Мирогенные теории творчества

0
15
Запись 3 из 8 в теме Теории творчества

Мирогенный подход к классификации теорий творчества

 Проявление творчества в феноменальных мирах

Теоретический анализ многослойности, разносферности и многоуровневости бытия позволил свести все богатство форм его проявления к стройной и экономной и симметричной структуре, конституированной пятью самостоятельными мирами: предметным и символическим, социальным и внутренним, а также интегрирующим и порождающим их миром культуры.
При этом каждый из миров обладает универсальной структурой, специфическими закономерностями функционирования и развития, а также доминирующей в нем формой творческой активности.
В данном случае необыкновенно продуктивной структурой системного описания является предложенная В.Ганзеном модель пентобазиса, заданная путем двух дихотомических делений исходной первосущности, в качестве которой, в данном случае выступает культура.
Здесь вырисовывается определенная архитектоника независимых миров Универсума, раскрывющая базовые симметрии и гармоничность взаимосвязей внутри универсальной пентаструктуры. Именно данная пентаструктура базовых феноменологических миров, может послужить конституирующей матрицей, системой смысловых контекстов, измерений и факторов упорядочивающих все богатство творческих проявлений человека.

Таблица 2. Основные мирогенные теории творчества

Символический мир
Творческое решение
проблем
Процесс (Process)
Социальный мир
 Творческий диалог
Среда (Place)

Культура

Реализация творческой позиции,
творческая
рефлексия
и смыслотворчество

Смысл (Sense)

Предметный мир
Творческая
деятельность
Продукт (Product)
  Внутренний мир
 Творческая
самореализация
Личность (Person)

 

1.Творчество как реализация творческой позиции, стратегий, методов и стилей, как творческая рефлексия, метакогнитивная регуляция и смыслотворчество

