Леонардо да Винчи – Самый универсальный гений всех времен

Леонардо да Винчи

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи
(15 апреля 1452,  Винчи, близ Флоренции – 2 мая 1519 года, Шато Кло-Люсе вблизи Амбуаз, Турень, сейчас Эндр и Луара, Франция)(67 лет)
Гражданство: Италия
Категория: Деятели искусств
Род деятельности:  Художники, Скульпторы, Изобретатели
Спецификация: Высокое Возрождение
Уникальное отличие: Самый универсальный гений всех времен, основатель стиля Высокого Возрождения. Полимат.
Пол: Мужской

Цитаты:
1. Счастье достается тому, кто много трудится.
2. Простота — это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения.
3. Существует три разновидности людей: те, кто видит; те, кто видит, когда им показывают; и те, кто не видит.
4. Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.
5. Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника.
6. Критикуя, критикуй мнение, а не его автора.
7. Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет.
8. Живопись- это поэзия, которую видят, а поэзия- это живопись, которую чувствуют.
9. Кто может идти к источнику, не должен идти к кувшину.
10. Глаз меньше ошибается, чем разум.

Достижения и вклады:


Профессиональная, социальная позиция: Леонардо да Винчи- великий итальянский  художник эпохи Возрождения, скульптор, архитектор,  инженер и ученый, изобретатель, анатом, ботаник, музыкант, писатель, философ и полимат.
Основной вклад (чем известен): Леонардо является наиболее разносторонне одаренным человеком, из когда-либо живших на земле  и всеобще признан как  наиболее универсальный гений всех времен.
Его широкий круг интересов и способностей делает его архетипом человека эпохи Возрождения. Он был основоположником стиля Высокого Возрождения и оказал огромное влияние как на своих современников так и на современных художников. Автор Моны Лизы (Джоконды) и Последней Вечери.

Вклад в культуру:

Художник и скульптор. Леонардо был, и в настоящее время известен, прежде всего как художник. При этом он единодушно признается  одним из величайших художников всех времен.
Одной из ранних работ Леонардо был портрет Жиневры де Бенчи (1474-1478), который  был написан в флорентийской мастерской, во время его ученичества у  Андреа Верроккьо. В 1478 году Леонардо стал независимым мастером.
Его первой работой был  алтарь для часовни Палаццо Веккьо, в флорентийской ратуши, который никогда так и не был завершен. Среди его ранних работ были  Благовещение (1475-80), так называемая Мадонна Бенуа (1478).
Его первая большая картина, “Поклонение волхвов”, которую он начал в 1481 году, также осталась незавершенной,  потому что в следующем году он переехал в Милан.
Работая в Милане в период (1482-1499), Леонардо создал несколько своих самых известных работ. Ему было поручено написать  Мадонну в Гроте  для Братства Непорочного Зачатия. Существуют две разные картины с практически одинаковым сюжетом, одна из которых сейчас находятся в Лувре, была написана в 1483-1486 годах  и другая в Национальной галерее в Лондоне (1495-1508).
В 1485 году Леонардо создал «Витрувианского человека», который сегодня рассматривается как культурная икона.  В  1488-1490 годах Леонардо да Винчи написал свои известнейшие картины – Даму с горностаем и Мадонну Литту.  Знаменитая фреска Леонардо «Тайная вечеря»  для монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане была начата в 1495 и завершена в 1498 году.
Когда в 1500 году Леонардо вернулся во Флоренцию, он создал ряд своих наиболее выдающихся шедевров. В своих произведениях этих лет, он сосредотачивал внимание на изображении человеческой жизненной силы, например как  в картине  Леда и лебедь (1502).
Его великая работа Мона Лиза (ок. 1503 – 1506),  представляющая портрет жены флорентийского купца. Загадочная и неоднозначная полуулыбка Джоконды является одной из отличительных черт картины.
Эта работа  наряду с Тайной вечерей, рассматривается как самый известный и выдающийся шедевр всех времен.
Среди картин, которые он создал в данный период были Мадонна и младенец со святой Анной  (1508-1509) и Бахус (1513-1515). Эти работы  являются примером нового стиля Леонардо туманного- сфумато, представляющего тонкие переходы тонов.
В 1513 году он создал загадочную картину молодого Св. Иоанна Крестителя, а также один из своих  самых известных рисунков Автопортрет (ок. 1510-13).
Хотя сохранилось только около пятнадцати его завершенных картин, все они считаются мировыми шедеврами.
Эти несколько сохранившихся работ, вместе с его дневниками,  которые содержали рисунки, научные диаграммы и  мысли о природе живописи, оказали влияние на последующие поколения художников.
Его труды по искусству утвердили в живописи  идеалы изображения и выражения, заложили  стандарты трехмерного искусства, правила создания рисунка и работы с пространством, изображения пейзажей, а также  света и тени.
К сожалению, ни один из его скульптурных проектов не был доведен до конца и фактически не осуществился в том виде, в котором он был задуман.
Мировую известность ему принесли его картины “Тайная вечеря” и особенно “Мона Лиза” (Джоконда).
Леонардо очень любил эту работу и брал ее собой во все свои путешествия. Мона Лиза, как и многие из его картин, включала ландшафт и использование воздушной  перспективы. Леонардо был одним из первых художников который ввел проблематику воздушной перспективы в искусство.
Существует история о написании “Тайной вечери”. Леонардо первым нарисовал Иисуса.  Несколько лет спустя Леонардо в качестве модели для Иуды нашел опустившегося уголовника, не понимая, что это был тот же самый человек. Но нет никаких доказательств того, что Леонардо действительно использовал одного и того же натурщика.
