“Всю свою жизнь я искал, что и как можно понять, объяснить и раскрыть парадигму творчества, в которой главную роль играют фундаментальные культурные ценности. Таким образом, я всегда работал над одной и той же темой множеством различных способов”.
Он взял за основу утверждение, что наиболее важными фактами творчества являются творческие продукты, и начал исследовать их на уровне культур, цивилизаций и их истории.
Креатология как новая дисциплина родилась «официально» на Международной конференции по социологии науки в Будапеште, Венгрия, в 1977 году. На конференции был представлен доклад: «О необходимости комплексной креатологии». В 1979 году эта статья появилась в книге «Социология науки и исследований».
Матрица креатологии – это двухмерное логическое пространство, в котором измерениями являются уровни и аспекты творческих элементов. В матрице креатологии есть четыре уровня творческих единиц: культура/цивилизация, организация, группа и, наконец, человек. Она содержит также три аспекта творческих единиц: способность, процесс и продукт.
Уровни/аспекты |
Способности |
Процесс |
Продукт |
Культура и цивилизация |
Творческая культура и цивилизация |
История |
Творческий
продукт на
уровне культуры |
Организация |
Гуманистическая организация |
Исследования,
Развитие,
Внедрение,
Производство,
Продажи |
Инновации |
Группа |
Команда |
Групповое решение проблем |
|
Личность |
Творческая личность |
Индивидуальное
решение проблем |
Субъективное творчество |
3. Парадигма. Матрица Креатологии – это не только основа таксономии Креатологии, но и парадигма Креатологии. Парадигматическая проблема Креатологии заключается в следующем: как согласовать – в теории и на практике – противоречия между и внутри семи фундаментальных понятий двух измерений Матрицы Креатологии.
4. Расширенная матрица креатологии. Мадьяри-Бек утверждал, что во всех науках повседневной практикой является использование качественных и количественных подходов к любым фрагментам научной информации, и поэтому было бы разумно отображать их на матрице креатологии. Таким образом, можно и желательно разделить каждый квадрат вышеприведенной матрицы на четыре подквадрата, следуя простому правилу 2 x 2 = 4, где «2» – это подквадраты, указанные в Таблице 2.
Таблица 2. Подквадраты креатологической матрицы
Фактические качественные исследования |
Нормативные качественные исследования |
Фактические количественные исследования |
Нормативные количественные исследования |
Таким образом, расширенная матрица креатологии включает 48 подквадратов, из которых есть много пустых. Такое положение дел открывает широкие возможности для исследования. Эта матрица может служить не только рамкой для записей, касающихся прошлого, но и основой для проектов, которые будут разрабатываться в будущем.
5. Креатологическая пирамида. Современная модель креатологии представлена в виде креатологической пирамиды, в которой на вершине располагается концепт креативного продукта, в середине – матрица креатологии из 12 квадратов, а в основании – расширенная креатологическая матрица, состоящая из 48 квадратов.
Эта система является не только самой полной из всех предложенных в литературе систем изучения творчества, но и чрезвычайно гибкой.
«Во-первых, она является вместилищем огромного количества уже известных и обсуждаемых в научной жизни знаний. Кроме того, эта пирамида содержит большое количество пустых ниш для открытия и применения огромного количества новых фактов и взаимосвязей. В этом отношении креатология предстает как постмодернистская наука, открытая во всех направлениях. С другой стороны, сам каркас, представленный определениями, матрицами и пирамидой, «сделан из стали», что предотвращает распад дисциплины на не связанные друг с другом части».
2. Прикладная креатология
Если фундаментальная наука креатология занимается заполнением фактологических колонок креатологической матрицы, будь то качественные или количественные, то прикладная наука креатология делает то же самое в отношении нормативных колонок.
Это такие области и предметы, как антропология в экономике; экономическая психология и поведение (Мадьяри-Бек, 2000); педагогическая аксиология (2003); экономика культуры, языковая теория искусства (2006); творчество на работе.
3. Творчество как новая парадигма экономической психологии
Мадьяри-Бек исследовал проявление природы человека в экономике, рассматривая связи между творчеством и экономическим поведением, изучал концепцию инноваций и творческих продуктов. Он также расширил сферу своих исследований, включив в нее такие темы, как «Антропология в экономике», «Экономика менталитета», «Экономическая теория способностей», «Экономика культуры», «Экономический менталитет», «Экономический фундаментализм и его последствия», «Работа и организационные ценности», «Творчество в организации», «Творческие команды».
