- Статьи по психологии творчества
- Механизмы творческого диалога с миром
- Творческое управление и управление творчеством в новейшей креатологической формации
- Квинтологический подход к построению единой теории творчества
- Смыслотворчество в структуре процессов смысловой динамики
- Личностные механизмы смыслотворчества
- Основные принципы творческого опережающего образования
- Психологические особенности становления и развития творческого стиля управленческой деятельности
- Основные механизмы и приемы творческого делового общения
- Диалог как универсальная категория творчества
- Творческий подход к управлению безопасностью
- Методы активизации творчества и творческого решения управленческих проблем
- Формирование творческого видения личности как универсальный метод активизации творчества
- Творческое отношение к конфликтам и основные приемы их разрешения
- Мозговой штурм и его разновидности
- Механизмы и приемы творческого освоения времени
- Социально-психологические механизмы творческого взаимодействия с миром
- Генетический подход к природе гениальности
- Защитные механизмы и творчество
- Индивидуально-психологические особенности и способности творческой личности
- Творчество в структуре современной научной картины мира
- Формирование креатогенного общества
- Остроумие, творчество и духовность
- Методы активизации творческих способностей детей дошкольного возраста
Механизмы творческого диалога с миром
Markov, S. L. (1997) Mechanisms of Creative Dialogue With the World. Paper presented at the 105th annual meeting of the American Psychological Association, August 17, 1997. Chicago, IL.
Ключевые слова: модели творчества, теории творчества, творческий диалог, творческие механизмы, двойная спираль творчества.
Введение
Таким образом, человек занимает положение центра (Ассаджиоли, 1965), центра чистого сознания, опыта и воли, центра самоорганизации, трансформации и выбора, центра, позволяющего произносить мужественное и сакраментальное «Да будет»!
– одна и та же система механизмов лежит в основе всего разнообразия творческих проявлений человека.
Методология
Теории творчества
1. Универсальная природа творчества
Творчество как реализация Законов Природы (Аристотель, 4 в. до н.э.); Развертывание Абсолютного Духа (Гегель, 19 в.); «Проявление Универсальной воли» (Шопенгауэр, 19 в.); Эволюция через приспособление и борьбу за жизнь (Дарвин, 1859 г.); Творческая эволюция (Бергсон, 1907); Эволюционная любовь (Пирс, 1911); Высшее проявление принципа Саморасширения (Штерн, 1918); Эмерджентная эволюция (Морган, 1923 г.); Реализация космической силы (Уайтхед, 1929); Процесс развития и эволюции субъекта (Чизелин, 1952); Рост как усложнение организации и планетизация (Тейяр де Шарден, 1955); Проявление Жизненной Силы (Синнот,1929; Бюлер,1951; Добжанский,1957), Высшее проявление принципа Самовоспроизведения (Гутман,1961); Творчество как качество протоплазмы (Андерсон,1965), Творческая самоорганизация природы (Налимов,1978); Особая форма развития (Фельдман,1988); Рекурсивное взаимодействие (Анисимов,1988); Трансформационный императив (Фельдман, Чиксентмихайи, Гарднер, 1994).
2. Творчество как взаимодействие (Единство и Полярность)
Процесс: Творчество как решение проблем (Дункер, 1945; Ньюэл, Саймон, 1972; Адамс, 1974; Исаксен, 1985; Коугер, 1995); Процесс выявления проблем, формулирования и проверки гипотез (Торранс, 1965); Процесс поиска проблем (Чиксентмихайи, Гетцельс, 1970); Янусианское и гомоспэшиальное мышление (Ротенберг, 1979).
3. Экстремизация полюсов взаимодействия
3.2. Единство с Космическим сознанием и трансперсональное переживание. Процесс гармонизации своего жизненного пути со Вселенским Потоком (И Цзин – Книга Перемен, 1200 г. до н.э.); Сознательное принятие и добровольное участие в универсальных ритмах Жизни (Индийская философия, 800 г. до н.э.); Действия, направляемые универсальными законами Дао, следование принципу недеяния (у-вэй) – предоставление природным процессам идти своим чередом (Лао-Цзы, 6 в. до н.э.); Подражание (Мимезия) (Платон, 4 в. до н.э.); Божественное вдохновение, Mимесис (Платон, 4 в. до н.э.); Действие, созвучное божественному космическому замыслу (Стоицизм, 3 в. до н.э. – 2 в. н.э.); Гений – это ребенок (Матфей, 1 век н.э.); Единение с Абсолютом (Дзэн-буддизм, 5 в.н.э.); Достижение Космического сознания (Бак, 1901 г.); Реализация универсальных архетипов (Юнг, 1928); Мистическая психографика, автоматическое письмо (Эрнст, 1952); Божественная интуиция (Маритен, 1953); Активность супрасознания (Сорокин, 1961); Социогенная теория (Кребер, 1944, Вебер, 1974); Трансперсональные переживания и восприятие (Драйштадт, 1971); Сверхчувствительность, телепатия (Книппер, Мерфи, 1973); Открытие трансцедентных каналов и личностно- социальная трансформация я (Хастингс, 1980); Спектр творчества (Сновидения- транформативная мудрость) (Харман, Ренгольд, 1984); Универсальная эстетика (Фроиш, Айзенк, 1995).
