- Лучшие методы активизации творчества
- Классический мозговой штурм
- Синектика
- Морфологический анализ
- Метод фокальных объектов
- Метод Латерального Мышления
- Инструменты латерального мышления (1992)
- Метод ПМИ «Плюс, Минус, Интересно»
- Метод «Шесть шляп мышления»
- Майнд-мэппинг (Интеллект-карты) – сущность, правила и этапы
- Творческие интеллект-карты или Майнд-мэппинг
- Метод ассоциаций
- Метод гирлянд ассоциаций
- Метод бисоциаций
- Метод аналогий
- Метафора как средство творческого решения проблем
- Метод принудительных связей
- Метод случайного слова
- Метод контрольных вопросов – техника активизации творчества
- Список контрольных вопросов А. Осборна
- Список контрольных вопросов Т. Эйлоарта
- Список контрольных вопросов Д. Пойя
- SCAMPER – метод активизации творчества
- Контрольный список вопросов «Феникс»
- Метод Киплинга (5W1H)
- Метод «Пять Почему»
- Желающее мышление – креативная техника для прорывных инноваций
- ТРИЗ – Метод активизации творчества и генерации прорывных инноваций
- Метод инверсии или обращения как метод творческого решения проблем
- Приемы разрешения противоречий в ТРИЗ
- Универсальный путешественник: Путеводитель по творчеству
- Метод распускающегося лотоса
- Метод вымышленных персонажей как техника творческого решения проблем
- “А что если ?”- Мощная техника творчества и возможностного мышления
- Свободное письмо (Фрирайтинг) – творческая техника подсознания
- Тест “16 ассоциаций” К. Юнга как метод решения проблем
- Журнал сновидений как метод поиска творческих решений
- Дизайн-мышление — новый способ видения и творческого решения проблем
- Геймификация: Метод активизации творчества и творческого решения проблем
Метод фокальных объектов: сущность, основные этапы и примеры
Метод фокальных объектов (МФО) – метод поиска новых идей и характеристик объекта, путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков других объектов, выбранных случайным образом.
Этимология: Термин «фокальные объекты» происходит из того, что совершенствуемый объект лежит в фокусе переноса на него признаков случайно выбранных объектов.
Другие названия: Метод каталога. Метод случайных объектов.
1. Авторы. Американский ученый Ч. Вайтинг, который в 1958 г. впервые применил термин «фокальные объекты». Предшественник немецкий профессор Ф. Кунце, предложивший в 1926 году «Метод каталога».
2. История. В 1926 году профессор Берлинского университета Ф. Кунце создал Метод каталога, который состоял в произвольном выборе из каталога (словаря, книги, журнала), любого случайного слова, соединения его с названием объекта и развитием полученных сочетаний с помощью ассоциаций. При этом данный метод предназначался преимущественно для решения технических задач. В 1958 году Чарльз Вайтинг (США) усовершенствовал данный метод и впервые назвал его «Методом фокальных объектов» (МФО). Впоследствии Эдвард де Боно, предложил модификацию метода – «Случайное слово».
3. Основные функции
1. Применяется с целью нахождения новых, оригинальных модификаций и новых сфер применения известных объектов и способов, их совершенствования, разработки новых товаров и открытии их неожиданных свойств, создании рекламы и написании статей.
2. Служит средством тренировки фантазии, развития воображения и ассоциативного, нестандартного мышления.
3. Является эффективным методом вхождения в творческое состояние.
4. Методологические основания и принципы
1. Принцип всеобщей связи объектов и явлений.
2. Понимание творчества как комбинирования и создание новых сочетаний признаков.
2. Творческий потенциал ассоциативного поиска и эвристические свойства случайности, радикально расширяющей поле поиска. Расширение пространства возможностей способствует рождению новых неординарных идей, последующее развитие которых, ведет к эффективным решениям проблемы.
5. Сущность метода
Сущность состоит в перенесении новых признаков и качеств случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, в развитии возникших необычных сочетаний с помощью «Метода свободных ассоциаций» и трансформации их в эвристически ценные решения.
6. Правила
1. Фокальным объектом может служить отдельный предмет, товар или услуга, система и организация.
2. При выборе фокального объекта необходимо установить цель его совершенствования, которая будет служить критерием отбора полученных сочетаний и идей.
3. Выбирать случайные объекты необходимо наугад, непреднамеренно, самым случайным образом.
4. Необходимо использовать случайные слова из разных, самых отдаленных и неожиданных областей, включающих искусство, фантастику, спорт, военное дело, явления природы.
5. Дать полную свободу воображению, расширять пространство и играть со словами. Выбирать уникальные, редкие, случайные признаки объектов, избегая абстрактные, подходящие всем объектам.
6. Составлять наиболее полные списки полученных сочетаний, включая неожиданные, дикие, «слабые» и абсурдные. Особое внимание обратить на внешне несовместимые сочетания, развитие которых, как правило, приводит к неожиданным и эффективным решениям. Не торопиться отбрасывать, на первый взгляд, неподходящие идеи до их развития.