Антропология в экономике. Мадьяри-Бек отмечал, что наиболее характерной для экономической картины человека является разработанная им картина homo oeconomicus. Культура как средство выживания возникла не генетически, а – в отсутствие адаптивных генетических программ, то ессть благодаря творчеству. Поэтому именно творческая парадигма освещает человеческое поведение и в экономике (Magyari-Beck, 1996, 1999, 2000, 2003).
Творческая команда. Этот термин означает группу людей, которые в процессе совместного решения проблем общаются неформальным образом в неструктурированных обстоятельствах. Отсутствие авторитетов, правил – за исключением предписаний человеческой морали, – отсутствие угнетения, но дружеские отношения между членами – вот основные характеристики творческого сотрудничества в командах. В результате команда становится структурой спонтанного мышления и общения, в ходе которого возникают наиболее значимые решения проблем, доступные членам команды (Magyari-Beck, 1984).
4. Интеграция культурных ценностей в исследования креативности и изучение культурных влияний на творческие процессы
Культуры все по своей сущности креативны, поскольку они имеют две характеристики: уровень креативности и направленность креативности. Чем креативнее культура, тем более долговечной она может быть. За креативностью каждой культуры стоит знание ее членами основных экзистенциальных проблем. Когда это знание исчезает, прекращается и динамика творчества. В одних культурах доминирует наука, в других – искусство или философия и так далее. В кругу «научных» культур также можно обнаружить своеобразное разделение труда. Это справедливо и для «культур искусства».
Специализация культур зависит от характера их основных экзистенциальных проблем. В так называемом современном, панэкономическом представлении экономика подчиняет себе культуру, называя ее особым товаром, который, как правило, улучшает эмоциональную жизнь человека, но при этом культура как товар имеет и свою определенную цену. Но значительная часть культуры – особенно внутри нас – не может быть продана на рынке как товар, что ставит под сомнение обоснованность панэкономической модели.
Языковая теория искусства. Люди говорят по меньшей мере на двух видах языков: современных вербальных и превербальных доисторических, к которым относятся танец, вокальная музыка, язык тела, рисование и т. д. Последние оказались источниками искусства после того, как вербальный язык занял центральное место в человеческом общении (1982).
Необходимость сохранения доисторических языков обусловлена их способностью выражать содержание, которое не может выразить вербальный язык. Наличие скрытых на первый взгляд знаний в искусстве играет огромную роль в развитии личности (2006).
5. Гигиена культуры
В 2011 году в Будапештском университете Мадьяри-Бек предложил международному научному сообществу тему «Гигиена культуры» . Гигиена культуры рассматривалась как «сильная» версия культурной экологии. Он считал, что у нее есть все основания вырасти в настоящую самостоятельную научную дисциплину.
Концепция гигиены культуры призвана обеспечить жизнеспособность общества, жизнеспособность человека, а также условия для воспроизводства культуры, ее механизмов и органических организаций вне каких-либо временных рамок. В основе концепции лежит идея о том, что ни одно существо не может выжить в одиночестве, его атрибутом является творчество, оно строит собственную метасистему, способствующую сохранению самого себя.
Творчество и здоровье – атрибуты жизни во Вселенной. Для сохранения культуры и, что еще важнее, выживания человека, необходимо развивать его компетенции по отношению к окружающей действительности.
К ним относятся как само творчество, так и такие базовые позитивные психологические качества, как самообладание, оптимизм, доверие, эмпатия, любознательность, ощущение собственной значимости и перспективности своего жизненного пути, чувство собственной компетентности.
6. Гуманистическая организация
Для креатолога понятия «гуманистический» и «креативный» являются синонимами. Существует три типа организации: бюрократическая, органическая и гуманистическая. В гуманистических организациях «правила игры» исходят от сотрудников. Они вносят свой вклад в профессиональные и экономические результаты организации, используя лучшее из своего человеческого капитала. Для сотрудников внешний лидер – это сама задача, а внутренний лидер – их собственная совесть. Для построения гуманистической организации необходимы два условия: совершенство рабочей силы и механизация и автоматизация подчеловеческих элементов труда (Magyari Beck, 1997).