Архитектор.  Леонардо создал проект “Идеальный город” (1484), двухуровневые мосты через реку, арочный мост, проект церкви с центральным куполом.
Изобретатель.  Леонардо известен своим уникальным талантом изобретателя.   Он создал большое количество гениальных изобретений, среди которых:
подводная лодка, танк, велосипед, робот, прожектор, увеличительное стекло, устройства для концентрации солнечной энергии, калькулятор, механический гриль, передвижные дома, скафандр и ласты.
Некоторые его эскизы представляли собой предвидение таких современных изобретений, как вертолет, планер, дельтоплан, аэроплан и парашют.
Его летательные аппараты, воплощали рациональные принципы аэродинамики, которые он разработал после тщательного изучения полета птиц.
В области механики он создал проекты, прокатных машин, металлургических печей, печатного станка, подъемного крана, деревообрабатывающего оборудования, ткацких станков.
Только немногие из его проектов возможно было осуществить при его жизни, но некоторые из его небольших изобретений, таких, как автоматизированная моталки катушки и машины для испытания прочности на растяжение провода были созданы.
Ученый. Леонардо проводил научные исследования на протяжении всей своей жизни и вследствие этого значительно обогатил состояние знаний в области анатомии, геологии, ботаники, архитектуры, механики, оптики, математики и гидродинамики.
В анатомии он изучал циркуляцию крови и действие глаза. Он сделал детальные рисунки строения человеческого тела, которые высоко ценятся и сегодня. Леонардо  описал многие свойства зрения, такие как “иррадиация”, которая заключается  в том, что  светлые объекты кажутся больше, чем темные.
Он сделал открытия в области метеорологии и геологии, описал влияние Луны на приливы и отливы, изложил базовую тектоническую теорию плит, заложил основы современного представления о формировании континентов и раскрыл природу ископаемых раковин.
Он был одним из создателей науки гидравлики и, вероятно, разработал ареометр, его инновационные проекты каналов и ирригационных систем по-прежнему применяются в практике. Его многочисленные эксперименты в области гидравлической техники  позволила ему точно описать равновесие жидкости в сообщающихся сосудах.
В ботанике он предложил описание законов филлотаксии, гелиотропизма и геотропизма, описание метода определения возраста растений по структуре стеблей, а деревьев по годовым кольцам.
Философ. Леонардо был также гениальным и своеобразный философом и мистиком. Картины Леонардо полны философских и духовных размышлений, а некоторые его полотна и записи содержат таинственные загадки.
Так для обострения  восприятия мира и развития воображения Леонардо создавал загадки и предсказания: “Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать” (Интернет, телефон).
“Невидимые деньги будут поступать к многим, которые потратят их на торжество”. (Электронные денежные переводы). Леонардо также предложил оригинальный метод активизации воображения: “Для того, чтобы возбудить ум, созерцайте стены покрытые бесформенными пятнами. Старайтесь найти в них горные пейзажи, деревья, сражения и лица”.
Его научные теории, как и его художественные нововведения, были основаны на тщательных научных наблюдениях. Он считал, что сила восприятия и способность  к зарисовке полученных наблюдений, являются  универсальным ключом к тайнам природы.
Основные труды: Портрет Жиневры де Бенчи (1474-1478), Благовещение (1475-1480), Мадонна Бенуа (Мадонна с гвоздикой) (1478-1480), Поклонение волхвов (1481), Мадонна в гроте (Лувр) (1483-1486), Витрувианский человек (1485), Дама с горностаем (1488-1490), Мадонна Литта (1490), Тайная вечеря (1498), Леда и лебедь (1502), Мона Лиза (1503-07), Мадонна в скалах (1505-08), Мадонна и младенец со святой Анной  (1508-1509), Вакх (1513-1515), Св. Иоанн Креститель (1513-16), Автопортрет (1514 – 1516).