Творчество как управление с помощью образца и добродетели, приведение вещей в порядок (Конфуций, 6-5 вв. до н.э.);  Занятие позиции центра «Оси Дао», балансирование, сохранение открытости, пустотности, восприимчивости (Лао Цзы, 6-5 в. до н.э., Чжуан Цзы, 4-3 в. до н.э); Примененение 36 стратагем, тактик и приемов (Сунь Цзы, 6.в. до н.э, Сунь Бинь, 4в. до н.э); Творчество как  реализация Метода — «Новый Органон» (Ф.Бэкон, 1620); Метод рассуждения и открытия правды (Р. Декарт, 1637); Бессознательная установка, на решение задачи (О. Кюльпе, 1883); Особая психологическая установка (Г. Уатт, 1906); Детерминирующая тенденция направляющая течение мыслей в решении задач (Н. Ах, 1910); «Антиципирующая схема» О.Зельц (1924); Реализация творческой доминанты (А.А. Ухтомский, 1922); Творческая установка и активизация бессознательного (Д.Н. Узнадзе, 1949); Творчество как особое состояние души, творческая установка, способность воспринимать мир (Э. Фромм, 1959,1970); Творческие диспозиции (Г. Оллпорт,1961; D. Perkins, E. Jay, S. Tishman,1993; A. Galdova, A. Nelicki,1993); Творческий аттитюд (А. Маслоу,1963; R. Taft, M.B. Gilchrist,1970; C.E. Schaefer,1971; R.C. Schank, P. G. Childers, 1988; R. Harris,1998); Творческая позиция (Stance) (S.J. Parnes,1967; K. Szmidt, 1997);
Творческий метод (А. Осборн,1953; У. Гордон,1961; Г.С. Альтшуллер,1961;  С. Парнеc,1967; Э. де Боно, 1967; Т. Бюзен, 1972; Д.Коберг, Дж. Багнал, 1976; Артур ванГанди,1983; Роджер ван Оих, 1983; М. Михалко, 1991);
Творческий когнитивный стиль M.J. Kirton, 1976; L.D. Noppe, J.M. Gallagher, 1977; S. Messick, 1984; R.E. Goldsmith,1987; S.F.Isaksen, 1987; G.J. Puccio,1987; S. J. Guastello, J. Shissler, J. Driscoll, T. Hyde ,1998;  I. Al-Sabaty, G. A. Davis, 1989; R.Schulz,1989; E.Zilevich,1988; K.B. Dorval, G. Kaufmann, 1991; S.F. Isaksen, G.J. Puccio, D.J. Treffinger, 1993; E. L. Grigorenko,  R. J. Sternberg, 1995; C.W. Allinson, J. Hayes,1996; K. Szmidt,1997; O. Martinsen, G. Kauffman,1999; Jos Lemmink, Allard C.R. van Riel, Hans Ouwersloot, 2006; L.F. Zhang, R.J. Sternberg, 2006, E. Cools, H.van den Broeck, 2007);  Интуитивный стиль бессознательной обработки информации и решения проблем (А. Пункаре, К. Юнг, 1921; K.S. Bowers, G. Regehr, C. Blthazard, 1990; E. Policastro, 1995; R. Sternberg, T. Lubart, 1995; C. W. Allinson, E. Chell, J. Hayes, 2000; A.M. Baulor, 2001; D.J. Myers, 2002; J. Langan-Fox, D. Shirley, 2003; E. Necka,2003; M. Karwowski, 2008); Творческий (законодательный) стиль мышления (R.J. Sternberg, T. Lubart, 1995); Когнитивные стили, метакогнитивная регуляция интеллектуальной активности (М.А. Холодная, 2004); Стратегии творчества и гениальности (Г. С Альтшуллер, И. М. Верткин, 1994; Р. Дилтс, 1994); Творческая рефлексия, метакогнивная регуляция и осознание мыслительных стратегий (J. H. Flavell, 1976, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов,1983; A.L. Costa,1987; R. Sternberg, 1988; В.Г.Богин, 1993; A Demetriou, S. Kazi, 2006).
Творчество как создание новых смыслов. Введение нового смысла путем интерпретации ( Ф. Ницше, 1988);  Смыслонаделение как предание смысла и ценности (Макс Вебер, 1904); Смыслообразование и конституирование сознанием новых смыслов (Э.Гуссерль, 1913); Синхроничность творческий принцип, упорядочивающий несвязанные события на основании  их общего смысла (К. Юнг, 1920); Вслушивание в Бытие и усматривание истинных сущностей (М. Хайдеггер,1927);  Придание значений и осмысление восприятие (Л.С. Выготский, 1931, 1934);  Выбор первопроекта источника поливалентных смыслов (Ж.П.Сартр, 1943);  Порождение смыслов «экзистенциально-априорными структурами» (Л. Бинсвангер,1958;  Р.Мэй, 1969); Поиск и нахождение новых смыслов (В. Франкл, 1959); Потенцирование текста, умножение его смысловых возможностей (Ж. Батай, 1949); Спонтанное порождение смыслов текстом, «систематическое высвобождение смысла» (Р. Барт,1964);  Деконструкция как разрушение стереотипов,  включение в новый контекст, процесс разложения структур, генерация и рассеивание смыслов (Ж. Даррида, 1967); Творческий хаос и «ризомность» как условия смыслопорождения (Ж. Делез, 1969); Порождение новых смыслов посредством сложной аналогии (У. Гордон, 1961);  Творческое художественное восприятие как раскрытие заложенных в объектах смыслов и значений (Р. Арнхейм, 1969); Наделение объектов новыми значениями (Дж. Гилфорд,1970); Осмысленное истолкование сгустков чувственных восприятий (К. Кастанеда, 1971); Смыслотворчество как  «Нескончаемое обновление смыслов во всех новых контекстах» (М. Бахтин, 1975 ); Спонтанная распаковка заложенных в мире смыслов (В.В. Налимов 1978); Спонтанное, самопроизвольное порождение допонятийных смыслов (Ю. Джендлин, 1981); Порождение смыслов как лингвизация мира (Р. фон Экартсберг, 1981); Интертекстуальность и  символическое воображение как источники образование и обновления смыслов (У. Эко, 1983); Рефрейминг содержания и рефрейминг контекста (Р. Бендлер, Дж. Гриндер, 1983);  Творение смысловых горизонтов и контекстов,  активизация нераспечатанных смыслов (К.А. Свасьян, 1987); Смыслопорождение (Б.С. Братусь,1994; Д. Леонтьев, 1999; С.В. Дмитриев, 2001), Cмыслостроительство (Ф. Е. Василюк, 1984); Творческое понимание как извлечение, трансляция и порождение новых смыслов (В.П. Зинченко, 1997); Смыслотворчество ( А.А. Осанов, 2002);  Потенциация как метод и процесс умножения смыслов (М. Эпштейн, 2001);
Создание новых смыслов посредством метафоры: (M. Black, 1962; M. Hester, 1967; C. M. Turbayne,1970; Ю. Лотман, 1973; N. Goodman, 1976; D. Davidson, 1978; G. Lakoff , M. Johnson, 1980; R.Tourangeu, R. Sternberg,1982; E. Winner, 1988; G. Lakoff, M. Tuner, 1989; Н. Д. Арутюнова, 1990; R. W. Gibbs, 1994; D. Ambrose, 1996; C.Tilly, 1999; C. Schank ,V. John-Steiner, 2001; G. Fauconnier, M. Tuner, 2002; R. N. St. Clair, 2002;  A. Deignan, 2003 K. Weick, 2005; T. Grisham, 2006; D.F.N.Jensen, 2006; J. Gaddefors, 2007; G. Leder, 2007; B. Indurkhya, 2007; T. Veale, Y. Hao, 2008; E.Senino. 2008; R. B.Van Engen, 2008;  Z. Kovecses, 2009;  M.J.Landau, B.R.Meier, L.A.Keefer ,2010; J. Ox, J. Van Der Elst, 2011; L. Cameron, 2011).
Создание значений (смыслов) (Meaning-making) (M.A. Boden, 1990; O. Sacks,1995; V. John-Steiner, 1997; R.S. Prawat, 1999; S. Moran, V. John-Steiner,2003; J. Hawkins, 2004;  B. Best, A. Blake, J. Varney, 2005;  M.Narey;  M. Evans, M.J. Atkins, 2007; D. Hofstadter, 2007; J. E. Maisel, 2008; J. Haldane, 2008, B. J. McNely, 2009).
Творение смыслов (Sense creation) (H.H. Clark, R. J. Gerrig,1983; M Daneman, I. Green, 1986; R.S. Anderson, 1990; E. M. Zelinski, J.C.Hyde, 1996; M. Sanborn, 2001).
Создание смыслов (Sense making), как придание смыслов переживаемому опыту и ситуациям (K. Weick1979; J. Bruner, 1991, M.S. Cohen, J.T. Freeman,  S. Wolf,  1996; N. Shedroff, 2000; B. Dervin, 2003; K., Weick, K. M Sutcliffe, D. Obstfeld, 2005;  D.J. Snowden, 2005, G. Klein, B. Moon,  R.F. Hoffman, 2006; D. Russell, P. Pirolli, 2009; J. Watson, 2009. Jon Kolko, 2010).

