- Лучшие методы активизации творчества
- Классический мозговой штурм
- Синектика
- Морфологический анализ
- Метод фокальных объектов
- Метод Латерального Мышления
- Инструменты латерального мышления (1992)
- Метод ПМИ «Плюс, Минус, Интересно»
- Метод «Шесть шляп мышления»
- Майнд-мэппинг (Интеллект-карты) – сущность, правила и этапы
- Творческие интеллект-карты или Майнд-мэппинг
- Метод ассоциаций
- Метод гирлянд ассоциаций
- Метод бисоциаций
- Метод аналогий
- Метафора как средство творческого решения проблем
- Метод принудительных связей
- Метод случайного слова
- Метод контрольных вопросов – техника активизации творчества
- Список контрольных вопросов А. Осборна
- Список контрольных вопросов Т. Эйлоарта
- Список контрольных вопросов Д. Пойя
- SCAMPER – метод активизации творчества
- Контрольный список вопросов «Феникс»
- Метод Киплинга (5W1H)
- Метод «Пять Почему»
- Желающее мышление – креативная техника для прорывных инноваций
- ТРИЗ: Метод активизации творчества и генерации прорывных инноваций
- Метод инверсии или обращения как метод творческого решения проблем
- Приемы разрешения противоречий в ТРИЗ
- Универсальный путешественник: Путеводитель по творчеству
- Метод распускающегося лотоса
- Метод вымышленных персонажей как техника творческого решения проблем
- “А что если ?”- Мощная техника творчества и возможностного мышления
- Свободное письмо (Фрирайтинг) – творческая техника подсознания
- Тест “16 ассоциаций” К. Юнга как метод решения проблем
- Журнал сновидений как метод поиска творческих решений
- Дизайн-мышление — новый способ видения и творческого решения проблем
- Геймификация: Метод активизации творчества и творческого решения проблем
Решение проблем методом аналогий
1. Авторы. У. Гордон (1961), Э. де Боно (1970)
2. История
Аналогию как эффективный прием творческого решения проблем начал использовать У. Гордон в своей системе «Синектика». В книге «Синектика: развитие творческого воображения» (1961) были предложены 4 вида аналогий: прямая, символическая, личностная и фантастическая, применение которых способствовало раскрытию новых свойств объектов и служило источником новых, неожиданных идей и решений.
Как самостоятельный, «Метод аналогий» был впервые описан Эдвардом де Боно в его книге «Латеральное мышление» (1970).
3. Суть метода
В «Методе аналогий» поиск новых идей и решений осуществляется в разнообразных сферах реальности и различных видах человеческой деятельности. Метод аналогии основан на выявлении подобия между совершенствуемым объектом или насущной проблемой и объектами или системами из других областей.
При рассмотрении и анализе выбранных социальных, биологических и природных объектов выделяются их признаки, функции, способы решения проблем, которые в последствии переносятся на первоначальный объект. Приписывание совершенствуемому объекту новых, неожиданных признаков служит источником оригинальных и неординарных решений.
Данный метод представляет собой реализацию прямой аналогии из «Синектики» У. Гордона, понимаемой как поиск, основанный на сравнении совершенствуемого объекта со схожими по содержанию, форме, функциям в других областях. Прямая аналогия предполагает рассмотрение творческих методов, применяемых в других сферах деятельности при решении аналогичных задач.
Кроме этого в «Синектике» применялись:
Личная аналогия, построенная на эмпатии и отождествлении себя с объектом и вживании в его образ и переживании проблемы изнутри.
Символическая аналогия, представляющая описание объектов через абстрактные образы, путем использования символов и метафор.
Фантастическая аналогия, ориентирующаяся на решение проблем волшебным образом и помогающая находить продуктивные идеи в фантастической литературе, сказках и мифах.
4. Основные функции метода
1. Метод аналогий – один из самых универсальных и в то же время простых эвристических приемов поиска новых идей и оригинальных решений творческих задач.
2. Метод служит эффективным способом активизации творческого мышления и воображения, техникой устранения психологической инерции, преодоления мыслительных барьеров и стереотипов.
