Запись 1 из 19 в теме Теории гениальности

Основные теории гениальности

Гений (от лат. genius — дух)  представляет собой явление планетарного масштаба и его разгадка соизмерима с раскрытием самых таинственных загадок Бытия, с выявлением наиболее универсальных законов строения и развития мира. Гений – это пробуждение глубинного творческого — Я, достижение человеком своей истинной творческой индивидуальности, в которой вселенское и универсальное находит свое уникальное, самобытное выражение. Гений переосмысливает и пропускает через себя достижения предыдущих эпох  и создает новые самобытные  произведения и  смыслы.

Сущность гения содержится в его произведениях, которые всегда больше самого творца. Как самостоятельные органические целостности, они обретают самостоятельную жизнь и развитие, бесконечно возрождаясь, насыщаясь новыми красками и смыслами вследствие духовного резонанса с потомками. В этом смысле можно сказать, что  гений — это человек,  который   своей  жизнью и творчеством  оказал   влияние    на ход  истории,  утвердил    новое  видение   мира  и  раскрыл  его  новые   смыслы, создал  новые  парадигмы,  концепции  направления  в  науке и искусстве .
Критерием гениальности является величина проекции творчества личности  на траекторию культурно-творческой эволюции, показывающей насколько вклад гения продвинул и приблизил человечество, культуру и сам мир к идеальному целому.

Гениальность – онтологична, она пронизывает все уровни и формы движения материи. «Она редка только в больших дозах, а в малых — рассеяна повсюду» (М.А. Блох). Гений персонифицирует универсальные закономерности творческой природной и социо-культурной эволюции, отражает сущность своей Эпохи и выражает в своем творчестве Дух времени. «В гении природа говорит свое последнее слово. Эволюция природы начинается с химических элементов и оканчивается в душе гения» (П.К. Энгельмейер).
Проблема раскрытия сущности гениальности состоит  неисчерпаемости, потенциальном богатстве как самой личности, так и ее  жизненного мира–Универсума, а также ее сущностного способа  существования и выражения — творчества. Сущность гениальности отражает и выводится из самых фундаментальных и всеобщих  принципов и законов строения и развития Универсума.
В то же время любое приближение к раскрытию сущности гениальности, которая является высшим уровнем развития человека, позволяет найти ответы на ряд ключевых вопросов, возникающих в теории личности и творчества.  Нахождение истинной сущности гениальности позволяет преодолеть теорию двух, непересекающихся миров, один из которых населяют гении, другой обыкновенные люди.  При этом границы между этими мирами перемещаются внутрь личности и состоят в способности человека совершать творческое усилие, самостоятельно, по-новому видеть реальность. Гений, в данном понимании предстает, как — это  обретение и плодотворное воплощение индивидуальностью творческого универсного и, в то же время  глубоко  своеобразного видения мира.
Универсальность и неисчерпаемость гения служит причиной существования многочисленных концепций, претендующих на раскрытие его сущности и уже изначально обреченных на высвечивание только отдельных  его сторон и проявлений.   В то же время современная интегральная концепция такого универсального феномена  как гений требует реализации целостной, наиболее полной системы взаимосвязанных типов гипотетико-теоретических объяснений.
Исходя из этого возможно  построить следующую комплементарную объяснительную матрицу, свободно включающую все существующие теории, открытую к возникающим,  а также предсказывающую возникновение новых теорий гениальности.

Универсальная объяснительная матрица
теорий гениальности

I. АТРИБУТИВНЫЕ  – выявляющие специфические свойства и дифференциальные признаки гениальности и устанавливающие особенности их взаимосвязей и проявления.

II. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ,  раскрывающие специфические особенности различных интегральных внутриличностных компонентов и подсистем гения, их своеобразное сочетание, а также их роль  и вклад в творческое самоосуществление гения.
1. Перфекционистская, которая утверждает, что в основе гениальности лежит страстное стремление к усовершенствованию всего существующего.
2. Интеллектуалистская, полагающая, что гений – это личность, обладающая  чрезвычайной интеллектуальной мощью, исключительными и необычными умственными способностями.
3.  Пассионарная, считающая, что  в  основе  гениальности  лежат  великие страсти, безграничная любовь к миру, к людям, к своему делу, а также страстное желание познать истину.
4. Работоспособности (трудолюбия), утверждающая, что  гений – это результат титанического труда, исключительной  работоспособности, огромного трудолюбия, безмерной настойчивости и терпения,  необыкновенной целеустремленности и  феноменальной силы воли.

III. ПРОЦЕССУАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ (от лат. processus – прохождение, продвижение, и от греч. δύναμις — сила), выявляющие закономерности последовательной смены жизненных, формирующих этапов становления  гения, раскрывающие условия и факторы его происхождения, существования и развития.
1. Генетические (от лат. genesis — рождение, происхождение), раскрывающие основные условия, факторы происхождения и  причины возникновения гениальности и определяющие основные детерминанты ее формирования и развития;
2.  Эволюционные (от лат. evulutio — развертывание),  выявляющие закономерности и механизмы становления гениальности, как результата объективного процесса развития природы и культуры.
3. Транснормальности (от лат. trans –пере, за, norma – норма, правило), видящие причины гениальности в разнообразных отклонениях от актуальной, «конвенциональной нормы», в аномалиях физического, душевного и духовного здоровья, в неординарности жизненных обстоятельств существования и развития.

IV. ЭССЕНЦИАЛЬНЫЕ (от лат. essentia — сущность),  раскрывающие сущность и основные измерения гениальности, а также глубинные сущностные детерминанты ее проявления.
Как правило гениальность определяется не одним, а несколькими факторами, а вернее их целостной системой, при обязательном действии центрально-интегрирующей мировоззренческой, культурно-исторической и духовно-смысловой детерминанты, активного творческого ”Я” — центра осознания, переживания и воли,  субъекта принятия самостоятельных решений и осуществления выбора на всех этапах существования и развития.

Атрибутивные теории гениальности

I. Атрибутивные теории (от лат. аttributum – признак)  выявляют специфические свойства и дифференциальные признаки гениальности и устанавливают особенности их взаимосвязи и проявления.
Супрематическая (от лат. supremus — наивысший) теория утверждает, что гений характеризуется феноменальностью, предельностью и чрезвычайностью уровня развития способностей.

Структурно-функциональные теории гениальности

II. Структурно-функциональные теории (от лат. structura — строение, порядок, от лат. functio — исполнение, совершение) раскрывающие специфические особенности различных  интегральных внутриличностных компонентов и подсистем гения, их своеобразное сочетание, а также их роль  и вклад в творческое самоосуществление гения.
1. Перфекционистская теория (от лат. perfectio — завершение, высшее совершенство, идеал) утверждает, что в основе гениальности лежит страстное стремление к усовершенствованию всего существующего и постоянное следование самым высоким стандартам совершенства
2. Интеллектуалистская теория гениальности утверждает, что гений – это личность, обладающая  чрезвычайной интеллектуальной мощью, исключительными и необычными умственными способностями.
3. Пассионарная теория (от лат. passio, страсть), считающая, что  в  основе  гениальности  лежит  безграничная любовь к миру, к людям, к своему делу, а также страстное желание познать истину.
4. Работоспособности теория (трудолюбия).  Данная теория полагает, что  гений – это результат титанического труда, исключительной  работоспособности, огромного трудолюбия, безмерной настойчивости и терпения,  необыкновенной целеустремленности и  феноменальной силы воли.

Процессуально-динамические теории гениальности

III. Процессуально-динамические теории (от лат. processus – прохождение, продвижение, и от греч. δύναμις — сила) выявляющие закономерности последовательной смены жизненных, формирующих этапов становления  гения, раскрывающие условия и факторы его происхождения, существования и развития.
1. Генетические теории (от лат. genesis — рождение, происхождение), выявляющие основные условия, факторы происхождения и  причины возникновения гениальности и определяющие основные детерминанты ее формирования и развития.
                        

