Говард Гарднер: автор теории множественного интеллекта и выдающийся исследователь творчества

Говард Гарднер

Говард Эрл Гарднер
(11 июля 1943, Скрэнтон, Пенсильвания – настоящее время) (80 лет)
Гражданство: Соединенные Штаты Америки
Категория: Ученые
Род занятий: Психолог, автор, профессор
Спецификация: Психология развития, когнитивная наука, нейропсихология, психология творчества
Уникальные отличия: Известен своей теорией Множественного интеллекта, которая оказала значительное влияние на образовательные практики и произвела революцию в понимании когнитивных способностей человека.
Оказали влияние: Эрик Эриксон, Роджер Браун, Дэвид Рисман, Джером Брунер и Нельсон Гудман, Стивен Джей Гулд, Жан Пиаже, Клод Леви-Стросс.
Пол: Мужской
Семья: Супруга Эллен Виннер; четверо детей
Сайт: www.howardgardner.com

Достижения и вклады:

Общественное и профессиональное положение: Говард Гарднер – американский психолог и педагог, Джон Х. и Элизабет А. Хоббс, профессор когнитивной деятельности и образования, Гарвардская высшая школа образования (с 2019 года по настоящее время).
Основной вклад (чем известен): Говард Гарднер известен своей новаторской теорией множественного интеллекта, предложенной в основополагающей работе «Структура разума: теория множественного интеллекта» (Frames of Mind. The Theory of Multiple Intelligence, 1983). Его вклад в психологию и педагогику заключается в неустанной поддержке реформы образования, развития и активизации креативности, а также этического лидерства.

Вклад в психологию интеллекта и творчества –  Главные идеи:

Теория множественного интеллекта:

В своей теории Гарднер утверждает, что традиционные представления об интеллекте, которые обычно сосредоточены на лингвистических и логико-математических способностях, не позволяют охватить весь спектр когнитивных способностей человека.
Теория Гарднера предполагает, что интеллект – это не единая, фиксированная черта, а скорее комбинация различных интеллектов, каждый из которых базируется на активности отдельной области мозга. Согласно этой теории, у человека есть несколько различных способов обработки информации, и эти способы относительно независимы друг от друга.
Эта теория бросает вызов традиционным взглядам на интеллект как на единый, измеряемый показатель IQ, предлагая, что люди обладают несколькими типами интеллекта, включая:
1. Визуально-пространственный: Способность распознавать и манипулировать крупно- и мелкомасштабными пространственными образами (например, пилот самолета, моряк) или более локальными формами пространства (например, архитектор, шахматист).
Она включает в себя визуализацию и “масштабное” мышление, способность видеть взаимосвязи между формами в пространстве, способность представлять себе изменения форм и очертаний, а также видеть, как часть соотносится с целым.
2. Музыкальный: Способность создавать, запоминать и придавать смысл различным звуковым паттернам.
Это чувствительность к ритму, высоте тона, метру, тону, мелодии и тембру, тональности, громкости, высоте тона, эмоциональной окраске, ритму, гармонии и дисгармонии. Может включать в себя умение петь, играть на музыкальных инструментах и/или сочинять музыку (например, музыкальный дирижер).
3. Телесно-кинестетический: Способность использовать собственное тело для создания продуктов или решения проблем. Она включает в себя физическую проприоцепцию – ощущение того, как различные части тела располагаются в пространстве. Это способность использовать все тело или его части (например, руки или рот) для решения проблем или создания продуктов (например, танцор).
4. Логико-математический: Способность составлять уравнения и доказательства, производить вычисления и решать абстрактные задачи. Он включает в себя последовательные, аналитические, дедуктивные и индуктивные рассуждения, решение головоломок и использование абстрактных принципов для решения конкретных задач.
Это способность концептуализировать логические отношения между действиями или символами (например, математики, ученые).
5. Лингвистический: Способность анализировать информацию и создавать продукты с использованием устного и письменного языка, такие как речи, книги и записки. Это использование слов, метафор, аналогий для выражения своих мыслей и чувств. Это чувствительность к значению слов, порядку между словами, звучанию, ритму, наклонению и метру слов (например, поэт). (Иногда это называют языковым интеллектом).
6. Межличностный: Способность распознавать и понимать настроение, желания, мотивы и намерения других людей.
Он включает в себя чувствительность к социальным ситуациям, эмпатию, умение читать других людей, умение смотреть на вещи с точки зрения перспективы. Это также чувствительность к настроениям, чувствам, темпераменту и мотивам других людей (например, переговорщик). Способность эффективно взаимодействовать с другими людьми. (Иногда называют социальным интеллектом).
7. Внутриличностный: Способность распознавать и понимать собственные настроения, желания, мотивы и намерения, самоанализ, обучение на собственном опыте, эмоциональная саморегуляция (например, самоуспокоение, самоконтроль, самокритика).
Чувствительность к собственным чувствам, целям и тревогам, а также способность планировать и действовать с учетом собственных особенностей. Внутриличностный интеллект не относится к конкретным профессиям; скорее, это цель для каждого человека в сложном современном обществе, где приходится самостоятельно принимать решения.
Говард Гарднер определил первые семь интеллектов в книге Frames of Mind (1983).
В книге Intelligence Reframed (1999) он вводит два новых интеллекта – натуралистический и экзистенциальный. Он также пишет о возможном десятом интеллекте – моральном, который станет одним из наиболее ценимых интеллектов века.
8. Натуралистический. Способность идентифицировать и различать различные виды растений, животных и погодных образований, которые встречаются в мире природы. (Иногда называется природным интеллектом).
9. Экзистенциальный интеллект: Когнитивная способность поднимать и обдумывать “большие вопросы” – вопросы о смысле жизни, о любви, о зле, о жизни и смерти – по сути, о природе и качестве существования. В 2020 году он написал в своем блоге статью, в которой сообщил, что не уверен в наличии мозговой или неврологической основы для этой способности (один из критериев, предложенных им для независимого интеллекта); но после некоторого периода размышлений он убедился в существовании 9-го или “экзистенциального интеллекта”. Он отмечает: “Размышляя о своих собственных увлечениях, я нахожу доказательства этой тенденции”.
Также позже Гарднер писал, что есть еще один кандидат интеллекта: это “педагогический“, который отвечает за способность учить и воспитывать.
Кроме того, Г. Гарднер и его коллеги рассмотрели и оценили другие кандидатные интеллекты, такие как духовный интеллект, интеллект внимания, интеллект поглощения, художественный интеллект, интеллект юмора и моральный интеллект, но не считают, что они соответствуют его первоначальным критериям включения. Таким образом, было отмечено, что некоторые из предложенных интеллектов на самом деле являются общими способностями, которые не оперируют конкретным содержанием (H. Gardner et al, 2011).

Теоретические основания 
Г. Гарднер отмечает: “Интеллект – это биопсихологический потенциал для обработки информации, который может быть активирован в культурной среде для решения проблем или создания продуктов, представляющих ценность в данной культуре” (Гарднер, 1999).
1. Теория MI утверждает, что люди, демонстрирующие определенные способности в одном интеллекте, не обязательно продемонстрируют сопоставимые способности в другом интеллекте. У каждого человека свой уникальный набор интеллектов.
2. Эти интеллекты расположены в разных областях мозга и могут работать как независимо, так и совместно.
3. Теория MI рассматривает интеллект как сочетание наследственных потенциалов и навыков, которые могут быть развиты различными способами через соответствующий опыт. Мы можем улучшить образование, обращаясь к множественным интеллектам наших студентов.
4. Вполне вероятно, что музыкальный интеллект включает в себя несколько субинтеллектов, связанных с различными аспектами музыки, такими как ритм, гармония, мелодия и тембр. Аналогичное утверждение можно сделать и в отношении каждого из других интеллектов.

