Остроумие, творчество и духовность

Остроумие и чувство юмора в структуре духовности

С.Л. Марков
Адекватное отражение такого фундаментального понятия как духовность требует преодоления его отождествления не только с сознанием и метамышлением, но и с областью спиритуального, религиозного и мистического.
Раскрытие ее истинной сущности возможно только при естественном слиянии этих противоположных сфер реальности в единую, непротиворечивую картину.
Универсальный характер духовности позволяет определить её как высший, качественно своеобразный вид взаимодействия личности с миром, сущностным признаком которого является его планетарность, метаисторичность, а также направленность на Идеал, Высший Разум, сущностную цель и первопричину Вселенной.
Целостный акт духовного взаимодействия личности с миром включает преодоление своего атомарного, эгоистического Я, слияние с Природой, Космосом, Абсолютом, Богом, а также включение их в себя. При этом достигается духовная трансформация личности, пробуждение её истинного, идеального, творческого Я и обретение нового видения мира. Стройная иерархическая система пробужденных уровней сознания, каждый из которых представляет собой трансформированный этап духовной эволюции была предложена Д. Андреевым (1950).
Так, первый трансфизический уровень “космического прозрения” характеризуется вживанием в природу и полным растворением в ней, второй, метаисторический, заключается в молниеносном охвате огромных полос исторического времени, в переживании исторических эпох и себя как звена истории и, наконец, третий, высший – вселенский – проявляется как прорыв космического сознания, как переживание божественной духовности, пронизывающей Вселенную и все ее проявления.
Понятие “божественной духовности” и Абсолюта на уровне научной рефлексии отражается путем введения понятия “идеала”, который структурируется с помощью таких высших ценностей, как Истина, Любовь, Добро, Красота. Именно идеал, вмещающий в себя безграничность возможностей и неисчерпаемость тайны, представляет собой образец возвышенного, прекрасного и должного, служит смысловым ядром, кристаллизующим центром и сущностью духовности.
Постоянное устремление к идеалу и активное взаимодействие с ним, умение находить, укреплять и развивать его крупицы, его проявления в вещах, людях и в самом себе представляет собой наиболее существенную характеристику духовности. Она проявляется как способность одухотворять, очеловечивать окружающий мир, видеть в каждом факте скрытый высший смысл, а в каждой вещи “душу”, искру, отблеск идеала, сгусток человеческого труда, застывших стремлений и эмоций.
Взаимодействие с идеальной сущностью действительности определяет содержание и структуру духовного мира личности. В процессе переживаний и реализации высших ценностей она присваивает их, делает частью своего духовного мира, превращает во внутренние детерминанты поведения.
При этом универсальная иерархическая связь аксиологического, когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов проявляется в личности в виде единства уровней, содержащих:
• высшие ценности, мечты, идеалы, интуитивное и иррациональное предчувствие сверхразумного начала;
• организованную систему знаний, интеллектуальность, образованность, эрудицию;
• переживание своей причастности к идеалу, природе, истории, культуре, другим людям, ощущение пульса жизни, сопереживание сокровенным процессам реальности, переживание своей уникальности, безграничных возможностей и духовной силы;
• творческую реализация высших ценностей, духовные усилия, решения, выборы, поступки.
Одновременно данная базовая позитивная структура духовного мира естественно дополняется диалектически противоположной структурой, зеркально отраженные уровни которой имеют в своем составе:
• осознание противоречий между действительностью и идеалом, определение наиболее существенных недостатков, пробелов и несовершенств мира;
• сомнения, критическое отношение к традиционным представлениям и стереотипам;
• медитативное отстранение от суеты мира;
• смиренное смирение с необходимостью, жертвенное позволение миру осуществляться по его собственным законам.
Эта симметричная противоположная структура свободно проникает в свою базисную и через это усиливает, динамизирует её, лишает умозрительности и благостности, наполняет реальной пульсирующей жизнью.
