- Лучшие методы активизации творчества
- Классический мозговой штурм
- Синектика
- Морфологический анализ
- Метод фокальных объектов
- Метод Латерального Мышления
- Инструменты латерального мышления (1992)
- Метод ПМИ «Плюс, Минус, Интересно»
- Метод «Шесть шляп мышления»
- Майнд-мэппинг (Интеллект-карты) – сущность, правила и этапы
- Творческие интеллект-карты или Майнд-мэппинг
- Метод ассоциаций
- Метод гирлянд ассоциаций
- Метод бисоциаций
- Метод аналогий
- Метафора как средство творческого решения проблем
- Метод принудительных связей
- Метод случайного слова
- Метод контрольных вопросов – техника активизации творчества
- Список контрольных вопросов А. Осборна
- Список контрольных вопросов Т. Эйлоарта
- Список контрольных вопросов Д. Пойя
- SCAMPER – метод активизации творчества
- Контрольный список вопросов «Феникс»
- Метод Киплинга (5W1H)
- Метод «Пять Почему»
- Желающее мышление – креативная техника для прорывных инноваций
- ТРИЗ: Метод активизации творчества и генерации прорывных инноваций
- Метод инверсии или обращения как метод творческого решения проблем
- Приемы разрешения противоречий в ТРИЗ
- Универсальный путешественник: Путеводитель по творчеству
- Метод распускающегося лотоса
- Метод вымышленных персонажей как техника творческого решения проблем
- “А что если ?”- Мощная техника творчества и возможностного мышления
- Свободное письмо (Фрирайтинг) – творческая техника подсознания
- Тест “16 ассоциаций” К. Юнга как метод решения проблем
- Журнал сновидений как метод поиска творческих решений
- Дизайн-мышление — новый способ видения и творческого решения проблем
- Геймификация: Метод активизации творчества и творческого решения проблем
Латеральное мышление как создание альтернатив и способ решения задач
1. Этимология. Латеральное мышление (lateral thinking). Lateral (англ.) — боковой, поперечный, направленный в сторону.
2. Автор: Эдвард де Боно (Edward de Bono, род. 19 мая 1933, Мальта), британский психолог и писатель, врач и изобретатель, эксперт и консультант в области творческого мышления и инноваций. Пионер в сфере развития творческих способностей и применения методов активизации творчества.
3. История
Сам термин, концепция и методы «Латерального мышления» были разработаны в 1967 году и впервые представлены в первой книге Э. де Боно «Использование нестандартного мышления», The Use of Lateral Thinking (1967). Теория и практика латерального мышления получили свое дальнейшее развитие в книгах «Развитие Мышления: Три Пятидневных Курса» The Five-Day Course in Thinking (1968), и «Механизмы мышления» The Mechanism of the Mind (1969). В 1970 была опубликована книга «Латеральное мышление: креативность шаг за шагом» Lateral Thinking: Creativity Step by Step (1970), в которой Эдвард де Боно предоставил целостную концепцию и систему техник латерального мышления.
Методы и техники латерального мышления были усовершенствованы, дополнены и систематизированы в его следующих книгах и особенно в «Гениально! Инструменты решения креативных задач» – Serious Creativity: Using the Power of Lateral Thinking to Create New Ideas (1992).
В 1985 году он написал книгу «Шесть шляп мышления» – Six Thinking Hats (1985), в которой предлагался эффективный и простой метод активизации творчества и решения практических проблем, в концентрированном виде выражающий суть концепции латерального мышления.
Эдвардом де Боно было опубликовано более 70-ти книг, переведенных на многие языки мира, в которых он углубляет свою концепцию, предлагает способы ее реализации в образовании, менеджменте, в реальной жизни, а также рассматривает нестандартное творческое мышление как мышление нового тысячелетия New Thinking for the New Millennium (1999), новую религию H+ (Plus): A New Religion (2006) и как единственно возможный способ выживания в современном мире – Think! Before It’s Too Late (2009).
Эдвард де Боно разработал и проводит курсы по развитию творчества: CoRT (курс по развитию интеллектуальных способностей), SixHats (курс по самоорганизации мышления и по творческой работе в группе), профессиональная программа «de Bono Thinking 24×7».
Метод и техники латерального мышления активно используются во многих успешных инновационных компаниях по всему миру.
