Махамудра, Дзогчен и Дзэн: общность и различия

0
903
Share

Дзогчен и Дзэн (Чань)

История взаимовлияний. Китайский мастер чань буддизма Хвашанга, до своего знаменитого спора с индийским учителем Камалашилой, в 8 веке проповедовал в тибетском монастыре Самье. Так, по свидетельству Дж. Туччи, один из первых учителей Дзогчена Вайрочана, учился у Хвашанга или, по крайней мере встречался с ним. Однако победа в знаменитом диспуте представителя классического индийского буддизма Камалашилы над Хвашангой, надолго определила развитие тибетского буддизма.
Как правило, учителя практически всех школ тибетского буддизма, отгораживали себя от влияния китайского и японского буддизма и отрицательно отзывались о школе Чань, всегда поддавая ее последовательной критике. Среди тех, кто положительно отзывался о чань буддизме можно выделить великих учителей Дзогчена школы Ньигма Лонгченпу (1308-1363) и Оргьена Цасум Лингпу (1694-1738), а также, проживавшего в США и знакомого с Дайсэцу Тэйтаро Судзуки, представителя школы Кагью Чогьяма Трунгпа Ринпоче (1939-1987).

Общность учений

1. Дзогчен и Дзэн представляют собой кульминационные точки, вершины и квинтэссенции различных разветвлений единого пути буддийских учений. В связи с этим, схожие черты этих учений обусловлены не столько их историческими пересечениями, взаимовлияниями, общими источниками и учителями, сколько универсальными характеристиками развитых концептуальных систем, достигших своей самодостаточности и предельной простоты, а также погруженности в подлинную природу человека и трансформированности в практику.

2. Изначальность просветленного сознания и пробужденной природы Будды, спонтанное проявление истинной Реальности и изначально просветленного Ума.
Само учение Дзогчен основывается на идее Изначального чистого недвойственного осознания, врожденной мудрости и коренной осознанности, самосовершенной подлинной природы, на единстве «изначальной спонтанности и чистоты. В Дзэне врожденное просветление или изначально пробужденная природа Будды также является определяющей основой всех теоретических построений и психопрактик.

3. Исходность Единого Ума (сознания).
В Дзогчене Ум понимается как чистое недвойственное знание (rig ра) о изначальном подлинном осознании, которое есть ясный свет и природа будды. Единый Ум (сознание), проявляясь как Ясный свет, существует изначально как вся видимая Вселенная.
Онтологические представления Дзогчен уходят корнями в махаянское учение йогачары, в котором в качестве единственной реальности принимался Единый Ум (экачитта). Еще Падмасамбхава, писал, что все явления, вещи, живые существа и миры, все, возникает из ума и есть проявлениями ума.
В Дзэн буддизме вся истинная реальность предстает как ум или природа Будды и присутствует во всех живых существах. Данный Ум, по традиции опирающейся на учение Йогачары, носит название изначально пробужденного Единого Ума (экачитта; и синь), порождающего сансару и нирвану и, обретающего, в этом смысле онтологический статус. При этом сама «природа», «ум» и «Будда» проявляются как различные характеристики Единого Ума или Сознания. Как писал мастер корейской школы Дзэн Сун Сан (1927-2004): «Вы слышите звон в утреннем воздухе, и все ваши мысли исчезают. Нет ничего, что есть вы; нет ничего, что есть не вы. Есть только звон колокола, заполняющий всю Вселенную. Во всех ваших переживаниях внутреннее и внешнее стало единым. Это и есть ум Дзен».

4. Схожесть понимания изначальной природы как чистого, нерожденного, спонтанно проявляющегося естественного состояния, присущего каждому живому существу.
В Дзогчене сущность или основа всего на уровне индивидуального ума представляет собой необусловленное изначальное, естественное состояние, которое представляет собой неразрывное единство ясности и пустоты.
«Состояние Будды, — писал Тензин Вангьял, — действительно является нашим естественным состоянием: мы не создаем его, а просто раскрываем посредством своей практики медитации».
В Дзэне данное состояние, которое Шестой патриарх Чань Хуэйнэн (638—713) называл первозданным ликом человека до его рождения.
Он считал, что изначальная природа изначально само-чиста и естественным образом пребывает в самадхи. Так он говорил своему ученику: «Если ты пришел за верой, оставь все свои страстные стремления. Не думай ни о добре, ни о зле, но посмотри, каков в данный момент твой первозданный лик, который ты носил еще до рождения своего».
Данное состояние было акцентировано и разработано в учении Банкэя (1622-1693) «Нерожденное», которое он представлял как нашу собственную, близкую и интимную природу, проявляющуюся в непосредственном, девственном чувственном восприятии, как подлинную, внутреннюю природу, одновременно представляющую собой просветленную природу будды, которую уже не надо реализовывать или обретать.

