- Лучшие методы активизации творчества
- Классический мозговой штурм
- Синектика
- Морфологический анализ
- Метод фокальных объектов
- Метод Латерального Мышления
- Инструменты латерального мышления (1992)
- Метод ПМИ «Плюс, Минус, Интересно»
- Метод «Шесть шляп мышления»
- Майнд-мэппинг (Интеллект-карты) – сущность, правила и этапы
- Творческие интеллект-карты или Майнд-мэппинг
- Метод ассоциаций
- Метод гирлянд ассоциаций
- Метод бисоциаций
- Метод аналогий
- Метафора как средство творческого решения проблем
- Метод принудительных связей
- Метод случайного слова
- Метод контрольных вопросов – техника активизации творчества
- Список контрольных вопросов А. Осборна
- Список контрольных вопросов Т. Эйлоарта
- Список контрольных вопросов Д. Пойя
- SCAMPER – метод активизации творчества
- Контрольный список вопросов «Феникс»
- Метод Киплинга (5W1H)
- Метод «Пять Почему»
- Желающее мышление – креативная техника для прорывных инноваций
- ТРИЗ: Метод активизации творчества и генерации прорывных инноваций
- Метод инверсии или обращения как метод творческого решения проблем
- Приемы разрешения противоречий в ТРИЗ
- Универсальный путешественник: Путеводитель по творчеству
- Метод распускающегося лотоса
- Метод вымышленных персонажей как техника творческого решения проблем
- “А что если ?”- Мощная техника творчества и возможностного мышления
- Свободное письмо (Фрирайтинг) – творческая техника подсознания
- Тест “16 ассоциаций” К. Юнга как метод решения проблем
- Журнал сновидений как метод поиска творческих решений
- Дизайн-мышление — новый способ видения и творческого решения проблем
- Геймификация: Метод активизации творчества и творческого решения проблем
Метод вымышленных персонажей
(Ролевая игра)
1. Авторы: Рик Григгс, Майкл Михалко.
2. История
Метод “Ролевая игра” как разновидность группового мозгового штурма, был изобретен в 1980-х бизнес-гуру Риком Григгсом.
Позже Майкл Михалко предложил аналогичный метод «Зал Славы» (Hall of Fame) в книге «Игры для разума. Тренинг креативного мышления» ( Thinkertoys. A Handbook of Creative thinking techniques. 1991).
2. Основные функции
1. Ролевая игра позволяет по-новому взглянуть на проблему или возможность и на основе этого генерировать новые и креативные идеи.
2. Эта техника позволяет изменить личную точку зрения, и посмотреть, как другой человек может решить проблему.
3. Ролевая игра полезна при подготовке к непредсказуемым ситуациям и проверке новых идей.
4. Так как эта техника игровая, она может помочь людям уменьшить свои препятствия и предложить неожиданные идеи.
5. Ролевая игра развивает творческие способности, эмпатию, ролевые навыки и создает творческую атмосферу.
3. Сущность метода
Мысленное создание группы исторических, сказочных и реальных личностей, с целью ведения с ними воображаемого диалога и выяснения их точки зрения на проблему, способов и методов, которыми они бы использовали для ее решения.
Метод применяется на когнитивном уровне, путем изучения работ, цитат и опыта персонажей, а также на уровне вживания в персонажи, вхождения в образ, разыгрывания ролей и ситуаций, в которых они встречаются с решаемой нами проблемой.
Ролевые игры представляют собой творческое упражнение, в котором вы представляете себя кем-то или даже чем-то.
4. Методологические и теоретические основания
В основе метода, лежит принцип рассмотрения проблемы с различных точек зрения. Такой подход позволяет выйти за рамки привычных подходов к решению проблем, преодолеть инерцию и субъективность мышления и задействовать нетипичные творческие методы.
5. Правила
1. Составлять вымышленную группу могут фантастические, сказочные, реальные и нереальные герои.
2. Чем разнообразней группа персонажей, тем целостней картина и выше возможность нахождения оригинального решения.
