Основные механизмы и приемы творческого делового общения

0
15
Запись 8 из 19 в теме Психология творчества

Основные механизмы и приемы творческого делового общения
С.Л.Марков

Аннотация. В статье раскрываются специфические особенности и характеристики творческого делового общения. Устанавливается связь между творческой позицией, механизмами и техниками творческого общения, предлагается целостная многоуровневая система механизмов и приемов творческого делового общения.
Ключевые слова: деловое общение, творческое общение, механизмы, приемы общения

Постановка проблемы
Современные теории организации, управления и менеджмента требуют постоянного совершенствования и адаптации к новым рыночным условиям, к меняющейся и динамичной социально-экономической реальности. Их развитие должно осуществляться в направлении дальнейшего использования неисчерпаемых резервов человеческих отношений, личностного и творческого потенциала менеджеров и сотрудников организаций. Особая роль в совершенствовании теории и практики управления принадлежит творчеству, которое сегодня приобретает императивный характер и становится не только условием развития, но и самого выживания. Сегодня именно таланты становятся решающим фактором успеха компаний, а насыщение всех функций и процессов менеджмента и производства творческими элементами, существенным образом увеличивают их эффективность. Деловое, организационное и управленческое общение пронизывает, насыщает любые организационные и производственные процессы, а его совершенствование служит неотъемлемым условием успешного функционирования и развития компании. В связи с этим сегодня особый интерес приобретает выявление сущностных механизмов творческого общения, которые при дальнейшем осознании и закреплении могут быть трансформированы в эффективные технологии и приемы.

Анализ последних исследований и публикаций
Современная теория и практика делового общения основывается на многочисленных исследованиях межличностного общения, выполненных в рамках социальной психологии, конфликтологии и, собственно, психологии общения. При этом деловое общение рассматривается как отдельный вид или уровень общения, который имеет свои специфические характеристики и цели.
В зарубежной литературе отдельно выделяется бизнес общение, или бизнес коммуникации (business communication), которые включают такие виды деловой активности как маркетинг, отношения с клиентами, рекламу, Web и Интранет коммуникации, связи с общественностью, корпоративные коммуникации, межличностное общение, подбор персонала, а также организационное общение (organisation communication), которое объединяет все виды коммуникаций, влияющие на внутренние процессы и результат деятельности организации и профессиональное общение (professional communication), содержание которого, в наибольшей степени совпадает с понятием делового общения.
При этом отмечается, что основной функцией профессионального общения является передача необходимой информации, создание комфортных условий для бизнеса и мотивация работников. В то же время иногда данные понятия используются как синонимы и относятся к любому виду общения, связанного с выполнением профессиональных обязанностей.
Развитие профессионального общения зарубежные авторы в основном видят в совершенствовании коммуникативных умений, приемов и технологий. При этом творчество в общении приобретает выраженный прагматический характер и почти полностью отождествляется с эффективностью. В литературе, посвященной данной проблеме,  предлагаются отдельные списки рекомендаций по совершенствованию коммуникативных умений (communication skills) и эффективного достижения своих целей в общении [15,16,18, 20, 21].
В ряде работ подчеркивается необходимость совершенствования процесса делового общения, с целью создания благоприятных условий для генерирования творческих идей и инноваций. Так Тодд Генри подчеркивает, что межличностные отношения являются одним из важнейших ресурсов организации и имеют решающее значение как для личного успеха, так и для высоких достижений компании в целом. Управление и культивирование межличностных отношений служат средством мобилизации сотрудников и открывают возможности для продуктивного сотрудничества и творчества [16]. Ряд авторов в своих работах подчеркивают влияние профессионального общения на успешность работы R & D-команд (R & D — research and development), занимающихся промышленными исследованиями и разработками, которые представляют собой обработку и преобразование новых знаний в высокотехнологичные продукты и коммерчески ценные результаты. Так Giles Hirst и Leo Mann подчеркивают, что деловое общение является эффективным механизмом для трансляции, совместного использования и интеграции новой информации в коммерческих продуктах или процессах [17]. Эдвард Глассман утверждает, что хорошие деловые отношения в группе оказывают решающее влияние на создание творческого климата и способствуют активизации творчества работников, росту инноваций и творческих идей. Особое значение имеет сохранение позитивных отношений лидеров (R & D) команд со своим подчиненными. Именно харизматические лидеры, которые способны создавать хорошие межличностные отношения в команде, формируют более высокий уровень приверженности подчиненных по отношению к компании, пробуждают и вдохновляют ученых и инженеров к созданию творческой продукции и инноваций [19].