7. Концепция творчества в религиях
Мадьяри-Бек отмечал, что Бог религий является не только великим Творцом, но и дарителем и распространителем творчества среди человечества. Это видение предсказывает наступление новой божественной демократии, организованной улучшенным и нравственно усовершенствованным человечеством. Он считал, что религия стимулирует развитие философии.
8. Интеграция креатологии с образовательной практикой
Мадьяри-Бек подчеркивал важность развития креативности в образовательной среде и выступал за включение креативности в основные образовательные программы.
Он разработал и внедрил обучающие программы, направленные на развитие творческого мышления и поощрение креативности. Одной из сфер его научных интересов была педагогическая аксиология.
Он считал, что ценности делают нас саморефлексирующими, сознательными существами. Наличие ценностей в человеческом поведении указывает на необходимость творческого подхода не только к свободе, но и к ограничениям. Дисциплина, которая занимается природой и воспитанием этих ограничений, то есть ценностей, называется педагогической аксиологией (2003).
Основные предметы и темы, которые преподавал Мадьяри-Бек: Экономическая психология, Экономический менталитет, Психология личности, Педагогические ценности, Экономика культуры, Креатология, Творчество и инновации, Маркетинг искусства и креатология, Прикладная эпистемология, Теория искусства и художественное образование, Лингвистическая теория искусства.
9. Вклад в методологию исследования творчества
Мадьяри-Бек разработал междисциплинарный подход к изучению креативности, объединив идеи из различных областей для создания условий целостного понимания творчества. Он призывал к интеграции исследований творчества с другими дисциплинами, такими как социология и антропология.
Он определил ряд дисциплин, которые могут внести вклад в изучение креатологии: наука о культуре, социология, история (общая, искусства, науки, техники и т. д.), теория организации, инноватика, экономика, психология, наука о мозге, философия, этнология, антропология, политология, образование (Magyari Beck, 1990, 1994, 1997).
Системный взгляд на креативность: Он предложил системный подход к пониманию творчества, учитывающий индивидуальные, экологические и социокультурные факторы, что приводит к восприятию творчества как многомерного конструкта.
Почетные звания и награды:
1. За выдающуюся работу, Министерство образования Венгрии, 1982 г.
2. Похвальная грамота, Университетский колледж штата Нью-Йорк в Буффало, 1987 г.
3. Человек года 1997/98, Международный биографический центр, Кембридж, Англия.
4. Памятная юбилейная медаль по случаю 50-летия Будапештского университета экономических наук, 1998. Будапештский университет экономических наук.
5. Международный человек тысячелетия, Международный биографический центр, Кембридж, Англия, 1999 г.
6. Felsőoktatási Dolgozók Szakszervezete Emlékplakett (Памятная доска от профсоюза работников высшего образования, Венгрия), 2002. 2002.
7. Педагогический знак за заслуги в области образования (Pedagógus Szolgálati Emlékérem), Министр образования и культуры Венгерской Республики, 2007 г.
8. Медаль «За заслуги в педагогике» министра образования и культуры в 2007 году.
Член Нью-Йоркской академии наук.
Иштван Мадьяри-Бек был удостоен награды «Выдающийся ученый в области креатологии» от Международного общества креативности и инноваций за выдающийся вклад в эту область.
Основные работы:
Он является автором 20 книг (из них 3 на английском языке), 232 научных статей (из них 162 на венгерском, 64 на английском, 1 на польском, 2 на русском, 1 на эсперанто, 1 на итальянском, 1 на латышском).
Книги:
1. Culture and the Market (An Essay on Culture and the Drugs Called Culture). A Special Issue of “Society and Economy” 1993. 5. pp. 19-107.
2. Economic Psychology. An Introduction to Economic Psychology Based on the Creative Paradigm. Ebook, Budapest, Hungary, 2009.
3. Creatology. Brief notes on a Possible new Science of Creativity. Corvinus University of Budapest, 2011.
Статьи:
1. Magyari Beck, I. (1976) Kísérlet a tudományos alkotás produktumának interdiszciplináris meghatározására (An Attempt to Define in Interdisciplinary Way the Product of Scientific Creativity). Akadémiai Kiadó (Academic Publisher), Budapest.
