Ибн Хальдун
Абу-Заид Абд аль-Рахман ибн Мухаммад ибн Хальдун
(27 мая 1332, Тунис -19 марта 1406, Каир, Египет)
Гражданство: Тунис
Категория: Учёные
Род деятельности: Философы, Историки, Социологи, Политики
Уникальное отличие: Отец истории культуры, историографии, философии истории, демографии и социологии. Полимат.
Пол: Мужской
(27 мая 1332, Тунис -19 марта 1406, Каир, Египет)
Гражданство: Тунис
Категория: Учёные
Род деятельности: Философы, Историки, Социологи, Политики
Уникальное отличие: Отец истории культуры, историографии, философии истории, демографии и социологии. Полимат.
Пол: Мужской
Цитаты:
1. Те, кто нарушают права собственности, творят несправедливость… Те, кто, овладевают чужой собственностью силой, творят несправедливость…Те, кто собирают несправедливые налоги, творят несправедливость…».
2. Они (т.е. государство) устанавливают подати на… въезд в города… Эти новые налоги постепенно все более увеличиваются из-за усиления склонности государства к роскоши и умножения нужд…
3. Есть вещи, знание которых не приносит пользы, а незнание их не приносит вреда.
4. …Нравы людей таковы, что меж ними царит несправедливость (зулм) и вражда: кому приглянулось имущество брата, тот уж тянет к нему руки, если только не сдержит его какой-нибудь усмиритель…
5. Насколько они благоденствуют и роскошествуют, настолько же приближаются к гибели, не говоря уже о [невозможности обрести] владение… Итак, разъяснено, что роскошь служит препятствием к владению. «Бог дарует Свое владение, кому пожелает».
6. Правящий класс, достигший полной монополии власти, с течением времени разрастается и увеличивает свои потребности, что снижает его способность адекватно реагировать на истощение общественных ресурсов, упадок хозяйственной активности, обнищание и деградацию населения, утрату могущества. В этих условиях попытки демонстрации мощи и благоденствия перед внешними соперниками и своим населением, подкуп приспешников могут отсрочить, но не могут предотвратить крах режима и смену власти.
1. Те, кто нарушают права собственности, творят несправедливость… Те, кто, овладевают чужой собственностью силой, творят несправедливость…Те, кто собирают несправедливые налоги, творят несправедливость…».
2. Они (т.е. государство) устанавливают подати на… въезд в города… Эти новые налоги постепенно все более увеличиваются из-за усиления склонности государства к роскоши и умножения нужд…
3. Есть вещи, знание которых не приносит пользы, а незнание их не приносит вреда.
4. …Нравы людей таковы, что меж ними царит несправедливость (зулм) и вражда: кому приглянулось имущество брата, тот уж тянет к нему руки, если только не сдержит его какой-нибудь усмиритель…
5. Насколько они благоденствуют и роскошествуют, настолько же приближаются к гибели, не говоря уже о [невозможности обрести] владение… Итак, разъяснено, что роскошь служит препятствием к владению. «Бог дарует Свое владение, кому пожелает».
6. Правящий класс, достигший полной монополии власти, с течением времени разрастается и увеличивает свои потребности, что снижает его способность адекватно реагировать на истощение общественных ресурсов, упадок хозяйственной активности, обнищание и деградацию населения, утрату могущества. В этих условиях попытки демонстрации мощи и благоденствия перед внешними соперниками и своим населением, подкуп приспешников могут отсрочить, но не могут предотвратить крах режима и смену власти.
Достижения и вклады:
Профессиональная, социальная позиция: Ибн Хальдун являлся арабским историком, исламским ученым, социологом, политическим деятелем.
Основной вклад (чем известен): По мнению многих исследователей, Ибн Хальдун является отцом истории культуры, историографии, философии истории, демографии, социологии и даже социальных наук в целом.
Основной вклад (чем известен): По мнению многих исследователей, Ибн Хальдун является отцом истории культуры, историографии, философии истории, демографии, социологии и даже социальных наук в целом.