Одновременно можно выделить отдельное направление совершенствования и обогащения делового общения, которое касается обучения и управления в стиле коучинга. При этом коучинг понимается как система личностного и профессионального развития, как метод реализации социального, личностного и творческого потенциала сотрудников с целью получения максимально возможного эффективного результата как для отдельного человека, так и для компании в целом [12,13,14]. Реализация внутреннего потенциала сотрудников, развитие их творческих способностей и максимизация профессиональной продуктивности решается посредством создания усиливающих и обогащающих межличностных отношений, активизации развивающего общения и творческого диалога, широкого применения коммуникативных стратегий и технологий эффективного слушания. Так, Л. Уитворт, Г.Кимси-Хаус, Ф. Сэндал отмечают, что совершенствование человеческих отношений, формирование безопасной среды и создание творческой атмосферы способствует максимальному самораскрытию творческого потенциала сотрудников, активизирует генерирование продуктивных идей и создание инновационных продуктов, а также процесс эффективной реализации целей организации [13].

Нерешенные ранее части общей проблемы
В современной научной литературе посвященной содержанию и методам совершенствования делового общения, еще недостаточно разработаны и систематизированы его творческие механизмы, не установлена их связь с творческой позицией личности и с системой конкретных приемов и техник общения.
 
Формулирование целей статьи
Целью статьи является выявление и построение системы творческих механизмов общения и делового общения, как проявлений универсальных механизмов творчества, установление их связи с основными компонентами творческой позиции личности и практическими умениями, техниками и приемами эффективного делового общения.

Изложение основного материала иследования
Деловое общение традиционно рассматривается как отдельный вид или уровень межличностного общения, определяющим содержанием которого  является социально значимая  совместная деятельность,  связанная с производством какого-либо продукта или услуги. Деловое общение представляет собой
обмен информацией и опытом, с целью совместного достижения определенного результата, решения конкретной организационной или производственной проблемы или реализации общей цели. При этом участники делового общения выступают в официальных статусах, реализуют определенные социальные роли которые определяют необ¬ходимые нормы, стандарты, принципы  и регламентируют  поведения сотрудников. Как правило деловое общение характеризуется такими признаками как рациональность, уважение и внимание  к окружающим, доброжелательность, честность, точность, конкретность, пунктуальность, конфиденциальность, корректность и такт [ 5,6,8].
В качестве отдельной разновидности делового общения можно выделить управленческое общение, которое осуществляется в процессе реализации управленческих функций и руководства людьми и заключается в сообщении подчиненным распорядительной информации, в оказании им помощи, их обучении и мотивации, в получении информации о выполнении задания и результатах профессионального и личностного роста, а также в оценке совершенного и выполненного.
В то же время творческое деловое общение, которое  отличается целостностью, открытостью и чувствительностью к ситуации, гибкостью и эффективностью, свободно вмещает в себя все уровни общения, включая конвенциональный, игровой и духовный. Творческий менеджер может одновременно реализовывать все уровни одновременно, концентрируясь на оптимальном, позволяющем   в данной уникальной ситуации достичь максимального результата и успешной реализации поставленной цели. В этой связи современный менеджер динамичной творческой компании, выступает как  харизматический лидер, фасилитатор, коуч, наставник, единомышленник и коллега.
