- Статьи по психологии творчества
- Механизмы творческого диалога с миром
- Творческое управление и управление творчеством в новейшей креатологической формации
- Квинтологический подход к построению единой теории творчества
- Смыслотворчество в структуре процессов смысловой динамики
- Личностные механизмы смыслотворчества
- Основные принципы творческого опережающего образования
- Психологические особенности становления и развития творческого стиля управленческой деятельности
- Основные механизмы и приемы творческого делового общения
- Диалог как универсальная категория творчества
- Творческий подход к управлению безопасностью
- Методы активизации творчества и творческого решения управленческих проблем
- Формирование творческого видения личности как универсальный метод активизации творчества
- Творческое отношение к конфликтам и основные приемы их разрешения
- Мозговой штурм и его разновидности
- Механизмы и приемы творческого освоения времени
- Социально-психологические механизмы творческого взаимодействия с миром
- Генетический подход к природе гениальности
- Защитные механизмы и творчество
- Индивидуально-психологические особенности и способности творческой личности
- Творчество в структуре современной научной картины мира
- Формирование креатогенного общества
- Остроумие, творчество и духовность
- Методы активизации творческих способностей детей дошкольного возраста
Развитие творческих способностей детей
дошкольного возраста
Марков С.Л.
Всякие способности, в том числе и творческие, формируются в результате сложного взаимодействия психофизиологической организации индивида с его средой. По мере развития ребенка все большее значение в формировании способностей приобретает его собственная активность, инициирование действий и управление ими, осуществление самостоятельного выбора. Таким образом формирование творческих способностей ребенка осуществляется под влиянием следующих факторов: наследственности (задатков), актуальных условий жизни, направленных воспитательных воздействий и собственной активности.
Развитие и формирование творческих способностей ребенка осуществляется с помощью системы направленных педагогических воздействий, путем специально организованного взаимодействия, которое опосредуется и проявляется в форме игры, учения, общения и труда. При этом развивающие усилия взрослого должны быть направлены не только на учет и исчерпание достоинств каждого конкретного возраста, но и на использование возможностей последующих периодов, на создание зоны ближайшего развития (Л.С.Выготский, 1956).
Общая стратегия построения творческого взаимодействия с ребенком реализуется с помощью некоторых наиболее общих принципов, которые позволяют создать основу гибких педагогических воздействий на конкретного ребенка в конкретных ситуациях.
1. Частое и содержательное общение с ребенком, участие с ним в совместных играх.
2. Искренняя любовь и уважение к ребенку, принятие его таким каким он есть, обеспечение его психологического комфорта. Поощрение успехов и избегание критики и терпимость к его странным идеям и вопросам.
3. Формирование у него творчества, как самостоятельной ценности. Выделение, акцентирование и поощрение каждого творческого усилия, каждого самостоятельного, неординарного, красивого и успешного действия, каждой удачной, остроумной мысли.
4. Реализация целостного подхода к личности ребенка, активизация и развитие его ценностного, познавательного, эмоционального и волевого компонентов. Формирование в каждом возрасте, в доступной ребенку форме, целостной системы творческих способностей, основывающихся на взаимосвязанных механизмах творчества.
5. Учет и опора на уникальную индивидуальность ребенка, полное исчерпание возможностей возраста, выявление и удовлетворение его сущностных потребностей, анализ личностных структур , внешних условий и обстоятельств.
6. Вживание и погружение во внутренний мир ребенка, поиск общих “смыслов”, единого языка, оказание ему помощи в реализации его основных потребностей.
7. Самостоятельное творческое поведение и деятельность, использование личного примера.
8. Предоставление ребенку права на самостоятельную активность. Наделение его собственным временем и пространством.
Вместе с тем, в работах Н.Я.Михайленко, Н.А.Коротковой (1990), Б.П.Никитина (1990), О.С.Газмана, Н.Е.Харитоновой (1991) и ряда других авторов выделены основные правила, которых необходимо придерживаться взрослому при организации игровой деятельности ребенка:
1. Создавать атмосферу доброжелательности, радости и любви, атмосферу, основанную на уважении к личности ребенка, на внимании к его внутреннему миру, к переживаниям, которые он испытывает во время игры.
2. Создавать атмосферу таинственности и сказочности, волшебства для младших и проблемности для старших.
3. Возбуждать интерес, дать возможность испытать увлечение, удовольствие, страсть. Не принуждать, не пресыщать. Ребенок должен быть готов к игре, добровольно, внутренне принять ее.
4. Не объяснять как играть, а играть вместе. Принять позицию партнера, помощника в игре.
5. Давать возможность ребенку проявлять самостоятельность, активность, инициативность, предоставлять свободу в выборе действий.
6. Поощрять ребенка согласовывать свои действия со сверстниками.
7. Отмечать успехи, достижения в игре и не ругать за ошибки.
8. Разнообразить, оживлять, повышать вариативность игры. Импровизировать, включать элементы неожиданности, сюрпризности, создавать радостный дух игры.