2. Творчество как продуктивная деятельность

Деятельность, активность человека, перманентное совершение чистых, лишенных привязанностей и желания плодов, действий («Бхагавадгита», 2в. до н.э.-2 в. н.э.); Изобретательность (inventio) (Лоренцо Вала, Леонардо да Винчи, 15 в.);  Творческая самодеятельность (И. Кант, 1781); Творческая мощь человека, реализующаяся в непрестанной деятельности, примат практики над созерцанием (Г. Фихте, 1794); Метод проб и ошибок (Т. Торондайк, 1911); Манипулирование  материальными и идеальными объектами (Дж. Уотсон, 1928); Творчество  как  продуктивная, преобразовательная  деятельность (С.Л.Рубинштейн, 1946), Манипуляция внешними символами или объектами с целью создания необычного или необыкновенного продукта (L. Fliegler,1959); Создание новых произведений, которые оцениваются как надежные, полезные и удовлетворяющие группу (M. Stein, 1953);  Процесс, в результате которого производится что-то новое – идея, объект, форма (Л. Хармон, 1955); Бихевиористская модель творчества (Б.Ф. Скиннер, 1976);  Предметно-практическая, преобразующая деятельность, направленная на целесообразное изменение и преобразование мира (Э.Г.Юдин, 1978); Творчество как создание творческого продукта (Д. МакКиннон, 1978); Серия мыслей, актов и функций, которые приводят к возникновению продукта с атрибутами новизны и позитивной ценности (А. Ротенберг, 1979); Продуктивная активность, направленная на творческий результат (H. Gruber, 1981); Направленность на задачу, на цель (D. Simonton, 1984; H. Gruber, 1986), Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, нового, социально значимого  продукта (А.П. Шептулин,1983; Т. Шумилин,1989); Способность человека производить новые идеи, инсайты, изобретения или артистические объекты, имеющие ценность (П.Вернон, 1986),   «Производство новых социально значимых продуктов и изделий» (М. Мамфорд и С. Густафсон, 1988); Творчество как инновация, воплощение творческих идей в практику ( A.H. Van de Den, 1986; R. Kanter,1988;  M. Mumford, S. Gustafson, 1988, T. Amabile, 2000, M.A. West, 2002); Связь творческих стилей и творческих продуктов (G.J. Puccio, D.J. Treffinger, R. J. Talbot, 1995).
Творческий продукт как модель творчества (Д. Маккиннон, 1978; К. О’Quin, 1990; S.G. Iskaksen, K.B. Dorval, D.J. Treffinger, 1994); Творчество, как производство продукта, характеристиками которого являются:
1. Новизна (D.N. Morgan,1953, C.R. Hausman, 1987;); редкость (Р. Милгрэм, 1976), новизна как  а)оригинальность, подлинность, своеобразие, непохожесть (Г.Кауфманн, 1993, 2004); б) континуум: коррекция-качественное преобразование (M.Kirton,1989; Г.Кауфманн,1993; Л. Новелли, 1993);  Субъективная ( Психологическая) Новизна и Общественная ( Историческая) Новизна (М.А. Боден, 1994; Г.Айзенк, 1994); непредсказуемость, неожиданность, непредвиденность Ф.Баррон,1995); эффективная новизна (A.J. Cropley, 1999; M. D. Mumford, 2003);Творческое решение: новое и полезное, отрицающее старые идеи, результат сильной мотивации и упорства, результат прояснения проблемы (А.Newell, I.Shaw, H.Simon,1962); новое, ценное и элегантное (T.Amamile, 1987).
2. Новизна и соответствие  (appropriateness – соответствие, уместность, целесообразность) сочетание новизны и полезности (usefulness), (K. Gilhooley,1982, Ф.Баррон,1995), новизна и ценность (M.  Rhodes, 1987); новизна и “соответствие” (appropriateness – признание экспертов) ( T.Amamile, 1983; Л. Новелли, 1993); оригинальность,  неожиданность и соответствие требованиям задачи (Р.Стернберг и Т. Любарт, 1996); новизна, соответствие, ценность (Л.Брискман,1980; С.Hausman, 1987); ”пригодность, эффективность, высокая степень выполнения цели” (C.Pearlman, 1983), новизна и социальная значимость (M.Mumford, S.Gustafson, 1988), оригинальность и адаптивность (соответствие, полезность,  уместность) (Ф. Баррон,1995);  новизна и адаптивность (Т. Любарт, 2001); локальная полезность для группы и глобальная для человечества (J.Rensulli,1990); новизна–традиция в контексте эффективности (И.Магиари-Бек, 1993); новизна и понятность (intelligibility)  C. Hausman (1985).
3. Эстетичность, эмоциональность: гармоничность,  красота и полезность (А.Пуанкаре, 1908), «эффективное удивление» — «effective surprise»,  «шок узнавания» — «shock recognition» (Дж. Брунер, 1962, 1968); эстетическая ценность (М.Чиксзентмихайи, Дж.Гетцелс, 1971); таинственность (L.Briskman, 1980);  высококачественность (Р.Стернберг, 1985,1988), а). уникальный, оригинальный, новый, б). хороший: адаптивный, полезный, эстетически приятный, соответствующий стандартам (S. W. Russ, 1993); оригинальность, адаптивность, эстетичность (М.Ранко, 1994); непредсказуемость, неожиданность, непредвиденность, способность вызывать удивление (Ф. Баррон,1995).
4. Комплекс критериев творчества: необычность, уместность, трансформативность и конденсированность (J.S. Dacey, G.F.Madaus,1969); Популярность, продуктивность, степень реконструкции понимания Универсума, широта влияния, степень новизны, общественная ценность (Я.А. Пономарёв,1976); синергетическое взаимодействие многих факторов (С.Pearlman, 1983; М.Чиксзентмихайи, 1990); Новизна, конвенциональность,  эстетичность, достроение до целостности (Т. Amabile, 1982, 1983), новизна (оригинальность, удивительность), степень разрешения проблем, доработка и синтез (элегантность, мастерство)  Матрица Анализа Творческого Продукта” (CRAM) (S. Besemer, D.Treffinger, 1981);  Семантическая Шкала Творческого Продукта (СРSS) новизна (оригинальность, трансформирование видения реальности, зародыш нового), полезность, совершенство (элегантность, соединение сложности-простоты, понятность, искусность (S.Besemer, K.O’Oquin,1987); Модель творческого продукта: а). новизна, статистическая редкость; б). адаптивность, решение проблемы, соответствие ситуации, достижение цели; в) оригинальность, достроение, совершенствование, развитие в целое,  (Д.Харрингтон, 1990);  структура  критериев продукта творчества:  новизна, уместность (соответствие) и элегантность (М.Мардок, С.Исаксен, С.Восбург, Д.Луго,1993), триада критериев творчества: черты продукта, реакции реципиента, черты мыслительного процесса (Э. Нецка, 1994); новизна (удивительность, оригинальность), разрешимость (логичность, полезность, ценность, понятность), стиль (органичность, элегантность, искусность) (S.P. Besemer, 2006).