Теория и практика творческого, развивающего общения уходит своими корнями в диалоги и майевтеку Сократа, в концепцію диалога М.Бубера.  При этом диалог понимается как высший уровень общения, как развивающее «субъект — субъектное» взаимодействие, необходимым условием которого является осознание другого как самоценного, подлинного и уникального субъекта, признание его права на свободную, самостоятельную активность. (А.А.Ухтомский, М.М.Бахтин, В.С.Библер) По мнению  М.С.Кагана, характеристиками каждого субъекта диалога является активность,
сознательность,  свобода деятельности, неповторимость , а сущностными  признаками  и  условиями   диалога   являются: уникальность каждого партнера и их принципиальное равенство  друг другу;  различие и оригинальность их точек зрения;  ориентация каждого на понимание и активную интерпретацию его точки зрения партнером; ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании; взаимная дополнительность позиций участников общения [4].
Методологическими и теоретическими основами творческого общения служат представления о развивающем и преобразующем характере общения в гуманистической и экзистенциальной психологии и психотерапии. (К.Роджерс, А.Маслоу, Д. Бьюдженталь, Р. Мэй, И. Ялом) [1,2,11].
Так К.Роджерс в своем «человекоцентрированном», основанном на   безоценочном принятии другого, глубоком понимании чувств и личностных смыслов подходе, выделил такие факторы дружеского общения, фасилитирующие рост и развитие личности: а) конгруэнтность, подлинность, искренность или «конгруэнтное самовыражение в общении»; б) безусловное позитивное принятие другого человека; в)  «активное эмпатическое слушание», эмпатическое понимание, которое ведет к позитивным изменениям обоих собеседников; г) принятие себя, своего внутреннего интуитивного Я, приближение к своей трансцендентальной сущности и достижение особого, измененного состояния сознания, позволяющему слиться в одно целое с собеседником.
Кроме того наряду с внутренними факторами творчества: а) открытости опыту; б) внутреннего локуса оценивания; в) способности к необыкновенным сочетаниям элементов и понятий, К.Роджерс выделяет ряд внешних условий, способствующих созидательному творчеству:
1. Психологическая безопасность: а) признание безусловной ценности индивида; б) создание обстановки, в которой отсутствует внешняя оценка; в) сопереживающее понимание.
2. Психологическая свобода. Предоставление индивиду полной свободы символического выражения своего самого сокровенного в своих мыслях, чувствах и состояниях [11].
В контексте исследования творческого общения большой интерес представляет экзистенциальная психология глубинного общения Д. Бьюженталя, которое базируется на таких принципах  как  уважительность и ответственность в отношении природы и  внутреннего мира человека, осознание бесконечности и принципиальной неисчерпаемости глубин его души, открытость, деликатность и осторожность, рефлексивность и критичность в отношении собственной позиции. При этом автор связывает работу психотерапевта с творческим поиском и искусством,  в котором огромную роль играют интуиция, гибкость, независимость [1,2].
Творческое деловое общение может пониматься как высший вид общения, в процессе которого пробуждается, активизируется, реализуется и развивается творческий потенциал собеседников, создается атмосфера благоприятсвующая генерации новых идей, инновационных предложений, вариантов продуктивного решения   существующих проблем и конфликтов.
Творческое общение двух свободных и уникальных субъектов всегда носит целостный характер и представляет собой процесс выражения, восприятия и порождения новых идей, смыслов, знаний, эмоций, приёмов и  способов действий.
Творческое деловое общение обеспечивает эффективное, красивое и гуманное решение организационных и производственных проблем, достижения максимального результата с одновременным сохранением, совершенствованием и обогащением межличностных отношений между сотрудниками.
В то же время творческое общение может рассматриваться как проявление творческой позиции личности, ее отношения к другому, работе и самому себе, как реализация творческого метода и системы творческих приемов, как наполнение всех процессов и действий элементами творчества.
В основе творческой позиции, реализующейся в творческом общении лежат такие универсальные принципы, как универсальная творческая сущность, абсолютная и безусловная ценность  истинной природы человека, его право на свободную активность и самостоятельный выбор, неограниченность возможностей как самого человека так и его  общения с другими, принципы целостности и диалогичности, идеальности и проблематичности, вариативности точек зрения, а также простоты и точности, эмпатичности и объективности, самореализации, открытости и доверия.
