Микеланджело – Титан Высокого Возрождения

Микеланджело

Микеланджело Буонарроти
Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони
(6 марта 1475, Капрезе, вблизи Ареццо, Тоскана, Италия – 18 февраля, 1564 Рим, Ватикан, Италия) (88 лет)
Гражданство: Италия
Категория: Деятели искусства
Род деятельности:  Художники, Скульпторы
Спецификация: Высокое Возрождение
Уникальное отличие: Один из титанов  Высокого Возрождения, который оказал огромное влияние на развитие западного искусства. Полимат.
Пол: Мужской

Микеланджело  Цитаты:
1. Я начинаю понимать, что все надежды на благополучные обстоятельства, по большей части, – напрасные иллюзии и что самый верный курс – это верить в себя и стремиться к этому лучшему, на что ты способен.
2. Я видел ангела в куске мрамора и вырезал пока не освободил его.
3. Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее.
4. Внимание к мелочам рождает совершенство, а вот совершенство уже не мелочь.  5. Красивая вещь никогда не дает так много боли, как и неспособность слышать и видеть ее.
6. Господи, дай, чтобы я всегда желал большего, чем могу сделать. Я чувствую себя хорошо, только тогда, когда я с долотом в руке.
7. Не знаю, что лучше — зло ли, приносящее пользу, или добро, приносящее вред.  8. Живопись ревнива и не терпит соперниц; она заменяет мне жену и доставляет совершенно достаточно домашних хлопот. Моими детьми будут мои произведения. 9. Тот, кто идет за другими, никогда не опередит их.
10. Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей.

Достижения и вклады:


Профессиональная, социальная позиция: Микеланджело был величайшим скульптором, художником и архитектором итальянского Ренессанса.
Основной вклад (чем известен): Микеланджело считается самым известным художником итальянского Ренессанса и одним из величайших художников всех времен. Его наиболее известные произведения: Пьета и Давид, Потолок Сикстинской капеллы, Страшный суд.

Вклад в искусство:

Микеланджело был величайшим скульптором итальянского Ренессанса и одним из его выдающихся художников и архитекторов.
Он является центральной фигурой в истории искусства: одним из главных создателей Высокого Возрождения и ярким  представителем флорентийской живописи (Disegno). Микеланджело часто рассматривается как пример “универсального гения” и как архетип человека эпохи Возрождения.
В период с 1490 до 1492 года, во время своего пребывания в школе Лоренцо Медичи во Флоренции, Микеланджело создал рельефы «Мадонны у лестницы» и «Битва кентавров». В этих работах он продемонстрировал свое виртуозное искусство  покорять неуправляемые глыбы мрамора.
В 1496 году, Микеланджело создал две скульптуры Купидона (обе работы в настоящее время утеряны), чем впервые обратил внимание к своему таланту скульптура.
Рим, 1496-1501. В 1496 кардинал Рафаель Риарио приобрел мраморного Купидона Микеланджело и решил пригласить его в Рим. Там, в возрасте 21 года, Микеланджело создает скульптуру Вакха (1496-97), которая положила начало его легендарной славе и привела к заказу скульптуры «Пьета», которую он окончил в 1500 году. В этом шедевре он продемонстрировал свою уникальную способность извлечения нескольких различных фигур из одного куска мрамора.
Флоренция, 1501-1505. Во время своего пребывания во Флоренции, он создал монументальную  огромной статую библейского героя Давида (17 футов/ 5,17 м), придав ему идеальные пропорции тела и мускулатуру. Эта скульптура по-прежнему считается ярким примером Возрожденческого  идеала совершенного человека. В 1504 Микаланджело написал картину «Святое семейство» (известную как Дони Тондо) и продемонстрировал в ней свое мастерство изображения человеческих фигур.
Рим, 1505-1515. В 1505 году Микеланджело было предложено создать несколько скульптур для гробницы папы Юлия II. Увлеченный амбициозным скульптурным проектом, который так никогда и не был полностью осуществлен, он неохотно согласился на предложение росписи потолка Сикстинской капеллы.
Тем не менее, Микеланджело, в период между 1508 и 1512 годами, создал свои грандиозные фрески на своде  Сикстинской капеллы (600 кв.м площади)  в Риме (по заказу папы Юлия ІІ).
В итоге, Микеланджело нарисовал семь пророков и пять сивилл (прорицательниц),. В кольце пророков и сивилл он создал девять панелей на тему библейских историй. Три панели были посвящены Сотворению мира (Сотворение Адама), три истории об Адаме и Еве и три истории о Ное и потопе.
Около окон он нарисовал предков Христа. Все  созданные им персонажы  сочетают в себе колоссальную силу и огромную мощь с выражением героической и трагической человечности.
Грандиозный ансамбль представляется как гимн безграничным творческим возможностям Бога и созданного по его подобию человека.
С 1513 по 1515 им была создана скульптура Моисея (7,7 футов/2,35 м),  которая была центральной фигурой гробницы Юлия II в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме. Художник сделал статую из цельной глыбы мрамора, что ранее считалось невозможным.
Статуя изображает Моисея как  только что получившего скрижали с десятью заповедями от Бога, и его изображение демонстрирует настоящее мужество, решимость и страсть.
В 1514 году ему было поручено завершить базилику Святого Петра в центре Ватикана. Ее строительство началось еще в 1506 году и немного продвинулось до 1514 года. Хотя базилика так и не  была полностью закончена до смерти Микеланджело,  его вклад  в ее строительство был намного больше, чем любого другого архитектора.
1515-1534 работа главным образом во Флоренции.  После 1519 года Микеланджело был наиболее активным в области архитектуры; он спроектировал купол базилики Святого Петра, который был завершен после его смерти. В 1520 году Микеланджело было поручено создать часовню для двух молодых герцогов  Джулиано и Лоренцо Медичи, которые умерли  в 1516 году и 1519 году. Капелла Медичи (1520-34), является самым крупным скульптурным проектом  за всю карьеру Микеланджело. Фигуры на гробнице Медичи, входят в число его наиболее совершенных творений.
Его Лаврентьевская библиотека (c.1530) во Флоренции, присоединенная к церкви Сан-Лоренцо, была предназначена для хранения книг папы Льва X.  При создании этой библиотеки Микеланджело впервые применил стиль, который получил название маньеризма.
Рим, 1534 -1564.  С 1534 по октябрь 1541 Микеланджело работал над созданием одной из своих лучших работ – фрески  «Страшный суд», которая охватывала всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. На фреске  изображено  второе пришествие Христа и Апокалипсис. Полотно содержит  в общем счете более 300 фигур и изображает в своей центральной части  девять эпизодов из книги Бытия, разделенных на три группы.
С 1536 до 1546 он был занят планами перестройки и реконструкции большого комплекса зданий на Капитолийской Площади в Риме.
Затем Микеланджело начал работу над  Церковью Св. Петра в Риме (1540 – 1550), завершив до своей смерти только купол и четыре несущие колонны.
Поэзия.
В значительной степени свои последние годы, Микеланджело  посвятил поэзии.  Он создал более 300 сохранившихся стихотворений, среди которых  около 75 завершенных сонетов и около 95 мадригалов.
Его ранние стихи на тему неоплатонической любви, часто очень сложны, полны логических противоречий и причудливых сравнений.  Поздние стихи созданы в  христианском духе, пронизаны настроением покаяния и  написаны простым и ясным  стилем.
Хотя его репутация как поэта не был так высока, его поэзия получила высокую оценку таких разных выдающихся людей, как Уильям Вордсворт (1770-1850) и Эудженио Монтале (1896-1981).
Творческое наследие, оставленное Микеланджело за всю его долгую жизнь во всех областях творчества – было огромным. Кроме всего оно содержит  большой объем переписки (более 1400 писем), а также сохранившиеся эскизы и воспоминания. Около 500 его рисунков находятся  в итальянских, британских и французских коллекциях, в том числе и в Каса Буонарроти во Флоренции.

Творческий стиль:

Одним из качеств Микеланджело наиболее почитаемых его поклонниками, является  terribilità, которое может быть переведено как “устрашающая мощь», как героическое и повергающее в трепет величие. В своем творчестве Микеланджело объединял чрезвычайную чувствительность и избыток таланта с огромным трудолюбием.
Его шедевры демонстрируют  гармонию, баланс и воплощение  идеала совершенной гуманности. Большинство картин на своде Сикстинской капеллы, а также статуя Моисея исключительно выразительно демонстрируют сверхчеловеческую власть и драматическую  силу. Его оригинальный, очень личный стиль послужил основой формирования маньеризма, следующего после Высокого Возрождения направления в западном искусстве.
Микеланджело Буонарроти был первым художником, признанным современниками как гений. Еще при жизни его называли  Il Divino («Божественный»).
По словам его поклонника и  современника Пьетро Аретино: “Мир имеет много королей и только одного Микеланджело”.
Микеланджело был первым западным художником, чья биография была опубликована во время его жизни. Было опубликовано две его биографии и Джорджо Вазари, автор одной из них, утверждал, что Микеланджело  был вершиной всех художественных достижений с начала эпохи Возрождения.
Основные труды: Мадонна у лестницы (ок.1491),  Битва кентавров (1491—1492), Ковчег святого Доминика (1494-1495), Купидон (Рим, Флоренция) (1496),  Вакх ( 1496—1497), Пьета (1499-1500), Давид  (1501—1504), Мадонна из Брюгге (1501—1504), Апостол Пётр, Апостол Павел, (1501—1504), Моисей(1513-1515), Надгробие Юлия II (1505-1530),  Восставший раб, Умирающий раб (1513-1516), Капелла Медичи в Сан-Лоренцо (1520—1534) Скорчившийся мальчик (1530—1534). Брут (1540). Живопись Мучения святого Антония (ок.1487-1488),  Манчестерская Мадонна (ок. 1497), Положение во гроб (ок. 1500-1501), Святое семейство (1504—1505), Купальщики (1504),  Погребение (1505), Потолок Сикстинской капеллы (1508—1512), Страшный суд (1534—1541),  Распятие Святого Петра (1546—1564),  Обращение Святого Павла (1542—1545). Архитектура: Капелла Медичи (1520-1534), Библиотека Лауренциана (1523-1559), Площадь Капитолия, Палаццо Фарнезе (1546), Собор Святого Петра (1546-1564), Порта Пиа (Ворота Пиа) (1561-1565), Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири  (1561).

Карьера и личная жизнь:


Происхождение: Микеланджело родился 6 марта 1475 в небольшом городке Капрезе вблизи Ареццо, провинции Тоскана. Он был сыном Лодовико Буонарроти, высшего административного чиновника в Капрезе и его жены Франчески Нери ди-дель Миниато ди Сиена. Он был вторым из пяти сыновей в семье.
Через несколько месяцев после рождения Микеланджело семья вернулась во Флоренцию.
Из-за болезни своей матери и ее смерти, когда ему было всего шесть лет, Микеланджело был отдан на воспитание кормилице- жене каменотеса с Сеттиньяно. Позже Микеланджело говорил: “Вместе с молоком моей кормилицы я впитал способность обращаться с долотом и молотком, которыми я создаю свои скульптуры”.
Образование: Микеланджело утверждал, что он был самоучкой. Его первым учителем был Доменико Гирландайо. Он учился в школе Лоренцо Медичи во Флоренции (1490 -1492). Кроме того, он в своей работе он влияние таких художников,
Оказали влияние: Леонардо, Джотто и Полициано.

Основные этапы творческой карьеры:

Его профессиональная карьера длилась более 70 лет.
Когда в 1 489 Лоренцо Медичи, который был фактическим правителем Флоренции, попросил Гирландайо отдать ему двух лучших учеников, Гирландайо послал к нему  Микеланджело и Франческо Граначчи.
С 1490 по 1492, Микеланджело жил в дворце  Медичи и одновременно обучался  Гуманистической академии, основанную Медичи в неоплатоническом духе.
В академии, Микеланджело находился под влиянием многих наиболее известных философов и писателей того времени, среди которых были Марсилио Фичино, Кристофоро Ландино, Пико делла Мирандола, Анджело Полициано и Савонарола. Год спустя, Микеланджело переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, работавшего под патронажем Лоренцо де Медичи.
Хотя Микеланджело утверждал, что он был самоучкой, однако в его творчестве явно заметно влияние  таких художников, как Леонардо, Джотто и Полициано.
В период с 1490 по 1492, Микеланджело, по заказу Лоренцо Медичи, известного как Великолепный,  создал скульптурные рельефы «Битва кентавров» и «Мадонны у лестницы».
Медичи умер вскоре после их завершения и после смерти Лоренцо в 1492 году, Микеланджело вернулся в дом своего отца. В 1494 г. Медичи были изгнаны из Флоренции в результате восстания Савонаролы. Микеланджело покинул город до окончания  политических потрясений, перебравшись в Венецию, а затем в Болонью.
На следующий год, когда политическая ситуация во Флоренции нормализовалась, он вернулся во Флоренцию, однако так и не получил заказов  от нового правительства города.
В 1496 году  кардинал Рафаель Риарио,  впечатленный совершенством  скульптур Микеланджело,  пригласил художника в Рим.
После нескольких лет работы в Риме, в 1501 году Микеланджело вернулся во Флоренцию, где был признан самым талантливым скульптором центральной Италии.
В 1505 году Микеланджело был приглашен в Рим вновь избранным папой Юлием II. Там ему было поручено построить гробницу папы, над которой он работал с перерывами более 40 лет.
С 1515 по 1534 год он работал в основном для семьи Медичи во Флоренции. В 1527 году, флорентийские граждане, свергли Медичи и восстановили республику. После этого при осаде города, Микеланджело пришел на помощь своему родному городу, работая, с 1528 по 1529 год, над его укреплениями. В 1530 году после падения города и восстановления  власти Медичи, Микеланджело навсегда покинул Флоренцию.
в 1534 году папа Климент VII поручил Микеланджело создать фреску Страшный суд, над которой он работал с 1534 до октября 1541 года.
Микеланджело уже не покидал  Рим. Он жил и работал там  до конца своей жизни.