5.  Фундаменальность и первичность изначального состояния присутствия и просветления.
Как в Дзогчене, так и в Дзэн, приоритетным, исходным и всеопределяющим, является осознание изначального чистого естественного состояния природы будды, а учения и методы проявляются как вспомогательные инструменты, которые можно свободно использовать, но которыми можно и принебречь. «Поэтому понятно, -писал Намкай Норбу,- что главный метод Дзэн — это метод, помогающий оказаться в абсолютном состоянии. Этот принцип одинаков и для Дзогчена, и для китайского буддизма».

6. Сокровенная Свобода как первопринцип и высшая ценность.
Дзогчен и Дзэн, являясь по своей сути вершинными учениями, утверждают и доводят до полной реализации ведущий принцип буддизма, выраженный самим Буддой: «Как у океана один вкус, вкус соли, так и у моего учения один вкус, вкус свободы».
Дзогчен. Основополагающее понятие Дзогчен – Ригпа, понимаемая как саморожденная Мудрость, Естественное Состояние и обнаженное осознавание изначально свободно йе дрол (уе grol), а самоосвобождение ранг дрол (rang grol) является высшим и ключевым методом учения. Полное освобождение от всех ограничений, привязанностей и цепляний является содержанием и целью пронизывающей учение практики самоосвобождения.
Дзэн. Достижение состояния полного освобождения, непривязанности и абсолютной свободы является высшей целью чань и дзэн буддизма. В основе внутреннее свободы лежит состояние отстраненного, безоценочного, бесстрастного созерцания действительности, отсутствие цепляния и привязанности к словам и символам, вещам и, главное, к своему эгоистичному я.

7. Онтологическая исходность и фундаментальность настоящего мгновения «здесь и сейчас», как единственного времени и места чистого присутствия.
Настоящий момент, в котором заключает в себе всю вселенную, прошлое, настоящее и будущее, а также десятки тысяч будд.

8. Принятие всей полноты реальности, единство сансары и нирваны, восприятие реальности такой как она есть.
Дзогчен и Дзэн объединяет ведущая идея Махаяны сущностного единства Сансары и Нирваны, но взятая не на концептуальном уровне, а пропущенная и порожденная живой практикой.

Так в обоих учения, — пишет И.Гарри, — Сансара и Нирвана, феноменальное существование и истинное бытование, абсолютный и относительный уровень для просветленного сознания являются тождественными друг другу. «В относительном уровне, который является полным тождеством абсолютного измерения, также нет загрязнения, нет неведения, нет противопоставления на хорошее и плохое, на добродетель и грех и т. д. Вся Вселенная во всем многообразии становится просветлением, любое действие подвижника — актом просветления».
Именно реализация главного принципа Дзогчен – пребывания в состоянии чистого присутствия и созерцания и являются условием недвойственности восприятия реальности. «Если я на мгновение попадаю в состояние созерцания, то в этот момент гнев и сострадание, благое и неблагое — все это одно и то же. В этом состоянии ничего не нужно делать. Вы самоосвобождаетесь, потому что оказываетесь в своем собственном измерении энергии, ничего не избегая и ни от чего не отрекаясь».
Если путем длительных тренировок сделать такую практику привычной для себя, поток дискурсивных мыслей станет сам по себе медитацией; исчезнет граница между покоем ума и движением мысли и уже ничто не нарушит наступивший покой. Поэтому в коренном тексте говорится: «Возникают они так же, как и прежде…».
О этом высшем уровне практики самоосвобождения мыслей, писал и Патрул Ринпоче: «Если путем длительных тренировок сделать такую практику привычной для себя, поток дискурсивных мыслей станет сам по себе медитацией; исчезнет граница между покоем ума и движением мысли и уже ничто не нарушит наступивший покой. Поэтому в коренном тексте говорится: «Возникают они так же, как и прежде…».
В Дзэн буддизме также подчеркивается единство и недвойственность истинной реальности, которая уже, целиком и во всей полноте вмещает в себя предельное совершенство и всегда остается такой, какой она есть на самом деле. При этом вся глубина истиной реальности открывается
в состоянии просветления и проявляет свое бесконечное совершенство внутри высшего творческого видения. Именно об этом говорится в популярной дзэнской притче, повествующей о дзэнском мастере, который до просветления просто рубил дрова и носил воду из колодца. Когда его спросили: «А теперь, когда вы стали Просветлённым, что вы делаете?» Он ответил: «Что же ещё я могу делать? Я рублю дрова и ношу воду из колодца».