Творческое общение включает полное осознание и владение ситуацией, гибкое управление своей активностью, создание среды и атмосферы творчества, радости, юмора и игры, потенцирование отношений: раскрытие в собеседнике и в самом себе новых потенций и сознательное наполнение отношений новыми неожиданными возможностями, активизацию возможностного или посибилистского мышления, искреннее и спонтанное выражение своего внутреннего мира и одновременно активизацию самовыражения другого, обеспечение эмоционального резонанса, единства и гармонии интересов, мыслей и действий, а также свободное взаимодействие, взаимопроникновение и взаимообогащение уникальных внутренних миров собеседников.
Межличностное общение имеет универсальное многоуровневое строение, которое отражается в  целостной иерархической творческой позиции личности, включающей аксиологический, когнитивный, эмоциональный и поведенческий  компоненты. При этом в деловом общении доминирует поведенческий компонент, а остальные,  усиливают и обогащают его, объединяясь вокруг него, как своего смыслового и определяющего центра.
Основные структурные компоненты творческой позиции личности реализуются в общении с помощью соответствующих универсальных механизмов творчества, которые наполняются в процессе делового общения специфическим содержанием.  Каждый из этих механизмов имеет внутренне диалогическую структуру и, в потенциальном виде, содержит в себе соответствующий противоположный, дополняющий механизм. В качестве диалектических связок взаимодополняющих и взаимопроникающих творческих механизмов, реализующих отдельные компоненты творческой позиции личности в общении выступают:  идеализация — проблематизация, децентрация — симплизация, идентификация — медитация,  самоактуализация – персонификация.
Аксиологический, ценностный  компонент творческого общения реализуется посредством механизма идеализации, сущность которого проявляется в стремлении и умении видеть в другом его идеальное “Я“, его позитивное, часто скрытое начало, его уникальные способности и достоинства, неповторимую  индивидуальность  и возможности развития. Творческое отношение к другому предполагает безусловное позитивное принятие партнёра, понимание его высшей ценности и сущностного достоинства.
Творческий менеджер, занимая позицию лидера, помощника, коуча, видит свою «сверхзадачу» в пробуждении и активизации «высшего-Я» сотрудников, в предоставлении им возможности наиболее полной реализации своих уникальных способностей, в достижении их высшей сущности и идеала. Т. Питерс и Р. Уотермен, описывая качества харизматического лидера отмечали, что его отличает возвышенное, мобилизующее, вдохновляющее, возвеличивающее отношение к людям, которые после общения с ним, чувствуют уверенность и прилив сил. Он приобщает других к высшим, вечным ценностям, создает среду, в которой люди могут испытывать и утверждать  чувство собственного достоинства, добиваться успеха и обретать смысл жизни. При этом творческий харизматичный лидер удовлетворяет самые глубинные потребности человека в нахождении смысла жизни, в самоутверждении, в ощущении собственной значимости.
Механизм проблематизации заключается в видении и понимании основных противоречий деловой ситуации, сущности и деталей разногласий, недостатков и дисгармоний собеседника, а также своих отношений с ним.
Творческая личность понимает, что проблемы даются как возможности для развития и совершенствования себя, других, общего дела и самого процесса общения. Творческие деловые отношения заключаются не в игнорировании и избежании проблем, но в их поиске, определении и совместном успешном решении.
Когнитивный компонент творческого общения отражает проблему познания и понимания собеседника, проникновение в его внутренний мир, анализ личностных структур, постижения его сущности, личностных смыслов и ключевых интересов.
Механизм децентрации выражается в генерировании, принятии во внимание и совмещении различных точек зрения на ситуацию и собеседника. Децентрация включает гибкость, открытость к изменениям, готовность подвергать сомнению и оспаривать предположения. При этом произвольное изменение познавательной позиции ведет к расшатыванию традиционных представлений, к избавлению от шаблонов, ошибок и стереотипов восприятия. Особое значение в раскрытии и определении проблем имеет творческое слушание собеседника, которое предполагает гибкое чередование, в зависимости от обстоятельств и состояний партнера, видов слушания.
