Основные теории творчества

Метафизическо-топологические измерения творчества

Понимание феномена и внутренней природы творчества требует предельного распахивания смысловых контекстов,  радикального расширения методологических рамок его изучения, нахождения надежных объяснительных принципов, базирующихся на универсальных структурах и законах существования мира. Эмпирические исследования творческой активности должны  сопровождаться раскрытием фундаментальных оснований и сверхопытных начал реальности, которые определяют необходимые условия, истоки и саму возможность существования творчества и творческих потенций личности.
В наиболее широком смысле творчество определяется как способ существования некоторой абсолютной, изначальной и безусловной первосущности, которая конституируется и проявляется с помощью изначальных универсалий: свободы, возможности, целого и взаимодействия.
Данные универсалии пустотны, невидимы и неизмеримы. Они вычерчивают координирующие смысловые рамки и представляют собой универсальные, качественно своеобразные «места», некоторые независимые, существующие по законам самопробуждающегося вакуума, «втягивающие» пространства. В то же время их архитектоника может быть проявлена и увидена путем построения их обобщенной топологической модели или «Карты сущностей».
Продуктивность и эвристическая сила универсальной «карты сущностей» состоит в высвечивании пустых мест и предсказании возможных, еще недостаточно заявивших о себе, но тем не менее, равноценных сущностей и стоящих за ними целых областей живой реальности и, следовательно, в высвечивании возможных тенденций и траекторий развития.
При существовании многочисленных и разноразмерных топологических моделей, максимальная полнота и простота обобщения феноменов реальности достигается с помощью метода системного описания В.А. Ганзена (1984), в котором в качестве исходной, организующей матрицы выбирается некоторый организующий Пентабазис, состоящий из четырех рядоположенных и одного объединяющего понятия.
Так, при раскрытии высшей, универсальной «матрицы сущностей» творчества целесообразно представить его фундаментальные измерения в виде Пентабазиса, состоящего из двух взаимосвязанных пар первосущностей:
«Взаимодействие – Целое» (Бытие) и «Возможность – Свобода» (Ничто), которые объединяются, взаимосогласовываются  и балансируются предельной сущностью Абсолютом.
При этом каждый феномен и переменная проявленной творческой реальности должны с необходимостью проходить процедуру локализации, хронологизации и соотнесения с центральной первосущностью и с ее фундаментальными измерениями.
В предельно широком, метафизическо-топологическом плане творчество понимается как способ существования и проявления Абсолюта, развертывающегося путем манифестации своих универсальных измерений – свободы, возможности, целого и взаимодействия.
Этот высший трансцендентный поток на персонологическом уровне проявляется как  Творческое Видение, переживается как внутренняя, глубоко интимная реальность и объективизируется  в феноменальных мирах в виде материальных и духовных ценностей.

Таблица 1. Сущностные измерения и универсальные
манифестации творчества

ЦЕЛОЕ

Творчество как создание
и реализация целого
Творческое мышление
  ВОЗМОЖНОСТЬ

Творчество как создание
и реализация возможностей
Творческое воображение

 БЫТИЕ АБСОЛЮТ

Развертывание Абсолюта
и творчество природы
Творческое восприятие
и смыслообразо-вание
 НИЧТО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Творчество как
взаимодействие
Творческая
память
  СВОБОДА

Творчество как
реализация свободы
Творческая интуиция

В таблице использованы картины художников: Salvador Dalí, Tomek Sętowski, Jamile Baldridge, Greg Spalenka

Онтологический  и универсально-творческий
характер психики

Психика или  психическая организация человека носит онтологический характер (А. Валлон, С.Л. Рубинштейн) и в то же время она подчинена космическому творческому принципу и тождественна источнику творения (С. Гроф). Психическая реальность, как изначальная целостность, не определяется биологическими, социологическими, личностными и даже культурными детерминантами, а включает их в себя в качестве высших, уже проявленных и освоенных уровней.
Психика, как реальность и одновременно отражение реальности, голографически встроена в Универсум, и как непрерывный, саморазвивающийся «образ мира» (А.Н. Леонтьев)  вплетена в процесс эволюции. При этом она представляет собой живой микрокосм и подчиняется наиболее общим и универсальным принципам и законам функционирования  и развития мира как целого.
Универсальная структура психики естественно  включает в себя весь спектр проявлений сознания и содержит бессознательные и трансперсональные состояния, а также ее досубъектную и метасубъектную стадии развития.
Кроме этого  психика носит изначальный, универсально-творческий характер, ее продуктивное функционирование представляет собой построение динамичного  образа мира, а ее сущностные механизмы изоморфны механизмам творчества (В.Т. Кудрявцев).
Таким образом, изначальная «Карта сущностей», основными  измерениями которой являются диалектические связки «взаимодействие–целое», «свобода-возможность» и интегрирующий  их абсолют, создают организующие и  объяснительные пространства как для философских теорий творчества так и для тех, которые построены на исследовании и объяснении  таких базовых психических процессов, как: “память – мышление”, “интуиция -воображение” и лежащего в их основе восприятия.

