Механизмы и приемы творческого освоения времени

Механизмы и приемы творческого освоения времени

С.Л. Марков

Творчество и время являются одними из наиболее фундаментальных, сущностных и обобщающих категорий современной науки. Выявление и раскрытие взаимосвязи между  ними ведет к более глубокому и адекватному пониманию их содержания, к определению их основных механизмов и сущностных закономерностей.
Традиционно оба эти понятия рассматриваются как изменение, развитие, становление, как возникновение и разрешение противоречий, как рождение полого и переход возможностей в действительность. Вместе с тем творчество определяется и как взаимодействие, в процессе которого происходит взаимоотражение и взаимоизменение систем материального мира, их взаимообогащение и взаиморазвитие, рождение и становление новых форм и качеств.
Можно предположить, что и само время, отражающее самые существенные связи и отношения действительности, может рассматриваться как форма взаимодействия между различными этапами развития материальных систем. В основе этого наиболее общего определения времени лежит закон перехода этапов развития системы во внутриструктурные уровни ее организации. Кроме этого любая актуально существующая структура содержит и виртуальные уровни, представляющие собой антиципированные конечные состояния, “ростки” ее будущего. Актуальные структуры “конденсируют” время, “втягивают” в себя свое прошлое и будущее.
Вместе с тем  актуальные взаимодействия между различными уровнями структуры можно рассматривать как свернутое взаимодействие между различными этапами развития этой структуры, а также как взаимодействие между ее виртуальными и реальными  уровнями. Таким образом “миг”,  “срез” настоящего приобретает структуру Вечности.
При этом сама Вечность может быть представлена не как “нить мгновений”, но как “сумма срезов” настоящего, а как полициклическое,  рекурсивное,  разноуровневое и разнонаправленное взаимодействие этапов развития систем разной сложности. Такое понимание Вечности позволяет разрешить противоречие между статической теорией времени, при которой оно представляется в виде огромного экрана,  вмещающего прошлое, настоящее и будущее, и динамической, понимающей его как движение,  изменение, взаимодействие и разрешение противоречии.
По мере усложнения и совершенствования структур материалы эго мира претерпевают изменение и временные отношения между ними, обретая свою подлинную сущность и субъективном времени творческой личности.  В свою очередь понятие личностного времени можно представить как цепь полициклических взаимодействий между активными и самостоятельными структурами “Я – прошлое”,  “Я – настоящее”, “Я -будущее”, представляющих собой персонифицированную, субъективную  форму существования времени.
Вместе с тем творчество является имманентным свойством свободного, самостоятельного субъекта, обладающего способностью сознательно относиться к себе, к другим, к миру и ко времени. Именно в сознании личности снимается противоречие между реляционным и субстанциональным пониманием сущности времени. С одной стороны она отчетливо осознает, что оно “пронизывает”, “наполняет” все предметы и явления окружающего мира, с другой, оно абстрагируется, наделяется самостоятельной активностью, и субъектностью. При этом само отношение ко времени, понимаемое как активное взаимодействие с ним, по мере становления личности и развития ее жизненной позиции, приобретает определенную качественную специфику. Можно предположить, что каждому из уровней развития жизненной позиции личности: пассивному, репродуктивному и творческому, можно поставить в соответствие определенный уровень взаимодействия личности со временем.
В первом случае индивид предстает как пассивный объект, который, наделяя время активностью и субъектностью, покорно переживает свою беспомощность, бренность и случайность. Он ощущает враждебность и холодность времени, наблюдая как оно методично и бесстрастно вырывает дни его жизни, вырезает морщины, жестоко наказывает за неподчинение. Время отождествляется с властной, принуждающей   необходимостью и переживается как сожаление о потерянных возможностях. Второй уровень характеризуется изменением полюсов взаимодействия, при котором индивид как субъект жизнедеятельности, рассматривает время в качестве объекта манипулирования, видя в нем фактор, резерв и средство оптимизации своей деятельности. Индивид принимает вызов, брошенный временем, вступает с ним в борьбу, пытаясь победить его и овладеть им. Освоение и подчинение времени ведет к самоутверждению индивида, обретению своего неповторимого “Я”. Однако гипертрофированное утверждение своей индивидуальности ведет к мнимому освобождению и “избавлению” от времени, к иллюзии свободы и способности поступать независимо от причин и следствий.
