- Статьи по психологии творчества
- Механизмы творческого диалога с миром
- Творческое управление и управление творчеством в новейшей креатологической формации
- Квинтологический подход к построению единой теории творчества
- Смыслотворчество в структуре процессов смысловой динамики
- Личностные механизмы смыслотворчества
- Основные принципы творческого опережающего образования
- Психологические особенности становления и развития творческого стиля управленческой деятельности
- Основные механизмы и приемы творческого делового общения
- Диалог как универсальная категория творчества
- Творческий подход к управлению безопасностью
- Методы активизации творчества и творческого решения управленческих проблем
- Формирование творческого видения личности как универсальный метод активизации творчества
- Творческое отношение к конфликтам и основные приемы их разрешения
- Мозговой штурм и его разновидности
- Механизмы и приемы творческого освоения времени
- Социально-психологические механизмы творческого взаимодействия с миром
- Генетический подход к природе гениальности
- Защитные механизмы и творчество
- Индивидуально-психологические особенности и способности творческой личности
- Творчество в структуре современной научной картины мира
- Формирование креатогенного общества
- Остроумие, творчество и духовность
- Методы активизации творческих способностей детей дошкольного возраста
Индивидуально-психологические особенности и способности творческой личности
С. Л. Марков
Аннотация. Предлагается вариант целостной, многокомпонентной системы творческих способностей личности. В основание классификации положена исходная матрица творчества, которая представляет собой диалектическую систему универсальных механизмов творчества.
Индивидуально-психологические особенности и свойства личности могут быть рассмотрены как внутриличностные структурные детерминанты творческой активности. Среди этих свойств, в зависимости от степени личностной регуляции и степени насыщенности их социокультурными ценностями, можно выделить: первичные черты темперамента, способности, а также черты характера и личности.
Понимание темперамента как совокупности наследственно обусловленной анатомо-физиологической, сенсомоторной и нейродинамической организации индивида очень близко по смыслу к понятию способностей. По мнению Дж. Гилфорда (1934), Л. Терстона (1951), Я. Стреляу (1982), одно и то же свойство может одновременно выступать и как черта темперамента, и как способность. В свою очередь, Н. И. Рейнвальд (1987) рассматривает темперамент, способности и характер не как отдельные свойства, а как синтетические характеристики структуры личности, выражающие ее различные аспекты. При этом темперамент отображает уровень интенсивности деятельности, способности характеризуют возможности личности по отношению к этой деятельности, а характер выражает обобщенные, фиксированные формы поведения.
По мнению С. Л. Рубинштейна (1946) и Б. Г. Ананьева (1969), свойства личности образуются в результате обобщения, систематизации и закрепления психических процессов. В связи с этим Н. И. Рейнвальд (1987) отмечает, что существование такой модели генезиса соответствует традиционному делению свойств личности на три основные группы – интеллектуальные, эмоциональные и волевые.
Вместе с тем формирование устойчивых свойств личности любого уровня обобщения и сложности происходит в процессе целостных актов ее взаимодействия с миром под влиянием трех взаимосвязанных факторов:
1. Актуализации генетически обусловленных нейрофизиологических и сенсомоторных структур, которые непосредственно связаны со специальными способностями и первичными чертами темперамента.
2. Воздействий внешней среды, содержащих и целенаправленные педагогические действия.
3. Проявлений осознанной внутренней позиции личности, произвольных актов реализации ее отношений к объекту, к себе и к самой деятельности.
В отличие от специальных, творческие способности в большей мере определяются двумя последними факторами, а именно: условиями творческой деятельности субъекта и его активно-творческой внутренней позицией. В процессе формирования и развития личности ее взаимодействие с миром все более усложняется, обогащается и наполняется элементами творчества, а сами свойства приобретают высший, качественно – своеобразный характер.
В современной литературе осуществлены многочисленные попытки классификаций и упорядочивания разнообразных творческих способностей. В то же время во многих случаях предложенные системы творческих способностей не отличаются полнотой и иерархичностью организации. Кроме этого, в различных классификациях способности часто перемешиваются с чертами личности и даже с творческими стратегиями, методами и приемами.
Среди систем, в которых выдержана “чистота” и качественное своеобразие творческих способностей, можно выделить классификации Дж. Гилфорда (1967, 1983), S. Coleman (1960); Х. Гарднера (1993); А.Н. Лука (1978); В.В. Рыбалко (1993,1996).
Дж. Гилфорд (1967) рассматривал творческие способности как характеристики дивергентного мышления, сущностными признаками которого выступают: оригинальность, способность к переформулированию, адаптивная гибкость, спонтанная гибкость, ассоциативная беглость, вербальная беглость, беглость идей, способность к доработке, способность к оценке.
Заслуживает внимания также классификация творческих способностей, предложенная S. Coleman (1960). Автор выделяет такие свойства, как открытость новому опыту, терпимость к конфликту и двусмысленности, отсутствие ригидности мышления, отсутствие убеждения в обладании ответов на все вопросы.
