- Лучшие методы активизации творчества
- Классический мозговой штурм
- Синектика
- Морфологический анализ
- Метод фокальных объектов
- Метод Латерального Мышления
- Инструменты латерального мышления (1992)
- Метод ПМИ «Плюс, Минус, Интересно»
- Метод «Шесть шляп мышления»
- Майнд-мэппинг (Интеллект-карты) – сущность, правила и этапы
- Творческие интеллект-карты или Майнд-мэппинг
- Метод ассоциаций
- Метод гирлянд ассоциаций
- Метод бисоциаций
- Метод аналогий
- Метафора как средство творческого решения проблем
- Метод принудительных связей
- Метод случайного слова
- Метод контрольных вопросов – техника активизации творчества
- Список контрольных вопросов А. Осборна
- Список контрольных вопросов Т. Эйлоарта
- Список контрольных вопросов Д. Пойя
- SCAMPER – метод активизации творчества
- Контрольный список вопросов «Феникс»
- Метод Киплинга (5W1H)
- Метод «Пять Почему»
- Желающее мышление – креативная техника для прорывных инноваций
- ТРИЗ: Метод активизации творчества и генерации прорывных инноваций
- Метод инверсии или обращения как метод творческого решения проблем
- Приемы разрешения противоречий в ТРИЗ
- Универсальный путешественник: Путеводитель по творчеству
- Метод распускающегося лотоса
- Метод вымышленных персонажей как техника творческого решения проблем
- “А что если ?”- Мощная техника творчества и возможностного мышления
- Свободное письмо (Фрирайтинг) – творческая техника подсознания
- Тест “16 ассоциаций” К. Юнга как метод решения проблем
- Журнал сновидений как метод поиска творческих решений
- Дизайн-мышление — новый способ видения и творческого решения проблем
- Геймификация: Метод активизации творчества и творческого решения проблем
Эвристический метод Г.Я. Буша
Автор: Генрих Язепович Буш, латышский и советский исследователь технического и изобретательского творчества
История: Стратегия гирлянд ассоциаций применялась Г. Я. Бушем, начиная с 1964 года. В основу разработки метода гирлянд ассоциаций был положен метод фокальных объектов. В своей книге Рождение изобретательских идей ( 1976) автор приводит теоретическое обоснование метода «Гирлянды ассоциаций», приводит алгоритмы и виды гирлянд от признаков и функций, до метанимий, методов и физических эффектов. В работе «Основы эвристики для изобретателей». Ч.2.(1977), Г. Я. Буш описывает данный метод и примеры его применения. В 1985 в книге «Диалогика и творчество», автором был предложен более сложный и усовершенствованный вариант данного метода.
1. Сущность метода
Создание гирлянд свободных и случайных ассоциаций, состоящих из объектов и их признаков и последующее перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект. Новые необычные сочетания позволяют расширить поле поиска, обрести новый свежий взгляд на проблему и тем самым увеличить степень оригинальности новых идей и решений.
Его отличие от других ассоциативных методов заключается в новых способах получения большего числа различных сочетаний, существенно расширяющих поле возможностей и область поиска новых идей.
Совершенствование объекта осуществляется за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.
2. Основные функции
1. Метод применяется при совершествовании объектов, поиске оригинальных модификаций известных устройств и способов, при создании рекламы, товаров и услуг.
2. Используется как способ пробуждения творческого состояния, активизации ассоциативного мышления и воображения
3. Метод обеспечивает и облегчает поиск решения изобретательских задач при дефиците информации, помогает найти большое количество подсказок для новых свежих идей.
3. Методологические и теоретические основания
4. Процедура и этапы
1-й шаг поиска решения. Определение синонимов объекта.
Определение синонимов совершенствуемого объекта и образование из них первой гирлянды – гирлянды синонимов.
2-й шаг. Произвольный выбор случайных объектов.
Совершенно произвольно, любым способом, например, на память или из энциклопедического словаря выбирают несколько имен существительных, которые не обязательно должны обозначать даже технические объекты. Из отобранных слов
Произвольный выбор случайных объектов образуют вторую гирлянду – гирлянду случайных объектов.
3-й шаг. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов объекта и элементов гирлянды случайных объектов
Комбинации составляются из двух элементов путем попытки объединения каждого синонима рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом. Некоторые из комбинаций представляют идеи для решения задачи.
4-й шаг. Составление перечня признаков случайных объектов.
Список признаков составляется в виде прилагательных для каждого объекта. Эти списки являются гирляндами признаков.
Для удобства целесообразно составлять таблицу признаков
5-й шаг. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов.
6-й шаг. Генерирование гирлянд ассоциаций.
Поочередно из признаков случайных объектов, выявленных на 4-м шаге, генерируются гирлянды свободных ассоциаций.
Для каждого отдельного признака гирлянды могут быть практически неограниченной длины, поэтому генерирование следует ограничить по времени или по числу элементов гирлянды. Если генерирование гирлянды ассоциаций осуществляют в коллективе, то каждый его член занимается этим самостоятельно.