Для активного субъекта, реализующего свои цели, время приобретает “упругость”, начинает поддаваться контролю и предстает как важнейший фактор оптимизации деятельности. В процессе жизнедеятельности личность учится искусству овладения временем, вырабатывает эффективные приемы и правила взаимодействия с ним, создает и совершенствует свой метод отношении ко времени, позволяющий наиболее полно реализовать свои индивидуальные возможности.

В ряде работ выделяются и обобщаются наиболее эффективные приемы организации, управления и использования личностью своего времени [4, 6, 7].
1. Хронометраж, составление бюджета, анализ рабочего и индивидуального времени жизни.
2. Прояснение ценностей и определение приоритетов. Выбор основной ведущей проблемы. Выделение времени только на полезную деятельность. Выполнение существенного, важного, а не рутинного и привычного, являющегося неотложным.
3. Планирование и составление программ деятельности.
а) Составление перспективного  месячного, недельного и дневного планов.
б) Планирование, нацеленное на результат, а не на задачу.
в) Контроль целей по конкретным результатам, а не по выполнению отдельных мероприятий программы.
г) Планируемые цели должны иметь строгие временные рамки и свой бюджет времени.
д) Планирование от даты окончания работы (от будущего к настоящему).
е) Планирование темпа работы, установление высокой скорости деятельности.
4. Полное погружение в работу, выполнение ее сосредоточенно, со страстью, с удовольствием, видение ее развивающего   потенциала.
5. Выполнение работы “сегодня”, решение проблемы “здесь и сейчас”. Для принятия решения необходима не вся информация о ситуации, а только ее определенная часть.
6. Совмещение, удвоение действий, при котором при одной деятельности выполняется несколько целей.
7. Использование “отходов” времени, промежутков между работами.
8. Предвидение и препарация действий. Определение оптимальных условий в будущем. Создание такого состояния вещей, которое затем произвольно, благодаря закономерному движению вещей, автоматически приведет к цели.
9. Метод “проволочек” при конфронтации. Понять на кого играет время. Выжидать, откладывать, затягивать действие. Определять благоприятный, наиболее оптимальный момент для начала действия.
10.Изменение внутреннего темпоритма: замедление при восприятии и предельная расслабленность, четкий ритм напряженного действия, максимальная: концентрация и мобилизация анергии.
Таким образом, с помощью системы приемов субъект пытается овладеть временем,  использовать его как резерв оптимизации и экономизации своей деятельности. Однако организовывая и регулируя приобретшее “упругость” время, “отвоевывая” его для самого себя, субъект еще не обладит подлинно индивидуальным временем, так как ее деятельность детерминируется внешне заданными смыслами и нормами актуальной социальной среды.
Наконец, творческое взаимодействие со временем характеризуется тем, что свободный активный субъект открывает во времени его качественное своеобразие, активность и субъектность, а само взаимодействие, при этом, превращается в диалог самостоятельных структур, обладающих своей спецификой и собственной логикой развития. Время, которое согласно реляционной теории, не является самостоятельной сущностью, вновь обретает ее, персонифицируясь в “Я – прошлом” и “Я -будущем”, выступающими, наряду с “Я – настоящим”, как самостоятельные, равноценные и активные структуры. Творчество, как диалог, вмещает в себя все виды и планы взаимодействия со временем: гипертрофированную субъектность, проявляющуюся в свободе воли, игнорирующую причинность и время, а также абсолютную жертвенность, ведущую к слиянию, к идентификации с внешним миром, подчинение его времени и ритму.