Особый интерес вызывает классификация Х. Гарднера (1993), в основу которой положена многоуровневая структура интеллекта. По мнению автора, в основе многофакторного интеллекта лежат семь независимых систем, функционирующих по своим собственным правилам. Так обобщенный интеллект предстает в виде 7 частных интеллектов, прямо связанных с различными видами творческой активности:
1. Лингвистический интеллект понимается как способность использовать язык для создания, переработки и передачи информации.
2. Музыкальный – как способность создавать, исполнять музыкальные произведения и получать от этого удовольствие.
3. Математический – как способность манипулировать символами и знаками.
4. Пространственный – как способность представлять и манипулировать в уме объектами, создавать пространственные композиции.
5. Телесно-кинестетический интеллект – как способность формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, ручном труде.
6. Интраличностный – как способность управлять своими чувствами, использовать их в своей деятельности.
7. Интерличностный – как способность замечать и понимать потребности и намерения других, управлять ними, предвидеть их поведение.
При этом, по мнению Х. Гарднера, в силу наследственных и внешних факторов у различных людей преимущественно развиваются определенные виды интеллекта, способствующие наиболее полной реализации личности. В то же время М. Ранко (1990) писал, что в реальной творческой деятельности одновременно реализуется целый ряд когнитивных способностей. Так, в основе решения конкретных жизненных проблем лежит взаимодействие таких качеств как способность и умение выявлять проблемы, умение генерировать идеи и их решения, а также умение оценивать их эффективность.
Сложность и многоуровневость творческого взаимодействия личности с внешним миром обуславливает существование иерархической системы механизмов творчества, каждый из которых служит ядром специфических способностей, обеспечивающих успешность и продуктивность этого взаимодействия.
В основу организации многочисленных творческих способностей личности может быть положена определенная исходная матрица творчества, конституирует творческий диалог личности с миром.
Табл.1. Исходная матрица творчества
Универсальные механизмы | |
Трансформация – изменение структуры объекта, которое приводит к рождению нового качества | Бисоциация – сочетание, синтез отдаленных структур и значений |
Аксиологический компонент | |
Идеализация – выявление и конструирование идеальной сущности объекта | Проблематизация – поиск, определение и разрешение противоречий объекта |
Когнитивный компонент | |
Децентрация – генерирование различных точек зрения на объект, разрушение шаблонов и стереотипов | Симплизация – упрощение и прояснение сущности объекта |
Эмоциональный компонент | |
Идентификация – отождествление себя с объектом, вживание в него | Медитация – отстранение, чувственная изоляция от объекта |
Деятельностный, поведенческий компонент | |
Самоактуализация – наиболее полная и спонтанная реализация возможностей и резервов | Персонификация – наделение объектов активностью, использования энергии и возможностей |
Исходная матрица творчества служит ядром, базовым паттерном построения интегральной системы творческих способностей личности.
Универсальные способности, связанные с активностью “творческого-Я”, проявляются как способности к:
1. Созданию полифонической, многосмысловой модели действительности и свободному манипулированию ее пространственными, временными и содержательными характеристиками.
2. Трансформации, переформулированию и реорганизации.
3. Интеграции, балансу, гармонизации и взаимосогласованию признаков отраженных объектов
4. Игре элементами, образами, понятиями и смыслами.
5. Творческому синтезу, к объединению несовместимых сфер реальности, сближению отдаленных понятий и сведению противоречий.
1. Идеализация –это способность к:
1. целостному, синкретичному восприятию действительности, способность одновременно удерживать в поле внимания различные характеристики объекта (широта и распределение внимания);
2. доработке, совершенствованию объекта, к его улучшению и гармонизации;
3. предвидению, прогнозированию и предвосхищению событий;
4. панорамному видению, к совмещению, к “накладыванию” “прошлого”, “будущего” и “настоящего”;
5. раскрытию новых смыслов, к оперированию ними, к наделению ими предметов и событий;
6. восприятию единства мира, к пониманию скрытых связей и сходства явлений, способность к установлению аналогий и видению подобного в различном;
7. интуитивному принятию решений, к обобщениям и заключениям на основе недостаточного числа признаков;
8. трансценденции, преодолении атоморности, замкнутости, ситуативности;
9. видению в части целое, в явлении – закон, в реальности – идеал;
10. “Способность творить чудеса” (Э. Торранс).
2. Проблематизация это:
1. чувствительность к противоречиям, несовершенствам, пробелам, деформациям и недостаткам объекта;
2. зоркость в поиске проблем, способность находить, обострять и формулировать проблемы, способность видеть проблемы в обыденном и понятном;
3. способность разделять противоположности, осознавать это различие и даже обострять его;
4. способность к творческому анализу, к разложению объектов на компоненты и признаки, умение видеть разнообразное в подобном;
5. способность решать проблемы и конфликты;
6. способность разрешать парадоксы, “знать, что ты не знаешь” (К. Тэйлор).
