Buddha. Chan art.
Gautama Buddha in Greco-Buddhist style, 1st-2nd century AD

Гении объединители миров

4. Конгрегативная (от лат. congregatio – объединение) теория гениальности утверждает, что сущность гения проявляется в его стремлении и способности к объединению различных пластов и сфер реальности, в связывании и  сближении миров, в продуктивном совмещении различных дисциплинарных матриц в науке, направлений, форм и жанров в искусстве, в объединении и комбинировании содержательных пространств, отдаленных матриц значений,  идей и ассоциаций.  Согласно данной теории, гений – это человек способный видеть и создавать наиболее глубокие, универсальные и сущностные связи объектов, а также формировать новые, необычные соединения между содержательными пространствами, образами, понятиями.
При этом гений отличается способностью к комбинированию, непривычному ассоциированию различных явлений, их сторон, кажущихся далекими, приводящая к нетривиальному художественному или научному мышлению, к открытиям в науке, технике, искусстве и т.д.
Если универсальные гении вначале видят, схватывают целостности, а затем их детализируют и заполняют, вычерчивая компоненты и связи, то гении объединители выстраивают целое изнутри, снизу, связывая, объединяя и сплачивая части.
Они объединяют  пространства, земли, народы,  синтезируют и смешивают направления, жанры и стили,  интегрируют и связывают  различные научные парадигмы, предметные области, дисциплины, теории и методы.
При этом к гениальным свершениям приводят не любые объединения, а только те, которые формируют сбалансированные целостности родственных, внутренне согласованных  компонентов, ведут к созданию качественного нового, к образованию новых миров и к приросту бытия.

1. Гении- объединители  земель и культур
Гении объединители проецируют в своей деятельности все содержательное богатство такой фундаментальной сущности как взаимодействие и поэтому являются преимущественно практиками и воплотителями. Взаимодействие эксплицируется и воплощается в реальной жизни в виде активного обмена вертикальных управленческих действий и влияний и лежит в основе объективизации, материализации,  продуктивной практической  и управленческо-созидательной активности.
Среди гениев объединителей выделяются: Александр Македонский и Чингисхан, которые были не только создателями великих империй, но и объединителями культур и народов,  Цинь Шихуанди – объединитель и первый император Древнего Китая, Акбар Великий собиратель и объединитель Индии,  Отто Бисмарк объединитель немецких земель, Карл Великий – объединитель европейских стран, культур и народов,  Ода Нобунага, выдающийся самурай, объединивший Японию и Авраам Линкольн – 16-й президент США, объединитель северных и южных территорий и всего американского народа.

