Лао-Цзы – Китайский философ, основатель даосизма

Лао-Цзы

(6 век до н.э.- Согласно китайской традиции) (4 век до н.э – Другой вариант)
Гражданство: Китай
Категория: Служители духа и человечества
Род деятельности:  Духовные учителя, Философы
Спецификация: Даосизм
Уникальное отличие:  Основатель даосизма, автор труда «Дао Дэ Цзин»
Пол: Мужской

Цитаты: 1. Если в тебе недостаток веры, то бытие не верит в тебя.
2. Жизнь коротка, и поэтому не следует терять времени, нужно наслаждаться ею.
3. Когда я освобождаюсь от того, кто я есть, я становлюсь тем, кем я могу быть.
4.  Закон достойных — творить добро и не ссориться.
5. Мудрец избегает всякой крайности.
6. Путь в тысячу ли начинается с первого шага.
7. Лучше быть мягким снаружи и твердым внутри, чем твердым снаружи и мягким внутри.
8. Чтобы быть сильным, надо быть как вода.
9. В одном колесе тридцать спиц, но пользуются колесницей из-за пустоты между ними. Вазы делают из глины, но пользуются пустотой в вазе.
10. Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует.
11. Преодоление трудного начинается с легкого, осуществление великого начинается с малого, ибо в мире трудное образуется из легкого, а великое – из малого.
12. Будьте  внимательны к своим мыслям, они – начало поступков.

Достижения и вклады:


Профессиональная, социальная позиция: Знаменитый философ древнего Китая, основатель и центральная фигура  даосизма.
Основной вклад (чем известен): Лао-цзы является основателем и центральной фигурой Даосизма.

Вклад в философию

Лао-цзы “буквально означает” Старый Мастер “и, как правило, считается почетным званием. В большинстве религиозных форм даосизма Лао-цзы почитается как бог.
По преданию, Лао-цзы был современником Конфуция и создание даосизма рассматривается как мистическая  реакция на конфуцианство.
Лао-цзы является основателем даосизма и напрямую связан с Дао Дэ Цзин – “первоисточником” (или “исходным текстом”) даосизма.

Даосизм – учение Лао-Цзы

Великое Дао. Основная идея этого произведения – понятие Дао, которое трактуется как естественный порядок вещей, Всеобщий Закон Природы, общемировой естественный ритм событий, «небесная воля» или «чистое небытие». Дао – предвечное, бесконечное, немыслимое, невыразимое выходящее за пределы различий, не имеющее “образа, вкуса или запаха”. Пустота – это то же, что и небытие из которого Дао рождает все сущее.
Дао источник происхождения мира.
Дао рождает одно (’ци’ как общемировой субстрат), одно рождает два (полярные начала инь и ян), два рождают три (великую триаду Небо – Человек – Земля), а три рождают десять тысяч вещей.
Все вещи несут в себе инь , обволакиваются ян и вместе с изначальным ци образуют гармонию.
Он выдвинул принцип Вечного возвращения или постоянного возвращения множества существ в космическое первоначало, из которого они возникли.
Дао и Дэ в концепции Лао-Цзы неразрывно связаны: Дао порождает вещи, а Дэ взращивает, вскармливает и совершенствует их.
Цель-достижение гармонии со Вселенной. В притчах и стихах он выступает за созерцательное и интуитивное поведение в естественной гармонии с Дао, с  космическим единством, лежащем в основе всех явлений.
По сравнению с Конфуцием, который сосредотачивался на правовых  и моральных отношениях в человеческом обществе, Лао-цзы предложил  более широкий и мистический подход к подстраиванию к  естественному порядку вещей, как способу достижения личной и социальной гармонии.
Метод достижения Дао. Он подчеркивал, что важным качеством Дао, является его “податливость” или “смиренность”. Поскольку Дао по своей сущности в основном пустое, податливое и смиренное, то лучше для человека быть таким же, ставя себя в гармонию с Дао. Внутренняя пустотность может означать, отсутствие фиксированных предрассудков, предпочтений и намерений.
Он также подчеркивал значение принципа “у-вэй”, “не-деяния” или “нецеленаправленного действия”, применение которого  возвращает к первозданности  Дао, и этот этап активизации творческих возможностей символизирует деятельность ребенка. Для постижения Дао рекомендуется  безмолвие, простота,  умеренность, естественность, спокойствие и бесстрастие, которые даруют слияние с Дао. Насилия следует избегать.
Совершенно мудрый, делая свое сердце бесстрастным и сохраняя покой, уподобляется вечному Дао вплоть до отождествления c ним (Кто cледует и служит Дао, тот тождествен Дао).
“Переход в противоположность – путь движения Дао, податливость – метод действия”. Этот подход также лежит в основе либерального управления и принципа невмешательства (laissez-faire).
Религия. История Лао-цзы  имеет также  сильный религиозный подтекст. В раннем даосизме Лао-цзы был признан богом. В более поздней даосской традиции Лао-цзы  рассматривался как воплощение Дао.
Дао буквально означает “путь”. Оно выражает сущностный Вселенский процесс.
Де–это “внутренняя сила”, “добродетель” или “божественная сила”.
Цзин, означает “канон” или “классический”.
Таким образом, Дао Дэ Цзин можно перевести как “Канонический Путь и его сила”.
Оксюморонное прозвище Лао-цзы, буквальное значение когорого – Старый Ребенок.
Сердце совершенно мудрого приравнивается к сердцу ребенка.
“Таинственная добродетель Дао”-Дао не вступает ни с кем в борьбу, приносит пользу всему сущему, оно ничего не делает, но все само делается.
Инь и янь дополняют друг друга как противоположности единого целого. Многие природные дуальности- темное и светлое, холодное и горячее – мыслятся как одно из проявлений инь и янь. Инь является женским и янь мужским знаком. “Инь Янь постоянно взаимодействуют. Они должны быть сбалансированы.
Идеи из Дао Дэ Цзин:
Человек следует земле, земля – небу, небо – Дао, а Дао  самому себе.
Двойственность природы это две стороны одной медали, она проявляется в противоположностях, которые не конкурируют, а дополняют друг друга, и не могут существовать друг без друга.
Чем больше человек пытается, тем большее сопротивление создает для себя.
Чем больше кто-то действует в гармонии со Вселенной (Матерью множества вещей), тем большего он достигает,  меньшими усилиями.
Качества гибкость и эластичность, особенно на примере воды, выше жесткости и прочности.
Мягкое побеждает твердое, слабое побеждает сильное.
Все имеет свое время и место. Знайте, когда пора остановиться.
Живи просто. Смирение является самой высокой добродетелью.