4. Сущность метода
Латеральное мышление – нешаблонный и гибкий способ решения задач, при котором новые идеи возникают при генерировании различных точек зрения на предмет, разрыве очевидной последовательности мышления, а также разрушении или изменении ограничивающих когнитивных паттернов.
Латеральное мышление основывается на нестандартном подходе к известным вещам, на умении и готовности смотреть на вещи разными способами. Оно представляет собой целостную систему, включающую ряд самостоятельных инструментов и техник, направленных на устранение инерции мышления.
5. Основные функции
– способ создания, развития и реализации творческих и инновационных идей, создания новых продуктов, процессов и услуг.
– быстрый и эффективный способ для организаций, групп и отдельных людей решения практических проблем в условиях жесткой конкуренции и непредсказуемых изменений.
– способ активизации творческого мышления, разрушения стереотипов, нахождения альтернативных решений и генерации большого количества новых и практичных идей во всех сферах жизнедеятельности.
– способ развития личности, метод усиления естественных способностей человека творить и создавать новое – и соответственно, приводить его к большей продуктивности и успешности.
6. Методологические и теоретические основания
Изменение и перестройка паттернов
1. Концепция латерального мышления основывается на понимании разума (mind) как самоорганизующейся информационной системы, упорядочивающей поступающую информацию в устойчивые модели и паттерны. По мере использования информации эти паттерны еще сильнее закрепляются в нашем сознании, превращаясь в шаблоны и стереотипы.
2. Эти стабильные паттерны, то есть наш опыт, облегчают каждодневную работу мозга, но затрудняют придумывание новых решений.
3. Латеральное мышление связано с изменением и перестройкой паттернов. Вместо того, чтобы брать образец и затем развивать его, как это делается в вертикальном мышлении, латеральное мышление занимается реструктурированием ограничивающих паттернов, разрушением старых и удобных шаблонов и построением новых, оригинальных, творческих моделей.
4. Креативный процесс в латеральном мышлении — это преодоление шаблонного мышления с помощью креативных прыжков. Латеральное мышление позволяет делать «скачки» в любом направлении и допускает ошибку как промежуточный шаг.
5. Латеральное мышление использует информацию провокационно. Оно разрушает старые паттерны, высвобождая заключенную в них информацию, и стимулирует формирование новых паттернов, по-новому — порой неправдоподобно — сопоставляя кусочки информации.
Изменение восприятия
1. Нестандартное латеральное мышление тесно связано с образным мышлением и восприятием.
2. Восприятие основано на распознавании и использовании соответствующих паттернов и шаблонов. Мозг человека формирует свое восприятие, избирая тот или иной способ видения мира.
3. Самый основной принцип латерального мышления заключается в том, что любой конкретный взгляд на вещи является лишь одним из множества других возможных способов.
3. Творчество и латеральное мышление основаны на изменении восприятия, внезапных переходах — переключениях восприятия и генерировании различных точек зрения на предмет.
4. Латерально мыслящий человек старается придумать как можно больше разных подходов и взглядов, генерировать разнообразные точки зрения на вещи и события.
Общие положения
1. Латеральное мышление – это попытка найти альтернативные пути реструктуризации и реорганизации имеющейся информации, нестандартные способы решения проблем. Человек ищет не подход, а как можно больше различных подходов.
2. Латеральное мышление ищет решение трудных проблем с помощью необычных методов, или использования элементов, которые игнорируются обычным логическим мышлением.
3. Латеральное мышление имеет ту же основу, что и творчество, инсайт и юмор, но в отличие от них, может применяться столь же намеренно, как и логическое мышление.
4. Творчество — это умение, которым каждый может овладеть и которое каждый может практиковать и использовать. Творческие способности и инновации – основные источники длительного и глобального успеха в современном изменяющемся мире.
5. Творческое мышление – это не талант, это навык, который можно изучить и развить.
«Я рассматриваю творческое (латеральное) мышление как особый способ обработки информации. Оно должно занять свое место наравне с другими методами: математическим и логическим анализом, компьютерным моделированием и т. д. Это строгий предмет, в котором нет места какой бы то ни было таинственности. Я уверен, что со временем мы привыкнем к тому, что человек, решивший придумать нечто новое в своей области, просто садится и последовательно применяет методы латерального мышления». Эдвард де Боно
Фундаментальные аспекты процесса латерального мышления:
1. Преднамеренное создание альтернативных взглядов на вещи.