2. Magyari-Beck, I. (1979) About the Necessity of Complex Creatology. In: János Farkas (ed.) Sociology of Science and Research. Akadémiai Kiadó, Budapest. Pp. 175-182.
3. Magyari Beck, I. (1982) Alkotáselméleti (kreatológiai) tanulmányok (Essays on the Theory of Creation /Creatology/). Akadémiai Kiadó, Budapest.
4. Magyari-Beck, I. (1984) What is Creatology? In: Klein, S. (ed.) Person to Person. Background material to the cross-cultural residential workshop. Szeged. Organized by the Center for Cross-Cultural Communication and the Hungarian Psychological Association, Szeged, Hungary, July 1-7, 1984. Pp. 191-202.
5. Magyari-Beck, I. (1990) An Introduction to the Framework of Creatology. The Journal of Creative Behavior, 1990. 3. P.p. 151-160.
6. Magyari-Beck, I. (1996) Creativity as a New (and Perhaps the Basic) Paradigm of Economic Psychology. Society and Economy, 1996. 1. Pp. 142-154.
7. Magyari-Beck, I. (1999) Creativity and Economic Behaviour. A Hungarian View. Society and Economy, 1999. 4. 9-24.
8. Magyari Beck, I. (2000) A homo oeconomicustól a homo humanusig (From the Homo Oeconomicus to the Homo Humanus). Aula Kiadó, Budapest.
9, Magyari-Beck, I. (2003a) Creative paradigm as a basis of understanding and generating economies and economic knowledge. In: “The Information Society – Studying its institutions interdisciplinary”. EAEPE conference, Maastricht University, November 7-10, 2003. CD Proceedings.
10. Magyari Beck, I. (2003b) Érték és pedagógia (Value and Education). Akadémiai Kiadó, Budapest.
11. Magyari Beck, I. (2006) Kulturális marketing és kreatológia (Cultural Marketing and Creatology). Semmelweis Kiadó, Budapest.
12. Magyari Beck, I. Creatology From 1977 To 2007. The First Thirty Years of the New Science of Creativity. Society and Economy, 2007. 3. pp. 343-361. And in: ARCA (www.arcafolyoirat.hu) 2008. 1.
13. Magyari Beck, I. Uniting Force Of Heterodoxy. (www.arcafolyoirat.hu) 2009. .
14. Magyari Beck, I. Personality as a Product of Man’s Creativity (www.arcafolyoirat.hu) 2009. .
15. Magyari Beck, I. A Mathematical Metaphor of the Relationship between Learning and Creativity. In: Creative Personality (Collection of Scientific Papers) VIII. Scientific Institute of Creativity RTTEMA, Riga, 2010. pp. 370-376
16. Magyari Beck, I. What is the Goal of Education in the 21st Century? A Creatological Approach. In: Creative Personality (Collection of Scientific Papers) IX. Riga Teacher Training and Educational Management Academy. Riga, 2011. pp. 220-227.
17. Magyari Beck, I. „Dimension Number „N”. Unfinished Narrative about Simplicity and Complexity” In: The Phenomenon of Loneliness. Actual Questions of Hygiene of Culture. Collective monograph. Russian Christian Academy for the Humanities press. Saint-Petersburg, 2014. ISBN 978-5-88812-533-5. p. 42-51.
Карьера и личная жизнь:
Семейное положение
Иштван Мадьяри-Бек родился в семье, которая способствовала его раннему интересу к творчеству и личностному развитию человека. Его родителями были Владимир Бек и Владимирна Бек Мадьяри-Бек.
Образование
Иштван Мадьяри-Бек получил высшее образование в 1961-1968 годах в Лорандском университете имени Эётвёша и Санкт-Петербургском государственном университете:
1. Будапештский университет Эётвёш Лоранд, факультет гуманитарных наук. Педагогика и венгероведение, специализация – венгерский язык и литература, педагогика (1961-1963).
2. Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, психология (инженерная психология) (1963-1968).
3. Венгерская академия наук. Ученая степень доктора философии (Ph.D.), кандидат психологических наук (1980).