3. Творчество как  обнаружение и решение проблем

Творческое мышление как внутренняя деятельность по решению задач (О. Кюльпе,1895; Н. Ах,1905; К. Марбе, 1922;  О. Зельц, 1924); Творчество как процесс преобразования проблематической ситуации в решенную  (Дж. Дьюи,1910); Творчество как решение задач и проблем (В. Келер, 1925; К. Дункер, 1945; М. Вертгеймер, 1945); Бихевиористские механизмы решения проблем (N. R. F. Maier, 1940; I. Maltzman,1955); Чувствительность к проблемам (Дж. Гилфорд,1950); Творческий процесс решения проблем (CPS), Модель Osborn-Parnes: 1. Изучение вызова (нахождение целей, нахождение фактов, нахождение решений). 2. Генерация идей (нахождение идей). 3. Подготовка к действиям (нахождение решений (оценка идей), нахождение признания (внедрение идей) (А. Осборн, 1953, S.J. Parnes, 1967); Теория решения проблем и творческое мышление (A Newell, J.C., Shaw, H.A. Simon (1958, 1962); Чувствительность к проблемам, определение несовершенств, проблем и поиск путей их устранения, выдвижение и проверка гипотез (Е.Торренс, 1962, 1967);  Метод решения творческих проблем ( S. J Parnes, A. Meadow,1959, 1960; A. Meadow, S. J. Parnes,  H.W. Reese, 1959, S. J.  Parnes, 1963); Структура Интеллектуального решения проблем (Structure of Intellect Problem Solving) Дж. Гилфорд,1967); Процесс решения проблем  (J. Kozielecki, 1969); Творчество как процесс  решения задач, проблем и разрешения противоречий (Г.С. Альтшуллер, 1964, 1979; Б.В.Кедров, 1969; О.К. Тихомиров, 1969; Д. Б. Богоявленская, 1971; А.Ф. Эсаулов, 1972; А. М. Матюшкин, 1972; Я. А. Пономарев, 1976; А.В. Брушлинский, 1979;  Г.Я. Буш, 1974; В.А.Моляко,1983; В.А. Яковлев, 1989); Процесс обнаружения проблем, интеллектуальное видение отсутствующих элементов (problem finding) (M. Czikszentmihalyi, J. W. Getzels, 1965, 1970, 1976, J.A. Glover,1979, R. Weisberg, J. Alba,1981; M. T. Moor, 1983; S. J. Parnes, S. G.Isaksen, 1985;  R. Ochse, 1990; M. T. Moore, M. C., Murdock, 1991; М. Runco, I. Chund, 1992; T. Amabile, 1996; D. Perkins,1997); Пять этапов, включающих «Нахождение проблем» и «Нахождение признания» (S. J., Parnes, R. B., Noller,  A. M. Biondi, 1977);  Решение творческих проблем и задач (Д. Перкинс,1981), Идентичность процессов мышления, решения проблем и творчества (К.Тейлор,1959, 1963;  Э. Боно,1970; Е.Торренс,1976, 1995;  Дж. Гилфорд (1977,1979), D.W. MacKinnon, 1978; H. Simon,1985; G. Kaufmann,1988), J.F. Voss (1989)   M. T. Moore, M. C. Murdock, 1991; M. Runco, 1994);
Решение проблем и когнитивные процессы (D.M. Johnson, 1972;  P.K.Arlin, 1974; G. S. Welsch, 1975;  J. H. Flavell, 1976;   J. G. Greeno, 1980;  J. Davidson, R. Sternberg, 1982; H. Gardner, 1985;   R.E. Mayer,1983); Интуиция в творческом решении проблем (H. H Anderson, 1959; K. Raaheim, 1976, 1984;    M. Polanyi, 1981); Когнитивные стили в решении проблем (S G. Isaksen, G. J. Puccio,1988; S. G. Isaksen, K.B. Dorval, G. Kaufmann, 1991); Методы и приемы творческого решения проблем (J.L. Adams, 1974; Р. Акофф, 1978; A. B. VanGundy, 1988);
Творческое решение проблем в обучении (Дж. Дьюи,1910; J. H. Flavell, 1976;  D. T. Tuma,  F. Reif, 1980; O.K. Duell, 1986; L.B. Resnick, L.E. Klopfer;  S. R. Yussen, 1985,  S G. Isaksen, D. J. Treffinger, 1991; W.J. Stepien, S.A. Gallagher, D. Workman, 1993; G. D. Shack, 1993; W. J. Stepien, S. A Gallagher, D. Workman, 1993; B.L.Gramond, 2009; Проблемное обучение (А.М. Матюшкин, 1968;  И. Я. Лернер, 1974; М. И. Махмутов, 1977;  А. В. Брушлинский, 1983, В. Т. Кудрявцев, 1991); Развитие способностей к творческому решению проблем (M. S Basadur, G. B Graen, S. G. Green, 1982).
Универсальный сквозной характер решения проблем (H. Gardner, 1985; Matlin, 1989;  Wakefield, 1992; M. Runco, G. Dow, 1999); Решение проблем и творческое мышление (R. E. Mayer, 1983; R. W. Weisberg, 1988); Процесс конструирования проблем (M. D. Mumford, R. Reiter-Palmon,  M. R. Redmond, 1994); Модель  творческого решения проблем (TRoP) как взаимодействие цели и создаваемых пробных структур, вариантов ее достижения Эдвард Нецка (1994, 2003).