Теория множественного интеллекта была принята в первую очередь педагогами, но не психологами. “Я был чем-то вроде быка в посудной лавке, когда выходил со своей теорией”, – писал Гарднер. Когнитивные психологи, такие как Л. Уотерхаус (2006), утверждали, что не существует эмпирических доказательств обоснованности теории множественных интеллектов. Д. Т. Уиллингем (2004) утверждал, что теория интеллекта, не включающая g, не согласуется с существующими психометрическими данными.
Гарднер, отвечая на критику своей концепции, отметил, что его теория полностью основана на эмпирических , а не на экспериментальных данных, поскольку он не считает, что экспериментальные данные сами по себе могут привести к теоретическому синтезу. Он утверждал, что каждый человек обладает уникальным сочетанием этих интеллектов, которые могут варьироваться по силе и развитию.
К.Б. Ширер (2020) рассмотрел данные исследований функциональной нейровизуализации, которые связывают паттерны активации мозга с когнитивными компонентами каждого интеллекта. Эти результаты показывают, что каждый человек обладает уникальными и согласованными латентными нейронными потенциалами для обработки информации, соответствующей нескольким интеллектам.
Так, визуальная сеть была связана с визуально-пространственным интеллектом, сомато-моторная мозжечковая – с кинестетическим интеллектом, слуховые сети – с музыкальным интеллектом, языковая сеть – с лингвистическим интеллектом, фронто-париетальный исполнительный контроль – с логико-математическим интеллектом, а сети режима по умолчанию (исполнительный контроль и вентральное внимание) – с интра- и межличностным интеллектом.

Теория творчества

1. Определение Креативности. Гарднер указывал, что творчество возникает, когда кто-то производит что-то новое, что сначала кажется странным, но становится общепринятым для людей, которые об этом знают. Решающий критерий творческой деятельности заключается в том, изменится ли область, с которой связано изобретение или творческий продукт.
Творчество отличается от интеллекта. Так, творческие люди мыслят разносторонне. Интеллектуальные люди мыслят более узко и могут выбрать правильный путь. (Гарднер, 2011).
2. Реляционная, контекстуальная и культурная перспективы креативности: Гарднер подчеркивает, что на креативность оказывают глубокое влияние социальные, культурные и экологические факторы, а не только индивидуальные черты. Он утверждает, что творческое самовыражение возникает в результате взаимодействия между людьми и их социокультурным контекстом. Эта точка зрения подчеркивает важность благоприятной среды, способствующей экспериментам, сотрудничеству и разнообразным взглядам на вещи. Гарднер особо подчеркивает значение культурного контекста в формировании творческого самовыражения и инноваций. Он признает, что определения творчества и стандарты творческого мастерства варьируются в разных культурах, отражая уникальные ценности, убеждения и социально-исторический контекст.
3. Этические и моральные аспекты творчества: В отличие от многих других теорий творчества, Гарднер делает акцент на этических и моральных аспектах творчества, подчеркивая ответственность творческих личностей и сообществ за этические последствия своей работы. Этот целостный подход объединяет этические размышления с художественными, научными и технологическими инновациями. Он подчеркивает моральные и социальные последствия появления новых технологий и их влияние на развитие и благополучие человека. Кроме того, он исследует связь между личными ценностями и производством образцовой работы.
4. Творческое сотрудничество и междисциплинарные исследования:
Гарднер подчеркивает важность междисциплинарных исследований, продуктивного диалога и сотрудничества между учеными, практиками и творческими профессионалами. Он утверждает, что творческие прорывы часто возникают на пересечении различных дисциплин, где сходятся разные точки зрения и взгляды. По его мнению, целостная теория творчества должна включать в себя различные области и охватывать художественные поиски, науку, бизнес и решение повседневных проблем.
5. Интегративный подход к оценке творческих способностей: Его работы бросают вызов традиционным тестам IQ и стандартизированному тестированию, поскольку они не могут охватить весь спектр когнитивных способностей человека. Он выступает за целостную и интегративную систему оценки креативности, выходя за рамки количественных показателей и используя многогранные методы.
К ним относятся качественные оценки, такие как портфолио, нарративные оценки и задания, основанные на результатах деятельности, которые отражают разнообразные проявления креативности в различных областях и контекстах. Подход Гарднера делает акцент на динамике процесса, личном понимании и социокультурном влиянии, способствуя развитию стилей обучения и решения проблем путем оценки множественных интеллектов.
6. Развитие креативности: Его концепция предполагает, что творчество проходит различные стадии развития: первоначальное генерирование идей, совершенствование и окончательное признание. Творчество развивается на протяжении всей жизни, причем на разных этапах происходят динамические трансформации.
Гарднер подчеркивает роль образования и опыта в формировании творческого потенциала, выступая за образовательные практики, способствующие развитию креативности на разных этапах. Он отмечает важность предоставления возможностей для исследований, игры и открытий с раннего детства до зрелого возраста для культивирования и поддержания творческого потенциала.
7. Творчество и образование:
Теория множественного интеллекта оказала значительное влияние на образование, подчеркнув различные когнитивные способности учащихся. Это привело к появлению более персонализированных подходов к образованию и оценок, основанных на результатах. Теория Гарднера пропагандирует использование разнообразных методов обучения, поощряя признание и развитие различных талантов учащихся.
Он утверждает, что понимание множественного интеллекта способствует инклюзивному и персонализированному образованию, признавая и ценя уникальные сильные стороны и способности всех учеников. Учителя должны представлять тему с разных точек входа, каждая из которых задействует в первую очередь один интеллект.
Так, Гарднер отмечал: “Возможно, список легче запомнить, если его пропеть (или станцевать под него)”. Однако эти способы использования “материалов” интеллекта, по сути, тривиальны. Что не является тривиальным, так это способность мыслить музыкально”.
Кроме того, он предупреждает об опасности создания среды, которая способствует развитию творческих способностей без достаточного развития навыков. Также опасна среда, которая способствует развитию навыков, не предоставляя достаточно возможностей для развития креативности (Gardner, 1989).
7. 1. Акцент на творчестве и искусстве: Особо ценимые Гарднером музыка и искусство повлияли на его взгляды на интеллект и творчество. Он утверждал, что традиционное образование часто недооценивает творческие и художественные способности, и выступал за их более активное включение в учебную программу. Его работа в Project Zero была сосредоточена на развитии художественного мышления детей.
7.2. Акцент на сильных сторонах личности: Теория Гарднера обеспечивает основу для признания и понимания индивидуальных сильных сторон и предпочтений. Этот подход помогает педагогам и психологам лучше поддерживать и развивать уникальные способности каждого человека Одним из ключевых вкладов теории является ее акцент на признании и развитии сильных сторон личности. Признавая, что люди обладают различными видами интеллекта, Гарднер способствовал созданию более инклюзивного и благоприятного подхода к образованию и личностному развитию, позволяя людям преуспевать в тех областях, в которых они одарены от природы.
8. Теория творческой личности и биографические исследования выдающихся творцов: В своей работе Creating Minds (1993) Говард Гарднер сосредоточился на исследовании известных творческих личностей и отверг модель “одинокого гения”. Гарднер писал, что эта работа ему нравится больше всего: “Это именно та книга, при работе над которой я получил наибольшее удовольствие”.
Вместо того чтобы изучать креативность абстрактно, Гарднер исследовал жизнь и работу конкретных людей, которых он считал образцами креативности в различных сферах. Анализируя взаимодействие между этими людьми, их областями знаний и суждениями в соответствующих областях, он разработал более контекстуализированное понимание креативности.
Среди этих людей были Т. С. Элиот (лингвистический интеллект), Зигмунд Фрейд (внутриличностный), Пабло Пикассо (пространственный), Альберт Эйнштейн (логико-математический), Игорь Стравинский (музыкальный), Махатма Ганди (межличностный) и Марта Грэм (телесно-кинестетический).
Исследование Говарда, описанное в этой книге, было посвящено творческой личности как основной единице анализа, а “творческая личность” определялась как “человек, который регулярно решает проблемы, создает продукты или определяет новые вопросы в какой-либо области таким образом, который изначально считается новым, но в конечном итоге становится общепринятой практикой в определенной культурной среде”.
Гарднер заметил некоторые сходства в их личностях и в том, как они вели свою жизнь.
Они склонны отвергать стандартные методы и стремятся попробовать что-то новое, они хорошо знают свою область. Творческие люди также склонны к риску, их нелегко покорить. Творческая среда обычно способствует получению многих преимуществ. Эти исследования позволили понять когнитивную, эмоциональную и социальную динамику, лежащую в основе творческих достижений.