Таблица 1. Генетические теории гениальности

Символический мир
Импрессинга

Жанна Д’Арк
  Социальный мир
   Социогенная
Конфуций
  Культура
Культурогенная 
Леонардо да Винчи
 
Предметный мир
Самовоспитания
Лев Толстой
  Внутренний мир
Наследственная

И. С. Бах

1.1. Наследственная теория основывается на генетической обусловленности и врожденности гениальности, на ее прямой связи с факторами наследственности, а также на  предположении, «что гениальность передается наследству, накапливаясь, словно некая таинственная энергия, из поколения в поколение».
1.2. Социогенная теория  (от лат. socialitas – общество и от лат. genero — производить, порождать, создавать) утверждает, что гениальную личность  порождают специфические потребности и ценности общества, своеобразные семейные отношения и условия воспитания,  творческая, пресыщенная идеями профессиональная атмосфера, а также возможность общения с великими талантливыми людьми.
а). Влияние семьи.  Огромное влияние на становление гениальности оказывают ранние влияние, семья, родители. При этом с самых ранних этапов развития огромное значение приобретают возможности, разнообразие и богатство окружающей стимульной среды, позволяющей впитывать полезную информацию, усваивать новые смыслы и переживать яркие впечатления.
б). Теория воспитания. Согласно данной теории гениальность преимущественно определяется содержанием и качеством воспитания  и  обучения, системой специальных педагогических воздействий, направленных на пробуждение и развитие творческих способностей.
в). Влияние Учителя. Наличие образца для подражания – творческой личности учителя, его прямое и косвенное влияние  играют ключевую роль в целостном становлении будущего гения.
г). Наличие школы и ее лидера. История культуры содержит явные доказательства исключительно благоприятного влияния научных, художественных, спортивных школ на становление гения
д). Ближайшее профессиональное окружение. Секрет существования целых созвездий гениев, которые рождались и концентрировались Афинах, Багдаде, Риме, Париже, Санкт-Петербурге, заключался именно в особой, креатогенной, стимулирующей среде, созданной тесным общением гениев,  возможностью свободных дискуссий, общими интересами, обменом дарованиями,
1.3. Теория самовоспитания утверждает, что в основе гениальности лежит страсть к самообразованию, самовоспитанию и самосовершенствованию. Определяющее влияние на становление гения оказывают самостоятельно приобретенные знания, сформированные духовно-культурные ценности, творческие способности, творческая позиция и метод взаимодействия с миром.
1.4. Теория   импрессинга (от. англ. impress –впечатлять, оставлять след)  объясняет пробуждение в человеке гения вследствие переживания в детстве или в более позднем возрасте яркого  впечатления, глубокого эмоционального потрясения, неожиданной встречи с чудом.
1.5. Культурогенная теория  (от лат. сultus  культура, образ жизни  и от лат. genero — производить, порождать, создавать) утверждает, что гения рождает Дух места (нем. Ortgeist)  и  Дух времени (нем. Zeitgeist), своеобразие назревших потребностей и запросов определенного исторического этапа развития культуры, особая культурно-творческая атмосфера эпохи. При этом кросс-культурные стратегии опираются на концепцию Ortgeist и подчеркивают, культурные факторы, которые коррелируют с показателями творчества и гениальности.
2. Эволюционные теории (от лат. evolutio — развертывание) раскрывают закономерности и механизмы становления гениальности, как результата объективного процесса развития природы и культуры. Эволюционные теории творчества и гениальности строятся на убеждении, что  человеческая роль в создании нового не отличается от роли природы, а проблема творчества — это специфический случай проблемы возникновения нового в процессе эволюции.
2.1.  Дарвиновский подход к происхождению гения (Д. Саймонтон).  Теория   основывается на модели Д. Кембелла, которая, опираясь на классическую концепцию Ч. Дарвина, рассматривает творческий процесс и самоосуществление гения, как единство трех этапов:  вариации,  выбора  и  сохранения наиболее удачных комбинаций.
2.2. Культурно — экологическая теория  творчества и гениальности утверждает, что там, где  концентрировалась информация: Афины, Флоренция, Париж и пересекались  различные  культуры всегда расцветало творчество и рождались гении (М. Чиксентмихайи).
2. 3. Теория совпадения и случайности.  Cогласно теории совпадения, культуру делают не великие люди, а те, чьи характеры и способности совпадают с объективными, назревшими требованиями эпохи. Гениев преимущественно порождает творческий резонанс их произведений с актуальным этапом, развивающейся по своим объективным законам культурной среды,  соответствие их творчества вызовам и потребностям эпохи.