Модель Творческого решения проблем CPS (Buffulo Group):
Творческое решение проблем (CPS) (D. J. Treffinger, S. G. Isaksen, R. L. Firestien, 1982); Концепция CPS: разумный динамический баланс между дивергентным и конвергентным мышлением (S. G.Isaksen,  D. J. Treffinger, 1985); Экологический подход к CPS (S. G., Isaksen, G. J., Puccio, D. J.Treffinger, 1993); Понимание проблемы, генерирование идей и планирование действий (S. G., Isaksen, K. B. Dorval,  D J. Treffinger,  1994); Модификация CPS, в сторону упрощения в освоении и использовании (J.Vehar, Р. Firestien, Б. Миллер, 1999; Модель трех концептуальных стадий СПС: Разъяснение, преобразование, реализация (G. J. Puccio, M.C Murdock, M. Mance, 2007).
Интеграция знаний и решение проблем (S. Hélie, R. Sun,2002); Процесс оценивания в решении проблем (Hiroaki Suzuki, 2004); Процесс нахождения проблем (W.P. Hu, Q. Han 2006; L. M. Surhone, 2010); Решение проблем с помощью модели Продуктивного мышления (T. Hurson, 2007); Стили решения проблем (J.C. Houtz, E.C. Selby (2009); Творческое решение проблем, инсайт и инкубация (S. Hélie, R. Sun, 2010).
Этапы творчества и творческого решения проблем (Модель творческого процесса): 1. Насыщение (подготовка), 2. Инкубация 3. Озарение (Вдохновение) (Г. Гельмгольц,1891,1896); 1. Случайные  комбинации. 2. Выбор (А. Пуанкаре, 1908); 1. Подготовка. 2. Инкубация. 3. Озарение. 4. Проверка. (Г. Уоллес, 1926); Триакт творчества: 1. Возникновение идеи. 2. Логическое оформление идеи. 3. Реализация (П.К.Энгельмейер, 1910; М.A. Блох,1920);  1. Изобретение. 2. Изучение (К. Поппер, 1934; Г. Рейхенбах, 1938); 1.  Обнаружение необходимости. 2. Анализ. 3. Обзор информации. 4. Формулировка  всех объективных решений. 5. Критический анализ решений. 6.Рождение новой идеи. 7. Экспериментирование, выбор и совершенствование (Дж. Россман, 1931); Два этапа творчества:  вдохновение и разработка (E. Kris, 1952); 1.Ориентирование. 2. Подготовка. 3. Анализ. 4. Идеация. 5. Инкубация. 6. Синтез. 7. Оценка (А. Осборн, 1953); 1. Нахождение фактов. 2. Нахождение идей. 3. Нахождение решений (А. Осборн, 1963); Генерирование гипотез и их проверка (А.Т. Шумилин, 1969);  1. Логический анализ. 2. Интуитивное решение. 3. Вербализация интуитивного решения. 4 Формализация вербализованного решения (Я. Пономарев, 1976); MG Taylor Models: 1. Установление (понимание). 2. Видение. 3. Намерение. 4. Инсайт. 5. Разработка. 6. Построение. 7. Использование  (М. Тейлор, Ричард Геринг, 1979); 1. Принятие  ситуации как вызова. 2. Анализ. 3. Определение. 4. Идеация. 5. Выбор. 6. Применение 7. Оценка (D. Koberg, J. Bagnall, 1981); 1. Случайные  изменения 2. Естественный отбор (Д. Кэмпбелл, 1960; D.K. Simonton, 1988): 1. Нахождение целей. 2. Нахождение Фактов. 3. Нахождение проблем 4. Нахождение идей. 5. Нахождение решений. 6.Нахождение признания  (S. J. Parnes, 1967; S. G., Isaksen, D. J.Treffinger, 1985); 1. Замысел. 2. Созревание (беременность). 3. Роды 4. «Воспитание ребенка» (Ф. Баррон, 1988): 1. Создание замысла 2. Видение. 3. Погружение в  реальность. 4. Принятие мер. 5. Настройка, обучение, оценка, коррекция. 6. Создание импульса. 7. Завершение 8. Жизнь с произведением (R. Fritz, 1991); Управляемый цикл творчества: Синтетическая модель творческого процесса: 1. Подготовка (наблюдение, анализ) 2. Воображение (генерация, собирание) 3. Разработка (усиление, развитие) 4. Действие (внедрение, жизнь с творением) (P.E. Plsek, 1996): 1. Подготовка. 2. Инкубация. 3. Инсайт. 4. Оценка. 5. Разработка (М. Czikszentmihalyi, 1996); 1. Прояснение. 2. Трансформация. 3. Осуществление. (G.J. Puccio, M.C Murdock, M. Mance, 2007).
Решение проблем как целостный процесс, перекрытие  и наложение этапов (М. Вертгеймер, 1945; Ж. Адамар, 1945; J.E. Eidhoven, W.E. Vinacke,1952; W.E.; Chiselin,1963; T. Amabile, 1966; J. W. Getzels, M. Czikszentmihalyi, 1976; Т. Любарт, 2003).