Творческая личность отличается разноуровневым, полифоническим отношением ко времени, включающем и жесткую регламентацию, и гибкое управление, и растворение в нем, и даже его игнорирование. Она свободно комбинирует эти отношения, вмещая их друг в друга и в зависимости от внешней ситуации или внутреннего состояния легко переходит от одного отношения к другому. Творческая личность свободно передвигается, скользит по времени, самозабвенно погружается в настоящее. Она живет “здесь и сейчас”, а не готовится жить, открыто я искренне реализуя в настоящем резервы и возможности своей индивидуальности. В то же время она ищет опору в своем прошлом, актуализируя яркие образы и переживание своих успехов и побед. Она также направлена и в будущее, представленное высокими, благородными и далекими целями.
Творческое отношение ко времени является проявлением творческой позиции личности, которая обладает динамической, иерархической структурой, включающей аксиологический, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, реализующиеся с помощью соответствующих социально-психологических механизмов творчества: идеализации, децентрации, идентификации и самоактуализации. При этом каждый из этих механизмов в реальном творческом взаимодействии со временными структурами предметов и явлений проявляется в виде конкретных средств, правил и приемов.
Идеализация представляет собой процесс мысленного конструирования идеального образа предмета, в котором отражается его совершенство и богатство связей, гармонично переплетаются критерии социальной значимости, истины, добра и красоты, а также разрешаются главные и  наиболее назревшие противоречия.
Децентрация выражается в способности генерировать разнообразные подходы к объекту взаимодействия, в умении изменять свою позицию и  точку зрения на объект, принимать в расчет позиции других людей.
Идентификация состоит в отождествлении себя с другими людьми и объектами окружающего мира, в активном вживании в них, а также в переживании своих связей и отношений с ними.
Самоактуализация понимается как стремление к наиболее полной и непрерывной реализации своих личностных возможностей, как потребность в целостном самовыражении и самоосуществлении своих творческих потенций.
С помощью механизма идеализации реализуется ценностное отношение ко времени, без которого становится невозможным его творческое овладение. Именно высшие гуманистические идеалы являются ценностными детерминантами индивидуального времени творческой личности. В то же время идеализация, как видение идеальной сущности предметов и явлений, предполагает представление их в естественной завершённости, гармоничности, то есть видение их целостной временной структуры. Предвидение и антиципация конечного результата развития объекта, видение, начала и кульминации его жизненной траектории позволяет одновременно представлять все моменты его прошлого, настоящего и будущего на застывшем развернутом экране. Подробная репрезентация временной структуры объекта делает возможным произвольное выделение отдельных этапов процесса, их “сжатие”, “расширение”, “перемешивание”, “склеивание”, создание нужной, идеальной временной конфигурации. В реальной творческой деятельности этот механизм проявляется в виде приема “предварительное действие”, предполагающего моделирование будущей идеальной ситуации и создание условий ее оптимального осуществления.
Механизм децентрации позволяет преодолеть анизотропность времени, свободно перемещаться по временной оси в любом нужном направлении. Применение этого механизма позволяет представлять объект одновременно в нескольких временных кланах, делает возможным его целостное, объемное видение.
Сущность механизма идентификации состоит в видении временной специфики объекта, во вчувствовании в его уникальный, внутренний ритм. Раскрытие временной структуры объекта позволяет выстраивать оптимальную систему взаимодействий, выделять приоритеты, определять порядок и периодичность актов, производить на объект своевременные и эффективные воздействия. В то же время восприятие ритма и цикличности событий и явлений, осознание их периодичности, позволяет делать прогнозы и предсказывать будущее.
Развитое чувство ритма и времени позволяет творческой личности в сложной и увлекательной “игре с природой” угадывать момент получения максимального “выигрыша”. В изобретательском творчестве этот механизм конкретизируется в виде ряда приемов: “достижение резонанса”, “чередование непрерывных и импульсных воздействий”, “принцип периодичности действий” [1].