В этом понимании духовность проявляется как глубокое, личностное переживание противоречивости несовершенства мира, других людей, самого себя, как напряженные поиски смысла жизни, как переоценка ценностей, катарсисы и духовные трансформации, как чрезвычайная самососредоточенность, непрестанные духовные усилия и реальные поступки.
Деятельная творческая сущность духовной активности проявляется в её направленности на решение наиболее острых жизненных проблем, на создание материальных и духовных ценностей, которые аккумулируются в культуре. Н.К. Рерих (1932) определял культуру как синтез возвышенных и утонченных достижений, как сочетание образования, жизни и блага, как творческую красоту и любовь к человеку, как оружие света, двигатель и спасение.
По мнению мыслителя, культура- это в первую очередь, человеческое действие во имя Добра, Света и Блага, непрерывное творчество, праздник труда и созидания. Н.К. Рерих практически отождествлял напряженные духовные поиски и творчество, всей своей жизнью и деятельностью доказывая их идентичность.
Действительно, содержательное пространство такой универсальной категории как творчество также составляет целостное взаимодействие личности с миром, Абсолютом, культурой, другими людьми и с самим собой, в процессе которого рождаются новые материальные и духовные ценности. Однако если в духовной деятельности акцент делается на устремлении к идеалу, на переживании и переосмыслении своих связей с высшими ценностями, то в творчестве внимание переносится на их реализацию, деятельное воплощение в материальных и идеальных продуктах. В то же время также как в любой духовной активности всегда присутствуют элементы творчества, так и любая творческая деятельность с необходимостью содержит, часто редуцированные и имплицитные, представления об идеале.
Творческое взаимодействие личности с миром имеет сложную иерархическую структуру, включающую аксиологический когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты, которые реализуются посредством соответствующих диалектических пар механизмов творчества:
• идеализации, которая представляет собой видение идеальной сущности объекта и создание его идеального образа; проблематизации, проявляющейся в поиске и определении сущностных противоречий, недостатков и несовершенств объектов;
• децентрации, которая понимается как генерирование разнообразных подходов к объекту взаимодействия, как гибкость и пластичность мышления, умение заменять устоявшиеся связи на непривычные, расшатывать и разрушать стереотипы и функциональные фиксированности;  симплизации, которая представляет собой максимальное упрощение объекта, умение избавляться от всего второстепенного и проявляется как мгновенное устремление к легкости, простоте, ясности и прозрачности;
идентификации, которая заключается в отождествлении себя с объектом, в вживании в него и погружении в его пространство, время и причинность; медитации, которая проявляется как отстранение и чувственная изоляция от внешнего и внутреннего мира, как отстраненное и свежее восприятие сущности и признаков объекта;
самоактуализации – которая понимается как стремление к наиболее полной реализации внутренних и внешних возможностей, как свободное манипулирование  объектом, его преобразование и трансформация; персонификации – которая заключается в наделении объектов субъектностью и самостоятельностью, в их активизации и предоставлении им права самореализовываться по своим собственным законам.
Данная многокомпонентная структура взаимодействия личности с миром носит инвариантный характер и организует не только духовную и творческую, но и любую целостную активность личности, наполняясь при этом различным специфическим содержанием.
В этом смысле можно утверждать, что существование своеобразной феноменологически богатой, разноуровневой и мозаичной смеховой культуры представляет собой результат качественно своеобразного целостного взаимодействия с миром, другими людьми, с самим собой.
При этом, по мнению В.Я. Проппа (1976) главным условием комичности является противоречивое взаимодействие между субъектом, обладающим представлениями о должном, нравственном и правильном и объектом, содержащим недостатки и несовершенства, противоречащие инстинкту должного. Именно исходя из этого, наиболее общего положения можно определить такие основные понятия, раскрывающие сущность смеховой культуры как: комичное, чувство юмора, остроумие, смешное.