4. Творчество как самоактуализация и реализация специфических свойств и черт личности

Творчество как спонтанное, самопроизвольное, действие, как проявление внутренней естественной силы Дэ (Лао Цзы, 6 в. до н.э.); Произвольные и спонтанные поступки, которые осуществляются по внутренним мотивам и  «по своей воле» (Аристотель, 4 в. до н.э.); Творчество как спонтанность, естественность, таковость и искренность (Го Сян, 3в. до н.э.); Стремление личности к спонтанному, самопроизвольному, определяемому внутренней активностью, развитию (Ж.Ж. Руссо, 1762); Мышление и воображение как проявления самодеятельной активности (И. Кант, 1781); Творчество как самополагание, саморазвитие и самоутверждение (Г. Фихте, 1801); Патология и отклонения от нормы как источники творчества (Ч. Ламброзо, 1863); Наследственный творческий потенциал (Ф. Гальтон, 1869); Творчество как поток сознания и проявление свободной воли (У. Джеймс, 1890); Самодвижение, целеустремлённость, саморазвитие, творческая активность целостной личности (В. Штерн, 1906, 1918); Принцип творческой самодеятельности: созидание себя в процессе творчества (С.Л. Рубинштейн, 1922), Спонтанная реализация сущностного-Я (Э.Фромм, 1941); Сверхкомпенсация,  стремление к развитию, достижению успеха, превосходству и совершенству (А. Адлер, 1956); Творчество как самореализация, самодетерминация и самоосуществление личности (К. Роджерс, 1954, 1965); Творчество как самоактуализация и трансцендентная самоактуализация (А. Маслоу, 1954, 1968,1971); Творчество, как спонтанное поведение и поток «тотальности», как выражение индивидуального своеобразия и уникальности (Х. Андерсон, 1965); Проявление сильного Еgo (Ф. Баррон,1969, 1990; H. G. Goug, 1979; L. Briskman, 1980; D.M. Harrington,1981, G.F. Feist, 1999); Творчество как саморазвитие и самоусиление личности  (Р. Мэй, 1975; В.Ф. Овчинников,1984; Н. Роджерс, 1990; Ф. Баррон,1990); Творчество как «жизнетворчество» (Л.В.Сохань и др.1982, 1985, 1988).

Творческая активность  как реализация специфических свойств и черт личности.
Проявление творческого  интеллекта 
(Л.Л. Терстоун, 1952); Творчество как свойство интеллекта: трехмерная модель интеллекта (Дж. Гилфорд, 1956, 1959, 1975); Гипотеза интеллектуального порога (J. W. Getzels,  P. W. Jackson, 1962, Е.Торренс, 1962, 1974, Дж. Гилфорд,1973; J. S. Renzulli,1986); Теория множественного интеллекта (Г. Гарднер, 1983), Структура творческой одаренности (А.М. Матюшкин, 1989); Триархическая (трехкомпонентная) теория интеллекта (Р. Стернберг, 1995);  Эмоциональный интеллект и творчество (J.D., Mayer,  P. Salovey, 1997);  Пять видов связи между интеллектом и творчеством (L.A. O’Hara,  R.J. Sternberg, 2000); Структура творческого интеллекта: интуиция, воображение, инновация, вдохновение (A.J. Rowe, 2004).
Взаимосвязь эмоций и творчества. Целостное эмоциональное самоосуществление индивидуальности (Т. Рибо,1906; J. Rossman, 1931; A. Lowen, 1970); Фасилитирующее влияние эмоций на мыслительные процессы и творческую деятельность (R.S.Lazarus,  1991; A. Abele,1992, 2001; T.P. Palfay, P. Salovey, 1993;  G. L. Clore, N. Schwarz, M. Conway, 1994; M.P.Shaw, M. Runco, 1994; H.E.Hruber, 1995; S.T.Murphy, 2001; J.D. Mayer, 2001). Влияние эмоций на легкость ассоциаций (A.M. Isen, 1987); на активность фантазии (M. Eckblad, L.J. Chapman, 1986; D. Schuldberg, 1990); гибкость и широту мышления (A.M. Isen, M.S. Johnson, E. Mertz, G.F. Robinson, 1985, T. Amabile, 1985, 2005; A.M. Isen, K.A. Daubman, G.P. Nowicki, 1987; B.L. Fredrickson,1998, 2001; T. M. Amabile, S. G. Barsade , J. S. Mueller, 2005). Эмоциональное творчество как переживание и выражение оригинальных, аутентических эмоций (J. R. Averill, C. Thomas-Knowles, 1991); Связь игры, эмоций и творчества (S.W.Russ, 1993, 2009); Модель эмоционального резонанса (T. Lubert, I. Getz, 1997). Стимулирующее влияние на творчество негативных эмоций и настроений (A. M. Walker, R. Koestner,  A. Hum, 1995; M. Runco, 1999; Z. Ivcevic, M. A. Brackett, J. D. Mayer, 2007); Взаимоотношение между эмоциями и творчеством по модели инвертированной U–образной кривой (K. James, M. Brodersen, J. Eisenberg, 2004). Эмоции в художественном творчестве (G.J. Feist, S.Z. Dudek, R. Richards, K.A. McCarthy, 1999); Влияние позитивных  эмоций и настроений на творчество (M. Csikszentmihalyi, 1975, 1996; N. H. Fridja, 1986; G. Kaufmann, S. Vosburg,1997; G. Kaufman, 2003; E. R. Hirt, E. E. Devers, S. M. McCrea, 2008).
Взаимозависимость творчества, самодетерминации и внутренней мотивации. (E. Deci, 1971,1975; M. Ross,1975; М. Чиксентмихайи, 1975,1996; T. Amabile, 1976,1983,1996; J. Condry, 1977; E. L Deci, R.M. Ryan, 1985,1987; B.J. Zimmerman, 1985; R. Eisenberger, S.Armeli,  J. Pretz, 1998; T.M. Amabile, K.G. Hill, B. A. Hennessey, E.M. Tighe,1994; K.M. Sheldon,1995; M.A. Collins, R.S. Nickerson, 1999; R.J. Sternberg; T.I. Lubart, 1999; B.A.Hennessey, 1999; G.J. Feist, 1999; R. Eisenberger, L. Rhoades, J. Cameron, 1999; G.B. Moneta, F.H.Y. Wong, 2001; R. Eisenberger, L. Shanock, 2003; M. Mumford, 2003. Теория самодетерминации (E. Deci, R.M. Ryan, 2000, 2008; M. Vansteenkiste, W.Lens, E. Deci, 2006; K.M. Sheldon,T. Kasser, 2008; H. Weisberg, 2010; B.A. Hennessey, T. Amabile, 2010; Внутренняя мотивация, увеличивающая оригинальность, но не полезность (A.M., Grant, J.W. Berry, 2011).