3. Децентрация это:
1. легкость и быстрота генерирования идей и гипотез;
2. легкость, богатство и быстрота ассоциирования;
3. гибкость мышления – способность быстро и легко переходить от одного класса проблем к другому;
4. способность к преодолению инерции мышления, к отказу от привычных способов, методов и закономерностей;
5. способность к антисцеплению, к разрыву привычных связей, к преодолению функциональных фиксированностей, шаблонов и стереотипов;
6. способность к нахождению нестандартных решений, установлению новых неожиданных связей, к генерированию оригинальных ассоциаций;
7. способность к гибкому переключению внимания от субъекта к объекту, от общего к частному, от системы к над- и подсистемам, от настоящего к прошлому и будущему;
8. способность использовать старую информацию новым способом;
9. способность воспринимать и удивляться новому, необычному и таинственному. “Способность к удивлению является знаком философа” (Сократ);
10. способность справляться с новым, неожиданным, непредсказуемым.
4. Симплизация это способность к:
1. упрощению, прояснению, организации сложных объектов, событий, проблем;
2. отбрасыванию несущественного, второстепенного;
3. созданию разнообразных копий и моделей объекта, к созданию емких символов и метафор;
4. выделению главного, сущностного, определению ключевых признаков, ведущих функций объекта;
5. латеральному, “боковому” восприятию, способность к улавливанию тонкие вибраций, слабых, но значимых и полезных сигналов;
6. видению тонкостей, нюансов и деталей, раскрывающих сущность объекта;
7. формулировке емкого, краткого и ясного определения;
8. четкости, ясности, изяществу и прозрачности мысли;
9. свертыванию и обобщению операций;
10. классификации, систематизации и структуризации объектов и явлений;
11. сближению и содержательному сжатию и обобщению понятий, выделению наиболее общих законов и принципов;
12. конструктивной критике;
13. умению давать оценку;
14. словесному выражению неописуемых феноменов и опыта;
15. нахождению порядка в хаосе, симметрии в асимметрии.
5. Идентификация – это способность к:
1. переживанию чувств другого, к “эмоциональному и смысловому резонансу”;
2. вживанию и проникновению во внутренний мир живых и неодушевленных объектов, восприятию и видению мира с их позиций, к переживанию их стремлений и желаний;
3. идентификации с высшими ценностями, космическим разумом, идеалом, к пиковым, трансперсональным переживаниям красоты, гармонии и единства мира.
6. Медитация – это:
1. способность к эмоциональному отстранению от объекта, способность к беспристрастному, беспристрастному созерцанию;
2. способность к освобождению от эгоистических мотивов и субъективности, способность “совершенно упускать из виду собственный интерес” (А. Шопенгауэр);
3. способность уступать, отказываться от своих позиций, желаний, устремлений, способность “рождаться заново”.
7. Самоактуализация это способность к:
1. спонтанному, искреннему самораскрытию, к полной самоотдаче;
2. импровизации;
3. самомобилизации своих потенций и резервов;
4. совершению усилий;
5. воплощению замыслов и реализации идей.
8. Персонификация –это способность к:
1. самоограничению собственных действий, к минимизации вмешательства в события и к их активному созерцанию;
2. делегированию своих функций и обязанностей, способность к стимулирующему контролю;
3. активизации объектов внешнего мира, к их одушевлению, наделению самостоятельностью и активностью;
4. предоставлению свободы внешним объектам, позволению им спонтанно осуществляться;
5. созданию творческой, стимулирующей атмосфер, способность вдохновлять, внушать веру в свои силы;
6. способность отдаваться воле обстоятельств, покоряться неизбежному;
7. способность “плавать под парусами” – использовать энергию обстоятельств, опыт и возможности окружающих.
Использование исходной матрицы творчества в качестве основы организации разнообразных творческих способностей, позволяет свести их в единую, взаимосогласованную систему, элементы которой не противоречат, а дополняют и взаимоусиляют друг друга.
ЛИТЕРАТУРА :
1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности.- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988.- 238 с.
2. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. – М.: Искусство, 1991.- 432 с.
3. Лук А.Н. Психология творчества. – М.:Наука, 1978.- 128с.
4. Регирер Е.И. Развитие способностей исследователя.- Л.: Наука, 1969. -231 с.
5. Рибалка В.В. Психологія розвитку творчої особистості.-К.: ІЗМН, 1996.-236 с.
6. Gardner H. Creating mind. New York: Basic Books, 1993. – 464 p.
7. Guilford, J.P. The nature of human intelligence. New York: McGraw Hill.- 1967.
Марков С.Л. Індивідуально-психологічні особливості та здібності творчої особистості/С.Л.Марков // Науковий вісник Чернівецького університету: зб. наук. праць. Вип. 47: Педагогіка та психологія. – Чернівці: ЧДУ, 1999. – С. 71-76