3. В список группы может входить ваш любимый писатель, киноактер, философ, киногерой.
4. Самый уважаемый и неуважаемый вами политический деятель.
6. Основные этапы
1. Определите свою главную проблему и перефор¬мулируйте ее в вопрос.
2. Сформируйте собственную группу из вымышленных и реальных персонажей, создайте список извест¬ных людей: знаменитостей, исторических фигур, филосо-фов, художников, политических деятелей, киногероев и так далее.
3. Представьте, по очереди, как каждая лич¬ность из списка видит и решает проблему и справляется с вашей задачей, с учетом общеизвестной информации о ней.
Задать себе вопрос:
«Какое решение этой проблемы предложил бы Сальвадор Дали?»
«Какое решение этой проблемы предложил бы Наполеон?».
• Записывайте возникающие идеи.
• Отберите самые многообещающие идеи из получившегося списка и попробуйте развить их и трансформировать в решение проблемы.
7. Варианты
1. Фила
1. Этимология
Название техники происходит от греческого слова «фила» — части племени, произошедшей от одного родоначальника.
В Древней Аттике филой называли родовое объединение или общину, связанную с одним родоначальником.
2. Функции метода
1. Генерация идей для бизнес-проектов.
2. Решение личных проблем: личностный рост, поиск и достижение целей принятие решений о смене работы, получение дополнительного образования.
3. Суть метода
Фила — это метод создания идей, основанный на обращении к личностным пластам, сформированным группой людей, которые больше всего повлияли на ваше личное развитие. Методика предполагает обращение к реальным или вымышленным людям за советом, которые оказали на вас наибольшее положительное влияние.
4. Основные этапы
- Составьте Филу — группу советников, которые будут вам помогать, выделите группу людей, которых вы могли бы назвать людьми мечты. Это могут быть авторы книг, исторические персонажи, учителя, друзья, кумиры, люди, которые являются для вас жизненными ориентирами.
• Подумайте и выберите 3–5 человек, которые оказали на вас наибольшее влияние. Это могут быть близкие, знакомые или кумиры.
• Составьте портрет этой личности и его досье. Соберите в одном месте их фотографии, биографии, произведения, письма, цитаты, основные идеи — всё, что кажется интересным и важным. Чем больше информации вы найдёте по каждому советнику, тем проще вам будет решать задачи
2. Сформулируйте задачу. Сформулируйте задачу в форме вопроса.
3. Выберите советника из состава филы.
• Спросите себя, как бы ваш советник решил эту задачу, что ответил бы на вопрос. Либо представьте, что вы устроили совещание с советником, и постарайтесь услышать его ответ. Представьте, как бы поступил этот человек на вашем месте, какую идею он бы вам подсказал.
4. Выберите случайным образом совет из собранного досье. Это может быть ключевое слово или цитата Теперь выберите совет — ключевое слово или цитату. Работа с ключевым словом идет по тем же принципам, что и в методе случайного стимула.
5. Работайте с советом. Если это фраза, постарайтесь построить связи между ее главной идеей и вашей задачей, используйте отдельные слова из этой фразы как случайные стимулы, пробуйте использовать эту цитату как оракул.
6. Переходите к следующему совету или выбирайте другого советника, пока не получите достаточное количество идей.
7. Записывайте возникающие идеи.
8. Отберите самые многообещающие идеи из получившегося списка и попробуйте развить их и создайте решения на их основе.
2. Зал (чертог) Славы
Майкл Михалко. Игры для разума. Тренинг креативного мышления. 1991, 2008.
Просвещенный монарх и заслуженный генерал, способные привлечь на свою сторону умнейших людей, непременно достигнут великих целей.
Сунь Цзы
Ресурсы
Для того чтобы заняться этой игрой для ума, вам понадобятся ци¬таты. Вот что можно предложить.
а Обратитесь к справочным изданиям, содержащим изречения
и мысли «великих мира сего».
b Собирайте цитаты и интересные мысли, черпая их из книг, биографий, Библии, Талмуда, газет, журналов, юмористических рассказов, фильмов и телевизионных передач.