2. Вызов и постановка под сомнения предположений. (The challenging of assumptions).
Основные принципы и правила
1. Уйдите от клише и установившихся моделей мышления.
2. Сомневайтесь в допускаемом.
3. Обобщайте альтернативы.
4. Хватайтесь за новые идеи и смотрите, что получится.
5. Находите новые точки входа, от которых можно оттолкнуться.
7. Мыслительные техники латерального мышления
Для успешного решения сложных проблем, необходима перестройка паттернов, которая осуществляется с помощью специальных техник. Определенных инструментов, которые бросают вызов нормальной работе самоорганизующейся системы мозга человека.
В своей книге «Латеральное мышление: креативность шаг за шагом» (1970), (Вариант перевода: Эдвард де Боно. Латеральное мышление. Учебник. – Минск: Попурри, 2012. – 384 с.), Э. де Боно предложил ряд техник латерального мышления, некоторые из которых уже были известны, а некоторые, авторские, стали впоследствии самостоятельными методами активизации творчества:
Выработка альтернатив (The generation of alternatives).
Целенаправленный поиск и генерация альтернатив и создание альтернативных взглядов на ситуацию является одним из важнейших творческих действий. Реализация метода основывается на последовательных ответах на вопросы: Есть ли другой способ? Каковы альтернативы? Можно ли сделать это иначе?
Изучение проблемного материала может вестись в двух направлениях:
1. Отыскание альтернативных способов формулировать проблему.
2. Отыскание альтернативных подходов к проблеме.
Возможно установить для себя квоту, т.е. обязать себя найти фиксированное число альтернатив и подходов. Подходящей квотой могут быть три, четыре или пять вариантов.
Вызов предположениям (Challenging assumptions).
Пи решении проблемы необходимо бросить вызов базовым предпосылкам и общепринятым предположениям, поставить их под сомнение и попытаться перекроить их. Творческий вызов просто отказывается признавать, что общепринятое — непременно самое лучшее.
Вызов – это не критика, не осуждение, нападение или поиск недостатков. Он просто позволяет вырваться на свободу из пределов стереотипных способов работы. Он всего лишь ставит под сомнение уникальность существующего метода: «Действительно ли это единственно возможный способ действий?».
Творческий вызов предполагает, что нечто делается именно так, а не иначе, по причинам, которые могут уже потерять свое значение. Во всяком случае, возможно, существует лучший способ.
Творческий вызов может быть направлен на само явление, но он также может относиться к традиционным взглядам на это явление. Кроме того, сам процесс творческого мышления о данном предмете может быть предметом вызова: «Почему мы должны видеть проблему именно в таком свете?».
Вызов бывает направлен на факторы, формирующие наше мышление: доминирующие концепции, заключения, ограничения, ключевые факторы, факторы избегания, мышление черно-белыми (крайними) категориями (поляризация «или-или»). Этот метод позволяет взглянуть непосредственно на все эти факторы, чтобы убедиться, действительно ли они важны для нас.
Творческий вызов помогает пересмотреть явления, связанные с традицией, когда нечто делается таким способом потому, что так делали вчера, год или пять лет назад.
Инновации (Innovation).
Отложенное суждение (Suspended judgement).
Вертикальное мышление требует, чтобы вы были правы всегда. Суждения о правильности тех или иных идей выносятся с самого начала. При этом не позволяется делать неправильные шаги.
Латеральное мышление позволяет быть неправым на промежуточных этапах, если это помогает оказаться правым в конце. На практике этого можно достичь отсрочкой суждения или оценки. Человек воздерживается от суждений на этапе генерирования идей, чтобы потом оценить эти идеи на этапе отбора.
Дизайн (Design).
В отличие от анализа, с помощью которого мы разбиваем сложную и неизвестную ситуацию на маленькие кусочки, синтеза, посредством которого мы создаем из этих элементов новую комбинацию, дизайн сразу выдвигает ключевое требование, а затем при его выполнении устанавливает между элементами новые нужные отношения.
Данный метод состоит в выборе в качестве отправной точки единственного ключевого требования (например при проектировке здания – наибольшее рабочее пространство) и в последующей разработке концепции, максимально его учитывающую.