В то же время анализ и учет всего многообразия связей и отношений партнера, раскрытие богатства его внутреннего мира, вариативности эмоциональных состояний и проявлений поведения в деловом общении должны дополняться упрощением, симплизацией отношений, которая заключается в их прояснении и разумной регламентации, в избегании неопределенности и недоразумений, в избавлении от всего запутанного, несущественного, от всего, что мешает успешной реализации целей компании и достижению максимального результата.
Творческое отношение к другому предполагает установление глубоко личностного, эмоционально насыщенного контакта, который достигается с помощью механизма идентификации или эмпатии. Сущность этого механизма заключается в отождествлении себя с другим, в проникновении и употреблении в его внутренний мир, в сочувствии, сопереживании, в достижении эмоционального резонанса с ним. Проявление искренней симпатии не только не ослабляет позиции партнера, но наоборот, укрепляет ее, трансформируя пассивную защитную роль в творческую позицию «помогающего», «вдохновляющего» и «развивающего» партнера.
Вживание и погружение в мир другого, полное растворение в нем должно естественно дополняться способностью котстранению (медитации), к прохладному, объективному взгляду на дело, собеседника и свои отношения с ним, умением сохранять автономность и независимость от начальства и подчиненных.
Самоактуализация проявляется в общении как умение быть самим собой, как видение своей высшей ценности и доверие к своему подлинному «Я», способность к истинному и честному проявлению своих чувств, возникающих «здесь и сейчас». Мужественное и творческое поведение в деловом общении требует готовности идти на риск и быть настоящим, избавления от страха доставить кому-то неприятность и открытого, не затрагивающего достоинства другого человека, выражения своих мыслей и чувств. При этом подобные искренние, иногда критические высказывания делаются от первого лица, что позволяет снять их обвинительный характер и подчеркнуть личностную ответственность и заинтересованность в общем деле.
Конструктивная сущность творческого отношения к другому наиболее ярко проявляется в стремлении активизировать, освободить, усилить творческую сущность собеседника, раскрыть его уникальные возможности, пробудить внутренний источник силы. Данная цель достигается с помощью механизма персонификации, который проявляется во временном приостановлении самоутверждающей активности, в воздержании от суждений и оценок и в подчинении себя логике, своеобразию видения мира и правилам игры собеседника, в предоставлении ему права быть самостоятельным и независимым, быть самим собой и проявлять инициативную активность. Персонификация, которая лежит в основе иерархической системы механизмов творческого диалога, естественно, завершает круг реализации творческой позиции и совпадает по содержанию с идеализацией, только на этот раз делегированной партнеру.
Осознанные и закрепленые механизмы творческого общения реализуются в реальной деловой активности с помощью целого спектра конкретных коммуникативных приемов и техник [3, 5-8,10].
Среди таких творческих приемов и правил эффективного делового общения можно выделить следующие:
1. Проявлять великодушие и активную творческую позицию, демонстрировать конструктивные аттитюды и убеждения, энтузиазм и высокий уровень конструктивного энергии.
2. Полностью осознавать и владеть ситуацией общения. Сознательно отдавать и проявлять инициативу, гибко применять различные стили общения, а также оптимальные виды слушания и высказываний.
3. Создавать безопасную и комфортно среду, атмосферу игры, свободы, юмора и творчества.
4. Свободно и спонтанно выражать свою истинную сущность, предоставлять свободу собеседнику, вдохновлять его на проявление его подлинного Я.
5. Видеть и опираться на неисчерпаемые потенциальные возможности собеседника, раскрывать в нем и в самих отношениях новые резервы, предоставлять ему перспективу, сознательно совершенствовать и вносить новые возможности в процесс общения.
