- Основные теории творчества
- Универсные теории творчества
- Творчество как развертывание и воплощение Абсолюта
- Творчество как достижение и реализация Свободы
- Творчество как создание и реализация Возможностей
- Творчество как создание и реализация Целого
- Творческое развивающее взаимодействие
- Мирогенные теории творчества
- Реализация творческой позиции и смыслотворчество
- Творческая деятельность: основные теории
- Творчество как решение проблем
- Творчество как самоактуализация личности
- Творческий диалог, любовь и эмпатия
- Единая теория творчества
- Основные стадии творческого процесса
- Механизмы творчества – основания системы
- Универсные механизмы творчества
- Онтологические механизмы творчества
- Универсальные механизмы творчества
Модель творческого процесса
Этапы творчества и творческого решения проблем
1. Насыщение (подготовка).
2. Инкубация.
3. Озарение (вдохновение).
(Г. Гельмгольц, 1891,1896).
1. Случайные комбинации.
2. Выбор
(А. Пуанкаре, 1908).
1. Подготовка.
2. Инкубация.
3. Озарение.
4. Проверка.
(Г. Уоллес, 1926).
Триакт творчества:
1. Возникновение идеи.
2. Логическое оформление идеи.
3. Реализация
(П.К.Энгельмейер, 1910; М.A. Блох,1920).
1. Изобретение.
2. Изучение.
(К. Поппер, 1934; Г. Рейхенбах, 1938).
1. Обнаружение необходимости.
2. Анализ.
3. Обзор информации.
4. Формулировка всех объективных решений.
5. Критический анализ решений.
6. Рождение новой идеи.
7. Экспериментирование, выбор и совершенствование.
(Дж. Россман, 1931).
Два этапа творчества: вдохновение и разработка.
(E. Kris, 1952).
1.Ориентирование.
2. Подготовка.
3. Анализ.
4. Идеация.
5. Инкубация.
6. Синтез.
7. Оценка.
(А. Осборн, 1953).
1. Нахождение фактов.
2. Нахождение идей.
3. Нахождение решений.
(А. Осборн, 1963).
Генерирование гипотез и их проверка.
(А.Т. Шумилин, 1969).
1. Логический анализ.
2. Интуитивное решение.
3. Вербализация интуитивного решения.
4. Формализация вербализованного решения.
(Я. Пономарев, 1976).
Модель М.Тейлора
1. Установление (понимание).
2. Видение.
3. Намерение.
4. Инсайт.
5. Разработка.
6. Построение.
7. Использование.
(М. Тейлор, Р. Геринг, 1979).
1. Принятие ситуации как вызова.
2. Анализ.
3. Определение.
4. Идеация.
5. Выбор.
6. Применение.
7. Оценка.
(D. Koberg, J. Bagnall, 1981).
1. Случайные изменения.
2. Естественный отбор
(Д. Кэмпбелл, 1960; Д.K. Симонтон, 1988).
1. Нахождение целей.
2. Нахождение Фактов.
3. Нахождение проблем.
4. Нахождение идей.
5. Нахождение решений.
6.Нахождение признания.
(S. J. Parnes, 1967; S. G., Isaksen, D. J.Treffinger, 1985).
1. Замысел.
2. Созревание (беременность).
3. Роды.
4. “Воспитание ребенка”.
(Ф. Баррон, 1988).
1. Создание замысла
2. Видение.
3. Погружение в реальность.
4. Принятие мер.
5. Настройка, обучение, оценка, коррекция.
6. Создание импульса.
7. Завершение.
8. Жизнь с произведением.
(R. Fritz, 1991).
Управляемый цикл творчества.
Синтетическая модель творческого процесса:
1. Подготовка (наблюдение, анализ).
2. Воображение (генерация, собирание).
3. Разработка (усиление, развитие).
4. Действие (внедрение, жизнь с творением).
(P.E. Plsek, 1996).
1. Подготовка.
2. Инкубация.
3. Инсайт.
4. Оценка.
5. Разработка.
(М. Чиксентмихалий, 1996).
1. Прояснение.
2. Трансформация.
3. Осуществление.
(G.J. Puccio, M.C Murdock, M. Mance, 2007).
Решение проблем как целостный процесс, перекрытие и наложение этапов
(М. Вертгеймер, 1945; Ж. Адамар, 1945; J.E. Eidhoven, W.E. Vinacke,1952; W.E. Chiselin,1963; T. Amabile, 1966; J. W. Getzels; M. Чиксентмихалий, 1976; Т. Любарт, 2003).