3. Теории транснормальности (от лат. trans–пере, за, norma–норма, правило) видящие причины гениальности в разнообразных отклонениях от актуальной психической, личностной и социальной нормы,  в аномалиях физического, душевного и духовного здоровья, в неординарности жизненных обстоятельств, поведения и творчества гениев, а также в необычном характере взаимодействия с миром.

Таблица 2. Теории транснормальности

Символический мир
Cублимации 
Иммануил Кант
  Социальный мир

 Конфликтогенная

Джордж Г. Байрон
    Культура
Мистическая теория 

Эммануил Сведенборг
 
Предметный мир
Cверхкомпенсации

Наполеон 
  Внутренний мир
Патологическая 
Винсент Ван Гог

3.1. Патологическая теория гениальности утверждает, что в основе гениальности лежат всевозможные отклонения от нормы, разнообразные нарушения физического и психического здоровья, которые проявляются в эксцентричности поведения, в неврозах и даже  душевных болезнях и безумии.
3.2. Теория сублимации (от  лат. sublimo — возвышать, возносить) утверждает, что причиной гениальности является трансформация сверхсильных влечений к славе, власти, богатству в образы творческой фантазии, а также перелив сексуальной энергии в сферу науки и искусства, превращение ее в культурно-значимую и социально-одобряемую продуктивную деятельность.
3.3. Теория  сверхкомпенсации видит причины гениальности  в самых разнообразных отклонениях от нормы, в действительных или мнимых недостатках личности, преодоление которых и  является мощным стимулом и источником продуктивности и роста.
3.4. Конфликтогенная теория гениальности утверждает, что разноплановые внешние и внутриличностные конфликты, при определенных условиях, стимулируют творческую активность и ведут к становлению и развитию творческой личности.
3.5. Мистическая теория ( божественного безумия и безумной мудрости) (от греч. misticos— скрытый, тайный)  утверждает, что гениальность  является результатом действия высших, неведомых сил, порождается контактом с неисчерпаемыми глубинами космоса,  путем переживания экстатических и гипнотических состояний, мистических видений и фантастических галлюцинаций. При этом гении рассматривались как счастливые избранники богов, как обладатели магического дара, как пророки, провидцы, медиумы, транслирующие послания высших сил.
3.6. Инфантистическая теория (от лат. infantia –детство, наивность)  утверждает, что гений — это ребенок, сохранивший такие особенности и достоинства детства, как свежий, чистый, невинный, незамутненный шаблонами и стереотипами взгляд на мир, как способность видеть вещи в их первозданной невинной чистоте и воспринимать их такими, какими они есть на самом деле, как ненасытный интерес к миру и умение удивляться и восторгаться привычным и обыденным, как необузданная фантазия и страсть к игре.

Эссенциальные теории гениальности

IV. Эссенциальные (от лат. essentia — сущность) теории  раскрывают сущность и основные универсальные измерения гениальности, а также фундаментальные, глубинные детерминанты ее проявления.

1. Мирогенные теории гениальности

Мир-центрированный  подход раскрывает сущностные критерии гениальности исходя из качественно специфических закономерностей и особенностей ее проявления в относительно самостоятельных феноменологических мирах, уникальных, автономных сферах  реальности.
 

Таблица 3. Основные мирогенные теории гениальности

Символический мир
Интеллект
Трансформативная

Фалес

Социальный мир
Известность
Харизматическая

Мартин Лютер Кинг

Культура
 Творчество
 Культурно-творческая

  Вольфганг Иоганн Гете

Предметный мир
Производительность
 Деятельностная 
Томас Эдисон

Внутренний мир
Личность
Персонологическая 

 Александр Великий

 