5. Методологические и теоретические основания
Основополагающие принципы
1. Принцип единства мира, единства природы и ее законов.
2. Принцип всеобщей связи. «Все связано со всем».
3. Принцип подобия, изоморфизма и универсальности законов строения и развития мира. На данном принципе основана бионика, наука о применении в технических системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, решением инженерных задач на основе явлений, происходящих в живых системах.
Данный принцип лежит в основе теории подобия, используемой в моделировании объектов.
Аналогия представляет собой сходство объектов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах, отношениях, функциях или способах разрешения проблем. Она основывается на предположении, что если некоторые признаки двух объектов подобны, то должны быть подобны и их остальные признаки.
Аналогия является также средством установления связи между отдаленными областями и тем самым сближения их.
В то же время она выступает как это универсальный механизм и прием, который в той или иной форме присутствует на всех уровнях взаимодействия с миром и лежит в основе мышления, воображения, интуиции и творчества.
Аналогия делает незнакомое – знакомым, что ведет к более глубокому пониманию объекта, а также позволяет решить проблему известным способом, эффективным в других областях. Она делает знакомое незнакомым, что открывает возможность взглянуть на проблему с неожиданной стороны.
Аналогия выходит за рамки операции мышления и основывается на принципе “как если бы”, пробуждающем творческое воображение и свободную фантазию.
6. Правила
1. В качестве выбора аналогий преимуществом обладают хорошо изученные, развитые и совершенные объекты и системы. Перенос их структур, функций и методов решаемых проблем способствует нахождению сильных решений.
2. Одновременно именно отдаленные, странные и неявные аналогии являются источником наиболее сильных и неожиданных творческих решений.
3. Эффективность метода повышается, когда выбранные аналогии и порождаемые ими идеи и решения концентрируются вокруг сознательной или предугадываемой идеальной цели.
7. Виды аналогий
Аналогии, как и ассоциации, могут быть свободными и направленными. Если свободные аналогии выбираются посредством спонтанного потока воображения или случайно, то направленные определяются: по отдельным критериям: субстрату, форме, структуре, функциям, отношениям, признакам; по проявлениям: как живые и неодушевленные; по степени реальности как существующие и фантастические и т.д.
8. Основные этапы
1. Четко сформулировать проблему.
1. Задать вопрос «На что похоже?». Выбирать объекты можно как свободно, так и направленно: На что похоже по структуре, функции, форме, цели, виду активности. На какую организацию, личность, литературный персонаж похож объект?
2. Составить список объектов, видов деятельности, процессов, персон и ситуаций.
3. Выбрать одну из аналогий и описать ее в деталях.
4. Перенести выделенные признаки на проблему, записать все новые идеи и догадки.
5. Выбрать лучшие идеи и доработать их. и трансформировать их в решения проблемы.
6. Оценить степень применения решений
9. Варианты метода
1. Создать мир и перенести его характеристики в контекст решаемой проблемы
1. Определить ключевую концепцию, в виде цели или желания.
2. Создать мир предельно отдаленный от мира проблемы.
– исследовать все ассоциации и образы, связанные с отдаленным миром
3. Внести все полученные образы в мир проблемы и развить их в более реалистические идеи и планы
2.Совершенная и отдаленная организация
1. Выбрать цель, желание возможного решения проблемы.
Уменьшить текучесть кадров в период …
2. Выбрать ключевое слово
Уменьшить текучесть
3. Выбрать отдаленную область
Голливуд
4. Забыть о проблеме и генерировать ассоциации, связанные с данной областью
Оскар, агенты, звезды, мотивация
5. Ввести их в мир проблемы
6. Трансформировать, перевести на язык мира проблемы
10. Преимущества
1. Универсальность и эффективность метода, доступность, простота выполнения.
2. Эффективный способ преодоления инерции мышления, средство активизации воображения и творчества.
11. Недостатки
Успешность метода напрямую зависит от степени эрудиции и уровня развития воображения участников.
Метод аналогий тесно связан с методами ассоциаций, бисоциаций, метафор.