Комическое тесно связано с характеристиками объекта взаимодействия и представляет собой отражение и видение недостатков, несовершенств противоречий действительности и их оценку с позиции эстетического и нравственного идеала. При этом наиболее общее и сущностное противоречие, заключающееся в противостоянии между идеалом и действительностью проявляет себя в виде многочисленных частных противоречий, отражающих различные грани идеала. Это касается понимания комического как контраста между ничтожным и величественным (И. Кант), мнимо основательным и истинным (Г. Гегель), нелепым и рассудительным (Ж. Поль), образом и идеей (Ф. Фишер), понятием и реальностью (А. Шопенгауэр), безобразным и прекрасным (Аристотель), автоматическим и живым (А. Берсон), предопределенностью и произволом (Ф. Шеллинг). Отдельно можно выделить противоречия, определение которых не требует усилий, а их комическое содержание лежит на поверхности и просвечивается в поведении.
Это противоречия между ценным и тем, что претендует на ценность (И. Фолькельт), ничтожности и внешности, претендующей на содержательность (Н. Чернышевский). Очевидно, что этот список может быть продолжен любой сущностным противоречием: между целым и частью, сущностью и ее проявлением, формой и содержанием, новым и старым, настоящим и будущим. Именно последнее противоречие лежит в основе временной структуры остроумия и проявляет себя в таком эффективном приеме как “создание ложного ожидания”.
Таким образом? в основе комического лежит критический анализ действительности с позиции идеала, который в этом случае выполняет преимущественно нормообразующую функцию. В своем чистом виде эта функция выступает еще в детском юморе, когда переживание комического эффекта речевых отклонений, небылиц и инверсий возможно только при условии усвоения ребенком определенных норм и правил.
Чувство юмора в большей мере отражает субъективный полюс взаимодействия и проявляется как жизненная позиция, целостное отношение к миру, как интегральная характеристика личности.
Субъективность и активность юмористического отношения к миру проявляется в способности личности преодолевать ситуативность обстоятельств, занимать позицию “вненахождения”, возвышаться над ситуацией и самим собой. Одновременно юмористическое отношение к трудностям и препятствиям, к несовершенствам и изъянам действительности предполагает наличие таких личностных качеств как свобода и сила духа, оптимизм, великодушие и жизнерадостность.
При этом реализация этого отношения к действительности приводит к самоутверждению субъекта, осознанию им своей силы, а также духовного и умственного превосходства.
Юмористическое, так же как и комическое отношение к действительности, направлено на выявление ее противоречий и недостатков с позиции идеала, который в данном случае носит не только нормообразующий характер, а проявляется во всем богатстве содержания и функций. Сущностным отличием юмористической позиции по отношению к объекту является его внутреннее принятие, доброжелательное отношение к его недостаткам.
Юмористическое видение объекта характеризуется цельным, полифоническим отображением его сущности, раскрытием в нем его положительного ядра, распознаванием ростков будущего.
Юмористическое отношение к миру является результатом реализации, многокомпонентной творческой позиции личности, которая при данном характере взаимоотношений, наполняется конкретным специфическим содержанием и включает:
• наличие высокого гуманистического и эстетического идеала, умение видеть идеальное в несовершенном, величественное в обыденном, значительное в малом;
• диалектическое видение мира, способность к нахождению противоречий и несовершенств, недостатков;
• развитый интеллект, гибкость мышления, способность к нахождению неожиданных и нестандартных ассоциаций;
• способность к смысловому сжатию смыслов и значений, лаконичность и афористичность мышления;
• доброжелательность, дружелюбие, чувство внутренней сопричастности, способность к эмпатии.
• способность к отстранению, умение подняться над ситуацией и самим собой и занять позицию “вненаходимости”;
• способность к целостному, спонтанному самовыражению, к игровому взаимодействию;
• способность к самоограничению, умение предоставлять объектам право на самореализацию и самораскрытие.
Юмористическое отношение к действительности содержит в себе реализацию таких ценностей, как свобода, радость, доброта, красота, благо, равенство, которые позволяют трансформировать негативные эмоции, вызванные противоречиями действительности в позитивные и переживать эффект катарсиса. В то же время тесная связь между идеальным и смешным часто подвергается сомнению. Опираясь на представление об идеале как образе высшего совершенства, в котором находят свое разрешение все противоречия объекта, некоторые авторы утверждают, что идеал не может быть смешным. В этой связи часто вспоминают фразу художника А.А. Иванова “Христос никогда не смеялся”. Однако само христианство признавало положительное, возрождающее значение смеха.