Основные шаги
1. Создайте свой личный «Чертог славы». Выберите лиц, живых или умерших, реальных или вымышленных, которые симпатичны вам по той или иной причине.
2. При возникновении потребности обращайтесь к своему «Чертогу славы». Выберите себе советчика и подыщите соответствующую цитату.
3. Осмыслите цитату. Запишите возникшие мысли независимо от соответствия их вашему запросу и, пользуясь ими, попытайтесь направить их в более подходящее согласно обстановке русло.
Основные правила следующие:
- стремитесь к качеству;
- считайтесь с чужим мнением;
- раскрепоститесь;
- старайтесь комбинировать и развивать свои мысли.
4. Выберите самую многообещающую мысль или их комбинацию. Затем сформулируйте ее или их заново.
5. Дайте себе возможность «погоняться» за новыми идеями в течение пятидесяти минут. Если ничего существенного не придумаете, выберите другую цитату или обратитесь к другому советчику. Поддерживайте связь с вашим «Чертогом славы», пока цитата или какой-либо другой отрывок текста не породят сонм полезных идей.
Часто чужие слова и мысли вызывают поток ассоциаций, которые в итоге приводят к появлению новых идей.
3. Совет директоров
Майкл Михалко
Это вымышленный Совет могущественных предпринимателей и рационализаторов, которые будут помогать вам в решении деловых вопросов. Представьте, что вы располагаете опытом, мудростью и ноу-хау Томаса Эдисона, Дугласа Мак-Артура, Томаса Уотсона, Джона Д. Рокфеллера, Бернарда Баруха, СэмаУолтона, Эндрю Карнеги, Дж. П. Моргана, Генри Форда, Дональда Трампа, Теда Тернера и других, живых или умерших, людей, которые являются вашими кумирами.
Основные шаги
1. Выберите от трех до пяти инициативных бизнесменов, ныне здравствующих или покойных, которыми вы больше всего восхищаетесь.
2. На видном месте прикрепите фотографии членов созданного вами Совета директоров (это могут быть снимки из газет). Фотографии будут постоянно напоминать вам, на кого следует равняться.
3. Изучите своих героев: посидите в библиотеке, прочтите их биографии, ознакомьтесь, что говорили о них критики, — словом, узнайте о ваших героях побольше.
4. Выпишите понравившиеся вам сведения. Это могут быть рассказы о том, какие препятствия возникали перед вашими героями и как они их преодолевали, или что-нибудь другое, не менее интересное и актуальное, то, что произвело на вас наиболее сильное впечатление. Особое внимание уделите творческой силе ваших кумиров, с помощью которой они решали свои проблемы, а также их секретам, благодаря которым они сумели прославиться, став столь неординарными личностями, и т. д.
5. Когда у вас возникнет проблема, обратитесь за консультацией к членам Совета директоров. Постарайтесь представить себе, как поступили бы они на вашем месте. Как расправился бы с вашими проблемами на работе Генри Форд? Какие новые способы производства или виды услуг предложил бы Томас Эдисон? Как можно было бы воспользоваться приемами, которые использовал в торговле Томас Уотсон?
4. Мысленный диалог с великим человеком или любимым персонажем
Используйте выбранного персонажа как советчика. Спросите себя, что он думает о этой проблеме,как он бы решил эту задачу. Задавайте вопросы и представляйте, что ответил бы на вопрос.
Дж. Б. Шоу создал вымышленный персонале – некую даму, с которой якобы вел переписку. Одну из своих книг он озаглавил «Справочник образованной женщины по социализму и капитализму» и посвятил ее этой воображаемой читательнице.
5. Методика «Если бы я был…»
Методика помогает выработать привычку думать в разных направлениях, используя различные стили мышления. Люди, входящие в список замечательных личностей, помогают выработать различные подходы — от артистического до философского, от юмористического до абсолютно экзотического.