1.  Персонологическая теория (от лат. persona — личность, лицо)  гениальности определяет гения, как вершину эволюции и венец творения, как самобытную, уникальную индивидуальность, как самодостаточную целостную личность, характеризующуюся экстраординарным развитием и особым сочетанием таких интегральных компонентов как интеллект, черты,  мотивация и продуктивность.
2. Харизматическая теория (от греч. charisma — милость, дар, благодать)  утверждает, что сущностной характеристикой гения является его магический дар влияния, духовное обаяние, гипнотическая властная сила, способность  внушать, заражать, увлекать  и вести за собой людей.
3. Формообразующая, трансформативная теория видит сущность гениальности в формообразующей мощи и в формотворческой воле гения, в его способности усмирять хаос, создавать новые символические системы, искусственные языки, художественные средства и приемы, а также свободно оперировать и играть символами,  придавать форму сырому материалу и трансформировать имеющееся содержание в более совершенное.
3.1. Игровая теория гениальности  представляет творчество гения как свободную от уз обыденности, смелую, спонтанную и  приносящую наслаждение  игру с формами, символами  и смыслами. В ее основе лежит символическое представление реальности, которое  открывает возможность осуществления особого, принципиально творческого, игрового взаимодействия с миром.
4. Деятельностная теория  рассматривает сущность гениальность с точки зрения произведенного гением творческого продукта, его объема, значительности, влияния на современников и потомков, а также  вклада в социокультурную эволюцию человечества. Согласно определению автора деятельностной (behavioral) теории Р. Элберта (R. Albert), гений это: «Человек, который на протяжении длительного периода времени выполняет огромную работу, оказывающую существенное влияние на других людей в течение многих лет».
5. Культуро-творческая теория напрямую связывает проявление гениальности с творчеством, которое представляет собой глубинную истинную природу гения, субстанциональный способ его существования и осуществления. В свою очередь творчество составляет саму сущность, саму ткань гениальности, в которой оно и достигает своего наивысшего и совершенного уровня проявления.
Теория универсального творческого метода утверждает, что сущностным действенным ядром гениальности служит целостная, динамичная система приемов, построенная на основе осознания универсальных пар противоположных, но взаимодополняющих друг друга механизмов творчества, которые, в свою очередь, отражают наиболее глубинные структуры, законы и тенденции существования и развития мира.

Творческий метод реализуется путем попеременной и одновременной активизацией и поддержание баланса между полюсами разноуровневых диалектических связок «проблематизации — идеализации», «децентрации – симплизации», «идентификации — медитации», «самоактуализации — персонификации». Универсальность данных механизмов творчества проявляется в том, что каждый из них представляет собой объяснительный тренд, выражает сущностную черту и может порождать самостоятельную частную теорию гениальности.

Таблица 4. Генеративная матрица (двойная спираль) гениальности

Проблематизация проявляется в  особо остром переживании гением несовершенства бытия, трагизма эпохи,  драматичности социальных процессов и страданий каждого простого человека.  

 

 

 

Двойная
спираль
творчества

Идеализация понимается как страстное стремление гения к совершенству, ко всему высокому и великому, к красоте и истине, к духовному совершенствованию и исполнению высшего предназначения.
Децентрация понимается как  способность к преодолению инерции мысли, к  разрушению отживших представлений, стереотипов и шаблонов во всех сферах реальности. Симплизация проявляется как способность гения к прояснению сложности, к предельному упрощению разнообразия, как  стремление и умение упорядочивать и укрощать хаос.
Идентификация понимается как
абсолютная погруженность во внешний мир и глубокая вовлеченность в свое дело,
как отождествления себя с другими и   деятельная любовь к людям.
Медитация характеризуется способностью гения к отстранению и дистанцированию от обыденности, необыкновенно развитым чувством внутренней
свободы, независимости и  суверенности духа.
Самоактуализация проявляется  как стремление гения  к наиболее полному воплощению  своих дерзких замыслов, к самопожертвованию и утверждению внутренней созидательной силы. Персонификация понимается как способность гения предельно открываться миру, пробуждать, активизировать, живые  и неодушевленные объекты, наделять их самостоятельностью и субъектностью.

 

2. Универсные теории гениальности

Универсный подход к гениальности предполагает, что в ее основании лежат универсальные порождающие и смыслообразующие первосущности, которые являются метатеоретическими и сверхкультурными экспликациями Абсолюта.