Проявление специфических черт личности.  (С.M. Cox,1926; A. Roe, 1952, 1958; R. B. Cattell, J. E. Drevdahl, 1955; C.W. Taylor, 1958; D.W. MacKinnon, 1962; F. Barron, 1963, A. Маслоу, 1970; R. B Cattell, 1971; G. Domino, 1970,1979; P. Kline, C. Cooper, 1986; H.J. Eysenck, 1993:  G.J. Feist,1998; J.A. Plucker, J.S. Renzulli, 1999; L. Sundarajan, 2004; B.S. Folley, 2006; M. Batey, A. Furnham, 2006; C.G. Boeree, 2006;  G. Burch, 2006; R.J. Stenberg, 2006; М.Ранко, 2007; B. W. Roberts, D. Mroczek, 2008;  G.J. Feist, J. Feist, 2009; Z. Ivcevic, 2009).
Черты творческой личности: Открытость новому опыту: R. R. McCrae, 1987,1994; G.J. Feist, 1987; гибкость: H.G. Gough, 1961, 1979; G.J.  Feist, F. Barron, 1996; стремление к новизне: J. P. Houston, S. A Mednick; амбициозность, стремление к достижениям: B. S. Bloom, 1956; R. S., Mansfield, T. V Busse, 1984; S. Z. Dudek, 1991; толерантность к неопределенности: P.E. Vernon, 1970, A. Furnham,1994; независимость: A. Roe, 1952; Ф. Баррон, 1968, M.B. Parloff ,1968;  R. Helson, 1971; нонконформизм: W. B. Hall, D. W MacKinnon, 1969; доминантность, самоуверенность:R.H. Van Zelst,  W. A. Kerr, J. A. Chambers, 1964; K.E. Kelly, 2005; склонность к риску: Р. Стернберг, Т. Любарт, 1995;  настойчивость и выносливость: J. Rossman, 1931, Р. Стернберг, 1999;  K. H. Kim, 2004; J.A. Glover,1989; R.W. Weisberg, 1993; M.I. Stein, S.J. Heinze, 1990; патологические черты, психотизм (K. O. Götz, K. Götz,1979; G.J. Feist,1989; R., Richards, D. K Kinney;  Г.Айзенк,1993, 1994; E. Woody, G. Claridge; G.Burch, D.R. Hemsley, Ch. Pavelis, Ph. Corr, 2006; R.A. Chavez-Eakle, M. Lara, A. Cruz-Fuentes, 2006). Проявление парадоксальной  и диалектической структуры личности (A. M. Biondi, S. J. Parnes;  М. McMullan, 1976; М. Чиксентмихайи, 1996). Творчество и черты личности  Большой пятерки (G.J. Feist, 1998; U. Wolfradt, J. E. Pretz, 2001; E.N. Cholas, N.R. Perri, M. Brodersen, 2005; M. Batey, A. Furnham, 2006; Z. Ivcevic, M. A. Brackett, J. D. Mayer,2007; P.J. Silvia, 2008; A. Furnham,  V. Bachtiar, 2008; M. Batey, 2009).

