- Методы активизации творчества: брейнсторминг
- Обратный мозговой штурм
- Комбинированный мозговой штурм
- Мозговой штурм «генерация вопросов»
- Мозговой штурм с остановками «стоп-энд-гоу».
- Метод Гордона (техника последовательного раскрытия)
- Мозговой штурм Роулинсона
- Калейдоскопический мозговой штурм
- Метод «Дерзких идей»
- Индивидуальный мозговой штурм
- Брейнрайтинг
- Индивидуальный брейнрайтинг
- Групповой брейнрайтинг
- Брейнрайтинг с общим фондом
- Брейнрайтинг 6-3-5
- Метод галереи
- Игровой мозговой штурм
- Мозговой штурм с ограничениями
- Круговой мозговой штурм и метод круглого стола
- Метод кругового обмена
- Метод номинальных групп
- Массовый мозговой штурм
- Ролевой мозговой штурм
- Метод вращающихся ролей
- Метод голубых листков
- Метод пин-карт
- Метод KJ (метод “кей джи”)
- Метод снежного кома
- Командный Майнд мэппинг
- Кластерный мозговой штурм
- Метод «Карточки на доске»
- Триггерный метод
- Воображаемый мозговой штурм
- Авиа клише – игровой вид мозгового штурма
- Баттелле-билдмэппинг как метод брейнрайтинга
- Визуальный мозговой штурм
- Правополушарный штурм
- Брейндровинг
- Электронный мозговой штурм
- Мозговой штурм “Делюкс”
- Брейнскетчинг – мозговой штурм с эскизами
- Военная версия мозгового штурма
Чередование ролей позволяет участникам выдвигать различные точки зрения с позиций владельца процесса или заинтересованных сторон, высказывать мнения, которые часто не проявляются, если эти роли не “разыгрываются”.
Вариант 1
Основные этапы
1. Ведущий готовит колесо с названием ролей и записывает проблему в центре колеса. Также для каждой роли готовятся карточки и флип-чарты.
2. Участники садятся вокруг стола.
3. Каждый участник рассматривает проблему из своей нынешней роли и записывает проблемы, взгляды, идеи или рекомендации на соответствующим флип-чарте, подготовленном для этой роли.
4. После того как этап заканчивается, колесо поворачивается на одну позицию или, как вариант, участники переходят к следующему стулу.
5. Этот процесс вращения продолжается, и идеи записываются на флип-чарты, пока все участники не пройдут все роли. Отказы не допускается.
6. Фасилитатор заканчивает сессию и собирает всю картографическую информацию на флип-чартах для последующего командного решения проблемы
Вариант 2
Основные этапы
1. Участники генерируют идеи с точки зрения воображаемых личностей
2. Они записывают идеи на вывешенных листах бумаги с именем воображаемых личностей.
3. Участники могут ходить от листа к листу и записывать идеи с разных позиций.