9. Включать элементы состязательности, использовать мотив достижения, создавать условия для предельного напряжения сил.
10. Проявлять гибкость, чувствительность к уникальности ситуации и состоянию играющих.
11. Создавать игровой сюжет, близкий и понятный ребенку.
12. Постепенно усложнять способы игры, поэтапно развертывать сюжет.
13. Многократно повторять известные игры, создавать возможности для совершенствования игровых действий.
14. Создавать благоприятствующую игре внешнюю среду. Окружать ребенка новыми, разнообразными, развивающими игрушками и предметами.
Кроме наиболее общих существуют и специальные педагогические воздействия, направленные на развитие качественно своеобразных творческих способностей. Воспитательно-образовательная система, по мнению Д. Б.Эльконина (1978), включает игру, элементарные формы бытового труда и самообслуживания, конструктивную деятельность, разнообразные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, различные формы эстетической деятельности – пение, танцы, ознакомление ребенка с окружающим миром и учебную деятельность. Все эти формы воспитания опосредованно влияют на развитие творческих способностей, однако наиболее значительное место в данном процессе принадлежит игре, а также начальным формам эстетической и продуктивной деятельности.
Младший дошкольник уже способен к осознанному принятию роли, к умению действовать как кто-то. Задача взрослого на этом этапе сводится к научению ребенка чувствовать как кто-то, относиться к другим как кто-то, к развитию у него способности эмпатии. Воспитателям и родителям необходимо целенаправленно побуждать ребенка к игре, к принятию им самых разнообразных игровых ролей. При этом наиболее эффективным и столь же простым способом вовлечения ребенка в игру является обыкновенная фраза “Давай поиграем!”. Вместе с тем взрослый должен обогащать содержание основных игровых ролей, наполнять их реальным жизненным содержанием. Это достигается с помощью объяснения ребенку функций и содержания основных ролей, бесед, проводимых во время совместных и после самостоятельных игр дошкольника, путем чтения ему сказок и жизненных историй. В то же время задачей взрослого является расширение ролевого диапазона детской игры, называние, обозначение и введение новых вспомогательных ролей, группирующихся вокруг центральной.
Появление в игре старшего дошкольника целого ряда новых ролей требует формирования у него умения не только вживаться, но и отстраняться от роли, легко и гибко переходить от одной роли к другой. Играя с ребенком или организуя игры дошкольников, взрослому необходимо добиваться четкого распределения ролей и их последующей смены, формирования у них умения освобождаться от жесткой привязанности к определенным игровым действиям.
Именно одновременное, уравновешенное развитие способностей к идентификации и отстранению приводит к качественно новому уровню ролевой игры, проявляющемуся в виде игр со сменой ролей, игр с воображаемым любимым персонажем, а также в виде наиболее творческих из всех-режисёрских игр и игр-фантазирований.
Для обеспечения успешного протекания режиссерских игр, в которых ребенок выступает одновременно как самостоятельный творец, режиссер и исполнитель, взрослый должен предоставить ребенку множество небольших игрушек-персонажей, а также разнообразного вспомогательного материала – кубиков, коробок, детской мебели и посуды. Наиболее продуктивным будет предоставление ребенку цветной и блестящей бумаги, ножниц, клея, красок, тряпочек, из которых ребенок сам создает необходимые для игры предметы.
У ребенка должен быть свой собственный “кусочек пространства”, свой собственный мир, где он является властелином, где он может рисовать, играть, читать, конструировать. Его необходимо время от времени оставлять одного, чтобы он мог заниматься теми делами , которые ему нравятся.
Самым сложным видом игры, возникающим в конце дошкольного возраста, является игра-фантазирование. Взрослый часто выступает здесь в роли создателя интересных фантастических или приключенческих сюжетов. Н.Я.Михайленко и Н.А.Короткова (1990) считают, что детская фантазия нуждается, с одной стороны, в активизации, с другой – в некоторых структурирующих и направляющих рамках и опорах, так как ничем неограниченный, ассоциативный поток фантазии быстро иссякает и теряет привлекательность.
Здесь особо необходима помощи взрослого, который предлагает ребенку ” игру в придумку “. Целью данной игры является придумывание, создание сказок и историй, а основным принципом – попеременное перекидывание сюжета, точно мячика” от одного участника игры к другому. Основное содержание и ход игры задает известный сказочный сюжет и знакомые ребенку персонажи. Возможно также помещение известных персонажей в новые необычные условия (Дж.Родари, 1978). Подобные игры являются примером того, насколько развитие воображения ребенка зависит от степени развития фантазии взрослого, от его творческих способностей и умения импровизировать.
К концу дошкольного возраста детская игра достигает высшей стадий развития, она обретает целостность, полноту, богатство содержания, свободу творческой фантазии. В то же время она превращается уже не в модель реальной жизни, а в модель ее идеала. Детская ролевая игра исчерпывает себя и наступает время взрослых игр с правилами. Тот факт, что дошкольник с одинаковым удовольствием играет как в детские – подвижные, так и во взрослые – настольные или словесные игры с правилами, позволяет использовать их в виде эффективного средства формирования творческих способностей.