7-й шаг. Генерирование новых идей.
К элементам гирлянды синонимов технического объекта – поочередно пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций.
Комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд свободных ассоциаций приводит к возникновению новых идей решения проблемы. Оценка, и выбор рациональных вариантов идей.
8-й шаг. Выбор альтернативы.
На этом этапе решается вопрос: продолжать генерирование гирлянд ассоциаций или их уже достаточно для отбора полезных идей.
Если по предварительной оценке таких идей мало, можно продолжить создание гирлянд ассоциаций, начиная с какого-нибудь нового элемента гирлянд, созданных на 6-ом шаге, и действуя подобным же образом.
9-й шаг. Оценка и выбор рациональных вариантов идей.
Отбор рекомендуется производить в несколько этапов. Сперва вычеркиваются явно нерациональные варианты. Затем из общего количества отбираются наиболее оригинальные варианты сомнительной полезности. Это решения, которые привлекают своей неожиданностью, удивляют нас подходом, которому мы еще не встречали аналогии. На первый взгляд они кажутся бесполезными или малоперспективным в смысле удовлетворения актуальных общественных потребностей. Список таких вариантов целесообразно изучить через некоторое время с привлечением экспертов или творческого коллектива.
В список рациональных решений включаются варианты, наилучшим образом
отвечавшие нашим конкретным целям, требованиям производства, возможностям и актуальным потребностям.
10-й шаг. Отбор оптимального варианта.
Отбор оптимального варианта из рациональных осуществляется разными
приемами оптимизации. Весьма простым и эффективным является метод экспертной оценки.
5. Достоинства
1. Простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.
2. Оригинальность, нешаблонность и эффективность выдвигаемых идей.
6. Недостатки метода
1. Образование простых случайных сочетаний. Не принятие во внимание законов развития объекта, потребностей потребителя и требований среды.
2. Отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.
По словам автора метода Г. Буша, приведенная модификация является упрощенной и ее возможно расширить и усилить ее с помощью таких дополнительных процедур, как, например, построение и интерпретация гроздей и гирлянд метафор, создание этимологических и парадигматических гроздей понятий и их интерпретация.
Пример 1
Пример реализации метода: совершенствуемый объект – Стул
(Г.Я.Буш «Основы эвристики для изобретателей».)
1. Объектом избран стул, что-бы предложить новые модификации мебельщикам. Возможная гирлянда синонимов: стул — кресло — табурет — пуф — скамейка.
2. Произвольно выбираем случайные объекты, образуем гирлянду из слов, выбранных наугад, например: электролампочка — решетка — карман — кольцо — цветок — пляж.
3. Составляем комбинации по первым двум шагам, объединяем каждый рассматриваемый объект с каждым случаем: стул с электролампочкой, решетчатый стул, стул с карманом, стул для пляжа, электрическое кресло, табуретка для цветов…
4. Составляем таблицу признаков случайных объектов.
Объект | Признаки случайных объектов |
Электролампочка | Стеклянная, свето- и теплоизлучающая, электрическая, колбообразная, с цоколем, с электроконтактами, матовая, цветная |
Решетка | Металлическая, пластмассовая, плетеная, сварная, кованая, гибкая, жесткая, крупная, мелкая, с одинаковыми или неодинаковыми ячейками из разных по материалу элементов |
Карман | Передний, боковой, задний, наружный, внутренний, накладной, ложный, с молнией, для хранения документов, носовых платков, денег, письменных принадлежностей, зеркала, карманного фонаря, радиоприемника |
Кольцо | Металлическое, деревянное, пластмассовое, витое, сплошное, надувное, эмалированное, с гальваническим покрытием, с орнаментом, с часами, с радиоприемником, для спортивных упражнений, кольцо Сатурна, для птиц |
Цветок | Одноцветный, многоцветный, душистый, чашеобразный, пятнистый, автоматически поворачивающийся к солнцу, зонтичный, самораскрывающийся, полевой, горный, осенний, водяной, садовый, с шипами, симметричный, лекарственный, волосистый |
Пляж | Морской, речной, солнечный, песчаный, галечный, гладкий, бугристый, узкий, широкий, длинный |
5.Генерируем идеи путем поочередного присоединения к объекту и его синонимам признаков из таблицы. Например, если взять только признаки электролампочки, можно получить стеклянный стул, тепло излучаю шее кресло, колбообразный пуф и т.д.
6.Генерируем гирлянды ассоциаций. Поочередно из внесенных в таблицу признаков образуем цепочки ассоциаций.
Электролампочка стеклянная. Что напоминает слово стеклянная? Может быть, волокно. Что оно напоминает? Кому-то плетение, вязание. У кого-то это ассоциируется с бабушкой, лечащей ревматизм на курортах юга, где от жары можно укрыться в тени, и т.д. Цепочка может быть такой: стекло — волокно — вязание — бабушка — ревматизм — курорт — юг и т.д. Если брать другие возможные сочетания объектов и признаков (а их около 100) и считать, что каждая гирлянда в среднем содержит 40 элементов, то их уже будет 4000.