4. Творчество как организованная сложность
Выбор. Процесс выбора оптимальной комбинации приводит к необходимости поиска критериев этого выбора. Априори Канта, архетипы Юнга, Высшие ценности – Добро, Истина, Красота и Польза служат взаимно согласованными фильтрами для такой целостной системы критериев. В то же время эта система универсальных критериев представляет собой единую, активную и саморазвивающуюся структуру. Она проявляется как базовый генеративный паттерн и производит различные копии на начальном этапе мышления.
Социально-психологические механизмы творчества
Данный механизм раскрывает способность рассматривать конфликт и проблему как творческий вызов и разрешать их эффективно, элегантно и гуманно, руководствуясь идеальной задачей и планом.
Реализация связки механизмов проявляется как процесс и способность выявить жизненную проблему, отражающую противоречие между идеалом и реальностью, способность использовать энергию напряжения и асимметрии.
Самоактуализация понимается как процесс наиболее полного раскрытия и развития своих личностных потенций, как потребность в целостной самореализации творческих возможностей. Целостное самовоплощение предполагает реализацию собственного творческого потенциала, замыслов, планов и идеальных моделей. Это спонтанное самовыражение, самораскрытие, самоопределение, самоутверждение и самомобилизация. Персонификация – это наделение объектов внешнего мира свойствами человека, приписывание им характеристик субъекта и самостоятельной активности. Это реализация принципов не-деяния и невмешательства, а также стратегии «Пусть это произойдет». Это отпускание объектов, предоставление им права на свободную деятельность, предоставление им возможности идти своим путем. В то же время это искусство ожидания, освобождения и активации бессознательного.
Связка механизмов проявляется в чередовании спонтанной активности и прекращении оптимального использования энергии и возможностей внутренних и внешних структур.
Механизмы эволюции, творчества, сновидения, остроумия и игры, психологической защиты, фигур речи и мысли
2. Взаимодействие: Адаптация, кооперация, партиципация, комбинация, конденсация, ассоциация, бисоциация, сопоставление, интерференция, агглютинация, аналогия, метафора, сравнение.
Уровни взаимодействия
3. Механизмы творчества.
Стремление всех единых систем к совершенству; Эффект Матфея; Принцип дополнительности
|
Законы диалектики;
Принцип полярности
|
Идеализация | Проблематизация |
Трансцедентация, перфектификация, бьютификация, символизация, аккумуляция, иерархизация, комплементация, антиципация, включение в контекст.
Типизация, переоценивание.
|
Драматизация, удвоение, расщепление символа, диссоциация.
Ирония, парадокс, двусмысленность, альгизм, антитеза, оксюморон.
|
Принцип дерева – рамификация;
Закон броуновского движения
|
Принцип простоты; Принцип экономии энергии и мышления; Бритва Оккама
|
Децентрация | Симплизация |
Диверсификация, компликация, дифференциация, идеация, смещение, манипулирование, субстанциональное вращение, экстраполяция,
сублимация, компенсация, дисторция, реституция, аннулирование, конверсия, реверсия, инверсия, формирование реакции. Гипербола, преувеличение, неологизм, хиазм, антистрофа. |
Генерализация, интеграция, абстракция, интерполяция, стилизация, формализация, коагуляция, схематизация, сгущение(экономия), импликация, конвергенция, замещение, маскировка, ретроспективное обесценивание, регрессия, рационализация, кларификация, редукция. Синекдоха, метонимия, аллегория, аллюзия, мейозис, эллипсис, детализация, эмфазис, литота. |
Принцип единства мира
|
Принцип автономии;
Принцип гомеостаза
|
Идентификация | Медитация |
Эмпатия, сочувствие, симпатизм, унификация, интернализация, имитация, ассимиляция, интроекция
|
Отрешение, отклонение, автономизация, эмоциональная изоляция, отсрочка, отрицание, вытеснение, подавление, отстранение, абреакция, деперсонализация, отречение, изоляция, личная неуязвимость, опустошение, остранение. |
Стремление целостных систем к саморазвертыванию и самореализации
|
Принцип недеяния (у-вэй) |
Самоактуализация
|
Персонификация |
Экстернализация, самовыражение, саморазвертывание, расширение, модификация, бегство в реальность.
|
Олицетворение, проекция, подстройка, аккомодация, обесценивание, инфантилизация, отключение, прощение. |
Выводы
2. Содержательное пространство творческого взаимодействия имеет свои особенности и закономерности. Дальнейшее исследование этой качественно оригинальной области реальности открывает новые возможности для развития теории творчества.
3. Единая, иерархическая система социально-психологических механизмов творчества отражает основные универсальные эволюционные принципы и закономерности изменений и развития и лежит в основе многообразия творческих проявлений человека.