Личная жизнь: 

В 1485 году отец Микеланджело повторно женился и отправил сына  изучать грамматику в школу Франческо да Урбино во Флоренции. Молодой художник, однако, не проявлял особого интереса к обучению, предпочитая копировать картины в церквях и искать общества художников.
Будучи еще мальчиком Микеланджело определился, несмотря на противодействие отца, в своем намерении стать художником.
В 1488 году, когда ему было тринадцать лет, отец отдал его в обучение известному живописцу Доменико Гирландайо,  При этом  отец уговорил Гирландайо платить своему ученику, как художникe, что  было в то время необычным явлением.
В 1531 году умер отец Микеланджело и немного позже его  любимый брат и Микеланджело глубоко переживал эту потерю.
В следующем году, в возрасте 57 лет, во время своего пребывания в Риме, он встретился с талантливым двадцати трехлетним аристократом  Томмазо де Кавальери (ок. 1509-1587). В своих письмах к юноше Микеланджело выражал сильные чувства привязанности и посвятил  ему многие свои сонеты и мадригалы. Некоторые современные исследователи  утверждают, что у них были только платонические отношения и даже предполагают, что Микеланджело искал и видел в нем приемного сына.
В Риме Микеланджело влюбился в аристократку, поэтессу  и вдову Витторию Колонна, маркизу Пескара (1490-1547). В 1536 году, когда ей было 46 лет,  Виттория встретились Микеланджело и стала объектом страстной дружбы со стороны 61-летнего великого художника.
Он писал ей  сонеты,  делал для нее рисунки  и много времени проводил в ее компании. Она также писала ему  сонеты и они находились в постоянном контакте, до самой ее смерти.
Личность:  Микеланджело был от природы замкнутым, меланхоличным человеком, выступая как пример  одинокого и трагического художника.
У него не было единомышленников, верных  учеников и даже свои монументальные работы он выполнял почти без помощников.
В своей личной жизни, Микеланджело был крайне скромен, неприхотлив и воздержан. Асканио Condivi писал, что он был равнодушен к еде и питью, и ел “больше из необходимости, чем для удовольствия”.
В 1564 году Микеланджело продолжал работать над Ронданини Пьета. 18 февраля он умер дома в Macel de’Corvi, Рим. Его тело привезли из Рима для погребения в базилику Санта-Кроче. По последней просьбе маэстро он был похоронен на своей родине в  Тоскане, в  церкви Санта-Кроче, Флоренция.
Микеланджело умер в 1564 году, в год рождения Галилео Галилея и Уильяма Шекспира.
Изюминка: Семья Буонарроти утверждала, что они происходят от графини Матильды Каносса, это утверждение остается недоказанным, но сам Микеланджело верил в это.
Пьетро Торриджано, который также был учеником Бертольдо ди Джованни, однажды ударил 17-летнего Микеланджело по носу, что послужило причиной того, что этот физический недостаток заметен на  всех его портретах.
Микеланджело создавал статую Давида (1501-1504) почти то же самое время, когда Леонардо да Винчи рисовал Мону Лизу (1503-05). Микеланджело восхищался работами Тициана и встречался с ним  в его мастерской.
Изображения нагих тел в папской часовне считалось непристойным и кощунственным, и кардинал Carafa и монсеньор Sernini начали кампанию, по цензуре и удалению фресок, но папа выступил против.
Микеланджело достиг художественного совершенства в изображении человеческого тела. Он усердно изучал анатомию и  даже получил разрешения от настоятель церкви Санто Спирито изучать умерших  в церковной больнице.
Мраморная скульптура Моисея изображает его с рогами на голове. Это было нормальным средневековым Западным изображением Моисея, основанным на описании лица Моисея, как “cornuta” (“рогатый”), взятого из перевода Исхода на вульгарной латыни. Он говорил: Мелочи ведут к совершенству, а совершенство не мелочь.