Персонологическое измерение творчества

Особой задачей является введение субъекта в карту сущностей, выявление отношений между человеком и каждой из сущностей. Человек наделяет их смыслом, ценностным содержанием, соотносит со всем спектром потребностей сферы. Сущности могут существовать только посредством человека. Без человека нет сущностей, как без человеческого уха не существует в мире не только музыки, но и самих звуков, создающихся из «сырых» волн и колебаний.
Органическое включение человека в карту универсальных сущностей происходит через творчество, которое, как способ существования Абсолюта, является первоначальной сущностью, а также высшей формы проявления человеческой жизни.
Творчество проявляется как самостоятельная действенная безусловная первосущность, которая определяет сама себя, с которой соотносится действительность и которая сама дает оправдание феноменальному миру.  «Фактическое содержание действительности, – писал Л.М. Лопатин, – должно объясняться из его соответствия с тем верховным идеалом, который осуществляет в своих созиданиях абсолютная творческая деятельность».
Само творчество не нуждается в отнесении к первоначалу, к какой либо более фундаментальной сущности или универсальной ценности. Оно само в начале и в центре мира и является causa finalis, источник всего сущего и высшая точка соотнесения. Творчество поддерживает Вселенную, является осью, вокруг  которой вращаются невидимые универсалии, а также феноменальные и возможные миры. Первоосновность  и изначальность творчества всегда подчеркивал Н. Бердяев: «Творческий опыт не есть что-то вторичное и потому требующее оправдания – творческий опыт есть нечто первичное и потому оправдывающее».
При такой постановке проблемы вопрос о фундаментальных условиях творчества теряет свой смысл, так как творчество приобретает метафизическую безусловность, онтологическую первичность и экзистенциальную самодостаточность. Условия творчества разворачиваются изнутри, а внешнее и внутреннее многократно включают в себя друг друга, подчиняясь особой рекурсивной причинности.
Данный вид причинности создается в потоке активности уникальной творческой личности. «Причинность, понимаемая изнутри, – писал Л.М. Лопатин, – есть творчески акт живого существа. Причина созидает, творит следствие. Причина есть творческая энергия и предлагает существо, обладающее этой энергией. Причинность невозможна без творящего, созидающего». Творчество как первосущность, предстает в виде платоновской идеи, о которой писал А. Уайтхед «Она обладает творческой силой создавать условия для своего же осуществления».
Единая концепция творчества основана на идее универсальной природы творческой активности,  на понимании творчества как свободного, непрерывного само-созидания Абсолюта и планетарного процесса Эволюции, на его переживании  как  совместного самовыражения, со-видения и со-творчества с абсолютной творческой силой и  глубинно- внутренней, спонтанной реализации инвариантных эволюционных принципов и универсальных творческих механизмов (С. Марков) [1].