Таким образом, вокруг ключевого требования группируются остальные, создавая при этом совершенно новые отношения. Говоря военным языком, в первом случае мы наступаем равномерно на всех фронтах, а во втором наносим сосредоточенный удар и затем бросаем войска в прорыв.
Доминантные идеи и критические факторы (Dominant ideas and crucial factors).
Давая определение ситуации, мы выбираем некоторую доминантную идею — но не для того, чтобы ограничить свое восприятие этой идеей, а для того, чтобы иметь возможность генерировать альтернативные идеи. Доминантная идея предопределяет ваш взгляд на ситуацию. Критический фактор является своего рода точкой привязки.
Доминантная идея организует ситуацию. Критический фактор связывает ее и весьма сковывает движение. Выделив критический фактор, вы ставите под вопрос его необходимость. Если фактор оказывается не критическим, тогда связывающий эффект этого фактора исчезает и вы получаете больше свободы рассматривать ситуацию под иным углом.
Разбиение на части (Fractionation).
В памяти существует тенденция к укрупнению сформировавшихся паттернов.
Паттерны могут разрастаться сами по себе или объединяться в более крупные. Чтобы облегчить перестройку паттерна, нужно вернуться к исходному множеству меньших паттернов, которые могут стать элементами различных комбинаций.
Метод переворота (The reversal method).
Метод переворота является по своей природе более латеральным, нежели метод
разбиения. И он приводит к более необычным перестроениям. Обычно существует несколько разных направлений переворота ситуации. Латеральное мышление не занимается поиском правильного ответа; его интересует иная компоновка информация, которая бы спровоцировала иной взгляд на вещи.
Brainstorming (Мозговой штурм).
Мозговой штурм является формальной обстановкой для применения латерального мышлениями. Главными чертами мозгового штурма являются:
1. Перекрестная стимуляция. 2. Отложенное суждение. 3. Формальность обстановки.
Analogies (Аналогии).
Чтобы перестроить паттерн, взглянуть на ситуацию по-иному, приобрести свежие идеи, нужно начать с каких-то идей. Две проблемы латерального мышления таковы:
• Привести ход мыслей в движение.
• Избежать естественного, очевидного, стереотипного хода мыслей.
Аналогии используются для придания импульса движения. Мы транслируем проблему в аналогию, а затем развиваем аналогию.
В конце происходит обратная трансляция и мы видим, что стало с первоначальной проблемой. Аналогия совсем не обязательно должна быть полной. Аналогия является средством провокации, заставляющим по-иному взглянуть на ситуацию.
Выбор точки входа и зоны внимания (Choice of entry point and attention area).
Разуму характерен узкий диапазон внимания, которое может быть сосредоточено лишь на некоторой небольшой области информационного поля. «Зоной внимания» мы будем называть ту часть ситуации или проблемы, которой мы уделяем внимание.
«Точка входа» — это та часть проблемы или ситуации, на которую наше внимание нацеливается в первую очередь. С точки зрения перестройки паттернов в результате инсайта (озарения) выбор точки входа имеет первостепенное значение. Важным аспектом этой задачи является, однако, то, что ее легче решить, если начинать с другого конца.
Начинать с конца и двигаться к началу — хорошо известный метод решения проблем. Его эффективность объясняется совершенно иным ходом мыслей по сравнению с тем случаем, если бы вы двигались от начала.
Случайная стимуляция (Random stimulation).
Перестройка паттернов осуществляется двумя способами: изнутри и извне.
1. Использование некоторых специальных приемов, развивающих первоначальный паттерн и могущих привести к его перестройке.
2. Намеренное изменение обстоятельств с таким расчетом, чтобы они стимулировали перестройку паттернов.
Случайная стимуляция представляет именно внешнюю стимуляцию, которая воздействует на идею снаружи. При случайной стимуляции используется любая информация. Какой бы неуместной она ни казалась, она не отвергается как бесполезная. Например, случайная стимуляция может возникнуть от идеи, относящиеся к совершенно другой области знаний. Иногда это называют «перекрестным опылением наук».
Для создания формальной процедуры генерирования случайных событий предлагаются три метода:
• Наугад выбрать слово в словаре.
• Наугад выбрать в библиотеке книгу или журнал.