Карьера и личная жизнь:


Происхождение: Леонардо родился 15 апреля 1452, в тосканском городке Винчи, расположенном в нижней части долины реки Арно, примерно в  25 милях к западу от Флоренции.
Он был незаконным сыном Мессера Пьеро ди Фруосино Антонио да Винчи, флорентийского нотариуса и Катерины, красивой крестьянской девушки. Леонардо не имел фамилии в современном смысле этого слова, “да Винчи” просто означает родом из  “Винчи”: Его полное имя при рождении было “Леонардо ди сер Пьеро да Винчи”.
Он провел свои первые пять лет в деревне Анчиано, затем жил в доме своего отца, дедушки, бабушки и дяди Франческо, в небольшом городке Винчи.
Его отец женился на шестнадцатилетней девушке по имени Альбиера, которая любила маленького Леонардо, но умерла молодой. Когда Леонардо было шестнадцать лет его отец снова женился на двадцатилетней Франческе Ланфредини.
Образование: Леонардо получил неформальное образование, в процессе которого он изучал латынь геометрию и математику. В 1466 году его отец отдал учится художественному ремеслу известному художнику Андреа Верроккьо (1435-1488).
Оказали влияние: Андреа Верроккьо.

Основные этапы творчества:

1. Флорентийский период (1466-1482). В 1466 году, в возрасте четырнадцати лет, Леонардо поступил учеником к художнику Андреа ди Чионе, известного как Верроккьо, студия которого считалась одной из лучших во Флоренции. Там он обучился искусству  живописи, скульптуры и различным ремеслам.
К 1472 году в возрасте двадцати лет, Леонардо получил квалификацию  мастера  гильдии Святого Луки, сообщества художников и врачей (1466-1478).
В январе 1478 он получил свой первый независимый заказ по созданию алтаря  для часовни Святого Бернара в Палаццо Веккьо. В этом же  году он покинул студию Вероккьо и больше уже никогда не жил в доме своего отца. В 1480 году он переехал  во дворец  Медичи и работал  в саду у площади Святого Марка во Флоренции.
2. Миланский период (1482-1499). В 1482 году он поступил на службу к герцогу Миланскому Лодовику Сфорца в качестве художника и инженера. В Милане его художественный и творческий гений развернулся в полную меру. Кроме того в  1490 году  он начал свой проект написания трактатов о “науке живописи”, о архитектуре, механике и анатомии.
Живя в Милане между 1493 и 1495 Леонардо в  налоговых документах, среди своих иждивенцев, указывал женщину по имени Катерина. Она умерла в 1495 году и перечень приведенных  похоронных расходов позволяет предполагать, что эта женщина была его матерью.
3. Период странствий (1499-1519). Когда в 1499 году, французы вторглись в Милан Леонардо покинул город и начал кочевой образ жизни, который он главным образом посвятил  своим научным исследованиям. В 1499 году в поисках работы Леонардо переехал в Мантуе, а затем в Венецию.
Второй флорентийский период  (1500 -1508). По возвращении во Флоренцию в 1500 году, он  проживал с монахами в монастыре Сантиссима Аннунциата.
В 1502 году Леонардо поступил в качестве военного инженера и архитектора на службу к Чезаре Борджиа, герцогу Романьи и сыну папы Александра VI.
Для того, чтобы завоевать расположение герцога, Леонардо создал карту крепости Чезаре Борджиа, и план города Имола. Этим  самым он заложил  основы современной картографии.
Выступая в качестве военного инженера он руководил строительством крепостей в Папской области в центральной Италии и много путешествовал по Италии со своим покровителем.
Однако, он не остался в Милане и в 1503 году  вновь  вернулся во Флоренцию. Там 18 октября 1503 Леонардо вернулся в гильдию Святого Луки и служил там в комиссии художников.
Флоренция была в состоянии войны с Пизой и Леонардо служил городу-государству в качестве военного инженера, продолжая одновременно свои научные исследования.
В 1504 умер его отец, и Леонардо пришлось улаживать проблемы с наследством со своими братьями.
Леонардо начал работу над  большой фреской  Битва при Ангиари для Синьории, посвященной памяти битвы при Ангиари, в которой Флоренция одержала  победу над Пизой. Он посвятил  два года проектированию картины  и в 1505 году создал полный размер эскиза, но так никогда не завершил ее в настенной живописи.
Второй миланский период  (1508-1513). После пяти лет занятия живописью и научными исследованиями во Флоренции, в 1508 он вернулся в Милан. Там он жил и проводил плодотворные научные исследования в своем собственном доме в Порта Ориентале  в округе Санта-Бабила.
Римский период (1513-1516). С сентября 1513 до 1516 года Леонардо провел большую часть своего времени в Бельведере в Ватикане в Риме, где в это же время жили  Рафаэль и Микеланджело.  Позже он короткое время работал в Болонье и Венеции.
Французский период  (1516-1519). В 1516 году он поступил на службу королю Франции Франциску I и уже  никогда не возвращался  в Италию.
Во Франции он жил рядом с резиденцией короля в королевский замке Амбуаз, в собственном доме, подаренным Фрэнсисом I.
Именно здесь он провел последние три года своей жизни, в обществе своего друга и ученика, графа Франческо Мельци, получая от короля плату в 10000 экю.
Универсальный гений.  Леонардо да Винчи более чем кто-либо заслуживает звания Homo Universalis, универсальный человек. Он был совершенным творцом  во всех видах искусства, первооткрывателем в большинстве отраслей науки, и выдающимся изобретателем в области техники. Он был почти одинаково талантлив и успешен в архитектуре, скульптуре, машиностроении, геологии, гидравлике и военной технике.