Развивающие конструктивные игры, по утверждению их автора Б.П.Никитина (1981, 1990), моделируют сам творческий процесс. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона и пластика, делает из конструктора – механика.
Настольно-печатные игры также служат эффективным средством развития творческих, интеллектуальных способностей детей. Ю.3.Гильбух и В.А.Георгиевская (1993) предлагают целую систему таких игр, направленных на развитие устойчивости внимания, наблюдательности, аналитического восприятия, пространственного воображения и мышления, на формирование способности к умозаключениям.
Игровое решение проблем включает:
1. Игры-загадки.
Любая загадка представляет собой модель познавательной творческой проблемы и, в сжатом виде, содержит какие-либо значимые отношения реальной жизни.
2. Создание загадок. (Для старших дошкольников).
3.Н.Новлянская (1978) предлагает следующий методический прием: ребенок спонтанно или с помощью взрослого придумывает метафору: одуванчик как ежик, как седой парик, как желтая ладошка, которая утром открывается, вечером сжимается… С помощью направленного диалога взрослый помогает ребенку самостоятельно выбрать наиболее удачный вариант и оформить его в виде загадки. Она уже представляет собой целостный, отличающийся новизной и общественной ценностью продукт, обращенный к другим людям.
3. Жизненные ситуации.
Взрослый задает детям в игровой форме различные жизненные задачи. ” Миша пошел с мамой в большой магазин. Он засмотрелся на игрушки и потерялся. Что должен делать Миша?”. “Катя играла одна дома и нечаянно разбила чашку. Что ей делать?”
При этом решение жизненных проблем может проводиться в виде упрощенного “мозгового штурма”, в процессе которого каждый ребенок может предлагать свои варианты поведения.
4. “Игра – труд”.
Игры – занятия реализуют у детей потребность выразить , “объективизировать” себя, воплотить свои желания и мечты в конкретной, продуктивной деятельности.
Игра-труд всегда содержит в себе элемент творчества. И хотя она выполняется с удовольствием, с наслаждением самим процессом деятельности, в ней есть уже усилие мысли, стремление к реализации замысла, попытка создания конкретного творческого продукта.
Старший дошкольный возраст наиболее сензитивен к развитию художественного таланта, наиболее восприимчив к направленному обучению изобразительному искусству, основам литературного и музыкального мастерства.
Развитие способностей к изобразительному творчеству. В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется потребность в рисовании. Взрослому необходимо обеспечить ребенка бумагой, красками, кистями, карандашами и фломастерами, создать условия для свободного самовыражения.
Известно, что ценность детского изобразительного творчества состоит в его искренности, спонтанности и непосредственности. В связи с этим такие авторы, как Б.М.Теплов (1947), Б.М.Неменский (1974), В.А.Левин (1977), Е.Г.Макарова (1990) утверждают, что в этом возрасте необходимо с чрезвычайной осторожностью навязывать детям эталоны, показывать как правильно, обучать техническим приемам и критиковать. Недопустимо править, исправлять, можно только высказать мнение и поощрять путем показа более ранних его рисунков. Отягощение теорией и приемами могут превратить образцы в шаблоны, сковать и обеднить самовыражение. Главной целью взрослого является возбуждение и поддержка интереса к рисованию, формирование устойчивого мотива к творчеству.
Развитие способностей к литературному творчеству. В.А.Левин (1977) утверждает, что тягу и способность к литературному творчеству, потребность в общении средствами искусства можно воспитывать и развивать уже в дошкольном возрасте. Автор предлагает ряд игр, которые он рассматривает как приемы развития литературных творческих способностей. В то же время он справедливо предостерегает, что изобрести прием легче, чем его правильно применить.
Значительное место в развитии творческих способностей дошкольника занимает его музыкальное воспитание. В детском саду он разучивает простые, ритмичные песни, учится двигаться под музыку. В то же время необходимо создавать музыкальную атмосферу в семье, окружать его хорошей музыкой, поощрять его подражание известным эстрадным исполнителям и прививать любовь к пению. Слушая хорошую музыку, ребенок “впитывает” гармоничность, соразмерность и полифоничность мира, присваивает его динамичность , противоречивость и ритмичность.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития уникальных творческих возможностей каждого ребенка. В связи с этим миссия каждого взрослого состоит в создании необходимых условий для свободного проявления и формирования творческой индивидуальности дошкольника.
Марков С.Л. Методи активізаціі творчих здібностей дітей дошкільного віку /С.Л.Марков //Підготовка педагогічних кадрів і діяльність навчальних закладів нового типу в системі національної освіти: досвід і перспективи розвитку: матеріали Міжнародної науково-практичної конференцїї.- Ч.2. – Чернівці : Прут, 1998.- С.273-277.