Специфика механизма самоактуализации, реализующего творческое отношение ко времени, проявляется в “сжатии” субъективного времени, в концентрации на мгновении настоящего, приводящих к энергетизации и мобилизации творческих способностей личности. При этом предметы и явления внешнего мира как бы “застывают”, обнаруживая и проявляя свои связи. Интересно, что произвольное замедление темпоритма и “остановка” субъективного времени приводит к активизации внешних структур. Этот эффект проявляется при длительном наблюдении картин, приводящем к “оживлению” сюжетов.
Проявляясь и закрепляясь в процессе творческого взаимодействия с объектами внешнего мира, психологические механизмы творчест¬ва реализуются и в отношениях к самому себе, к своему жизненному пути, к своему субъективному времени.
Именно усложнение и обогащение связей с миром, осознание и переживание личностью своей сопричастности к нему, ответственности за его развитие ведет к существенному расширению и качественному изменению субъективного индивидуального времени. Осознание конечности своего существования, выход за пределы настоящего, овла¬дение временем путем подчинения ему придают личностному времени высший’ нравственный смысл и определенное качественное своеобразие. Индивидуальное время творческой личности персонифицируется в активных, самостоятельных, равнозначимых структурах “Я – прошлое”, “Я – настоящее”, “Я – будущее”. Диалогическое, полициклическое взаимодействие между этими структурами проявляется не только в активизации образов прошлого или моделировании будущего, но и в обязательном обратном “движении”, заключающемся в оценке и переживании “Я – настоящего” с позиций “Я – прошлого” и “Я – будущего”. При этом понятие субъективно-личностного времени раскрывается не как совокупность событий, не как соотношение причин и следствий, а как цепь полициклических взаимодействий самостоятельных структур “Я -настоящее”, “Я – прошлое” и “Я – будущее”.
Активизация самостоятельных структур “Я – прошлого”, “Я -настоящего” и “Я – будущего” заключается в сознательном, ярком и глубоком переживании каждой структуры, в полном вживании в нее и в растворении в ней. Время тесно связано с переживанием, которое и выступает субъективным способом существования личностного времени. Ярко и чисто пережить чувства, которые уже переживались в прошлом, значит наделить “Я – прошлое” самостоятельностью и активностью. Вместе с тем переживания прошлого и будущего происходят “сейчас”, в настоящем, что и обеспечивает взаимосвязь и взаимопроникновение структур “Я – прошлого”, “Я – настоящего” и “Я – будущего”. Однако реальное взаимодействие между этими самостоятельными структурами осуществляется только при встречном движении, путем сознательного попеременного оценивания и переживания других структур с позиций каждой из них.
Именно доведение однонаправленного действия-воспоминания или мечтания – до взаимодействия и определяет временную целостность существования личности, дает возможность эффективно разрешать внутри личностные противоречия. Так практика психоанализа направлена на конструирование целостных актов взаимодействия “Я – прошлого” и “Я – настоящего. При этом к уже существующему реальному влиянию “Я – прошлого” на “Я – настоящее” сознательно достраивается недостающее обратное воздействие, заключающиеся актуализации и переживании “Я – прошлого” с позиции “Я – настоящего”. В то же время одностороннее построение идеала, как образа будущего, обретает свою целостность в практике ролевого тренинга, при котором “Я -идеальное” переносится в настоящее, переживается как реальность и актуализируется в настоящем посредством ряда усилий. Творческий диалог субъекта с самим собой, со своим прошлым и будущим осуществляется с помощью системы психологических механизмов творчества. Так механизм идеализации проявляется во взаимодействии “Я -настоящего” и “Я – идеального”, причем последнее представляет собой не удаленную в будущее реальную структуру, а актуально существующее в настоящем ядро универсальных творческих способностей. Идеализация может быть направлена также в прошлое и настоящее. При этом личность путем актуализации и переживания своих достижений, побед и успехов, осознания своей самоценности и сущностного достоинства, обретает и утверждает веру в себя, в свои способности справиться с трудностями.