Психологические теории творчества

Мel Rhodes (1961) в статье “Анализ творчества» (1961), проанализировав 40 определений творчества и 16 определений воображения,  разработал и обосновал целостную модель творчества – 4 Ps, представив его  в виде взаимодействия 4-х факторов: процесса, продукта, личности, и среды (process, product, person, press).  В свою очередь Ross Mooney (1962) в работе «Концептуальная модель интеграции четырех подходов к определению творческого таланта», также предложил рассматривать творчество через призму модели  4 Ps (process, product, person, environment).
Stuart E. Golann (1963) заменил понятие среды, близким по смыслу понятием “место” и его теория 4Рs (process, product, person, place) стала структурной основой для организации исследования творчества. При этом “место” (place) понималось как проблемная или социально-организованная cреда. Позже, Д. Саймонтон (Dean K. Simonton) (1988), отождествляя понятия лидерства и творческой активности, расширил список организующих категорий и ввёл пятое понятие Р – persuasion (убедительность). В свою очередь Клаус Урбан (2003) к трем классическим измерениям – процесс (process), продукт (product) и личность (person) добавляет новую – проблема (problem), оставляя категорию среды (environment). При этом он выводит новую формулу творчества: 4Ps-Е.
Данные теории были  построены на основании обобщения эмпирического опыта, в строгом соответствии с научными критериями и принципами очевидности и рациональности.
В то же время существует другой рефлексивный способ исследования творчества, заключающийся в изначальном построении его концептуальных конструктов и топологических моделей, которые задают более широкие контексты и планы понимания и высвечивают факты и феномены, недоступные непосредственному наблюдению и эмпирическому исследованию. Данные исходные объяснительные конструкты выбираются произвольно, интуитивно, путем схватывания глубинных архетипов и универсальных структур реальности.
В качестве такого исходного смыслового  контекста можно выбрать жизненный мир личности, а вернее совокупность феноменологических миров в которых происходит свободное самоосуществление человека и его творческий диалог с миром.
Максимально возможная полнота описания имеющегося и возможного эмпирического опыта  достигается введением его в конфигурацию контекстов феноменологических миров, путем построения некоторого топологического конструкта – пентабазиса, объединяющего предметный и символический, внутренний и социальный миры, а также культуру, как центр их интеграции. Данный пентабазис обладает мощным объяснительным и эвристическим потенциалом и удивительным образом включает в себя основные измерения или домены творчества (процесс, продукт, личность и среду), полученные эмпирическим путем.
При этом в предельно широком понимании творчество представляется как целостный, непрерывный, структурированный универсными законами и структурами поток творческого видения, проецирующийся в базовые, феноменальные  миры и проявляющий себя с помощью элементов, структур и основных закономерностей этих миров.
Творческое видение представляет собой самодостаточную форму активности, гармонично включающую и интегрирующую все остальные формы творчества. Так в предметном мире оно проявляется как продуктивная творческая деятельность, в символическом как творческое решение проблем, в социальном, как творческий диалог и во внутреннем, как творческая самореализация.
Высшая форма творчества определяющаяся закономерностями мира культуры, проявляется как творческое видение, сотворчество с миром, творческая смысловая адаптация, гармонизация со смыслами Универсума, а также как смыслотворчество, как процесс вычерпывания и наделения действительности развивающими, креатологическими смыслами.
Смысловые структуры являются высшими, ядерными, интегративно-трансцендентными образованиями личности, а сам смысл равнозначен существованию личности в мире и  cамой жизни. «Некоторые его называли четвертым, – писал В.П. Зинченко,  некоторые — пятым измерением бытия. Хотя его должно назвать первым».
Смыслотворчество и осмысление реальности являются центральными динамичными компонентами высшей формы творчества – творческого видения, включающего творческую деятельность (product), решение проблем (process), самореализацию (person) и творческий диалог (place).
В связи с этим, для раскрытия глубинной сущности творчества целесообразно ввести пятый элемент, некоторое центральное измерение – смысл (sense, meaning), а классическую модель представить в виде 4Ps/S  – процесс (process), продукт (product), личность (person), среда (place), смысл (sense) [ 2; 3].

Творчество укоренено в культуре, человеческой практике, социальном мире, текстовой реальности и  в неповторимом экзистенциальном опыте.  Творчество – это не только и не столько процесс, способность, продукт или особо организованная среда, сколько универсальное начало, многомерное динамическое пространство, самодостаточная порождающая первосущность, проявляющаяся в феноменальных мирах в форме эффективного решения проблем, свободной самореализации, продуктивной деятельности и творческого диалога.

Таблица 2. Формы проявления творчества
в феноменальных мирах
 

Символический мир
V.P. Ivanov Wind of wanderings
Творческое решение проблем
Процесс (Process)
 

Социальный мир
Творческий
диалог

Среда (Place)
  Культура

Творческое видение и смыслотворчество
Смысл (Sense)
 
Предметный мир

Творческая деятельность
Продукт (Product)
     Внутренний мир

Творческая самореализация
Личность (Person)
В таблице использованы работы М. Эшера, И.Репина, В.П.Иванова

 

 

1. Markov, S. L. (1997) Mechanisms of Creative Dialogue With the World. Paper presented at the 105th annual meeting of the American Psychological Association, August 17, 1997. Chicago, IL.
2. Марков С.Л. Квінтологічний підхід до побудови єдиної теорії творчості / С.Л. Марков // Правничий вісник Університету «КРОК» – 2012. -Вип.11.– С.160 -171.
3. Марков С.Л. Формування творчого бачення особистості як універсальний метод активізації творчості.   Актуальні проблеми психології-Том 1: Організаційна психологія. Економічна психологія. Соціальна психологія: зб.наук.праць /за ред.. С.Д. Максименка, Л.М. Карамушки. – К: Вид-во «А.С.К.», 2011. – Вип.32.- С.374-380.