Вклад в науку:
Ибн Хальдун был Северо – Африканский полимат, арабский историк, астроном, экономист, исламский ученый и богослов, хафиз, юрист, адвокат, математик, военный стратег, философ, социолог и государственный деятель.
Социальные науки: Он был предшественником ряда общественных научных дисциплин: истории культуры, историографии, философии истории, демографии и социологии.
По мнению многих ученых, Ибн Хальдун, является отцом и основателем этих дисциплин и даже социальных наук в целом. Он предвосхитил многие элементы гуманитарных наук, прежде чем они были открыты Западе.
Ибн Хальдун рассматривается большинством ученых как, возможно, наиболее выдающийся деятель в области социальных наук в период от Аристотеля до Макиавелли. Кроме этого считается одним из предшественников современной экономики.
История. Однако наибольшую известность он получил как величайший арабский историк, один из первых ученых разработавших нерелигиозную историографию.
Он является автором труда «Мукаддима» (Введение), в котором впервые проводится анализ истории с помощью политических и социальных паттернов. В связи с этим, Ибн Хальдун считается “отцом исторической науки и одним из основателей социологии.
В своей великой работе «Китаб аль-Ибар» (Всеобщая история), он попытался рассмотреть историю как науку. Он изучил характер общества и социальных изменений, предложил одно из первых рациональных объяснений философии истории и изложил основные принципы социологии и политической экономии.
В философии он упоминается главным образом как автор циклического взгляда на историю.
Так, по его мнению, важнейшим движущим фактором в истории, является постоянный конфликт между примитивными бедуинами и высокоразвитым городским обществом.
Ибн Хальдун определил данный феномен как центральный социальный конфликт “города” и “пустыни”.
В то же время получил известность его тезис о том, что завоеванные народы начинают во всем подражать победителю.
Он считал, что в течение примерно 120 лет общество проходит через цикл примитивизма, кочевого образа жизни и цивилизации, последний из которых ведет к затуханию старого и возникновению нового цикла.
Он заключил, что ход истории критически зависит от групповой солидарности, культуры и власти. По его мнению, социальная природа человека, побуждает его к организации совместных общин с целью выживания.
Ибн Халдун разработал новый научный метод общественных наук и, в частности, исторический метод, который заложил основу целенаправленных наблюдений за ролью государства, коммуникациями, пропагандой и основными историческими тенденциями.
В своем Magnum Opus «Мукаддима» он не только изложил первую общую теорию характера цивилизации и определил условия ее развития, но и раскрывал проблемы астрономии, астрологии и нумерологии.
В этой книге он, на научной основе, обсуждал основные проблемы химии, алхимии и магии. «Введение» Ибн Хальдуна является его главным наследием, которое он оставил для всего человечества и для будущих поколений.
Основные труды: «Мукаддима» (“Введение”) (1375-1377), “Китаб аль-бар” (“История мусульманской Африки, Северной)” (7 томов) (1377 – 1382), “Автобиография “(1394).
Социальные науки: Он был предшественником ряда общественных научных дисциплин: истории культуры, историографии, философии истории, демографии и социологии.
По мнению многих ученых, Ибн Хальдун, является отцом и основателем этих дисциплин и даже социальных наук в целом. Он предвосхитил многие элементы гуманитарных наук, прежде чем они были открыты Западе.
Ибн Хальдун рассматривается большинством ученых как, возможно, наиболее выдающийся деятель в области социальных наук в период от Аристотеля до Макиавелли. Кроме этого считается одним из предшественников современной экономики.
История. Однако наибольшую известность он получил как величайший арабский историк, один из первых ученых разработавших нерелигиозную историографию.
Он является автором труда «Мукаддима» (Введение), в котором впервые проводится анализ истории с помощью политических и социальных паттернов. В связи с этим, Ибн Хальдун считается “отцом исторической науки и одним из основателей социологии.