4. Существенным условием творческого взаимодействия личности с миром является реализация единой системы взаимосвязанных механизмов. Таким образом, человек сознательно активирует отдельные механизмы и создает их целостный своеобразный паттерн. Эти определенные динамические структуры соответствуют, совпадают со структурой данной ситуации и служат творческими ключами к реальности.
5. Выявление многоуровневой системы творческих механизмов с необходимостью ведет к постановке вопроса о разработке новых методов диагностики творческих способностей. Эта интегрированная система тестов креативности позволит исследовать как степень развития отдельных механизмов, так и уровень их взаимосвязи.
6. Принимая во внимание закономерности трансформации стадий развития системы в ее структурные уровни организации, можно изучать этапы формирования механизмов, а значит, и онтологического развития творчества и возрастных различий творческой активности.
7. Социально-психологические механизмы творческой деятельности являются контролируемыми и управляемыми элементами сознания и могут быть приведены в действие посредством соответствующего внешнего стимулирования или сознательных усилий.
8. Выявление единой системы творческих механизмов открывает принципиальную возможность ее преобразования в систему приемов и алгоритмов и, следовательно, облегчает создание компьютерных программ творчества.
9. Сознательная и повторная активация этих механизмов приводит к их погружению, автоматизации и консолидации в устойчивые личностные структуры. Поэтому становится возможным разработать целостную систему игр, тренингов и методов, стимулирующих творчество, позволяющих активизировать отдельные механизмы, посредством которых гармонизировать целостный творческий потенциал личности.
10. В основу развивающей системы может быть положена многоуровневая система механизмов, выявляющая индивидуальные различия творческой деятельности. Поэтому становится возможным повышение творческого потенциала как за счет направленной стимуляции его дополняющих компонентов, так и за счет дальнейшего развития наиболее значимых.
11. Творческое взаимодействие с миром богато не только своим содержанием, но и временной структурой, включающей ряд последовательных этапов: восприятие и эмоциональное переживание объектов, их анализ, осмысление и преобразование. Прагматический потенциал этих взаимопроникающих систем состоит в создании универсального метода творческого диалога с миром. Этот единый метод творческого видения действительности позволил бы гуманно, изящно и эффективно решать многоуровневые жизненные проблемы и конфликты, наполнять и обогащать творчеством обыденную жизнь, приближать себя и мир к идеалу.
Литература
2. Csikszentmihalyi, M. (1988). Society, culture, and person: A systems view of creativity. In R.Sternberg (Ed.), The nature of creativity. (pp. 325-339). Cambridge, UK: Cambridge University Press
3. Csikszentmihalyi M., Creativity. Flow and the Psychology of Discovery and Invention, New York: Harper Collins 1996.
4. Barron, F. (1995). No rootless flower: Towards an ecology of creativity. Cresskill, NJ: Hampton Press.
5. Feldman, D.H., Csikszentmihalyi, M. Gardner, H., (1994) Changing the world, A Framework for the Study of Creativity, Westport: Praeger
6. Floistad, G. (1993). Creativity past, present, and future: A philosophical perspective. In S. G. Isaksen, M. C. Murdock, R. L. Firestien, & D. J. Treffinger (Eds. ). Understanding and Recognizing Creativity: The Emergence of a Discipline (pp. 202-246). Norwood, NJ: Ablex.
7. Gardner H. Creativity lives and creative works: a synthetic scientific approach // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge. Cambridge University Press. 1988.
8. Gardner, H. (1993). Creating minds. New York: Basic Books.
9. Gruber, H. E. (1988). The evolving systems approach to creative work. Creativity Research Journal, I. 27-51
10. Hofstadter, D. R. (1985b). Variations on a theme as the crux of creativity. In Metamagical Themas, pp. 232-259. New York: Basic Books.
11. Isaksen, S. G., Murdock, M. C., Firestien, R. L., & Treffinger, D. J. (Eds.) (1993a). Understanding and Recognizing Creativity: The Emergence of a Discipline. Norwood, NJ: Ablex.
12. Magyari, B.I. (1993) About the necessity of complex creatology. In: Isaksen Scott G., Murdock Mary C., Firestien Roger L., Treffinger Donald J. (Eds.) Understanding and recognizing creativity: The emergence of a discipline, New Jersey: Ablex Publishing Corporation Norwood, 48
13. Rothenberg A. (1979) The Emerging Godness: The creative process in art, science and other fields. Chicago: Univ. of Chicago Press.
14. Runco, M. A. (1996). Personal creativity: Definition and developmental issues. New Directions for Child Development, No. 72 (Summer), pp. 3–30.
15. Sternberg, R. J., & Lubart, T. I. (1995): Defying the crowd: Cultivating creativity in a culture of conformity. New York: Free Press.
16. Simonton, D. K. (1990). Psychology, science, and history: An introduction to historiometry. New Haven, CT: Yale University Press.
17. Simonton, D. K. (1996). Individual genius within cultural configurations: The case of Japanese civilization. Journal of Cross-Cultural Psychology, 27, 354-375
18. Torrance, E.P. (1995). Why fly? A philosophy of creativity. Norwood, NJ: Ablex.