Личная жизнь:

Два  события детства повлияли на всю его оставшуюся жизнь. Маленький Леонардо увидел как коршун упал с неба, завис над его колыбелью и своим хвостом открыл ему рот.
Позже он расценивал это событие как предзнаменование. Кроме того, как то во время прогулки в  горах, он обнаружил пещеру и ему стало страшно, когда он представил, что там скрываться большое чудовище, и одновременно он почувствовал непреодолимое желание узнать, что находится там внутри.
В 1490 году да Винчи установил опеку над десятилетним мальчиком  Джан Джакомо Капротти. Позже мальчик получил прозвище Салай или  Салаино (“маленький дьявол).
Он был описан Джорджо Вазари, как «изящный и красивый юноша с вьющимися волосами, который очень радовал Леонардо». Однако год спустя Леонардо сделал список проступков мальчика, назвав его “вором, лжецом,  упрямцем и обжорой”  Салаино оставался его товарищем, слугой и помощником в течение следующих тридцати лет.
Леонардо встречался с Никколо Макиавелли, отношения с которым позже переросли  в близкую дружбу. Также среди его друзей была Изабелла д’Эсте, которая была его ближайшим другом женщиной.
Леонардо да Винчи умер в Кло-Люсе, 2 мая 1519. Франциск I стал близким другом и согласно Вазари Леонардо умер у короля на руках. Леонардо был похоронен в часовне Святого Губерта в Шато Амбуаз, Франция).
Его главным наследником был Мельци, который получил также деньги, картины Леонардо, его  инструменты, библиотеку и личные вещи. Салаино также не был забыт, и получил половину виноградников Леонардо и картину Мона Лиза.

Личность Леонардо

Леонардо был художником, наделенным выдающейся физической красотой,  сверхчеловеческими способностями и таинственной силой. Он обладал гигантскими любопытством по отношению к физическому миру и неограниченным стремлением к знаниям,  при этом  масштаб и глубина его интересов были беспрецедентными.
Кроме этого он был красивый, высокий,  веселый и приветливый мужчина, приятный собеседник и талантливый оратор, хороший спортсмен, прекрасный музыкант и импровизатор.
Джорджо Вазари, в своей книге “Жизнь художников” писал о нем:  “единственный  человек удивительно наделенный небесами красотой, грацией и талантом в таком изобилии, что ему не было равных в истории человечества”.
Леонардо от рождения был левшой и писал свои дневники  зеркальным письмом, справа налево. Этот специальный прием, который требует для чтения зеркало,  помог ему  сохранить многие из его записей в тайне.
Изюминка: Всплеск общественного интереса к его жизни  состоялся в 2003 году, в связи  с публикацией бестселлера – триллера Дэна Брауна – «Код да Винчи». В его картинах существуют  скрытые сообщения, которые можно назвать “Картины в картинах”.
Он был первым человеком в истории, проведшим  достаточно точные исследования анатомии человека, и сделавшим точные рисунки человеческого тела. Отчасти он делал это в процессе тайного рассечения и изучения трупов. Леонардо работал у Миланского герцога Людовико Сфорца, в течение почти восемнадцати лет (1482-99).
Леонардо был строгим вегетарианцем.
Зигмунд Фрейд в своем эссе, написанном в 1910 году пытался разрешить тайну Леонардо да Винчи. Он подверг анализу сложное детство Леонардо, его подсознание и движущие  мотивы. Так он сделал вывод, что изображение Девы Марии и Святой Анны (1508) представляет  собой защитную реакцию на наличие у него двух матерей.
Согласно Фрейду частичное завершение Мадонны и наличие многих других незавершенных работ Леонардо – символично и является бессознательным выражением переживания  опыта лишения его матери.
Эксперты утверждают, что гермафродитизм и эротизм проявляются в ряде работ Леонардо, например в таких как  Мона Лиза и Св. Иоанн Креститель.
Некоторые итальянские антропологи и эксперты установили, что отпечатки пальцев матери Леонардо говорят о том, что она была “восточного происхождения” и, вероятно, арабкой.
Зигмунд Фрейд говорил о нем: “Леонардо да Винчи был человеком, который проснулся рано в темноте, в то время как другие все еще спали”.