В своей великой работе «Китаб аль-Ибар» (Всеобщая история), он попытался рассмотреть историю как науку. Он изучил характер общества и социальных изменений, предложил одно из первых рациональных объяснений философии истории и изложил основные принципы социологии и политической экономии.
В философии он упоминается главным образом как автор циклического взгляда на историю.
Так, по его мнению, важнейшим движущим фактором в истории, является постоянный конфликт между примитивными бедуинами и высокоразвитым городским обществом.
Ибн Хальдун определил данный феномен как центральный социальный конфликт “города” и “пустыни”.
В то же время получил известность его тезис о том, что завоеванные народы начинают во всем подражать победителю.
Он считал, что в течение примерно 120 лет общество проходит через цикл примитивизма, кочевого образа жизни и цивилизации, последний из которых ведет к затуханию старого и возникновению нового цикла.
Он заключил, что ход истории критически зависит от групповой солидарности, культуры и власти. По его мнению, социальная природа человека, побуждает его к организации совместных общин с целью выживания.
Ибн Халдун разработал новый научный метод общественных наук и, в частности, исторический метод, который заложил основу целенаправленных наблюдений за ролью государства, коммуникациями, пропагандой и основными историческими тенденциями.
В своем Magnum Opus «Мукаддима» он не только изложил первую общую теорию характера цивилизации и определил условия ее развития, но и раскрывал проблемы астрономии, астрологии и нумерологии.
В этой книге он, на научной основе, обсуждал основные проблемы химии, алхимии и магии. «Введение» Ибн Хальдуна является его главным наследием, которое он оставил для всего человечества и для будущих поколений.
Основные труды: «Мукаддима» (“Введение”) (1375-1377), “Китаб аль-бар” (“История мусульманской Африки, Северной)” (7 томов) (1377 – 1382), “Автобиография “(1394).
Карьера и личная жизнь:
Происхождение: Ибн Хальдун родился 27 мая 1332 в Северной Африке на территории в современного Туниса. Его родители, по происхождению йеменские арабы, поселись в Испании, но после падения Севильи они переехали в Тунис
Образование: Он получил классическое исламское образование, изучал Коран, языки, право, логику, математику, философию.
Оказали влияние: Аль-Абилиб Аверроэс, Авиценна
Образование: Он получил классическое исламское образование, изучал Коран, языки, право, логику, математику, философию.
Оказали влияние: Аль-Абилиб Аверроэс, Авиценна
Основные этапы творчества:
В возрасте 20 лет, он начал свою политическую карьеру в канцелярии тунисского правителя Ибн Тафракина. После этого служил Султан Абу Енана в Фесе. Подозреваемый в заговоре против правителя, в 1357 году он был заключен султаном на 22 месяца в тюрьму. После этого придворные интриги заставили его 1362 году выехать в Испанию.
Ибн Хальдун был с почестями принят при дворе Султана Мухаммеда V. В 1364 султан послал его послом в Севилью к мавританскому правителю Гранады Педро I Кастильскому Жестокому, который относился к нему с большим уважением и щедростью.
После ухода из политики в 1375 году, Ибн Хальдун написал свой шедевр «Мукаддима». В 1379 он вновь вернулся в Тунис.
Под покровительством правителя Аббула Аббаса он написал историю Магриба. Его влияние на правителя и популярность среди учеников вновь послужили причиной придворных интриг, и в 1382 году он был вынужден переехать в Египет.
В 1382 он отправился в Каир, где, под покровительством султанов Барука и Фараджа он провел свои последние 24 года. Он был назначен профессором права и религиозного судьи (кады). Большая часть его времени в Каире была посвящена преподаванию и исследованиям.
В 1400 году он сопровождал египтян в их кампании против Тимура (Тамерлана) и после победы Тимура, он был отправлен организовать капитуляцию Дамаска.
Ибн Хальдун провел около двух месяцев в компании Тимура, который относился к нему с большим уважением. Его разговоры с завоевателем мира велись главным образом, вокруг политических условий в Египте и в странах Магриба, о героях в истории и о предсказания грядущих событий.