7.Генерируем новые идеи. К элементам гирлянлы синонимов объекта поочередно присоединяем элементы гирлянд ассоциаций, например: стеклянный стул, кресло из стекловолокна, вязаный пуф, табуретка для бабушки, кресло для лечения ревматизма, кресло, защищающее от солнца, и т.д. В результате могут получаться гирлянды случайных ассоциаций, т.е. сочетания, лишенные рационального содержания.
8.Выбираем альтернативу. Принимается решение: достаточно ли гирлянд ассоциаций для отбора полезных (продуктивных) идей?
9.Оцениваем и отбираем рациональные варианты. Здесь может быть несколько этапов: отбрасывание явно нерациональных вариантов; отбор наиболее оригинальных сомнительной полезности, которые привлекают неожиданностью; установление приемлемых.
10.Отбираем оптимальный вариант. Решается, какой объект нужен для выпуска: например, элипсообразное пластмассовое кресло с зонтиком (для пляжа) со встроенными часами и радиоприемником.?
Отбор оптимального варианта из рациональных осуществляется разными
приемами оптимизации. Весьма простым и эффективным является метод экспертной оценки.
Классификация новых идей
Анализ показывает, что найденные идеи разнообразны по своему существу и
в данном случае могут быть классифицированы по предлагаемому изменению:
• функционального назначения объекта (кресло для лечения ревматизма,
кресло для загорания и т.д.);
• конструкция объекта (кресло с зонтиком, кресло со встроенным радиоприемником и т.д.);
• технологии изготовления объекта (плетеное кресло, эмалированный
стул и т.п.);
• материала (стеклянный стул, пластмассовое кресло и т.п.);
• формы объекта (чашеобразное кресло, эллипсообразный стул и т.п.);
• принципа действия (передвижной стул, катапультируемое кресло);
• внешнего вида и оформления (прозрачное кресло, разноцветный пуф и
т.п.).
Пример 2
Пример реализации метода. Совершенствуемый объект – часы
(Буш Г. Диалогика и творчество).
1. На первом шаге мы получим гирлянду синонимов слова часы: часы – будильник – секундомер – хронометр.
2. На втором шаге выберем пять случайных объектов, например: кассета,
подснежник, транспарант, постель, войлок.
3. На третьем шаге получаем следующую комбинацию синонимов и случайных
объектов: часы с кассетой, часы с подснежником, часы на транспаранте, часы в
постели, часы в войлоке, будильник с кассетой, будильник для постели, будильник с
войлоком, секундомер с кассетой и т.д.
4. На четвертом шаге получим таблицу случайных объектов и их признаков:
Случайный объект | Признаки |
Кассета | Пластмассовая, хрупкая, музыкальная |
Подснежник | Голубой, маленький, пахучий. |
Транспарант | Большой, тяжелый, красочный |
Постель | Чистая, мягкая, теплая, широкая |
Войлок | Плотный, колючий, теплый |
5. Комбинируя модернизируемый предмет и его синоним с признаками случайных
объектов получаем: пластмассовые часы, хрупкий будильник, голубые часы,
музыкальные часы, маленькие часы, будильник с запахом, большие часы, тяжелый
будильник, красочный секундомер, чистые часы, мягкий будильник, теплые часы,
широкий секундомер, теплый секундомер, плотные часы, колючий будильник и т.д.
6. На данном шаге будем генерировать гирлянды свободных ассоциаций, основой
которых будут признаки случайных объектов:
Признак | Гирлянда ассоциаций |
Пластмассовый | Пластмасса – ручка – бумага – огонь |
Хрупкий | Стекло – стакан – вода – дождь |
Голубой | Небо – солнце – лето – жара |
Пахучий | Духи – женщины – цветы – весна |
Тяжелый | Гиря – спорт – соревнования – призы |
Красочный | Журнал – компьютер – дискеты – программы |
7. Синтезируя гирлянду ассоциаций и синонимы модернизируемого предмета
получим следующие комбинации: часы в ручке, огненные часы, стеклянные часы,
водные часы, солнечные часы, часы в духах, женские часы, цветные часы,
спортивные часы, призовые часы, стеклянный будильник, водный будильник,
призовой будильник, водный секундомер, компьютерный секундомер.
8. На данном шаге мы решаем не продолжать процесс генерирования идей, т.к. их
уже достаточно.
9. Выбирая из множества идей только рациональные и отсеивая те решения, которые уже воплощены в жизнь (будильник с кассетой, часы с музыкой, женские часы, подводные часы, спортивные часы, часы в ручке и т.д.), получим следующие комбинации:
Будильник с запахом, часы в духах, солнечные часы, теплые часы, стеклянные часы, призовые часы, компьютерный секундомер.
10. На последнем этапе выбор решений производит заказчик, которым является
матушка Жизнь, а значит, никто не скажет точно, какое из предложенных решений сделает блестящую карьеру.