В то же время выход за пределы себя и своего настоящего, представление целостной временной структуры своей жизни, одновременное видение начала кульминации и конца своего жизненного пути, свободнее скольжение по застывшему изотропно¬му времени, видение своей жизни sub specie aeternitatis (с точки зрения вечности), понимание ее как частички и вместе с тем как уникального звена и тории наполняет саму жизнь высшим нравственным смыслом, позволяет насытить ее энергией Вечности.
Механизм временной децентрации позволяет взглянуть на свою жизнь с любого хронологического момента своей жизни. Феномен сквозного видения своей жизни, обозрения ее на любом участке в любом на¬правлении был назван индивидуальной временной транспективой личности [5]. Механизм временной децентрации позволяет видеть, оценивать и переживать “Я – настоящее” с любой точки временной оси и тем самым актуализировать в нем новые, часто скрытые, с точки зрения хронологического настоящего, свойства и отношения.
Механизм временной идентификации позволяет открыть свой уникальный внутренний ритм, определить темп индивидуального времени, найти свой шаг, свободно подниматься и опускаться вместе с волнами жизни. Механизм идентификации проявляется как способность полного погружения, вживания и глубокого, яркого переживания своего прошлого и будущего. Именно переживания, наполняющие и пронизывающие время, позволяют объединить, “сплавить”, вложить друг в друга прошлое, настоящее и будущее, придать субъективному времени целостность, гибкость и содержательную сложность.
Актуализация этого механизма с одной стороны позволяет субъекту преодолеть свою “атомарность”, временную замкнутость и фиксированность, с другой – приводит к обретению своеобразного, “природного – Я” со своим “истинным”, уникальным темпоритмом.
В свою очередь самоактуализация ведет к полному и свободному выражению “здесь и сейчас” своей индивидуальности, утверждению своей независимой субъектности, к спонтанному и экспрессивному са¬мораскрытию сущности, к полному погружению в настоящее, которое переживается как единственное реальное время жизни. При этом искусственно повышая значимость настоящего, личность сознательно разрывает связи с прошлым и будущим, тем самым “очищая” настоящее. возвращая ему его истинное своеобразие.
Необходимо подчеркнуть, что подлинная реализация творческого отношения ко времени возможна только при функционировании целостной, внутренне связанной системы механизмов творчества, которые активизируют, взаимопроникают и взаимообогащают друг друга. Их взаимодействие проявляется в свободной, попеременной актуализации “вневременного” и объемного, включающего различные временные планы, видения объектов, в полном погружении в их ритм и в своевольном сжатии времени в миг экспрессивного утверждения экзистенциального – Я.
Вместе с тем творческое отношение к миру всегда предполагает игру, риск, юмор, свободный полет фантазии, обретение “сказочного” всевластия, способности свободно манипулировать признаками, формами я сущностями. Творческая личность сознательно вносит в свои отношения с миром интригу, наделяет объекты субъектностью, обостряет конфликты и определяет правила игры.
Сознательное изменение анизотропности и одномерности времени, манипулирование его свойствами, изобретение игр с ник не является самоцелью, а служит средством расшатывания стереотипов, преодоления временных фиксированностей, способом обретения нового, свежего взгляда на предметы внешнего мира и самого себя.
Игры со временем:
I. Подчинение объективного (-ому) времени.
1. На застывшем, свернутом экране одновременно представить зарождение, расцвет и увядание системы: общества, человека, предмета, ситуации. Вместить историю в экран панорамы.
2. Представить и совместить все события, происходящие в настоящий момент времени:
а) в различных точках пространства; б) на разных уровнях движения материи.
3. Сложить, совместить разновременные, но сходные по содержанию, форме события, объекты или их проявления. Складывать витки спирали. Провести линию по поверхности сжатой пружины.