2. Гении объединители стилей, жанров и выразительных средств в искусстве
Идея синтеза искусств, продуктивного объединения его различных видов, возрождающая синкретизм первобытного искусства и синтетичность  античных мистерий, была впервые
реализована в стиле барокко и ее выдающимся представителем Д. Бернини, объединившим в своем творчестве архитектуру, живопись и скульптуру. К гениям данного типа можно выделить Клаудио Монтеверди, который создал оперу путем объединения, сложения музыкальной драматургии и вокальной музыки, изобразительного искусства и  хореографии.
Впоследствии усилиями Э. Т. А. Гофмана и, особенно Р. Вагнера, была рождена музыкальная драма,  в которой  в потоке поэзии, скульптуры и живописи доминировала инструментально-симфоническая музыка.  «Настоящая драма, – писал Р. Вагнер, – обязательно должна быть музыкальной, потому что только музыка способна изобразить человеческие переживания во всей их интимной глубине». Неотъемлемым аспектом его собственных музыкальных драм был акцент на естественном объединении симфонической музіки и пения.
Весомый вклад в осуществление идеи синтеза искусств внес создатель цветомузыки и светомузыки А.Н. Скрябин, объединивший цвет и звук, а в последствие
смело включавший  в свое творчество не только смену цветов, но и сложные пространственно-графические световые проекции и пластичные  формы.
В то же время необходимо учитывать, что синтез искусств осуществляется не просто путем объединения отдельных  видов творчества, но посредством реализации и утверждения некоторого изначально существующего органического целого.
Так, Л. Тимошенко писал: «Подобно Вагнеру, Скрябин хотел выразить в искусстве космический масштаб Мира и искал художественную форму, которая бы в синтезе искусств отразила полноту и многообразие Космоса». Понятие синтеза раскрывается посредством соотнесения процесса взаимодействием с единым целым и даже некоторым смысловым центром и высшим началом.
В диалектической связке «взаимодействие – целое», первый полюс выражает сам механизм, процесс выстраивания целого изнутри. Понятие «синтез искусств» акцентирует внимание на создании качественно новой целостности, в которой отдельные виды искусства, не перемешиваясь между собой, расширяют, углубляют  и усиливают результативный художественный образ.
В современной музыке среди звезд , смело объединявших в своем творчестве различные стили и жанры можно выделить Элтона Джона, умело сочетающего мелодичность поп музыки, энергичные оркестровки и стиль госпел, Шанию Твейн, сумевшую объединить классическое кантри, поп, жесткий рок  и  видео-ориентированный образ,  Жан Мишель Жара, совместившего электронную музыку с грандиозными световыми шоу, Джеймса Картера – гения джаза,  объединившего противоположные течения неотрадиционализма и авангарда, а также музыку и саму жизнь.
Важнейшей составляющей успеха таких представителей латиноамериканского «магического реализма», как Хулио Кортасар, Габриэль Гарсиа Маркес,  Алехо Карпентьер, Карлос Фуэнтес, являлось искусство слияния в их творчестве истории и мифа, факта и вымысла, эпических традиций и смелых модернистских новаций.
Стремлением к одновременному применению, объединению и  смелому, причудливому, смешению различных  дискурсов, жанров методов, стилей и приемов и непрерывному обновлению художественных форм, отличались многие представители модернизма и постмодернизма.
При этом в модернизме и, особенно в постмодернизме,  с его презумпцией  ацентризма и хаотизированным и фрагментированным видением мира  речь идет скорее о случайном объединении, смешении стилей, а не о синтезе искусств.
При этом отдельно можно выделить принцип стилистической пермутации, позволяющий сочетать в одном произведении различные формы изобразительности и коллаж, который представляет собой  способ организации целого посредством механического соединения разнородных частей.
Так творчество представителей абстрактного искусства В. Кандинского и К. Малевича основывалось на стремлении к созданию неординарных сочетаний цветов и геометрических форм, приверженца синтетического кубизма Хуана Гриса,  на изображении реальных объектов путем наложения множества пересекающихся плоскостей и фигур, представителей сюрреализма Сальвадора Дали, Макса Эрнста и Рене Магрита, на совмещении принципов реализма и модернизма, объединении сна и реальности.
Одним из сущностных признаков и базовых принципов постмодернизма, является эклектизм, а наиболее продуктивными приемами цитирование, музейная коллекция и  коллаж. При этом если коллаж выступал в модернизме в виде частного приема, то в постмодернизме, он предстает как выражение постмодернистского видения и  универсальный принцип организации культурного пространства.  Коллаж проявляется в виде комбинаций, констелляций – эклектических и случайных соединения разнородных элементов и бриколажности, представляющей собой “соединение искусства с не-искусством” (Л.Стейнберг).
Данные  принципы и приемы  утверждали и активно использовали в своем творчестве  М. Фуко, синтезировавший в своем творчестве историю, социологию и психологию, Ж. Деррида  объединивший феноменологию и лингвистику,  Ж. Лакан, совместивший  лингвистику и психоанализ,  Ю. Кристева, которая , в свою очередь, объединила  семиотику и  психоанализ.  Данные принципы и приемы постмодернизма  воплощались не только в трудах философов, но и представителей художественного творчества: писателей У. Эко, Дж. Фаулза, художников Сандро Киа, Франческе Клементе, Миммо Паладино и   кинорежиссера  Р. В. Фассбиндера. 