• Наугад выбрать предмет из окружающей обстановки (например, ближайший предмет красного цвета).
Метод случайного входа (и его разновидность — метод случайного слова)
Использование разнообразной информации (случайных стимулов) для развития идей и мышления в новых и неожиданных направлениях. Основной принцип метода случайного входа — готовность искать новые, независимые точки входа, открывающие новые направления мышления.
Этот метод относится к провокационным, но действует немного иначе. Применяя метод случайного входа, мы произвольно назначаем новую точку входа и тем самым немедленно повышаем шансы натолкнуться на новую ветвь. Как только нам это удается, мы устанавливаем обратную связь с фокусом и можем использовать эту новую линию мышления. Случайное слово — не единственная, но самая практичная, легкая и удобная точка входа.
Понятия/деления/поляризация (Concepts/divisions/polarization).
Имена, ярлыки, слова являются зафиксированными. Поэтому закрепляются и увековечиваются и единицы, получившие эти имена и ставшие заложниками этих имен. Такими же зафиксированными и постоянными становятся паттерны, которые представляют собой определенный порядок этих единиц. После того как единица отделилась и получила имя, в ней трудно признать часть целого.
Когда композиции единиц дается общее имя, трудно признать, что она состоит из частей. Когда деление выполнено, трудно потом перебросить мост через это разделение.
Опасность подобной поляризации заключается в том, что новая информация искажается для того, чтобы соответствовать той или иной категории. Созданные категории увековечиваются и момент, когда необходимо создать новую категорию, может так никогда и не наступить.
Цель латерального мышления — разрушать стереотипы, паттерны-клише, а неподвижные ярлыки являются идеальным примером таких паттернов- клише. Уйти из-под влияния существующих ярлыков можно тремя путями:
• Поставить ярлыки под сомнение.
• Попытаться обойтись без них.
• Создать новые ярлыки.
Новое слово «по» (про) (The new word po).
Логику можно назвать умелым использованием слова «НЕ». Концепцией латерального мышления является перестройка паттернов и это достигается изменением построения информации. Смягчение является инструментом перестройки. Языковым инструментом смягчения является слово «ПО» (ПРО).
ПО (ПРО) – это слово, которое предшествует провокации и сигнализирует о ней.
«ПО» может пониматься как провокационная операция.
Провокация – это идея, которая перемещает мышление вперед в новое место, откуда можно найти новые идеи или решения.
В оригинале это извлечение из таких слов, как гипотеза (hypothesis), предположить (suppose), возможно (possible) и поэзия (poetry), все из которых указывают на движение вперед и содержат слог po «по».
Смыслом существования слова «ПО» является построение информации с целью создания новых паттернов и перестройки старых. «ПО» как инструмент позволяет нам пользоваться информацией совершенно необычным образом.
Первая функция слова «ПО» – создания связей, не имеющих ничего общего с жизненным опытом.
Построения информации обычно оцениваются сразу же по мере их поступления, в результате выносится один из двух вердиктов: «это позволительно» или «это непозволительно».
Таким образом, построение подтверждается или отрицается. Среднего не дано. Функция «ПО» как раз и заключается в том, чтобы допустить «средний» ход событий. «ПО» позволяет удержать построение в течение некоторого времени, не подтверждая и не отрицая его. «ПО» позволяет отсрочить суждение.
Отсрочка суждения является одним из фундаментальных принципов латерального мышления и в это же время одним из главных его отличий от мышления вертикального.
Объединение несвязанных вещей
Простейший случай использования «ПО» — удерживать вместе две совершенно не связанные друг с другом вещи, чтобы позволить им или их ассоциациям взаимодействовать между собой.
Пример: «компьютеры ПО омлеты». Из такого сопоставления может родиться следующая идея: приготовление пищи с помощью компьютера или какого-то автоматического прибора.
Иногда слово «ПО» мало чем отличается от использования слов «допустим» или «если».
Функция «ПО»: ставить под сомнение старые построения информации.
Основные направления использования «ПО» таковы:
• Ставить под сомнение обоснованность установившихся паттернов.
• Расшатывать существующие паттерны и высвобождать информацию, которая затем собирается в новые паттерны.
• Извлекать информацию из ячеек, созданных ярлыками и классификациями.
• Способствовать поиску альтернативных построений информации.