6. Предусматривать все возможные ситуации и результаты общения. Мысленно проигрывать варианты поведения в различных ситуациях, создавать идеальную ситуацию общения.
7. Применять потенциирующие конструкты «А  что если?», «Если бы», «Как мы можем», «Какие возможности собеседника и наших отношений?»
8. Искать и подчеркивать моменты общности, единство позиций, общие интересе и цели.
9. Подчеркивать принадлежность к одной команде и заинтересованность в перспективах дальнейших взаимоотношений.
10. Предполагать и способствовать проявлению положительных качеств собеседника, видеть в другом не единичную личность, а представителя целостного человеческого рода, носителя абсолютного духовного начала.
11. Поощрять, возвышать собеседника, выявлять и усиливать его скрытые достоинства, неповторимые творческие возможности.
12. Обращаться к высшим ценностям и благородных мотивам собеседника.
13. Выражать искреннее одобрение и отмечать малейший успех и каждое достижение сотрудников
14. Осуществлять аналитическое наблюдение за отношениями и собеседником, выявлять и принимать во внимание его главные недостатки, слабые стороны, дисгармонии и ключевые проблемы.
15. Находить компромиссы и творческие, порождающие новые возможности решения деловых, межличностных проблем и конфликтов.
16. Понимать позицию, ценности и интересы собеседника, изучать его потребности, личностные качества и способности.
17. Проявлять абсолютное внимание, искренний интерес к другому, пытаться понять и принять точку зрения собеседника.
18. Гибко применять приемы нерефлексивного и рефлексивного слушания, задавать открытые вопросы.
19. Активизировать интуицию, улавливать невербальные сигналы, интонации и подтексты.
20. Проявлять гибкость, генерировать различные точки зрения на ситуацию общения, вносить новизну в отношения.
21. Придерживаться правила полноты и релевантности высказывания, ясности, точности и краткости доводов и соображений.
22. Подстраиваться к собеседнику: настраиваться с ним на одну волну, повторять его позы, жесты и особенности языка.
23. Проявлять эмпатическое слушание, полное принятие, эмоциональную поддержку, доброжелательность, теплоту, сочувствие и тактичность,
24. Сохранять позицию «отстраненности», объективности, чувствовать себя независимым от собеседника и самого общения.
25. Проявлять уверенность, спокойствие, самообладание, самодостаточность и полное согласие с самим собой.
26. Демонстрировать энергичность, активность, спокойную силу, корректно твердо выражать свою позицию, иметь мужество прямо сказать то, что думаете, с улыбкой настаивать на своем.
27. Вести себя естественно и непринужденно, искренне, спонтанно и независимо, быть самим собой, открыто выражать свои чувства «здесь и сейчас» учитывая эмоциональное состояние собеседника.
28. Вводить себя в состояние творческого вдохновения, единства и согласия со своим истинным, трансцендентальным Я.
29. Смело проявлять все свое обаяние, применять юмор, импровизацию и артистизм.
30. Применять приемы невербального общения, сокращать дистанцию, осуществлять одобряя кивки головой, демонстрировать прямой, лучистый взгляд, богатый модуляциями голос.
31. Принимать собеседника таким, какой он есть, предоставлять ему право быть самим собой и искренне проявлять свое уникальное творческое Я.
32. Вызывать  у собеседника чувство свободы, убеждать в его независимости, самодостаточности, способности к развитию, побуждать и поощрять его к совершению свободного ответственного выбора и самостоятельных решений.

Выводы
Сегодня повышение качества и эффективности делового, организационного и управленческого общения, служит существенным резервом и неотъемлемым условием успешного развития современных организаций. Управление и развитие межличностных отношений, служит средством творческой мобилизации сотрудников и обеспечивает возможности для их продуктивного сотрудничества и успешного реализации целей компании. Деловые отношения оказывают решающее влияние на создание творческого климата в группе и способствуют более полной реализации внутреннего потенциала сотрудников, развитию их творческих способностей и максимизации профессиональной продуктивности, активизируют генерацию инноваций и творческих идей.