Таблица 5.  Эссенциальные теории гениальности
(универсный подход)

Целое
Теория
универсальности 
 ВозможностьМетапотенциалис-
тская теория
  Абсолют


Уриверсно-персоналистская
 
Взаимодействие  

Конгрегативная   теория 
Свобода 

Героическая теория

Authors of the paintings:  Rafal Olbinski, , Evelyn Taylor, Jim Warren

1. Героическая теория гениальности  рассматривает гения как героя, обладающего духовным величием, магическим даром, безграничным мужеством и бесстрашием ума, демоническим могуществом и абсолютной, ничем и никем обусловленной,  свободой  воли.
Демоническая теория (от др.греч. daimon — божество)  гениальности представляет гения как  бунтаря,  разрушителя, ниспровержителя  концепций,  ценностей, основ и устоев. Абсолютизация идей необусловленной свободы, самодовлеющей активности, борьбы и силы привела к трансформации гения-героя в гения-бунтаря и великого разрушителя.
2. Метапотенциалистская теория  (от греч. meta -после, через; от лат. potentia — сила, возможность) — видит сущность гения в его стремлении,  даре и способности  к расширению горизонтов и завоеванию новых содержательных пространств, в способности к  построению новых миров и целостностей, созданию новых концепций, парадигм и направлений в искусстве, к открытию новых смысловых измерений и распахиванию границ возможностей.
3. Теория универсальности (от лат. universalis всеобщий, всемирный, относящийся к универсуму) утверждает, что гений отличается уникальным сплавом творческих дарований, своеобразной душевной организацией, в которой отражается инвариантная структура Вселенной.  При этом сущностной особенностью гения является его универсальность, которая состоит в широте кругозора, многогранности таланта, разнообразии интересов, необыкновенной эрудиции и в способности достигать выдающихся результатов в самых различных видах деятельности.
4. Конгрегативная теория (от лат. congregatio – объединение) гениальности  предполагает, что сущность гения проявляется в его стремлении и универсальной способности к объединению различных пластов и сфер реальности, в связывании,  сближении и собирании миров, в продуктивном совмещении различных направлений, форм и жанров в искусстве.

5. Универсно-персоналистская теория (от лат. Universum — единая Вселенная ( лат. unio – единство,versum — по направлению к… или verso – крутить, вращать) и от лат. persona — личность, лицо)  гениальности утверждает, что гений обладает универсальным даром  улавливать, переживать, транслировать и воплощать в своем творчестве дух Универсума и Вечности, наполнить свои произведения, высшими общечеловеческими ценностями и предельными смыслами, а также способностью достигать состояния творческого сознания,  обретать видение реальности с точки зрения Абсолюта, воплощать это видение в реальность и передавать его другим людям.
Теория воплощения и персонификации Абсолюта и сотворчества с универсной эволюцией представляет гения как воплощение Абсолюта, персонологическое проявление сверхсознания и высшего разума, подчиняющегося категорическому императиву творчества и порождающего новые смыслы.
5.1. Императивно–субстанциональная — (от лат.  imperatum — приказ, повеление, предписание  и от лат. substantialis  -существенный, обладающий самостоятельным существованием) теория  гениальности утверждает, что гений детерминирован универсно-персоналистскими детерминантами,  которые представляют собой устойчивое резонансное взаимодействие пробужденных  внутренних творческих структур с  изоморфными созидательными планами Вселенной, слияние и застывание энергии творческого инстинкта и интериоризованного социо-культурного креатологического императива. При этом  само развертывание внутренних универсальных креативных структур, представляющее собой реализацию творческого влечения, приносит глубокое внутреннее наслаждение и подлинную высшую радость.
5.2.  Трансперсональная теория (от лат. trans- сквозь, через и рersоna — личность) утверждает, что условием  гениальности является переживание тождества с «космическим разумом» и «мировой душой», способность достигать и  удерживать состояние надличностного, трансперсонального сознания, творческого  озарения и экстаза, самадхи, сатори или их психологического коррелята – высшего творческого вдохновения.
Гениальность проявляется как умение входить в новые творческие состояния, достигать сверхчувствительности к влиянию информационных и смысловых полей, пробуждать  в себе дремлющие творческие резервы и  предельно эффективно использовать внутренние и внешние возможности.
5.3. Визионистская теория (от лат. visio – зрение, видение, представление)  утверждает, что в основе гениальности лежит способность к универсному, целостному, планетарному,  творческому видению мира, умение воспринимать реальность во всей ее новизне, свежести, непосредственной актуальности и бездонной неисчерпаемости, способность мысленно манипулировать ее формами, сущностями и временем  и, посредством внутреннего видения и дара предвидения, генерировать изнутри самодостаточную, безусловную и независимую от старого новизну.

