формирования и развития. В данном случае основное внимание исследователей фокусируется на определении начальной причины, лежащей в основе гениальности, выявлении исходной матрицы, качественно своеобразного ядра, которое остается тождественным на разных этапах ее развития.
В то же время реализация частных вариантов и модификаций генетического похода приводит к созданию отдельных теорий гениальности, в основе которых лежат соответствующие объяснительные принципы:
1. Эволюционные теории гениальности и творчества строятся на убеждении, что человеческая роль в создании нового не отличается от роли природы, а проблема творчества – это специфическое проявление возникновения нового в процессе естественной и культурной эволюции. Эволюционная теория утверждает, что гениальность является результатом объективного процесса развития природы и культуры, коренится в природе человека, социума и культуры и определяется тем решающим вкладом, который вносит гений в прогрессивное развитие человечества. Гениальность при этом рассматривается как закономерный результат и «вершина» социокультурной эволюции. При этом в современных теориях эволюции, разрыв между “миром природы” и “миром культуры”, между органической и культурной эволюцией преодолевается путем применения различных теоретико-информационных моделей развития.
1.1. Дарвиновский подход к происхождению гения. Данная теория основывается на классической модели Ч. Дарвина и Д. Кэмпбелла, которая рассматривает творческий процесс, как единство трех этапов: вариации, выбора и сохранения наиболее удачных комбинаций. Так, автор данной теории Д. Саймонтон утверждает, что эволюция и естественный отбор сами по себе являются адекватной моделью для понимания гениальности и деятельность творческого гения лучше понимается как дарвиновский процесс изменения и отбора [17].
1.2. Теория самоорганизации. В данной теории сам процесс эволюции связывается с универсальным процессом самоорганизации, в контексте которого творчество и гениальность возникают как преодоление хаоса и участие во всемирном процессе создания качественно новых паттернов. (Ф. Баррон, М. Чиксентмихайи, Д. Саймонтон [11,15,17].
1.3. Культурно – экологическая теория творчества и гениальности утверждает, что в именно в тех местах, где концентрировалась информация (Афины, Флоренция, Париж) и пересекались различные культуры всегда расцветало творчество и рождались гении. По мнению М. Чиксентмихайи, сама среда и культурно-исторический контекст не только способствовали и облегчали проявления индивидуального творчества, но и инициировали его, превращаясь в сущностный компонент творческого процесса. При этом сам процесс творчества является эквивалентом культурной эволюции, и если механизмом биологической эволюции является изменение генов, то в основе культурной эволюции лежат изменения мемов, некоторых паттернов и сгустков информации [11,15].
Пробуждение и становления гениальности осуществляется и разворачивается в пространстве взаимовложенных, автономных, качественно своеобразных миров человека: предметного, символического, социального, внутреннего и интегрирующего их, мира культуры. В связи с этим генетические теории гениальности можно сгруппировать и вписать в определенный исходный пентабазис феноменальных миров, каждый из которых определяет специфику и форму определенной генетической теории гениальности.
Так, внутренний мир является содержательным контекстом наследственной теории гениальности, социальный мир определяет особенности и качественное своеобразие социогенной теории, символический – теории импрессинга, предметный мир-аккумулятивной теории и теории самовоспитания, а культура – культурогенной теории гениальности.
2. Наследственная теория основывается на генетической обусловленности гениальности, а также на допущении, что гениальность передается по наследству из поколения в поколение. Эти идеи впервые были концептуально оформлены Ф. Гальтоном в его знаменитой книге «Наследственность таланта» (1869) и поддержаны Л. Терменом и Г. Холлингвортом. Современные последователи данной теории утверждают, что не существует одного-единственного гена гениальности, а есть комбинация целого ряда генов и генетических программ [2, 8, 9].
2.1 Патологическая теория гениальности утверждает, что в основе гениальности лежат всевозможные отклонения от нормы, различные нарушения физического и психического здоровья, которые проявляются в эксцентричности поведения, неврозах и даже душевных болезнях и безумии. Эта концепция была подробно изложена и продемонстрирована многочисленными примерами в книгах Ч. Ламброзо (1863), М. Нордау (1902), В. Ланге-Эйхбаума (1928), Э. Кречмера (1931), D. Kenmare (1960), V. Grant (1968). Авторы данной теории, на основании многочисленных, часто тенденциозно подобранных и субъективно понимаемых фактов утверждали, что гениальность напрямую связана с физическими, психическими или душевными болезнями.
2.2. Теория «5 стигм». По мнению П. Эфроимсона, у гениальных людей значительно чаще встречаются наследственные болезни, которые определенным образом стимулируют творческую активность. При этом ученый выделяет 5 факторов или “стигм” гениальности: 1. Склонность к подагре. 2. Синдром Морфана или диспропорциональный гигантизм. 3. Синдром Морриса, который сопровождается повышенной активностью половых гормонов – андрогенов. 4. Маниакально-депрессивный психоз. 5. Высоколобие [12].