Открытость как преграда (Blocked by openness).
Если вы движетесь по основной магистрали, вы можете даже не осознавать существования боковых путей и точек ветвления. Вы блокированы открытостью главной дороги.
Описание /решение проблем/конструкторские проекты (Description/problem solving/design).
Существуют три практические ситуации, способствующие использованию латерального мышления:
• Описание ситуации.
• Решение проблем.
• Конструкторские проекты.
Описание ситуации — хороший способ показать, насколько по- разному можно смотреть на вещи. Это также простой способ попрактиковаться в отыскании альтернативных точек зрения.
Решение проблем является удобным форматом, позволяющим попрактиковаться в применении методов, изученных в этой книге. Если описание является взглядом назад с целью выяснения того, что есть, то решение проблемы — это взгляд вперед, выяснение того, что можно получить. То, чего вы хотите добиться, может иметь разные формы:
1. Разрешить какое-то затруднение (проблема уличных пробок).
2. Получить что-то новое (конструкция машины для сбора яблок).
3. Избавиться от чего-то нежелательного (дорожные аварии, голод).
Конструкторские проекты — особый случай решения проблем, когда вы хотите достичь некоего желательного положения вещей. По этой причине конструкторские проекты имеют, как правило, большее разнообразие вариантов решения, чем проблемы.
Проблемой конструкторских проектов является наличие стереотипных узлов, под которыми понимаются стандартные способы выполнения определенной функции, позаимствованные из других источников.
Для преодоления этих стереотипов можно использовать следующие методы:
1. Вычесывание и расщепление. Вычесывание означает, что из полного стереотипного узла понемногу удаляются ненужные детали, как расческой удаляются выпадающие волосы.
Вычесывание может быть постепенным процессом, где с каждым разом удаляется лишь небольшой кусочек стереотипного узла, но в некоторых случаях сразу отделяются большие части. В этом случае, наверное, лучше говорить не о вычесывании деталей, а о расщеплении стереотипа на части.
2. Извлечение главного и абстрагирование.
3. Комбинирование. Стереотипные узлы берутся из нескольких источников и соединяются в некий новый узел, который нигде больше не встречается. В любой ситуации, связанной с разработкой проектов, существует определенная иерархия способов восприятия функции.
В своих поздних работах Эдвард де Боно подробно описывает свои наиболее успешные техники и предлагает ряд новых, таких как:
ПМИ «Плюс, Минус, Интересно» (1976) – методика всесторонней оценки новых идей и решений проблем.
Техника позволяет намеренно направлять внимание к положительным, отрицательным и интересным аспектам специфической идеи, предмета или решения.
Анализ и рассмотрение отдельных компонентов задачи, сопровождаемое развитием положительных сторон, устранением отрицательных и использование новых возможностей интересных сторон, ведет к нахождению новых, эффективных решений.
«Шесть шляп мышления» (1985).
В книге: Serious Creativity: Using the Power of Lateral Thinking to Create New Ideas (1992), Боно Э. Серьёзное творческое мышление / Э. Боно / / Пер. с англ. Д. Я. Онацкая,— Мн.: ООО «Попурри», 2005; поздний вариант: «Гениально! Инструменты решения креативных задач» (2015), автором были усовершенствованы старые и предложены некоторые новые методы латерального мышления:
Инструменты решения креативных задач
8. Достоинства
1. Основной плюс этого метода состоит в том, что его может развить в себе каждый человек.
2. Это полезный инструмент для развития креативности, который учит осознанно подходить к генерации новых идей, что делает творческий процесс более продуктивным.
3. Данные методы могут быть освоены вследствие обучения и превращены в привычку путем систематического применения в реальной жизни.
4. Латеральное мышление можно изучать, практиковать и использовать, с его помощью можно
управлять креативностью, а также проявлять креативность по требованию
5. Используя методы латерального мышления можно улучшить себя и свой бизнес, легко достичь своих целей.
9. Недостатки
1. Многие инструменты латерального мышления являются общими и с другими видами мышления.
2. Латеральное мышление во многом совпадает с дивергентным мышлением поскольку оба подхода основываются на преодолении инерции, стереотипов и старых привычек.
3. Многочисленные инструменты латерального мышления недостаточно систематизированы, пересекаются друг с другом и лишены оснований для классификации.