5.3.1. Теория универсного видения утверждает, что гениальность понимается как реализация универсного спектрального, многоуровневого, комплексного видения, основанного на комбинации различных видов видения, генерируемых универсальными первосущностями.
Оно представляет собой целостный спектр неперемешивающихся, качественно своеобразных видений, мощный ламинарный поток, включающий абсолютное, духовно-преобразующее,  эйдетическое, освобождающее, потенцирующее, холическое и  иммедиативное, а также  собственное, самобытное, индивидуальное, единственное в истории и в самом Универсуме, видение реальности.  При этом данное многомерное, тотальное, вычерпывающее все содержание бытия, видение мира, состоит в  симультанной активизации всех видов видения, а также гибкое переключение между ними, реализация каждого уровня поочередно или создание узоров лучей восприятия, в зависимости от замысла, цели или особенностей ситуации.

Таблица 6.  Виды творческого Универсного Видения


Холическое
видение

Потенцианистское  видение

Иммедиативное
видение

Абсолютное видение
Духовное видение

Ниентическое
видение

Коннекционистское видение

Элефтерическое видение

В таблице использованы картины Н. Рериха, Ван Гога, М. Эшера, Т. Сетовского,  И. Левитана, И. Клюна

 

1. Иммедиативное  видение (от лат. immediatus —  непосредственный)– это видение мира таким как он есть на самом деле, это прозрачное осмысление, чистое и ясное восприятие и  осознавание реальности.
2. Коннекционистское видение — (от лат. connexus  — связь)  представляет собой видение новых глубинных связей между объектами, нахождение простых, исходных отношений, визуализацию незримых силовых линий пронизывающих поля и пространства, аналогизирование, раскрытие схожего и общего между феноменами.
3. Холическое видение ( от греч. holos – целое) целостное, глобальное, планетарное, космическое, вселенское и универсальное, голографическое видение.
4. Ниантическое видение (от фр. Neant — ничто) проявляется в сосредоточении на внутренних и внешних пустотах, на местах, вместилищах, просветах между предметами, пробелах, «белых пятнах», «брешах и провалах бытия», в концентрации на фоне, на открытых полях и свободных пространствах, а также в фокусировании внимания на разрывах в длительностях и точках переходов.
5. Потенциалистское видение проявляется в восприятии и понимании мира как бесконечной потенции и  неисчерпаемого ресурса, как источника новых высококачественных и заманчивых возможностей.
6. Элефтерическое видение  (от греч. eleftheria — свобода)  направлено на поиск и восприятие новых, непривычных, слабых и случайных связей и детерминаций, на очищение объектов от всего наносного и лишнего, на избавление от ложных, навязанных паттернов и значений.
7. Абсолютное видение – это духовное,  трансцендентальное, метафизическое, мистическое и эйдетическое  видение, понимаемое как улавливание предельных смыслов и универсальных отношений бытия, видение незримых сущностей, усмотрение порождающих структур, источников созидательных сил и глубинных творческих потоков.

5.3.2. Теория творческого видения утверждает, что фундаментальным основанием гениальности, ее источником и телом является творческое видение, которое может быть легко и естественно обретено каждым человеком путем  занятия, соотнесенной с Абсолютом, Творческой позиции,  достижением высшего Творческого состояния и реализацией  универсального Творческого метода. При этом гений предстает как человек, обладающий универсальным творческим видением, которое  проявляется не только как беспристрастное свидетельствование и парение над бытием и даже не как эйдетическое, сердечное, духовное  созерцание, но и как спонтанный, мощный, расплетающийся на множество разноуровневых тонких усилий и гибких умственных действий диалог с реальностью,  как направленное манипулирование и свободная игра с образами и моделями действительности. Творческое видение гения представляет собой синтез высшего творческого состояния и творческого метода, представляющего собой целостную, изоморфную универсной порождающей матрице, систему творческих приемов.

Марков С.Л. Генетичний підхід до природи геніальності /С.Л. Марков //Матеріали II міжнародної науково-практичної конференції «Генеза буття особистості» (19-20 грудня 2011 р.). Т.1. – К.: ДП. «Інформаційно-аналітичне агентство», 2011. — С.255-260.

Навигация по темеСледующая запись >>