3. Социогенная теория утверждает, что гениальную личность порождают специфические потребности и ценности общества, своеобразные семейные отношения и условия воспитания, творческая, пресыщенные идеями профессиональная атмосфера, а также возможность общения с великими талантливыми людьми. Отдельно можно выделить следующие социальные факторы гениальности:
3.1. Влияние семьи. На ранних этапах развития огромное значение для становления гениальности приобретают развивающие влияния родителей, доброжелательная и благоприятная семейная атмосфера, разнообразие и богатство стимульной среды. Особенно благотворное влияние на пробуждение гениальности имеет материнская забота и развивающие влияния матери, которая создает для ребенка полный теплоты и доверия мир развития.
3.2. Теория воспитания. Согласно данной теории гениальность в основном определяется содержанием и качеством воспитания и обучения, системой специальных педагогических воздействий, направленных на пробуждение и развитие творческих способностей ребенка. Благоприятные средовые факторы и специально организованные воспитательные действия, которые систематически осуществляются с самого раннего возраста, могут способствовать формированию уникальных способностей и достижению творческих успехов в будущей творческой деятельности.
Среди таких благоприятных креатогенных условий можно выделить: формирование позитивных ценностей, воспитание высокой самооценки и уверенности в себе, развитие позитивного индивидуализма, самостоятельности и способности преодолевать трудности, поощрение свободолюбия, автономии, независимости мысли и действий, открытости к опыту и гибкости, повышенное внимание к способностям и стимулирование интересов ребенка, определение таланта, как высшей ценности и организующего начала в семье, высокие ожидания по отношению к ребенку, наличие идеального образца для подражания, творческая направленность и уровень образования родителей, создание богатой стимульной и минимально регламентированной среды, социальное подкрепление и частое переживание ребенком успеха [2, 9, 16, 17].
3.3. Влияние Учителя. Наличие образца для подражания, а именно личности учителя, его прямое и косвенное влияние играют ключевую роль в становлении будущего гения. Продуктивный творческий диалог с реальным или удаленным веками Учителем, часто способствовал пробуждению и становлению таланта многих выдающихся людей.
У многих великих личностей были великие учителя – менторы, главными функциями которых были отеческая забота, принципиальная критика, сопереживание, наставничество, развитие таланта и передача мастерства. При этом роль учителя сводится не столько к передаче опыта, сколько к пробуждению творческого “Я”, к рождению у ученика мечты и великой жизненной цели.
3.4. Наличие школы и ее лидера. История культуры содержит явные доказательства исключительно благоприятного влияния научных, художественных, спортивных школ на становление гения.
3.5. Ближайшее профессиональное окружение. Секрет существования целых созвездий гениев, которые концентрировались и рождались в Афинах, Багдаде, Риме, Париже, Санкт-Петербурге заключался именно в особой, креатогенной, стимулирующей среде, созданной тесным общением гениев, возможностью свободных дискуссий, общими интересами, обменом дарованиями, взаимоусилением и взаимообогащением талантов.
3.6. Конфликтогенная теория гениальности утверждает, что разноплановые внешние и внутриличностные конфликты, при определенных условиях, стимулируют творческую активность и ведут к становлению и развитию личности. При этом, необходимо отметить, что гениальность является результатом не самых внутренних и внешних конфликтов, а следствием их успешного разрешения. Авторы данной теории подчеркивают первостепенное значение в конструктивном разрешении конфликтов самой индивидуальности, ее веры в себя и свои силы, ее творческой позиции и отношения к трудностям [16].
4. Теория самовоспитания утверждает, что в основе гениальности лежит страсть к самообразованию, самовоспитанию и самосовершенствованию. Согласно данной теории определяющее значение для становление гения оказывают самостоятельно приобретенные знания, сформированные духовно-культурные ценности, самостоятельно развитые творческие способности, творческая позиция и метод взаимодействия с миром. В связи с тем, что чрезвычайная страсть к самообразованию и накоплению опыта сопровождает гения на протяжении всей его жизни, теорию самовоспитания можно рассматривать как составную часть более широкой, аккумулятивной теории гениальности. Аккумулятивная концепция утверждает, что жизнедеятельность гения выступает как путь “собирания” знания и опыта человечества, как накопление и “синтез крупиц идеала” (Вл. Соловьев).
5. Теория импрессинга (от. англ. impress-впечатлять, оставлять след) объясняет пробуждение в человеке гения вследствие переживания в детстве или в более позднем возрасте глубокого эмоционального потрясения, яркого впечатления, неожиданной встречи с чудом. Термин – «импреcсинг» ввел В. П. Эфроимсон, который понимал под ним, жизнеопределяющие впечатления детства, которые подсознательно действуют в дальнейшей жизни и определяют характер и направление жизнедеятельности и творчества личности [12].