Гарднер также провел исследование способностей к использованию символов у детей и взрослых с повреждениями мозга.
Он сосредоточился на природе и развитии способностей в искусстве и их связи с интеллектом.

Награды и премии: Говард Гарднер получил множество наград и премий за свой вклад в психологию и образование, среди которых.
1. Стипендия Макартура (1981),
2. Премия Грэмейера в области образования Университета Луисвилля (1990).
3. Премия “Золотая пластина” Американской академии достижений (1999).
4. Премия принца Астурийского в области социальных наук (2011),
5. Международная премия Брока в области образования (2015).
Награда “За выдающийся вклад в исследования в области образования” Американской ассоциации исследований в области образования (2020).

Он также является членом Американской академии искусств и наук, Американского философского общества, Национальной академии образования и Американской академии политических и социальных наук.
Он получил почетные степени в 31 колледже и университете по всему миру, включая учебные заведения в Болгарии, Канаде, Чили, Китае, Греции, Гонконге, Ирландии, Израиле, Италии, Южной Корее и Испании.

Основные работы:
На протяжении всей своей карьеры Гарднер является автором многочисленных книг и статей, в которых исследует самые разные темы – от интеллекта и креативности до образования и лидерства.
Он является автором или соавтором более 30 книг и около 500 научных статей. Гарднер написал сотни научных статей и более тридцати книг, которые были переведены более чем на тридцать языков.
Books and Monographs
1. Gardner, H. (1973). The quest for mind: Jean Piaget, Claude Levi-Strauss, and the structuralist movement. New York, NY: Knopf
2. Gardner, H. (1973). The arts and human development. New York, NY: Wiley.
3. Gardner, H. (1975). The shattered mind. New York, NY: Knopf. Main Selection, Psychology Today Book Club,
4. Gardner, H. (1979). Developmental Psychology: An introduction. Boston, MA: Little Brown, International Edition. Second Edition, 1982.
5. Gardner, H. (1980). Artful scribbles: The significance of children’s drawings. New York, NY: Basic Books. Behavioral Sciences book service selection. English Edition: Jill Norman
6. Gardner, H. (1982). Art, mind, and brain: A cognitive approach to creativity. New York, NY: Basic Books.
7. 7. Gardner, H. (1983). Frames of mind: The theory of multiple intelligences. New York, NY: Basic Books.
8. 8. Gardner, H. (1985). The mind’s new science A history of the cognitive revolution. New York, NY: Basic Books.
9. 9. Gardner, H. (1988). Creativity: An interdisciplinary perspective. Creativity Research Journal, 1, 8-26.
10. Gardner, H. (1988). Creative lives and creative works: A synthetic
scientific approach. In R. J. Sternberg (Ed.), The nature of creativity. New
York: Cambridge University Press.
11. Gardner, H. (1989). To open minds: Chinese clues to the dilemma of contemporary education. New York, NY: Basic Books.
12. Gardner, H. (1990). Art education and human development. Los Angeles, CA: The Getty Center for Education in the Arts. Translated into Italian, Japanese, and Spanish.
13. Gardner, H. (1991). The unschooled mind: How children think and how schools should teach. New York, NY: Basic Books.
14. Gardner, H. (1993). Multiple intelligences: The theory in practice. New York, NY: Basic Books.
15. Gardner, H. (1993). Creating minds: An anatomy of creativity seen through the lives of Freud, Einstein, Picasso, Stravinsky, Eliot, Graham, and Gandhi. New York, NY: Basic Books.
16. Gardner, H., with the collaboration of Laskin, E. (1995). Leading minds: An anatomy of leadership. New York, NY: Basic Books. British Edition: HarperCollins, 1996.
17. Gardner, H. (1997). Extraordinary minds: Portraits of exceptional individuals and an examination of our extraordinariness. New York, NY: Basic Books.
18. Gardner, H. (1999). The disciplined mind: What all students should understand. New York, NY: Simon and Schuster. Excerpted in The Futurist, 34, (2), 30–32
19. Gardner, H. (1999). Intelligence reframed: Multiple intelligences for the 21st Century. New York, NY: Basic Books.
20. Gardner, H. (2004) Changing minds: The art and science of changing our own and other people’s minds. Boston, MA: Harvard Business School Press.
21. Gardner, H. (2006). The development and education of the mind: The collected works of Howard Gardner. London, UK: Routledge. Translated into Italian, Spanish.
22. Gardner, H. (2006). Multiple intelligences: New horizons. New York, NY: Basic Books.
23. Gardner, H. (2007). Five minds for the future. Boston, MA: Harvard Business School Press.
24. Gardner, H. (2011). Truth, beauty, and goodness reframed: Educating for the virtues in the 21st century. New York, NY: Basic Books.
25. Gardner, H. (2011). Truth, beauty, and goodness reframed: Educating for the virtues in the era of truthiness and twitter. (Paperback edition, with new preface). New York, NY: Basic Books.
26. Davis, K., Christodoulou, J., Seider, S., & Gardner, H. (2011). The theory of multiple intelligences. In R.J. Sternberg & S.B. Kaufman (Eds.)
27. Gardner, H. (2019). Creativity and Creativities: The Challenges Ahead: In tribute to Teresa Amabile. Unpublished festschrift in honor of Teresa Amabile.
28. Gardner, H. and Fischman, W. (2019). Towards Quality Higher Education: Barriers and Enablers. In O. Zlatkin-Troitschanskaia, (Ed.).
29. Gardner, H. (2019). “Neuromyths”: A Critical Consideration. Mind, Brain, and Education, 14(1), 2-4.
30. Gardner, H. (2020). A synthesizing mind: An intellectual memoir. Cambridge, MA: MIT Press.
31. Gardner, H. (2020). Of Human Potential: A Forty Year Saga. Journal for the Education of the Gifted.

Карьера и личная жизнь:

Ранние годы:
Говард Гарднер родился 11 июля 1943 года в Скрэнтоне, штат Пенсильвания, в семье Ральфа Гарднера и Хильды (урожденной Вайльхаймер) Гарднер, немецких еврейских иммигрантов, бежавших из нацистской Германии незадолго до начала Второй мировой войны. Семья прибыла в Нью-Йорк буквально с пятью долларами в кармане в “Хрустальную ночь”, “Ночь разбитых стекол”, когда многие их родственники были ранены или убиты.
Он рос в интеллектуально насыщенной среде, а его родители с ранних лет прививали ему любопытство и любовь к учебе. “Мне повезло, что мои родители были примером глубоко нравственных людей, – писал Гарднер. У него было желание учиться, и он очень преуспел в школе. Будучи начитанным и пишущим человеком, он выпускал газету, когда учился во втором классе.
Он был прилежным ребенком и с удовольствием играл на фортепиано.