В то же время творческое общение может рассматриваться как проявление творческой позиции личности, как реализация творческого метода и системы творческих приемов, как наполнение всех процессов и действий элементами творчества.
Основные структурные компоненты творческой позиции личности реализуются в общении посредством соответствующих универсальных механизмов творчества, которые наполняются в процессе делового общения специфическим содержанием.
Осознанные и закрепленые механизмы творческого общения реализуются посредством целого спектра конкретных коммуникативных приемов и технологий, которые существенно повышают производительность сотрудников и организаций, способствуют их успешному функционированию и развитию.

Литература
1. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения. Уроки Джеймса Бюджентала. / С.Л. Братченко. — М: Смысл, 2001. — 197 с.
2. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта /Дж. Бьюдженталь. — СПб.: Питер, 2001.-304с.
3. Жуков Ю.М. Психология общения. (Эффективность делового общения) /Ю.М. Жуков. — М.: Знание, 1988. — 64 с.
4. Каган М.С. Мир общения. Проблемы межсубъектных отношений/М.С.  Каган.- М.: Политиздат, 1988. — 315 с.
5. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие/ Ф.А. Кузин. — М.: Ось-89, 2002. — 320 с.
6. Леонов Н.И. Психология делового общения/ Леонов Н.И.- М.: Изд-во Моск.Психол-соц. Ин-та, 2005. -256 с.
7. Мелибруда Е. Я -Ты Мы: Психологические возможности улучшения общения: Пер. с польск. /Е. Мелибруда — М.: Прогресс, 1986. — 256 с.
8. Мунин А.Н. Деловое общение : курс лекций / А.Н. Мунин. — 2-е изд. — М. : Флинта : МПСИ, 2010. -376 с.
9. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний) / Т.Питерс, Р. Уотермен; Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986. — 423 с.
10. Психология делового общения: Хрестоматия/ Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. — Самара: ИД «Бахрах-М», 2006. — 784 с.
11. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. /К. Р. Роджерс– М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с.
12. Стар Д. Коучинг. Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга/Пер.с.анг. / Д. Стар– М.: Бизнес Психологи, 2011.- 359 с.
13. Уитворд Л., Коактивный коучинг/Г. Кимси-Хауз Ф.  Сандал. М.: Издательство Центра поддержки корпоративного управления и бизнеса, 2004. – 360 с.
14. Уитмор, Дж. Коучинг высокой эффективности: Новый стиль менеджмента. Развитие людей. Высокая эффективность /Дж.  Уитмор, — М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. — 168 с.
15. Smith C. R., Arntson  P. H. Identification in interpersonal relationships: One foundation of creativity   Southern Communication Journal Volume 57, Issue 1, 1991. pp 61-72.
16. Henry T. The Accidental Creative: How to Be Brilliant at a Moment’s Notice. NY: Penguin Group  Incorporated, 2011. — 240 p.
17. Hirst G., Mann L. A Model of R&D Leadership and Team Communication: the Relationship with Project Performance, R&D Management, Vol. 34, No. 2, , 2004, pp. 147-160
18. Cheney, G., Christensen, L.T., Zorn, T.E., and Ganesh, S. Organizational Communication in an Age of Globalization: Issues, Reflections, Practices.» Long Grove, IL: Waveland Press. 2004.
19. Glassman Ed. R&D Creativity & Innovation Handbook: A Practical Guide To Improve Creative Thinking & Innovation At Work. Createspace,  2011.
20. Stryker, James B. and Santoro, Michael D., Facilitating Face-to-Face Communication in High-tech Firms.  Research-Technology Management, Vol. 55, No. 1, January-February, 2012, pp. 51-56
21. Terry, J. F. The Art of Asking: Ask Better Questions, Get Better Answers. FT Press. 2008.

Марков С.Л. Основні механізми та прийоми творчого ділового спілкування / С.Л.Марков // Правничий вісник Університету «КРОК» – 2012. — Вип.14.– С.107 -114.

Навигация по теме<< Предыдущая записьСледующая запись >>