- Лучшие методы активизации творчества
- Классический мозговой штурм
- Синектика
- Морфологический анализ
- Метод фокальных объектов
- Метод Латерального Мышления
- Инструменты латерального мышления (1992)
- Метод ПМИ «Плюс, Минус, Интересно»
- Метод «Шесть шляп мышления»
- Майнд-мэппинг (Интеллект-карты) – сущность, правила и этапы
- Творческие интеллект-карты или Майнд-мэппинг
- Метод ассоциаций
- Метод гирлянд ассоциаций
- Метод бисоциаций
- Метод аналогий
- Метафора как средство творческого решения проблем
- Метод принудительных связей
- Метод случайного слова
- Метод контрольных вопросов – техника активизации творчества
- Список контрольных вопросов А. Осборна
- Список контрольных вопросов Т. Эйлоарта
- Список контрольных вопросов Д. Пойя
- SCAMPER – метод активизации творчества
- Контрольный список вопросов «Феникс»
- Метод Киплинга (5W1H)
- Метод «Пять Почему»
- Желающее мышление – креативная техника для прорывных инноваций
- ТРИЗ: Метод активизации творчества и генерации прорывных инноваций
- Метод инверсии или обращения как метод творческого решения проблем
- Приемы разрешения противоречий в ТРИЗ
- Универсальный путешественник: Путеводитель по творчеству
- Метод распускающегося лотоса
- Метод вымышленных персонажей как техника творческого решения проблем
- “А что если ?”- Мощная техника творчества и возможностного мышления
- Свободное письмо (Фрирайтинг) – творческая техника подсознания
- Тест “16 ассоциаций” К. Юнга как метод решения проблем
- Журнал сновидений как метод поиска творческих решений
- Дизайн-мышление — новый способ видения и творческого решения проблем
- Геймификация: Метод активизации творчества и творческого решения проблем
Метод бисоциаций как техника решения проблем
1. История
«Метод бисоциации» и сам термин «бисоциация» был впервые предложен Артуром Кестлером в его книге «Акт творчества» (1964).
2. Основные функции
Метод Бисоциаций – представляет собой универсальную технику творческого мышления, облегчающую поиск новых, оригинальных и эффективных идей в области рекламы, бизнеса, изобретательства, юмора и искусства, а также решения жизненных проблем.
3. Сущность метода
Применение метода заключается в сведении воедино двух, прежде не связанных «матриц мышления» или идей, взятых из различных сфер, благодаря чему создаются новые, оригинальные концепции или изобретения.
В отличие от ассоциаций, в которых связываются понятия из одной или близких содержательных областей, бисоциация изначально сопоставляет понятия, относящиеся к двум, на первый взгляд несовместимым сферам знания. Другими словами, ассоциации находятся в одной «матрице мышления, а бисоциация продуктивно связывает две, кажущиеся автономными «плоскости мышления».
4. Методологические и теоретические основания
По словам А. Кестлера, «творческий процесс не есть акт творения в ветхозаветном смысле слова. Он не создает из ничего, а раскрывает, выбирает, переставляет, комбинирует, синтезирует уже существующие и известные факты, идеи, способности, навыки. Чем более знакомы части, тем более поразительно целое».
Классическим примером является изобретение Иоганном Гуттенбергом печатного станка с подвижными листами, на основе объединения характеристик виноградного пресса и штампа для чеканки монет.
Бисоциация – это комбинация из двух идей, взятых из разных контекстов, ранее казавшихся несовместимыми. В более широком смысле – это встреча сущностей, идей и образов из разных «матриц мышления», из разных контекстов, относящихся к несовместимым на первый взгляд сферам. При этом преодолеваются шаблоны и привычные схемы мышления и устанавливается связь между не связанными друг с другом понятиями.
Бисоциация представляет собой решение определённой задачи, которое достигается привнесением в одну область идей, заимствованных из совершенно иной сферы. А бисоциативное мышление понимается как восприятие одной и той же ситуации или идеи «в двух внутренне согласованных, но обычно не совместимых между собой системах координат».
По мнению А. Кестлера, результатом объединения двух «матриц мышления» или идей, взятых из различных сфер может быть:
1. Столкновение — возникновение комической идеи или остроты.
2. Слияние — рождение идеи, открытие или изобретение.
3. Противопоставление — появление художественного образа.
5. Основные этапы
Сам Артур Кёстлер предложил четыре этапа поиска решения проблемы.
1. Определить проблему. Всесторонне охарактеризовать и описать проблему, рассмотреть с разных сторон, дать ее краткое определение.
2. Выбрать вторую «матрицу мышления». Для этого необходимо ответить на вопросы:
Что более всего похоже на то, с чем вы столкнулись? Что похоже на ваш конечный результат? В какой области похожее решение уже было получено? В какой области работает то, что не работает в рассматриваемой области?
На этом этапе можно составить список совершенно произвольных объектов из различных сфер, которые не связаны с решаемой̆ проблемой̆. Например, выбрать 6-7 существительных из словарей.
3. Найти аналогии. На данном этапе раскрываются общие принципы и закономерности, которые можно перенести в рассматриваемую область. Нахождение аналогий помогает перекидывать мостики к решаемой проблеме и на получить предложения по ее решению. Именно преодоление шаблонов мышления, позволяет найти связи между не связанными друг с другом понятиями.
4. Перенести решения на свою область. Необходимо взять хорошую идею из «второй матрицы» и адаптировать её к области решаемой проблемы. Удачные решения переносятся на рассматриваемую проблему, а сама их адаптация к новым условиям генерирует новые, эффективные идеи и решения.
6. Преимущества
Простота и универсальность метода.
7. Ограничения
1.Эффективность метода бисоциаций, в большой степени зависит от выбора обеих «матриц мышления» и областей опыта, которые объединяются.
2.У пользователей метода необходимо наличие знаний по меньшей мере в двух различных сферах деятельности.
Метод бисоциаций связан с методами ассоциаций, аналогий, метафор, принудительных связей и случайного слова