Образование:
Гарднера с ранних лет привлекал научные исследования. Он отмечал: “В первую же неделю учебы в Гарварде я стоял на ступеньках библиотеки Уиденера и чувствовал, что весь мир открыт для меня”.
Он решил, что станет специалистом по истории. Он посещал исторические курсы на первом курсе.
В 1965 году он получил степень бакалавра искусств в области социальных отношений в Гарвардском колледже.
Один год он провел в Лондонской школе экономики (1965-1966); читал курсы по философии и социологии. Он писал: “Случайно я познакомился с Джеромом Брунером, известным и харизматичным психологом. Я заинтересовался когнитивной психологией. Брунер также познакомил меня с моей будущей женой, Джуди Кригер, которая поступала в аспирантуру как психолог. В наш медовый месяц в июне 1966 года мы отправились в Женеву, чтобы встретиться со швейцарским психологом Жаном Пиаже”.
В 1971 году он получил степень доктора философии по психологии развития в Гарвардском университете под руководством знаменитого психолога Эрика Эриксона.
Гарвардская медицинская школа и Исследовательский центр афазии Бостонского университета, 1971-1972 годы; постдокторский научный сотрудник

Основные моменты карьеры:

С 1958 по 1969 год он работал преподавателем фортепиано, а в 1969 году – учителем начальной школы в Ньютоне, штат Массачусетс, преподавал в “открытом классе” для пятидесяти 5-7-летних детей.
После защиты докторской диссертации Гарднер начал выдающуюся академическую карьеру.
В 1967 году профессор Нельсон Гудман основал в Гарвардской высшей школе образования образовательную программу под названием “Проект ноль”, которая начиналась с обучения искусству, а сейчас охватывает широкий спектр гуманитарных и научных дисциплин.
Говард Гарднер и Дэвид Перкинс были научными ассистентами основателя программы в 1967 году, а затем совместно руководили Гарвардским проектом “Ноль” с 1972 по 2000 год.
После окончания докторантуры в Гарвардском университете в 1971 году Гарднер начал свой научный путь, характеризующийся новаторскими исследованиями и инновационными теориями.
Получив докторскую степень по психологии развития, он получил постдокторскую стипендию для работы в Бостонском госпитале администрации ветеранов. “…Почти случайно утром я работал в госпитале с пациентами с повреждениями мозга, а после обеда проводил исследования с детьми в Project Zero. Это был действительно преобразующий опыт”. Это был материал для книги “Frames of Mind: Теория множественного интеллекта”, которая вышла в 1983 году.
Он работал научным сотрудником по неврологии в Медицинской школе Бостонского университета (1972-1975) и лектором по образованию (1974-1986) и старшим научным сотрудником (1977-1986) в Гарвардской высшей школе образования.
В конце 1970-х – начале 1980-х годов Говард Гарднер разработал свою Теорию множественного интеллекта и впервые опубликовал ее в 1983 году.
На протяжении 1980-х и 1990-х годов его исследования получили широкое признание благодаря его преобразующему пониманию человеческого познания и обучения.
В 1986 году он стал преподавателем Гарвардской высшей школы образования, где занял должность профессора образования.
В 1998 году он занял престижную должность профессора Джона Х. и Элизабет А. Хоббс, а в 2019 году – профессора-исследователя в области познания и образования в Гарвардской высшей школе образования.
С 1996 года в сотрудничестве с Уильямом Дэймоном, Михайи Чиксентмихайи и рядом других коллег Гарднер руководит исследованиями в рамках проекта The Good Project – инициативы, направленной на продвижение совершенства, этики и вовлеченности в образование, профессиональную практику и гражданскую позицию. В рамках этого проекта Гарднер и его коллеги изучали этические аспекты творчества, подчеркивая важность этической рефлексии и социальной ответственности в творческих начинаниях.

В 2000 году Гарднер, Курт Фишер и их коллеги из Гарвардской высшей школы образования основали магистерскую программу “Разум, мозг и образование” в Гарварде. Эта программа считалась первой в своем роде во всем мире.