Так, Н.М. Бахтин (1979) писал о радостном и творческом характере пасхального смеха, когда священник позволял себе шутить и вызывать у парафиян веселый смех. По мнению ученого, все по-настоящему великое должно содержать смеховой элемент. В противном случае оно становится грозным, страшным или ходульным: во всяком случае ограниченным. Таким образом правильнее было бы сказать, что идеальное не может быть комичным, но может вызывать творческий, радостный, жизнеутверждающий смех.
Остроумие. Творческая сущность чувства юмора проявляется в реальной действительности посредством остроумия, которое понимается как специфическая форма творческого мышления. “Остроту создают – писал З. Фрейд (1905), – комическое находят”. Процесс создания остроты, представляет собой свернутое отражение целостного акта творческого взаимодействия с миром, а само остроумие в снятом виде содержит в себе два существенных противоречия: содержательное – между идеалом и реальностью, и временное – между ожиданием и действительностью.
Создание остроумия состоит из нахождения отличий в тождественном и общего в различном, то есть из определения противоречий и их разрешения.
Другими словами остроумие заключается в выявлении диссонанса, несовместимости отдельных фрагментов действительности и в их внезапном объединении на основе скрытой тождественности. При этом наиболее существенными признаками остроумия являются синтез, объединение несовместимых элементов и их внезапность и неожиданность.
Временная структура остроумия имеет универсальный характер и содержит такие этапы как усложнение и упрощение, напряжение и разрядка, “введение в заблуждение и превращение напряженного ожидания в ничто” (И. Кант). Данные этапы отражаются в структуре остроты, анекдота, которые содержат в себе намеренное запутывание и неожиданное прояснение ситуации. “Есть три правила написания хорошего романа, – писал С. Моэм,- но их не знает никто”, Именно формирование притворных ожиданий, скрытый розыгрыш, позволяют придать серьезному смыслу смешную форму.
При этом розыгрыш, скрытый в остроумии не является самоцелью, а служит методом повышения эффективности высказывания. Трамплином для прыжка наиболее глубокий смысловой уровень.
Остроумие в первую очередь связано с совершенствованием формы мысли и достигается с помощью определенной техники и приемов. В связи с этим почти все исследователи этой проблемы, в том числе и такие известные как А. Бергсон, З. Фрейд, В.Я. Пропп, А.Н. Лук, предлагали свои собственные классификации приемов остроумия, которые были построены преимущественно индуктивным методом. В то же время применение этого метода приводит к созданию богатой, но мозаичной картины, вызывающей, по мнению З. Фрейда, по крайней мере три вопроса: что общего между лаконичностью и игривостью остроумия, должно ли настоящее остроумие содержать все предложенные приемы, а если только наиболее важные то какие? Ответить на эти вопросы позволяет построенная дедуктивным способом многоуровневая, иерархическая система приемов, в основе которой лежат наиболее сущностные законы и механизмы творческого взаимодействия с миром.
Можно утверждать, что универсальный, полициклический и ритмический характер творческого взаимодействия лежит в основе таких приемов остроумия, как: повторение, применение одного и того же материала, (а также таких вспомогательных речевых средств: тропов – метафоры, фигур – параллелизма, анафоры, эпифоры, кольца, стыка, хиазма, амплификации).
Идеализация – служит основой приема ” предварительное действие”.
Проблематизация – таких приемов как интерференция, сгущение (как комбинация), парадокс, ирония, смешение стилей (альгизм, антитеза, оксюморон).
Децентрация – проявляется как мультупликация, гиперболизация, доведение до абсурда, нелепость, ошибки мышления, сравнение по невыраженному признаку, инверсия, ложное усиление, ложное противопоставление, двусмысленность во всех градациях: обозначение имени собственного и объекта, выявление метафорического и вещественного значения слова, игра слов или использование омонимов, двойное истолкование, двусмысленность с намеком (гипербола, литота, солицизм, инверсия).