Основные труды: Лао-цзы, традиционно рассматривается в качестве автора Daodejing (Дао Дэ Цзин), хотя его авторство на протяжении истории оспаривалось.

Карьера и личная жизнь:


Происхождение: Историки утверждают, что Лао-цзы представляет собой синтетическую фигуру, объединяющую нескольких исторических деятелей.  Одни считают, что он является мифической фигурой, другие, что он фактически жил в 4 веке до нашей эры.
Образование: Лао – Цзы традиционно рассматривается как легендарная или даже мифическая личность

Основные этапы деятельности: Общая история Китая описывает Лао-цзы, как старшего современника и учителя Конфуция (551-479 до н.э.).
Согласно популярной традиционной  биографии, он работал хранителем архива при царском  дворе Чжоу. Как сообщается, это позволило ему получить широкий доступ к работам Желтого Императора и других классиков этого времени.
Историки утверждают, что Лао-цзы никогда не имел официальной научной школы, но, тем не менее, он  привлек большое количество студентов и лояльных последователей. Есть множество вариаций истории изображающей  Конфуция, консультирующегося у Лао-цзы по поводу ритуалов.
Основные этапы личной жизни: Многие из популярных источников указывают, что Лао-цзы  был женат и имел сына по имени Цзун, который стал знаменитым воином и полководцем в округе Вэй.
Изюминка: Согласно легенде, Лао-цзы однажды решил просто оставить общество. На западных воротах города и царства, охранник попросил старого мастера записать все его мудрые мысли. Так мудрец написал книгу о «правильном способе  жизни». Это  легендарная теория  происхождения Дао Дэ Цзин. Потом он пошел дальше. Никто не знает, где он скончался. Даосская мифология утверждает, что его последний путь был на Запад, что позволило Лао-цзы  побывать в Индии в качестве Будды. Популярные легенды говорят, что он был зачат, когда его мать смотрела на падающую звезду и родился, когда его мать прислонилась к сливовому дереву. Он имел длинные серые мочки ушей, золотое лицо, выпуклость на темени которые являются символом мудрости и долголетия.
В других вариантах он был возрожден в 13 воплощениях со времен Fuxi и,  в своем последнем воплощении, как Лао-цзы, он жил до 990 лет, и путешествовал в Индию, чтобы выявить Дао.