6. Культурогенная теория утверждает, что гения рождает Дух места (ним.Ortgeist) и Дух времени (нем. Zeitgeist), своеобразие назревших потребностей и запросов определенного исторического этапа развития культуры и культурно-художественная атмосфера эпохи. Согласно данной теории формирование и становление гениальности определяется не столько социально-экономическими, сколько культурно-историческими детерминантами, объективными историческими закономерностями развития культуры, глубинными тенденциями функционирования и становления научных и художественных систем, школ и направлений.
Так, А. Кребер, изучив динамику возникновения гениев в самых различных сферах культуры, пришел к выводу, что гениальные люди представляют реализацию когерентных паттернов роста культурных ценностей. По мнению С. Ариети [13], В. Кассандро, Д. Саймонтона [14,17], важнейшими характеристиками порождающих гениев «креатогенних» эпох, являются: свободный доступ к средствам культуры, доступное и високоразвитое образование, развитие в обществе демократии и толерантности, разнообразие и взаимопроникновение культурных течений, взаимодействие творческих личностей, государственная стимуляция творчества, наличие системы наград и поощрений творчества, наличие культурных образцов для подражания.
ВЫВОДЫ
Пробуждение, становление и самоосуществление гения осуществляется в течение его творческой жизни и представляет собой некоторую идеальную траекторию, которая на каждом временном этапе вычеркивается оптимальным взаимодействием личности с миром, родителями, учителями, ближайшим профессиональным окружением, обществом и миром культуры.
При этом необходимо подчеркнуть, что гениальность определяется не одним, и не несколькими факторами, а скорее целой системой факторов при обязательном действии центрально-интегрирующей, духовно-смысловой детерминанты, а именно активного творческого “Я” – центра осознания, переживания и свободы, субъекта принятия самостоятельных решений и осуществления свободного выбора на всех этапах существования и развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анцыферова Л.И. Методологические принципы психологии развития/ Л.И. Анцыферова // Принцип развития в психологии/ Отв. ред. Л.И. Анцыферова. – М.: Наука, 1978. – С. 3-20.
2. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке/ Н.В. Гончаренко. – М.: Искусство, 1991. – 432 с.
3. Данилин А.Г. Прорыв в гениальность: беседы и упражнения /А.Г.. Данилин. – М.: Вершина, 2008,- 375 с.
4. Костюк Г.С. Принцип развития в психологи / Костюк Г.С. // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии». – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.– С.18-21.
5. Максименко С.Д. Генетическая психология (методологическая рефлексия проблем развития в психологии) / С.Д. Максименко. – К., Ваклер, 2000. – 320с.
6. Максименко С.Д. Психологія особистості / С.Д. Максименко, К.С. Максименко, М.В. Папуча. – К.: Видавництво ТОВ „КММ”, 2007. – 296 с.
7. Марков С.Л. Теории гениальности [Электронный ресурс]/ С.Л. Марков. – Режим доступа: https://geniusrevive.com/osnovnye-teorii-genialnosti/
8. Пешкова В.Е. Феномен гения /В.Е.Пешкова. –Ростов на Дону: Феникс, -2006. -160 с.
9. Синицын, Е., Тайна творчества гениев / Е. Синицын, О. Синицына. Новосибирск: Изд-во НГАХА, 2004. — 528 с.
10. Энгельмейер, П.К. Теория творчества Текст. / П.К. Энгельмейер. пред. Д.Н. Овсянико-Куликовского, Э. Маха. СПб.: Образование, 1910.- 208 с.
11. Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания/ М. Чиксентмихайи. – М.: Альпина Нон-фикшн, 2011. – 461 с.
12. Эфроимсон В.П. Генетика гениальность/ В.П. Эфроимсон.-М.: Тайдекс Ко, 2002. – 376 с.
13. Arieti S. Creativity: The Magic Synthesis/ S. Arieti. New York: Basic Books,- 1981. – 448 p.
14. Csikszentmihalyi M. Society, culture, and person: a system view of creativity / M. Csikszentmihalyi // The nature of creativity/ Ed. R. Sternberg, – New York: Cambridge University Press, -1988. P. 325-339.
15. Cassandro, V. J., Simonton, D. K. Creativity and genius /V. J., Cassandro, D. K Simonton // Flourishing: Positive psychology and the life well lived / Ed. C. L. M. Keyes & J. Haidt. – Washington, DC: American Psychological Association, 2002. – P. 163-183.
16. Runco, M. A. Creativity and its discontents/ M. A. Runco //Creativity and affect/ Eds M. P. Shaw & M. A. Runco. – Norwood, NJ: Ablex, 1994. – P. 102-123.
17. Simonton D. Genius, creativity and leadership: Historiometric inquiries/ D. Simonton. – Cambridge: Harv. Univ. Press, 1984.- 231p.
Марков С.Л. Генетичний підхід до природи геніальності/С.Л. Марков //Матеріали II міжнародної науково-практичної конференції «Генеза буття особистості» (19-20 грудня 2011 року). – К.: ДП. «Інформаційно-аналітичне агентство», 2011. Том.1. – 384 с.- С.255-260.