9. Непосредственность, прямота и неконцептуальность и учений
Важнейшими общими характеристиками Дзогчен и Дзэн, являются их прямота и непосредственность, сразу отсекающих все субъективные эмоции и оценки, мысленные конструкции и саму двойственность.
«Особое свойство Дзогчена, — подчеркивал Тулку Ургьен Ринпоче, — это воззрение, полностью лишённое каких бы то ни было идей. Это воззрение называется «воззрением созревшего плода»; подразумевается, что оно полностью лишено любых умопостроений». Любые концепции это только указания на истинную реальность, для познания которой необходимо просто находится в состоянии чистого, обнаженного осознавания, незамутненного искусственно созданными ментальными конструкциями.
Подобное отношение к учениям и к всевозможным теоретическим построениям, напрямую соотносится с одним из четырех ключевых принципов Чань буддизма: «Не опираться на слова и тексты». Намкай Норбу пишет, что в Дзэн главным является вхождение в недвойственное состояние, не нарушаемое мыслями, которое и есть подлинно абсолютная истина, абсолютное состояние.
Он приводит слова мастера Чань – буддизма Хашанга (Хвашанга), который проповедовал учение в 8 веке в Тибете: «Как объясняет Хашанг, если человек находится в таком состоянии, то ему уже не нужны ни Учение, ни метод, ни какие бы то ни было правила… если человек находится в этом состоянии, и у него возникает какая-то мысль, то не имеет никакого значения, хорошая она или плохая, потому что это одно и то же. Он приводит сравнение с белым и черным облаком, которые совершенно не отличаются в том, что одинаково заслоняют солнце».

10. Созерцание своей внутренней природы или истинной природы ума
В Дзогчене полное просветление и самоосвобождение достигается через обнажающее чистое созерцание своей изначальной природы, которая проявляется как коренная осознанность. Еще Падмасамбхава, в «Йоге узнавания сознания и видения реальности», описывает метод обретения Нирваны посредством постижения своего подлинного чистого сознания.
Основу дзэн-буддизма составляет практика внутреннего созерцания своей Изначальной Природы и проникновение в истинную природу ума. При этом постоянно пребывая в созерцании своей внутренней природы, человек достигает Просветления и становится тождественен с Буддой. «В своём потоке мыслей, — писал Хуэйнэн, — в самосозерцании возвращайтесь к чистоте и незамутнённости своей изначальной природы. Пестуйте себя, сами свершайте деяния и тогда естественным образом обретёте Путь Будды».
В то же время следующие слова Хуэйнэна, совпадают по содержанию со вторым заветом Гараба Дордже, связанного с отсутствием сомнений относительно истинности изначального состояния. «Когда учение о внезапном просветлении понято, — говорил патриарх Чань, — нет больше никакой необходимости обуздывать себя во внешнем. Если у вашего сознания всегда правильный взгляд, вы никогда не будете введены в заблуждение. Это и есть созерцание своей изначальной природы».

11. Демократичность учений. В связи с фундаментальным положением Дзогчена и Дзэн о изначальном просветлении и самосовершенной природе присущей каждому живому существу, данные учения открывают возможность для каждого человека, независимо от его способностей, уровня подготовки и индивидуальных обстоятельств, мгновенно достичь просветления в каждый момент своего существования. Состояние просветления может быть реализовано любым человеком самостоятельно или как в Дзогчен, с помощью коренного учителя.
Изначальное просветление, коренная мудрость и врожденная самосовершенная природа являются самой близкой, подлинной и сокровенной сущностью каждого человека, которую он способен  мгновенно постигнуть, пережить, укреплять и лелеять. При этом именно обнаружение своего собственного истинного состояния, своей вселенской совершенной природы делает человека единственным, а сохранение эгоистического состояния с обыденным ликом, похожим на других людей.
Для Дзогчена и Дзэн справедливыми оказываются слова: «Зачем стремиться стать буддой, когда вы уже есть будда». Демократичность, открытость и мгновенность достижения буддовости или своей изначально чистой и совершенной природы, обеспечивается не непрерывными усилиями, движением по винтовой лестнице и накоплением заслуг, но универсальной пустотностью и зеркалоподобной природой Состояния,  его способностью свободно занимать любой уровень  сознания и с легкостью вмещать в себя все существующее и возможное.