5. Творческий диалог, любовь и эмпатия

Продуктивный диалог и майевтика — метод содействия рождения нового знания (Сократ, 5 в. до н.э.); Эрос, любовь и влечение к подлинно Прекрасному (Платон, 5-4 вв. до н.э.;  Плотин, 3 в. н.э.);  Любовь как фундаментальный принцип Бытия (Мон-цзы, 5 в. до н.э.); Пробуждение творчества с помощью коанов и притч-вопросов (Эйсай, 12-13 вв.);  Гуманность (дзин) как творческий принцип: непосредственная связь между гуманностью в людях, творческим взаимодействием между людьми и процессом порождения в природе (Кайбара Эккен,1708); Творчество как развивающее общение, любовь и страсть (Л. Фейербах,  1843); Агапическая, заботливая  и творческая любовь, как принцип развития  и эволюции (Ч. Пирс, 1893); Взаимопомощь как фактор эволюции (П. А. Кропоткин, 1902);  Теория социального действия и социогенная теория творчества (М. Вебер, 1904); Универсальная энергия жизни: либидо (З. Фрейд, 1905), оргонная энергия (В. Райх, 1927);  «Консубстанциональность», тождество субстанциональных деятелей внутри творческой силы (Н.О.Лосский, 1917); Диалог как свободная, плодотворная, порождающая активность (М. Бубер, 1923), Подлинно реальная, всемогущая творческая сила любви (С.Л. Франк,1924); Проявление диалектического Эроса, “ars amandi, искусство любви” (Б.П. Вышеславцев, 1931), Тождество любви и творчества (Н.А. Бердяев, 1931); Коммуникация и «бытие с другими» как изначальный феномен человеческого бытия (К. Ясперс, 1935); Творчество как любовь продуктивная и созидательная сила ( Э. Фромм, 1956); Результат отношений субъекта со средой и другими людьми (V. Lowenfeld, 1957); Творчество как любовное приключение с миром (Ph. Greenacre, 1957); Результат открытости миру, встречи и активных взаимоотношений с ним (G. Schachel, 1959); Взаимоотношения между индивидуумом и материалами, людьми, обстоятельствами (К. Роджерс, 1962); Проявление диалогического сознания (М. Бахтин, 1964); Сотворчество автора и читателя, интерактивность как воздействие реципиента на художественный объект (Р. Барт, 1971); Диалогическая природа мышления, творчества и культуры (В.С. Библер, 1975, 1990); Коллективное творчество и эффект фасилитации (А. Осборн, 1952, E. Necka,1985);  Встреча человека и его мира (R. May, 1975);  Творчество как способность задавать вопросы (C.J. Kasperson, 1978;  J.A. Glover, 1979; N.L. Artley, R. Van Horn, D.D. Friedrich, J.L. Carroll, 1980);  Творчество как функция трансанктных отношений между индивидом и окружением («Contricipation») (M. Stein,1974);  Социальный контекст творчества: теория конвенциональности творческого продукта (T. Amabile, 1982, 1996); Бесконечно изменяющееся чередование “восприятия и ответа” (Р .Вайсберг,1986); Взаимодействие с экспертами, профессиональной сферой и культурой (M. Csikszentmihalyi, 1988; H. Gardner, 1993); Творчество как процесс влияния (Д. Саймонтон,1988); Процесс сотворчества в научном открытии, резонанс и совместное создание смыслов (D.E. Rumerhart, 1990, 1996); Сообщества создающие знания: коммуникация сфокусированная на создание теорий, решений, открытий (C. Bereiter, M. Scardamalia, 1993); Творчество как диалог и взаимное участие (D. Bohm, 1992,1996); Сотворчество, взаимность, встреча и сотрудничество (Ф. Баррон,1995);  Диалог как средство духовного преображения личности» (Т.А. Флоренская, 1995); Творчество как эмпатия (Е.Я. Басин, 1999, 2000); Стимулирующее влияние на творчество «Систем групповой поддержки» Group Support Systems (GSS) (E.L. Santanen, R.O. Briggs, G.J. de Vreede, 2000, 2006); Трансформативные высказывания, меняющие отношения между участниками диалога (М .Эпштейн, 2004);  Диалог как форма и средство научного творчества (А.С. Майданов, 2008).

Творчество как диалог с полисферной средой: Влияние на креативность семейных условий: (D. M. Harrington, J. H.Block, 1987, M.D.Mumford, S.B. Gustafson,1988, J. Lautrey, T.I. Lubart,1998); школьной среды (R.J. Sternberg, T.I. Lubart, 1991, S.Z. Dudek, M. Strobel, M.A. Runco,1993;  профессиональной среды: W.M. Williams,  L.T. Yang, 1999, I, Getz, A.G. Robinson, 2003; технологической среды: T. Proctor,1999, M. Edwards, 2000, T. Lubert,2003; социо-культурной среды: A.M. Ludwig,1992;  М. Чиксентмихайи, 1988, 1996;  D.K. Simonton,1997, R.J. Sternberg, J.C. Kaufman, J.E. Pretz, 2002, R. Florida, 2002; E. Rudowicz, 2003; K. Coessens, 2006; M. Stern, S. Siefert, 2002; T. Paris, 2007; организационной культуры: Модель соответствия (The Fit Model) актуализация творческого потенциала сотрудников  в организационной культуре конгруэнтной их ценностям, интересам (B.W. Schneider, 1975, 2001); W. M. Cohen, D.A. Levinthal; C.A. O’Reilly, 1991; F. Damanpour, 1991; D.A. Levinthal, J. G. March, 1993; T. Amabile, 1996, 2000; M.A. Glynn, 1996; S.G. Scott, R.A. Bruce, 1994; S.L. Brown, K. M. Eisenhardt, 1998; A. H. Van de Ven, E.D. Polley, R. Garud, S. Venkataraman, 1999; K. E. Weick, 2000; A.E.M. Van Vianen, 2000; M.A. West, 2002; E. Miron, M. Erez, E. Naveh, 2004); Теория творческого лидерства: способность производить изменения (G.J. Puccio, M.C. Murdock, M. Mance, 2007); Оптимальные сетевые связи, стимулирующие творчество (J.E. Perry-Smith, 2006; M. Baer, 2010).

Навигация по теме<< Предыдущая записьСледующая запись >>