В 2009 году он стал одним из основателей Института лидерства и руководства в образовании при Гарвардской высшей школе образования. Миссия института заключается в воспитании этичного и эффективного лидерства в образовательной среде с акцентом на развитие творчества, сотрудничества и социальных изменений.

С 2012 года Гарднер вместе с Венди Фишман и несколькими другими коллегами руководит масштабным исследованием высшего образования в США.
В марте 2022 года издательство MIT Press опубликовало книгу Венди Фишман и Говарда Гарднера “Реальный мир колледжа: Что такое высшее образование и каким оно может быть”.
Он также был адъюнкт-профессором неврологии в Медицинской школе Бостонского университета (1987-2005) и более 20 лет работал в Бостонском госпитале ветеранов.
Гарднер оставил преподавательскую деятельность в 2019 году. В июне 2023 года он также вышел на пенсию в качестве члена комитета Project Zero и теперь является старшим директором.

Он продолжает заниматься исследованиями и писать, в том числе в нескольких блогах. В 2020 году Гарднер опубликовал свои интеллектуальные мемуары “Синтезирующий разум”, в которых рассказывает о своем интеллектуальном пути и развитии своих идей.

Личная жизнь:

Говард Гарднер женат на Эллен Виннер, почетном профессоре психологии Бостонского колледжа, выдающемся психологе, известном своими работами в области эстетики и творчества. Она сотрудничала с проектом “Ноль”, а с 1995 по 96 год занимала пост президента отделения креативности и искусства Американской психологической ассоциации.
Я должен упомянуть, что моим учителем в области одаренности и продижительности – и многого другого! – это моя вторая жена Эллен Виннер, с которой я познакомился в “Проекте Зеро”. Мы полюбили друг друга, поженились в 1982 году, а в 1985 году родился наш сын Бенджамин”.
У Гарднера также есть трое детей от предыдущего брака: Керит (1969), Джей (1971) и Эндрю (1976); и пять внуков: Оскар (2005), Агнес (2011), Оливия (2015), Фэй Маргерит (2016) и Август Пьер (2019).

Личность:
Говард Гарднер талантливый исследователь, писатель, учитель и организатор. По свидетельству его офисного ассистента Кирстен Адам, Говард в любой момент времени работает над новой книгой или двумя и, вероятно, дюжиной или около того статей. Он управляет своими многочисленными исследовательскими инициативами, проводит множество встреч и всегда старается помочь тем, кто к нему обращается.
кто к нему обращается. В среднем Говард ежемесячно отправляет и получает около 2500-3000 электронных писем от студентов, исследователей, родителей, всегда старается посещать общественные мероприятия и активно участвует в работе ряда советов и исследовательских сетей.
Даже несмотря на все требованиями к его времени, Говард всегда старается помочь тем кто к нему обращается. Его коллега и выдающийся исследователь творчества Тереза Амабайл писала:
“Его энергия и стремление к совершенству, вовлеченности и этике заразительны. Он настоящий профессионал и воплощение GoodWork». Он убедил меня в том, что мы, ученые, несем ответственность за то, чтобы донести наши идеи и рекомендации до других ученых и практиков, которые могут их использовать”.

Изюминка:
Гарднер описывал себя как “непослушного ребенка, который получал огромное удовольствие от игры на фортепиано”. Он на всю жизнь сохранил страсть к музыке, которая повлияла на его представление о когнитивных способностях человека.
На начало 2024 года Гарднер был самым цитируемым ученым в области образования в США.
Гарднер стал первым американцем, получившим премию Грэмейера в области образования в Университете Луисвилля.

Он неоднократно отмечал, что успех его книги отчасти зависит от этого нового ярлыка: “Я совершенно уверен, что если бы я написал книгу под названием “Семь талантов”, она не получила бы того внимания, которое получила “Рамки разума””. Под этим Гарднер подразумевает, что у разума есть множество возможностей для обработки информации.

Ссылки:

Multiple Intelligences Theory, multipleintelligence,   aquila.usm.edu, academic.sun.ac.za