3. Гении объединители в науке
Результатом творчества гения объединителя в науке  является междисциплинарный синтез, возникновение новых метатеорий, интегрированных концепций реальности, новых парадигм, универсальных методов и комплексных матриц значений. Гений объединитель способен преодолевать рамки отдельной научной дисциплины, видеть объект исследования с новой точки зрения, по новому переосмысливать его и посредством синтеза исследовательских позиций, создавать новые науки.
Можно выделить ряд  гениальных ученых,  плодотворная работа которых в области междисциплинарных исследований привела к рождению новых научных дисциплин.  Среди них М. Ломоносов – создатель физической химии, Карл Нойберг, основатель биохимии, К. Э. Циолковский, основоположник современной космонавтики и  ракетодинамики, А.Н. Чижевский, основоположник космической биологии и гелиобиологии, аэроионификации, электрогемодинамики, Г. Хакен — основатель синергетики, Израиль Брехман – создатель валеологии, является В.И. Вернадский, основатель биогеохимии, Норберт Винер –  основатель кибернетики, Лесли Уайт – культурологии.
Гении  открывают новые, глубинные и неожиданные связи между вещами и событиями, порождая тем самым новые свойства и смыслы. В основе их творчества  лежат такие универсальные механизмы как коннектизация, представляющая собой  поиск, открытие и создание новых связей, повышение их разнообразия, богатства и качества, комбинирование – свободное сочетание различных элементов сознания,  аналогизирование – поиск  сходства,  подобия, соответствий, равенства отношений между предметами, осуществление принудительных связей и свободное связывание всего со всем,  трансферизация  – перенос свойств, отношений, структур и смыслов с одного объекта на другой, приводящий к качественному изменению объекта и приращению новизны.
В то же время гения отличает способность соединить несоединимое, объединить отдаленные, различные, ни чем не связанные явления. «Открытия, – писал П. С. Лаплас, – заключаются в сближении идей, которые соединимы по своей природе, но доселе были изолированы одна от другой». И далее: “Природа смеется над трудностями интеграции”. М. Микалко продолжает эту мысль: «Суть творчества заключается в соединении несоизмеримых, казалось бы, вещей самыми невероятными способами».
Активность гениев  данного типа ведет к открытию новых обобщенных сил и детерминаций, новых всеобщих закономерностей, объединяющих различные сферы реальности.
Так, А. Шопенгауэр считал, что сутью гения является способность видеть общее в частном и беспрестанно влекущее вперед изучение фактов, чувство подлинно важного.
Архимед, открыл всеобщий закон природы, сумев связать единичный факт собственного погружения в ванную с поставленной перед ним проблемой, связать два частных случая и   обобщить их до универсальной  закономерности. Двадцатилетний Галилей, наблюдая за движением люстры на 49-метровом подвесе в Пизанском соборе и, отмечая время по биению пульса на руке,  открыл изохронность колебаний маятника,  Ньютон, наблюдая простое падение  яблока с ветви дерева, увидел в этом частном случае более глубокие и общие взаимосвязи и  создал теорию Всемирного тяготения, Майер, заметив, что на экваторе венозная кровь становится ярко алой и обогащается кислородом, сделал предположение,  что функции организма находятся в прямой зависимости от внешних условий и открыл закон сохранения и превращения энергии.
В свою очередь, Альфред Вегенер заметил сходство начертания двух берегов Атлантического океана, восточного и западного,  создал теорию дрейфа континентов, которая стала первой в мировой науке теорией Земли.
По мнению А. Кестлера, в основе творчества лежит универсальный процесс и механизм бисоциации, представляющий собой    одновременную связь двух, обычно несовместимых контекстов, сцепление изначально несвязанных и несовместимых матриц мысли или значений,  соединение двух далеких, разнородных идей, относящихся к разным областям знания или опыта.
При этом объединение данных матриц значений  может происходить в трех разных формах: а) столкновения, ведущего к возникновению комической идеи, остроты; б) слияния,  в результате которого реализуется высший научный синтез, рождается научная идея, открытие, изобретение; в) противопоставления – вызывающего появление  художественного образа.
А. Кестлер утверждал, что в основе научного открытия лежит специфический вид бисоциации, проявляющийся во взаимном сцеплении двух ранее несвязанных матриц мысли. Автор приводит три примера из истории науки, которые с различных точек зрения подтверждают эту мысль.
Так, в основе изобретения И. Гуттенбергом печатного станка лежало объединение принципа устройства винного пресса и технологии создания шрифта, путем отливки абсолютно однотипных букв.  В свою очередь  И. Кеплер открыл свои законы, благодаря синтезу астрономии и физики, а теория эволюции Ч. Дарвина была создана путем комбинирования двух прочно утвердившихся матриц мысли – эволюционной доктрины, ведущей свое начало с античности и идей «естественного отбора» и «борьбы за существование», почерпнутые из теории Мальтуса.