- Лучшие методы активизации творчества
- Классический мозговой штурм
- Синектика
- Морфологический анализ
- Метод фокальных объектов
- Метод Латерального Мышления
- Инструменты латерального мышления (1992)
- Метод ПМИ «Плюс, Минус, Интересно»
- Метод «Шесть шляп мышления»
- Майнд-мэппинг (Интеллект-карты) – сущность, правила и этапы
- Творческие интеллект-карты или Майнд-мэппинг
- Метод ассоциаций
- Метод гирлянд ассоциаций
- Метод бисоциаций
- Метод аналогий
- Метафора как средство творческого решения проблем
- Метод принудительных связей
- Метод случайного слова
- Метод контрольных вопросов – техника активизации творчества
- Список контрольных вопросов А. Осборна
- Список контрольных вопросов Т. Эйлоарта
- Список контрольных вопросов Д. Пойя
- SCAMPER – метод активизации творчества
- Контрольный список вопросов «Феникс»
- Метод Киплинга (5W1H)
- Метод «Пять Почему»
- Желающее мышление – креативная техника для прорывных инноваций
- ТРИЗ – Метод активизации творчества и генерации прорывных инноваций
- Метод инверсии или обращения как метод творческого решения проблем
- Приемы разрешения противоречий в ТРИЗ
- Универсальный путешественник: Путеводитель по творчеству
- Метод распускающегося лотоса
- Метод вымышленных персонажей как техника творческого решения проблем
- “А что если ?”- Мощная техника творчества и возможностного мышления
- Свободное письмо (Фрирайтинг) – творческая техника подсознания
- Тест “16 ассоциаций” К. Юнга как метод решения проблем
- Журнал сновидений как метод поиска творческих решений
- Дизайн-мышление — новый способ видения и творческого решения проблем
- Геймификация: Метод активизации творчества и творческого решения проблем
Метод случайного слова или случайного стимула
1. Автор
Эдвард де Боно (Edward de Bono, род. 19 мая 1933, Мальта), британский психолог и писатель, врач и изобретатель, эксперт и консультант в области творческого мышления и инноваций.
Пионер в сфере развития творческих способностей и применения методов активизации творчества. Автор концепции и метода латерального мышления.
2. История
Метод случайного слова, наряду с другими технологиями латерального мышления был впервые описан Э. де Боно в книге «Латеральное мышление: креативность шаг за шагом» (1970). Данный метод имеет схожие черты с методами ассоциаций, бисоциаций и принудительных связей и широко применяется другими авторами в процессе активизации творчества и творческого решения проблем.
3. Сущность метода
Сущность метода состоит в установлении связей между проблемой или совершенствуемым объектом с любым случайным объектом, имеющим мало общего с проблемой. Такими объектами могут быть случайно выбранные слова, фразы, изображения, персонажи.
Случайность выбора существенно расширяет поле решения проблемы, устраняет инерционность мышления, изменяет точку зрения на проблему и активизирует процесс генерации новых идей.
4. Методологические и теоретические основания
Принцип всеобщей связи между всеми вещами и явлениями, а также способность мозга устанавливать взаимосвязи между, казалось бы, не связанными вещами
Ключевая роль случая в творческом процессе. Случай рассматривается как механизм эволюции и развития, феномен неожиданности и новизны, как сознательный прием творчества. Э. де Боно считал, что наиболее ценный вклад в дело прогресса был произведен на основе случайных событий.
Многие творческие открытия совершались в результате «случайного» объединения двух или нескольких знакомых идей (А. Кестлер) или же вследствие неожиданных открытий, сделанных на основе случайных наблюдений или принципа серендипити, М. Михалко).
В науке и изобретательском творчестве многие открытия были совершены благодаря восприимчивости ученых к случайным событиям: открытия Аристотеля и Ньютона, открытие формулы бензола (Ф. Кекуле), сахарина (К. Фальберг), йода (Б. Куртуа), каучука (Ч. Гудьир), пенициллина (А. Флеминг), радиоактивности (А. Беккерель), изобретение паровой машины (Джеймс Уатт).
В художественном творчестве принцип случайности лежит в основе алеаторики (от лат. alеa – игральная кость; случайность), который состоит в совершенно свободной и случайной комбинации различных художественных форм использовании случайных способов композиции. Результатами такого генеративного искусства служат инсталляции, коллажи, литературные и музыкальные произведения со случайным образом перемешанными частями.
Случайность, одновременное сопоставление несвязанных идей, объектов и событий, расширяют поле возможностей, создают пространство для творческого скачка, открывают путь к творческой свободе и новому видению вещей.
5. Основные правила
1. Случайным стимулом может служить все, что угодно —слово в словаре, фраза в книге, картинка, фото музыкальные фрагменты, запахи, любая вещь.
2. Отдаваться на волю случая, посещать книжные магазины, выставки, музеи, бродить по незнакомым улицам.
3. Стараться выбирать слова, которые не связаны напрямую с проблемой. Ищите непрямые, косвенные взаимосвязи, ищите всевозможные ассоциации.
4. Необходимо брать первую характеристику случайного объекта и решительно связывать ее с проблемой, придумывать как она сможет ее решить.
5. Свободно генерируйте идеи, исключайте критику и не углубляйтесь в детали. Вам необходимо предложить, как можно больше решений.
6. Основные этапы
1. Определите проблему и сфокусируйте на ней внимание.
2. Выберите 1 – 7 случайных стимулов: слов (существительных), картинок, персонажей, вещей.
3. Напишите это слово рядом с задачей. Можно написать рядом со словом стимулом его характеристики и свойства, ассоциации, которые оно вызывает.
4. Покажите, как объект, обозначаемый одним из слов, поможет решить данную проблему. Как его отдельные характеристики и вызванные словом идеи и ассоциации могут помочь в решении проблемы?
5. Фиксируйте сгенерированные идеи. Эти идеи не обязательно должны быть «работающими» и сразу решающими проблему.
6. Отберите наиболее удачные и перспективные идеи. Начните их дорабатывать.
7. Достоинства
1.Возможность получить достаточно качественный результат при небольшой затрате времени.
2. Метод является простым и приятным способом пробуждения фантазии и активизации творчества
Варианты:
Метод имеет большое количество вариантов и названий: «Оракул», «Серендипити», Метод случайных блужданий, Метод случайного стимула (random input), Метод стимулирования случайностью, «Метод Онегина» («неслучайные случайные» путешествия, встречи, знакомства).
Метод случайного слова тесно связан с методами ассоциаций, бисоциаций, аналогий, метафор и принудительных связей.
Пример
Проблема: как привлечь больше туристов в прибрежный курортный городок.
Четыре случайных слова: трактор, сказка, благоразумие, США.
Первая мысль: обширная реклама в США (если сам городок находится не на территории США).
Дальнейшие идеи: Придумать сказку, легенду, историю о городе или области, где он расположен и включить ее в книги, фильмы и т. д.».
Источник: Эдвард де Боно, Генератор креатиffных идей, СПб, «Питер», 2008 г., с. 61-62.