7. Необходимо войти в творческое состояние и свободно развивать каждое сочетание с помощью свободных ассоциаций, интуитивно улавливая и фиксируя яркие, смешные и эмоционально влияющие идеи.
7. Процедура и основные этапы
1. Определить проблему, ключевое слово, содержащее ее сущность, выбрать объект и сформулировать цель его совершенствования.
2. Выбрать 3-5 случайных объектов (существительных), открыв наугад энциклопедию, словарь, книгу, газету. Их могут случайным образом по очереди назвать участники группы. Предпочтение отдается словам из областей, максимально далеких от фокального объекта.
3. Выписать для каждого из случайных объектов несколько (5-10) характерных уникальных свойств, функций и признаков (прилагательных).
4. Перенести поочередно полученные свойства и признаки на фокальный объект и записать новые сочетания.
5. Каждое из сочетаний развить путем свободных ассоциаций и зафиксировать все возникающие интересные идеи. Развитие полученных сочетаний приводит к решению исходной проблемы
6. Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения новизны, оригинальности, эффективности и возможности реализации.
8. Варианты и модификации
1. Модификации метода фокальных объектов создаются путем замены частей речи при выборе признаков случайных объектов. Так вместо традиционно выбираемых прилагательных, можно выбирать и связывать с фокальным объектом: имена существительные, глаголы, числительные, местоимения, наречия, предлоги, союзы, междометия и частицы.
2. На этапе выбора уникальных свойств и признаков случайных объектов возможно применение списков «вращающих», раскрывающих» случайный объект вопросов, а также применение метода мысленного эксперимента.
3.Существует ряд компьютерных программ, поддерживающих процедуру случайного ассоциативного поиска.
4. Метод фокальных объектов применяется как в группе, так и для индивидуального поиска новых идей.
9. Преимущества метода
1. Универсальность метода, инвариантность для решения самого широкого круга задач от усовершенствования объекта, до написания статей.
2. Простота техники и легкость освоения порождают неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.
3. Использование эвристического потенциала случайности ведет к получению нешаблонных идей и нестандартных решений.
4. Свободный перенос на исследуемый объект отдаленных свойств других объектов, позволяет увидеть его в новом, неожиданном свете.
5. Метод выступает эффективным способом развития воображения и ассоциативного, нестандартного мышления.
10. Недостатки и ограничения
1. Метод неэффективен при решении сложных задач.
2. Метод не раскрывает причины и сути проблемы, а составление случайных сочетаний, не дают гарантии получения сильных решений.
3. В методе отсутствуют правила и критерии отбора и оценки получаемых идей.
4. Эффективность метода зависит от воображения участников, умения играть понятиями и чувствительностью к языку.
11. Пример применения. (Предложен изобретателем Н. М. Балезиным).
1. Фокальный объект – Кастрюля.
Цель – расширение ассортимента выпускаемых на предприятиях кастрюль, повышение спроса на эту продукцию.
2. Выбираем случайные объекты: дерево, лампа, кошка, сигарета.
3. Выписываем признаки случайных объектов:
Дерево – высокое, зеленое, голое, срубленное, чахлое, железное, хлебное, пробковое, с толстой корой, с корнями, раскидистое, колючее.
Лампа – электрическая, светящаяся, настольная, электронная, разбитая, паяльная, керосиновая, газовая, волшебная, матовая, цветная.
Кошка – живая, игривая, пушистая, сибирская, царапающаяся, голодная, злая, полосатая, нюхающая, мяукающая, дикая, домашняя.
Сигарета – дымящаяся, вредная, с фильтром, с опиумом, смятая, брошенная, отсыревшая, горящая.
4. Присоединяем к фокальному объекту выбранные признаки случайных объектов:
Дерева: высокая кастрюля, хлебная кастрюля, кастрюля с корнями, кастрюля с колючками;
Лампы: электрическая кастрюля, разбитая кастрюля, волшебная кастрюля, светящаяся кастрюля;
Кошки: нюхающая кастрюля, мяукающая кастрюля;
Сигареты: дымящаяся кастрюля, кастрюля с фильтром.
5. Развиваем полученные сочетания:
– кастрюля с корнями – кастрюля с вделанной в нее теплоизолирующей прокладкой;
– разбитая кастрюля – кастрюля, разбитая на секции, в которой можно одновременно готовить несколько блюд;
– нюхающая кастрюля – кастрюля с индикатором, определяющим подгорание пищи;
– мяукающая кастрюля – подающая сигнал об окончании варки и т.д.
6. Отбираем наиболее сильные, реализуемые решения:
– разбитая кастрюля – разделённая на секции для одновременной готовки нескольких блюд;
– мяукающая кастрюля – подаёт сигнал, когда блюдо готово.