4. Будапештский университет Эётвёш Лоранд, факультет гуманитарных наук. Доктор гуманитарных наук (1982).
Основные моменты карьеры и опыт профессиональной деятельности:
1. Институт психологии при Венгерской академии наук, ассистент-исследователь (1968-1969).
2. Институт экономики и организации архитектурного проектирования, научный сотрудник, ассистент научного сотрудника (1969-1973).
3. Центр последипломного образования при Министерстве архитектуры, старший научный сотрудник, преподаватель (1973-1975).
4. Будапештский университет имени Корвинуса
– Преподаватель университета (1975-1981).
– Доцент (1981-1991).
– Полный профессор (1991 – 2007) (заведующий кафедрой образования 1992-1993).
– Почетный профессор (2007 – 2022).
5. Национальный институт народного образования (ОКИ).
Консультант (1990-1993 гг).
Старший научный сотрудник (неполный рабочий день) 1993-1995 гг.
6. Колледж при Университете штата Нью-Йорк в Буффало, профессор Алекса Осборна (1991-2022).
7. Консультант Creative Learning Solutions, ведущей консалтинговой фирмы в области образования (1990-1995).
8. Венгерский университет ремесел и дизайна, консультант при ректоре (1998-1999).
9. Секретарь профсоюза работников высшего образования (2000-2002).
10. Директор Центра исследований творчества, Университет Эётвёш Лоранд (1995-2022).
Стипендии
Британский совет, Великобритания (Лондон, Бат, Бирмингем, Абердин, университеты и колледжи) 1983.
Фонд Сороса, Нидерланды (Амстердам, Утрехт, университеты и колледжи) 1985 г.
IREX, США (Провиденс, Буффало, Чикаго, университеты и колледжи) 1987-1988 гг.
Фонд Сороса, США (Буффало, Стэнфорд, университеты и колледжи) 1991.
Фонд Спенсера, США (Чикаго, Чикагский университет) 1991.
Темпус, Австрия (Линц, Университет Иоганна Кеплера) 1994.
Париж, Франция для научной дискуссии о венгерских условиях после 1990 года, 1996.
Кипрско-венгерское культурное соглашение, Кипр (Никосия, Университет Кипра). 1998.
Фонд Келлога, США (Атланта, Нэшвилл, Университет Вандербильта) 1998 г.
Фонд Фридриха Эберта, Германия (Нюрнберг, Мюнхен, Бонн, Кельн) 2001.
Профессорская стипендия Сечени: с 1 января 1999-2002 гг.
Выступления с докладами в колледжах и университетах за пределами Венгрии:
Университет Астон, Бирмингем, Великобритания 1983.
Университет штата Нью-Йорк, Колледж в Буффало, США 1987.
Чикагский университет, США 1988. 1991.
Институт управления персоналом LTD, Тель-Авив, Университет Бен-Гуриона, Университет Бар-Илан, Тель-Авив, Беер-Шева, Израиль 1991.
Университет штата Нью-Йорк в Буффало, Университетский колледж штата Нью-Йорк в Буффало, США 1991.
Университет Иоганна Кеплера, Линц, Австрия 1994.
Университет Исландии, Рейкьявик, Исландия 1995.
Университет Вандербильта, Нэшвилл, США 1998.
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, 2012.
Личная жизнь:
Иштван Мадьяри-Бек женился на Иштванне-Бек Конрад 15 июля 1964 года. У супругов была одна дочь.
Он скончался 18 августа 2022 года в возрасте 81 года и был похоронен в домовом приходе Святой Маргариты Арпадской в Будапеште-Пештшентлоринчи.
Личность: Иштван Мадьяри-Бек был известен как человек и ученый посвятивший свою жизнь изучению творчества. Его высоко ценили за системность мышления, методический и ответственный подход к исследованиям. Мадьяри-Бек верил в преобразующую силу творчества для людей и общества, считал,что творчество делает жизнь каждого человека богаче и и помогал людям раскрыть их творческий потенциал.
Интересы и увлечения
Садоводство, музыка, чтение, путешествия, экскурсии. Он также являлся страстным сторонником сохранения традиционного венгерского народного искусства.
Он свободно владел венгерским, русским и английским языками.
Ссылки:
Creatology, Dr. Magyari Beck István, prabook.com, mkt.hu