4. Остановить время, обратить его назад, двигаясь от следствия к причине.
5. Сжимать, растягивать, ускорять и замедлять время жизни объектов, изменять его от 0 до ∞.
6. Раздробить время на части, перемешать и сложить в нужную, “хорошую” структуру, вложить эти части друг в друга как матрешки.
7. Наделить различные подсистемы целого одним ритмом, одной частотой, согласовать их время, достичь резонанса, скачка, качественного изменения.
8. Разделить, развести противоречащие, конфликтующие части системы во времени.
II. Путешествия в индивидуальном времени.
1. Ярко представить, вжиться и пережить определенные моменты прошлого и будущего, сконструировать активные и самостоятельные образы “Я – прошлого”, “Я – настоящего” и “Я – будущего”. Активизировать диалог между ними. Обсуждать внешние и внутриличностные проблемы, продуцировать целостное, полифоническое, “разновременное” их видении.
2. Моделировать конкретные поступки, составлять их алгоритмы, создавать подробные “сценарии” будущего. Предвидеть реакции и действия окружающих, свои ответные ходы и переживания, предполагаемые изменения ситуации. При этом непременное выполнение намеченного сценария приводит к созданию и взаимодействию двух временных планов, обогащает и раскрывает сущность настоящего.
3. Сконструировать, ярко представить и пережить свое идеальное “Я”, вжиться, погрузиться в него, играть его роль в настоящем.
4. Активизировать образы прошлого, насытить их красками, звуками и запахами. Выстраивать цепи свободных и ярких ассоциаций.
5. Сжать временную ось своей жизни, вместить ее в настоящее. Сделать сегодня, “здесь и сейчас” самое важнее, сущностное, высшее.
6. Остановить свое субъективное время, “раствориться” в целом, избавиться от субъективного “Я”. При этом чистое “не-бытие” -медитация, нирвана, сон – происходит в реальном “бытии”. Накладывание и взаимодействие “бытия” и “не-бытия” служит источником внутренней энергии, генерирует новое понимание своей жизни.
7. Перегнуть временную ось своей жизни на “миге” настоящего, направить течение времени назад. Совместить вчерашний и завтрашний день, будущую и прошлую неделю, месяц, год. Мысленное, субъективное движение в обратном направлении по временной оси взаимодействует с реальным движением в будущее. При этом настоящее освобождается от субъективности, а предметы, явления и лю¬ди приобретают свою объективную, сущностную значимость. В то же время осознание конечности сконструированной “точки перегиба”, позволяет взглянуть на продолжающуюся “без Вас” жизнь взглядом из Вечности.
Именно творческое освоение времени, свободный и открытый диалог с ним лежат в основе гибкости, текучести и беглости мышления, полифоничности, спонтанности и когнитивной смелости личности, в склонности к юмору, риску и игре, к поиску и раскрытию тайн окружающего мире.

ЛИТЕРАТУРА:
1.  Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – М.: Сов. радио, 1979. – 175 с.
2.  Анисимов А.В. Информатика. Творчество. Рекурсия. – Киев: Наук, думка, 1980. – 224 с.
3.  Донченко А. П. Фактор времени в нравственном становлении личности. – Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1991. – 120 с.
4.  Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М.: Дело, 1991,- 320 с.
5. Ковалев В.И. Временная транспектива и гибкая динамическая психика как психологические механизмы саморегуляции развивающейся личности // Психология личности и время. Тезисы Всесоюзной конференции. – Черновцы, 1991. – Ч.1. – С.61-65.
6. Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. – М.: Экономика, 1976. -270 с.
7. Ниссинен Й., Воутилайнен У. Время руководителя: эффективность использования. – М.: Экономика, 1988. – 192 с.

Марков С.Л. Механизмы и приемы творческого освоения времени/С.Л.Марков //Время деятельности личности. Психологические исследования: сб. науч. тр.- Черновцы, 1991.- С.52-62.