12. Возвращение к человеку. Дзогчен и Дзэн представляют собой не философские концепции и даже не психопрактические системы. Они обращены к самому человеку, к его непосредственному, живому и сокровенному опыту. Этот изначальный, первичный опыт, который близок изначальной природе человека, пронизывает все другие виды опыта и позволяет открыть непосредственный опыт просветления.
Когда учителя спросили, что такое дзэн, он ответил : «Ваши повседневные мысли». Как писал Судзуки: «Дзэн — это океан. Дзэн — это горы. Это гром и молния, это весенний цветок, знойное лето и снежная зима… Больше того, дзэн — это человек».

Общность практики

1. Упор на практику, а не на концепции
Дзогчен и Дзэн являются по своей сути практические учениями, в которых практика едина с просветлением. При этом сама теория представляется фундаментом и вспомогательным материалом практики, а базовые онтологические представления и идеи являются ее порождением и результатом.
Дзогчен. Изначальная природа живет только в движении, означает, что изначальная природа ветра может стать явной только при помахивании веером; природа будды, которой мы изначально обладаем, может проявиться только в практике.
Дзэн. Единство просветления и практики утверждал в своем учении, основатель направления Сото дзэн –буддизма, Догэн. Его идея о том, что в начале практики необходимо пробудить мысль о просветлении, а затем следовать ей, аналогична исходному постулату Дзогчена, предписывающему изначально пребывать в состоянии чистого, недвойственного осознания, которое предваряет и вмещает в себя все возможные практики.
Как писала И. Гарри: «Только посредством практики актуализируется просветление («плод»), и в этом смысле она сама по себе — это уже просветление («путь»), таким образом, нераздельность просветления и практики — это нераздельность процесса и цели. В школе Сакьяпа — это «путь = плод», в школе Дзогчен — это «основа = путь = плод», в школе Сото «практика = подтверждение-плод».

2. Парадоксальность практики и логики
Пародоксальная логика лежит в основе практических систем обеих учений, в которых метод предстает как неметод, медитация как немедитация, усилие совершается без усилия, а стремление осуществляется без стремления. В то же врем ясам парадокс может служить способом передачи и постижения тайного учения Мэннагдэ, а также приемом достижения просветления в дзэновской школе Риндзай.

3. Непоэтапность практики, мгновенность достижения просветления, принцип мгновенного перемещения в абсолютное состояние
В Дзогчен передача и прямое введение в состояние присутствия и в естественную природу ума Ригпа, выполненное с помощью учителя, дополняется самостоятельным решительным отсечением всех препятствий для вхождения в обнаженную осознанность, напрямую и сразу, с помощью высших методов Трекчо и Тогал.
Внезапное, мгновенное просветление, достигаемое в Дзэн буддизме «здесь и сейчас» является его сущностной характеристикой и коренным отличием. При этом, как и в Дзогчен мгновенное просветление может осуществляться как прямым путем, от учителя к ученику, так и самостоятельно, а так же, при соответствующем настрое, совершенно случайно, в самой гуще повседневной жизни.

4. Важность сохранения состояния просветления в повседневной деятельности
В Дзогчене достижение, сохранение и устойчивое пребывание в состоянии чистого присутствия (ригпа) во всех обстоятельствах повседневной жизни является Плодом практики и соответствует выполнению третьего, завершающего завета Гараба Дордже. В свою очередь претворение исконной мудрости в реальную жизнь, в повседневные мысли, в переживания и поступки, насыщение чистым присутствием Ригпа всех видов активности, ведет к росту стабильности и непоколебимости просветленного состояния.
Просветление в Дзэн буддизме растворено в практике и повседневной жизни. С одной стороны оно внезапно возникает в процессе созерцания цветка, звука дождя и крика птицы, с другой стороны оно трансформирует личность, формирует новое видение, которое наполняет новым высшим смыслом все явления повседневной жизни.

Навигация по теме<< Предыдущая запись