Симплизация – является основой сгущения (как экономия), лаконизма, редукции, замещения, намека (а также тропов – метонимии, синекдохи; фигур – мейозиса, эллипсиса, литизации).
Остроумие реализуется с помощью языковых средств и является результатом функционирования когнитивной и аксиологической системы. Другие механизмы творчества лежат в основе создания комического эффекта с помощью неречевых средств: идентификация – пародии, самоактуализация – пантомимы.
Используя в качестве своего материала языковую модель действительности, остроумие свободно исчерпывает всю многозначность и пластичность слова и словесных образов. В этом смысле его можно рассматривать как стереоскопическое видение полифонического словесного образа, свободное колебание между его многочисленными значениями и свободную игру идеями и смыслами.
Смешное. Совершенно очевидным является тот факт, что не всякое противоречие, недостаток или несовершенство являются комичными, не всякий розыгрыш, а иными словами манипуляция и интрига вызывают смех и наконец, не каждое лаконичное, наполненное смыслом высказывание – остроумно. Исследование содержания, структуры и даже приемов остроумия еще не позволяют уловить его уникальное качество, саму его душу, которой и является смешное.
Безусловно, важной задачей является определение сущности и причин смешного, которое объединяет такие оттенки эмоционального спектра, как физиологический смех, осмеяние недостатков, добродушный юмор и специфическое интеллектуально-эстетическое наслаждение, вызываемое остроумием. Смех по своей сути представляет собой эмоциональное переживание, основной функцией которого является оценивание фактов действительности с точки зрения их биологической, социально-личностной и ценностной значимости.
Можно предположить, что качественно-специфическим признаком переживания смешного является оценка внутренней действительности с точки зрения их близости к идеалу, образцу, к некоторой идеальной траектории, что проявляется на всех уровнях сложности. Так на первичных этапах онтогенеза смех выступает индикатором, не просто удовлетворения потребностей, но их наиболее успешной и эффективной реализации, он сопровождает не просто функциональную активность, но наиболее ее совершенные формы, ведущие к определенным достижениям или те, что вплетаются в игру.
Комический смех инвертирует переживание идеального, высвечивает все отклонения от идеала и побуждает к их исправлению, к развитию и совершенствованию действительности. При этом необходимым фактором комического эффекта и главным условием позитивного переживания недостатков и противоречий является эмоциональное отстранение от них, отсутствие ощущения угрозы реальному или идеальному “Я”.

Только создание речевых или игровых моделей противоречий позволяет спроецировать их на мысленный экран, избавиться от их непосредственного влияния, увидеть их в комическом свете. Если создание языковых моделей делает возможным переживание комического, то безграничное совершенствование этих моделей приводит к переживанию меткости и красоты остроумия. При этом наслаждение, получаемое от остроумной фразы вызывается лаконичностью и симметричностью формы,  игрой и богатством смыслов, их переходом в высшие измерения.

Таким образом, существует глубокая внутренняя связь между творчеством и остроумием, которая проявляется в сущностном единстве их механизмов и приемов, в их направленности на выявление и разрешение противоречий, проблем и конфликтов, в их ориентации на свободное манипулирование и игру моделями, на генерирование уникальных ассоциаций, выявление неожиданных связей и внезапное разгадывание тайны.
В то же время остроумие оперирует только с языковыми моделями действительности, а акцент в нем делается в основном на форму мысли, на технику и приемы эффективного высказывания. Остроумие, в отличие от целостного творческого самовыражения, преимущественно связано с функционированием когнитивной системы, а само оно направлено не на создание материальных продуктов и объективизацию ценностей, не на решение реальных жизненных проблем, а на изменение их условий, воображаемое и символическое разрешение.

Марков С.Л. Дотепність і почуття гумору в структурі духовності. Сучасна гуманітарна освіта: стан і перспективи – Матеріали науково-практичної конференції. – Чернівці: Митець, – 1996. – 279 с. – С. 30-39.