Роберт Стернберг
Роберт Джеффри Стернберг
Родился 8 декабря 1949 года в Ньюарке, Нью-Джерси, США
Гражданство: США
Категория: Ученые
Род занятий: Психолог, психометрист, автор, исследователь, преподаватель
Спецификация: Когнитивная психология, интеллект, Психология творчества, мудрости и лидерства, психометрия, стили мышления, любовь.
Уникальное отличие: Автор триархической теории интеллекта и трехкомпонентной теории любви. Стернберг широко считается одним из самых влиятельных психологов XX и XXI веков, особенно в области интеллекта, творчества и любви.
Оказали влияние: Эндел Тулвинг, Гордон Боу, Уэнделл Гарнер.
Пол: Мужской
Семья: Супруга Карин Стернберг. Пятеро детей.
Веб-сайт: robertjsternberg.com
Цитаты:
1. Творчество – это в значительной степени решение, которое может принять каждый, но которое мало кто принимает, потому что затраты слишком высоки. Общество может сыграть свою роль в развитии творчества, увеличив вознаграждение и уменьшив затраты.
2. Успешные умные люди определяют свои сильные и слабые стороны, а затем выясняют, как использовать свои сильные стороны и компенсировать или исправить слабые.
3. Успешные умные люди добиваются успеха отчасти потому, что они достигают функционального баланса между «триархией» способностей… Более того, все эти способности могут быть развиты.
Достижения и вклады:
Социальная и профессиональная позиция: Профессор человеческого развития в Корнельском университете. Почетный профессор психологии Гейдельбергского университета, Германия
Основной вклад : Стернберг наиболее известен своими новаторскими исследованиями в области интеллекта, творчества, любви и когнитивных стилей. Его теории и идеи оказали глубокое влияние на понимание творчества и его связи с интеллектом, мудростью и успешными жизненными результатами. Среди его основополагающих идей – триархическая теория интеллекта, инвестиционная теория креативности, трехкомпонентная теория любви, Модель WICS: Мудрость, Интеллект, Креативность, Синтез.
Вклад в творчество, образование, социальную жизнь:
1. Триархическая теория интеллекта: Эта теория интеллекта фокусируется на том, что он называет «успешным интеллектом», который состоит из трех элементов: аналитического интеллекта (или способности решать проблемы), творческого интеллекта («использования предыдущих знаний и навыков для решения новых ситуаций») и практического интеллекта (способности адаптироваться к меняющемуся миру).
«Я предпочитаю называть это «успешным интеллектом». Причина в том, что акцент делается на использовании вашего интеллекта для достижения успеха в жизни. Поэтому я определяю его как ваше умение добиваться того, чего вы хотите достичь в своей жизни в рамках вашего социокультурного контекста», – пишет Р. Стернберг.
1. Аналитический интеллект относится к традиционному понятию интеллекта, обычно измеряемому с помощью тестов IQ. Он включает в себя способность анализировать, оценивать и критически осмысливать информацию. Люди с высоким уровнем аналитического интеллекта преуспевают в логических рассуждениях, решении проблем и академических занятиях. Этот аспект интеллекта включает в себя такие навыки, как абстрактное мышление, стратегическое планирование и логические рассуждения.
2. Творческий интеллект связан со способностью генерировать, комбинировать и преобразовывать идеи, в результате чего появляются новые и ценные решения проблем. Он предполагает нестандартное мышление, дивергентное мышление и подход к решению проблем с разных точек зрения. Люди с высоким уровнем творческого интеллекта обладают богатым воображением, открыты для нового опыта и готовы идти на риск. Они преуспевают в областях, требующих инноваций, таких как искусство, предпринимательство и научные открытия.
3. Практический интеллект – это способность эффективно применять знания и навыки в реальных ситуациях. Он включает в себя адаптацию к требованиям окружающей среды, поиск практических решений и решение повседневных проблем. Люди с высоким уровнем практического интеллекта умеют решать проблемы в практическом контексте, управлять межличностными отношениями и ориентироваться в реальных жизненных ситуациях. Этот аспект интеллекта тесно связан с «уличной смекалкой» и часто ассоциируется с успешной работой в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Теория делает акцент на практическом интеллекте или здравом смысле, который основан на неявных знаниях. Неявные знания приобретаются самостоятельно, часто носят процедурный характер и выражаются в сложных, многоусловных правилах, имеющих практическую ценность для человека.
Теория подчеркивает, что эти три аспекта интеллекта взаимодействуют и дополняют друг друга в разной степени у разных людей и в разных контекстах.
1.1.Теория успешного интеллекта: развивает триархическую теорию, подчеркивая важность адаптации к окружающей среде, ее формирования и выбора.
Успешный интеллект определяется как способность человека ставить и достигать личностно значимые цели в своей жизни, учитывая его культурный контекст.
«Успешные умные люди определяют свои сильные и слабые стороны, а затем выясняют, как использовать свои сильные стороны и компенсировать или исправить свои слабые стороны.
Успешные умные люди добиваются успеха отчасти потому, что они достигают функционального баланса между «триархией» способностей: аналитические способности, которые используются для анализа, оценки, суждения, сравнения и противопоставления; творческие способности, которые используются для создания, изобретения, открытия, воображения; практические способности, которые используются для применения, использования, реализации и активации.
Успешные умные люди не обязательно обладают всеми тремя этими способностями, но находят способ эффективно использовать любую комбинацию способностей, которой они обладают. Более того, все эти способности могут быть развиты».
1.2. Расширенная теория успешного интеллекта: Эта расширенная теория включает в себя этические соображения и мудрость. Хотя интеллект включает различные виды, ментальные процессы, вовлеченные в творческое, аналитическое, практическое и “мудрое мышление”, одинаковы. Метакомпоненты, или исполнительные процессы более высокого порядка, планируют, контролируют и оценивают ход мыслей и действий.
Мудрость, или эмоциональный интеллект, включает в себя способность принимать здравые суждения и решения, которые приносят пользу как человеку, так и обществу. Это умение знать, когда какую способность применить для достижения наших целей в нашем собственном сообществе. При этом мы должны быть уверены, что наши идеи помогут обогатить наше сообщество и даже мир, в котором мы живем, внося свой вклад в развитие, уважение и ответственность в соответствии с нашими личными и общественными нормами и ценностями.
1.3. Теория адаптивного интеллекта. Стернберг утверждает, что мы больше не можем позволить себе определять интеллект только как g или IQ. Интеллект – это и всегда был в первую очередь адаптацией к окружающей среде, в широком смысле этого слова. В его проектах студентам предлагаются реальные проблемы, и они должны определить эти проблемы, найти пути их решения и предложить возможные решения.
2. Инвестиционная теория творчества: Разработанная в сотрудничестве с Тоддом Любартом (1991, 1995), эта теория креативности представляет собой теорию слияния, которая предполагает, что творческие люди подобны хорошим инвесторам – они «покупают низко и продают высоко» в сфере идей.
Это означает, что творческие личности готовы реализовывать идеи, которые поначалу непопулярны, но имеют потенциал роста стоимости. Затем они работают над тем, чтобы убедить других в ценности этих идей, прежде чем перейти к следующей недооцененной идее.
Таким образом, они постоянно генерируют новые идеи в мире идей, которые впоследствии и получают признание. После того как они убеждают других в ценности идеи, что повышает воспринимаемую ценность инвестиций, творческий человек продает свою идею, оставляя ее другим и переходя к другой идее.
Согласно инвестиционной теории, креативность требует сочетания шести различных, но взаимосвязанных ресурсов: интеллектуальных способностей, знаний, стиля мышления, личности, мотивации и окружения. Именно уровни этих ресурсов являются источниками индивидуальных различий.
Интеллектуальные способности. Особенно важны три интеллектуальных навыка: (а) синтетический навык, позволяющий видеть проблемы по-новому и выходить за рамки общепринятого мышления; (б) аналитический навык, позволяющий понять, какие из идей стоит реализовывать, а какие нет; и (в) практико-контекстуальный навык, позволяющий убедить других в ценности своих идей. Также важно сочетание этих трех навыков (Стернберг, 1985)
Знания. С одной стороны, человек должен знать достаточно об области, чтобы продвигать ее вперед. С другой стороны, знания об области могут привести к закрытой и укоренившейся перспективе. Таким образом, знания могут как помогать, так и мешать творчеству.
Стили мышления. Это решения о том, как использовать имеющиеся у человека навыки. Что касается стилей мышления, то законодательный стиль особенно важен для творчества
Личность. Существуют определенные личностные качества, необходимые для творческого функционирования. К ним относятся готовность преодолевать препятствия, готовность идти на разумный риск, готовность терпеть двусмысленность и самоэффективность. В частности, покупать дешево и продавать дорого обычно означает бросать вызов толпе, так что человек должен быть готов противостоять
Если вы хотите мыслить и действовать творчески, нужно быть готовым противостоять условностям.
Мотивация. Внутренняя, сфокусированная на задаче мотивация необходима для творчества. Мотивация не является чем-то врожденным: Человек сам решает, что его мотивирует. Люди ищут в работе некий угол зрения, который делает эту работу привлекательной для них.
Окружение. Наконец, необходимо окружение, которое поддерживает и поощряет творческие идеи. У человека могут быть все внутренние ресурсы, необходимые для творческого мышления, но без определенной поддержки со стороны окружения творческие способности, заложенные в нем, могут так и не проявиться. Некоторые люди позволяют неблагоприятным факторам окружающей среды блокировать их творческую деятельность, другие – нет.
Теория слияния компонентов креативности. Предполагается, что креативность – это нечто большее, чем простая сумма уровней каждого компонента. Стернберг выдвинул гипотезу о том, что для того, чтобы творчество состоялось, должны сойтись несколько компонентов: когнитивный стиль (процесс); черты личности (личность); подходящая среда (место); и способность убедить других рассмотреть или принять идею (убеждение) (1988).
3. Роль принятия решений. Креативность, согласно инвестиционной теории, в значительной степени является решением. Взгляд на творчество как на решение предполагает, что творчество можно развивать. Чтобы быть креативным, человек должен сначала принять решение о генерировании новых идей, проанализировать эти идеи и продать их другим.
Стернберг (2001) предложил ряд различных способов, с помощью которых можно развивать свою креативность как решение:
(а) переосмыслить проблемы, (б) подвергнуть сомнению и проанализировать предположения, (в) не считать, что креативные идеи продаются сами собой: (d) поощрять генерацию идей, (e) признавать, что знания могут как помогать, так и мешать творчеству, (f) выявлять и преодолевать препятствия, (g) разумно рисковать, (h) терпеть двусмысленность, (i) верить в себя (самоэффективность), (j) найти то, что нравится делать, (k) откладывать удовлетворение, (l) подражание творчеству, (m) взаимообогащение идей, (n) вознаграждение за творчество, (o) разрешение ошибок, (p) поощрение сотрудничества, (q) взгляд на вещи с чужой точки зрения, (r) ответственность за успехи и неудачи, (s) максимальное соответствие человека и среды, (t) постоянная возможность интеллектуального роста.
3. Теория движущей силы творческого вклада: В сотрудничестве с Джеймсом Кауфманом и Жаном Претцем Стернберг разработал эту теорию для классификации различных типов творческого вклада, таких как переопределение и синтез, и рассматривает вопрос о том, как люди решают инвестировать свои творческие ресурсы… (Sternberg, 1999b; Sternberg, Kaufman, & Pretz, 2001, 2002). Таким образом, творчество по своей природе является движущей силой. Она перемещает поле из одной точки в другую. Она также всегда представляет собой решение об осуществлении лидерства.
Основная идея заключается в том, что творчество может быть разных видов, в зависимости от того, как оно продвигает существующие идеи. Согласно этой теории, творческий вклад можно разделить на различные типы в зависимости от того, в какой степени он направлен на то, чтобы продвинуть область в новом направлении. Эта теория описывает восемь типов творческого вклада, которые делятся на три основные категории:
– вклад, который принимает текущие парадигмы: репликация, переопределение, опережающее приращение, опережающее приращение,
– вклады, отвергающие текущие парадигмы: перенаправление, реконструкция, повторное инициирование,
– парадигмы, которые пытаются интегрировать несколько текущих парадигм: интеграция. Этот вид творческого вклада объединяет два ранее различных способа мышления о явлениях в единый способ мышления о явлении. Таким образом, движущей силой является комбинация двух различных подходов, связанных между собой.
4. Трехкомпонентная теория любви: Описывает любовь как состоящую из близости (интимности), страсти и обязательств (верности) в качестве трех основных компонентов любви.
1. Близость: Этот компонент включает в себя чувства интимности, связанности и привязанности в отношениях. Она представляет собой эмоциональный аспект любви, когда партнеры делятся личными мыслями и чувствами, а также развивают глубокое понимание друг друга.
2. Страсть: Этот компонент включает в себя побуждения, которые приводят к романтике, физическому влечению и сексуальной близости. Он представляет собой мотивационный аспект любви, характеризующийся интенсивными эмоциями и физическим влечением.
3. Обязательства (решение): Этот компонент включает в себя решение любить кого-то и обязательство поддерживать эту любовь в течение долгого времени. Он представляет собой когнитивный аспект любви, когда партнеры решают оставаться вместе и преодолевать трудности.
Эти три компонента могут сочетаться различным образом, образуя различные типы любви, такие как романтическая любовь (близость + страсть), любовь компаньона (близость + обязательства) и любовь консуммата (близость + страсть + обязательства), которая считается наиболее полной формой любви. (1986).
5. Триангулярная теория творчества. В этой теории он утверждает, что творческие люди должны не только бросать вызов толпе (например, другим людям), но и быть способными бросить вызов своим собственным убеждениям и ценностям, а также бросить вызов текущему Zeitgeist – существующим общим предпосылкам в той или иной области. (2018).
6. Модель WICS: Мудрость, Интеллект, Креативность, Синтез – интегрированная модель человеческих способностей, ставшая теорией лидерства.
В своих более поздних работах Стернберг исследовал связь между творчеством и мудростью. Он утверждает, что истинное творчество должно руководствоваться мудростью, которая предполагает применение интеллекта, творчества и знаний для достижения общего блага путем баланса между многочисленными интересами в долгосрочной и краткосрочной перспективе. Стернберг считает, что развитие навыков, основанных на мудрости, должно стать ключевой целью образования наряду с развитием аналитических и творческих способностей.
Теория баланса мудрости: Предполагает, что мудрость предполагает баланс между внутриличностными, межличностными и внеличностными интересами.
В своей теории личности он делает акцент на установках в творчестве. Он подчеркивает важность таких установок, как переосмысление проблем, принятие
разумный риск и настойчивость, несмотря на препятствия, в развитии креативности.
«Интеллект – творческий интеллект – это часть творчества, но я считаю, что в значительной степени творчество заключается в отношении к жизни. Она заключается в наборе… Она заключается в системе принятия решений, когда вы готовы рисковать, бросать вызов толпе, преодолевать препятствия и делать то, что другие люди просто не готовы делать. Речь идет о смелости. Люди, которые так или иначе бросают вызов толпе, становятся своего рода гигантами в этой области”.
7. Синергетическая модель креативности «Человек х Задача х Ситуация». Р.Стернберг и К.Тромп предложили модель, согласно которой креативность динамична и может быть полностью понята только как взаимодействие всех трех элементов. Предложение Л × З × С (P × T × S) подчеркивает: (а) необходимость включения двух других элементов в качестве модераторов, независимо от того, какой элемент является центральным или отправной точкой анализа; (б) идею о том, что степень влияния каждого элемента на другие и степень дублирования элементов может варьироваться; (в) динамический аспект креативности, связанный с изменениями у разных людей в течение жизни, для разных творческих задач и для разных ситуаций.( 2022)
8. Трансформационная и трансакционная креативность: Связь между творчеством, мудростью и решением глобальных проблем.
Творчество рассматривается как множественное, как разделенное на два типа. Трансформационная креативность используется для того, чтобы внести в мир позитивные, значимые и потенциально долговременные изменения. Она служит общему благу, честна и ведет мир к улучшению. Трансакционная креативность – это креативность, развернутая в поисках вознаграждения, внешнего или внутреннего. Трансакционная креативность, при которой оригинальная работа создается для достижения личных или контрактных целей (2021, 2023, 2024).
Трансформационная одаренность – то, как люди могут использовать свои дары для позитивного преобразования мира, а не транзакционно, только на благо себя и членов своего «племени».
9. Разработка показателей для дополнения традиционных методов оценки
1. Стернберг разработал методики для дополнения традиционных оценок в образовании, направленные на выявление и развитие различных стилей мышления и обучения.
2. Он критиковал тесты IQ: Утверждал, что они являются «удобными частичными операционализациями конструкта интеллекта, и не более того».
Он разработал свой первый тест интеллекта, который назвал Тест умственных способностей Стернберга – Sternberg Test of Mental Ability (STOMA).
10. Экспериментальный процесс приема в Университет Тафтса. Будучи деканом факультета искусств и наук Университета Тафтса, Стернберг возглавил экспериментальный процесс приема, целью которого было количественное определение и проверка творческих способностей, практических навыков и умений, основанных на мудрости, в дополнение к традиционным академическим показателям. Этот подход признавал, что интеллект и потенциал успеха включают в себя не только аналитические способности, и стремился выявить студентов с различными сильными сторонами. Он использовал аналогичные методы, когда был проректором Государственного университета Оклахомы.
Награды и премии:
Роберт Стернберг получил более двух десятков наград за свои работы, в том числе:
1. Мемориальная премия Сидни Сигела от Стэнфордского университета, 1975 год.
2. Премия Американской психологической ассоциации за выдающийся научный вклад в психологию в начале карьеры, 1981 год.
3. Премия Кэттелла от Общества многомерной экспериментальной психологии, 1982 год.
4. Награда «Выдающийся ученый» от Национальной ассоциации одаренных детей в 1985 году.
5. Премия Джеймса Маккина Кэттелла от Ассоциации психологических наук в 1999 году.
6. Премия Э.Л. Торндайка за достижения в области образовательной психологии от АПА в 2003 году.
7. Премия имени сэра Фрэнсиса Гальтона Международной ассоциации эмпирической эстетики в 2008 году.
8. Премия Грэмейера Университета Луисвилля в 2018 году.
9. Премия Флоренс Л. Денмарк за значительный вклад в психологию, факультет психологии, Университет Пэйс, 2019 год.
10. Премия Уильяма Стерна, Институт психологии, Вроцлавский университет, 2023 год.
Стернберг занимал пост президента Американской психологической ассоциации в 2003 году, Восточной психологической ассоциации, 2007-2008, Международной ассоциации когнитивного образования и психологии, 2009-2011, Федерации ассоциаций поведенческих наук и наук о мозге, 2012-2013. Он также является прошлым казначеем Ассоциации американских колледжей и университетов, 2011-2013 гг. Стернберг также был президентом четырех отделений Американской психологической ассоциации.
Он является членом Национальной академии образования с 2011 года и Американской академии искусств и наук с 1995 года, Общества экспериментальных психологов с 2002 года, Королевского норвежского общества наук и литературы с 2002 года.
Ассоциации психологических наук, Американской ассоциации педагогических исследований и Американской ассоциации содействия развитию науки.
Избранные общества:
Фи Бета Дельта (почетный член), 2011-
Phi Kappa Phi (почетный член), 2011-
Psi Chi (заслуженный член), 2005-
Каппа Дельта Пи (глава-лауреат), 2003-
Сигма Си, 1977-
Фи Бета Каппа, 1971-
Стернберг занимает 60-е место среди наиболее цитируемых психологов XX века по результатам опроса, проведенного в 2002 году в журнале Review of General Psychology.
1. Д-р Стернберг был назван под номером 60 в отчете APA Monitor on Psychology о 100 лучших психологах 20-го века.
2. Он является автором №1 по цитируемости за последние 10 лет по глобальному h-index.
3. Входит в список «30 самых влиятельных психологов, работающих сегодня», 2019 г.
4. Вошел в список «33 лучших психологов по цитируемости учебников по психологии».
5. Занимает 7-е место среди американских психологов и 15-е место среди психологов в мире по версии research.com в 2023 году.
Избранные работы
Р. Стернберг является автором около 2 000 статей, глав и книг.
1. Sternberg, R. J. (1972). A decision rule to facilitate the undergraduate admissions process. College and University, 48, 48–53. (His very first publication.)
2. Sternberg, R. J. (1985). Beyond IQ: A Triarchic Theory of Human Intelligence. New York: Cambridge University Press.
3. Sternberg RJ. A triangular theory of love. Psychological Review. 1986;93(2):119-135. doi:10.1037/0033-295X.93.2.119
4. Sternberg, RJ. The Triarchic Mind: A New Theory of Human Intelligence. New York: Viking; 1988.
5. Sternberg, R. J. (1996). Successful Intelligence. New York: Simon & Schuster. (Paperback edition: New York: Dutton, 1997).
6. Sternberg, R. J., & Spear-Swerling, L. (1996). Teaching for Thinking. Washington, DC: American Psychological Association.
7. Sternberg, R. J. (1997). Thinking Styles. New York: Cambridge University Press.
8. Sternberg, R. J. (1999). The Theory of Successful Intelligence. Review of General Psychology, 3(4), 292-316.
9. Sternberg, R. J., & Grigorenko, E. L. (2000). Teaching for Successful Intelligence. Arlington Heights, IL: Skylight Training and Publishing Inc.
10. Sternberg, R. J. (2007). Wisdom, Intelligence, and Creativity Synthesized. New York: Cambridge University Press.
11. Sternberg, R. J. (2007). A systems model of leadership: WICS. American Psychologist, 62 (1), 34-42.
12. Sternberg, R. J. (2013). Measuring love. The Psychologist, 26(2), 101.
13. Sternberg, R. J., Fiske, S. T., & Foss, D. J. (Eds.) (2016). Scientists making a difference: One hundred eminent behavioral and brain scientists talk about their most important contributions New York: Cambridge University Press.
14. Sternberg, R. J. (Ed.) (2020). Human intelligence: An introduction. New York: Cambridge University Press. An edited textbook on intelligence.
15. Sternberg, R. J. (2020). The nature of intelligence and its development in childhood. New York: Cambridge University Press.
16. Sternberg, R. J. (2021). Adaptive intelligence: Surviving and thriving in a world of uncertainty. New York: Cambridge University Press.
17. Sternberg, R.J. (2021). Transformational creativity: The link between creativity, wisdom, and the solution of global problems. Philosophies 6, 75.
18. Sternberg, R. J., & Glück, J. (2022). Wisdom: The psychology of wise thoughts, words, and deeds. Cambridge University Press.
19. Sternberg, R. J., & Lubart, T. (2022). Beyond defiance: An augmented investment perspective on creativity. Journal of Creative Behavior
20. Sternberg, R. J. (2023). Cultural creativity: A componential model. In D. D. Preiss, M. Singer, & J. C. Kaufman (Eds.), Innovation, culture, and change across cultures (pp. 363-387). Springer.
21. Sternberg, R. J. (2023). Intelligences. In G. R. Goethals, S. T. Allison, & G. J. Sorenson (Eds.), Sage encyclopedia of leadership studies. Sage.
22. Sternberg, R. J. (2023). Introduction: Intelligence, creativity, and wisdom: A brief intellectual history of the theory and research on their interrelationships. In R. J. Sternberg, J. C. Kaufman, & S. Karami (Eds.), Intelligence, creativity, and wisdom: Exploring their connections and distinctions (pp. 1-20). Palgrave-Macmillan.
23. Sternberg, R. J., & Rodriguez-Fernandez, M. I. (2023). Humanitarian giftedness. Gifted Education International, 40 (1), 92-115.
Карьера и личная жизнь:
Семья и раннее детство:
Стернберг родился и вырос в еврейской семье в Нью-Джерси. В детстве и юнешенском возрасте он уделял большое внимание образованию и интеллектуальному развитию, что определило его дальнейшую судьбу.
Интерес Стернберга к психологии зародился в раннем детстве. После того, как он, испытывая тревогу при прохождении теста, плохо сдал экзамен, он понял, что тесты не являются точной мерой его знаний и способностей. Когда он пересдал тот же тест в другой комнате с группой более молодых студентов, он обнаружил, что чувствует себя более уверенно и в результате получил гораздо более высокий балл. Впоследствии это повлияло на его исследовательские интересы в области интеллекта и когнитивных способностей.
«Первый проект по интеллекту – первое конкретное проявление интереса – я сделал, когда учился в седьмом классе. Мне было около тринадцати. Я делал научный проект по тестированию умственных способностей. Частью этого проекта было создание собственного IQ-теста, о котором вы, вероятно, слышали – Тест умственных способностей Стернберга, или STOMA».
Образование:
В 1968 году Стернберг окончил среднюю школу в Тинеке, штат Нью-Джерси.
В 1972 году завершил обучение в Йельском университете, получив степень бакалавра с отличием по психологии (summa cum laude).
Во время обучения он работал ассистентом по частичным исследованиям в Управлении институциональных исследований, Йельский университет, 1970-1971 гг.
В 1975 году Стернберг получил степень доктора философии в Стэнфорде под руководством Гордона Боуэра.
С 1975 по 1976 год он проходил постдокторскую стажировку в Стэнфордском университете.
Основные моменты карьеры:
Йельский университет (1977-2005). Получив степень доктора философии, Стернберг вернулся в Йельский университет на факультет психологии в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, где работал в качестве:
ассистента профессора (1977-1980),
доцента (1980-1983),
профессора психологии и образования (1983-1986),
профессора психологии и образования IBM, (1986-2005).
При этом он также был профессором менеджмента и директором Центра психологии способностей, компетенций и превосходства Йельского университета.
Университет Тафтса (2005-2010): Декан Школы искусств и наук Университета Тафтса.
Основатель и директор Центра повышения эффективности обучения и преподавания (CELT) (2005-2008).
Основатель и директор Центра психологии способностей, компетенций и экспертизы (Центр PACE) (2005-2010).
Профессор психологии и образования (2006-2010).
Университет штата Оклахома (2010-2013): Профессор психологии в Университете штата Оклахома (2010-2011).
Регентский профессор психологии и образования (2011-2013).
Проректор, старший вице-президент и заведующий кафедрой этического лидерства Фонда семьи Джорджа Кайзера в Университете штата Оклахома (2012-2013).
Университет Вайоминга (2013-2014):
Президент и профессор психологии и образования в Университете Вайоминга.
Корнельский университет (с 2014 года по настоящее время):
В настоящее время является профессором человеческого развития в Колледже экологии человека Корнельского университета, а также почетным профессором психологии в Гейдельбергском университете, Германия.
Вместе с женой Карин Стернберг он является соучредителем Центра успешных отношений Стернберга.
Он входит в состав редакционных коллегий многих журналов, включая American Psychologist, Journal of Creative Behavior, Educational Psychology, Philosophical Psychology, Journal of Intelligence и многих других.
Входил в совет директоров (заместитель председателя) Центра инноваций и экономического развития OSU, Inc., 2010-2013; совет директоров Федерации ассоциаций поведенческих наук и наук о мозге, 2010-2015; совет директоров Creative Oklahoma, 2011-2013; совет директоров Международной ассоциации когнитивного образования и психологии, 2007-2013 и многие другие.
Личная жизнь:
Роберт женился на своей первой жене в возрасте 29 лет, и у них родилось двое детей. Сейчас дети выросли, счастливы в браке и успешно строят карьеру.
Позже, в возрасте 61 года, он женится на Карин Cтернберг, которая также является психологом и сотрудничает с ним в его исследованиях. У Cтернберга и его нынешней жены родились тройняшки, что ознаменовало начало его второй семьи. «У меня прекрасная жена и пятеро замечательных детей. Большего и желать нельзя», – говорит Роберт.
Карин Стернберг, доктор философии, научный сотрудник Корнельского университета, соучредитель и директор Центра успешных отношений Стернберга. Она защитила докторскую диссертацию по психологии в Гейдельбергском университете, Германия. В настоящее время она работает над проектами, связанными с развитием детей.
Личность: Роберт Стернберг всегда отличался творческим и нестандартным подходом к делу и готовностью бросить вызов устоявшимся нормам в психологии. Успех в науке он достиг благодаря своей необыкновенной настойчивости, трудолюбию, лидерским качествам и стремлением браться за трудные задачи и исследовать новые области знания.
Его наставником в аспирантуре был Гордон Боуэр.
По словам Стернберга, Гордон был потрясающим человеком, у которого он многому научился. «И я думаю, что одна из самых важных вещей, которые я узнал от него, – это важность лидерства в области. …и что нужно делать, так это быть несколько разборчивым в исследованиях, которые вы решили провести, и проводить те, которые, как вы надеетесь, действительно окажут влияние на область».
Изюминка и интересные факты:
Он является обладателем 13 почетных докторских степеней из 11 стран и получил более 20 миллионов долларов в виде грантов за всю свою карьеру.
Стернберг – заядлый виолончелист. Среди его увлечений – чтение, пешие прогулки, инвестирование.
Его любимые книги: «Испытание» Франца Кафки, „Шерлок Холмс“ Артура Конан Дойля, „Приключения Тома Сойера“ Марка Твена, „Измерение интеллекта“ Льюиса Термена.
На вопрос репортера: «Если бы вы написали автобиографию – как бы она называлась?», он ответил: «Не добился успеха – попробуй еще раз… и еще, и еще, и еще».
Ссылки:
robertjsternberg.com, encyclopedia.com, verywellmind.com, psychologytoday.com, thereadinglists.com