Ибн Хальдун был с почестями принят при дворе Султана Мухаммеда V. В 1364 султан послал его послом в Севилью к мавританскому правителю Гранады Педро I Кастильскому Жестокому, который относился к нему с большим уважением и щедростью.
После ухода из политики в 1375 году, Ибн Хальдун написал свой шедевр «Мукаддима». В 1379 он вновь вернулся в Тунис.
Под покровительством правителя Аббула Аббаса он написал историю Магриба. Его влияние на правителя и популярность среди учеников вновь послужили причиной придворных интриг, и в 1382 году он был вынужден переехать в Египет.
В 1382 он отправился в Каир, где, под покровительством султанов Барука и Фараджа он провел свои последние 24 года. Он был назначен профессором права и религиозного судьи (кады). Большая часть его времени в Каире была посвящена преподаванию и исследованиям.
В 1400 году он сопровождал египтян в их кампании против Тимура (Тамерлана) и после победы Тимура, он был отправлен организовать капитуляцию Дамаска.
Ибн Хальдун провел около двух месяцев в компании Тимура, который относился к нему с большим уважением. Его разговоры с завоевателем мира велись главным образом, вокруг политических условий в Египте и в странах Магриба, о героях в истории и о предсказания грядущих событий.
Основные этапы личной жизни:
Так как родители Ибн Хальдуна вначале жили в Испании, он всегда чувствовал свою причастность культурным традициям мусульманской Испании.
Ибн Хальдун вырос в Тунисе, где и получил классическое исламское образование. Ибн Хальдун изучал Коран, который он знал наизусть, грамматику, язык, право, логику, математику, философию, естественные науки, культурные традиции и поэзию.
Среди его учителей, самое сильное влияние на него оказал аль-Абили, который в 1347 году приехал в Тунис и обучил его философии.
В возрасте 17 лет, Ибн Хальдун, во время поразившей Тунис эпидемии чумы, потерял обоих родителей.
По некоторым свидетельствам он был женат и имел детей. Его жена и дети трагически погибли во время морского путешествия.
Ибн Халдун скончался 17 марта 1406.
Суфист по убеждением, он был похоронен на суфистском кладбище недалеко от Каира.
Изюминка: Жизнь Ибн Хальдуна относительно хорошо документирована, так как он оставил свою автобиографию, в которой приводились многочисленные документы, касающиеся его жизни. Тем не менее, автобиография мало говорит о его личной жизни и столь же мало о его семье.
Имя Ибн Хальдуна впервые стало известным в западных стран в 1697 году, когда была опубликована его биография. Его работы, в переводе Сильвестра де Саси, стали известны в Европе в 1806 году.
Ибн Хальдун вырос в Тунисе, где и получил классическое исламское образование. Ибн Хальдун изучал Коран, который он знал наизусть, грамматику, язык, право, логику, математику, философию, естественные науки, культурные традиции и поэзию.
Среди его учителей, самое сильное влияние на него оказал аль-Абили, который в 1347 году приехал в Тунис и обучил его философии.
В возрасте 17 лет, Ибн Хальдун, во время поразившей Тунис эпидемии чумы, потерял обоих родителей.
По некоторым свидетельствам он был женат и имел детей. Его жена и дети трагически погибли во время морского путешествия.
Ибн Халдун скончался 17 марта 1406.
Суфист по убеждением, он был похоронен на суфистском кладбище недалеко от Каира.
Изюминка: Жизнь Ибн Хальдуна относительно хорошо документирована, так как он оставил свою автобиографию, в которой приводились многочисленные документы, касающиеся его жизни. Тем не менее, автобиография мало говорит о его личной жизни и столь же мало о его семье.
Имя Ибн Хальдуна впервые стало известным в западных стран в 1697 году, когда была опубликована его биография. Его работы, в переводе Сильвестра де Саси, стали известны в Европе в 1806 году.
Ссылки: